Научная статья на тему 'Музыкальная культура Норильска в послевоенные годы (1945-1955)'

Музыкальная культура Норильска в послевоенные годы (1945-1955) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
335
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
MUSICAL ENLIGHTENMENT / OPERA / OPERETTA / ORCHESTRA / SOLOIST / PERFORMANCE / PRISONER / FREE WORKER / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО / ОПЕРА / ОПЕРЕТТА / ОРКЕСТР / СОЛИСТ / ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ / ВОЛЬНОНАЕМНЫЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прейсман Эмиль Моисеевич, Прокофьев Юрий Олегович

Статья посвящена музыкальной жизни Норильска в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны. Рассматривается деятельность художественных коллективов: симфонических, духовых, джазовых оркестров, оркестров русских народных инструментов, хоров, солистов певцов и инструменталистов. Очерчивается главная особенность творческой жизни Норильска: сотрудничество заключенных и вольнонаемных работников. Оценивается роль музыки в духовной жизни города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Norilsk Musical culture in the postwar years (1945-1955)

The article is devoted to the musical life of Norilsk in the first decade after the end of World War II. Activities of artistic collectives: symphonic, wind, jazz bands, orchestras of Russian folk instruments, choirs, soloists instrumentalists and singers were considered. The main feature of the creative life of Norilsk were outlined: cooperation of prisoners and free workers. The role of music in the spiritual life of the city was assessed.

Текст научной работы на тему «Музыкальная культура Норильска в послевоенные годы (1945-1955)»

Section 2. Musical arts

Preisman Emil Moiseevitch, academician of the International Academy of Higher Education Doctor of Arts, Professor. Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre

E-mail: [email protected] Prokofiev Yurij Olegovitch, postgraduate student of the Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre E-mail: [email protected]

Norilsk Musical culture in the postwar years (1945-1955)

Abstract: The article is devoted to the musical life of Norilsk in the first decade after the end of World War II. Activities of artistic collectives: symphonic, wind, jazz bands, orchestras of Russian folk instruments, choirs, soloists — instrumentalists and singers were considered. The main feature of the creative life of Norilsk were outlined: cooperation of prisoners and free workers. The role of music in the spiritual life of the city was assessed.

Keywords: musical enlightenment, opera, operetta, orchestra, soloist, performance, prisoner, free worker.

Прейсман Эмиль Моисеевич, академик Международной академии наук высшей школы, доктор искусствоведения, профессор. Красноярская государственная академия музыки и театра

E-mail: [email protected] Прокофьев Юрий Олегович, аспирант Красноярской государственной академии музыки и театра E-mail: [email protected]

Музыкальная культура Норильска в послевоенные годы (1945-1955)

Аннотация: Статья посвящена музыкальной жизни Норильска в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны. Рассматривается деятельность художественных коллективов: симфонических, духовых, джазовых оркестров, оркестров русских народных инструментов, хоров, солистов — певцов и инструменталистов. Очерчивается главная особенность творческой жизни Норильска: сотрудничество заключенных и вольнонаемных работников. Оценивается роль музыки в духовной жизни города.

Ключевые слова: музыкальное просветительство, опера, оперетта, оркестр, солист, исполнительство, заключенный, вольнонаемный.

В России широко известен, казалось бы, небольшой город Норильск (основан в 1935 году), находящийся за Полярным кругом. Его создание связано с обнаружением залежей ценных полезных ископаемых. Их разработка определила формирование Норильского горно-металлургического комбината, основной контингент рабочих

которого составили репрессированные в период сталинизма.

Поскольку официальной версией ссылки множества людей в Норильский лагерь (Норильлаг) было их политическое перевоспитание, то определенное внимание здесь уделялось воспитательной работе, в которую включались и занятия

30

Norilsk Musical culture in the postwar years (1945-1955)

искусством, в частности, музыкой. Сложилась парадоксальная ситуация — в условиях каторжного труда заключенные по доброй воле занимались музыкой. Эти занятия были для них светлым символом долагерной жизни и моральной опорой. Закономерно, что существование музыкального искусства в подобных условиях представляет интерес для ученых разного профиля: философов, историков, социологов, музыкантов, др.

