I Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2023 16(8): 1285-1296
EDN: PGXECG УДК 372.578
The Role of Primary Music Education
in the Formation of the Creative Environment
of the Northern Regions of the Krasnoyarsk Territory
Svetlana G. Voitkevich and Iuliia N. Mileiko*
Dmitri Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts Krasnoyarsk, Russian Federation
Received 30.04.2023, received in revised form 30.05.2023, accepted 15.06.2023
Abstract. The article presents the results of a study carried out within the framework of a grant from the Krasnoyarsk Regional Science Foundation and aimed at studying the history of the first primary music educational institution in the Arctic, which has provided the foundation for the formation and development of a creative environment in Norilsk. In the course of working with archival documents, information introduced into scientific use for the first time was obtained. It is established that geographical remoteness, political and socio-cultural situations that determined the specifics of the development of the northern territories of the Krasnoyarsk Territory in the first half of the XX century, have contributed to the influx of significant creative forces to Norilsk. The role of individuals in the formation of musical education and the creative environment is revealed, information about the approbation of cultural formats that first appeared on the territory of the Krasnoyarsk Territory in the city of Norilsk is have presented. The data presented are considered in the context of the development and formation of creative industries in the city, which laid the foundation for creative processes in the Far North. These trends persisted until the XXI century, as evidenced by the opening of the first electronic computer music department in the region in Children art school No. 1 and the emergence of the Academy of Creative Industries, operating since 2021. The importance of this event was noted by the leaders at the first district forum «Russian Creative Week - Siberia». This suggests that the ideas identified and implemented in the field of music education have become the key to the creation of a creative cluster in the Arctic.
Keywords: creative industries, primary music education, the Arctic, the Krasnoyarsk Krai, Norilsk, Children art school No. 1.
The research was carried out within the framework of the project «Primary Music Education of the Far North: History and Facts», supported by the Krasnoyarsk Regional Science Foundation in the network of the competition of projects of applied scientific research and experimental developments carried out by undergraduates, graduate students and young scientists in the interests of the first world-class climatic scientific and educational center
© Siberian Federal University. All rights reserved
* Corresponding author E-mail address: mileyko.ylia@mail.ru
«Yenisei Siberia», to ensure the sustainable development of the Arctic and the territories of the Far North (application code: 2022110809059).
Research area: theory and methodology of teaching and upbringing (primary music education).
Citation: Voitkevich S. G., Mileîko I. N. The role of primary music education in the formation of the creative environment of the northern regions of the Krasnoyarsk territory. In: J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci, 2023, 16(8), 1285-1296. EDN: PGXECG
Роль начального музыкального образования в формировании креативной среды северных территорий Красноярского края
С. Г. Войткевич, Ю. Н. Милейко
Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского Российская Федерация, Красноярск
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, выполненного в рамках гранта Красноярского краевого фонда науки и направленного на изучение истории первого начального музыкального учебного заведения на территории Заполярья, обеспечившего создание фундамента для формирования и развития в Норильске креативной среды. В ходе работы с архивными документами получены сведения, впервые вводимые в научный обиход. Установлено, что географическая удаленность, политическая и социокультурная ситуации, определившие специфику развития северных территорий Красноярского края в первой половине XX века, способствовали притоку в Норильск значительных творческих сил. Выявлена роль отдельных личностей в становлении музыкального образования и креативной среды, представлены сведения об апробации культурных форматов, впервые появившихся на территории Красноярского края в городе Норильске. Приводимые данные рассматриваются в контексте развития и становления в городе креативных индустрий, которые заложили основу творческих процессов на территории Крайнего Севера. Эти тенденции сохранились вплоть до XXI века, о чем свидетельствует открытие в ДШИ № 1 первого в регионе отделения электронной компьютерной музыки и появление Академии креативных индустрий, действующей с 2021 года. Важность данного события отмечена руководителями на первом окружном форуме «Российская креативная неделя - Сибирь». Это позволяет утверждать, что идеи, обозначившиеся и реализованные в сфере музыкального образования, стали залогом создания креативного кластера на территории Заполярья.
Ключевые слова: креативные индустрии, начальное музыкальное образование, Заполярье, Красноярский край, город Норильск, Детская школа искусств № 1.
Исследование выполнено в рамках проекта «Начальное музыкальное образование Крайнего Севера: история и факты», поддержанного Красноярским краевым
фондом науки в рамках конкурса проектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых магистрантами, аспирантами и молодыми учеными в интересах первого климатического Научно-образовательного центра мирового уровня «Енисейская Сибирь», в том числе в целях обеспечения устойчивого развития Арктики и территорий Крайнего Севера (код заявки: 2022110809059).
Научная специальность: 5.8.2 - теория и методика обучения и воспитания (начальное музыкальное образование).
