Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ «ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» БГТУ: ОПЫТ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ «ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» БГТУ: ОПЫТ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация высшего образования / кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины» / Брянский государственный технический университет / исторический опыт / humanitarization of higher education / Department of Humanities and Social Sciences / BSTU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Людмила Ивановна, Абовян Елена Николаевна

В статье рассматривается опыт гуманитаризации образования в высшей школе на примере генезиса кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» Брянского государственного технического университета. Анализируется история кафедры, начиная с образования вуза, показывается, какое значение отводилось кафедре в разные исторические периоды, а также важность внедрения и изучения гуманитарных дисциплин в вузах России; рассматривается значение патриотического воспитания студентов, роль преподавателей кафедры, внесших вклад в патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции у студенческой молодежи. Доказано, что гуманитаризация образования в Брянском государственном техническом университете реализует компетентностный подход, которому в Российской Федерации в настоящее время уделяется особое внимание. Результатом гуманитаризации образования студентов в данном вузе стало развитие свободной, духовной, творческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES DEPARTMENT OF THE BRYANSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF HIGHER EDUCATION HUMANITARIZATION

The article examines the experience of humanitarization of education in higher education on the example of the genesis of the Department of Humanities and Social Sciences of the Bryansk State Technical University. The history of the department is analyzed, starting with the foundation of the university. It shows the importance of the department in different historical periods, as well as the importance of the introduction and study of humanities in Russian universities. The significance of patriotic education is revealed and the role of teachers, who have been proving students with it and thus forming their a civic position. Particular importance is given to the fact that the humanitarization of education at Bryansk State Technical University is an important condition for the implementation of competence–based education, which is currently at the focus of attention in the Russian Federation. As a result of humanitarization of higher education students with free, spiritual, creative personalities are brought up.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ «ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» БГТУ: ОПЫТ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-81-86 УДК 378

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ «ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» БГТУ: ОПЫТ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Л.И. Захарова, Е.Н. Абовян

Статья поступила в редакцию 3 апреля 2024 г.

В статье рассматривается опыт гуманитаризации образования в высшей школе на примере генезиса кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» Брянского государственного технического университета. Анализируется история кафедры, начиная с образования вуза, показывается, какое значение отводилось кафедре в разные исторические периоды, а также важность внедрения и изучения гуманитарных дисциплин в вузах России; рассматривается значение патриотического воспитания студентов, роль преподавателей кафедры, внесших вклад в патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции у студенческой молодежи. Доказано, что гуманитаризация образования в Брянском государственном техническом университете реализует компетентностный подход, которому в Российской Федерации в настоящее время уделяется особое внимание. Результатом гуманитаризации образования студентов в данном вузе стало развитие свободной, духовной, творческой личности.

Ключевые слова: гуманитаризация высшего образования, кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины», Брянский государственный технический университет, исторический опыт.

THE HISTORY OF HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES DEPARTMENT OF THE BRYANSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY: THE EXPERIENCE OF HIGHER EDUCATION HUMANITARIZATION

L.I. Zakharova, E.N. Abovyan

The article examines the experience of humanitarization of education in higher education on the example of the genesis of the Department of Humanities and Social Sciences of the Bryansk State Technical University. The history of the department is analyzed, starting with the foundation of the university. It shows the importance of the department in different historical periods, as well as the importance of the introduction and study of humanities in Russian universities. The significance of patriotic education is revealed and the role of teachers, who have been proving students with it and thus forming their a civic position. Particular importance is given to the fact that the humanitarization of education at Bryansk State Technical University is an important condition for the implementation of competence-based education, which is currently at the focus of attention in the Russian Federation. As a result of humanitarization of higher education students with free, spiritual, creative personalities are brought up.

Key words: humanitarization of higher education, Department of Humanities and Social Sciences, BSTU.

Современный период характеризуется качественным изменением системы высшего образования, ориентированной на компе-тентностный подход в обучении будущих профессионалов. В связи с этим важным становится вопрос гуманитаризации образования, который коренным образом изменяет содержание и методы учебного процесса [10,

с. 22-23]. В этой связи актуально изучение опыта генезиса кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» Брянского государственного технического университета.

