Научная статья на тему 'Инженерно-строительные фирмы в Сибири в конце XIX - начале XX века'

Инженерно-строительные фирмы в Сибири в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
729
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Залесов В. Г.

В статье рассматривается деятельность инженерно-строительных фирм, которые работали в Сибири в конце XIX начале XX века. Это фирмы крупных российских городов, занимавшиеся в Сибири устройством городских водопроводов, а также сибирские фирмы, выполнявшие проектные и строительные работы любой сложности, в том числе из железобетона. На базе таких инженерно-строительных фирм активно внедрялись достижения научно-технического прогресса: новое оборудование, приборы, технологии, материалы, конструкции и др. С такими фирмами сотрудничали частнопрактикующие инженеры и архитекторы. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяло осуществлять смелые творческие замыслы и инновационные идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерно-строительные фирмы в Сибири в конце XIX - начале XX века»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

УДК.725.4.035/.036

В.Г. ЗАЛЕСОВ, канд. архит., доцент,

ТГАСУ, Томск

ИНЖЕНЕРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ ФИРМЫ В СИБИРИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье рассматривается деятельность инженерно-строительных фирм, которые работали в Сибири в конце XIX - начале XX века. Это фирмы крупных российских городов, занимавшиеся в Сибири устройством городских водопроводов, а также сибирские фирмы, выполнявшие проектные и строительные работы любой сложности, в том числе из железобетона. На базе таких инженерно-строительных фирм активно внедрялись достижения научно-технического прогресса: новое оборудование, приборы, технологии, материалы, конструкции и др. С такими фирмами сотрудничали частнопрактикующие инженеры и архитекторы. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволяло осуществлять смелые творческие замыслы и инновационные идеи.

Научно-технические достижения XIX - начала XX вв. стали весьма активно внедряться в жизнь Сибири в тот период, когда через ее обширные пространства с запада на восток прошла железная дорога. В крупных городах края именно в это время заработали электрические станции, были проведены водопроводы, телеграф и телефонные линии, стали использоваться механизмы на паровом двигателе и бензине и др., появились возможности применять новые материалы и конструкции в строительстве. Внедрение технических новшеств в жизнь активнее всего проходило в сфере частного капитала, в том числе и в строительной отрасли. Предприниматели нередко соревновались между собой за применение новых технологий, строительных и отделочных материалов, конструкций, оборудования и пр. На рубеже XIX и XX вв. на сибирский рынок выходят ряд российских фирм, занимающихся строительством систем общественного водоснабжения. В это же время в Сибири организовываются и начинают действовать местные предпринимательские инженерностроительные фирмы, которые становятся активными проводниками идей и изобретений научно-технического прогресса.

В конце XIX в. во многих городах России началось активное строительство систем общественного водоснабжения, наличие которых позволяло судить не только о благоустройстве города, но и о деятельности муниципалитетов. Примерами для всех были Санкт-Петербург и особенно Москва, где водопровод действовал с начала XIX в. и постоянно совершенствовался.

© В.Г. Залесов, 2008

В дореволюционный период проектирование и строительство систем водоснабжения и канализации в России выполнялось несколькими российскими и иностранными фирмами, в том числе имевшими смешанный капитал. Это товарищество инженеров «Н.П. Зимин и К°» (другое название - техническая контора «Нептун»), фирма «К. Зигель», строительно-техническая контора «Држевецкий и Езиоранский», московское товарищество «Повсеместное артезианское водоснабжение Б.И. фон Вангеля», техническая контора «Общество механических заводов братьев Бромлей», акционерное общество «Густав Лист» и др.

Наиболее предприимчивые фирмы активно выходили на сибирский рынок особенно тогда, когда устранилось препятствие доставки грузов вообще и тяжелых - в частности. К концу XIX в. была построена Транссибирская магистраль, «открывшая Сибирь для капитализма». Так, усилиями водопроводных компаний и муниципалитетов чистая вода в сети водопроводов в Тобольске появилась с 1901 г., в Иркутске и Томске - с 1906 г. В Красноярске первая водоносная сеть начала работать с 1913 г., а в Омске и Тюмени немного позже - с 1915 г. (в ряде городов Сибири водопроводы были построены уже в советское время).