Цитирование: Войткевич С. Г., Милейко Ю. Н. Роль начального музыкального образования в формировании креативной среды северных территорий Красноярского края. Журн. Сиб. федер. ун-та. Гуманитарные науки, 2023, 16(8), 1285-1296. EDN: PGXECG
Введение
Актуальность. В декабре 2021 года состоялся первый окружной форум «Российская креативная неделя — Сибирь», на котором более двухсот представителей из 18 регионов Российской Федерации обсуждали вопросы развития креативного потенциала Сибири и других территорий страны. На заседании начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков сказал: «Пока мы, как государственная власть, еще думаем, как помогать креативным индустриям, эти огромные кластеры людей и проектов вносят большой вклад в ВВП страны, они уже есть, живут и развиваются» (A cluster of creative industries will be formed in the Krasnoyarsk Territory, 2021). Подводя итоги форума, губернатор Красноярского края Александр Викторович Усс в одном из интервью отметил, что наработки креативного сектора есть в различных городах и поселках, а на севере региона «в течение нескольких лет системную работу с творческим предпринимательством ведет Агентство развития Норильска. В городе создана Академия креативных индустрий, на базе которой организованы образовательные курсы для формирования творческих команд под различные проекты. Талантливых людей собирает арт-резиденция» (Alexander Uss: creative industries and creativity are an unlimited resource for the economy, 2021).
Действительно, Норильск - один из молодых активно развивающихся городов
Красноярского края, который отличается не только развитой инфраструктурой и промышленностью, богат полезными ископаемыми, но и обладает мощным культурным потенциалом. Он стал залогом появления в 2021 году в заполярном городе Академии креативных индустрий - первой в крае, тогда как в Красноярске подобная организация начала работу лишь спустя год. В то же время возникновение названной институции было бы невозможно без прочного фундамента, который формировался в городе на протяжении долгих лет. Одной из его составляющих стало начальное музыкальное образование, рассмотрению роли которого в становлении базы креативных индустрий посвящена данная статья.
Методология. В ходе работы в фондах городского архива города Норильска использовался источниковедческий метод, позволивший обнаружить важные данные, впервые вводимые в научный обиход. Работа с источниками при помощи аналитического метода дала возможность сделать важные выводы о специфике развития креативной среды в Норильске. Благодаря сравнительному методу удалось выявить особенности развития социокультурной и образовательной деятельности в регионе на различных этапах и степень взаимодействия между образованием и креативными индустриями. Отдельную роль сыграл метод интервьюирования с преподавателями ДШИ N° 1, что подтверждает достоверность приводимых сведений и расширяет объем
информации, отраженной в официальных документах.
Обзор исследовательской литературы. Сфера образования всегда интересовала научное сообщество. Например, проблемы образования рассматриваются в работах А. С. Запесоцкого (Zapesockij, 2014), А. С. Базикова (Bazikov, 2003) и М. М. Берлянчика (Berlyanchik, 2014); региональный аспект и краеведческий компонент отражены в трудах, посвященных музыкальной культуре Сибири. Их авторы: И. В. Белоносова (Belonosova,
2005), Т. А. Роменская (Romenskaya, 1992), И. В. Ефимова (Efimova, 2015), и другие. Кроме этого, история города Норильска и Детской школы искусств № 1 изложена в трудах: Л. Д. Пронниковой (Pronnikova,
2006) и С. Н. Гуниной (Gunina, 2014). Однако сведения об истории музыкального образования Заполярья и его роли в формировании современных креативных ин-дустрий крайне незначительны. В подобном ракурсе представленная информация рассматривается впервые.
Исследование
Норильск был основан в 1935 году, однако его летопись ведется с 1919 года, когда летом в район Норильских гор были организованы экспедиции. Одна из них - геологическая, под руководством Н. Н. Урван-цева. Именно в то время возник первый в истории поселения Нулевой пикет. Через год были обнаружены запасы месторождения Норильск-11, что послужило активному притоку населения и строительству деревянных домов. «Еще в зиму 1920-1921 годов при содействии местных властей в долине реки Норильской было заготовлено около 1000 бревен. Из них прибывшая по Енисею из Красноярска разведочная партия летом 1921 года поставила первый жилой дом ... Этим было положено начало будущему Норильску» (Stryuchkov, 2017: 35). Примечательно, что данный домик сейчас расположен во дворе Детской музыкальной школы № 1 (ныне - Детская школа искусств) города Норильска.
1 Никель, медь, кобальт, железо, свинец, цинк, ртуть и т. д.
