15. OR RNB. F. 805. Ed. khr. 14 [Department of Manuscripts of the Russian National Library. Stock 805. Record 14]. (In Russ.).
16. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1880-1881 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1881. 28 p. (In Russ.).
17. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1881-1882 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1882. 28 p. (In Russ.).
18. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1885-1886 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1886. 21 p. (In Russ.).
19. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1909-1910 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Type-lithography of I. Yudelevich, 1911. 29 p. (In Russ.).
20. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kvartetnoy muzyki za 1876-1877 god [Report of the St. Petersburg Quartet Music Society]. St. Petersburg, E. Goppe Publ., 1877. 19 p.
21. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kvartetnoy muzyki za 1877-1878 god [Report of the St. Petersburg Quartet Music Society]. St. Petersburg, E. Goppe Publ., 1878. 23 p.
22. Otchet S.-Peterburgskogo obshchestva kamernoy muzyki za 1890-1891 god [Report of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, E. Goppe Publ., 1891. 15 p. (In Russ.).
23. Otchet soveta S.-Peterburgskogo Obshchestva kamernoy muzyki za 1891-1892 god [Report of the Council of the St. Petersburg Chamber Music Society]. St. Petersburg, Eduard Goppe Publ., 1892. 17 p. (In Russ.).
24. Raaben L.N. Instrumental'nyy ansambl'v russkoy muzyke [The instrumental ensemble in Russian music]. Moscow, Muzgiz Publ., 1961. 476 p. (In Russ.).
25. Ustav S.-Peterburgskogo obshchestva kvartetnoy muzyki [Charter of the St. Petersburg Quartet Music Society]. St. Petersburg, The Imperial Academy of Sciences Publ., 1872. 7 p. (In Russ.).
26. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. XIII [Complete collection of works. Literary works and correspondence. Vol. XIII]. Moscow, Muzyka Publ., 1971. 636 p. (In Russ.).
27. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. XVIA [Complete collection of works. Literary works and correspondence. Vol. XVIA]. Moscow, Muzgiz. Publ., 1974. 376 p. (In Russ.).
28. Chaykovskiy P.I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. II [Complete collection of works. Literary works and correspondence. Vol. II]. Moscow, Muzgiz. Publ., 1953. 437 p. (In Russ.).
29. Chaykovskiy P.I. Khronika [Сhronicle]. Muzykal'noe obozrenie [Music Review], 1886, 30 October, p. 46. (In Russ.).
УДК 372.878
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-100-105
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ № 8 ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Милейко Юлия Николаевна, аспирант второго года обучения, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск, РФ). E-mail: mileyko.ylia@mail.ru
Статья посвящена истории Детской школы искусств № 8 города Красноярска, которая создавалась в экономически сложный период, получивший в дальнейшем название «постперестроечный». Автор отмечает изменения, произошедшие в это время в законодательстве в отношении образовательной деятельности и повлиявшие на ее развитие, приводит факты об общей политической и экономической ситуации в городе Красноярске и в стране в целом, которые оказывали влияние на все сферы, в том числе и на музыкальное образование. В исследовании обозначаются основные этапы развития школы: от рождения идеи о создании учреждения в молодом микрорайоне Взлетка (1995) до открытия нового, специально построенного здания (2009). Особое внимание уделяется персоналиям, стоявшим у истоков
зарождения школы и оказавшим огромное влияние на ее успешное развитие. В первую очередь, это Е. Н. Белова, выступившая инициатором, идейным вдохновителем школы и установившая традиции учреждения в период ее работы в должности директора (1995-2004). В основу статьи положены документы, обнаруженные в фондах Красноярского городского архива: публикации по истории города Красноярска, годовые статистические отчеты ДШИ № 8. Автор выражает благодарность первому директору Елене Николаевне Беловой, которая оказала содействие в подготовке статьи и предоставила ценные материалы, позволившие составить целостную картину об истории школы. Представленные сведения впервые публикуются в научном издании и служат расширению информационного поля исследований, посвященных региональному образованию и краеведению, а также специфике организации образовательного учреждения начального звена в одном из крупнейших регионов страны.
Ключевые слова: начальное музыкальное образование, Детская школа искусств № 8, город Красноярск, период перестройки, реформа в образовании.
