Научная статья на тему 'Архитектурные и стилевые особенности водонапорных башен Западно-Сибирского региона конца XIX - начала XX века'

Архитектурные и стилевые особенности водонапорных башен Западно-Сибирского региона конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1054
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ / WATER TOWER / КИРПИЧНЫЙ СТИЛЬ / BRICK STYLE / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Нижегородцева Юлия Евгеньевна, Кетова Евгения Владимировна

Преобладание какого-либо из стилей в архитектуре всегда связано с временными и территориальными факторами, которые впоследствии отражает объект. На примере быстроразвивающихся городов, таких как Новосибирск, Омск, Томск, можно проследить влияние нескольких стилей в архитектуре объектов индустриального наследия водонапорных башен. Одни объекты возводились по типовым проектам, другие разрабатывались специально для различных участков сибирских железных дорог, но, несмотря на это, в облике башен отразился местный колорит архитектурного стиля Сибирского региона. Исследование показало, насколько разнообразны типологические особенности водонапорных башен Западно-Сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of Water Towers in West Siberian Region Late in the 19th and Early 20th Centuries

The prevalence of any style in architecture is always connected with the temporal and spatial factors which reflect the object. For example, the influence of several architectural styles of the industrial heritage water towers can be traced in such cities as Novosibirsk, Omsk, and Tomsk. Some facilities were built according to standard projects, some designed especially for different sections of the Siberian Railways. But, despite this, the towers reflect the local flavor of the architectural style of the Siberian region. The paper describes the various typological features of water towers in West Siberia.

Текст научной работы на тему «Архитектурные и стилевые особенности водонапорных башен Западно-Сибирского региона конца XIX - начала XX века»

УДК 72.03(571.1) «18/19»

НИЖЕГОРОДЦЕВА ЮЛИЯ ЕВГЕНЬЕВНА, аспирант, jn051191@mail. ru

КЕТОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА, канд. архитектуры, доцент,

9048828@mail.ru

Новосибирский государственный

архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН), 630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113

АРХИТЕКТУРНЫЕ И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОДОНАПОРНЫХ БАШЕН ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Преобладание какого-либо из стилей в архитектуре всегда связано с временными и территориальными факторами, которые впоследствии отражает объект. На примере быстроразвивающихся городов, таких как Новосибирск, Омск, Томск, можно проследить влияние нескольких стилей в архитектуре объектов индустриального наследия -водонапорных башен. Одни объекты возводились по типовым проектам, другие разрабатывались специально для различных участков сибирских железных дорог, но, несмотря на это, в облике башен отразился местный колорит архитектурного стиля Сибирского региона. Исследование показало, насколько разнообразны типологические особенности водонапорных башен Западно-Сибирского региона.

Ключевые слова: водонапорная башня; кирпичный стиль; архитектура.

YULIA E. NIZHEGORODTSEVA, Research Assistant, jn051191@mail. ru

EVGENIYA V. KETOVA, PhD, A/Professor, 9048828@mail.ru

Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 113, Leningradskaya Str., 630008, Novosibirsk, Russia

ARCHITECTURE OF WATER TOWERS IN WEST SIBERIAN REGION LATE IN THE 19th AND EARLY 20th CENTURIES

The prevalence of any style in architecture is always connected with the temporal and spatial factors which reflect the object. For example, the influence of several architectural styles of the industrial heritage - water towers - can be traced in such cities as Novosibirsk, Omsk, and Tomsk. Some facilities were built according to standard projects, some designed especially for different sections of the Siberian Railways. But, despite this, the towers reflect the local flavor of the architectural style of the Siberian region. The paper describes the various typological features of water towers in West Siberia.

Keywords: water tower; brick style; architecture.

Первая половина XX в. для многих сибирских городов знаменует начало индустриального бума. Но если центральные части городов развивались на основе градостроительного плана, то для городских предместий каких-либо ограничений не существовало. В связи с этим в конце XIX начале XX столе© Нижегородцева Ю.Е., Кетова Е.В., 2016

тия на периферии города начинает преобладать хаотичная, внеплановая застройка улиц, при которой не учитывались высотные доминанты, соразмерность зданий, архитектурное единство. Город расширялся за счет стихийного «приращения» кварталов к уже имеющейся градостроительной схеме. В основном это рабочие районы, заселенные беднотой, где появление архитектурно выразительных, интересно решенных объектов было минимальным. Здесь в качестве архитектурных доминант на первый план выходят объекты индустриального наследия - водонапорные башни. Башни замыкали на себе перспективу улиц городских окраин и, ввиду господства малоэтажной застройки, становились своеобразными центрами притяжения.

