Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СИБИРИ (на примере Красноярска)'

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СИБИРИ (на примере Красноярска) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военнопленные Первой мировой войны / Сибирь / музыкальная жизнь / музыкальная культура / POWs of World War I / Siberia / musical life / musical culture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е С. Царёва

В статье рассматривается музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири с 1914 по начало 1920-х годов. Опираясь на ряд неопубликованных источников, автор сосредоточил свое внимание на событиях музыкальной жизни Красноярска этих лет, вместе с тем результаты анализа научных исследований позволяют говорить о схожей музыкальной ситуации во многих других городах сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE FIRST WORLD WAR PRISONERS IN SIBERIA (the case of Krasnoyarsk)

The musical and educational activities of the First World War prisoners in Siberia are examined in this paper. The time length is from 1914 to early 1920. The paper is based on the number of unpublished sources, focusing on the events of Krasnoyarsk musical life of these years. Alongwith the results of the research suggests a similar musical situation in many other cities of Siberian region.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СИБИРИ (на примере Красноярска)»

УДК 78.03 (47)

Е. С. Царёва

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В СИБИРИ

(на примере Красноярска)

В статье рассматривается музыкально-просветительская деятельность военнопленных Первой мировой войны в Сибири с 1914 по начало 1920-х годов. Опираясь на ряд неопубликованных источников, автор сосредоточил свое внимание на событиях музыкальной жизни Красноярска этих лет, вместе с тем результаты анализа научных исследований позволяют говорить о схожей музыкальной ситуации во многих других городах сибирского региона.

Ключевые слова: военнопленные Первой мировой войны, Сибирь, музыкальная жизнь, музыкальная культура.

оеннопленные Первой мировой войны начали прибывать в Сибирь в 1914 году. К началу 1916 года в городах региона они были размещены следующим образом: Тобольск — 5000 человек, Омск — 14 000, Новониколаевск — 12 000, Барнаул - 2500, Томск - 5200, Красноярск — 13 000, Верхнеудинск и Иркутск - 8 000, Чита - 32 500, Сре-тенск — 11 ООО и т. д. Их расквартировывали в казармах военного ведомства, а также в городских казенных и частных помещениях. Позже строились концентрационные лагеря [9, с. 155]. В Красноярске основную массу военнопленных разместили в лагере за несколько километров от города в районе так называемого военного городка [36, с. 161].

Среди военнопленных солдат и офицеров были и музыканты, как любители, так и профессионалы разных уровней. Наличие музыкальных инструментов при лагерях военнопленных считалось довольно распространенным явлением. Часть из них (в основном офицерами) была привезена из Европы; остальные были изготовлены пленными в лагерных мастерских. Зачастую лагеря становились первыми концертными площадками для военнопленных музыкантов, там же происходили первые творческие кон-

ей Е. С. Царёва, 2013

такты между сибиряками-слушателями и артистами-пленными [1, л. 32; 4, с. 185; 6; 8, с. 142; 38, с. 138].

С разрешения местных властей военнопленные вливались в городскую музы-кально-общественную жизнь Сибири. Они способствовали укреплению местных академических творческих коллективов. Благодаря пленным музыкантам сибирские города обретали новые сильные концертные составы, а также солис-тов-профессионалов высокого класса с серьезным репертуаром. Их выступления на главных городских концертных площадках несли мощный музыкально-просветительский заряд. Такие концерты были финансово широкодоступны (что стекло особенно важным в военные годы в связи с введением налога на зрелища, а также общей инфляцией), и в основном носили благотворительный характер. Полученные средства направлялись на нужды сибиряков. Иностранные специалисты проявляли себя активно и на музыкально-педагогическом поприще. Их имена пополнили ряды частных преподавателей Сибири, они приняли заметное участие в организации и работе профессиональных учебных музыкальных заведений в регионе1.

