Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КУРС / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко И.А.

В статье анализируется система освоения магистрантами агроинженерного направ- ления психолого-педагогических знаний. Отмечается, что изучение магистрантами дис- циплин психолого-педагогического цикла является важным элементом гуманитаризации современного высшего образования и проходит в соответствии с аксиологическим подхо- дом к обучению. Основной направленностью обучения должно стать включение магист- рантов в общенаучный и общегуманитарный контекст, становление их как будущих педа- гогов, способных применять современные технологии обучения, ориентированных на личность обучающегося. Средствами достижения данных целей способны стать интерак- тивные методы и технологии обучения: свободная дискуссия и выражение собственного мнения, проектная технология, элементы проблемного и эвристического обучения, роле- вая игра и др. В процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла магист- рант проходит путь от объекта педагогического воздействия к субъекту, приобретает ка- чества, которые в дальнейшем могут сделать его педагогом нового поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.048.2

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PREPARATION OF THE FUTURE MASTERS OF AGRICULTURAL INDUSTRY

TO PEDAGOGICAL ACTIVITY И.А. Остапенко, кандидат философских наук, доцент, Азово-Черноморский инженерный институт Донского государственного аграрного университета (Ростовская область, г. Зерноград, ул. Ленина, 21) Рецензент: И.В. Глушко, доктор философских наук, доцент Азово-Черноморского инженерного института Донского ГАУ

Аннотация

В статье анализируется система освоения магистрантами агроинженерного направления психолого-педагогических знаний. Отмечается, что изучение магистрантами дисциплин психолого-педагогического цикла является важным элементом гуманитаризации современного высшего образования и проходит в соответствии с аксиологическим подходом к обучению. Основной направленностью обучения должно стать включение магистрантов в общенаучный и общегуманитарный контекст, становление их как будущих педагогов, способных применять современные технологии обучения, ориентированных на личность обучающегося. Средствами достижения данных целей способны стать интерактивные методы и технологии обучения: свободная дискуссия и выражение собственного мнения, проектная технология, элементы проблемного и эвристического обучения, ролевая игра и др. В процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла магистрант проходит путь от объекта педагогического воздействия к субъекту, приобретает качества, которые в дальнейшем могут сделать его педагогом нового поколения.

Ключевые слова: высшее образование, магистратура, психолого-педагогический курс, гуманитаризация, аксиологический подход, интерактивные методы обучения.

Abstract

The article analyzes the system of mastering agroengineering directions of psychological and pedagogical knowledge by undergraduates. It is noted that the study of undergraduates of the disciplines of the psychological and pedagogical cycle is an important element of the humanitarization of modern higher education and is conducted in accordance with the axiologi-cal approach to learning. The main thrust of the training should be the inclusion of undergradu-

ates in the general scientific and humanitarian context, the emergence of them as future teachers, able to apply modern learning technologies, focused on the personality of the learner. Means to achieve these goals are able to be interactive methods and technologies of learning: free discussion and expression of one's own opinion, project technology, elements of problematic and heuristic learning, role play, etc. In the process of studying the disciplines of the psychological and pedagogical cycle, the master student goes from the object of pedagogical influence to the subject, acquires qualities that can later make him a teacher of a new generation.

Keywords: higher education, magistracy, psycho-pedagogical course, humanitarization, axiological approach, interactive teaching methods.

Цель и методика исследований.

Магистратура является достаточно новым и в то же время уже хорошо освоенным в российском высшем образовании уровнем подготовки специалистов. В терминологическом словаре С.М. Вишняковой магистратура определяется как «система и форма подготовки специалистов с законченным высшим профессиональным образованием (со степенью бакалавра) в большинстве стран Западной Европы, в течение 1-2 лет, с защитой диплома или магистерской диссертации» [1, с. 155]. После издания данного словаря, посвя-щённого вопросам российского профессионального образования, прошло два десятилетия, и понятие «магистратура» прочно вошло в систему отечественного высшего образования, перестало быть принадлежностью только стран Западной Европы. Российское высшее образование в результате присоединения России к Болонскому процессу и соответствующих реформ вошло в систему европейского образования с его уровневой организацией. Бакалавриат и магистратура стали привычными для современного вуза ступенями подготовки специалистов высшей профессиональной квалификации.