Целью исследования является выявление памятников архитектуры - водонапорных башен конца XIX - середины XX в. и определение их архитектурной значимости на примере г. Новосибирска, г. Омска, г. Томска. Для этого нужно изучить водонапорные башни, определив их статус, а также охарактеризовать их архитектурные и стилевые особенности. Применение сравнительного анализа позволит представить общее положение по данной проблеме. Такие авторы, как А.Ф. Порядин, В.В. Дзюбо, Ю.Г. Багаев, описывают историю развития водоснабжения в Сибири в целом, характеризуя инженерную функцию данных объектов. В диссертационной работе М.С. Штиглиц раскрывает понятие индустриального наследия на примере г. Санкт-Петербурга, Е.В. Симагина в своей работе описывает промышленное зодчество Томской губернии, упоминая водонапорные башни в структуре промышленных зон.

Методика настоящего исследования базируется на принципах, заключающихся в комплексном рассмотрении процесса развития индустриального наследия, обусловленного общими и специфическими закономерностями, проведении архивных и библиографических изысканий, а также натурного обследования объектов. Изучение архитектурно-планировочных типов водонапорных башен и определение их роли в городской среде основаны на рассмотрении объектов как целостных систем, которые, в свою очередь, являются подсистемами пространственно-планировочной структуры города. В ходе выполнения практической и научной работы изучалась градостроительная и архитектурная история городов, анализировалась типология индустриального наследия и связанные с ним конструктивные приемы, композиционные средства и стилистическая эволюция [1].

В архитектуре водонапорных башен конца XIX в. господствовал «кирпичный стиль», поскольку кирпич был наиболее удобным и экономичным материалом для создания выразительной формы. Это позволяло в 2-3 приема кладки решать эстетические задачи. Впервые о водоснабжении г. Омска заговорили городские власти в 1906 г. В результате тщательной работы акт о приемке городского водопровода был подписан в январе 1915 г. Вопрос о строительстве централизованного водоснабжения был актуален для города в связи с рядом проблем. Естественно, как и для всех городов Сибирского региона, насущной проблемой были частые крупные пожары, которые уничтожали основную деревянную городскую застройку. Кроме того, активное развитие промышленности требовало устройства централизованного водоснабжения города. А.Ф. Порядин отмечал, что «стремиться к скорому расширению водо-

снабжения заставляют также и другие обстоятельства, которые имеют не менее важное значение. Плохая вода являлась одной из главных причин увеличения смертности в городе, которая достигала 42 случаев в год на 1000 жителей и превышала рождаемость» [2].

Омск насчитывает порядка пятнадцати подобных объектов инженерного искусства, но признанным памятником архитектуры является только первая водонапорная башня городского водопровода на ул. Гусарова.

Водонапорная башня является ярким примером стиля модерн начала XX в. Построенная в 1914 г. на самой высокой точке города, в конце ул. Скорбященской (ныне ул. Гусарова), она являлась архитектурной доминантой восточной части города. Высота башни 36 м. Следует отметить мастерство архитекторов того времени, которые старались вписать в окружающую застройку эти объекты. Подробную характеристику объекта в своей работе дает И.В. Ляликов: «Возведенная из лицевого кирпича, башня представляет собой восьмигранник с нависающим верхним ярусом. Грани нижнего основного объема фланкированы широкими огибающими лопатками. Переход к верхнему ярусу оформлен тягой с зубчатыми выступами и глухими сдвоенными нишами между лопатками. На главном фасаде, выходящем на ул. Гусарова, он акцентирован трехгранным консольным эркером, обогащающим пластику фасадов. Венчает башню фриз с карнизной тягой» [3]. Также следует отметить, что в стиле модерн выдержаны и разнообразные оконные проемы (строенные, сдвоенные, скругленные) и характерный геометрический декор, в виде круга и трех полос украшающий фасады (рис. 1).

