DOI 10.24411/9999-001А-2018-10075 УДК: 902.03.29
Л.К. Островский Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин) (Новосибирск)
Вклад поляков в развитие строительства и архитектуры Западной Сибири в конце XIX — начале XX века
Аннотация
Объектом исследования являются представители польской диаспоры, их вклад в развитие строительной отрасли и архитектуры Западной Сибири. Актуальность данного исследования связана с возросшей ролью диаспор в жизни современного общества, поэтому в последние годы ученые большое внимание уделяют изучению данного явления. История поляков в Западной Сибири является частью истории России. В настоящее время изучение российской истории, в том числе и истории Сибири, невозможно представить без рассмотрения роли польской диаспоры в хозяйственном освоении Сибири, роли поляков в общественной жизни края, в развитии его культуры. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка исследования вклада поляков, проживавших в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в., в развитие строительства и архитектуры. В научный оборот вводятся новые источники, показывающие участие поляков в развитии строительства и архитектуры края. Особая роль в формировании архитектурного облика городов Западной Сибири принадлежит архитекторам Ивану Носовичу, Викентию Оржешко и Станиславу Хомичу. Поляки принимали участие в работе «Первого Западно-Сибирского товарищества извести и портландцемента», сыгравшего большую роль в создании местной цементной промышленности.
Ключевые слова: поляки, строительство и архитектура, Западная Сибирь, конец XIX — начало XX века
L.K. Ostrovsky
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin) (Novosibirsk) [email protected]
The Poles Contribution to Developing of Building Industry and Architecture in the West Siberia in the Late 19th - Early 20th Centuries
Abstract
The study object is the Polish diaspora representatives, their contribution to developing the construction industry and architecture of West Siberia. The research relevance is related to raising the diasporas' role in the modern society life, so scientists have paid much attention to investigating this phenomenon during recent years. The Poles history in West Siberia is a part of Russian history. Russian history, including the history of Siberia, is impossible without Polish diaspora contribution in the Siberian economic development, the Poles role in regional public life, and the culture development. A special role in the formation the architectural image of West Siberian cities belongs to architects Ivan Nosovich, Vikenty Orzheshko, and Stanislav Khomich. The Poles participated in the «First West-Siberian partnership of lime and portland cement", which played a significant role in creating the local cement industry.
Key words: The Poles, building and architecture, West Siberia, the late 19th — early 20th centuries
Актуальность данной работы обусловлена возросшим научным интересом к такому явлению, как диаспора, в котором этничность является одной из главных составляющих. Актуальность темы исследования продиктована важностью российско-польских отношений XIX — начала XX в. в истории обеих стран. В Сибири особенно остро чувствовалась нехватка специалистов: врачей, педагогов, научных
работников, архитекторов и инженеров. Поэтому большое значение имела деятельность на этом поприще поляков, добровольно переселившихся в Сибирь, политических ссыльных и их потомков. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка исследования вклада поляков, проживавших в Западной Сибири в конце XIX — начале XX в.,
в развитие строительства и архитектуры. В научный оборот вводятся новые источники, показывающие участие поляков в развитии строительства и архитектуры края.
В конце XIX — начале XX в. Сибирь относилась к территориям с быстро растущей экономикой. С другой стороны, социально-экономическое развитие Сибири отличалось большим своеобразием. К началу XX в., несмотря на быстрый рост городов в Сибири, в силу слабого развития промышленности они являлись преимущественно торговыми центрами.
По данным переписи 1897 г. ремонтом, содержанием жилищ и строительными работами в Томской губернии было занято 92 поляка, что вместе с членами семьи составляло 2% польского населения губернии. В Тобольской губернии данным видом деятельности было занято также 92 человека, вместе с членами семьи — 154 человека, или 2,7% польского населения губернии [Первая Всеобщая..., 1904, с. 152—153; Первая Всеобщая., 1905, с. 156].
Строительство являлось важной частью сибирского хозяйства. Строились железные, грунтовые, шоссейные дороги, промышленные предприятия, обустраивались переселенческие участки; втрое вырос жилой фонд городов. Все это требовало большого количества леса, и лесозаготовки из крестьянского промысла становились предметом предпринимательства казны и частных лиц [Зиновьев, 2007, с. 46]. Так, например, купец 2-й гильдии, повстанец 1863 г. Ян Андреевич Печокас в 1898—1901 гг. вел в Тобольске торговлю лесом. Печокас происходил из дворян Сувалкской губернии. Умер Ян Печокас в Тобольске 10 июля 1913 г. в возрасте 83 лет [ГУТО ГАТ. Ф. 156. Оп. 15. Д. 725. Л. 116 об.]. Затем торговлей начали заниматься сыновья Печокаса Александр, Константин и Петр.