Уже в 1914 году в Петропавловске при Городском театре был организован струнный оркестр из военнопленных че-

хов, в Барнауле был «составлен из пленных порядочный и довольно многолюдный оркестр» [10; 12]. В Омске, помимо оркестра, сформированного в 1915 году комитетом профессионального труда военнопленных, иностранные артисты входили (с 1915-го по 1919 год) в состав малого симфонического оркестра Коммерческого клуба [3, с. 219; 13]. В маленьком городке Тобольской губернии Таре с численностью населения около 9000 человек пленные организовали струнный квартет и оркестр под управлением чеха Ладислава Рыжетского. Первой музыкальной школой Тары, созданной в 1920 году, заведовал бывший военнопленный австриец Ф.А. Функ [28, с. 70]. Музыкальная жизнь самого Тобольска благодаря профессиональным музыкантам из числа военнопленных и ссыльных иностранцев в рассматриваемый период обрела второе дыхание: был создан симфонический оркестр, оживилась концертная и музыкально-образова-тельная деятельность местного отделения ИРМО. Тобольский историк А. А. Валитов приписывает основную заслугу в организации и начале успешной работы музыкального училища, открытого в 1918 году на базе музыкальных классов Отделения, именно иностранным подданным. Среди них

исследователь называет пианистов австрийца А. Гро и немца Гершелыпана [7, с. 37]. В Хабаровске в 1918 году был сформирован симфонический оркестр под управлением чеха Волчека [4, с. 185]. В Верхнеудинске, столице «буферного» государства — Дальневосточной республики, в апреле 1920 года был сформирован симфонический оркестр из 50 музыкантов, его основу составили бывшие военнопленные. С переводом столицы ДВР в Читу осенью 1920 года здесь был создан симфонический оркестр из 46 человек, в который наряду с местными музыкантами также вошли бывшие военнопленные [26, с. 98—99].

В ряду городов, где важное место заняла деятельность военнопленных, стал Красноярск. Настоящим событием музыкальной жизни города стало появление симфонического оркестра военнопленных офицеров под управлением Дезиде-рия Больдиша. В 1915-1916 годах коллектив насчитывал около 60 артистов. Среди оркестрантов Больдиша находились профессиональные именитые музыканты, играющие на личных великолепных инструментах: трубач Карл Вол ль и валторнист Карл Фельгентрефф, бывшие до войны солистами-концертмейсте-рами оркестра Берлинской королевской оперы, пост главного дирижера которой

Симфонический оркестр военнопленных

в тот период занимал Р. Штраус; заметно выделялись и скрипачи-виртуозы венгры Герих Годоши и Альберт Мелеш. Последнего после окончания войны А. К. Глазунов приглашал на должность профессора в Петроградскую консерваторию [37, с. 131].

> i JДСПJЙ 1 LA i ГЪ

BrOptHИ МартА 1913 г.

■ л ГР[

щ у Ц о грамма

йпшй Ml

оицерша щ

^oeaHO-iiJt'GauwXTj.

Подъ упрэвлгн^емъ. дирижера

БОЛЬДИШЪ.

Отд tnauis 1-е.

1. ВйГНЕРЪ ¡\ Уюртюри иа'ь онеры HwiH-üucprcido Мействрииигври.

2 БЕТХОВЬНЪ. V снмфотя № чоты-

ft) Лллиг|10 Шгь Cpio. bl Айкайте кшгт. motu

c) АшВ1|Ю (teeip iiayaij Hi). j|

d) Аллегро.

BTntnenie 11 е.

[ ЗЕНЯВШЙ. „Фаусгь" фантаяи для elcpni!nn hi Ii ■ I.'Ill'' ..! I, вйабодОЦА худижинкь МКЛКНГЬ

2. ЧАННОВШЙ. Ii;ui 1.1-1. urtTum. шл. □шета „Щвдвунчикъ

ОтдЪпвнге iil-u.

ГРИНЪ „Перъ L'min." Сюит» къ 4-т. чалить

a) Paacurlirb.

b) CUR pill 030. С) Taiieiih Акитры. <ij Вт. чертотахъ ropnaio aci-

pou.