В данной статье предпринят опыт рассмотрения музыкальной жизни Норильска в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны.

После победы над фашизмом, мир разделился на два лагеря — капиталистический и социалистический, находящиеся в мощном противостоянии. Такое противостояние получило обозначение «холодной войны». Оба лагеря максимально развивали свою экономику, ибо она определяла их мощь.

В Советском Союзе решались задачи четвертого пятилетнего плана (1946-1950), утвержденного Верховным Советом СССР в марте 1946 года, а в первой половине 50-х годов — пятого пятилетнего плана (1951-1955), утвержденного Девятнадцатым съездом КПСС. Этот период отмечен развитием промышленности и транспортных сообщений, размахом строительства, в том числе гидроэлектростанций (ГЭС) и государственных районных электростанций (ГРЭС). Так, Нижнегорская ГЭС в Нижегородский области строилась с 1948 по 1962 год, Рай-чихинская ГРЭС в Амурской области построена в 1953 году, Партизанская ГРЭС в Приморском крае — в 1954 году, Аркагалинская ГРЭС в Магаданской области — в 1954 году. Было частично завершено восстановление разрушенной войной экономики страны. А после смерти Сталина (1953 г.) в обществе появились признаки демократизации, связанные с приходом к власти в 1954 году Н. С. Хрущева.

Одним из следствий мощного противостояния капиталистической и социалистической систем стала начавшаяся в послевоенные годы гонка в создании атомного оружия — небывалого по мощности средства массового уничтожения. Были открыты Институт атомной энергии и Институт

ядерных проблем. В 1948 году состоялся запуск первого атомного реактора, а в 1949 году на полигоне под Семипалатинском прошло испытание первой атомной бомбы. Работа над созданием ядерного оружия, потребовала увеличения объема добычи цветных металлов, улучшения качества их обработки и создания новых технологий.

Уже в период Великой Отечественной войны Норильский комбинат стал могучим промышленным комплексом: на многие километры расширилась сеть подземных горных выработок — добывали медь, никель, кобальт, уголь. Были возведены новые заводы и шахты. В послевоенные годы развитие новых технологий требовало дальнейшего развития Норильского комбината. Расширялись и реконструировались предприятия, была построена железная дорога широкой колеи Норильск — Дудинка, сооружен водовод от реки Норильская до ТЭЦ. Разумеется, увеличилась потребность в рабочей силе.

Но еще одиннадцать лет, после победы СССР над гитлеровской Германией, Норильск оставался лагерным. А то, что называлось Норильском на самом деле было архипелагом больших или меньших поселков, возникающих рядом с каким-либо производством. Печальная перспектива этих поселков определилась тем, что в стране произошел новый всплеск сталинизма, проявившийся в новой мощной волне арестов. Среди репрессированных оказались и те, кто был на оккупированной немцами территории или в плену, по не зависящим от них причинам. Так, в первые послевоенные годы, была арестована и в полном составе доставлена в Норильск мужская хоровая капелла из Западной Украины под руководством Н. Драгана (во время оккупации выступали перед немцами с концертами). По этой же причине в Норильлаг попал один из ансамблей цыганских танцев. Были музыканты, которых осудили за то, что играли «Егерский марш», который до сих пор находится в репертуаре военных духовых оркестров [16, 214-215].

В 1947 году поселок Норильск был включен в состав избирательного округа, прошли выборы в краевые органы власти.

В 1948 году на должность начальника комбината и Норильлага назначен Владимир Сте-

31

Section 2. Musical arts

панович Зверев, который до этого времени был главным инженером комбината. Под его руководством значительно увеличился объем выпускаемой продукции, вступила в строй Большая обогатительная фабрика (предприятие для первичной переработки твердых полезных ископаемых, где с помощью различных технологий из добытой руды получали концентрат, в котором содержание полезного компонента было намного выше, чем в исходном сырье). На территории предприятий комбината стали строить спортивные площадки, клубы, столовые.