История кафедры начинается с момента возникновения самого университета, с 1930 года прошлого века. В приказах 1930 года имеется документ, в котором говорится о ко-

мандировке «...в г. Москва для приобретения инструментов духового оркестра студента рабфака т. Загребели на В.А.» [8, ф. 1 а, л. 24].

26 апреля 1930 года на рабфаке началось обучение по обществоведению с нагрузкой в 27 недельных часов. Первым преподавателем был тов. М.Г. Евтеев (он с 1922 года был директором Бежицкого рабфака). Вместе с образованием происходит и воспитание советской молодежи в духе коммунистической идеи. Так, в условиях, когда страна нуждалась в кадрах, владеющих передовой наукой и новой техникой, преподаватели вуза формировали у студенческой молодежи дисциплинированность, чувство ответственности за порученное дело. Важнейшим принципом системы воспитания в Брянском вузе была его связь с жизнью, а также борьба за построение коммунизма. Об этом свидетельствует тот факт, что с августа 1930 года утверждалась работа обществоведческого цикла и кабинета, заведующим которого стал М.Я. Шульман. В работу заведующего входила организация при кабинетах различных кружков, семинаров, круглых столов политико-образовательного значения, в том числе внеклассного чтения. Позже этот цикл возглавляли Я.Д. Мамонтов. Большое внимание уделялось гуманитаризации личности студентов. Вузовская система воспитания предусматривала использование интереса студентов к труду, обучение их работать сообща, по плану. Для этого в вузе активно работали комитеты комсомола и различные кружки (например, радиолюбителей).

С 1931 года кафедра неоднократно переименовывалась: кафедра диамата и ленинизма (1932 г.), кафедра социально-экономических дисциплин (1935 г.), кафедра диалектического материализма и ленинизма (1938 г.), кафедра диалектического и исторического материализма (1938 г.), кафедра марксизма и ленинизма (1939 г.), позже кафедра носила названия «Основы марксизма и ленинизма», «Научный коммунизм и философия» (1973 г.), «Философия (1990 г.), «Философия и история (1993 г.), «Философия, история и социология» (2008 г.). Сегодня кафедра,

которая образовалась в 2018 году на базе кафедр «Философия, история и социология» и «Инженерная педагогика и психология», называется «Гуманитарные и социальные дисциплины».

С самого основания и до распада Советского Союза основной задачей кафедры было внедрение марксистско-ленинской идеологии во всем вузе, что выделяло ее из всех структурных подразделений. Важным является и то, что в годы Великой Отечественной войны она не прекращала свою работу. Так, в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован институт, несмотря на сокращение структурных подразделений до 13 кафедр, она продолжила свою работу [7, л. 8].

Среди преподаваемых дисциплин были «Диалектический и исторический марксизм», факультативный курс «Основы научного атеизма», «Марксистско-ленинская эстетика». В рамках изучения общественных дисциплин вводилось обязательное изучение документов и материалов XXIV съезда КПСС, где рассматривались: международное положение СССР, внешнеполитическая деятельность КПСС, укрепление боевого союза мировой системы социализма, международного рабочего и национально-освободительного движения и другие вопросы. Все эти дисциплины призваны были для того, чтобы все специалисты высшего звена были не только профессионалами своего дела, но и «бойцами идеологического фронта». Была и другая задача в вузе - воспитание кадров новой интеллигенции.

В практике работы кафедры на постоянной основе обсуждались результаты прохождения преподавателями курсов повышения квалификации и использование рекомендаций, методических советов, лучшего опыта работы преподавателей-обществоведов в учебном процессе вуза. Так, в 1982 г. доцент Р.М. Айза-туллин участвовал в расширенном совещании по проблемному обучению при ИПК ЛГУ, принимал участие в работе конференций по совершенствованию производственных отношений социализма (апрель 1982 г. экономический факультет ГЛУ), единого народнохозяйственного комплекса (ноябрь 1982 г.),

