Научная статья на тему 'История Канской школы искусств № 1: от истоков до наших дней'

История Канской школы искусств № 1: от истоков до наших дней Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Сибирь / Красноярский край / город Канск / музыкальное образование / Канская школа искусств № 1. / Siberia / Krasnoyarsk Krai / the city of Kansk / musical education Kansk School of Arts № 1.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Милейко Юлия Николаевна

В статье впервые в отечественном музыкознании представлен материал об истории первой на территории Красноярского края Детской школы искусств, расположенной в городе Канске. На основе документов, сохранившихся в Канском городском архиве, интервьюирования работников школы и уникальных сведений, предоставленных Галиной Владимировной Анашкиной, прослеживается специфика становления и развития регионального учреждения начального музыкального образования. Его история рассматривается в контексте преобразований, которые происходили в стране в целом и в системе музыкального воспитания в частности в период с 20-х гг. XX в. до наших дней. Приводится аналитика документов, позволяющих составить представление о демографической, национальной, политической и социальной специфике города. Прослеживается влияние культурологических процессов на специфику функционирования Канской школы. Излагается информация о первых педагогах, а также о деятелях искусства, оказавшихся в Сибири в период после Октябрьской революции и способствовавших развитию начального музыкального образования в городе, расположенном на юго-востоке Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Kansk School of Arts № 1: from the Origins to the Present Day

For the first time in Russian musicology, the article presents materials about the history of the Kansk Children's Art School, the first one in Krasnoyarsk Territory. The analysis of documents allows to get an idea of the demographic, national, political and social specifics of the city. On the basis of documents preserved in the Kansk city Archive, interviews with school employees and unique information provided by Galina Vladimirovna Anashkina, the details of the formation and development of a regional institution of primary music education are traced. Its history from the 1920s to the present day is considered in the context of the transformations that took place in the country as a whole and in the system of musical education in particular. The influence of cultural processes on the Kansk school functioning is traced. The article presents information about the first teachers, as well as about workers of art who came to Siberia after the October Revolution.

Текст научной работы на тему «История Канской школы искусств № 1: от истоков до наших дней»

Милейко Юлия Николаевна, аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хво-ростовского

Mileyko Yulia Nikolaevna, postgraduate student of the Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts

E-mail: mileyko.ylia@mail.ru

ИСТОРИЯ КАНСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ № 1: ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

В статье впервые в отечественном музыкознании представлен материал об истории первой на территории Красноярского края Детской школы искусств, расположенной в городе Канске. На основе документов, сохранившихся в Канском городском архиве, интервьюирования работников школы и уникальных сведений, предоставленных Галиной Владимировной Анашки-ной, прослеживается специфика становления и развития регионального учреждения начального музыкального образования. Его история рассматривается в контексте преобразований, которые происходили в стране в целом и в системе музыкального воспитания в частности в период с 20-х гг. XX в. до наших дней. Приводится аналитика документов, позволяющих составить представление о демографической, национальной, политической и социальной специфике города. Прослеживается влияние культурологических процессов на специфику функционирования Канской школы. Излагается информация о первых педагогах, а также о деятелях искусства, оказавшихся в Сибири в период после Октябрьской революции и способствовавших развитию начального музыкального образования в городе, расположенном на юго-востоке Красноярского края.

Ключевые слова: Сибирь, Красноярский край, город Канск, музыкальное образование, Канская школа искусств № 1.

HISTORY OF THE KANSK SCHOOL OF ARTS № 1: FROM THE ORIGINS TO THE PRESENT DAY

For the first time in Russian musicology, the article presents materials about the history of the Kansk Children's Art School, the first one in Krasnoyarsk Territory. The analysis of documents allows to get an idea of the demographic, national, political and social specifics of the city. On the basis of documents preserved in the Kansk city Archive, interviews with school employees and unique information provided by Galina Vladimirovna Anashkina, the details of the formation and development of a regional institution of primary music education are traced. Its history from the 1920s to the present day is considered in the context of the transformations that took place in the country as a whole and in the system of musical education in particular. The influence of cultural processes on the Kansk school functioning is traced. The article presents information about the first teachers, as well as about workers of art who came to Siberia after the October Revolution.