Педагогами обсуждаются различные проблемы, связанные с подготовкой магистров в российских вузах: преемственность образовательного процесса между ступенями бакалавриата, магистратуры и аспирантуры [3], профессиональная и психологическая неготовность многих магистрантов к обучению в магистратуре, их низкий исследовательский потенциал [2], «состояние дел среди профессорско-преподавательского состава», то есть неготовность педагогов к обучению магистров [8, с. 159], различный уровень подготовки магистрантов, часть из которых не имеют базового отраслевого образования [9] и т. п.

К важнейшим дисциплинам, осваиваемым магистрами, относятся дисциплины психолого-педагогического цикла. Цель данной статьи - обсуждение проблем, связанных с их

преподаванием в аграрном вузе, и выявление путей повышения качества подготовки магистров к будущей педагогической деятельности.

В федеральном государственном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) среди видов профессиональной деятельности, к которым готовятся магистранты, указана педагогическая (например, ФГОС ВО по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (уровень магистратуры) [14]. Это обусловило введение в учебные планы дисциплин психолого-педагогического цикла, которые в различных вузах могут иметь разнообразные наименования, например, «Современные проблемы науки и образования» [7], «Педагогика и психология высшей школы» [5], «Основы педагогики» [12] и др. В Азово-Черноморском инженерном институте (ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, г. Зерноград Ростовской области) такой дисциплиной для будущих магистров в области агроинженерии стал предмет «Педагогика высшей школы».

К осмыслению содержания, концептуальных основ, принципов преподавания и роли в учебном процессе психолого-педагогических курсов, читаемых магистрантам, обращаются сегодня многие исследователи. Е.К. Маранцман и С.А. Котова говорят о роли данных дисциплин в «обеспечении преемственной фундаментальной подготовки научно-педагогических кадров» [7, с. 301], В.Л. Лозицкий уделяет внимание вопросу использования в процессе преподавания электронных учебно-методических комплексов [5] и т. д. Преподавание данных дисциплин является непростой задачей в условиях технического вуза, поэтому требует осмысления.

Результаты исследований.

Дисциплины психолого-педагогического цикла относятся к гуманитарным, то есть с их помощью происходит гуманитаризация высшего образования в современной России [6]. Особенно важна гуманитаризация как принцип технического, инженерного образования. Гуманитаризация предполагает создание условий для саморазвития личности студента - духовного, нравственного и культурного. Магистрант, уже имеющий диплом бакалавра в сфере агроинженерии, должен углубить свою подготовку в сфере гуманитарного знания, освоить методологию познания и творчества, осознать, что одним из решающих условий достижений жизненного успеха является социальное поведение и саморазвитие личности. Выполнить эти сложные задачи помогает дисциплина «Педагогика высшей школы». В ходе освоения теоретического материала по теории и истории педагогики магистрант включается в систему гуманитарного знания. Педагогика предстаёт перед ним не только как целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений, но и как интегральная область знания, наука о законах человеческой жизни, о развитии личности, о влиянии на человека среды. В рамках изучения

педагогики высшей школы гуманитарная наука должна перестать быть для магистранта отвлечённым явлением. Кроме того, с позиций гуманитаризации образования важным становится постоянное определение межпредметных связей педагогики с психологией, философией, социологией, экономикой и другими гуманитарными науками. Развитие человека оценивается в контексте исторической динамики, с позиций общечеловеческих ценностей, гуманизма. Устанавливается приоритет общецивилизованного подхода, интернационализации, демократизации системы образования и воспитания, политического и идеологического плюрализма, индивидуализации обучения в соответствии с потребностями личности студента.

Е.К. Маранцман и С.А. Котова считают, что дисциплины психолого-педагогического цикла, изучаемые магистрантами, «имеют аксиологическую ценность, миссия заключается в интеграции студента в мир современного наукознания» [7, с. 299]. С этим нельзя не согласиться. Магистратура вообще является образовательным звеном переходного типа - ступенькой между бакалавриатом и аспирантурой, находясь на которой обучающиеся определяются относительно своего будущего, окончательно выбирают вектор дальнейшего развития - производство, бизнес, наука. Ценностному компоненту образования необходимо уделять значительное внимание. В процессе лекций и семинарских занятий мы акцентируем, что педагогика призвана формировать духовно-ценностное отношение к явлениям действительности; передавать обучающимся общечеловеческие, гуманные ценности; формировать у обучающихся ценностное отношение к явлениям действительности.