Промышленно-экономическое развитие Норильского комбината повлекло расширение и укрепление инфраструктуры будущего города. Был разработан генеральный план строительства Норильска, утвержденный экспертной комиссией Академии архитектуры СССР в 1943 году. В старой части города уже имелись деревянные здания, в которых размещались общеобразовательные школы, спортивные сооружения, клубы, несколько кинотеатров, больницы, поликлиники, аптеки, магазины. Построили пока еще деревянное новое здание Норильского драматического театра. Осенью 1945 года началось строительство аэропорта «Надежда», а в 1947 году открылось движение по автомобильной дороге Норильск — Валек [15, 294; 22, 11-12].

В конце 40-х — начале 50-х годов началось преобразование Норильска. В новой части города стали возводить каменные многоэтажные жилые дома. В 1953 году открыл двери вокзал Заполярной железной дороги Норильск — Дудинка, сдан в эксплуатацию первый электрифицированный участок этой дороги. В Норильске стали работать внутригородские автобусные маршруты, были разбиты газоны и клумбы.

Однако, несмотря на социально-экономические сдвиги в развитии города, условия содержания заключенных были невыносимыми — непосильный труд, двенадцатичасовой рабочий день, плохое питание. Это привело к восстанию в 1953 году. Судя по воспоминаниям свидетелей тех событий, восстание было спровоцировано лагерной администрацией, в том числе охраной, без каких-либо на то причин расстрелявшей несколько заключенных. В требованиях, выдви-

нутых заключенными, было сокращение рабочего дня до 7-8 часового, улучшение бытовых условий, медицинского обслуживания. Восставшие также требовали не ограничивать переписку с родными двумя письмами в год и наказать охранников, стрелявших в узников. При подавлении восстания, по разным сведениям, было убито от ста до двухсот человек и ранено от двухсот до четырехсот. Однако впоследствии условия содержания заключенных значительно смягчились.

15 июля 1953 году Норильск обрел статус города. Он стал вторым городом на Таймыре (первый — Дудинка в 1951 году). В Норильске проживало тогда 77 тысяч жителей, из них 68 тысяч — заключенные Норильлага.

В связи с обретением статуса города газета «За металл», освещающая работу Норильского комбината и лагеря, получила новое название: «Заполярная правда» [22, 16-22].

... Известно, что благодаря строящемуся металлургическому комбинату в середине 30-х годов XX века в Норильске сконцентрировалось большое количество научной, технической и творческой интеллигенции, доставленной сюда в качестве заключенных. В период с 1935 по 1956 годы в норильских лагерях отбывали срок заключения более трехсот тысяч человек. Среди них известные в стране и за ее пределами люди: Н. А. Козырев — ученый-астроном, Н. М. Федоровский — ученый-минералог, В. К. Катульский — ученый-геолог, Н. Н. Урванцев — геолог, один из первооткрывателей Норильска, С. А. Штейн (Снегов) — физик, писатель, Л. Н. Гумилев — историк, писатель, С. Ф. Кайдан-Дешкин — композитор, автор широко известной пионерской песни «Взвейтесь кострами, синие ночи!», У. А. Тамбре — пианист, выпускник Таллиннской консерватории, П. Тихомиров — скрипач, С. Дягилев — дирижер, виолончелист, Лаци Олах и И. А. Бачеев — исполнители на ударных инструментах в джаз-оркестре Александра Цфасмана, М. К. Муханова — выпускница Московской государственной консерватории, солистка Всесоюзного радио и Харьковского театра оперы и балета. Вообще, характерной чертой художественных коллективов в Норильске было сотрудничество профессиональных артистов

32

Norilsk Musical culture in the postwar years (1945-1955)

(преимущественно заключенных, прибывших из Москвы, Ленинграда, Саратова, Киева, Харькова и других городов) с любителями (заключенными и вольнонаемными). И надо думать, профессиональные музыканты положительно влияли на деятельность коллективов.

