Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ И АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РОССИИ'

ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ И АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов Осман Раджабович, Лобачева Зоя Николаевна

В статье рассматриваются основные вопросы гуманитаризации технических и аграрных вузов России. Автор отмечает о важности роли социально-гуманитарных дисциплин в подготовке будущего специалиста. Именно гуманитаризация формирует мировоззрение, самосознание, духовные ориентиры личности, а значит непосредственно влияет на ее активность и поведение в общественно-политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабов Осман Раджабович, Лобачева Зоя Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMANIZATION OF TECHNICAL AND AGRICULTURAL UNIVERSITIES IN RUSSIA

The article deals with the main issues of humanitarization of technical and agricultural universities in Russia. The author notes the importance of the role of social and humanitarian disciplines in the training of a future specialist. It is humanitarization that forms a person’s worldview, self-consciousness, spiritual guidelines, and therefore directly affects her activity and behavior in socio-political life.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ И АГРАРНЫХ ВУЗОВ В РОССИИ»

Проблема гуманитаризации технических и аграрных вузов в России

Раджабов Осман Раджабович,

д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и истории ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова

Лобачева Зоя Николаевна,

к.ф.н., доцент кафедры философии и истории ДагГАУ им. М.М. Джамбулатова

В статье рассматриваются основные вопросы гуманитаризации технических и аграрных вузов России. Автор отмечает о важности роли социально-гуманитарных дисциплин в подготовке будущего специалиста. Именно гуманитаризация формирует мировоззрение, самосознание, духовные ориентиры личности, а значит непосредственно влияет на ее активность и поведение в общественно-политической жизни.

Ключевые слова: гуманитаризация, воспитание, мировоззрение, общение, культура.

со

I_

и

см <о

Начиная с 2000 г. в России идут непрерывные реформы системы образования: введен ЕГЭ,созданы национальные федеральные университеты, вводятся все новые ФГОСы, принят новый закон «Об образовании в РФ» (2015), 2019-2020 гг. проводятся ежегодные мо-ниторинги и государственные аккредитации вузов, множество некачественных вузов закрывается или реформируется. Министерство науки и высшего образования вводит все новые критерии в деятельность вузов и преподавателей, особое внимание уделяется развитию дистанционного образования.

На деле это нередко приводит к бюрократизации и формализму, ведет к сокращению роли и значимости преподавателя в образовательной деятельности. Никто не отрицает важности применения цифровых технологий и интернета в образовательной деятельности. Современные технологии полезны и необходимы, но они -лишь инструменты. Единственным реально контролирующим учебную работу студента является преподаватель. В этом контексте ничто не заменит преподавателя. Он не только обучает, но и воспитывает, интеллектуали-зирует и гуманизирует личность студента. Однако время реального общения преподавателя и студента в учебном процессе в новых вводимых учебных планах и рабочих планах существенно уменьшается [1].

Особенно, в технических и аграрных вузах значительно сокращается объем фундаментальных общеобразовательных и гуманитарных дисциплин. Так, например, в нашем университете в 2018-2019 учебном году под видом оптимизации учебного процесса на кафедре философии и истории сократили такие важные дисциплины социально-гуманитарного цикла: политология, социология, культурология, психология и педагогика, история Дагестана, религиозно-политический экстремизм, а в 2019-2020 учебном году из оставшихся базовых дисциплин на кафедре философии и истории под видом дальнейшей оптимизации сократили лекционные и семинарские занятия (16 часов лекции и 24-34 часов семинарские занятия и завершаются зачетом, вместо экзамена. Хотя эти дисциплины (история и философия) в стандартах Минобразования и науки РФ являются как базовые. При таком подходе очень трудно говорить о духовно-нравственной подготовке студенческой молодежи.

Необоснованное сокращение дисциплин, уменьшение количества часов, лекционных и семинарских занятий может привести не только к не обратимым последствиям, но и к потере будущего поколения, то есть последствием такого процесса может быть падение уровня и деградация нравственно-духовной подготовки будущих специалистов. «Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмены норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодежи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям. Это, а также отсутствие четко сформулированной национальной идеи и объединяющей идеологии, стратегии развития консолидирующей общество, недостаточное внимание к культурному развитию населения, противоречивость государственной молодежной политики

закономерно приводят нас к крайне негативным последствиям... Идут размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания» [2].

В этом плане, известный французский ученый - философ К. Леви-Стросс сказал: «XXI век будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще».