Статус города Норильску присвоили в июле 1953 года. Это был переломный год для всей страны и для жителей Заполярья, так как сразу после смерти Сталина произошел ряд значительных изменений, прежде всего в экономической системе, в которой значительное место занимал труд ссыльных. Строительство транспортной железной дороги Салехард - Игарка остановилось. Происходили волнения среди заключенных. Они надеялись получить свободу, но лагеря расформировали лишь спустя три года, в 1956 году, в связи с чем произошел большой отток рабочей силы. В городе остались только добровольцы и вновь прибывшие. «Всего за период с 1953-1958 год из Норильска уехало порядка 80 тысяч человек. Столько же, и даже больше, прибыли за это же время в поисках лучшей жизни, заработка и романтики» ^гуиЛко^ 2017: 72). В этой связи стало необходимым строительство культурных и спортивных объектов, промышленных и торговых предприятий, так как с притоком населения актуализировался вопрос об обеспечении населения необходимыми продовольственными товарами, рабочими местами, а также организации досуга и получения образования.
Во время заседания Исполнительного комитета Норильского городского Совета депутатов трудящихся от 30.12.1953 года было принято решение «считать крайне необходимым организовать в городе Норильске с начала 1954 года детскую музыкальную школу; 2. Просить Исполнительный Комитет краевого Совета депутатов трудящихся разрешить открыть в г. Норильске с января 1954 года детскую музыкальную школу, включив расходы по организации и содержанию детской музыкальной школы в бюджет Исполкома Горсовета с 1-го января 1954 года» (РгаЬЫ, 1953: 39). Однако сложная политическая и экономическая обстановка отсрочила обозначенную дату. Детскую музыкальную школу № 1 г. Норильска открыли несколько позже, в ноябре 1955 года. Первоначально она располагалась на улице Мончегорской (ныне улица Кирова), а в 1959 году для размещения
Рис. 1. Музыкальная школа по ул. Б. Хмельницкого. 1990-е Fig. 1. Music school on B. KhmeLnitsky street. The 1990s
школы в исторической части Норильска построили специальное четырехэтажное здание. Работы «вело управление "Гор-строй". Начальником участка кирпичной кладки был Абрам Ионович Зейдель, отделочного участка - Михаил Степанович Кравец ... Потом к работе подключились специалисты из строительного управления "Жилстрой-2"» фгуисЪкоу, 2017: 196). Архитектурный проект выполнили бывшие заключенные Норильлага, талантливые художники, выпускники архитектурного факультета Рижского университета Яков Карлович Трушиньш2 и инженер-строитель
2 «Архитектор и инженер-строитель, член Союза архитекторов, доктор технических наук. Окончил архитектурный факультет Латвийского госуниверситета, Всесоюзный заочный политехнический институт. Был репрессирован, в 1951-1956 гг. - заключенный Норильлага. Работал в проектном отделе Норильского комбината главным инженером отдела экспериментального проектирования; старшим архитектором строительного отдела. В Норильске жил до 1971 года» ^ипта, 2014: 65).
Лев Эдгарович Францман3. Ими был спроектирован концертный зал с уникальной акустикой, ставший «визитной карточной» Норильска и одной из его достопримечательностей. Благодаря активному участию в строительстве профессионалов своего дела, а также крупных предприятий, здание школы было возведено за четыре месяца. Большой вклад в общее дело внес Н. Б. Васильев, ставший затем первым директором Норильской ДМШ № 1, а также способство-
3 Инженер-строитель. По возвращении в Латвию из эвакуации поступил учиться в Рижскую государственную русскую среднюю школу, которую окончил в 1924 году. Потом - инженерный факультет Латвийского университета. Работал на строительстве железнодорожной ветки Лиепая-Глуда, а также в Шоссейном департаменте на строительстве мостов и т.д. В 1934 году Льву Эдгаровичу присвоили звание инженера-строителя. В 1936 году перешел на строительство Кегумской ГЭС, где трудился до 1940 года. После освобождения Латвии от нацистов был арестован и приговорен к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал наказание в городе Норильске, на комбинате. Освобожден в 15 марта 1956 года.
вавший обеспечению школы необходимыми музыкальными инструментами.
Первоначально в музыкальную школу зачисляли только детей. Обучение велось по классу баяна, скрипки и фортепиано. Но спустя некоторое время интерес к занятиям возник со стороны взрослых, так как город еще строился и учреждений для досуга было недостаточно. Поэтому приняли решение открыть вечернее отделение музыкальной школы. Подтверждением тому является официальный документ, хранящийся в Норильском городском архиве. «Учитывая большое количество трудящихся города, желающих получить общее музыкальное образование, и на основании имеющегося указания Министерства культуры РСФСР (циркулярное письмо от 17 сентября 1955 г.) за № 337-р), исполком горсовета РЕШИЛ: 1. Организовать с 1-го января 1956 г. при детской музыкальной школе музыкальную школу для взрослых. 2. Школу организовать на основе полной самоокупаемости. Для покрытия учебных и вспомогательных расходов утвердить плату за обучение с каждого обучающегося 125 рублей в месяц» (Reshenie ispolnitel'nogo komiteta, 1956: 23; the punctuation of the original source is preserved. - S.V., Y.M). Интересным представляется тот факт, что многие выпускники вечерней школы затем продолжали музыкальную деятельность в стенах школы в качестве преподавателей. Как вспоминает Л. Д. Пронникова, «например, слесарь обогатительной фабрики Леонид Зейферт после окончания вечерней школы будет много лет работать преподавателем баяна ... Его старший сын Владимир окончит школу по классу скрипки и, кажется, по сей день играет в Красноярском симфоническом оркестре. Вместе со вторым сыном Игорем я училась в школе, а затем в открывшемся Норильском музыкальном училище. Затем он тоже поступил в Красноярский институт искусств» (Pronnikova, 2006: 439).