Key words: Siberia, Krasnoyarsk Krai, the city of Kansk, musical education Kansk School of Arts № 1.

История начального музыкального образования в России, истоки которой уходят в XIX в., в последние годы все чаще привлекает интерес современных исследователей, приобретая актуальность в свете модернизации системы образования. Некоторые аспекты этой темы поднимались в статьях А. О. Аракеловой «Начальное предпрофессиональное музыкальное образование (духовые и ударные инструменты)» [1], Э. Г. Воскобой-никовой «Из истории начального музыкального образования в России» [2], М. В. Комиссаровой «Основные этапы музыкального образования в России» [8] и др. Авторы пишут, что на процессы в системе начального музыкального образования оказали влияние политические и экономические особенности развития страны, что обусловило корректировки в организации и функционировании учебных заведений первой ступени, а также деятельность В. П. Гутора1, который ратовал за необходимость реформы образования. Однако специфика развития региональных школ практически не изучена, а потому обладает достаточной степенью новизны. Отдельного внимания заслуживает тема появления первых музыкальных школ в городах Сибири, которые нередко становились важной составляющей культурной политики малых городов и совмещали образовательную, просветительскую и воспитательную функции. Об одной из них, расположенных в городе Канске на юговостоке

Красноярского края, пойдет речь в данной статье.

В начале XX в. Сибирь ассоциировалась не только с природными богатствами, холодами, ссыльными, но для многих становилась спасением от тягот войны и дарила надежду на новую жизнь. Это обусловило активное развитие небольших поселений, к числу которых можно отнести город Канск Красноярского края [7; 13]. Основанный в 1636 г., в начале XX в. Канск имел статус уездного города. Его население составляло 17,5 тысяч человек различных сословий и национальностей: мещане, крестьяне, казаки, купеческое сословие, дворяне, а также ссыльные и военнопленные. Документ Канского городского архива [11, с. 44] свидетельствует о том, что в городе в 1920 г. проживали подданные Австрии, Германии и Венгрии, среди которых были немцы, поляки и сербы. В этом же документе содержатся сведения иного характера, касающиеся зарегистрированных военнопленных, из которых: «германцев — 662, австрийцев — 661, венгерцев — 872, юго-славцев — 20, чехов — 10, турок — 16; об отправленных на Родину: германцев — 552, австрийцев — 471, венгерцев — 586, юго-славцев — 10, чехов — 6; об оставшихся: германцев — 96, австрийцев — 12, венгерцев — 9, юго-слав-цев — 2, чехов — 4; о беженцах из числа: германцев — 36, австрийцев — 2, венгерцев — 5» [11, с. 49]. Другую часть населения составляли беженцы из западной и

1 Автор труда «В ожидании реформы. Мысли и задачи музыкального образования» [3].

центральной части России, которые спасались от тягот Первой мировой войны, а также ссыльные.

Отношение к иностранцам, судя по имеющейся информации, было уважительным. Так, 17 февраля 1920 г. германские, австрийские, венгерские и турецкие бывшие военнопленные Канского лагеря составили резолюцию, в которой они обращаются к Советской власти с требованиями: «1. Официального уверения, что Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики пошлет бывших военнопленных иностранцев по возможности скорее на родину; <...> 4. Восстановления связи с родиною, с властями на родине и с тамошними организациями родственников бывших военнопленных, которые преследуют также эту самую цель, как и мы, для согласования их и нашей деятельности» [9, с. 45].

К данным просьбам прислушались, и в 1921 г. «эвакуация в Сибири началась. В мае месяце Сибири предоставлены 4 эшелона для 1 000 человек каждый. Пункты отправки эшелонов назначает Сибэвак, но ему с Центра даны указания представить их в первую очередь Восточной Сибири. Регистрация беженцев в Сибири продолжится до 1 сентября и, если не прекратится железнодорожные сообщения, регистрацию предположено окончить к следующей зиме. В Москву прибыл консул для Сибири господин Лекис, который выедет в Омск (орфография первоисточника сохранена. — Ю. М.)» [4, с. 72].