Как отмечал Сибирский торгово-промышленный ежегодник, в начале XX в. быстро рос город Омск, где «появляются красивые каменные здания» [Сибирский торгово-промышленный., 1913, с. 299], и свою лепту в это развитие внес Александр Янович Печокас. Он родился в Тобольске в 1875 г., а с 1900 г. работал в Омске в качестве строительного подрядчика и одновременно являлся действительным членом Польского благотворительного римско-католического общества [ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 168. Л. 14]. В 1911—1916 гг. А.Я. Печокас вел в Омске торговлю цементом, известью и другими строительными материалами и заведовал складом, с которого шла торговля каменным углем Судженских копей. Угольный склад находился на левом берегу Иртыша в доме Са-метника [ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 168. Л. 93.].
В Тобольске в 1912—1915 гг. существовала торговая фирма «Печокас Мария Семеновна и Константин Иванович». Мария Семеновна Печокас, в девичестве Антонович, происходила из мещан города Тобольска. Семья Печокас в 1905—1913 гг. владела в Тобольске паровым лесопильным заводом, которым заведовал Константин Печокас. В Сибири все лесопильные предприятия являлись фабриками и были оснащены паровыми двигателями [Рабинович, 1975, с. 90].
Семья Печокас стремилась оказать помощь католическому приходу Тобольска. Так, братья Петр и Константин Печокасы принимали участие в стро-
ительстве плебании при католическом костеле [Masiarz, 1999, с. 168].
В начале XX в. владельцы томской строительно-технической конторы инженеры Цезарий Цезаревич Любинский и Эдвард Иосифович Веккер впервые в городе стали применять железобетонные конструкции в строительстве, например при возведении здания университетской библиотеки. Фирма «Ц. Любин-ский и Э. Веккер» существовала в Томске с середины 1900-х гг. Эдуард Веккер приехал в Сибирь в 1905 г. и вместе с женой Клотильдой принимал активное участие в жизни польской колонии Томска [Поляки в Томске., 2015, с. 75].
Предприятие Любинского и Веккера выполняло также работы по проведению водопровода и канализации. В 1911—1912 гг. в Томске было построено здание ломбарда. Железобетонные перекрытия здания были спроектированы и установлены фирмой «Ц. Любинский и Э. Веккер». Эта же организация проектировала и возводила железобетонные перекрытия в здании Сибирского торгового банка и мельницу для торгового дома «Е. Кухтерин и С-я». Инженеры фирмы выполнили несколько заказов для «Первого Западно-Сибирского товарищества извести и портландцемента» [Залесов, 2004, с. 136]. Самым известным сооружением общества «Ц. Любинский и Э. Век-кер» является железобетонный Думский мост через р. Ушайку, построенный в 1915—1916 гг. [Скворцов, 1999, с. 64].
Строительство Сибирской железной дороги потребовало создания местной цементной промышленности, так как привозной цемент был слишком дорог. Яшкинский цементный завод начал работу в 1913 г. Предтечей цементного завода считается завод известковый [Семка, 1987, с. 146—147]. 28 июля 1911 г. в Томске был зарегистрирован договор «Первого Западно-Сибирского товарищества извести и портландцемента» [Семка, 1987, с. 149].
Кроме инженера З.М. Джурича и «ковровского мещанина» М.Г. Головина, основателями товарищества были рудничный инженер Цезарий Цезариевич Любинский, инженер-технолог Владислав Осипович Веккер, инженер-механик Густав Осипович Веккер, инженер-технолог Эдуард Осипович Веккер и Мария Юлиановна Любинская — жена Ц. Любинского. Однако М. Любинская не являлась вкладчицей. Все вышеназванные, кроме Любинской, являлись «полными товарищами с неограниченной ответственностью». Товарищество ставило целью производство извести, портланд-цемента, огнеупорных строительных материалов и торговлю ими [ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1. Л. 19].