Одной из наиболее активных и крупных частных фирм, работавших в Сибири по устройству водопроводов, было товарищество инженеров «Н.П. Зимин и К°» (другое название - техническая контора «Нептун»). Оно было образовано в 1892 г. инженером московского водопровода Н.П. Зиминым и его ближайшим помощником талантливым инженером-механиком К.П. Карельских. Фирма занималась не только проектированием водопроводов, но и устройством канализаций, очисткой сточных вод, проведением ирригационных работ и т. д. При осуществлении проектов инженеры использовали как свои инновационные научные разработки, так и передовой опыт зарубежных специалистов. Фирма зарекомендовала себя строительством водопроводов в Нижнем Новгороде, Костроме, Царицыне, Рыбинске, Твери, Перми, Уфе и других городах и была чрезвычайно востребована на рынке. Она представляла технические проекты на конкурсы по устройству водопроводов практически во все крупные города Сибири.

Детальной проектной разработкой и строительством фирма занималась в трех сибирских городах: Тобольске, Иркутске и Тюмени. В Тобольске договор на устройство водопровода был заключен весной 1900 г. Протяженность водопроводных труб по проекту инженеров В.П. Зимина и К.П. Карельских составляла около 10 км, а объем ежедневной подачи воды планировался в 110 тыс. ведер (1350 м3) [1]. На следующий год на завершенных участках строительства вода уже поступала в сеть.

В Иркутске для реализации плана строительства водопровода местными предпринимателями было образовано Иркутское водопроводное товарищество, которое аккумулировало капитал. К строительным работам приступили в 1903 г., и к ноябрю 1906 г. водопровод был построен. Водозаборная станция была установлена на берегу р. Ангары в начале Амурской улицы. Каменное трехэтажное здание водонапорной башни было построено на углу улиц Руси-новской (совр. Байкальской) и 2-й Иерусалимской (совр. Красных мадьяр). На

башне была установлена емкость, вмещающая 8 тыс. ведер (100 м3). Также были устроены два запасных бетонных водоема, содержащих 13,5 тыс. ведер каждый (166 м3). Они были сделаны на случай полной остановки насосной станции и водонапорной башни. Общая длина водопровода в Иркутске к 1908 г. составляла около 14 км [2].

Для Тюмени длина сети водопровода по проекту инженеров-гидрологов была немного больше - общей протяженностью около 20 км. По замыслу инженеров необходимо было устроить двойной переход труб через р. Туру для снабжения водой заречной части города. Проектировалась водоприемная станция, которая находилась выше по течению реки, водонапорная башня, водоразборные будки, станция очистки воды американскими фильтрами. Водопровод был запроектирован на потребление в 150 тыс. ведер в сутки (1850 м3). Строительные работы по сооружению водопровода были начаты в 1913 г. с расчетом окончить их к 1 января 1915 г. В Нагорной и Затюмен-ской частях города проложена водопроводная сеть, сооружен водоприемник, построены здания водонапорной башни и насосной станции и несколько водозаборных будок. Начавшаяся Первая мировая война помешала поставке водотрубных котлов для насосной станции, однако, несмотря на возникшие трудности, уже в 1916 г. водопровод начал действовать [2].