К сожалению, информацию о музыкантах в Канском городском архиве обнаружить не удалось. Однако имеются данные, представленные Г. А. Анашкиной2, о том, что после гражданской войны (1917-1922) в городе активно стала развиваться культура. Именно в это время в Канске появились Великорусский и симфонический оркестры, состоящие из 22 музыкантов, в основном, ссыльных и военнопленных, а также военный оркестр и большой хоровой коллектив. Следовательно, несмотря на сложные времена, культурная жизнь в городе стремительно развивалась, и происходило это при непосредственном участии представителей различных национальных культур. Можно только предполагать, какими были программы названных коллективов и их исполнительский уровень.

Анализ архивных документов позволяет сделать еще один вывод. Многие беженцы прибывали с семьями. В документе [11] читаем: «Сергей Андреевич Рыжов (34 года) — инженер, его жена — Окулина (34 года), дети: Александр (19 лет), Лидия (8 лет), Фаида (4 года) и Екатерина (1 год); Осень Игнатьевич Чепуленко (55 лет) — хлебопашенство, его жена — Агафья (40 лет), дети: Андрей (4 года), Михаил (1% года), Николай (3 месяца)» [11, с. 53]. Позволим предположить, что для при-

общения местного населения к искусству и культуре, удовлетворения появившегося спроса на организацию досуга детей, расширения контингента участников коллективов возникла потребность возникновения учебного заведения для подготовки музыкально образованных людей и передачи знаний, которыми обладали некоторые ссыльные и военнопленные.

Названные причины обусловили появление в Канске музыкальной школы — первой на территории Красноярского края. Она открылась 17 октября 1921 г. и располагалась в коммунальном доме, в одном здании с художественной студией. В преподавательский состав входили: заведующая школой и преподаватель Рытова, преподаватель Алексеева, два руководителя для начинающих учеников Жигачев и Чиркова3, которые сами являлись учениками этой школы. Музыкальная школа состояла на государственном снабжении. Заведующая школой получила жалование по четырнадцатому разряду, преподавательница Алексеева — по двенадцатому, Жигачев и Чиркова — по девятому. Заведение было оснащено двумя роялями и небольшим фондом библиотеки. В первый учебный год было принято около 60 учеников, из которых 16 обучались музыке ранее, а остальные не имели музыкальной подготовки. Образовательный процесс строился по аналогии с Народной консерваторией4: уроки музыки длились 25 минут и проходили два раза в неделю. Еженедельно заведующая школой Рытова читала часовые лекции по элементарной теории музыки.

Занятия продолжались до наступления морозов, которые внесли коррективы в работу школы. Большое помещение с выбитыми стеклами требовало капитального ремонта. В классах было холодно, но сырья для отопления руководители Уездного отдела народного образования (УОНО) не выделяли. Ученики были вынуждены сами содержать школу. Они использовали электрическую лампочку, и каждый, кто мог, приносил по несколько поленьев дров для поддержания тепла в помещении. Однако все было безуспешно, так как температура не поднималась выше 8 градусов. В связи с такими сложными условиями школу закрыли, но директор Рытова продолжала проводить занятия у себя дома и на квартирах учеников, у которых имелся музыкальный инструмент.

В январе 1922 г. преподавательский коллектив музыкальной школы полностью сократили, так как школа лишилась поддержки со стороны УОНО. С учетом данных обстоятельств и отсутствия сырья для отопления помещения образовательный процесс практически прекратился. Через некоторое время заведующей поступило предложение о переводе школы на самообеспечение. В феврале того же года рояли были перевезены в по-

2 Галина Владимировна Анашкина с 1992 по 2013 гг. руководила Канской школы искусств № 1 и на протяжении нескольких десятилетий кропотливо собирала материалы о музыкальной жизни Канска, которые были переданы ею автору данной статьи в ходе личной встречи, состоявшейся 7 февраля 2022 г.