совершенствования распределительных отношений (декабрь 1982 г.). Кроме участия в конференциях, работали над разрешением проблемных вопросов по истории КПСС. Так, доцент Г.А. Боровиков, В.В. Мирошниченко, ассистент Л.И. Чувилин участвовали в конференциях «Возрастание руководящей роли КПСС в политической системе развитого социалистического общества» и «Критика оп-портунистских и ревизионистских концепций руководящей роли КПСС». Заведующий кафедрой В.В. Мирошниченко информировал об участии в работе межвузовской конференции в г. Туле: «Руководство самостоятельной работой студентов по общественным наукам» [5, л. 48 - 49]. Вся проводимая работа позволяла преподавателям кафедры расширять свой общенаучный и специальный кругозор, совершенствовать навыки научно-

исследовательской работы, а также воспитывать студентов в духе «социалистической справедливости».

Следует отметить, что в советский период преподаватели кафедры вели значительную просветительскую работу в городе Брянске и за его пределами: трое человек являлись руководителями областной, районной и институтской секций общества «Знание», вели занятия в областной школе партийно-хозяйственного актива, что позволяло советским гражданам получить сложный научный материал в популярной форме.

В 1983 - 1984 учебном году для студентов 4-го года обучения был прочитан курс «Критика современного антикоммунизма», в 1984 - 1985 учебном году для студентов 2-го года обучения - спецкурс «Идеологическая борьба в современном мире». Также преподаватели принимали участие в чтении спецкурса «Основы организаторской и воспитательной работы в трудовом коллективе» для студентов 2-го и 3-го курсов. Преподаватели кафедры руководили студенческими кружками «Проблемы совершенствования развитого социализма», «Идеологическая борьба и молодежь», «Идеологическая борьба и религия», «Мировоззрение и наука», «Философские основы математизации знаний» [6, л. 61]. Все

эти дисциплины в 1980-е годы являлись ценностно-мировоззренческой основой для формирования у советской молодёжи понимания места и роли СССР в мире, а также духовных и нравственных ориентиров и особенностей, свойственных советскому государству. Перечисленные вопросы являются актуальными и на сегодняшний день.

Кафедра практиковала совершенствование организации самостоятельной работы студентов по изучению первоисточников классиков марксизма-ленинизма, документов партии, руководила подготовкой и написанием студентами рефератов с учетом тематики различных съездов КПСС, постановлений ЦК КПСС и др.

Основной задачей кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» в Брянском государственном техническом университете является подготовка профессиональных кадров, обладающих высоким уровнем сформи-рованности общекультурных, универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, умеющих быстро и эффективно принимать необходимые в той или иной ситуации профессионально аргументированные решения. Следует отметить, что компетенст-ностный подход позволяет в полной мере решить вопросы гуманитаризации образования в высшей школе, так как формирует следующие качества студентов: самостоятельность, ответственное отношение, критический и конструктивный стили мышления. Все это определяется способностью индивида к самоосмыслению и самоанализу, умением эффективно проводить самопрезентацию в любых условиях с учетом внешних обстоятельств, готовностью принимать во внимание профессиональные и общественные требования и ограничения. Всестороннему развитию личности студентов способствуют компетенции, формируемые такими дисциплинами, как «История России», «Философия», «Основы российской государственности», «Правоведение», «Технологии личностно-профессионального развития», «Основы деловых коммуникаций», преподаваемыми в 2020-е годы на кафедре.

В настоящее время кафедра «Гуманитарные и социальные дисциплины» занимает ключевые позиции в гуманизации и гуманитаризации среды технического вуза как пути реализации свободного от технократизма инженерного образования и решения ряда серьезных задач психолого-педагогического характера, патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.

Преподаватели принимают активное участие в общей системе воспитательной работы со студентами университета. Акцент при этом делается не только на учебно-воспитательной, но на внеаудиторной работе. Так, профессор кафедры Е.А. Дергачева активно работает над проблемой наследия писателя-фронтовика В.М. Шаповалова как патриота и мыслителя военной, советской и современной эпохи, что очень важно для сохранения и передачи студентам и широкой общественности исторического опыта победителей в Великой Отечественной войне [2, с. 437-445; 3, с. 249-258; 4, с. 4-463]. Фундаментальными исследованиями в области истории занимаются Ю.Т. Трифанков, Л.И. Захарова, Е.Н. Абовян. В своих трудах авторы на основе архивных данных исследуют и анализируют события Великой Отечественной войны, что сегодня является особенно актуальным в свете геополитических событий [9, с. 101-105; 11, с. 31-39; 12, с. 4-200; 13, с. 4-440;]. Студенты вуза и преподаватели кафедры принимают участие в различных конференциях, целью которых также является гуманитаризация образования. Так, в июне и декабре 2021-2022 годов на базе вуза проходили Международные научно-практические

