Научная статья на тему 'Архитектурно-планировочное решение коммерческих общественных садов г. Томска'

Архитектурно-планировочное решение коммерческих общественных садов г. Томска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОМСК / TOMSK / КОММЕРЧЕСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ САД / PRIVATE AND PUBLIC GARDENS / САДЫ "АЛТАЙ" / "ЭРМИТАЖ" / "БУФФ" / АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ARCHITECTURAL AND PLANNING CONCEPT / ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / GRAPHIC REPRESENTATION / 'ALTAI' / 'HERMITAGE' / 'BUFF' GARDENS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамедова Эльнура Эльдар Кызы, Манонина Татьяна Николаевна

Настоящая работа посвящена формированию и развитию коммерческих, или частных, публичных садов г. Томска. Подробно рассматриваются исторические сады «Алтай», «Эрмитаж» (Эльдорадо), «Буфф». В статье использованы материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Томской области, Томского областного краеведческого музея. Выявленные новые архивные документы, иконографические и публицистические материалы дают некоторое представление об облике утраченных исторических общественных садов. Результаты проведенных исследований позволили графически определить точное местоположение, приблизительные границы и общую планировочную структуру садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and Planning Concept of Commercial Public Gardens in Tomsk

The paper deals with the development of commercial or private public gardens in Tomsk-city. Historical gardens such as ‘Altai’, ‘Hermitage’, ‘Buff’ are considered in details. Documents from the State Archives of Tomsk Region, the Tomsk Museum of Local Lore, the Russian State Archives were used during the studies. New archival materials and iconographic and publicistic documents give an idea of historical public gardens. The results of performed research permit to graphically determine the location, boundaries and general planning structure of gardens.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-планировочное решение коммерческих общественных садов г. Томска»

УДК 72.035

Э.Э. МАМЕДОВА, Т.Н. МАНОНИНА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ САДОВ Г. ТОМСКА

Настоящая работа посвящена формированию и развитию коммерческих, или частных, публичных садов г. Томска. Подробно рассматриваются исторические сады «Алтай», «Эрмитаж» (Эльдорадо), «Буфф». В статье использованы материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Томской области, Томского областного краеведческого музея. Выявленные новые архивные документы, иконографические и публицистические материалы дают некоторое представление об облике утраченных исторических общественных садов. Результаты проведенных исследований позволили графически определить точное местоположение, приблизительные границы и общую планировочную структуру садов.

Ключевые слова: Томск; коммерческий общественный сад; сады «Алтай», «Эрмитаж», «Буфф»; архитектурно-планировочная организация; графическая реконструкция.

Для цитирования: Мамедова Э.Э., Манонина Т.Н. Архитектурно-планировочное решение коммерческих общественных садов г. Томска // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. Т. 20. № 2. С. 100-114.

E.E. MAMEDOVA, T.N. MANONINA,

Tomsk State University of Architecture and Building

ARCHITECTURAL AND PLANNING CONCEPT OF COMMERCIAL PUBLIC GARDENS IN TOMSK

The paper deals with the development of commercial or private public gardens in Tomsk-city. Historical gardens such as 'Altai', 'Hermitage', 'Buff are considered in details. Documents from the State Archives of Tomsk Region, the Tomsk Museum of Local Lore, the Russian State Archives were used during the studies. New archival materials and iconographic and publicistic documents give an idea of historical public gardens. The results of performed research permit to graphically determine the location, boundaries and general planning structure of gardens.

Keywords: Tomsk; private and public gardens; 'Altai', 'Hermitage', 'Buff' gardens; architectural and planning concept; graphic representation.

For citation: Mamedova E.E., Manonina T.N. Arkhitekturno-planirovochnoe reshenie kommercheskikh obshchestvennykh sadov g. Tomska [Architectural and planning concept of commercial public gardens in Tomsk]. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Arkhitekturno-Stroitel'nogo Universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2018. V. 20. No. 2. Pp. 100-114. (rus)

В современных городах при формировании комфортной городской среды одним из важных факторов ее обустройства являются озелененные пространства. Это городские сады, парки, скверы, рощи и др., которых в истори-

© Мамедова Э.Э., Манонина Т.Н., 2018

ческом городе, каким является Томск, достаточно много. Сады и парки закладывались нашими предками, часть из них в преобразованной форме существует и сегодня. Другая часть утрачена, в особенности это относится к частным садам. Изучению исторического аспекта озелененных пространств Томска внимание уделялось в работах Э.К. Майданюка [1], Т.Н. Манониной [2], Е.А. Казанцевой [3], Э.Э. Мамедовой [4] и др.