3 К сожалению, документы не сохранили имен этих людей.

4 Тип музыкально-просветительского учреждения, деятельность которого была направлена на распространение знаний среди широких кругов населения.

мещение электро-театра «Кайтым», где установили казенную железную печку, и с 1 марта занятия возобновились. Из числа преподавателей осталась только заведующая школой — Рытова. Контингент учащихся сократился до 30 человек, так как у многих детей пропало желание заниматься музыкой из-за нестабильного ведения уроков. Ученики помогали школе отапливать помещение, а также мыли полы и платили по 60 000 руб. (по ценам 1920 г.). 8 учеников обучались бесплатно из-за хорошей успеваемости.

С наступлением весны и приходом тепла промерзшее здание электро-театра стало непригодно для проведения занятий, потому что с потолка текла вода, и от этого страдало имущество школы, рояли. В этой связи вновь стал актуальным вопрос с обеспечением помещения для школы. Учебное заведение переехало в здание старого реального училища, но с одним роялем, так как второй был изъят УОНО. Его оставили в электро-театре для иллюстрирования выставок.

Количество учеников вновь сократилось — на этот раз в связи с тем, что в общеобразовательных школах начались зачеты, и некоторые юные канцы прекратили посещать музыкальную школу. Осталось всего 15 учеников, в связи с чем плату за обучение пришлось повысить до 200 000 руб. в месяц (по ценам 1920 г.). Кроме этого, в реальном училище начался ремонт, и занятия опять были прекращены на неопределенный срок.

Несмотря на все испытания, ученики так старательно занимались, что многие из них — даже начинающие — выступали в ученических концертах, спектаклях, на революционных празднествах в Народном доме. Они играли музыкальные пьесы, доступные по технике и пониманию, на хорошем исполнительском уровне. После окончания ремонта в реальном училище занятия возобновились, а в июне 1922 г. стали проходить стабильно, что сказалось на увеличении числа учеников.

С 1 сентября помещение, в котором размещалась музыкальная школа, и рояль изъяли, поэтому снова пришлось переезжать. Музыкальный инструмент было решено поставить в здании художественной студии, а музыкальной школе по распоряжению вновь назначенного заведующего УОНО товарища Вашкорина выделили пианино из фонда расформированного Педагогического техникума, но и этот инструмент через несколько дней передали в «Клуб Марксистов». В итоге педагоги музыкальной школы стали проводить уроки в помещении при квартире заведующей школой Ры-товой. В таких сложных условиях педагоги и ученики смогли организовать платный показательный концерт. На средства, полученные от продажи билетов, купили все необходимое для отопления школы. Видя энтузиазм педагогов и учеников, заведующий УОНО отдал распоряжение доставить в помещение второй инструмент, что позволило обучающимся ежедневно заниматься на казенном рояле целый час и повысило успеваемость и результативность образовательного процесса.

Неоднозначной была ситуация с оплатой за обучение в месяц. Она постоянно повышалась, и в сентябре составила 50 руб. на 1922 г. 4-5 учеников из 32 обучались бесплатно, а некоторые платили только полвзноса. С 1 ноября 1922 г. по 1 марта 1923 г. плата в месяц за обучение была 4 рубля на 1923 г. Деньги учеников шли на хозяйственные нужды школы. Для учета была заведена денежная и квитанционная книги с целью подтверждения оплаты. Нововведения коснулись и руководящего состава школы: с 1 ноября Рытову перевели на государственное снабжение и стали платить ей по двенадцатому разряду. Благодаря таким условиям педагоги и ученики в течение зимы 1922-1923 гг. поставили два спектакля и два показательных концерта школы.

С 1 апреля 1923 г. заведующую школой вновь сняли с государственного обеспечения. Учебное заведение перевели на самообеспечение, поэтому плата на июнь месяц повысилась до 15 рублей. В течение 1923 г. контингент учащихся колебался от 24-х до 32-х. 3-го июня был дан последний в 1922-23 уч. г. показательный концерт. При благоприятных условиях занятия планировали возобновить 15 сентября 1923 г., но из-за нестабильной обстановки в городе это оказалось возможным лишь спустя 27 лет.