С момента создания школа стала профессиональным образовательным центром города. В 1957 году был создан методический совет, а также отделение Союза композиторов. Среди первых преподавателей
числились очень талантливые высокообразованные музыканты, которые не по своей воле оказались в Норильске. Среди них выпускники Ленинградской консерватории Н. Б. Васильев и В. В. Эллерберг (фортепиано), выпускник Киевской консерватории Б. Н. Татаринов (теория музыки), участник джаз-оркестра А. Цфасман И. А. Бачеев (духовые инструменты)4.
Спустя десять лет, в 1967 году, произошло знаковое событие - открыто музыкальное училище, которое разместили в здании ДМШ № 1 г. Норильска. Появление среднего специального учебного заведения стало свидетельством того, насколько активной и продуктивной явилась деятельность педагогов и учеников музыкальной школы. В официальном документе «Об организации в г. Норильске музыкального училища» читаем: «В связи с улучшением пропаганды музыки в г. Норильске и острой необходимостью в подготовке для школ и клубов города профессиональных музыкальных кадров, исполком горсовета РЕШИЛ: 1. Просить Краевое управление культуры вступить в ходатайство перед Министерством культуры РСФСР об открытии в г. Норильске музыкального училища. 2. Выделить для музыкального училища типовое помещение с концертным залом на 300 мест. 3. Обязать тов. Черниховского вывести из помещения музыкальной школы общеобразовательную школу № 13 для размещения в этом помещении музыкального училища» (Reshenie ispolnitel'nogo котй^а, 1967: 71).
4 Кроме них огромный вклад в музыкальное образование в Норильске в конце 1950-1960 гг. внесли: «Пианисты М. С. Божкова (Лоскутова), Л. В. Марголина (Рассадина), С. И. Вольпер, В. Суржиков, М. И. Олевская, В. В. Микас, Р. Б. Киль, Э. С. Сорокова, А. И. Либерман, Г. С. Шубина, Г. С. Порунова, Ж. Б. Рыбакова (Нестерец), И. А. Знаменская, Г. В. Шевцова, Л. С. Непомнящая, Г. С. Леонова (Румянцева), народники В. Н. Ростовых, А. С. Стрелков, Н. П. Стегний, Б. И. Голиков,
A. И. Криницын, В. К. Ковалькова, Л. М. Виганюк,
B. А. Литвинова, В. И. Долгов, Л. А. Галкина (Кожевникова), В. С. Калинин, скрипач М. Е. Дашевский, вокалисты А. И. Иващенко, Р. Ф. Тараскина, виолончелисты А. И. Ездаков, А. С. Украинец, теоретики Б. А. Султангареева, О. И. Найдешкина, Н. М. Кибалина, Н. М. Москалева, духовик Э. В. Петров» (Ргопшкота, 2006: 442).
Это послужило установлению прочных и плодотворных связей между начальным учебным заведением и учреждением среднего звена, которые способствовали активному развитию музыкальной жизни в городе, а также созданию уникальных творческих коллективов. Например: хор под руководством Н. П. Купряшова, оркестр народных инструментов под руководством Н. С. Кулагина, ансамбль педагогов народного отделения под руководством А. В. Ин-дюкова. Все они не раз становились лучшими на конкурсах различных уровней. Их высочайший профессионализм был отмечен в Красноярске и во многих других городах края и страны, так как выступления отличались яркостью, профессионализмом и неординарной креативной интерпретацией исполняемых произведений.
1970-е годы отмечены значительным приростом кадров, связанным с тем, что многие выпускники школы возвращались после окончания средних специальных и высших учебных заведений в родной город Норильск, а также кадровый состав пополнялся вновь прибывшими специалистами из разных уголков страны. Среди них
музыканты-педагоги А.М. и К. С. Слипец, Г. И. Экгард, Э. Л. Харина, А. Д. Пономарев и Г. А. Пономарева (Андреева) и др. В этот период в школе царила очень творческая, «живая» атмосфера. Многие педагоги объединялись в ансамбли, участвовали в фестивалях, концертах, а также создавались различные культурные объединения: «Родительский лекторий», «Клуб любителей музыки», «Музыкальный кинолекторий», которые стали своеобразной сферой экспериментов по взаимодействию с публикой и поискам новых форматов пропаганды высокого искусства.