В конце XIX - начале XX в. муниципальная архитектурно-градостроительная служба Томска уделяла большое внимание внешнему благоустройству города, в том числе и озеленению [5, с. 21-22]. Для городской думы было выгодным отдавать свободные участки неудобной для застройки земли в аренду под частные сады на длительное время, поскольку создание и содержание муниципальных озелененных территорий являлось затратным для бюджета города (проведение коммуникаций, электричество, водоснабжение). Именно в этот период в Томске распространяется такой вид предпринимательства, как устройство частных, коммерческих садов, которые приносили доход их владельцам. Появляется своеобразный тип частных садов общественного пользования, т. е. огражденных благоустроенных и озелененных территорий. Эти сады отличались повышенной комфортностью, они предназначались как для отдыха, прогулок, так и для увеселения в первую очередь состоятельной части населения - представителей купечества и промышленников, а также профессуры и студентов. Такие «доходные» сады устраивались и содержались на средства индивидуальных предпринимателей-горожан, которые самостоятельно организовывали сад для общественного пользования и за счет коммерческого использования садовых заведений, организации увеселительных мероприятий получали прибыль.

Одним из первых коммерческих садов был сад «Алтай», который являлся сохранившейся озелененной частью расположенной рядом с территорией тюремного замка бывшей заимки И.Д. Асташева, которая была ограничена Московским трактом, ул. Тюремной (ныне ул. А. Иванова) и ул. Семеновской (ул. Учебная). Исторические документы сохранили сведения об обращении Асташева в 1830 г. к городским властям с просьбой о выделении в арендное содержание с последующим выкупом земельного участка на городском выгоне, смежного с заимкой, для разведения сада «без всяких других устройств»1. В конце XIX в. заимку выкупил купец второй гильдии И.К. Кач-ковский. Территория была разделена, в 1876 г. северную часть у нового владельца взял в аренду на 10 лет, а затем купил «подданный северо-германского союза» К.И. Крюгер, который выстроил здесь пивоваренный завод2. С 1905 г. завод стал собственностью прусского подданного Р.И. Крюгера, который был братом прежнего владельца3. А на южной части бывшей заимки в 1885 г. купец Качковский открыл общественный сад, который получил название «Алтай». На территории сада были выстроены летние павильоны, буфет и театр4.

1 РГИА. Ф. 1287. Оп. 31. Д. 436. Л.4.

2 Свод постановлений Томской городской думы с 1874 по 1881 год. Томск, 1901. № 303. С. 359.

3 Известия Томского городского общественного управления. Томск, 1905. № 9-10 (12 марта). № 55. С. 87.

4 Сибирская Газета. 1886. № 35. 29 августа.

В 1892 г. сад арендовал М.С. Черных, который планировал устройство кегельбана и биллиардной. В 1898 г. арендатором сада стал купец И.Г. Горланов, который сменил название на сад «Россия» [1, с. 31-32]. Границы этой озелененной территории показаны на карте г. Томска 1903 г. (рис. 1). Однако на плане города 1933 г. сад уже не был отмечен, а в 1940-1950-е гг. на его территории были выстроены одно- и двухэтажные жилые дома.

Рис. 1. Фрагмент карты города Томска 1903 г. с указанием территории исследования: сад «Алтай» (сад «Россия»)

В центре города в районе Уржатка на левом берегу р. Ушайки напротив Воскресенской горы располагался сад «Эрмитаж». Данная территория в исторических картах города не выделена как зеленая зона, поэтому не было точных сведений о месте расположения этого сада. На карте 1883 г. видно, что левый берег р. Ушайки представлял собой кварталы, застроенные каменными и деревянными административными и жилыми зданиями (рис. 2, а). О приблизительных границах территории сада свидетельствует наличие мостов, которые видны на карте за 1909 г. (рис. 2, б). Предположительно расположенная напротив ул. Обрубной (ныне ул. Обруб) территория сада берет начало от Думского моста до поворота реки, возможно, нижняя прогулочная зона могла простираться почти до моста Аптекарского переулка.