То. UJt-S

амлрЬ'ГяайчШГ W. КК i^..Ч-'''И.!КЛГ-). 3. *i!

Программа концерта симфонического оркестра военнопленных. 11 марта 1919 г.

Концертная деятельность симфонического оркестра, как и других музы-кально-творческих сил военнопленных в Красноярске, началась в лагере. Местных любителей высокого искусства не пугала ни его отдаленность, ни волокита по получению разрешения от властей. Выступления оркестра Больдиша на городских сценах с симфоническими программами начались в 1919 году и были горячо приветствованы ценителями серьезной музыки. Известно о прошедших шести симфонических концертах коллектива, два из которых были с повторением программы.

В исполнении симфонического оркестра Больдиша прозвучали творения русских и европейских мастеров — от миниатюр до монументальных симфонических полотен, впервые исполняемых в Красноярске. Среди последних «Шотландская» симфония Ф. Мендельсона, симфония «Из нового света» А. Дворжака, «Патетическая» симфония П. Чайковского. Мастерство военнопленных скрипачей Г. Годоши и А. Мелеша позволяло включать в программы сложнейшие образцы скрипичной литературы: «Воспоминание о Москве» и Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст» Г. Венявс-кого, Концерт Л. Бетховена (солист — Годоши), Третий концерт К. Сен-Санса (солист — Мелеш) [33; 35; 37, с. 131].

Благодаря военнопленным Красноярск обрел еще один симфонический коллектив. Он был создан на базе организованного в 1917 году в городе Профессионального союза оркестровых музыкантов2. Сохранилась концертная программка первого концерта этого симфонического оркестра, состоявшегося 15 мая 1918 года, в которой был также перечислен состав коллектива. В него входили лучшие местные творческие силы, любители и профессионалы, в том числе артисты красноярских полковых оркестров. Судя по характерным фамилиям, военнопленные музыканты значительно укрепили оркестр профсоюза. Так, в группе валторн был назван уже известный нам К. Фельгентрефф. Коллектив объединял 58 участников и был

«JMSm

Городской феашръ /

<Zi врем I* """

1-ый

Слшфоничрскгй

Ii 0 11 ц с р iii г

Т1од> ynpab.iiHic.4i-

□Г.' -СШ- ig, = € е из в ъ-

{Зрогрлуна.

Зотупнтальноо еюто о нонцерп прочтете

1-е Отд1явню ßcrnjioßciii» %»€»*«,

л *JVp* , »л ЬЧ)

о А О*(TL.

Кк

3-е ОгдЬбню

I. фбцовосЮ —-Г Л^ВД'ЯЬСОИЪ '-"Vi."':"-'

Г* 4»cfk

Q о с in л 6 ъ орцестра

Концерти'Аегри

Ъ. Дрспс^и

tthlHIVMt

К, ■ ■-. К * « - С**.^

4. |£росслацъ 5 1To*Ul(tAAU ^ m

9o клопа«

opocUU соблюдет* TMOtaay

Пом! 2 го иерв »v иигь иоицврт»^.

шриишт-

Cfpntxa Ц1 пшшш

.knfjfc t Ьнчтп

Hihww f *fmr*i*

Н ; f..i..v

ГЦ«

Kneif»

.Ъьч r<*k Г n^m-r

г

Inr-r.v Фшш

Серею 1-ыя

j Г

IfL

bfrurt

Irffi» otclrw

Her»* t iVi>Mk

AlllW r C^lj'P*

Г

1 Ии^ЯШ

J* "k r ÜMkaittl

f. \jLb-j-v

&ДО11

1 BtUk'fft

ГПРМВМП i К ruWJ

Ktum

LV^.hv г 4чь'г>тг<4*

Cwpjnr.ii

Ii г AVpf*..ri 11 > r»rt«P<»*t>

I! ««

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II" И

I' ¡1' к

in

I рил

Шпы№

Симфонический концерт под управлением А. Суходрева. Программа. 15 мая 1918 г.