Городская управа Томска одной из первых среди сибирских городов поднимает вопрос о снабжении водой. Предварительную документацию по проекту водопровода еще в 1899 г. подготовила специальная комиссия, состоящая из профессоров Технологического института А.М. Зайцева, А.И. Судакова, Е.Е. Образцова, горного инженера В.С. Реутовского и городского механика А.А. Ющинского. Был объявлен конкурс на составление проекта, в котором участвовало около десяти фирм. Среди участников были такие крупные представители, как «Южно-русский завод», фирма «Нептун» и др. В 1902 г. на одном из заседаний городской думы было решено воспользоваться услугами «Общества механических заводов братьев Бромлей». Муниципалитет Томска в 1903 г. подписывает с Обществом договор на устройство «хозяйственно-противопожарного водопровода» с подачей 300 тыс. ведер воды в сутки (3700 м3). Выбор исполнительной инженерной команды был не случаен. Фирма братьев Бромлей была широко известна как одна из наиболее крупных в Российской империи металлообрабатывающих и машиностроительных фирм, где с 1868 г. изготовлялось оборудование для городских водопроводов [3]. С 1891 г. фирма исполняла крупные заказы на поставку оборудования для железнодорожных мастерских на строящейся Транссибирской магистрали. Фамилия Бромлей пользовалась известностью в торгово-промышленном мире, с ней ассоциировались высокое качество и надёжность изделий. К 1915 г. фирмой братьев Бромлей было поставлено оборудование для водопроводов более чем в 30 городов России, в том числе в Самару, Тулу, Вологду, Калугу, Сызрань, Ярославль, Ростов, Москву и др.

Томский водопровод, построенный Обществом в начале XX в., стал крупнейшим и наиболее технически сложным в Сибири. Строительные работы по его осуществлению были начаты в августе 1903 г., сразу же после подписания договора между муниципалитетом и московскими предпринимателя-

ми. В марте 1905 г. был запущен первый пробный отпуск воды, через год (в марте 1906 г.) водопровод был принят в эксплуатацию по основным магистралям, а в октябре 1908 г. введен в действие полностью. Основным подрядчиком по устройству водопровода в Томске выступил местный предприниматель А.Ф. Громов. Инженерно-техническое решение городского водопровода предполагало укладку 34 километров труб, строительство водозаборной станции на берегу р. Томи, водонапорной башни в районе Белого озера и 15 водоразборных будок в разных частях Томска. В конце 1908 г., после окончательной отладки оборудования и исправления всех недостатков, «Общество механических заводов братьев Бромлей» передало свое творение городу, соорудив согласно контракту еще и фонтан в городскому саду [4].

Все здания водопровода были выстроены в духе рационалистического направления в архитектуре, в «кирпичном» стиле - стиле «дешевого и массового» строительства, распространившегося в России с 1870-х годов. Практичность, дешевизна зданий, выполненных без штукатурки, снискали «кирпичному» стилю широкое распространение в различного рода сооружениях, в том числе инженерно-технического направления.

Наиболее интересным сооружением водопровода является водонапорная башня. Она была построена на въезде в город по Иркутскому тракту, на его окраине, но в то же время на самой высокой геодезической отметке Томска. Рядом с башней располагается природное озеро, которое в критических ситуациях рассматривалось как дополнительный пожарный резерв воды.

Башня представляет собой восьмигранный в плане объем в виде призмы высотой около 30 метров. Это универсальное сооружение, своего рода автономный комплекс, где предусмотрены все виды деятельности людей, работающих на обслуживании водопровода. Первые пять этажей были приспособлены под различные нужды: 1-й этаж - для технических помещений, 2-5-й этажи - для офисов и служебных квартир; верхнюю часть объема занимал резервуар с механизмами для подъема и раздачи воды. Служебные квартиры имели рациональную и удобную планировку, без излишеств и ориентировались на юго-восточную сторону. Все помещения связывались двухмаршевой внутренней металлической лестницей, расположенной в северо-западной части башни. Были предусмотрены печное отопление, вентиляция, электрическое освещение, возможность использования телефонного сообщения. На верху башни была оборудована смотровая площадка, которая использовалась как пост пожарной команды (рис. 1).