Сейчас очень сложное время: международная обстановка, санкции, информационная война, растущая напряженность внутри общества, как никак человек -это духовное существо, кто окажется сильнее в этой идеологической и информационной войне, тот и победит. Важность и значимость преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла в вузах определяется также выдвинутой В.В. Путиным национальной идеей духовно-нравственного воспитания молодежи. Поэтому необходимо еще более усилить духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Гуманитарная подготовка - студентов - это не только утверждение общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, но и формирование целостного мировоззрения. Гуманитарная подготовка - это еще и искусство понимания людей и успешного общения с ними. Без этого выпускник вуза не может быть эффективным ни в профессиональной деятельности, ни в личной жизни. Необходимость гуманитарной подготовки студенческой молодежи объясняются следующими моментами:

Гуманитаризация в технических и аграрных вузах необходима, еще потому что именно изучение гуманитарных и социальных наук формирует личность будущего специалиста. Оно формирует мировоззрение, самосознание, духовные ориентиры личности, а значит непосредственно влияет на ее активность и поведение в общественно-политической и профессиональной жизни. Неслучайно известные авторитеты в области профессиональной подготовки и бизнес-образования отмечают, что успешность профессиональной карьеры специалиста на 20% зависит от профессиональных знаний; на 80% - от социальных личностных качеств человека, от умения понимать себя и других людей, и навыков общения с ними.

Поэтому сохраняя значение традиционных гуманитарных курсов: философии, социологии, политологии и т.д. - необходимо дополнить их прикладными гуманитарными дисциплинами, направленными на практическое развитие таких личностных качеств специалиста, как коммуникабельность, общительность, уверенность, инициативность, управленческие и другие навыки «рыночного» общения. Это могут быть: технология управления, этика делового общения, конфликтология, социальный менеджмент, самоменеджмент и т.п.

Во-вторых, гуманитаризация образования требует расширения и усиления влияния дисциплин гуманитарного цикла. Время от времени в современной научной литературе возникают дискуссии о соотношении воспитания и обучения, гуманитарного и профессионального в содержании учебных планов в технических и аграрных вузах. На наш взгляд, в сравнительном плане эти споры показательны. Например, в европейских и американских университетах объем гуманитарных дисциплин в подготовке аграрных и инженерных кадров составляет около 40%. При этом обязательно присутствуют курсы (дополнительно) по искусствам: поэзии, литературе, живописи и т.д. В наших вузах таких предметов значительно меньше и их объем в последние годы еще боль-

ше сокращается. На наш взгляд, это контрпродуктивная тенденция [3].

В теоретическом аспекте обучение и воспитание, гуманизация (как цель и результат гуманизации) и получение профессиональных знаний-две стороны единого процесса. Они взаимосвязаны и неразрывны. Еще Демокрит отмечал: «С воспитанием связано обучение. Сама способность стыдиться (совесть) приходит к человеку в процессе обучения» [4]. Гуманитаризацию образования следует рассматривать, с одной стороны, как средство формирования у студентов и 1будущих специалистов общечеловеческой культуры, с другой-как важный инструмент социализации и будущей профессиональной успешности студента. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, профессионал в своем деле. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность, т.е. эффективный профессионал.

Гуманитаризация знания является мировой тенденцией, особенно рельефно выразившейся в конце нашего столетия. Поэтому чрезвычайно актуален вопрос гуманитарной компоненты высшего образования. В наше время наибольшую экономичность дает возможность вложения капитала в воспитание человека, в образование и культуру; резко возрастает значимость общей образованности и эрудиции специалистов - все это связано с гуманитаризацией знания и наук. Кроме того, гуманитарное знание является наиболее чувствительным к общественным изменениям.

Технократическая модель мышления отвечала парадигме эпохи. Человек-функция, человек-винтик был идеально приспособлен к технологии конвейерного, поточного производства. И образование было подчинено таким установкам. Для общества готовили узкою специалиста - учили только тому, что потребуется в практической деятельности. Ибо технократическое мышление в духовной культуре не нуждается, оно довольствуется простыми исполнителями, призванными воплотить волю вождей и лидеров. Итак, современное высшее образование должно отвечать двум требованиям:

- соответствовать мировым стандартам и достижениям мировой культуры, опираться на современную информационную базу;

- учитывать перспективу развития современной цивилизации. А это связано с новыми мировоззренческими ориентирами: умением отстаивать ценности своей культуры и духовных ценностей при уважении к другим культурам: способность соизмерять личные и корпоративные интересы с общечеловеческими ценностями, соединять национальные интересы с интересами других народов и ответственностью за судьбы человечества.

Известны следующие основные направления базового гуманитарного высшего образования: культурология, религиоведение, филология, философия, лингвистика, журналистика, книговедение, история, политология, психология, социальная работа, социология, конфликтология, регионоведение, юриспруденция, менеджмент, экономика, искусство, и др. В многоуровневой системе важнейшую роль играет прежде всего гуманитарная компонента образования. По утвержденным изначально стандартам образовательно-профессиональных программ гуманитарные и социально-экономические дисциплины составляли 25% всей учебной нагрузки, естественно-научные дисциплины 25-40%, ориентированных на профиль направления - 30-40% и специальные науки -15%. Как было отмечено за последние годы несколько раз подвергалось резкому изменению отношение к социально-гуманитарным дисциплинам и их

сз о

сг ш

0

1

—I

У

"О ш

сг

преподавателям (в сторону сокращения дисциплин и количество часов до 4-5% от всей общей учебной нагрузки).