неплохо укомплектован. В нем были полноценно представлены практически все группы инструментов симфонического состава: I скрипки (9), II скрипки (8), альты (4), виолончели (5), контрабасы (3), флейты (3), кларнеты (2), гобои (2), фаготы (2), английский рожок (1), трубы (5), валторны (4), тромбоны (3), туба (1), ударные (4) [36, с. 157—158]. Управлял оркестром известный в Красноярске начета XX века общественно-музыкальный деятель И. М. Суходрев. Очевидно, профсоюзом планировалось регулярное устройство концертов «серьезной музыки» с участием симфонического оркестра. Известно только о первом из них. Его программа отличалась стилевым и жанровым разнообразием. Были исполнены Пятая симфония Л. Бетховена, балет из оперы «Джоконда» А. Понкьелли, «Украинская симфоническая поэма» Гроссмана, «Итальянское каприччио» П. Чайковского, Скрипичный концерт Ф. Мендельсона, трио А. Аренского3 [36, с. 157—158]. Скорее всего, концертные выступления симфонического оркестра профсоюза больше не повторялись из-за разгорающейся Гражданской войны и активной мобилизации.

Участие камерно-инструментальных ансамблей военнопленных в концертной жизни Красноярска началось в 1918 году. Особую любовь публики завоевал струйный венгерский квартет. В его состав входили профессиональные музыканты

A. Мелеш, Г. Годоши, альтист Буковский и выпускник Музыкальной академии им. Листа в Будапеште виолончелист И. Майнгольд. Эти музыканты, а также военнопленный профессиональный пианист-композитор Осман Кашич стали участниками нескольких циклов концертов камерной музыки в 1918— 1919 годах, прошедших в главных залах Красноярска. Они имели четкие просветительские задачи, которые были озвучены в прессе: «Программа вечеров составлена так, чтобы публика имела возможность ознакомиться хоть в общих чертах с главными произведениями камерной литературы, начиная с ее основателей и кончая современными композиторами» [19]. В исполнении военнопленных красноярцы слушали фортепианное трио П. Чайковского, струнные квартеты

B. Моцарта (GUd.ur), Л. Бетховена ор. 18, Э. Грига £-то11 ор. 27, фортепианные квинтеты К. Гольдмарка, А. Дворжака

Программа концерта скрипача-виртуоза А. К. Мелеша. 28 мая 1918 г.

и др. [17; 18; 20; 21; 34]. Можно с уверенностью утверждать, что инструментальные камерные ансамбли профессиональных музыкантов из военнопленных по широте творческих возможностей, уровню мастерства, сложности репертуара, равно как и симфонический оркестр Больдиша, явились настоящими «звездами» музыкального просвещения на небосклоне местной художественной жизни Красноярска досоветского этапа.

Вышеупомянутые военнопленные музыканты обладали не только ценными профессиональными знаниями и умениями, но и высокими морально-нравствен-ными устоями и человеческими качествами. Об этом говорит, прежде всего, их деятельность на благо развития детс-ко-юеошеского музыкального воспитания и становления музыкального образования в Красноярске.

Музыканты из симфонического оркестра Д. Больдиша с готовностью откликнулись на просьбу красноярского музыкального педагога, хормейстера, композитора П. И. Иванова-Радкевича участвовать в оркестровой постановке его детской оперы «Царевна Земляничка». Ее оркестровая премьера состоялась в 1916 году на сцене городского театра. В своем новом варианте она шла до середины 1919 года и пользовалась неизменным успехом. Здесь следует дать небольшое пояснение. Первоначально опера была написана для исполнения в сопровождении фортепиано и первые спектакли в 1914—1915 годах проходили под аккомпанемент автора на рояле. Вокальные партии исполняли в основном ученицы 1-й женской гимназии (где и преподавал П. И. Ива-нов-Радкевич), а также другие красноярские любители музыки. Затем композитор решил оркестровать оперу и перед ним встал вопрос поиска исполнительских сил. В городе в тот период существовали как профессиональные, так и любительские оркестровые коллективы. Среди первых был струнный оркестр при Городском театре, в военные годы им управлял воспитанник Петербургской консерватории, скрипач А. Л. Марксон [11]. При определенных усилиях он мог быть

Вторник. 28-го мэ-я 1916 года.