За эти годы Канск стал городом краевого подчинения, войдя в состав образованного в 1934 г. Красноярского края, а в начале 40-х гг. XX в. в город были эвакуированы заводы. Как пишет научный сотрудник Канского краеведческого музея Т. А. Дударева, «в годы Великой Отечественной войны в городе появились новые предприятия — табачно-махорочная фабрика, хлопчатобумажный комбинат» [5], и в послевоенные годы предприятия преумножились. «Это были годы строительства и развития городских инфраструктур: социальных, бытовых, инженерных, торговых, коммунальных, производственных» [12, с. 142]. В результате Канск превратился в один из крупных промышленных центров Красноярского края. Функционировали хлопчатобумажный комбинат (открыт — в 1945, закрыт — в 2000-х гг.), ремонтно-механический завод5 (1941 г.), кондитерская фабрика (1952 г.), литейно-механический завод (1949 г.) и др.

В связи с увеличением числа промышленных предприятий стал актуальным вопрос с кадрами. Для его решения привлекались работники из сельской местности и разрушенных войной областей России. По сравнению с началом XX в. население возросло «с 15 000 чел. в 1917 г. до 72 100 чел. в 1959 г.» [6]. «Соответственно их необходимо было учить, обеспечивать жильем, то есть параллельно с развитием промышленных предприятий необходимо было открывать учебные заведения, строить жилье, совершенствовать коммунально-бытовую инфраструктуру города — открывались кинотеатры, клубы, столовые, коммунальные предприятия, возводились спортивные сооружения» [12, с. 142]. Позитивные

5 Создан в годы военной эвакуации. По названию завода был организован поселок — Ремзавод.

сдвиги коснулись и музыкального образования в городе: в июне 1950 г. решением Краевого отдела искусств была открыта Детская музыкальная школа № 1 города Канска6. Директором была назначена Лариса Петровна Крючкова7. Как указывает официальный источник, впоследствии «именно её заслугой было признание школы образцовой в Красноярском крае» [7].

Для ведения учебной деятельности школе выделили деревянное здание: финский домик с печным отоплением, в котором было 6 комнат. Он располагался на углу улиц Горького и Каладашвили. Здание не сохранилось, потому что через некоторое время его снесли. На момент открытия школа не имела инструментария и мебели, но у директора была четкая установка, которую не выполнить она не могла — организовать музыкальную школу. Ларисе Петровне вызвался помочь директор технологического техникума, который поспособствовал в обеспечении школы мебелью, передав списанные стол и табуреты. Баян приобрели на рынке (барахолке), пианино — в комиссионном магазине. Первыми педагогами были репрессированные музыканты, которые в то время отбывали ссылку в Канске. В классе скрипки — выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Ю. Е. Дементьева8 и Н. Г. Сариев9; в классе фортепиано — выпускник Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Г. Г. Струве и Г. М. Петрова, супруга репрессированного гроссмейстера по шахматам В. М. Петрова". Музыкальную литературу преподавал В. В. Рухлядев, сольфеджио вел Ф. И. Головнев. В 1954 г. в школе появился первый рояль. Его подарил личный врач М. Горького", который был репрессирован в Канск.

На момент открытия в музыкальной школе обучение велось по трем специальностям — фортепиано, скрипка и баян. Позже появились: виолончель, домра, аккордеон, гитара, фольклор, вокал. Это всецело было связано с кадровым составом, который постепенно пополнялся новыми специалистами. С введением класса хореографии учебное заведение стало именоваться школой искусств.

В 60-е гг. школа переехала в новое здание с большим концертным залом. В это время открылся класс виолончели. Преподавателем стал В. С. Файтельберг.