Рис. 1. Водонапорная башня. г. Омск, ул. Гусарова, 1915 г.

Объекты, не входящие в список памятников историко-культурного и архитектурного наследия, можно охарактеризовать следующим образом.

По конструктивным особенностям башни можно разделить на два вида: одноярусные и многоярусные.

1. Водонапорные башни, основной объем которых разделен на 2-3 яруса. В них резервуар, как правило, находится на последнем ярусе, первые два яруса занимают входная группа и вертикальные коммуникации.

2. Водонапорные башни целостного объема. В башнях данного вида резервуар находится в целостности с общим объемом башни, снаружи может быть выделен лишь декоративными средствами, например выступающим карнизом по всему периметру башни.

Материалы для строительства используются различные. Баки выполняют из железобетона, металла и в некоторых случаях из дерева. Несущую часть башни строят из железобетона, кирпича, бутового камня, металла, дерева. По стилевым признакам башни можно отнести к «кирпичному стилю» с элементами классицизма, готики, романского стиля, модерна [4].

Аналогичная ситуация складывается и в г. Томске, единственным памятником архитектуры среди объектов инженерного искусства признана водонапорная башня первого городского водопровода, находящаяся на пересечении улиц Яковлева и Пушкина.

7 августа 1903 г. был подписан договор между Томской городской управой и компанией «Общество механических заводов братьев Бромлей» о постройке в Томске городского хозяйственно-противопожарного водопровода. В марте 1906 г. водопровод, водонапорная башня, насосная станция и несколько водозаборных будок были сданы в эксплуатацию.

Водонапорная башня была построена в марте 1905 г., помимо утилитарной функции, она являлась яркой архитектурной достопримечательностью и доминантой города. Выполнена башня в «кирпичном стиле», с элементами готики и романского стиля [5]. Изначально по проекту фасад башни планировалось оштукатуривать, но впоследствии от этой идеи отказались, выполнив основной объем из красного кирпича, привезенного из Москвы. Это является важной чертой «кирпичного стиля», ведь, работая с чистым материалом, мастер может варьировать им на основном объеме здания, имея множество возможностей для архитектурного оформления. Основной объем башни разделен на три яруса, верхний ярус слегка нависает над двумя нижними. В верхнем ярусе располагался резервуар для воды. Нижний ярус занимали техническое помещение, служебное и жилое помещения, вертикальные коммуникации. Фасад башни разделен на три различных по смыслу яруса, которые увенчаны двумя декоративными поясами с карнизами. Нижние ярусы имеют три типа оконных проемов, расположенных вертикально по всему фасаду здания, объединённых неглубокой аркой с замковым камнем. Этот прием показывает важный принцип рационалистической архитектуры: здание должно выглядеть соответственно его назначению (рис. 2).

Как отмечает в своей работе В.Г. Залесов: « Третья, венчающая часть башни, в нижнем поясе имеет оштукатуренную декоративную полосу песочного цвета. Это та часть башни, где находится ее перекрытие, служащее основанием для резервуара. Выше располагается горизонтальный карниз с мелко прорисованными деталями. В верхней части объема башня завершается венчающим карнизом с мелкоразмерными парапетными столбиками. Между карнизами размещаются узкие и тонкие вертикальные оконные проемы (по два

проема на каждой грани), объединенные декоративным поясом с сухариками. Оконные проемы завершаются подковообразной (мавританской) аркой, что изящно дополняет венчающую часть башни» [6, с. 9].

Той о;ь. - Водонапорная оашвя.

I

Рис. 2. Водонапорная башня в г. Томске

Также следуют отметить, что в г. Томске на сегодняшний день сохранилось достаточное количество водоразборных будок. Их отличительной чертой является то, что они, так же, как и водонапорная башня, выполнены в «кирпичном стиле» с элементами готики и рационалистического стиля, формируя единый стилистический ансамбль в структуре городской среды города.

Первое водонапорное сооружение в г. Новосибирске было построено на нынешней улице Движенцев в 1894 г. Восьмиугольная в плане башня имеет кирпичный нижний ярус, верхний ярус - рубленный из бревен, обшитый досками. Между верхней и нижней частью по южному фасаду, над входом, на кронштейнах размещена врезка, соединенная двумя арками с оконным проемом для освещения внутреннего пространства и завершающаяся треугольным фронтоном. Цокольный этаж выполнен из гранитных блоков.