скри па ча - виртуоза

А. К. Мелеш

с участием -В.К.Сг^ргн-схаго.ГМангольд.виолончег!, Л. Гинцбурга н Л. Козлова • рои/ь.

1. В. МОЦАРТ. Концерт D-moll Allegro

и сл. Л. ГИНЦБУРГ.

2. Ф МЕНДЕЛЬСОН Концерт Е-тмП

л) Allegro molto appassionato dj Andante

с) Allegretto non trúppo d' A;: с J molto vivace

ncir. А, МЕЛЕЦ1.

3. POPPEK. Serenade oriental

исп. У- СПЕРАНСКИЙ.

1. P, ФОЛЬКМАИ. Трно F-dur

a) Adajio, Allegro

b) Scherzo, Alfegretto vivace ci Andante

d) Allegro con fuo^o

исп. А МЕПЕШ, !. МАНГОЛзД

и л. КОЗЛОВ, i. Э. ГРИГ. Концерт. A moll Allegro molta moderate.

неп. Л. КОЗЛОВ. Г/ЁАЙ. Les (ileuses. (Л pa л «а)

неп. А. МЕЛЕШ.

Анкоипаниоувтт. Л Гинцбург и Л Моздок

Начало в 3 Чi час. вечера. ПаслЬ тр«тьяго панна публика ■ зал допуск атьея и> будет

Отаетстценный распорядитель

Нраыеннв . До и a KIhqwcctw-.

Весь чшы! сбир с концерта поступит

i ищу aim ИШДЕСШ»

дополнен духовиками из полковых оркестров Красноярска. Кроме того, оркестр 14-го Сибирского стрелкового полка под управлением опытнейшего дирижера И. М. Суходрева, можно предполагать, имел состав близкий к симфоническому [14; 15; 27]. Что касается любительских творческих объединений, то П. И. Ива-нов-Радкевич: сам являлся организатором и дирижером симфонического оркестра, состоящего из учащихся средних (немузыкальных) учебных заведений и красноярских любителей разного возраста [1, л. 40; 3, с. 143]. И если с профессиональными коллективами возник бы вопрос с оплатой их участия в постановках, то с любителями сложность бы заключалась в адекватности технических возможностей качественному исполнению оперного спектакля. В итоге, по стечению обстоятельств, «оркестровая проблема» для П. И. Иванов а-Радкевича разрешилась наилучшим: образом.

Костяк оперного оркестра на безвозмездной основе составили профессиональные военнопленные музыканты. Дирижировал сам автор. Трудно переоценить влияние европейских музыкантов, обладающих ценными навыками и опытом, на юных любителей, принимавших участие в работе над оперой. Большой интерес у публики вызывали: и открытые репетиции. Следуя педагогическим соображениям, к участию в этом оркестре П. И. Иванов-Рад кевич приз лек своих четырех сыновей, увлекающихся шрой на духовых инструментах. Юным музыкантам посчастливилось сидеть «за одним пультом» со специалистами высокого уровня, и не нужно было знать языка, чтобы приобщиться к бесценной школе мастерства [1, л. 32, 39-42; 8, с. 124, 143; 37, с. 131-132].

Военнопленные музыканты-офицеры привяли «наставническое» участие в работе красноярского культурно-просветительского общества учанщхся «Дом Юношества». На протяжении 1918—1919 годов они стали частыми участниками музы-калънопросветителъских концертов, устраиваемых Обществом. На них в составе камерных ансамблей, а также в качестве

аккомпаниаторов с европейцами выступали и юные красноярские таланты [2; 36, с. 173]. Военнопленные музыканты смогли оказать и материальную поддержку творческой молодежи. Сборы от концертов с их участием, организованные «Домом Юношества», направлялись в пользу Общества [2; 16; 33].