PAGES OF THE HISTORY OF KRASNOYARSK CHILDREN'S
ART SCHOOL NO. 8
Mileyko Yuliya Nikolaevna, Postgraduate of the Second Year of Study, Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: mileyko.ylia@mail.ru
The article presents information about the history of Krasnoyarsk Children's Art School No. 8, created during an economically difficult period, later called post-perestroika. The changes that occurred at that time in the legislation regarding the educational activities and influenced its development are shown. The facts about the general political and economic situation in Krasnoyarsk and country as a whole, which influenced all spheres, including music education, are given. The main stages of the school's development are outlined: from the birth of the idea of creating an institution in the young microdistrict Vzletka (1995) to the opening of a new purpose-built building (2009). Special attention is paid to the personalities who stood at the origins of the school and had a huge impact on its successful development. First of all, E.N. Belova, who was the initiator, the ideological inspirer of the school who laid the main foundation of the institution's traditions during her tenure as director (1995-2004). The article is based on documents found in the funds of the Krasnoyarsk City Archive: publications on the history of Krasnoyarsk, annual statistical reports of School No. 8. The author expresses gratitude to first director Elena Nikolaevna Belova, who has assisted in the preparation of the article and provided valuable materials that allowed to make a complete picture of the school history. The presented information is published for the first time in scientific literature and serves to expand the information field about regional education and local history, as well as about the specifics of the organization of an elementary educational institution in one of the largest regions of the country.
Keywords: primary music education, Children's Art School No. 8, Krasnoyarsk, the period ofperestroika, reform in education.
На рубеже 80-90-х годов XX века в стране начался период, впоследствии вошедший в историю под названием «перестройка». Реформы коснулись всех аспектов жизни общества, в том числе и начального музыкального образования, которое стало рассматриваться как дополнительное. Музыкальные школы перешли в подчинение муниципалитетов. В связи с этим поменялся
порядок организации учебного процесса, о чем красноречиво свидетельствует Приказ Министерства культуры СССР от 28 мая 1987 года № 242 «Об утверждении типовых учебных планов детской музыкальной школы (музыкального отделения школы искусств)».
Из обозначенных в приказе пунктов особенно хотелось бы обратить внимание на два. Пер-
вый касается официального появления платной формы обучения детей. С одной стороны, это позволило музыкальным учреждениям привлекать больше детей дошкольного возраста с целью подготовки их к обучению в ДМШ и ДШИ. Однако, с другой стороны, вкупе с последовавшим через несколько лет ухудшением демографической ситуации платное обучение привело к очевидному разделению детей по уровням музыкальной подготовки, поскольку школам приходилось принимать на обучение всех желающих без конкурсного отбора - исключительно с целью пережить сложные времена за счет поступления внебюджетных средств. В результате платное обучение распространилось не только на подготовительные отделения, но и на все уровни обучения.
Второй пункт упомянутого Приказа свидетельствует об изменении порядка регламентирования деятельности учреждений дополнительного образования. Начался процесс обновления типовых планов, а затем изменился и порядок учебного процесса в школах. До перестройки учебные программы утверждало руководство Всесоюзного методического кабинета, после чего они принимались в работу всеми музыкальными школами большой многонациональной страны. В 1992 году все права были переданы Министерству образования.
Годом позже последовали изменения, коснувшиеся системы подготовки кадров. А. О. Аракело-ва пишет: если «до 1992 года функционирование системы музыкального образования обеспечивалось нормативными актами Минкультуры СССР (РСФСР) либо совместными актами министерств образования и культуры, то с 1992 года законодательство Российской Федерации закрепило право определять государственную политику во всех отраслях образования только за одним ведомством -Министерством образования» [1, с. 223]. Данные изменения были приняты согласно Закону «Об образовании», опубликованном в 1992 году. Все образовательные программы с этого времени должны были составляться с учетом Федеральных государственных требований (ФГТ), которые распространялись на образовательные учреждения всех уровней подготовки, в том числе на детские музыкальные школы и школы искусств.
В период с 1992 по 2011 годы учреждения дополнительного образования детей руководствовались вышеназванным Законом и Типовым положением, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года № 233. На основании этих документов ДМШ и ДШИ были приравнены к центрам детского творчества, кружкам по интересам, домам детского творчества, вследствие чего «статус учреждения дополнительного образования детей уже не предполагал для детской школы искусств1 ни обязательных на территории всей страны учебных планов, ни выдачи выпускнику после окончания детской школы искусств документа, форма которого была бы едина на всей территории страны, ни обязательных на всей территории страны требований к учебному процессу, качественному составу педагогических кадров, материально-технической базе, библиотечным фондам и т. д.» [1, с. 228]. Данная «свобода» повлекла за собой проблемы в организации учебного процесса, финансировании и т. д.