Для ведения дел товарищества избиралось правление. Главное управление организации находилось в Томске. Общее наблюдение за ходом дел принадлежало как полным товарищам, так и вкладчикам, которые собирались на общие и экстренные собрания [ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1. Л. 20—20 об.]. Главную роль в товариществе во время организации играли Джурич и Головин. Среди получателей цемента с Якшинского завода значится «Товарищество инженеров Ц.Ц. Любинский и Э.О. Веккер», которое занималось производством строительных работ в Томске и Новониколаевске. В Новониколаевске этим товариществом в 1913 г. построен туннель-путепро-
вод из монолитных железобетонных конструкций под линией железной дороги, служащий транспортным путем из прибрежной части города к центру [Семка, 1987, с. 150].
Состав товарищества был пестрый, в том числе он включал «свободного художника» Берту Семеновну Коварскую. Любинский привлек в товарищество брата Владислава Любинского и сестру Марию Цезариевну Вегнерович. Кроме трех братьев Веккер и их отца, доктора Осипа Альбиновича Веккера, в организацию входила и жена одного из братьев, Мария Людвиговна Веккер [Семка, 1987, с. 157].
Яшкинский завод занял монопольное положение за Уралом, так как цементное производство в Сибири было развито слабо: здесь существовало всего несколько цементных заводов. Цемент в 1914—1915 гг. предприятие поставляло в Томск, Новоникола-евск, Омск, Барнаул, Красноярск, Читу и Иркутск, крупнейшим потребителем продукции являлась железная дорога [ГАНО. Ф. Д. 84. Оп. 1. Д. 1. Л. 94 об.].
Поляки, по нашим данным, составляли более 27% пайщиков «Первого Западно-Сибирского товарищества извести и портландцемента». В 1914 г. управляющим цементным заводом был А.А. Трже-цяк, которому было выдано добавочное вознаграждение «за усиленные труды по развитию завода и инструктированию новых служащих и мастеров по производству взамен призванных на войну в 1914 г.» [ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1. Л. 61 об.—62].
За 1916 г. предприятие продало 140 344 бочки цемента и 518 598 бочек извести. Однако в отчете за период с 1 января по 1 декабря 1916 г. отмечалось, что вследствие «слабой подачи вагонов под нагрузку, отправка наших фабрикатов значительно сократилась и отправка цемента производилась преимущественно Кольчугинской железной дороге» [ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1. Л. 85]. В 1917 г. предприятие начинает испытывать трудности. В докладе правления общему собранию 21 января 1917 г. отмечалось, что «массового ухода рабочих не предвидится, так как большинство рабочих состоит из военнообязанных, получивших отсрочку призыва, и военнообязанных инородцев». Однако далее отмечалось, что предприятие не может рассчитывать «на громадный спрос цемента в 1917 г.», так как «частное строительство совершенно прекратилось» [ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1. Л. 100 об.—101].
На собрании пайщиков 28 декабря 1917 г. отмечалось, что задержка в исполнении заказов происходит вследствие полного расстройства железнодорожного транспорта. С 27 октября в сторону запада не было отправлено ни одного вагона цемента. Обострился продовольственный вопрос. По сравнению с городом Томском, для пропитания служащих, рабочих и их семей имелось достаточное количество хлеба, мяса, сала и масла. Однако в докладе отмечалось, что дальнейшее заготовление продовольствия в связи с расстройством железнодорожного транспорта станет невозможным и делался вывод о неизбежной остановке заводов [ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1. Л. 128 об.-129]. Что касается дальнейшей судьбы предприятия, то 11 февраля 1920 г. известковый и цементный заводы были национализированы советской властью [Семка, 1987, с. 149].
Большую роль сыграли представители польской
диаспоры в развитии архитектуры городов Томской губернии. Государственная архитектурно-строительная служба в Томской губернии, в которой работало немало поляков, в конце XIX — начале XX в. была представлена строительной и дорожной комиссией (1859—1886 гг.), а в 1886—1917 гг. — строительным отделением. Из 103 архитекторов, которые работали в Томске в XIX — начале XX в., поляков насчитывалось 12 человек (11,6%) [Залесов, 2004, с. 95—136]. Среди них: И. Буковецкий, Н. Збаржевский, П. На-ранович, К. Заранек, А. Сабек, В. Сухоровский, Б. Та-тарчух [Ханевич, 2007, с. 121].