Архитектурно-декоративное решение внешней части башни также не являлось ординарным. Башня крупными членениями делилась на три части, расположенные друг над другом. Нижняя часть, занимающая 1-й этаж, массивная, представлена как опорная и расширяется к земле. Средняя часть (2-5-й этажи) более детализирована и проработана. По периметру средней части на каждой из восьми граней расположены оконные проемы, которые расчленяют объем и придают ему некоторую одушевленность. Окна по граням соединены вертикальной объединяющей аркой, что совместно с мелкой детальной прорисовкой оконных проемов создает эффект легкого основания для более тяжелого верха сооружения. Третья, венчающая часть башни,

в нижнем поясе имеет оштукатуренную декоративную полосу песочного цвета. Это та часть башни, где находится ее перекрытие, служащее основанием для резервуара. Выше располагается горизонтальный карниз с мелко прорисованными деталями. В верхней части объема башня завершается венчающим карнизом с мелкоразмерными парапетными столбиками. Между карнизами размещаются узкие и тонкие вертикальные оконные проемы (по два проема на каждой грани), объединенные декоративным поясом с сухариками. Оконные проемы завершаются подковообразной (мавританской) аркой, что изящно дополняет венчающую часть башни.

Небольшие по размерам водоразборные будки были выстроены по одному образцу. Они имели восьмигранные в плане объемы высотой до 8-10 м. Их декоративное оформление было минимальным и в некоторых деталях повторяло архитектуру главной башни (глухие проемы с подковообразными арками в венчающей части, сухариковый пояс и др.). Водозаборная станция, водонапорная башня и водоразборные будки решены в единой стилистической манере. Их объемы равномерно располагались в разных районах города, являясь частями одного целого. Они придавали городу вид благоустроенности, цивилизованности, современности.

Одной из первых инженерных фирм, организованных в Сибири, стало товарищество «Технико-промышленное бюро», имевшее представительства, магазины и склады в Томске, Красноярске, Иркутске, Новониколаевске и других сибирских городах. Оно было зарегистрировано в Томске в декабре 1894 г. с базовым капиталом в 1000 рублей [5]. Первоначально товарищество предполагало только «торговлю техническими изделиями и внедрение технических новинок» в Сибири, но вскоре добилось полномочий проектностроительной фирмы и быстро увеличило свой капитал. Основателями и учредителями фирмы выступили горные инженеры В.С. Реутовский, который стал директором-распорядителем, и М.В. Гибрасов.

В январе 1895 г. по инициативе В.С. Реутовского и ряда томских купцов было создано паевое товарищество на вере «Технико-промышленное бюро и К°», которое с капиталом в 100 тыс. рублей намеревалось построить в Томске первую частную электростанцию и сеть электрического освещения. Крупные пакеты акций держали торговый дом «Е. Кухтерин и С°», купцы И.Г. Га-далов, И.М. Некрасов, Ф.Х. Пушников, Д.Х. Иванов и др. Всего в деле было задействовано 50 пайщиков [6]. В 1895 г. инженерами фирмы были составлены проекты зданий и сооружений электростанции и технический проект электрического освещения Томска. К началу 1896 г. все здания были построены, и с марта этого же года четыре паровые машины предприятия уже давали первый ток. В 1914 г. товарищество продало концессию на содержание электростанции муниципалитету Томска.

«Технико-промышленное бюро» имело права проектно-строительной фирмы и широко пользовалось ими. Для выполнения работ по проектированию и строительству зданий и сооружений в качестве агентов фирмы привлекались инженеры и архитекторы Томска (П.Ф. Федоровский, К.А. Заранек, Э.Э. фон Шульман и др.). Инженеры товарищества выполняли также проектные, строительные и ремонтные работы: устройство паровых котлов, электро-

снабжения, водоснабжения, вентиляции, парового отопления и др.; занимались проектированием и строительством жилых, общественных и преимущественно промышленных зданий в Томске и других городах Сибири. В 1895 г. фирма, пользуясь своими правами на ведение строительных работ, предложила городской управе взять на себя исполнение обязанностей городского архитектора, должность которого была вакантна. Городская управа приняла предложение, и с января по май 1895 г. агенты фирмы (К.А. Заранек, В.С. Реутовский, П.Ф. Федоровский, Э.Э. фон Шульман) попеременно исполняли обязанности, относящиеся к должности городского архитектора.