секции конференции: «Россия в XXI веке: Великая Отечественная война и историческая память», которая проводилась Международным независимым эколого-политологическим университетом совместно с факультетом глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова и ведущими вузами Москвы и регионов страны [1]. Эта работа особенно актуальна сегодня, так как важную роль в идейно-политическом воспитании студенчества играют кафедры общественных наук вузов. Монографии и статьи преподавателей кафедры отличаются актуальностью и политической заостренностью. В современный период развития российского общества, когда очевиден его нравственный кризис, исторический опыт востребован в социальной практике формирования ценностных приоритетов общества, особенно у молодого поколения.

Итак, генезис кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» позволяет проследить и выявить значение обществоведческих дисциплин за почти вековой период. Особо важно отметить, что в самые критические для государства периоды кафедре отводилось решающее значение в воспитании студенческой молодежи (30-е годы - период первой пятилетки, годы Великой Отечественной войны, период перестройки). Работа кафедры «Гуманитарные и социальные дисциплины» является важнейшим элементом гуманитаризации студенческой молодежи во время, когда происходит формирование новой модели образования, изменяется его содержание в соответствии с важными государственными целями, остро стоящими перед нашим обществом.

Список литературы

1. В телевизионном центре КРСУ открылась выставка плакатов «Победа. Курская битва. 1943» [Электронный ресурс]. - URL: https://buran-sas.ru/infopismo-konf-24-10-2023-g. (дата обращения: 04. 01.2024).

2. Дергачева Е.А. Историко-патриотическое наследие писателя-фронтовика В.М. Шаповалова: от прошлого к будущему // Вторая мировая война и современные тенденции по искажению ее итогов и послевоенного мироустройства: Сборник докладов и материалов Международной научно-практической конференции. Секционные доклады и статьи. - Москва, 2023. - С. 437 - 445.

3. Дергачева Е.А. Философские размышления о войне и мире в произведениях писателя-фронтовика В.М. Шаповалова // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ).

Серия: Социально-экономические науки. 2021. - Т. 14. - №1. - С. 249-258. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-249-258.

4. Духовное завещание современникам и потомкам. К 95-летию писателя В.М. Шаповалова: научно-популярное издание: монография / автор-составитель Е.А. Дергачева. - Москва: Энциклопедист-Максимум, 2021. - 480 с.

5. Отчет о работе Брянского ордена «Знак Почета» института транспортного машиностроения за 1982 г.

6. Отчет о работе Брянского ордена «Знак Почета» института транспортного машиностроения за 1984 г.

7. Отчет о работе института за 1941 - 1942 учебный год. S. Приказы БИТМа за 1930 г.

9. Проблемы преподавания истории периода Второй мировой войны (на примере американских учебных программ): фальсификация или умышленное замалчивание // Исторический бюллетень. - 2022. - Т. 5. - № 4. - С. 101 - 105.

iQ. Савенкова Л.Г. Гуманитаризация образования - базовое условие развития современной школы // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. - Вып. II. - С. 22 - 25.

11. Трифанков Ю.Т. Предыстория древней Руси - социоприродный, сакрально-философский подходы и будущее России // Проблемы современного антропосоциального познания: сборник научных статей / Под общей редакцией Н.В. Попковой, Е.А. Дергачевой. - Брянск, 2022. - Вып. 20. - С. 31 - 39.

12. Ушкалов С.В., Трифанков Ю.Т., Захарова Л.И., Трифанков Я.Ю. Взаимодействие фронтов и партизанских соединений на стратегических переломах Великой Отечественной войны в Брянском регионе в 1941 - 1943 гг.: монография. - Брянск: БГТУ, 2016. - 237 с.