С увеличением классов для занятий возрос конкурс при поступлении и составил около 10 человек на место, что свидетельствует о появившейся заинтересованности в обучении музыкальным дисциплинам. Помимо этого, выделили дополнительные места для всех желающих,

в том числе и для взрослых. В документе [10, с. 465] читаем: «Исполком горсовета РЕШИЛ:

1. Открыть с 1X1.64 г. вечернюю школу общего музыкального образования с трехлетним сроком обучения на базе детской музыкальной школы.

2. Определить контингент учащихся в количестве 25 человек, в т. ч. по классу фортепиано — 13; по классу баяна — 12.

3. Обязать директора детской музыкальной школы т. Крючкову организовать вступительные экзамены лиц, желающих обучаться в школе, с 20 по 30 октября с. г.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на зав. отделом культуры т. Моисееву».

Вследствие такой инициативы властей количество учащихся увеличилось до 250 человек. Более 70 процентов выпускников школы продолжали свое обучение музыке, поступали в средние и высшие учебные заведения. Среди них: Евгений Николаевич Лаук (фортепиано) — заслуженный артист России, профессор, долгое время работавший на кафедре специального фортепиано Красноярского государственного института искусств (ныне Сибирский институт искусств имени Дмитрия Хворостовского); Максим Владимирович Сорока — преподаватель по классу баяна Красноярского колледжа искусств имени П. И. Иванова-Радкевича. Многие выпускники сейчас работают в городах Сибирского региона: Кемерово, Красноярске, Новосибирске.

В 1975 г. в стенах школы начали проводить зональный конкурс «Ступеньки мастерства», который не утратил своей актуальности и по сей день. Участниками конкурса являются учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств восточной части Красноярского края. Конкурсные прослушивания проводятся по следующим номинациям: солисты-инструменталисты — фортепиано, классическая гитара, домра, балалайка, в каждой по 5 возрастных категорий, от 7 до 15 лет. Несмотря на статус «зонального», в конкурсе принимают участие музыканты, имеющие опыт выступлений и удостоенные званий лауреатов всероссийского и международного уровня. В 2022 г. для участия в «Ступеньках мастерства» в Канск прибыли музыканты из близлежащих городов Иланский и Зеленогорск, а также из сел Чечеул и Партизанское. Всего 23 исполнителя.

Большую роль в истории учебного заведения сыграла Галина Владимировна Анашкина, которая с 1992 по 2013 г. была директором Канской школы искусств № 1, а сейчас работает в должности преподавателя. По ее инициативе в начале 90-х гг. открыли отделение само-

6 Показательно, что в самом краевом центре на тот момент функционировало всего две музыкальные школы.

7 Образование неоконченное среднее специальное. По профессии — балалаечница.

8 Окончила Варшавский университет (юридический факультет), Московскую государственную консерваторию по классу скрипки. Знала шесть языков.

9 Брат армянского советского художника-живописца, графика, сценографа, народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, Лауреата Ленинской и Сталинской премии второй степени Мартироса Сарьяна.

10 Владимир Михайлович Петров входил в число ведущих шахматистов мира. Однако в 1942 г. был арестован по ложному доносу, приговорен к десяти годам лагерных работ и через год скончался в ГУЛАГе.

11 К сожалению, фамилия и имя этого человека неизвестны, как и не удалось обнаружить каких-либо сведений, подтверждающих эти данные.

окупаемости по двум специальностям — фортепиано и баян, а также группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет. Из-за сложностей с оплатой и оттоком контингента отделение вскоре закрыли, и в 2007 г. директор приняла решение обратиться к родителям о помощи. В практику были введены добровольные пожертвования. На эти средства приобретали канцелярские товары, мебель, делали косметический ремонт.

Еще один важный шаг был сделан Галиной Владимировной в 2002 г.: в связи с открытием хореографического отделения Канская музыкальная школа переименована в школу искусств. Примечательно, что на хореографическом отделении преподаватели и учащиеся ставят полноценные балетные спектакли с декорациями, костюмами, такие как «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева, К. Хачатурян «Чиполлино», «Снежная королева» на музыку

Н. А. Римского-Корсакова.