В декабре 1897 г. усилиями фирмы был осуществлен подъем колокола (общий вес которого более 16 тонн) на специально устроенную каменную звонницу Воскресенской церкви в Томске. Проект звонницы был составлен городским архитектором П.Ф. Федоровским. Колокол был изготовлен на колокололитейном заводе Н.И. Оловянишникова в Ярославле на пожертвования купца А. А. Васильева и доставлен в Томск по железной дороге.

Поистине революционным строительным материалом в архитектуре в конце XIX - начале XX века стал железобетон. Инженеры и архитекторы активно использовали его конструктивные свойства, эстетические качества как формообразующего, пластически многовариантного материала. Одной из первых фирм в Сибири, ставшей применять железобетон в строительстве, была инженерно-строительная фирма «Ц. Любинский и Э. Векер», зарегистрированная в 1905 г. в Томске. В своем рекламном проспекте фирма широко представляет свои услуги. Среди них различного рода работы, связанные с железобетоном: проектирование и возведение торговых, промышленных зданий и инженерных сооружений, конструирование и устройство различных объектов и частей зданий (несгораемых перекрытий, балок, колонн, крыш, куполов и сводов церквей, труб, мостов, виадуков, набережных, подпорных стен, пакгаузов, мельниц, водонапорных башен и пр.). Кроме того, фирма предлагает готовые изделия в виде цементной плитки различных рисунков и окраски для полов, стен, тротуаров, ступени для лестниц; канализационные и фановые трубы и др.

Фирма имела значительный успех на строительном рынке. Уникальные возможности железобетонных конструкций и изделий быстро нашли применение в практике строительных работ во всем сибирском регионе. В Томске фирма начинает с расчетов и устройства простых конструкций -железобетонных перекрытий, лестниц и др. Так, инженерами были выполнены заказы на устройство перекрытий в зданиях Сибирского торгового банка (1907), городского ломбарда (1911), народного дома (1912), библиотеки университета (1914) и др. Для народного дома железобетонные перекрытия большепролетного вместительного актового зала были сделаны кессо-нированными.

В фирме рассчитываются и применяются и более сложные конструкции. Для перекрытия актового зала библиотеки университета (1914) были применены железобетонные фермы. В 1909 г. фирмой был просчитан и реализован проект архитектора А.Д. Крячкова по устройству железобетонного моста в университетской роще через речку Игуменку. Мост был запроектирован

арочным и имел небольшие размеры по ширине реки. Береговые устои формировали массив трапециевидной формы, в который вписывался цилиндрический свод, пропускающий воду. На вершине массива по обеим сторонам моста были поставлены четыре парапетных столба, которые увенчаны стилизованными вазонами. Между парами столбов вдоль полотна проезжей части проходит массивная решетка ограждения, также выполненная из железобетона. Подъезды к мосту имели уже деревянное ограждение (в настоящее время утрачено), которое упиралось в бетонные столбики.

Через пять лет, в 1914 г., фирма выиграла конкурс на устройство нового моста через р. Ушайку в Томске. Конкурс был объявлен городской управой в лице комиссии по благоустройству города для того, чтобы расширить круг участников и привлечь специалистов из других городов. К разработке технического задания на строительство моста были привлечены профессора и преподаватели Технологического института Я.И. Николин, П.А. Миняев, Н.А Кашкаров, П.А. Микулин, а также инженер Я.И. Первак. Комиссия была готова рассматривать любые проекты с точки зрения технического решения. Однако выбор проектов был невелик, поскольку желающих принять участие в конкурсе из других городов не оказалось. Инженером путей сообщения Я.И. Николиным, профессором Томского технологического института, был представлен проект и расчет металлического моста, а фирма «Ц. Любинский и Э. Векер» выставила три варианта проекта железобетонного моста. Основной вариант оценивался сметой в 75 тыс. рублей. Несмотря на высокую стоимость, предпочтение было отдано конструкции из железа и бетона (металлопрокат в Сибири в то время оставался еще большим дефицитом и постоянно рос в цене). В марте 1915 г. фирма приступила к строительным работам, которые полностью были окончены в 1916 г. Новый мост строился на деньги городской казны и средства, полученные от подписки среди местных торгово-промышленных фирм. Для ускорения работ штаб Томского военного округа выделил 50 военнопленных австрийцев и чехов из местного концентрационного лагеря [7].