Первым, кого привлекло это место и кто вложил средства на создание общественного сада, был некий господин Попов Петр Федорович, который в 1899 г. дал ему первоначальное название «Эрмитаж» [Там же, с. 36].

Сохранилось несколько фотографий с изображением этого места. Две из них были опубликованы в составе изданного в 1899 г. альбома «Великий путь», посвященного Транссибирской железной дороге (рис. 3). На этих фотографиях, сделанных фотографом экспедиции И.Р. Ромашкевичем приблизи-

тельно в 1897-1898 гг., изображен торгово-административный центр города. На первом фото, снятом с Воскресенской горы, видна торговая (Базарная) площадь с торговыми корпусами напротив двухэтажного Гостиного двора, там же правее располагается Биржевой корпус. В центре фотографии на левом берегу р. Ушайки - круглое в плане здание цирка Э.А. Стрепетова. Слева на фотографии изображена рассматриваемая территория от моста до поворота реки. Напротив двухэтажного каменного с подвальным помещением «Торгового дома И.И. Житков и М.Ф. Сапожников», расположенного на ул. Набережной р. Ушайки под № 2, виден старый деревянный Думский мост. Левее берег реки имеет ограждение из деревянных столбов, соединенных рядами параллельно расположенных досок. На эту территорию, где небольшими группами высажены невысокие ели, между которыми проложены тропинки, с улицы ведут ворота. На второй фотографии видно, что ограждение продолжается и вдоль пологой прибрежной части реки. Очевидно, что на фотографиях отражено начало создания общественного сада «Эрмитаж» владельцем Поповым.

Рис. 2. Фрагменты карт города Томска с указанием территории исследования - сад «Эрмитаж»:

а - план города 1883 г.; б - план 1909 г.

Следующим арендатором сада был царицынский мещанин Николай Николаевич Дементьев, который дал новое название саду - «Эльдорадо». В архивном деле за 1909 г. есть сведения о разрешении на постройку на территории сада одноэтажных деревянных построек: садового буфета, кегельбана, двух киосков5. На фотографии, снятой примерно в 1910-1911 гг., видно, что напротив Торгового дома выстроены протяженные, прямоугольной в плане формы, одноэтажные деревянные здания под двускатными крышами, со сдвоенными окнами и с дверьми, выходящими на берег реки, - кегельбан и буфет (рис. 4). Вдоль дороги располагались небольшие киоски. За строениями видны невысокие хвойные и лиственные деревья. В правой части фото - новое построенное здание цирка Франца Изако и торговые лавки по Набережной р. Ушайки.

5 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 1374.

Рис. 3. Город Томск. Фотография из альбома «Великий путь», 1899 г. Фотограф И.Р. Ромашкевич. В центральной части - территория сада «Эрмитаж», располагающаяся по левому берегу р. Ушайки (вдоль участка здания Торгового дома М.Ф. Сапожникова и И.И. Житкова) до Думского моста

Рис. 4. Вид центральной части г. Томска с севера, начало XX в. В центре - фрагмент сада «Эрмитаж» с постройками

В 1910 г. владелец просил продлить аренду сада еще на три года с разрешением на постройку здесь «шашлычной с продажей виноградных вин». В этом же году Технико-промышленное бюро, которое находилось по адресу ул. Набережная р. Ушайки, 2 (т. е. арендовало помещения в Торговом доме), обратилось в городскую думу с прошением о выдаче в аренду этой местности сроком на шесть лет с дальнейшей дополнительной постройкой помещения для водопроводной мастерской6. Бюро выступало против продления аренды сада Дементьеву из-за сильного шума кегельбана; кроме того, устроенные в саду кофейня и буфет закрывали подвальные этажи здания, где располагалась велосипедная мастерская. Владельцы здания И.И. Житков и М.Ф. Сапожников также жаловались на шум и тень от садовых построек, однако их жалобы были отклонены, а аренда территории Н. Дементьеву была продлена7.