Главный вход - арочный с выделенным замковым камнем. Низкая шатровая крыша имеет широкий карниз, в центральной части крыши расположены дымовая труба и восьмигранный фонарь с вентиляционным отверстием. Верхний деревянный ярус освещается двумя уровнями горизонтальных окон. Карнизы декорированы пропильной резьбой. Конструктивная часть башни состоит из бутового ленточного фундамента, деревянных перекрытий, кир-

пичных и деревянных стен. В составе железнодорожного комплекса станции Обь на Транссибирской железнодорожной магистрали водонапорная башня № 1 является одной из первых специальных инженерных сооружений. Это сооружение для резервации воды - уникальный сохранившийся пример архитектурного наследия в железнодорожном хозяйстве конца XIX в., воздвигнутый по типовому проекту, по праву является памятником архитектуры регионального значения (рис. 3).

Рис. 3. Водонапорная башня № 1. г. Новосибирск

В дальнейшем, в связи с развитием города, расширяются водопроводные сети и строятся башни № 2 и № 3. В 1902 г. в полосе отвода железной дороги, вне сложившейся квартальной сетки улиц города Новониколаевска, рядом с памятником архитектуры «Тоннель», сооруженным при строительстве Транссибирской магистрали (ул. Движенцев,1), была построена водонапорная башня № 2. Высокий нижний ярус выполнен из красного кирпича, верхний ярус выполнен из цилиндрового бревна. Восьмигранная в плане башня поставлена на высокий рустованный цоколь из гранитных камней. Украшенный узкой полосой из пропильной накладной резьбы верхний ярус обшит тесом и опирается на массивный армированный пояс с многоступенчатыми консолями. Кровля у восьмигранной башни металлическая с фонарем. Входная часть и окна нижнего яруса имеют полуциркульное очертание и увенчаны сандриками с замковым камнем. В верхнем деревянном ярусе прямоугольные оконные проемы обрамлены наличниками с прямыми сандриками. Конструктивная часть башни состоит из бутового ленточного фундамента, деревянных перекрытий, кирпичных и деревянных стен. Башня представляет собой пример архитектурного наследия железнодорожного хозяйства на Транссибирской магистрали и является памятником архитектуры регионального значения (рис. 4).

Рис. 4. Водонапорная башня № 2 г. Новосибирск

В 1912 г. рядом с водонапорной башней № 2 строится третья башня для снабжения водой железнодорожного вокзала. Выполненное в классическом стиле сооружение разделено на три яруса. Круглая в плане башня выполнена из красного кирпича. Кровля перекрыта низким восьмигранным куполом с металлической кровлей и небольшим чердачным окном. Ярусы объекта отделены карнизным поясом и обработаны горизонтальными кирпичными рустами. Венчающий карниз башни широкий, многоступенчатый. Окна на всех трех ярусах и входной проем с арочными завершениями обрамлены широкими архивольтами, выложенными из клинчатого кирпича, с крупным замковым камнем. Металлическая лестница, соединяющая технологические уровни, крепится к внутренней стороне стены. Башня является памятником архитектуры регионального значения (рис. 5).

Рис. 5. Водонапорная башня № 3. г. Новосибирск

На сегодняшний день все три башни при железнодорожной станции Новосибирск-главный являются памятниками архитектуры, и реставрация объектов выполняется точно в срок. Рассматриваемые башни являются важными архитектурными объектами застройки вдоль Транссиба и Алтайской железной дороги. Они составляют единый архитектурный комплекс с железнодорожными вокзалами и постройками для работников железной дороги.

Для середины 20-х гг. ХХ в. доминирующим стилем в архитектуре был конструктивизм. На самой высокой на тот момент точке в г. Новосибирске в 1927-1929 гг. была выстроена 31-метровая железобетонная водонапорная башня (рис. 6). Ее архитектурный облик уже существенно отличается от всех предыдущих. Это прямые, строгие, лаконичные формы, геометризм с полным отсутствием декора. В плане башня имеет восьмиугольную форму, что характерно для конструктивизма, на фасаде башни вдоль по ребрам выступают карнизы во всю длину башни.