В 80-е годы произошло знаковое событие в истории учебного заведения. Советом народных депутатов от 06.08.82 г. № 281-15 было принято решение о преобразовании ДМШ № 1 в школу искусств вследствие присоединения хореографического направления. «В целях усиления роли эстетического воспитания подрастающего поколения, совершенствования профессиональной ориентации учащихся школ и на основании писем Министерства культуры РСФСР № 16-30 от 23.03.82 г. и краевого управления культуры № 384-24 от 13.11.81 г. испол-
Рис. 2. Коллектив НДШИ 1980 г. Fig. 2. The NDSHI team of 1980
нительный комитет городского Совета народных депутатов РЕШИЛ:
1. Преобразовать музыкальную школу № 1 в школу искусств с открытием хореографического отделения. 2. Хореографическую школу (на самоокупаемости) закрыть.
3. Открыть (сроком на 3 года) в школе общего музыкального образования хореографическое отделение на самоокупаемости.
4. Передать учащихся из хореографической школы: 4.1. В школу искусств - 78 чел. (1 и 2 классов), 4.2. В школу общего музыкального образования - 160 чел. (3-5 классов)» (Reshenie ispolnitel'nogo komiteta, 1982: 15; the spelling of the original source is preserved).
Помимо этого, изменения коснулись и вечерней школы. Норильский городской Совет народных депутатов постановил переименовать ее в школу общего музыкального образования. Об этом свидетельствует решение от 22.06.87 г. № 319: «В соответствии с "Положением о школе общего музыкального, художественного, хореографического образования, школе искусств", утвержденным приказом Министерства культуры РСФСР от 22.07.86 г. № 434, переименовать Норильскую вечернюю музыкальную школу в Норильскую школу общего музыкального образования» (Reshenie ispolnitel'nogo komiteta, 1982: 193). В этом же документе поднимается вопрос об утверждении на 1987-1988 учебный год платы за обучение в Норильской школе общего музыкального образования и на отделениях самоокупаемости: «на хоровом отделении - 45 рублей, на музыкальном отделении - 45 рублей, в подготовительных группах - 20 рублей» (Reshenie ispolnitel'nogo komiteta, 1987: 193).
К концу десятилетия на одном из заседаний отдела культуры исполкома Норильского горсовета было принято решение об объединении школы общего музыкального образования (далее ШОМО) и ДШИ в одну организацию в связи с тем, что в ШОМО отсутствовали необходимый инструментарий, материальная база, а также собственное помещение. Целесообразным признали, что оба учреждения имеют единую миссию и задачи, поэтому утверди-
ли: «1. Реорганизовать с 1 марта 1989 года ШОМО в школу общего музыкального образования при ДШИ. 2. Определить контингент школы на самоокупаемости численностью до 450 человек и подготовительное отделение. 3. Директора ШОМО т. Нагаеву Н. А. перевести педагогом по специальности в школу на самоокупаемости при ДШИ. 4. Директору ДШИ т. Слищу А. М.: 4.1. Принять по акту с 1 марта 1989 года школу общего музыкального образования под свое руководство и обеспечить качественный прием учащихся на 1989-90 годы. 4.2. Обеспечить Н. А. Нагаеву педагогической нагрузкой не менее 1,5 ставки. 5. Главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии т. Журовой Т. И. осуществить проверку финансовой деятельности ШОМО при передаче, а также вести постоянный контроль за эффективностью использования родительских средств. Образующийся на конец учебного года остаток средств направить на увеличение часов по ведущим специальностям для выпускных классов в соответствии с программой школ общего и музыкального образования» (Prikaz otdela киГШгу ispolkoma NoriГskogo gorsoveta, 1989: 7).
В этот период в стране происходит активный поиск в области совершенствования музыкального воспитания в школе, переосмысление содержания и целей урока музыки. Одной из самых интересных и продуктивных становится система Д. Б. Кабалевского, которая предполагала абсолютно новую концепцию обучения. Несмотря на сложный период, «российским музыкантам удалось в труднейших условиях не только сохранить основу профессионального музыкального образования, но и укрепить его организационную структуру. В результате многочисленных преобразований были найдены удачные формы профессионального обучения музыке, сохранившиеся в целом на протяжении всего ХХ столетия. Расширение социальной базы способствовало притоку в музыкальные профессии талантливых людей. Тоталитарная система, установившаяся в советском обществе, при своих многочисленных от-
рицательных сторонах имела (в частности, для музыкального образования) и положительные: государственная поддержка учебных заведений и четкая организация сыграли, несомненно, благоприятную роль для развития профессиональных музыкально-образовательных учреждений (Musical education in the 70s and 80s, 2021).