В архивных документах, сохранившихся в Норильске, есть ряд решений и приказов, связанных с деятельностью городского театра (создан в 1941 году). Нередко эти приказы отражали нелепые ситуации, возникающие по вине безграмотных руководителей. Так, 23 мая 1945 года, приказом начальника комбината А. Панюкова, Норильский драматический театр был реорганизован в театр драмы и музкомедии. Также в приказе были даны указания о расширении существующего здания драмтеатра и проведении в нем строительных и сантехнических работ. Начальнику жилищно-коммунального управления поручено в одном из домов, отремонтировать помещения и оборудовать их всем необходимым, для улучшения условий проживания артистов [14, д. 2897, л. 263]. После реорганизации, приказом № 175 от 3 декабря 1945 года, лучших музыкантов из числа заключенных Норильлага (шестнадцать человек) включили в штат театра. Театру были переданы во временное пользование музыкальные инструменты: скрипки, виолончели, кларнеты, труба и тромбон [14, д. 2898, л. 202].

Позже, решениями Министерства культуры СССР от 28 июня 1954 года (№ 1895) и Исполкома Норильского горсовета от 30 июля 1954 года (№ 164), в состав театра был включен эстрадный ансамбль (из числа заключенных) в составе 15 человек и 1 октября 1954 года театр реорганизован в музыкально-драматический. Музыкальной частью заведовал О. Л. Рассадин, а руководителем и дирижером оркестра был назначен С. В. Дягилев [4, д. 107, л. 151-153]. Коллективом музыкально-драматического театра были поставлены оперетты «Марица» и «Сильва» И. Кальмана, «Роз-Мари» Р. Фримля и Г. Стотгарта. В этих спектаклях были заняты певцы театра В. Мана-ри, Е. Мунцева, М. Перетти. Помимо работы в театре, музыканты и актеры оказывали помощь коллективам художественной самодеятельности города [1, 4].

Однако, начальник Красноярского Краевого управления культуры М. А. Сидорова в письме Министру культуры РСФСР Зуевой писала: «В связи с большими денежными затруднениями Норильский театр, совместно с Норильским горсоветом, вышли с ходатайством в Министерство культуры для создания при Норильском театре музыкальной группы, чтобы повысить доходную часть его существования. В 1954 году Министерство культуры разрешило содержать без дополнительной дотации при Норильском театре музыкальную группу в количестве одиннадцати человек. Доходы увеличились на 87 тысяч рублей, а расходы — на 520 тысяч рублей, в сравнении с 1953 годом». Далее М. Сидорова ставит вопрос о срочной ликвидации музыкальной группы Норильского театра, чтобы не допустить дальнейшего перерасхода средств. Кроме того, просит о передаче освободившихся одиннадцати штатных единиц Красноярской краевой филармонии, в которых она действительно нуждается [4, д. 107, л. 151-153]. В связи с этим Норильский театр так и остался драматическим по сегодняшний день.

В лагерном Норильске ставились оперы, оперетты, музыкально-драматические спектакли. Например, в 1945 году коллективом художественной самодеятельности первого лагерного отделения (руководитель В. Толочко, музыкальный руководитель Семков, заведующий клубом Журба) была поставлена опера Н. Лысенко «Наталка-Полтав-ка», состоялась премьера оперетты «Пошились у дурш» по пьесе М. Кропивницкого. В местной прессе и архивных документах, информирующих об этом, сказано: «в сопровождении струнного оркестра» [5, 2; 12, 2; 14, д. 2896, л. 186; 23, 2]. Однако, где играл оркестр, в опере или оперетте — неясно.