Среди архитекторов польского происхождения находился сын ссыльного повстанца 1863 г. архитектор Викентий Флорентинович Оржешко. Оржешко родился в Томске в 1876 г. в семье врача Ф.Ф. Оржешко [Поляки в Томске..., 2015, с. 412]. С 1902 г. Викентий Оржешко после окончания Высшего художественного училища Императорской Академии художеств занимался частной архитектурной практикой в Томске. Оржешко исполнял обязанности архитектора при Томской Духовной консистории, занимался проектированием и надзором за строительством православных храмов в Томской губернии [Ханевич, 2009, с. 108]. В Томске по проекту Оржешко были построены: часовня на могиле старца Федора Кузьмича, здание Сибирского товарищества печатного дела, Мухинобугорское начальное училище, кожевенный завод «Г. Голованов и сыновья», собственный дом архитектора по Офицерской улице и Народный сад императора Александра II. В апреле — июне 1911 г. Оржешко исполнял обязанности томского городского архитектора [Туманик, 2009, с. 533].
Центром художественной жизни Томской губернии стало Томское общество любителей художеств, которое было создано по инициативе группы художников в 1908—1909 гг. Выставочная деятельность Общества стала сосредоточием духовных интересов интеллигенции губернии. В выставках активное участие принимал и Викентий Оржешко, который был избран членом первого правления Общества и его секретарем [Залесов, 2004, с. 18].
Из 16 архитекторов польского происхождения, которые работали в Западной Сибири на рубеже XIX—XX вв., по нашим подсчетам, половину составляли выпускники Петербургского института гражданских инженеров. К примеру, Константин Антонович Заранек воспитывался в Пажеском Его Императорского Величества корпусе Строительного училища, а в 1885 г. окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. С 1892 по 1893 г. Заранек работал дорожным техником на Сибирском тракте, затем служил на Сибирской железной дороге. В 1894 г. Заранек осуществлял реконструкцию Томского римско-католического костела. В 1895 г. работал по найму в фирме «Технико-промышленное бюро», в качестве агента фирмы в этом же году исполнял обязанности городского архитектора.
В 1902 г. Заранек был избран в число директоров Томского отделения Императорского русского музыкального общества. Кроме того, Заранек исполнял в Обществе должность казначея. Дочь архитектора Елизавета являлась ученицей музыкального училища по классу пения. В составе действительных членов Общества Заранек находился до отъезда в
1906 г. из Томска в Хабаровск [Залесов, 2004, с. 108].
В 1891 г. начал свою карьеру в строительном отделе Томского губернского управления в качестве младшего инженера титулярный советник Станислав Викентьевич Хомич. Хомич родился в 1864 г. в Киевской губернии в дворянской семье, в 1891 г. окончил Институт гражданских инженеров. Сразу после окончания института Хомич был направлен в Строительное отделение Томского губернского управления, где до 1897 г. работал младшим инженером. В 1892 г. Хомич составил проект перестройки и расширения Римско-католической церкви в Томске [Сибирский торгово-промышленный., 1893, с. 273]. В 1897—1903 гг. статский советник Хомич занимал должность губернского архитектора, а в 1903—1914 гг. — губернского инженера и архитектора в строительном отделении Томского губернского управления [Памятная книжка., 1914, с. 18]. За добросовестную службу Хомич был награжден орденами Св. Станислава II и III степеней и Св. Анны III степени. В Томске Хомич занимался строительством и ремонтом тюремных зданий, в том числе пересыльной тюрьмы. С 1897 г. в течение 11 лет Хомич исполнял обязанности епархиального архитектора. Под его наблюдением были построены храмы в Барнауле, Бийске, селах Вьюнском, Верхне-Ануйске, в селах Усть-Камень и Спасское Каинского уезда [Поляки в Томске., 2015, с. 589—590].
Особая роль в формировании архитектурного облика городов и сел Алтая принадлежит архитектору Ивану-Каликсту Носовичу, который приехал в Барнаул в 1899 г. и служил техником по строительной и дорожной части Алтайского округа. Иван-Каликст Носович происходил из дворян Волынской губернии, родился архитектор в 1862 г. После окончания Института гражданских инженеров в 1889 г. Носович в январе 1890 г. был назначен на должность младшего архитектора строительного отделения при Управлении приамурского генерал-губернатора. В феврале 1893 г. Носович произведен в чин титулярного советника, а 6 ноября 1893 г. назначен на должность архитектора в Семипалатинскую область. С 1897 г. Носович заведовал ирригацией в Семиреченской области [ГААК. Ф. Д-4. Оп. 1. Д. 145. Л. 21].