В 90-х годах XX века начались значительные изменения в разных сферах жизни стран, которые коснулись и регионов. Социально-экономические преобразования привели к сокращению численности населения, что отразилось на деятельности учреждений эстетического образования в Норильском промышленном районе. Подтверждением этому служит официальный документ, хранящийся в фондах Норильского городского архива, в котором читаем: «В 1996 году реорганизована часть кинотеатров в культурно-досуговые центры. С 1997 года планируется начать поэтапную реструктуризацию, реформирование сети учебных заведений эстетического образования, имеющие целью ее сокращение с одновременным повышением качественного уровня образовательной деятельности, спектра образовательных услуг в сфере культуры и искусства, создание новых моделей учебных заведений, способных более гибко и оперативно удовлетворять социальные запросы, повышение значимости профессионального образования и главное - социального престижа профессий работника культуры и искусства, который в новых экономических условиях значительно снизился» (Postanovlenie Administracii goroda Noril'ska, 1997: 60). На общем собрании педагогических коллективов Норильского музыкального училища, специальной музыкальной школы профессиональной ориентации при НМУ и Норильской детской школы искусств от 26 мая 1997 года первоочередным этапом преобразований было установлено «создание новой, устойчивой модели учебного заведения, интегрирующего начальное и среднее звено специального образования и обеспечивающего сохранение (при всех вероятных изменениях в регионе) самой
возможности для проживающих здесь детей получить профессию музыканта-исполнителя, педагога или необходимую подготовку для дальнейшей учебы в консерваториях, ВУЗах культурологического профиля» (Postanovlenie Administracii goroda Noril'ska, 1997: 60). Слияние трех образовательных учреждений позволило создать инновационное многоуровневое учебное заведение, благодаря чему удалось сохранить и объединить педагогические кадры, усовершенствовать и оптимизировать учебные заведения искусств, а также создать уникальную площадку для внедрения и апробации педагогических идей5.
Так, в 2000 году в школе открыли эстрадное отделение, которое возглавил Ю. Д. Криволуцкий. Он прилагал значительные усилия для создания благоприятной атмосферы в городе, располагающей к восприятию джазовой музыки, для чего через год организовали фестиваль «Джазовая осень»6. Этот проект показал свою жизнеспособность и востребованность. Он позволил создать особую среду в Норильске, стал одним из креативных культурных «брендов» и в 2006 году переименован в «Живой звук». Подобный «апгрейд» привел к расширению программы, включению новых форматов и привлек профессиональных музыкантов-исполнителей мирового уровня, которые стали участниками самого северного джазового фестиваля в стране. Назовем лишь некоторых: Квартет под управлением Олега Бутмана (США), Torsten Goods (Германия), Kiko Berenguer (Испа-
5 На сегодняшний день в школе обучение ведется по дополнительным предпрофессиональным и общеразвивающим программам: «Фортепиано», «Струнные инструменты», Народные инструменты», Духовые и ударные инструменты», «Электронно-компьютерная музыка», «Хоровое пение», «Музыкальный фольклор», «Хореографическое искусство», а с 2007 года открыли отделение «Раннего эстетического развития».
6 Существовал в Норильске с 2002 по 2006 год, затем переименован в «Живой звук», т.к. произошло расширение формата, повлекшее за собой приток профессиональных музыкантов-исполнителей мирового уровня. Таких как: Квартет под управлением Олега Бутмана (США), Torsten Goods (Германия), Kiko Berenguer (Испания), вокальный секстет ManSound (Украина), Beat Band Project (Санкт-Петербург) и др.
ния), вокальный секстет ManSound (Украина), Beat Band Project (Санкт-Петербург) и др. Неоценимый вклад в развитие эстрадного отделения внесли гитарист А. Ю. Жданов и концертмейстер Е. В. Рогальская.
Благодаря инициативе Алексея Юрьевича было открыто новое, креативное, инновационное и стремительно развивающееся отделение электронно-компьютерной музыки. Он разработал авторскую программу курса, которая прошла апробацию и внедрена в учебный процесс. В рецензии на нее московский педагог И. О. Красильни-ков писал: «Эта программа едва ли не одна из первых по данной специализации, которая написана на столь высоком профессиональном уровне» (Pronnikova, 2006: 448). В 2006 году состоялся первый в музыкальной истории г. Норильска концерт электронной компьютерной музыки. Несомненно, отделение является одним из перспективных и интересных для современной молодежи.