С 1912 г. арендатором сада был крестьянин Владимирской губернии Анисим Семенович Ефимов, который сделал вход в сад бесплатным и вернул прежнее название «Эрмитаж». При его управлении сад считался еще и местом семейного отдыха, т. к. посетителям предлагались отдельные кабинеты. Для удобства горожан здания ресторана и кегельбана отапливали в холодное время, а зимой на замерзшем льду р. Ушайки устраивали каток. В периодических изданиях за 1912-1913 гг. он назывался не просто «Эрмитаж», а «Семейный Зимний Сад Эрмитаж»8. В 1915 г. в саду было построено временное одно-

9

этажное деревянное помещение для тира .

В настоящее время территория этого сада не сохранилась. Еще в советское время, в конце 1949 - начале 1950 г., при проведении трамвайных путей через пер. Пионерский (бывший пер. Протопоповский) и далее на Каменный мост был дополнительно укреплен берег Ушайки и изменен его рельеф - он стал более обрывистым, густо обсаженным деревьями и кустарниками, которые выросли здесь самосевом, т. е. в результате их естественного посева осыпающимися семенами.

На основе имеющихся материалов выполнена реконструкция сада за период 1897-1912 гг. Фотографии дают нам некоторую характеристику внешнего облика сооружений, по снимкам можно также определить количество растений и их видовую принадлежность. Сложившаяся планировочная структура сада определялась рельефом местности, прилегающим городским кварталом, размещением сооружений и зданий и выбором направлений основных аллей (рис. 5). Вдоль аллеи из хвойных и лиственных деревьев расположены буфет и кегельбан, по ул. Набережной - киоск. Сад имел классический регулярный тип планировки, огражденный по периметру.

Одним из зеленых мест Томска был сад «Буфф», ограниченный улицами: с севера - Александровской (ныне ул. Герцена), с востока - Торговой (ул. Вершинина), с юга - Ярлыковской (ул. Карташева), с запада - Жандармской (ул. Гоголя). Данный участок располагался в юго-восточной части горо-

6 Город Томск. Томск, 1912. Справочный отдел. С. 48.

7 Известия Томского городского общественного управления. Томск: Томское городское общественное управление, 1910. № 27-30. С. 431-433.

8 По материалам личного архива А.Б. Казачкова.

9 ГАТО. Ф. 3. Оп. 41. Д. 2033.

да, в историческом районе Верхняя Елань, территория которой была отведена под застройку жилыми домами по красным линиям улиц с внутрикварталь-ным расположением хозяйственных дворов с садами и огородами.

Рис. 5. Графическая реконструкция плана сада «Эрмитаж»:

1 - киоск; 2 - кегельбан; 3 - буфет; 4 - кофейня. Чертеж Э.Э. Мамедовой, 2018 г.

Однако на плане 1830 г., выполненном архитектором В.И. Гесте, видно, что эта территория не планировалась под селитьбу, а отводилась под озеленение [6, с. 97]. Это можно объяснить тем, что данная местность была очень неудобна для строительства домов: здесь располагался значительный перепад уровня рельефа, кроме того, протекали ручьи, впадающие в небольшую речку Игуменку (рис. 6).

Архивные документы, характеризующие историю закладки и дальнейшую эксплуатацию сада, не обнаружены. В фондах краеведческого музея сохранились исторические фотографии, которые дают представление об устройстве сада - насаждениях и постройках на его территории. Также найдены публицистические материалы, в которых названы владельцы сада «Буфф». Так, некоторые исследователи утверждают, что сад расположился на территории бывшей усадьбы купца Николая Николаевича Плотникова. На участке в роще был выстроен его девятикомнатный жилой дом. В начале XX в. новым арендатором этого сада был томский предприниматель и домовладелец Василий Леонтьевич Морозов [1, 7].

На фотографиях можно увидеть, какие деревянные постройки были выстроены в саду. В центре сада была построена «затейливая деревянная терраса», т. е. большой ресторан (рис. 7).