С 24 марта 1899 г. Носович, в то время уже коллежский асессор, был переведен на службу в Алтайский округ в качестве техника по строительству и дорожной части, где работал до 1909 г. Жалованье инженера Носовича в 1909 г. составляло 2200 руб. С февраля 1911 г. Носович временно исполнял обязанности томского губернского архитектора. В то время в Барнауле шло строительство городской заразной больницы, скотобойни и различных частных построек. Городская управа Барнаула 8 февраля 1912 г. назначила И.Ф. Носовича на должность городского архитектора, которую он исполнял до 1915 г. [ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 25. Л. 10 об., 52].
В 1902 г. английский футуролог Эбинер Говард выпустил книгу «Города-сады будущего». Идея Говарда получила широкое распространение в русском градостроительстве начала XX в. В 1913 г. в Петербурге было организовано Русское общество городов-садов, целью которого стала пропаганда улучшения жилищных условий [Степанская, 1998, с. 30]. В начале XX в. в Барнауле и Бийске возникли сибирские от-
деления Русского общества городов-садов, поддержанные гражданскими инженерами и краеведами, в том числе Носовичем [Степанская, 2005, с. 327]. В октябре 1917 г. после грандиозного пожара в Барнауле в городскую думу был представлен проект города-сада, разработанный Носовичем. Территорию, выделенную под город-сад, начали застраивать в 1918—1919 гг., но в силу экономических трудностей проект не был завершен [Поляков, 2000, с. 83].
Обращаясь к итогам по данной теме, отметим, что немало поляков было среди предпринимателей Западной Сибири, занятых в области строительства. В развитие архитектуры городов Западной Сибири внесли свой вклад выдающиеся мастера-поляки Ви-кентий Оржешко, Станислав Хомич и Иван Носович.
Список литературы
1. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX — начало XX века). — Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 170 с.
2. Зиновьев В.П. Индустриальные кадры старой Сибири. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. — 258 с.
3. Памятная книжка Томской губернии на 1914 год.
— Томск: Тип. Губ. Управления, 1914. — 105 с.
4. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. [^ГС. Томская губерния. — СПб.: [б. и.], 1904. — 245 с.
5. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. LXXVШ. Тобольская губерния. — СПб.: [б. и.], 1905. — 247 с.
6. Поляки в Томске (XIX — XX вв.): биографии. — Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2015. — 686 с.
7. Поляков О.Н. Город-сад // Барнаул. Энциклопедия. — Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. — С. 83.
8. Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX
— начала XX в. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975.
— 327 с.
9. Семка Б.И. Производство и сбыт цемента в Западной Сибири накануне и в годы Первой мировой войны // Торговля городов Сибири конца XVI — начала XX в. — Новосибирск: [б.и.], 1987. — С. 143—170.
10. Сибирский торгово-промышленный ежегодник. 1913. — СПб.: Изд. Д.Р. Юнг, б. г. — 570 с.
11. Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1894 год / Томск: Типо-лит. П.И. Макушина, 1893. — 178 с.
12. Скворцов Г.В. Участие поляков-томичей в формировании архитектурного образа Томска в период XVII — первой четверти XX веков // Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Томск: [б. и.], 1999.
— С. 63—67.
13. Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: книга для чтения по художественному краеведению.
— Барнаул: Пикет, 1998. — 136 с.
14. Степанская Т.М. Сад в сибирском городе XIX — начала XX столетий // Современное историческое сибиреведение XVII — начала XX вв.: сб. науч. тр.
— Барнаул: Изд-во «Аз Бука», 2005. — С. 323—328.
15. Туманик А.Г. Оржешко Викентий Флорентинович // Историческая энциклопедия Сибири. Т. II (К—Р).
— Новосибирск: [б. и.], 2009. — С. 533.
16. Ханевич В.А. К истории польской колонии Томска конца XIX — начала XX века // Польская интеллигенция в Сибири XIX—XX вв.: сб. материалов Межрегион. темат. чт. «История и культура поляков Сибири» 2006 — 2007 гг. — Красноярск: [б. и.], 2007.
— С. 119—125.
17. Ханевич В.А. Католики в Кузбассе (XVII—XX вв.) (очерк истории, материалы и документы). — Кемерово: [б. и.], 2009. — 348 с.
18. Masiarz W. Dzieje kosciota i polskiej diaspory w Tobolsku na Syberii. 1838—1922. — Kraków: Wydaw. i poligrafía Zakonu Piarów, 1999. — 201 s.
Список источников
1. ГААК. Ф. Д-4. Оп. 1. Д. 145.
2. ГААК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 25.
3. ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 3. Д. 168.
4. ГАНО. Ф. Д-84. Оп. 1. Д. 1.
5. ГУТО ГАТ. Ф. 156. Оп. 15. Д. 725.