Проблема стандартов высшего образования обсуждалась также в США еще в 90-х годах прошлого века, и стандарты были своеобразной мерой против отрицательных последствий широкой демократизации образования. При этом они исходили из следующих приоритетных ценностей: преподавание ключевых предметов, обеспечение равного доступа к образованию, передача студентам демократических и общечеловеческих ценностей, выработка ответственного социального поведения, поиск талантов и подготовка к труду.

В настоящее время выбор приоритетов и их субординация находятся сейчас под влиянием двух факторов: 1) необходимость освобождения от негативных последствий широкой демократизации образования (сохранив саму демократию как важнейшую ценность;

2) необходимость переориентации всей системы образования на подготовку людей, способных к жизни общества XXI века. Определены также четыре основные цели образования: 1) воспитание граждан-патриотов; 2) подготовка к определенной профессии и способность самостоятельно продолжать обучение в избранной среде;

3) хорошая мировоззренческая ориентация; 4) способность критически и логически мыслить, и эффективно общаться с помощью безукоризненного владения языком.

В связи с переносом центра тяжести учебной, научной и организационной работы на выпускающие кафедры, нам предоставляется, что такой строго целевой подход в подготовке выпускников к узкопрофессиональной деятельности может привести к дисперсии знания, узкому утилитаризму, фрагментарной компетентности. Кроме того, вытеснение выпускающими кафедрами социально-гуманитарных дисциплин, может лишить выпускника универсального образования, привести к выпуску специалистов в массовом порядке с узким кругозором, оторванных от уровня мировой и отечественной истории, общечеловеческих духовных ценностей, культуры и науки и неспособных ориентироваться в сложной современной общественно-политической жизни. Умаление роли гуманитарного знания может привести к катастрофическим последствиям: даже само деление знания на профессиональное и гуманитарное уже стало опасно.

Таким образом, гуманитаризации образования в высшей школе содействует также разумная демократизация всей учебно-воспитательной работы. А не сведение ее к свободному посещению занятий, что превратилось в непосещение лекций и семинарских занятий. Надо ускорить процесс перехода от обезличенного, пассивного учебно-воспитательного процесса к учебной деятельности самого студента, перейти от старой системы воспитания к самообразованию, самовоспитанию, самоуправлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, к современной горизонтальной схеме отношений студента и преподавателя. Каждый студент -это личность, индивидуальность со своими особенностями, способностями, опираясь на которые можно в большей мере сделать студента субъектом учебного и воспитательного процесса. Этому же содействуют индивидуальные и групповые формы воспитательной работы.

И все это должно происходить в рамках общероссийского, культурно-образовательного пространства,

в единстве общероссийской и национальной идее о национальном самосознании. Мощной стороной дагестанской национальной идеи является судьбоносное стремление к сохранению целостности Дагестана, гражданственности, патриотизма, уважение к закону, соблюдение традиций и обычаев своего народа.

Во всех вузах РФ и Дагестана утверждены должности проректоров по воспитательной работе и молодежной политике. При целевой организации их работы они могут превратиться в своеобразные штаты улучшения гуманитарного образования в вузах. В преподавании социально-гуманитарных наук в дагестанских вузах следует широко привлекать материалы истории и культуры народов Дагестана, народную педагогику, духовные ценности ислама, историческую память и богатый наш генофонд. Модернизация системы образования должна идти с возрождением дагестанских созидательных обычаев, традиций и всего духовно-нравственного потенциала.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости и целесообразности сохранения и улучшения качества преподавания цикла социально-гуманитарных дисциплин в вузах нашей республики и в стране в целом.

Литература

1. Логинова Г.Е. Проблемы гуманитаризации высшего образования в современной России. //Вестник Кемеровского государственного университета. -2015. - № 4(64). - Т. 1.

2. Елишев С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций.

3. Образование и наука на рубеже XXI века: проблемы перспективы развития// тезисы докладов III Академических чтений МАН Bill. - Минск, 2018. - 200 с.

4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 259.

THE PROBLEM OF HUMANIZATION OF TECHNICAL AND AGRICULTURAL UNIVERSITIES IN RUSSIA

Radjabov O.R., Lobacheva Z.N.

DagGAU named after M.M. Dzhambulatov

The article deals with the main issues of humanitarization of technical and agricultural universities in Russia. The author notes the importance of the role of social and humanitarian disciplines in the training of a future specialist. It is humanitarization that forms a person's worldview, self-consciousness, spiritual guidelines, and therefore directly affects her activity and behavior in socio-political life.

Keywords: humanitarization, education, worldview, communication, culture.

References

1. Loginova G.E. Problems of humanitarization of higher education in modern Russia. //Bulletin of Kemerovo State University. -2015. - No. 4(64). - Vol.1.

2. Elishev S.O. Youth as an object of socialization and manipulation.

3. Education and science at the turn of the XXI century: problems and prospects of development// abstracts of the III Academic Readings of the MAN Bill. - Minsk, 2018. - 200 p.

4. Chanyshev A.N. Philosophy of the Ancient World: textbook for universities. - Moscow: Higher School, 1999. - P. 259

со ■_

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.