Творческое общение военнопленных музыкантов и общества «Дом Юношества» вылилось также в попытку создав ния музыкальной школы в Красноярске

is

и

:: Общественное Собрание::

Понедельника, 20 августа 1018 г,

ПРОГ РАП/ПД

конаертд

= СШШ-ВЕИШ = JЧ. Jtf е л е ш ъ

съ учаспеыъ Б. ОНОСОВА (вюлончедь), ]! Л. ГШ 1 ЦБ У FT А II Л. КОЗЛОВА (рояль) '

отд-ьл I.

1. Шуманъ Aufoschuring.

Григь. Papillons. и hi. Л. Козлов*.

2. Венявск1Й. Souvenir tic Moscou, исиолн.

А. Мелгшъ.

ОТДИЛ. II

3.Бетховена. Tpio C-moll:

a) Allegro con brio.

b) Andante cantabile con variatione.

c) Menueito. Quasi Allegro.

d| Finale. Presstissimo.

исп. А. Мелешъ, Lt. Оносокь, Л. Ксшокъ.

ОТДЬЛ. Ш.

4. Рахмановъ. Prelude Шопенъ. Fantasie-Iniprointu.

U

i 5. Бахъ. Air,

пси. Л. ГинцЙурп*.

Сарасате. Испансше танцы.

пеп, А. Мелешь.

НАЧАЛО ИТ» 8 4, ЧАС. 15КЧЕРА.

Л

и

I

А

и

II и

А

Распар: Пн!!111| J»M ЯНИВТН".

А

0°%

JfrO О Ooji. jiuinii«m»a.,n.i«jwm.M4 мм ..... 11, QMJ

SoiaoO3-^' T.O .ИшЛоди.» ишйар.- ^-"OaAo

Программа концерта скрипача-виртуоза А. К. Мелешл. 26 августа 1918 г.

[32]. Пока не удалось найти информации в источниках о работе этой школы. Известно, что первое постоянно действующее специальное музыкальное учебное заведение в Красноярске было открыто уже при советской власти в апреле 1920 года и носило название Народной консерватории.

После прихода в Красноярск в январе 1920 года большевиков все военнопленные Первой мировой войны были объявлены свободными гражданами, обязанными подчиняться советским законам [37, с. 133]. В ходе организационной работы новой власти все крупные творческие силы города были объединены в Подотдел искусств. Военнопленные, теперь уже бывшие, приняли активное участие в проводимой Подотделом концертно-те-атральной и музыкально-образователь-ной работе. Иностранные артисты продолжали вести сольную и ансамблевую концертную деятельность, в феврале 1920 года они вошли в состав оперной труппы и составили основу симфонического оркестра при Первом Советском (бывшем Городском) театре, участвующем не только в оперно-опереточных постановках, но и подготавливающем серьезные концертные симфонические программы. Бывшие военнопленные укрепили состав небольшого оркестра при Клубе К. Либкнехта, успешно работали в первой централизованной мастерской музыкальных инструментов [37, с. 133-135].

По воспоминаниям современника описываемых событий Б. Г. Кривошеи, европейские специалисты, среди которых были и «музыканты, имевшие звания профессоров», значительно укрепили педагогический состав Народной консерватории [23, с. 14]. Из уже известных нам имен назовем контрабасиста венгра Барнабаша Штербу, окончившего музыкальную школу в Будапеште. В Красно-ярке в 1920-1921 годы он помимо игры в симфоническом оркестре при театре, ведения камерно-ансамблевой концертной деятельности, преподавал в Народной консерватории [22; 24, л. 160—163; 29, л. 61; 30, л. 22]. В отчете Секции искусств за сентябрь 1920 года (в это время

как раз в Красноярске формировался первый эшелон с отбывающими на родину военнопленными) читаем: «Выбыли из состава преподавателей (Народной консерватории. — прим. Е. Ц.) по классу рояля: Гера <...>, по классу пения выбыл Вейс А. М. <...>» [29, л. 58]. Фамилию «Вейс» мы также встречаем в составе оперной труппы Первого Советского театра Красноярска. Он закончил Дрезденскую консерваторию и обладал драматическим тенором [24, л. 163].