13. Ушкалов С.В., Геец Н.Я., Трифанков Ю.Т., Захарова Л.И., Трифанков Я.Ю. Партизаны и армия: вместе к Победе: монография - Москва: Вече, 2019. - 464 с. Сер. Военные тайны XX века.

References

1. V televizionnom centre KRSU otkrylas~ vystavka plakatov «Pobeda. Kurskaya bitva. 1943» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://buran-sas.ru/infopismo-konf-24-10-2023-g. (data obrashheniya: 04. 01.2024).

2. Dergacheva E.A. Istoriko-patrioticheskoe nasledie pisatelya-frontovika V.M. Shapovalova: ot proshlogo k budushhemu // Vtoraya mirovaya vojna i sovremennye tendencii po iskazheniyu ee itogov i poslevoennogo miroustrojstva: Sbornik dokladov i materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sekcion-ny e doklady' i stati. - Moskva, 2023. - S. 437 - 445.

3. Dergacheva E.A. Filosofskie razmyshleniya o vojne i mire v proizvedeniyax pisatelya-frontovika V.M. Shapovalova // Vestnik Yuzhno-Rossijskogo gosudarstvennogo texnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: So-cialno-ekonomicheskie nauki. 2021. - T. 14. - №1. - S. 249-258. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-1-249-258.

4. Duxovnoe zaveshhanie sovremennikam i potomkam. K 95-letiyu pisatelya V.M. Shapovalova: nauchno-populyarnoe izdanie: monografiya / avtor-sostavitel' E.A. Dergacheva. - Moskva: Enciklopedist-Maksimum, 2021. - 480 s.

5. Otchet o rabote Bryanskogo ordena «Znak Pocheta» instituta transportnogo mashinostroeniya za 1982 g.

6. Otchet o rabote Bryanskogo ordena «Znak Pocheta» instituta transportnogo mashinostroeniya za 1984 g.

7. Otchet o rabote instituta za 1941 - 1942 uchebnyj god. S. Prikazy' BITMa za 1930 g.

9. Problemy' prepodavaniya istorii perioda Vtoroj mirovoj vojny' (na primere amerikanskix uchebnyx programm): fal sifikaciya ili umyshlennoe zamalchivanie // Istoricheskij byulleten. - 2022. - T. 5. - № 4. - S. 101 - 105.

10. Savenkova L.G. Gumanitarizaciya obrazovaniya - bazovoe uslovie razvitiya sovremennoj shkoly' // Voprosy' sovremennoj pedagogiki i psixologii: svezhij vzglyad i novye resheniya: Sbornik nauchnyx trudov po itogam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ekaterinburg: Innovacionnyj centr razvitiya obrazovaniya i nauki, 2015. - Vyp. II. - S. 22 - 25.

11. Trifankov Yu.T. Predystoriya drevnej Rusi - socioprirodnyj, sakral no-filosofskij podxody' i budushhee Ros-sii // Problemy' sovremennogo antroposocialnogo poznaniya: sbornik nauchnyx statej / Pod obshhej redakciej N.V. Popkovoj, E.A. Dergachevoj. - Bryansk, 2022. - Vy p. 20. - S. 31 - 39.

12. Ushkalov S.V., Trifankov Yu.T., Zaxarova L.I., Trifankov Ya.Yu. Vzaimodejstvie frontov i partizanskix soedi-nenij na strategicheskix perelomax Velikoj Otechestvennoj vojny' v Bryanskom regione v 1941 - 1943 gg.: monografiya. - Bryansk: BGTU, 2016. - 237 s.

13. Ushkalov S.V., Geecz N.Ya., Trifankov Yu.T., Zaxarova L.I., Trifankov Ya.Yu. Partizany' i armiya: vmeste k Pobede: monografiya - Moskva: Veche, 2019. - 464 s. Ser. Voennye tajny' XX veka.

Для ссылки: Захарова Л.И., Абовян Е.Н. История кафедры «гуманитарные и социальные дисциплины» БГТУ: опыт гуманитаризации образования высшей школы // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2024. - №2 (31). - С. 81-86.

DOI 10.24412/2541-9056-2024-231-81-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.