Научная статья на тему 'История Каменного моста через реку Ушайку в г. Томске'

История Каменного моста через реку Ушайку в г. Томске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
300
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акимов Б. Г., Катцын П. А., Маньков П. Н.

Приводятся сведения об истории проектирования и строительства моста через реку Ушайку в г. Томске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Каменного моста через реку Ушайку в г. Томске»

23. Поляков Е.Н. Из истории регламентации градостроительных решений // Материалы научно-практической конференции «Научно-методические основы формирования нормативно-регламентационной базы градостроительства в Сибирском регионе» (Новосибирск, 7 февраля 2001 г.). - Новосибирск: Сибпринт, 2001. - С. 86-95.

24. Зубов В.П. Архитектура античного мира / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский // Материалы и документы по истории архитектуры. - М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -С. 139.

25. Немировский А.И. Этруски. От мифа к истории. - М.: Наука, 1983. - С. 129.

26. Ельницкий А.А. Элементы религии и духовной культуры древних этрусков // Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964. - С. 197.

27. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре: Пер. с лат. - Л.: ОГИЗ, 1936. -С. 112.

Материал поступил в редакцию 28.08.03.

E.N. POLYAKOV

ABOUT ORIENTATION OF ANCIENT CULT BUILDINGS

The versions of orientation of ancient temples on cardinal points and important cult centers are considered in the paper. The examples of «free» orientation dictated by real natural or town-planning situations are given as well.

УДК 624.21.012: 625.745.1.004.68 Б.Г. АКИМОВ,

П.А. КАТЦЫН, канд. техн. наук, доцент,

П.Н. МАНЬКОВ

ИСТОРИЯ КАМЕННОГО МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ УШАЙКУ В Г. ТОМСКЕ

Приводятся сведения об истории проектирования и строительства моста через реку Ушайку в г. Томске.

В 1916 году в городе Томске был открыт для всех видов транспорта и пешеходов Думский мост через реку Ушайку, сегодня он известен как Каменный мост. Этот мост был построен на месте деревянного, который в свое время проектировал и строил декабрист Г.С. Батеньков. Вот уже 88 лет Каменный мост служит украшением города и исправно выполняет свои функциональные обязанности по пропуску через реку Ушайку городского транспорта.

Причина такого долголетия Каменного моста заключается в том, что его строительство велось продуманно на всех стадиях: от проектных работ до процесса строительства и эксплуатации.

После решения о необходимости постройки нового Думского моста были объявлены торги на его постройку, но они не состоялись, так как не на-

шлось желающих: строительная контора «Кутюрье, Бертенкур, Гарденин», г. Москва: «... ввиду дальности расстояния, Ваше предложение, к сожалению, нами приемлемо быть не может», товарищество «Железо-Бетон», г. Санкт-Петербург «.имеем честь уведомить, что предлагаемая работа, ввиду своей незначительности, нам не подходит», так же ответило Акционерное общество «Вайс и Фрейтаг», г. Санкт-Петербург; поэтому пришлось искать подрядчика на месте, им оказалась фирма «Инженеры Любинский и Веккер», которая специализировалась на железобетонных сооружениях. МПС, Сибирская железная дорога дала такую рекомендацию фирме: «. Инженеры Любинский и Веккер выполнили в установленные сроки и вполне доброкачественно на переустроенных горных участках железобетонные сооружения.».

К разработке проекта моста были привлечены профессора Томского технологического института Я. Николин, П. Миняев и другие. Они предложили варианты металлического моста из металла стоимостью 80 тысяч рублей, однако с началом войны 1914 года стоимость металла увеличилась, и этот вариант оказался неподъемным для городского бюджета. А в это время местная фирма «Любинский и Веккер» предложила варианты моста из железобетона стоимостью 60 тысяч рублей. Это было достаточно смелое решение, так как официально применять железобетон в мостостроении было разрешено лишь в 1898 году, а эта фирма уже к 1915 году имела опыт строительства более 20 объектов из железобетона.

На возражение членов комиссии по благоустройству Томской городской думы по поводу «.устойчивости своей и долговечности», «.так как железобетонные сооружения при сильном колебании температуры дают трещины и что здесь в Сибири, ввиду сильного колебания температуры (до 80°) едва ли возможно применение железобетонных сооружений». На это возражение инженер Веккер ответил, что его фирма «. за железобетонные сооружения согласна дать гарантию сроком на 5 лет.», а городской инженер Я.И. Николин отметил, что, «. устойчивость и прочность железобетонных мостовых сооружений, правильно рассчитанных и надлежащим образом построенных, являются столь же надежными, как и сооружения железные, а потому применение железобетона к постройке Думского моста является вполне возможным». Также было отмечено еще одно преимущество железобетона: «. железобетонный мост, будучи и дешевле и практичнее железного во всех отношениях, перечисленных выше, вместе с тем может быть и более красивым, так как железобетон поддается более красивой отделке и такие части, как, например, колонны, перила и другие, из железобетона получаются изящнее, чем из железа».