Музыкально-драматические постановки были и в других лагерных отделениях. Так, театром культурно-воспитательного отдела были поставлены опера Дж. Верди «Травиата», музыкальнодраматическая поэма «Бахчисарайский фонтан» по одноименной поэме А. С. Пушкина (постановщик Е. В. Бобкова, балетмейстер А. И. Асанов, декоратор И. Сендык) в сопровождении симфонического оркестра (дирижер С. Дягилев) [3, 2; 18, 420-423]. Имела ли отношение постановка «Бах-

33

Section 2. Musical arts

чисарайского фонтана» к музыке Б. Асафьева — выяснить не удалось. Девятым лаготделением также была представлена оперетта «Пошились у дурш», но в сопровождении оркестра русских народных инструментов (руководитель С. С. Аверьянов). Известны постановки водевилей и музыкальных комедий коллективом художественной самодеятельности отдельного лагерного пункта (ОЛП) шахты «Западная», вторым, шестым и десятым лагерными отделениями [5, 2; 13, 2; 20, 2; 21, 4].

В сравнении с предыдущими периодами музыкальной жизни Норильска, количество поставленных спектаклей увеличилось. Однако, это были одни и те же оперы и оперетты, ставившиеся разными коллективами. Думается, что причина крылась в отдаленности Норильска от культурных центров страны. И ноты ставящихся произведений, скорее всего, передавались от одного лагерного отделения другому.

На предприятиях комбината (заводы, шахты, стройки, др.) и в учреждениях города в те годы работали любительские коллективы: симфонические, духовые и джазовые оркестры, оркестры русских народных инструментов, хоры, различные ансамбли, солисты — инструменталисты, певцы, танцоры.

В целом, концертная деятельность послевоенного Норильска была представлена симфоническим и джазовым оркестрами культурновоспитательного отдела (дирижер С. Дягилев), струнными оркестрами первого, третьего, десятого лагерных отделений и лагерного пункта ТЭЦ (руководители Семков, Комаров, Августович, Агалахов). К сожалению, в некоторых приказах тех лет нет разграничений на струнносмычковые и народные щипковые инструменты. Но известно, что существовали и составы, объединявшие скрипки, виолончели, домры, балалайки. Такие составы также называли струнными оркестрами. Были и духовые оркестры в первом, втором, четвертом, шестом лаготделениях (руководители В. Толочко, А. Плотских, Сергеев, Яськов), джазовый оркестр десятого лаготделе-ния, эстрадный оркестр четвертого лаготделе-ния (руководитель И. Бачеев), оркестр русских народных инструментов девятого лаготделения

(руководитель С. С. Аверьянов). В концертах художественной самодеятельности звучала хоровая музыка, которая была представлена коллективами третьего, шестого, десятого лаготделений и лагпункта ТЭЦ (руководители Цыганков, Савчук, Тюриков). В каждом лагерном отделении были и солисты. Известны их имена: пианисты Сафронова, Суратов; баянисты Бурдакин, Иванов, Сайко, Сорножская, Стопчаков, Шлотгауэр; гитаристы Крожин, Хмелец, Шашалевич; исполнитель на мандолине Дубовой; певцы Грушевская, В. П. Емец, О. Н. Калиновская, Г. Т. Климович, Космитис, Марущенко, Посовский, Фатеева, Ча-усова, Шпиц... Любительскими драматическими коллективами первого, второго, третьего, седьмого, девятого лаготделений ставились и спектакли [3, 2; 11, 2; 12, 2; 14, д. 2895, л. 201-204; д. 3171, л. 237-240].

В 50-е годы, в связи с открытием новых предприятий комбината, количество коллективов художественной самодеятельности заметно увеличилось. На некоторых заводах и рудниках в художественной самодеятельности участвовало свыше ста человек.

Так, И. Бачеев — руководитель художественной самодеятельности ТЭЦ — организовал эстрадный оркестр, А. И. Смирнов — оркестр русских народных инструментов в клубе профсоюзов. В 13-м дивизионе военизированной охраны Норильлага из числа военнослужащих сформировался духовой оркестр (25 человек, руководитель Ф. И. Скворцов), который принимал участие в концертах и смотрах художественной самодеятельности. Были созданы творческие коллективы на других предприятиях и в учреждениях: духовые и эстрадные оркестры, оркестры русских народных инструментов, хоры [14, д. 3205, л. 244].