За почти 70-летнюю историю из стен Норильской музыкальной школы выпусти-лось немало талантливых и перспективных музыкантов, которые стали профессиональными исполнителями, участниками и руководителями крупных коллективов и преподавателями. Подлинная гордость школы - известные миру музыканты: советский и российский оперный певец, народный артист СССР В. И. Пьявко; заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гне-синых А. В. Осейчук (саксофон); лауреат международных конкурсов, серебряный медалист XII Международного конкурса имени П. И. Чайковского А. Д. Набиулин (фортепиано); солист оркестра и участник духового квинтета государственного академического Большого театра России, лауреат международных конкурсов, преподаватель Московского государственного института имени А. Г. Шнитке, лауреат международных конкурсов С. Н. Петров (кларнет).
Помимо образовательной деятельности учащиеся школы активно принимают участие в концертных мероприятиях как сольно, так и в составе коллективов: камер-
ный, духовой и оркестр русских народных инструментов, Образцовый хореографический ансамбль «Созвездие», хоры младших и старших классов, фольклорные ансамбли «Соловушки», «Карусель», «Горошины». Данные творческие коллективы являются гордостью учебного заведения и украшают мероприятия внутришкольного и городского уровней.
Ныне педагогический коллектив состоит из нескольких поколений музыкантов. А. Н. Соколова и Л. В. Афендикова удостоены звания «Заслуженный работник культуры Красноярского края». Постепенно прибывают молодые специалисты, выпускники школы, а также средних и высших учебных заведений по различным специальностям.
Со дня своего основания и по настоящее время Норильская детская школа искусств является центром культурно-просветительской жизни города в силу своего расположения, прекрасного концертного зала, профессионального коллектива, что, несомненно, значимо для нориль-чан и властей города и края. Не случайно в 2022 году школа стала победителем краевого конкурса «Вдохновение», который проводится ежегодно среди муниципальных учреждений культуры и образования Красноярского края.
Заключение
Вышеприведенные сведения подтверждают высказывания влиятельных представителей сибирского региона и страны, обозначивших на первом окружном форуме «Российская креативная неделя - Сибирь», что Норильск - один из креативных и передовых городов Крайнего Севера, в котором инициативные люди создают уникальные «продукты», творческую среду и вносят неоценимый вклад в образование не только северного региона, но и всей страны. Можно утверждать, что к ним относятся и представители творческих профессий и музыкального образования.
Политическая обстановка и геополитическое расположение Норильска стали уникальной средой, способствовавшей апроба-
ции новых форм творческого выражения, которые в дальнейшем входили в практику других регионов. Это касается различных
Список литературы / References
сфер образования, а также явлений, возникающих на пересечении различных видов искусств.
A cluster of creative industries will be formed in the Krasnoyarsk Territory (2021). Available at: https://rg.ru/2021/12/01/reg-sibfo/v-krasnoiarskom-krae-sformiruiut-klaster-kreativnyh-industrij.html_(ac-cessed 5 February 2011).
Alexander Uss: creative industries and creativity are an unlimited resource for the economy (2021). Available at: https://tass.ru/interviews/13129399 (accessed 5 February 2011).
Bazikov, A. S. Muzykal 'noe obrazovanie v sovremennojRossii: osnovnyeprotivorechiya iputi ihpre-odoleniya [Music education in modern Russia: the main contradictions and ways to overcome them]. Moscow, 2003, 386.
Belonosova, I. V. Muzykal 'naya kul 'tura CHity [Musical Culture Cheats]. Novosibirsk, 2005, 286.
Berlyanchik, M. M. Problemy iputi razvitiya nachal 'nogo muzykal 'nogo obrazovaniya [Problems and ways of development ofprimary music education]. In Obrazovanie v sfere iskusstva [Education in the field of art]. 2014, 1(2), 96-100.
Efimova, I. V. Istoriya muzykal 'nogo obrazovaniya v Rossii: stanovlenie nacional 'noj tradicii (XVIII -20-e gody XX veka) [History of Music Education in Russia: formation of the national tradition (XVIII - 20s of the XX century)]. Krasnoyarsk, FGBOU VPO KGAMiT, 2015, 134.
Gunina, S. N. Lica ulic. Istoriya goroda Noril'ska v istorii noril'skih ulic [The faces of the streets. The history of the city of Norilsk in the history of Norilsk streets]. Noril'sk, Agenstvo «Kaktus», 2014, 256.
Musical education in the 70s and 80s. 2021. Available at: https://infopedia.su/29x137c2.html (accessed 5 February 2011)
Muzykal 'naya shkolapo ul. B. Hmel 'nickogo. 90-e [Music school on B. Khmelnitsky Street. The 90s.]. (Music school on B. Khmelnitsky Street. The 90s.). Norilsk, N.C.A.
Postanovlenie Administracii goroda Noril'ska ot 30.05.1997 № 1238 «O reorganizacii specializiro-vannoj muzykal'noj shkoly professional'noj orientacii i Noril'skoj detskoj shkoly iskusstv» i dokumenty k nemu» [Resolution of the Administration of the City of Norilsk dated 30.05.1997 No. 1238 «On the reorganization of the specialized music school ofprofessional orientation and the Norilsk Children's Art School" and its documents»]. 1997. Norilsk, N.C.A., 60.