В осмыслении вместе с магистрантами процессов гуманитаризации образования и его аксиологической составляющей необходима постоянная опора на мышление магистрантов, являющихся уже достаточно взрослыми людьми, обладающими собственной точкой зрения по многим жизненным вопросам. Провоцируются многочисленные дискуссии на лекционных, семинарских и практических занятиях, поощряется свободный обмен мнениями. Незапланированная дискуссия, по нашему мнению, является гораздо более ценным учебно-воспитательным приёмом, чем запланированная. Студент в этом возрасте и на этой ступени образования уже внутренне протестует против нахождения педагога «вверху» и «внедрения» им системы учебно-воспитательных приёмов. Педагог должен стать «равным», превратиться в сотоварища по получению знаний, учиться вместе со студентами.

В этом отношении актуальной становится проблема выбора педагогом методов, форм и средств обучения магистрантов психолого-педагогическим дисциплинам. Обучение гуманитарным дисциплинам в современном вузе обязательно должно быть интерак-

тивным [4]. Основной формой передачи студентам учебного материала остаётся лекция, однако педагогу необходимо преодолеть недостатки лекционной формы обучения [ 10], а именно: активизировать деятельность студентов на лекции, чередовать изложение материала с беседой, в первую очередь эвристической, использовать мультимедийные презентации, применять приёмы ассоциации, парадокса, противоречия, вводить элементы про-блемности, не давать студентам готовый материал, а «добывать» важные знания вместе с ними.

Интерактивность обучения особенно важна на семинарских и практических занятиях по педагогике высшей школы. Курс разделён на теоретические и практические часы. Мы предлагаем использование на практике различных активных методов обучения и современных образовательных технологий.

Система практических и семинарских занятий начинается с занятия 1 по теме «Портрет педагога (Сведения из истории педагогики)». Цели данного занятия: 1) закрепить и углубить знания об истории российского и зарубежного образования; 2) совершенствовать представление о педагогических концепциях и теориях; 3) формировать речевое мастерство, искусство выступать перед аудиторией. Форма проведения - практическое занятие «Открытая трибуна» (в структуру занятия включается семинар, тренинг, ролевая игра). Информация о педагоге представляется магистрантами, заранее получившими соответствующее задание, в виде ораторского выступления. На занятии каждый магистрант выходит к доске и произносит речь о педагоге (5 минут), при этом возможно, но необязательно использование презентации. При наличии вопросов - отвечает на них. Слушатели оценивают не только информацию, но и саму речь, находки оратора (плюсы) и ошибки, неудачи (минусы). После каждого выступления проводится анализ, обмен мнениями, совместное оценивание.

Затем следует цикл занятий, проводимых в форме семинара:

Занятие 2. История развития высшего образования в России и за рубежом.

Занятие 3. Современное состояние высшего образования в России и за рубежом.

Занятие 4. Болонский процесс.

Занятие 5. Воспитательное пространство вуза.

Занятие 6. Технология педагогического взаимодействия.

Семинарские занятия можно и нужно сделать интерактивными, нацеленными на развитие мышления магистрантов, организацию взаимодействия между ними. Для этого можно использовать элементы проблемной технологии - активно вводить в список вопросов семинара эвристические, проблемные вопросы. Например:

1. Перечислите основные достоинства и недостатки в работе советской высшей школы к концу 80-х годов ХХ в. Что преобладало: достоинства или недостатки?

2. Сформулируйте основные проблемы современного российского высшего образования. Чем они обусловлены?

3. Чем важно для России вхождение в Болонский процесс? Ощущаете ли вы лично актуальность данной работы?

4. Каковы задачи российского образования в связи с Болонским процессом?

5. Перечислите проблемы, появившиеся с переходом к европейской системе образования? Коснулись ли эти проблемы лично вас?

6. Какие методы воспитания представляются вам наиболее эффективными?

7. Что важно для формирования гуманистических отношений в высшем учебном заведении?

8. Какие действия преподавателей могут оказать негативное воздействие на личность студентов? Какие - позитивное?

9. Какие трудности в организации педагогического общения испытывают молодые педагоги?

Один из вопросов семинара может обсуждаться в виде коллективной работы. Например, это может быть задание «Выявление неэффективных приёмов взаимодействия между преподавателем и студентами» на занятии 6.