у | |

Рис. 6. Водонапорная башня. г. Новосибирск, ул. Карла Либкхнета

Верхняя часть венчается прямым карнизом по всей форме башни, верхний ярус по периметру имеет небольшие квадратные световые окна. На данный момент этот объект не находится на государственной охране, т. к. не признан памятником архитектурного наследия. Но в свое время благодаря строительству этой водонапорной башни была стабилизирована работа водоснабжения центральной части города.

Вначале 1930-х гг. началась активная политика по развитию левобережья города. По приказу главного управления Метстроя при ВСНХ СССР началось строительство завода-гиганта «Сибсельмаш». Уже к середине 1930-х гг. на левобережье началось строительство соцгорода для завода. Городу было необходимо развитие водопроводной сети левобережья, и уже к концу 1938 г. в строй была введена водонапорная башня, находящаяся на ул. Ватутина, 29/1 (рис. 7).

Рис. 7. Водонапорная башня на ул. Ватутина, 29/1

Инженерный объект начала ХХ в. выполнен в формах переходного стиля от конструктивизма к неоклассицизму. Основной несущий каркас здания выполнен из кирпича и железобетона. Круглая в плане башня разделена на три яруса. Первый ярус включает в себя основание с цокольным этажом, декорированным крупным квадратным рустом, завершен карнизом с ажурным металлическим ограждением. Окна нижнего яруса низкие, расположены в неглубоких нишах, акцентированы замковым камнем. Входная группа располагается с юго-западной стороны башни в уровне нижнего яруса в тамбуре, пристроенном в более позднее время.

Средний ярус значительно превышает два других по высоте и представляет собой 3-этажную ротонду, окруженную спаренными квадратными с усеченными углами в сечении столбами, несущими антаблемент. Окна среднего яруса, расположенные с четырех сторон в три этажа, вытянуты по вертикали, имеют своеобразный рисунок переплетов с мелкой диагональной разбивкой. На уровне среднего яруса примыкает объем лестничной клетки, размещенный в пространстве между двумя парами колонн, архитектурный облик которого определяет сочетание глухих плоскостей стен с вертикалью ленточного остекления.

Основной объем верхнего яруса, где располагается резервуар, украшают профили, лопатки с прямоугольными и лучковыми нишами между ними.

Верхний ярус имеет свое основание, декорированное прямоугольными ширинками, в которых располагаются небольшие оконные проемы. У основания яруса, завершающего все сооружение, имеется обход с металлической решеткой. Все сооружение венчает выразительный профилированный карниз с парапетными столбиками и металлическим ажурным ограждением между ними.

Имея высоту выше тридцати метров, башня является доминантой квартала и возвышается над однотипной застройкой жилых домов, создавая собой центр притяжения и интересный архитектурный акцент (рис. 8).

Рис. 8. Водонапорная башня на ул. Ватутина, 29/1, г. Новосибирск

В заключение необходимо отметить, что все водонапорные башни, расположенные на территории г. Новосибирска, Омска, Томска, принадлежат к различным вариантам «кирпичного стиля» - конструктивизма и модерна, что обусловлено исторической эпохой строительства данных сооружений.

В архитектуре башен 1890-1910-х гг. в рамках того же «кирпичного стиля» прозвучали цитаты из больших исторических стилей - классицизма, готики, романского стиля, а в 1920-х гг. свое влияние оказал модерн, также начиная с 1930-х гг. в архитектуре башен прослеживается конструктивизм, плавно перетекший в неоклассицизм. Уникальность дореволюционных индустриальных сооружений состоит в том, что они сумели совместить в себе как утилитарную, так и эстетическую функцию, став доминантами в архитектуре городской застройки.

Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что водонапорная башня в г. Новосибирске, располагающаяся на ул. Карла Либкнехта, не считается памятником историко-культурного и архитектурного наследия, что, по нашему мнению, недопустимо, т. к. данное сооружение являлось первой водонапорной башней в системе первого городского водопровода Центрального района Новосибирска (рис. 9).

Этот факт подтверждают архивные данные, хранящиеся в городском архиве. Помимо историко-культурной значимости, эта единственная водонапорная башня в Новосибирске, выполненная в стиле конструктивизма, что, несомненно, подчеркивает ее архитектурную значимость.