После выбора материала состоялось утверждение варианта моста и его габаритных размеров, они были утверждены в следующих величинах: «. пролет будущего моста, заданный для проектируемого железобетонного моста размером в 10 саженей, признан достаточным; ширина моста должна быть увеличена до ширины Магистратной улицы (ныне ул. Р. Люксембург), т.е. до 9,4 саженей, а ширина тротуаров - до 1,25 саженей» (одна сажень равна 2,13 м).

При обсуждении вариантов моста, а всего их было рассмотрено более шести, остановились на рамной системе с восемью главными балками (ригелями) переменного сечения и устоями с обратными стенками, причем основанием для устоев приняты железобетонные сваи, что также являлось новшеством для своего времени, рис 1, 2, 3. Предложенные арочные конструкции были отклонены, так как при паводке пяты арок заливались бы водой реки Ушайки.

Для объективной оценки качества проектных решений была назначена независимая экспертиза, о чем говорит резолюция городской управы 129 от 18 мая 1915 года: «. необходимо решить вопрос о выделении вознаграждения этим специалистам за указанную работу, которое определено было при переговорах с г.г. Кашкаровым и Миняевым в 750 рублей».

Строительство моста началось непосредственно летом 1915 года, при этом широко использовались военнопленные, что видно из распоряжения томского губернатора в адрес томского городского головы: «. уведомляю Вас, Милостивый Государь, что Штабом Округа сделано распоряжение Томскому Уездному Воинскому Начальнику об отпуске 50 человек военнопленных для производства работ при постройке в центре города железобетонного моста через реку Ушайку».

К архитектурному оформлению моста был привлечен известный архитектор К.К. Лыгин. Ему удалось придать мосту своеобразный архитектурный облик, добиться единства архитектурных форм и материала. Название «Каменный» мост получил по характеру своей отделки рустановой штукатуркой под камень, это был известково-песчаный раствор с добавлением прочновяжущих химикатов.

Рис. 1. Каменный мост

3930

Рис. 2. Фасад Каменного моста

Рис. 3. Поперечные разрезы Каменного моста

Отделка элементов пролетных строений была гладкая, оштукатурена и окрашена декоративным цементом и песком. Над устоями возвышались 4 малых обелиска, которые раньше выполняли функции фонарных столбов. Перильное ограждение выполнено в виде железобетонного парапета со сквозным рисунком.

Главными архитектурными элементами моста являются четыре монументальные железобетонные ростральные колонны, которые украшены скульптурными изображениями остроносых частей корабля с головами львов. В оформлении боковых поверхностей пьедесталов применен мотив якорей и гирлянд. Верха обелисков оформлены капителями ионического ордера и завершены шарами. По своим архитектурным достоинствам Каменный мост

внесен в список реконструируемых памятников архитектуры г. Томска. Архитектурное оформление привело к удорожанию моста на 1,5 тысяч рублей.

Со стороны городской управы велся постоянный контроль за качеством строительства и строительных материалов, что видно из акта осмотра работ от 2 июля 1915 года:

«... На постройке ведется по надлежащей форме журнал забивки свай. Необходимо просить строителей моста вести записи по испытаниям цемента, образцов бетона и по определению степени чистоты песка в отношении количества механических примесей: глины и растений земли».

Сдача выполненных работ проводилась согласно приемочным актам, из акта 147 от 5 августа 1915 года: «.признать, что к выдаче денег, согласно предъявленному счету и применительно к расценкам и условиям, указанным в п.п. 16 и 17 договора, препятствий не встречается».

В военные годы по мосту была проложена железнодорожная ветка, по которой доставлялся уголь на городскую электростанцию, затем железнодорожные пути были переустроены под трамвайные. В 1978 и в 1985 годах производился ремонт и замена трамвайных путей а также незначительный косметический ремонт моста.

В 1978 году кафедра «Мосты и сооружения» ТИСИ произвела испытания моста, которые показали высокую несущую способность сооружения, позволяющего нести современные временные нагрузки.

В 2003-2004 гг. научно-внедренческое учреждение «РЕМО» провело тщательное обследование конструкций для составления проекта капитального ремонта моста, чтобы к 400-летию г. Томска мост был отремонтирован и принял первозданный вид.

B.G. AKIMOV, P.A. KATSYN, P.N. MANJKOV

HISTORY OF THE STONE BRIDGE ACROSS THE RIVER USHAIKA IN TOMSK

The history of construction of bridge across the river Ushaika in Tomsk is considered in the

paper. The information is based on the files of the state archive fonds of the Tomsk region.

The history of the bridge since 1916 till present time has been observed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.