В 2020 г. в рамках национального проекта «Культура» школой были получены новые музыкальные инструменты: гитара, домры, балалайки, барабаны, скрипки, духовые инструменты, аккордеон, салонный рояль. Благодаря этому у учащихся появилась возможность заниматься на качественных инструментах. Кроме этого, в школе планируется капитальный ремонт, над проектом которого на данный момент работают планировщики и администрация учебного заведения.

Школа искусств № 1 города Канска продолжает жить и развиваться вопреки всем сложностям, которые стояли на пути самого первого начального музыкального учебного заведения в Красноярском крае. Ее история, насыщенная событиями, отражает многие процессы, характеризовавшие сложный и длительный период истории нашей страны.

Литература

1. Аракелова А. О. Начальное предпрофессиональное музыкальное образование (духовые и ударные инструменты) // Идеи и идеалы. 2011. № 4 (10). Т. 1. С. 114-121.

2. Воскобойникова Э. Г. Из истории начального музыкального образования в России // Культурная жизнь юга России. 2014. № 1 (52). С. 108-110.

3. Гутор В. П. В ожидании реформы мысли о задачах музыкального образования. СПб.: типо-лит. Месника и Римана, 1891. 56 с.

4. Документы о снятии с учета и реэвакуации беженцев из городов Прибалтики и России в места прежнего проживания (заявления, списки, расписки, удостоверения, регистрационные карточки и переписка). Канский городской архив. Р-102. № 1. Дело № 54. 186 с.

5. Дударева Т. А. Промышленные предприятия города Канска в годы Великой Отечественной войны: забытые страницы истории. URL: https://канскаяепархия.рф/wp-content/ uploads/2020/10/Dudareva-T.A.-Promyshlennost-Kanska-v-gody-vojny.pdf (дата обращения 08.03.2022).

6. Канск // Историческая энциклопедия Сибири. URL: http://irkipedia.ru/content/kansk_istoricheskaya_enciklopediya_ sibiri_2009 (дата обращения 24.02.2022).

7. Канску 368 лет. URL: https://канск-24.рф/history.php

(дата обращения 18.02.2022).

8. Комиссарова М. В. Основные этапы музыкального образования в истории России // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 88. С. 60-63.

9. Протокол и резолюция общего собрания бывших военнопленных иностранного подданства. Сведения о численном составе бывших военнопленных; об учете бывших военнопленных работавших и безработных. Переписка с Енисейским губернским управлением и городскими учреждениями о передаче имущества и лошадей концентрационного лагеря, о выдаче оружия для охраны, о возвращении военнопленных на родину и другим производственным вопросам. Канский городской архив. Р-102. № 1. Дело № 14. 158 с.

10. Протоколы заседаний исполнительного комитета городского Совета. Канский городской архив. Р-14. № 1. Дело № 228. 599 с.

11. Сведения о численном и национальном составе бывших военнопленных и беженцев, проживавших в Канском уезде. Канский городской архив. Р-102. № 1. Дело № 3. 54 с.

12. Сапрунов С. Н. Город, не потерявшийся в веках. Канск: Мангуст и К, 2020. 207 с.

13. Царев В. И. Канск. Градостроительная летопись. Красноярск: Витал. 1996. 239 с.

References

1. Arakelova A. O. Nachalnoe predprofessionalnoe muzykalnoe obrazovanie (duhovye i udarnye instrumenty) [Primary pre-pro-fessional musical education (wind and percussion instruments)] // Idei i idealy [Ideas and ideals]. 2011. № 4 (10). V. 1. P. 114-121.

2. Voskobojnikova E. G. Iz istorii nachalnogo muzykalnogo obrazovaniya v Rossii [From the history of primary music education in Russia] // Kulturnaya zhizn yuga Rossii [Cultural life ofthe South of Russia]. 2014. № 1 (52). P. 108-110.