Работа коллективов художественной самодеятельности первого послевоенного десятилетия до некоторой степени отражена и в архивных документах, и в публицистических работах. Так, 15 июля 1945 года в Норильске, во время празднования Всесоюзного дня физкультурника, на параде и в концертных мероприятиях приняли участие духовой оркестр второго лагерного отделения и художественно-музыкальный коллектив Дома инженерно-технического работника (ДИТРа)

34

Norilsk Musical culture in the postwar years (1945-1955)

[14, д. 2895, л. 236-237]. По сведениям «Заполярной правды», в 1954 году коллективами художественной самодеятельности ДИТРа и Дома пионеров и школьников (открыт 19 мая 1952 года в одном из бараков) был подготовлен и проведен концерт, посвященный творчеству П. И. Чайковского [9, 2].

Отрадно, что значительную долю в музыка-льном репертуаре художественной самодеятельности составляли произведения М. Огиньского, Ф. Шопена, Дж. Верди, Ж. Бизе, Дж. Пуччини, М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского [14, д. 2895, л. 201-204; д. 3171, л. 237-240; 18, 420423]. Это являлось вкладом в музыкальное просветительство.

Музыкальной жизни Норильска была присуща и уже уходящая в прошлое форма домашних концертов. Об одном таком концерте в семье Дягилевых (Сергей Валентинович Дягилев — виолончелист, дирижер, племянник художественного критика, антрепренера и театрального деятеля Сергея Павловича Дягилева) вспоминает Альбина Брилева (учащаяся первой общеобразовательной школы, в 60-е годы — участковый педиатр, позже — главврач детской городской больницы): «Представьте обычную комнату. В углу пианино и много стульев, табуретов. К инструменту подходят пианист, певцы. Усаживаются зрители, начинается опера «Князь Игорь». Такие спектакли были не редкость...» [15, 390-391]. Думается, что это был монтаж оперы. Но музыка Бородина звучала в Норильске!

В первые послевоенные годы возросло количество фестивалей и смотров художественной самодеятельности. Если во второй половине сороковых годов смотры проходили среди лагерных отделений, то в пятидесятые, в связи с присвоением Норильску статуса города, стали проходить городские. Первый городской смотр художественной самодеятельности был проведен в 1954 году. Предприятия комбината и учреждения города представили драматические и танцевальные коллективы, струнные, духовые и эстрадные оркестры, оркестры русских народных инструментов, хоры, различные ансамбли. Солисты исполняли арии из опер и оперетт, песни советских композиторов [6, 1; 7, 2].

В этом же году прошел смотр художественной самодеятельности детских коллективов. В нем приняли участие школьники с первого по десятый классы — воспитанники кружков клубной самодеятельности и студий. Была представлена разнообразная программа в исполнении коллективов и солистов [19, 1].

Работа художественной самодеятельности поощрялась благодарностями, грамотами, денежными премиями. Заключенным, занимающимся художественной самодеятельностью, выделялись дополнительно по два хлебных и два продовольственных пайка на человека, комплекты постельного и нижнего белья, повышалась заработная плата и премиальное вознаграждение. Лучшим участникам сокращали срок наказания или досрочно освобождали из-под стражи, и они могли свободно передвигаться по территории Норильска. А вольнонаемным работникам комбината, активно участвующим в самодеятельности, предоставляли путевки для отдыха [14, д. 2898, л. 240; д. 3171, л. 53].

Так, например, в приказе № 922

от 10.12.1945 объявлена благодарность с вручением почетных грамот и денежных премий (по 100 рублей каждому) всем участникам художественной самодеятельности первого лагерного отделения (руководитель В. Толочко, музыкальный руководитель Семков) [5, 2; 12, 2; 14, д. 2896, л. 186; 23, 2].