Prikaz otdela kul'tury ispolkoma Noril'skogo gorsoveta ot 28.02.1989 № 03-01/07 [Order of the Department of Culture of the Executive Committee of the Norilsk City Council dated 02/28/1989 No. 0301/07.]. 1989. Norilsk, N.C.A., 7.
Pronnikova, L.D. (2006). Planeta kul'tury - Noril'sk [Planet of Culture]. Moscow, OOO «Poli Media»,
876.
Protokol zasedaniya Ispolnitel 'nogo komiteta noril 'skogo gorodskogo Soveta deputatov trudyashchi-hsya ot 30.12.1953 № 3 s resheniem № 5 «Ob otkrytii v g. Noril'ske muzykal'noj shkoly» [Minutes of the meeting of the Executive Committee of the Norilsk City Council of Workers' Deputies dated 12/30/1953 No. 3 with decision No. 5 «On the opening of a music school in Norilsk». 1953. Norilsk, N.C.A., 39.
Prygun, E. V. Stanovlenie i razvitie muzykal 'nogo obrazovaniya v Krasnoyarske ot istokov do nachala XX veka [Formation and development of music education in Krasnoyarskfrom the origins to the beginning of the XX century]. Novosibirsk, 2008, 218.
Reshenie ispolnitel'nogo komiteta Noril'skogo gorodskogo Soveta narodnyh deputatov ot 22.06.1987 № 319. Opereimenovanii Noril 'skoj vechernej muzykal 'noj shkoly v shkolu obshchego muzykal 'nogo obrazovaniya, ob utverzhdenii roditel'skoj platy na muzykal'nom, horovom otdeleniyah i v podgotovitel'noj gruppe shkoly obshchego muzykal'nogo obrazovaniya i otdelenij na samookupaemosti na 1987-1988 uchebnyj god [Decision of the Executive Committee of the Norilsk City Council of People's Deputies No. 319 dated 06/22/1987. On the renaming of the Norilsk Evening Music School to the school of general music
education, on the approval ofparental fees at the music, choral departments and in the preparatory group of the school of general music education and departments for self-sufficiency for the 1987-1988 academic year]. 1987. Norilsk, N.C.A., 193.
Reshenie ispolnitel'nogo komiteta Noril'skogo gorodskogo Soveta narodnyh deputatov ot 06.08.1982 № 281-15 «O reorganizacii horeograficheskoj shkoly 9na samookupaemosti) i preobrazovanii DMSH№ 1 v shkolu iskusstv» [The decision of the executive committee of the Norilsk City Council of People's Deputies dated 06.08.1982 No. 281-15 «On the reorganization of the choreographic school 9 (self-sufficiency) and the transformation of the DMSh No. 1 into an art school»]. 1982. Norilsk, N.C.A., 15.
Reshenie ispolnitel'nogo komiteta Noril'skogo gorodskogo Soveta deputatov trudyashchihsya ot 14.04.1967 № 75 «Ob organizacii v g. Noril'ske muzykal'nogo uchilishcha» [Decision of the Executive Committee of the Norilsk City Council of Workers' Deputies No. 75 dated 04/14/1967 «On the organization of a music school in Norilsk»]. 1967. Norilsk, N.C.A., 70-71.
Reshenie ispolnitel'nogo komiteta Noril'skogo gorodskogo Soveta deputatov trudyashchihsya ot 16.11.1956 № 240 «Ob organizacii vechernej muzykal'noj shkoly dlya vzroslyh» [Decision of the Executive Committee of the Norilsk City Council of Workers' Deputies No. 240 dated 11/16/1956 «On the organization of an evening music school for adults»]. 1956. Norilsk, N.C.A., 20-21.
Romenskaya, T. A. Istoriya muzykal'noj kul'tury Sibiri otpohodov Ermaka do krest'yanskoj reformy 1861 goda [The history of the musical culture of Siberia from Ermak's campaigns to the peasant reform of 1861]. Tomsk, Izd-vo Tom. Un-ta, 1992, 412.
Stryuchkov, S. A. Istoriya domov i lyudej. Vosstanovlennye fakty istorii arhitektury i grazhdanskogo stroitel'stva Noril'ska [The history of houses and people. Restored facts of the history of architecture and civil engineering of Norilsk]. Noril'sk, APEKS, 2017, 560.
Zapesockij, A. S. Filosofiya obrazovaniya iproblemy sovremennyh reform. A. S. Zapesockij [Philosophy of education and problems of modern reforms]. In Ekonomika obrazovaniya [Economics of education]. 2014, 3, 33-41.
Список сокращений:
Н.Г.А. (N.C.A.) - Норильский городской архив