Ситуация усугублялась экономическими проблемами, возникшими после 1992 года. «Во многих регионах страны, особенно дотационных, детские школы искусств стали финансироваться по остаточному принципу. В зависимости от объемов финансирования строился и учебный процесс, а не наоборот. Резкое сокращение финансовых средств, особенно по статье "заработная плата", привело в большинстве регионов страны к сокращению в детских школах искусств перечня наиболее важных предметов и объема часов по ним» [1, с. 230]. Не стал исключением и Красноярский край - второй по масштабам регион Российской Федерации.
Как указывают авторы монографии о Красноярске, «первая половина 1990-х годов ознаменовалась резким ухудшением экономической и социальной ситуации в городе, нарастала безработица. Кроме того, закрывались крупные промышленные предприятия, НИИ, КБ, и тысячи квалифицированных специалистов лишились работы» [5, с. 574]. Еще более напряженная ситуация сло-
1 Хотя в диссертации А. О. Аракеловой речь идет о детских школах искусств, такая же ситуация отмечалась в детских музыкальных и художественных школах.
жилась в бюджетных учреждениях, где «люди месяцами не получали зарплату» [5, с. 577]. Естественно, что экономическая ситуация напрямую коснулась сферы образования и культуры. «В этот период практически прекратилось строительство школ, детских дошкольных учреждений. Резкое сокращение финансирования сказывалось буквально на всех сторонах школьной жизни: быстрый износ зданий, устаревание школьного оборудования, ухудшение качества питания в школьных столовых, повальное закрытие дошкольных учреждений, оставшихся в собственности приватизированных предприятий, прекращение системы повышения квалификации учителей» [5, с. 602]. То же самое можно сказать и о ДМШ и ДТТТИ, испытывавших дефицит финансирования и вынужденных самостоятельно решать проблемы с бюджетными ставками, отсутствием помещений, инструментария и т. д. Однако, вопреки всему, именно в этот сложный период в Красноярске появляется школа, которая через 20 лет становится одной из лучших в городе.
Инициатором, вдохновителем и первым директором стала Елена Николаевна Белова. Ввиду отсутствия финансирования первоначально были созданы три филиала, функционировавших на базе общеобразовательных школ: в школе-интернате микрорайона «Зеленая Роща», в детском саду «Ромашка»2, третий на базе Средней общеобразовательной школы № 145 на улице 78 Добровольческой Бригады, 1а. Занятия велись по шести специальностям: фортепиано, скрипка, флейта, домра, аккордеон, баян и в хоровых классах общеэстетического развития. После успешного создания филиалов Е. Н. Белова стала добиваться открытия самостоятельного учебного заведения в новом микрорайоне Взлетка3, который в то время активно осваивался. Благодаря поддержке
2 Принадлежал Красноярскому алюминиевому заводу и располагался напротив Средней общеобразовательной школы № 145.
3 «Взлетка (правильное наименование Аэропорт) - городской жилмассив, возникший на месте части аэродрома аэропорта Красноярска. Название "Взлетка" произошло от словосочетания "взлетная полоса" - места строительства района. Состоит из нескольких микрорайонов. Строительство массива началось в конце 1980-х годов» [3].
Главного управления культуры администрации г. Красноярска и его руководителя С. В. Кудря-шова Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 8» приняло первых учеников 1 марта 1995 года. Решение открыть государственную, а не частную школу было обосновано расчетами, представленными Е. Н. Беловой, которая доказала, что сумма ежемесячной оплаты за обучение будет очень высокая и неподъемная для многих родителей.
Интересна история с выбором номера школы. Варианты были следующие: № 8 и № 17. Восьмая была открыта в 1962 году по инициативе сотрудников химико-металлургического завода, но в 1993 году «в связи с экономической перестройкой страны и финансовыми трудностями завода ХМЗ школа была передана Красноярскому училищу искусств и приобрела нового учредителя в лице Агентства культуры Администрации Красноярского края. С этого момента школа вошла в структурное подразделение училища и получила новое название: Детская музыкальная школа при ГОУ СПО "Красноярское училище искусств"» [7, с. 158]. В связи с этим цифра 8 освободилась. Е. Н. Белова приняла решение остановиться на ней, так как согласно нумерологии, она означает бесконечность. Как пояснила директор, эта цифра показалась ей символичной: «Чтобы школа жила вечно».