Рис. 6. Фрагмент плана г. Томска 1830 г., выполненного архитектором В.И. Гесте, с указанием территории исследования: сад «Буфф»

Рис. 7. Сад «Буфф», 1908 г. Из фондов Томского областного краеведческого музея

Он представлял собой прямоугольное в плане двухэтажное здание с открытой летней галереей, или террасой, на которой стояли столики для посетителей. На первом этаже видны прямоугольные оконные проемы закрытых помещений; вероятно, они предназначались для кухни и обширного зала столовой для посетителей, которые могли провести время в зимний сезон. Со стороны

второго этажа можно даже увидеть отдельный кабинет с занавеской. Обшивка стен, потолка и основания здания выполнена горизонтальными деревянными досками. Каждый из двух этажей опирался на сужающиеся к верхней части граненые колонны, где были установлены резные кронштейны, украшенные расположенными крест-накрест двумя флажками. Террасы по всему периметру ограждены решеткой, выполненной в технике пропильной резьбы геометрического и растительного орнаментов. В аналогичном стиле украшены полоса междуэтажного карниза между первым и вторым этажом, фриз и перила лестницы, установленной в центральной части террасы здания. Вдоль здания ресторана размещены деревянные лавки для отдыха. Рядом с рестораном была устроена площадка для танцев и возведена открытая малая театрально-концертная сцена под полукруглым навесом для размещения оркестра.

На садовой территории в 1907 г. был построен театр, который мог вместить до 1000 зрителей10. Театр представлял собой высокий прямоугольный в плане павильон с открытой сценой, по бокам которого располагались невысокие прямоугольные пристройки, вероятно, для хранения декораций, а позади сцены находились помещения для сценических работников, гардеробных и гримерных актеров (рис. 8). Здание театра было декорировано в русском стиле - резными деталями, выполненными в технике пропильной резьбы, расположенными на фризе, центральном фронтоне и наличниках боковых пристроек. Сцена закрывалась занавесями: парными горизонтальными и одним вертикальным. Перед сценой располагалось открытое пространство для зрителей, огороженное невысокой деревянной резной оградой.

Рис. 8. Сад «Буфф», начало XX в. Театр с открытой сценой. Из личного архива А.Б. Казачкова

10 Чавыкин Г.В. Весь Томск на 1911-1912 гг.: адресно-справочная книжка. Томск, 1911. С. 291.

На описанных выше фотографиях была снята одна и та же местность с разных ракурсов. Таким образом, можно сделать вывод: театр со сценой находился напротив ресторана с летней террасой, т. е. действия, которые происходили на сцене театра, могли видеть как зрители, сидящие на территории театральной зоны, так и посетители ресторана первого и второго этажей. Вся эта зона находилась в окружении лиственных и хвойных деревьев.

На следующих двух фотографиях, снятых с небольшим промежутком во времени, запечатлена другая часть территории - зона прогулок и тихого отдыха (рис. 9, 10). Фотографии отразили ландшафт и постройки этого места: первое, что притягивает взгляд, - это восьмигранная деревянная беседка с окрашенной крышей шатровой формы, с резными деревянными перилами. Она имеет две лестницы, которые выходят в разные стороны прогулочной зоны. Видна садовая мебель, расставленная по периферии зоны, и невысокие столбы, на которых на более поздней фотографии появляются электрические лампы для освещения дорожек в вечернее время суток. В центральной части этой территории расположены скамейки, которые расставлены вокруг клумб с цветами. Композиционный центр также ограждался низкорослыми кустарниками и лиственными деревьями. Эта часть территории сада освещалась фонарем, который возвышался посередине одного из цветников.

Рис. 9. Сад «Буфф», 1908 г. Центральная часть сада с беседкой и скамейками. Из фондов Томского областного краеведческого музея

В этой садовой зоне находилось одноэтажное здание бильярдной, которое имело форму вытянутого прямоугольника с шестискатной кровлей (рис. 11). Здание было обшито горизонтальными деревянными досками, треугольный фронтон и низ здания оформлены обшивкой досками в елочку. На вершине щипца фронтона установлена декоративная деталь, к которой крепились флажки. К главному фасаду примыкали две лестницы в три ступени, по

двум сторонам от входных дверей расположены двойные арочные окна. На боковом фасаде (с торца) здания находилось два одиночных арочных окна.