Из-за затянувшейся Гражданской войны организованная массовая репатриация военнопленных в Сибири началась в 1920 году. Она продолжалась до 1922 года. Отъезд находящихся среди иностранных подданных грамотных специалистов не лучшим образом отразился на окрепших за время их пребывания музыкальных позициях городов региона [37, с. 134].

Подводя итоги, отметим, что на примере Красноярска мы видим, как оказавшиеся в результате событий Первой мировой войны в городах Сибири значительные музыкально-творческие силы из числа военнопленных сыграли заметную роль в развитии профессиональной музыкальной культуры региона. Велик их вклад в развитие местного профессионального исполнительства. Музыкаль-но-общественная деятельность военнопленных в содружестве с местными мастерами и любителями не только компенсировала спад активности музыкальной жизни, связанный со значительным уменьшением потока профессиональных гастролирующих артистов в регионе в период Гражданской войны и первые годы советской власти. Благодаря мощному музыкально-просвети-тельскому вектору она качественно обогатила концертно-театральный пласт, внесла до сих пор неоцененный по достоинству вклад в сферу музыкального образования, а также содействовала формированию слоя любителей музыки — сибиряков, для которых общение с шедеврами европейской и отечественной музыкальной классики стали настоящей духовной необходимостью.

Примечания

1 Вышеперечисленной благородной музыкально-общественной деятельностью занимались в основном военнопленные офицерского звании. Согласно законодательству они в отличие от рядовых не привлекались к обязательному труду, могли по желанию выбирать себе работу, независимо от этого получали жалованье соответственно их чину и имели ряд других «классовых» преимуществ. Из военнопленных были также сформированы музыкальные коллективы, чья деятельность имела прикладное бытовое значение — игра в кинотеатрах, ресторанах, городских садах, на танцевальных вечерах. В подобных коллективах могли быть

задействованы и нижние армейские чины [5, с. 333-361; 37, с. 132].

2 В 1917 году профсоюзы музыкантов были созданы в Омске, Новониколаевске и Иркутске. На базе двух последних сформировались успешно концертирующие симфонические оркестры [б, с. 341; 26, с. 42; 31 с. 473]. Можно предположить, что их укреплению также способствовали музыканты из числа военнопленных.

3 В афишах и периодической печати, к сожалению, часто давались неполные и неточные названия исполняемых музыкальных произведений.

Литература

1. Автобиографические записки А. П. Иванова-Радкевича. — Красноярский краевой краеведческий музей (БККМ), в/ф 3645.

2. Афиши, концертные программы. — КККМ, д. 1428; о/ф 9790/4, 9790/11, 9890/8,9; ПГС 3112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Велокрыс М. А. Музыкальная культура Омского Прииртышья в лицах (XVIII — середина XX в.). Библиографический словарь. Т. 2: Е-К. - Омск, 2006. - 308 с.

4. Бондаренко Е. Ю. Иностранные военнопленные на Дальнем Востоке России (1914— 1956 гг.): Дис. ... д-ра исторических наук. — Владивосток, 2004.

б. Быкова А Г., Рыженко В. Г. Культура Западной Сибири: история и современность: [учеб. пособие]. - Омск, 2002. - 372 с.

6. Валитов А. А. Военнопленные Первой мировой войны в Тобольске [Электронный ресурс] // Интернет-проект «Путь в Сибирь». URL: www, ikz. ru/siberianway

7. Валитов А. А. Участие пленных иностранцев в общественной жизни Тобольска (1914— 1920 гг.) // Материалы IV Международной науч.-практич. конф. «Стелеровские чтения». - Тюмень, 2008. - С. 36-39.