В другом приказе, в 1948 году, объявлена благодарность и выделена денежная всему личному составу духового оркестра из числа военнослужащих 13-го дивизиона военизированной охраны Норильлага (руководитель Ф. И. Скворцов), «за активное участие в ответственных политических мероприятиях» [14, д. 3205, л. 244].

Сохранились воспоминания старожилов о людях, профессиональное мастерство которых во многом способствовало развитию музыкальной культуры Норильска. Например, Инесса Евзерова рассказывает, как она вместе с мамой Фридой Яковлевной Брин-Евзеровой после войны прибыла к отцу в Норильск, у которого к этому времени закончился срок заключения. В Норильске Ф. Я. Брин-Евзерова поступила на работу заведующей детским садом (до войны закончила

35

Section 2. Musical arts

Московскую педагогическую академию имени Н. К. Крупской и аспирантуру). По словам И. Ев-зеровой ее мама помнила много арий из опер, детских песен и обладала прекрасным голосом. Поскольку в 40-х годах в Норильске дошкольной литературы было мало, особенно по музыкальному воспитанию, музыкальный работник детского сада записывал ноты с ее голоса и разучивал мелодию с детьми [18, 361-364].

Виталий Фалеев вспоминает, что в горно-металлургическом техникуме, где он учился в конце 40-х годов, многие студенты, и он в том числе, постигали музыкальную грамоту. Здесь был хор, в котором студенты пели в четыре голоса, осваивали игру на различных инструментах. Хором руководил заключенный Иван Осипович Корниенко, бывший дирижер Киевского оперного театра. В техникуме довольно часто давались концерты, на которые приходили многие руководители предприятий, в том числе и начальник комбината Владимир Степанович Зверев [17, 30-31].

Известно об одаренном музыканте-любителе Борисе Вершинине. В послевоенные годы он, будучи еще ребенком, выступал перед заключенными в составе джазового оркестра культурно-воспитательного отдела (солировал на аккордеоне, игру на котором освоил самостоятельно). Впоследствии написал множество песен на стихи норильских поэтов-любителей.

В Норильске практиковались и гастрольные поездки художественных коллективов какого-либо лагерного отделения с концертами по другим отделениям. Интересные программы привозили в Норильск коллективы художественной самодеятельности Дудинки: управление строительства города, железнодорожного узла, порта. Так в одном из концертов водолаз Стенцель исполнил на фортепиано Вальс Ф. Шопена, Мерзляков (профессия не выяснена) спел русскую народную песню «Степь да степь кругом» и арию Хозе из оперы «Кармен», Першина спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин», Брагина — арию Мими из оперы «Богема» [2, 4; 8, 4]. Известно, что и коллективы художественной самодеятельности Норильска выезжали с концертами в Дудинку. Во время таких концертов, происходил обмен творческим опытом, репертуаром, что положи-

тельно влияло на развитие культуры Норильска в целом.

В послевоенный Норильск с гастролями приезжали известные советские музыканты: Л. Коган, М. Ростропович, Ю. Казаков, Д. Пантофель-Нечецкая, Л. Русланова, М. Кристалинская, М. Магомаев. Выступал хор Ленинградской капеллы [15, 295]. Концертировали и красноярские музыканты, в т. ч. квартет баянистов Черных.

В городской периодической печати послевоенных лет достаточно подробно освещались события культурной жизни Норильска: публиковались корреспонденции о концертах и спектаклях, рецензии, творческие портреты и зарисовки, статьи о проблемах и перспективах развития музыкальной культуры города. Газета высоко оценивала достижения и критиковала недостатки.

Так, в отклике на выступление балетного дуэта артистов Харьковской областной филармонии пишется о неудовлетворенности слушательской аудитории концертом. Норильчане, приобретя билеты по высокой цене, рассчитывали встретить исполнение столь же высокого уровня, однако, остались разочарованными. Высказывалось мнение, что выступления норильских артистов-лю-бителей являются более профессиональными в сравнении с прошедшими концертами гастролеров, а «отделу культуры горисполкома пора пригласить в наш город действительно мастеров советского искусства» [10, 4].