В результате анализа данных объектов были выявлены территориальные особенности расположения водонапорных сооружений:

- в структуре исторического ядра города;

- на периферии города;

- в структуре железнодорожного вокзала города;

- в структуре железнодорожного полотна.

Рис. 9. Вырезка из газеты «Сибирская жизнь»

На данный момент многие водонапорные башни находятся в полуразрушенном состоянии и не являются памятниками архитектуры. Это усложняет процесс их реставрации, т. к. объекты не находятся на государственной охране. Многие башни являются частной собственностью либо находятся в ведомстве железной дороги. Поэтому перед общественностью стоит задача -сберечь индустриальное наследие дореволюционного периода для будущих поколений, поскольку водонапорные башни того периода - это уникальные архитектурные сооружения.

Библиографический список

1. Штиглиц, М.С. Промышленная архитектура Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XX в.: Историко-культурные проблемы : автореф. дис. ... докт. архит. - СПб., 2002.

2. Порядин, А.Ф. Водоснабжение в Сибири (исторический очерк) / А.Ф. Порядин. - Л. : Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1983. - 135 с.

3. Ляликов, И.В. Водонапорные башни как формообразующий элемент городских предместий в дореволюционный период (на примере городов омского региона) / И.В. Ляликов,

A.Н. Гуменюк // Формообразование в дизайне : теоретические доклады I Всероссийской выставки-конкурса творческих работа / отв. ред. Л.М. Дмитриева, 2010. - 109 с.

4. Кетова, Е.В. Основные особенности возникновения и развития инженерных систем водозабора на территории Сибирского региона с конца XVII до начала XX в. / Е.В. Кетова, Ю.Е. Нижегородцева // Изв. вузов. Строительство. - 2015. - № 5. - С. 79-89.

5. Очерки истории водоснабжения и водоотведения (теоретический, практический и социокультурный аспект) / под ред. В.П. Бойко. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. - 164 с.

6. Залесов, В.Г. Инженерно-строительные фирмы в Сибири в конце XIX - начале XX века /

B.Г. Залесов // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2008. - № 2 (19). - С. 5-16.

References

1. Shtiglic M.S. Promishlennaya arhitektura Sankt-Peterburga XVIII - pervoi polovini XX v. Is-toriko kulturnie problem [Industrial architecture of St. Petersburg in the 18-20th centuries: Historical and cultural problems. DSc Abstract]. St-Petersburg, 2002. (rus)

2. Poryadin A.F. Vodosnabjenie v Sibiri (istoricheskii ocherk) [Water supply in Siberia (historical overview)]. Leningrad: Stroyizdat Publ., 1983. Pp. 135. (rus)

3. Ljalikov I.V., Gumenjuk A.N. Vodonapornye bashni kak formoobrazujushhij jelement go-rodskih predmestij v dorevoljucionnyj period (na primere gorodov omskogo regiona) [The water tower as a formative element of the city's suburbs in the pre-revolutionary period (for example, the cities of Omsk region)]. Proc. 1st All-Rus. Exhibition-Competition 'Shaping Design '. Omsk: OMTU Publ., 2010. Pp. 109. (rus)

4. Ketova E.V., Nizhegorodtseva Yu.E. Osnovnye osobennosti vozniknovenija i razvitija inzhe-nernyh sistem vodozabora na territorii Sibirskogo regiona s konca XVII do nachala XX v [Key features and development of engineering water systems in the Siberian region during the 1720th centuries]. Izv. vuzov. Stroitel'stvo [News of Higher Educational Institutions. Construction]. 2015. No. 5. Pp. 79-89. (rus)

5. Boiko V.P. Ocherki istorii vodosnabjeniya i vodootvedeniya teoreticheskii prakticheskii i soci-okulturnii aspect [Essays on the history of water supply and sanitation (theoretical, practical and socio-cultural aspect)]. Tomsk: TSUAB Publ., 2014. 164 p. (rus)

6. Zalesov V.G. Inzhenerno-stroitel'nye firmy v Sibiri v konce XIX - nachale XX veka [Engineering and construction firms in Siberia in the 19-20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2008. No. 2. Pp. 5-16. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.