Коллективу определили небольшой фонд заработной платы и несколько педагогических ставок без предоставления собственного помещения. Официально учреждению выделили здание в микрорайоне Северный, на улице Водопьянова, 10, но по заключению различных инстанций для размещения музыкальной школы оно было непригодно. Поэтому занятия продолжались на базе школы № 145.
Под руководством активного и инициативного директора школа стремительно развивалась. 1 сентября 1995 года было организовано отделение самоокупаемости - одно из первых в городе Красноярске. Благодаря этому появились средства, позволяющие выплачивать заработную плату педагогам. Кроме этого, привлечение дополнительных средств позволило обеспечить ремонт
помещения, который требовался после выезда предыдущих арендаторов. Помощь пришла также со стороны директора Красноярского алюминиевого завода, понимавшего необходимость поддержки начинающих талантов. В итоге в школе в короткие сроки провели евроремонт аудиторий и концертного зала.
Для качественной работы всех отделений приглашались профессора Красноярской государственной академии музыки и театра (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского) [8] с целью консультирования педагогов и проведения мастер-классов для сотрудников и учащихся школы. В результате большой совместной работы директора и коллектива к 2000 году Детская школа искусств № 8 стала одной из лучших в Красноярском крае по всем показателям. В подтверждение этому приведем некоторые положения из отчета, хранящегося в Красноярском городском архиве [4]. В школе велось обучение на отделениях: фортепиано, оркестровых инструментов (скрипка, виолончель, кларнет, гобой, саксофон, труба), народных инструментов (баян, аккордеон, гитара), хоровом, теоретическом, а также на хореографическом (классическая, эстрадная) и подготовительном отделении для детей 4-6 лет. Всего обучалось 201 человек, из них в профориентационной группе - 23 ученика. В первый класс принято 27 человек.
С 1999 года директор школы заключила договор о совместной деятельности с Педагогическим колледжем № 1, выпускники которого сдавали экзамен, «показав свою работу с академическим хором ДТТТИ № 8 "Капель"» (рук. Т. А. Языкова) [4]. В последующие годы наметились устойчивые традиции участия в городских и всероссийских конкурсах. Были созданы оркестровые, хореографические коллективы и ансамбли, которые активно принимали участие в концертной жизни школы и города.
Однако существовали и проблемы. В связи с острой нехваткой учебных помещений занятия проводились с 08:00 до 21:00 ч. ежедневно и в выходные. В 1999 году закрылось отделение хореографии на бюджетном отделении, и все дети по согласованию с родителями и Управлением культуры были переведены на внебюджетную
форму обучения, а школа стала именоваться музыкальной.
Одним из главных событий в жизни ДШИ № 8 стало строительство отдельного помещения для школы на углу ул. Молокова и ул. Батурина, которое началось 23 ноября 2000 года. Е. Н. Белова, обучавшаяся по программе переподготовки «Государственное и муниципальное управление всфере культуры»4, выстроилапартнерские взаимо -действия с московскими коллегами, родительским комитетом школы, депутатом Городского совета В. Я. Жуковским5, администрацией города Красноярска, управлением и успешно лоббировала интересы школы на разных уровнях. Программа развития школы была представлена Городскому совету г. Красноярска и получила поддержку органов власти. В итоге члены Городского совета приняли решение о строительстве школы. Оно велось АО «Гражданпроект» (архитектор В. Ульянов). Был разработан оригинальный проект здания, задуманный в форме открытой крышки рояля с учетом пожеланий заказчика. По объективным причинам строительство школы заняло больше предполагавшегося времени. Долгожданное событие произошло 9 февраля 2009 года. В этот день открылось новое, специально построенное здание, где школа работает и по сегодняшний день. С 1 января 2010 года учреждение получило статус автономного.
В 2025 году ДТТТИ № 8 будет праздновать тридцатилетний юбилей. Преподаватели и учащиеся учебного заведения продолжают завоевывать звания лауреатов конкурсов различного уровня, принимают участие в олимпиадах, что является признаком результативности работы и самым очевидным подтверждением правильности принятого в 1995 году решения об открытии школы искусств № 8 в микрорайоне Взлетка, несмотря на нестабильные политические и экономические условия в городе Красноярске и в стране в целом.
4 Е. Н. Беловой принадлежит статья «Правовое обеспечение деятельности школы искусств», которая была опубликована в трех номерах московского журнала «Справочник учреждения культуры» [2].
5 Жуковский Владимир Яковлевич (1944-2018) -депутат Красноярского городского совета, заслуженный артист России, профессор, член правления краевого отделения Союза театральных деятелей России.