Рис. 10. Сад «Буфф», начало XX в. Малые архитектурные формы: беседка, скамейки, декоративная скульптура. Из фондов Томского областного краеведческого музея

Рис. 11. Сад «Буфф», начало XX в. Биллиардный павильон. Из фондов Томского областного краеведческого музея

Территория сада отделялась от улицы забором с горизонтальными деревянными досками и богато декорированным в технике накладной прорезной резьбы входом, над верхней частью которого было название «Сад Буфф» (рис. 12). Боковые части входного сооружения использовались как билетные кассы.

Рис. 12. Сад «Буфф», начало XX в. Парадный вход в сад. Из фондов Томского областного краеведческого музея

На карте 1933 г. с южной стороны к саду «Буфф» примыкает большая зеленая зона с лиственным лесом, ограниченная улицами: с севера - Ярлыковской (ныне ул. Карташова), с запада - Белинской (ул. Белинского), с востока - Торговой (ул. Вершинина), с юга - Бульварной (пр. Кирова) (рис. 13). В 1873 г. эту территорию купили братья Королевы11. В здании, расположенном на углу ул. Торговой и Бульварной, в 1874 г. был открыт детский приют, на обширной усадьбе которого был разбит большой сад и устроен огород12. Часть этой озелененной территории осталась незастроенной, в настоящее время здесь располагается Игуменский парк.

В 1940-е гг. в «Буфф»-саду шли благоустроительные работы к открытию специализированного детского парка, который в дальнейшем стал именоваться «Детский парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина». В это время произошли изменения в планировочной структуре сада, однако сохранились заложенные в дореволюционный период дороги, аллеи в его западной и восточной частях (рис. 14). В 2006 г. с юго-западной стороны на пересечении ул. Гоголя и ул. Карташова была построена Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии.

11 Свод постановлений Томской городской думы за 1871, 1872 и 1873 гг. Томск, 1887. С. 171.

12 Отчеты Томского губернского попечительства детских приютов и Томского губернского попечительства над Владимирским детским приютом ведомства учреждений Императрицы Марии за 1908 г. Томск, 1909. С. 4.

Рис. 13. Фрагмент топографического плана г. Томска 1933 г. с указанием территории исследования: сад «Буфф»

Рис. 14. Графическая реконструкция сада «Буфф». Чертеж Э.Э. Мамедовой, 2018 г.

Анализ выявленных исторических материалов позволил воссоздать приблизительную планировочную схему территории данного сада (рис. 14). Гипотетически условная планировка сада могла быть следующей: сад имел вытянутую с севера на юг прямоугольную форму, по периметру ограничен городскими дорогами, структура планировки пейзажная за счет естественного ландшафта местности (склоны, овраг, роща), большую часть территории за-

нимала растительность. Функционально сад делился на зоны: развлечения, отдыха (пассивного, активного), культурно-просветительскую, общественного питания. Вся территория огорожена забором, с северо-запада находился главный вход, от которого по диагональной оси, по направлению с северо-запада на юго-восток, были расположены основные здания и сооружения зон культурно-просветительской и питания - большой театр, малая театрально-концертная сцена, буфет. В южной части находилась зона тихого и активного отдыха, которая была акцентно отмечена выразительным цветником со скамейками вокруг.

Анализируя все представленные источники и материалы, можно установить, что частные сады предназначались, прежде всего, для финансово состоятельных слоев общества. С постепенным расширением круга посетителей владельцы развивали и усовершенствовали свои сады для создания комфортных условий отдыха, которые, в свою очередь, увеличивали прибыль. Благодаря этому, возрастал уровень благоустройства, расширялась сфера обслуживания (за счет платного входа и аренды садовых зданий с разными функциями), что способствовало интенсивному развитию привлекательности сада с точки зрения культурно-массового досуга горожан. Существовал определенный набор зданий и сооружений следующих функциональных зон для разной формы проведения свободного времени: 1) развлечения (бильярдная, кегельбан, открытые площадки для танцев, гигантские шаги, качели и др.); 2) общественное питание (ресторан, буфет, летнее кафе, кофейня); 3) культурно-просветительская (малые, большие театры, музыкальные театрально-концертные сцены). В архитектуре всех вышеперечисленных зданий, как правило, прослеживалась одинаковая стилистическая направленность.