3. Gutor V. P. V ozhidanii reformy mysli o zadachah muzykalnogo obrazovaniya [Anticipating the reform of thoughts on the tasks of music education]. SPb.: tipo-lit. Mesnika i Rimana, 1891. 56 p.

4. Dokumenty o snyatii s ucheta i reevakuacii bezhentsev iz gorodov Pribaltiki i Rossii v mesta prezhnego prozhivaniya (zayavleniya, spiski, raspiski, udostovereniya, registratsionnye

kartochki i perepiska) [Documents on de-registration and re-evacuation of refugees from the Baltic States and Russia to their former places of residence (applications, lists, receipts, certificates, registration cards and correspondence)]. Kanskij gorodskoj arhiv. R-102. № 1. Delo № 54. 186 p.

5. Dudareva T. A. Promyshlennye predpriyatiya goroda Kanska v gody Velikoj Otechestvennoj vojny: zabytye stranitsy istorii [Industrial enterprises of the city of Kansk during the Great Patriotic War: forgotten pages of history]. URL: https://kanskayaeparxiya. rf/wp-content/uploads/2020/10/Dudareva-T.A.-Promyshlen-nost-Kanska-v-gody-vojny.pdf (Access date: 08.03.2022).

6. Kansk [Kansk] // Istoricheskaya entsiklopediya Sibiri [Historical Encyclopedia of Siberia]. URL: http://irkipedia.ru/content/ kansk_istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009 (Access date:

24.02.2022).

7. Kansku 368 let [Kansk is 368 years old]. URL: https:// kansk-24.rf/history.php (Access date:18.02.2022).

8. Komissarova M. V. Osnovnye etapy muzykalnogo obrazovani-ya v istorii Rossii [The main stages of music education in the history of Russia] // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Novgorod State University]. 2015. № 88. P. 60-63.

9. Protokol i rezolyutsiya obshchego sobraniya byvshix voen-noplennyh inostrannogo poddanstva. Svedeniya o chislennom sostave byvshih voennoplennyh; ob uchete byvshih voennoplen-nyh rabotavshih i bezrabotnyh. Perepiska s Enisejskim guber-nskim upravleniem i gorodskimi uchrezhdeniyami o peredache imushchestva i loshadej koncentracionnogo lagerya, o vydache oruzhiya dlya ohrany, o vozvrashchenii voennoplenny na rodinu i drugim proizvodstvennym voprosam [Protocol and resolution of the general meeting of former prisoners of war of foreign nationality. Information on the number of former prisoners of war;

on the registration of former prisoners of war who worked and unemployed. Correspondence with the Yenisei provincial Administration and city institutions on the transfer of property and horses of the concentration camp, on the issue of weapons for protection, on the return of prisoners of war to their homeland and other issues]. Kanskij gorodskoj arhiv. R-102. № 1. Delo № 14. 158 p.

10. Protokoly zasedanij ispolnitelnogo komiteta gorodskogo Soveta [Minutes of meetings of the Executive Committee of the City Council]. Kanskij gorodskoj arxiv. R-14. № 1. Delo № 228. 599 p.

11. Svedeniya o chislennom i nacionaFnom sostave byvshih voennoplennyh i bezhentsev, prozhivavshih v Kanskom uezde [Information on the number and nationality of former prisoners of war and refugees who lived in Kansk county]. Kanskij gorodskoj arhiv. R-102. № 1. Delo № 3. 54 p.

12. SaprunovS. N. Gorod, ne poteryavshijsya v vekah [A city that has not been lost for centuries]. Kansk: Mangust i K, 2020. 207 p.

13. Czarev V. I. Kansk. Gradostroitelnaya letopis [Kansk. Urban planning chronicle]. Krasnoyarsk: Vital. 1996. 239 p.

Информация об авторе

Юлия Николаевна Милейко E-mail: mileyko.ylia@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского» 660049, г. Красноярск, ул. Ленина, 22

Information about the author

Yulia Nikolaevna Mileyko E-mail: mileyko.ylia@mail.ru

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts

660049, Krasnoyarssk, 22 Lenin Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.