Литература
1. Аракелова А. О. Отечественное образование в области музыкального искусства: исторический опыт, проблемы и пути развития: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: дис. ... д-ра искусствоведения. -Магнитогорск, 2012. - 589 с.
2. Белова Е. Н., Воронцова Л. М., Лыткина Т. А., Филиппова М. А. Реализация программно-целевого подхода к управлению инновационной деятельностью детской школы искусств // Инновации в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (11). - С. 5-14.
3. Взлетка [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kraskompas.ru/doma-i-ulitsy/orientiry-krasnoyarska/item/ 907-zhiloj-rajon-vzletka.html (дата обращения: 15.12.2021).
4. Годовые отчеты о работе ДМШ, ДШИ, ДХШ. Т. 1. - Ф. Р-1202. - Оп. 1. - Д. 454. - С. 16-35.
5. Красноярск: от прошлого к будущему: Очерки истории города / ред. коллегия Г. Ф. Быконя, В. В. Куимов, П. И. Пимашков, В. И. Федорова. - Красноярск: РАСТР, 2013. - 640 с.
6. Милейко Ю. Н. Е. Б. Лисянская и ее учебная программа по дисциплине «Музыкальная литература» // Вестник музыкальной науки. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 163-170.
7. Музыкальная культура Красноярска. - Т. 3. 1978-2012. - Красноярск, 2012. - 432 с.
8. Об институте [Электронный ресурс]. - URL: https://kgii.ru/main/institut-about (дата обращения: 19.01.2022).
References
1. Arakelova A.O. Otechestvennoe obrazovanie v oblasti muzykal'nogo iskusstva: istoricheskiy opyt, problemy i puti razvitiya: spetsial'nost' 17.00.02 «Muzykal'noe iskusstvo»: dis. ... d-ra iskusstvovedeniya [Russian education in the field of musical art: historical experience, problems and ways of development: specialty 17.00.02 "Musical art". Diss. of Dr of Art History]. Magnitogorsk, 2012. 589 p. (In Russ.).
2. Belova E.N., Vorontsova L.M., Lytkina T.A., Filippova M.A. Realizatsiya programmno-tselevogo podkhoda k upravleniyu innovatsionnoy deyatel'nost'yu detskoy shkoly iskusstv [Implementation of a program-oriented approach to the management of innovative activities of the children's art school]. Innovatsii v nepreryvnom obrazova-nii [Innovations in continuing education], 2016, no. 1 (11), pp. 5-14. (In Russ.).
3. Vzletka. (In Russ.). Available at: https://www.kraskompas.ru/doma-i-ulitsy/orientiry-krasnoyarska/item/907-zhiloj-rajon-vzletka.html (accessed 15.12.2021).
4. Godovye otchety o rabote DMSh, DShI, DKhSh. T. 1 [Annual reports on the work of children's music schools, children's art schools, children's artistic schools. Vol. 1], F. R-1202, Op. 1, D. 454, pp. 16-35. (In Russ.).
5. Krasnoyarsk: ot proshlogo k budushchemu: Ocherki istorii goroda [Krasnoyarsk: from the past to the future: Essays on the history of the city]. Ed. by G.F. Bykonya, V.V. Kuimov, P.I. Pimashkov, V.I. Fedorova. Krasnoyarsk, RASTR Publ., 2013. 640 p. (In Russ.).
6. Mileyko Yu.N. E.B. Lisyanskaya i ee uchebnaya programma po distsipline «Muzykal'naya literatura» [Lisyanskaya and her curriculum in the discipline «Musical literature»]. Vestnik muzykal'noy nauki [Bulletin of Musical Science], 2020, vol. 8, no. 3, pp. 163-170. (In Russ.).
7. Muzykal'naya kul'tura Krasnoyarska. T. 3. 1978-2012 [Musical culture of Krasnoyarsk. Vol. 3. 1978-2012]. Krasnoyarsk, 2012. 432 p.
8. Ob institute [About the institute]. (In Russ.). Available at: https://kgii.ru/main/institut-about (accessed 19.01.2022).
УДК 786/789
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-105-113
ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Будагян Регина Робертовна, кандидат искусствоведения, доцент, Институт «Академия имени Маймонида», Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) (г. Москва, РФ). E-mail: r.budagyan@mail.ru
В данной статье автором исследования выявлено, что скрипичное искусство и визуальная культура, в частности живопись, фотография, идут в неразрывной взаимосвязи. Доказано, что художни-