Для культурной жизни города немаловажное значение имело и поступление в магазины промышленных товаров музыкальных инструментов (начиная с 1947 года): духовых, ударных, русских народных, позднее — фортепиано.

Итак, первое послевоенное десятилетие стало периодом интенсивного развития Норильского горно-металлургического комбината и города Норильска. Реконструировались имеющиеся и создавались новые культурно-просветительские учреждения. Значительно увеличилось количество коллективов художественной самодеятельности (оркестров, хоров, ансамблей), выдвинулись солисты (певцы, инструменталисты). Увеличилось и число музыкальных спектаклей (опера, оперетты, водевили), пусть достаточно ограниченных в репертуаре. В концертах были представлены,

36

Norilsk Musical culture in the postwar years (1945-1955)

в основном, разнообразные жанры популярной академической музыки XIX — первой половины XX века (от симфоний до миниатюр), а также народные песни, песни советских композиторов. Появились и ростки обмена опытом в области любительского музицирования.

Вместе с тем оживилась гастрольная жизнь: чаще стали приезжать известные советские ма-

стера музыкального искусства.

Все это способствовало расширению масштабов музыкального просветительства, повышению духовных запросов, закономерным итогом чего стало открытие в ноябре 1955 года первого музыкально-образовательного учреждения — детской музыкальной школы.

Список литературы:

1. Артисты помогают художественной самодеятельности//Заполярная правда. - 1954. - 11 декабря.

2. Головин В. Удачные концерты//Заполярная правда. - 1955. - 14 апреля.

3. Голубев Н. Бахчисарайский фонтан//Металл - Родине. - 1945. - 25 октября.

4. Государственный архив Красноярского края Ф. 2084. Оп. 1.

5. Два украинских вечера//Металл - Родине. - 1945. - 19 мая.

6. Дружинина К. Заводская самодеятельность//Заполярная правда». - 1954. - 7 января.

7. К городскому смотру народных талантов//Заполярная правда. - 1954. - 16 января.

8. Коваль В. Концерт наших гостей//Заполярная правда. - 1955. - 19 апреля.

9. Концерт, посвященный П. И. Чайковскому//Заполярная правда. - 1954 - 19 января.

10. Костин З. Неудачный концерт//Заполярная правда. - 1955. - 14 июля.

11. Лозовский М. Творческий рост//Металл - Фронту. - 1945. - 5 сентября.

12. Медведев Т. Пять лет//Металл - Родине. - 1945. - 1 декабря.

13. Медведев Т. С теплым ветром//Металл - Родине. - 1945. - 29 августа.

14. Норильский городской архив Ф. 11. Оп. 1.

15. О времени, о Норильске, о себе... кн.1., ред. сост. Г. И. Касабова - М.: ООО «ПолиМЕдиа», 2001. -552 с.

16. О времени, о Норильске, о себе. кн.2., ред. сост. Г. И. Касабова - М.: ООО «ПолиМЕдиа», 2002. -520 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. О времени, о Норильске, о себе. кн.4., ред. сост. Г. И. Касабова - М.: ООО «ПолиМЕдиа», 2003. -536 с.

18. О времени, о Норильске, о себе. кн.5., ред. сост. Г. И. Касабова - М.: ООО «ПолиМЕдиа», 2004. -592 с.

19. Овчинников П. Начался смотр юных талантов//Заполярная правда. - 1954. - 25 марта.

20. Пошились у дурш//Металл - Родине. - 1945. - 19 мая.

21. Сегодня в клубах//Металл - Фронту. - 1945. - 7 ноября.

22. Толстов В. А. Летопись Норильска [популярная энциклопедия]/Толстов Владислав

Александрович. - Норильск: АПЕКС, 2007. 445 с.: ил.

23. Украинский коллектив театра КВО//Металл - Родине. - 1945. - 26 сентября.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.