Инженерная часть сооружения предполагала устройство двух массивных высоких береговых устоев, между которыми свободно висела лента проезжей части моста с пролетом около 24 м. Проезжая часть покоилась на восьми продольных балках, которые в нижнем поясе были выполнены в виде изящно изогнутых арок. Пешеходная часть опиралась на выступающие в поперечном направлении консоли изогнутой формы.

Важной составляющей инженерного сооружения стало его художественное оформление, заказанное томскому зодчему, выпускнику Академии художеств в Санкт-Петербурге К.К. Лыгину. В своем архитектурном проекте, выполненном в 1915-1916 гг., он фланкировал мост четырьмя ростральными высокими колоннами, а в местах примыкания проезжей части к береговым устоям поставил фонарные столбы, выполненные в форме обелисков. К.К. Лыгин дополнил декоративное оформление моста морской символикой, употребив скульптурное изображение корабельной кормы, увенчанной головой льва, тонко прорисовав рельефы в виде гирлянд, канатов, якорей и др. (рис. 2).

Рис. 1. Рекламный листок фирмы «Общество механических заводов братьев Бромлей» (конец XIX в.). Водоразборная башня в Томске: юго-западный фасад, план. Водонапорная башня в Томске: общий вид на начало ХХ в.

Рис. 2. Железобетонный мост через р. Ушайку в Томске. Инженерная часть проекта -строительная фирма «Ц. Любинский и Э. Векер», архитектурное оформление -архитектор К.К. Лыгин, 1913-1916 гг. Общий вид моста с северной части города; ростральная колонна; фрагменты колонны (архив ТОКМ)

В списке работ инженеров фигурируют такие значимые и технически сложные объекты, как мукомольная мельница для торгового дома «Е. Кухте-рин и С°» в Томске (1913), путепровод-тоннель под железной дорогой в Но-вониколаевске (1913) и др. Инженеры выполняли также несколько заказов для «Первого Западно-Сибирского товарищества извести и портландцемента», строившего в пос. Яшкино цементный завод. В 1915 г. по заказу акционерного общества «Копикуз» фирма «Ц. Любинский и Э. Векер» обеспечила расчет и строительные работы из железобетона по сооружению корпусов коксохимического завода в Кемерове [8].

Наиболее интересным и технически сложным объектом в этом списке является мукомольная мельница для торгового дома «Е. Кухтерин и С°» в Томске. Это одно из крупнейших промышленных сооружений Сибири начала XX в. Мельница представляла собой пятиэтажное здание с внутренним железобетонным каркасом. Для перекрытия большого проема верхнего этажа использовались железобетонные фермы. Формы здания построены на основе четко выявленной тектоники (особенно в центральной части), ритмических повторов оконных проемов разной конфигурации. Автор сооружения, имя которого, к сожалению, остается неизвестным, активно акцентирует входную часть сооружения, выделяя лестницу, вынесенную в виде эркера. Внешний облик этого сооружения подчинен требованиям архитектурной композиции и отражает новейшие стилистические черты модерна (рис. 3).

С железобетоном работали и более мелкие инженерно-строительные фирмы Сибири. Так, в Томске была зарегистрирована техническо-строительная контора «И.И. Верезубов и К°», которая имела право на составление проектов гражданских и иных сооружений. Контора рекламировала такие виды деятельности, как выполнение чертежных работ, ведение архитектурного надзора, производство строительных работ. Также она могла заниматься «постройкой домов с подряда с временным оборудованием, возводить железобетонные сооружения новейших конструкций». В 1907-1909 гг. конторой было осуществлено строительство трехэтажного здания для отделения Сибирского торгового банка. В 1910 г. контора была преобразована в «Алтайское технико-строительное товарищество» [9].