Таким образом, изученные исторические документы позволяют сделать вывод, что в конце XIX - начале XX в. в развитие городского озеленения вносило свой вклад городское самоуправление, которое весьма дальновидно отдавало в аренду неудобицы, т. е. земли, малопригодные для застройки, получая в дальнейшем в результате расторжения договоров зеленые территории. Также необходимо отметить, что большой вклад в создание частных садов общественного назначения внесли их владельцы - томские купцы и мещане, которые с помощью приглашенных специалистов (имена их пока еще неизвестны) их благоустраивали и озеленяли. Воссозданные на основе иконографических материалов и исторических описаний реконструкции частных садов являются примерами разнообразия архитектурно-планировочного, функционального и ландшафтного решения исторических озелененных территорий, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось до нашего времени.

Библиографический список

1. Майданюк Э.К. Сады и парки Томска. Томск: Курсив, 2014. 112 с.

2. Манонина Т.Н. Вклад купцов в благоустройство г. Томска во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 388. С. 135-139.

3. Казанцева Е.А., Колосова И.И. История развития системы озеленения г. Томска // Ба-ландинские чтения: сб. статей научных чтений памяти С.Н. Баландина. Новосибирск: НГАХА, 2016. Т. XI. С. 125-129.

4. Мамедова Э.Э. Графическая реконструкция усадьбы с садом Ф.А. Горохова // Избранные доклады IV Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2017. С. 184-188.

5. Залесов В.Г., Куликова И.В. Архитектура деревянных доходных домов Томска. Томск: Изд-во ТГАСУ, 2016. 420 с.

6. Воронина О.С. История градостроительного развития Томска в XVII-XX вв. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. № 1. С. 91-106.

7. Дмитриенко Н.М. Томские купцы: биографический словарь (вторая половина XVIII -начало XX в.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2014. 336 с.

REFERENSES

1. Maidanyuk E.K. Sady i parki Tomska [Gardens and parks of Tomsk]. Tomsk: Kursiv Publ., 2014. 112 p. (rus)

2. Manonina T.N. Vklad kuptsov v blagoustroistvo g. Tomska vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v. [The contribution of merchants in the improvement of Tomsk late in the 18th and early 20th century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. No. 388. Pp. 135-139. (rus)

3. Kazantseva E.A. Istoriya razvitiya sistemy ozeleneniya g. Tomska [Gardening development in Tomsk]. Balandinskie chteniya: sb. statei nauchnykh chtenii pamyati S.N. Balandina (Bal-andin Readings: Coll. Papers in memory of S.N. Balandin). Novosibirsk: NSAAFA Publ., 2016. No. 11. Pp. 125-129. (rus)

4. Mamedova E.E. Graficheskaya rekonstruktsiya usad'by s sadom F. A. Gorokhova [Graphic reconstruction of farmstead with Gorokhov's garden]. Izbrannye doklady IV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh (Proc. 4th Int. Sci. Conf. of Students and Young Scientists). Tomsk: TSUAB Publ., 2017. Pp. 184-188. (rus)

5. Zalesov V.G., Kulikova I. V. Arkhitektura derevyannykh dokhodnykh domov Tomska [Wooden architecture of tenement houses in Tomsk]. Tomsk: TSUAB Publ., 2016. 420 p. (rus)

6. Voronina O.S. Istoriya gradostroitel'nogo razvitiya Tomska v XVII-XX vv. [History of architectural urban development of Tomsk in 17-20th centuries]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2016. No. 1. Pp. 91-106. (rus)

7. Dmitrienko N.M. Tomskie kuptsy: biograficheskii slovar' (vtoraya polovina XVIII - nachalo XX v.) [Tomsk merchants: biographical dictionary (18-20th centuries)]. Tomsk: TSU Publ., 2014. 336 p. (rus)

Сведения об авторах

Мамедова Эльнура Эльдар кызы, аспирант, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, mamedova9111@gmail.com

Манонина Татьяна Николаевна, канд. ист. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, manonina100@yandex.ru

Authors Details

Elnura E. Mamedova, Research Assistant, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, mamedova9111@gmail.com

Tatyana N. Manonina, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, manonina100@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.