8. Воспоминания А. П. Иванова-Радкевича. — КККМ, о/ф 9544-2/Д 2709.

9. Греков Н, В. Германские и австрийские пленные в Сибири (1914—1917) // Немцы. Россия. Сибирь: сб. ст. - Омск, 1997. - С. 164-168.

10. Енисейская мысль. — 1914. — 24 сент.

11. Енисейская мысль. — 1914. — 25 сент.

12. Енисейская мысль. — 1914. — 2 нояб.

13. Енисейская мысль. — 1915. — 26 февр.

14. Енисейский край. — 1916. — 6 нояб.

15. Енисейский край. — 1916. — 19 дек.

16. Енисейский вестник. — 1919. — 20 февр.

17. Енисейский вестник. — 1919. — 11 мая.

18. Енисейский вестник. — 1919. — 17 мая.

19. Красноярский рабочий. - 1918 - 25 мая.

20. Красноярский рабочий. — 1918 — 1 июня.

21. Красноярский рабочий, — 1918 — 11 июня.

22. Красноярский рабочий. — 1921. — 13 дек.

23. Кривошея Б. Г. Воспоминания / Сост. И. П. Бальчунас, С. А. Месяц. — 96 с.

24. Материалы (списки, удостоверения, переписка) по личному составу Первого Советского театра за 1920 г. — Государственный архив Красноярского края (ГАКК), ф. р-03, оп. 2, д. 20.

25. Музыкальная культура Новосибирска / Отв. ред. Б. А. Шиндин, редко л.: Н. И. Головнёва, С. П. Галицкая. — Новосибирск, 2005. — 684 с.

26. Музыкальная культура Сибири XX века. Кн. I. Музыкальная культура Сибири с 1917 года до середины 50-х годов XX века / Гл. ред. Б. А. Шиндин, науч. ред. А. Г. Ми-хайленко, Н. И. Головнёва // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 3. — Новосибирск, 1997. - 241 с.

27. Наш Голос. -1917.-22 авг.

28. Носкова В. Н. Военпопленпые Первой мировой войны в городе Таре // Социально-вконо-мическое и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья: материалы IV науч,-практ. конф., посвящ. памяти А. В. Ваганова, 3-4 алр. 2008 г. - С. 66-70.

29. Отчет о работе подотдела искусств Енисейского ГУБОНО за 1920 г. - ГАКК, ф. р-93, оп. 1, д. 42.

30. Протоколы общих собраний коллектива Народной консерватории и заседаний местного комитета за 1921 г. - ГАКК, ф. р-169, оп. 1, д. 26.

31. Роменская Т. А., Селиванов В. В. Музыкальная культура Сибири 2-й половины XIX — начала XX века // Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Т. 2, кн. 2. / Гл. ред. В. А. Шиндин. — Новосибирск, 1997.

32. Свободная Сибирь. — 1919 — 29 янв.

33. Свободная Сибирь. — 1919 — 1 марта.

34. Свободная Сибирь. — 1919 — 19 марта.

36. Свободная Сибирь. — 1919 — 21 марта.

36. Царёва Е. С. Забытое прошлое: музыкальная культура Красноярска в годы революций и Гражданской войны (1917—1919 гг.) // Культура. Искусство. Образование: сб. ст. Вып. X. - Красноярск, 2011. - С. 149-181.

37. Царёва Е. С. Европейцы в Сибири: из истории музыкальной жизни Красноярска в годы Первой мировой и Гражданской войн // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема: сб. материалов науч,-теорет. конф. (11—14 апреля 2011 г.). — Новосибирск, 2011. - С. 130-141.

38. Чащин А. И. Военнопленные Первой мировой войны в Сретенске // Сретенский район: история и современность: сб. ст. и материалов. 2-е изд. - Чита, 2009. - С. 123-160.

Получено 12 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.