Строительная отрасль всегда была одной из ведущих областей приложения частного капитала. И Сибирь, как часть Российской империи, в этом отношении не была исключением. Здесь на рубеже XIX-XX вв. работали такие крупные инженерно-строительные фирмы европейской части России, как «Общество механических заводов братьев Бромлей», компания «Южнорусский завод», фирма «Нептун» и др., специализировавшиеся на организации водоснабжения городов. Крупными строительными работами, техническими расчетами и проектированием занимались также и сибирские предприниматели с инженерными и архитектурными дипломами, среди них: товарищество «Технико-промышленное бюро», техническо-строительная контора «И.И. Верезубов и К°», «Алтайское технико-строительное товарищество» и др., а также крупнейшая фирма Сибири «Ц. Любинский и Э. Векер», выполнявшая железобетонные работы любой сложности.

Рис. 3. Проект мукомольной мельницы для торгового дома «Е. Кухтерин и С°» в Томске. Проект выполнен строительной фирмой «Ц. Любинский и Э. Векер», 1913.

Главный фасад, боковой фасад (архив ТОКМ). Рекламный листок строительной фирмы «Ц. Любинский и Э. Векер». Общий вид мельницы в начале ХХ в.

На базе таких инженерно-строительных фирм активно внедрялись достижения научно-технического прогресса: новое оборудование, приборы, технологии, материалы, конструкции и пр. Именно с такими фирмами сотрудничали частнопрактикующие инженеры и архитекторы, муниципальные службы. Такое сотрудничество позволяло осуществлять смелые творческие замыслы и инновационные идеи. Инженерно-строительные фирмы, работавшие в сибирском крае на рубеже XIX-XX веков, внесли заметный вклад в архитектуру городов Сибири, их благоустройство, в развитие строительной отрасли.

Библиографический список

1. Кочедамов, В.И. Тобольск: Как рос и строился город / В.И. Кочедамов. - Тюмень, 1963. - С. 135.

2. Сибирский торгово-промышленный календарь. - Томск, 1910.

3. Устав «Общества механических заводов братьев Бромлей». - М., 1896.

4. Томск. История города от основания до наших дней / отв. ред. Н.М. Дмитриенко. -

Томск : Изд-во Том. ун-та, 1999. - С. 113.

5. 5. Зиновьев, В.П. Горный инженер В.С. Реутовский / В.П. Зиновьев // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. - Барнаул, 1997.

6. Дмитриенко, Н.М. Первые томские электростанции / Н.М. Дмитриенко, В.П. Зиновьев // Томский календарь памятных дат и событий на 1991 г. - Томск, 1991. - С. 18.

7. Шагов, Н.В. Каменный, бывший Думский / Н.В. Шагов // «Сибирская старина», № 16 (21), 1999. - Томск, 1999. - С. 20-21.

8. ГАКО, ф. д-13, оп.1, д. 50, л. 31-33.

9. ГАТО, ф. 233, оп. 1, д. 198, л. 43.

V.G. ZALESSOV

ENGINEERING AND CONSTRUCTION FIRMS IN SIBERIA AT THE END OF THE XIXth - AT THE BEGINNING OF THE XXth CENTURIES

The paper presents the aspects of activity of engineering and construction firms which worked in Siberia at the end of the XIXth - at the beginning of XXth centuries. Such firms in large Russian cities were engaged in laying the urban water supply systems in Siberia, and Siberian firms carried out the design and construction works of any complexity, including reinforced concrete work. On the basis of this engineering and construction firms the achievements of technical progress: the new equipment, instruments, technologies, materials, hardware design etc were actively introduced. The private engineers and architects cooperated with such firms. Such mutually beneficial cooperation allowed to realize courageous creative plans and innovation ideas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.