Может использоваться также метод проекта, например, в виде дополнительного задания к занятию 3: «Представьте, каким будет вуз в середине XXI века. Что в нем останется от современной организации обучения и воспитания, взаимодействия студентов, преподавателей, администрации, общества. Какие появятся новые тенденции? Обобщите своё мнение в проекте "Вуз будущего", который можно проиллюстрировать рисунками, схемами, таблицами и т. п., выполнить в форме презентации».

Творческие работы (эссе) могут стать хорошим вариантом обобщения материала после семинарского занятия. Например, по итогам занятия 4 студенты получают задание: «Напишите заключение о собственной профпригодности в качестве выпускника со степенью магистра (эссе)».

После цикла семинарских занятий проводится цикл практических занятий, который, собственно, и завершает практический сегмент изучения курса «Педагогика высшей школы». Их темы:

Занятие 7. Методы, формы и средства обучения в высшей школе.

Занятие 8. Контроль и оценка результатов учебно-воспитательного процесса.

Занятие 9. Фрагмент занятия.

Занятия выстраиваются с использованием таких педагогических технологий, как тренинг, проектная технология, ролевая игра. В первую очередь важно вовлечение магистрантов в педагогическое проектирование. Некоторые примеры таких заданий:

1. Выберите в учебнике по специальным дисциплинам тему и запишите методы обучения, которые, по вашему мнению, должны использоваться на теоретическом и практическом занятии по данной теме.

2. Составьте вопросы разных типов для эвристической беседы по выбранной теме.

3. Составьте вступление вводной лекции по читаемой дисциплине (первой лекции по предмету), предусмотрев в ней использование нескольких приёмов мотивации.

4. Составьте концовку последней лекций по вашему курсу, эмоциональных по глубине, призванных служить целям воспитания будущих специалистов высшей квалификации. В концовке важны: вывод по курсу; яркие, эмоциональные, выразительные заключительные слова.

5. Придумайте и запишите темы рефератов по выбранному разделу, теме специальной дисциплины (4-5 тем).

6. Составьте 3 карточки для индивидуальной работы студентов, в каждой из которых будет не менее трёх разнообразных заданий.

7. Составьте тестовые вопросы различных типов.

Заключительное занятие по теме «Фрагмент занятия» является основным в данной системе и позволяет магистрантам применить на практике большую часть полученных ими знаний. Все студенты группы по очереди самостоятельно разрабатывают фрагменты занятий по специальным дисциплинам и проводят их со студентами своей группы. Роли распределяются следующим образом: студент, проводящий фрагмент занятия, - «преподаватель», остальные студенты группы - «обучающиеся» («студенты»). Со стороны «обучающихся» поощряется создание разнообразных рабочих ситуаций, требующих профессиональной педагогической реакции «преподавателя». «Преподаватель» в процессе подготовки занятия самостоятельно подбирает и изготавливает наглядный материал, оформляет доску, готовит раздаточный материал и т. д.

Значимым вопросом практики преподавания дисциплины «Педагогика высшей школы» является дидактическое и методическое обеспечение курса. Необходимо издание отвечающих современным требованиями учебных пособий, например, пособия Е.Б. Попова [12], И.А. Остапенко и М.Н. Крыловой [11] и др. Учебное пособие должно отражать не только содержание курса, но и методику проведения занятий. Изучая его, магистранты будут повышать свой профессиональный уровень, готовиться к собственной педагогической деятельности, поэтому необходимо подробно указывать и обосновывать цели каждо-

го занятия (лекционного, практического, семинарского), методы обучения, формы проведения занятий, педагогические технологии.

Выводы. Рекомендации.

Организаций изучения магистрантами в сфере агроинженерии дисциплин психолого-педагогического цикла должна быть основана на принципах гуманитаризации высшего образования, аксиологическом подходе. Необходимо развивать мышление обучающихся и постепенно делать их коллегами по педагогическому труду. Активизации обучения будет способствовать применение интерактивных методов и технологий обучения: дискуссии, проблемного метода, тренинга, метода проекта, ролевой игры и др. Изучая дисциплины психолого-педагогического цикла, магистрант включается в широкий гуманитарный контекст, становится не объектом, а субъектом педагогического творчества.

Библиографический список

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Задорина О.С. Педагогические проблемы подготовки студентов в магистратуре // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 175-182.

3. Калиниченко Э.Б., Романова О.В., Капичникова О.Б., Капичников А.И. Проблема эффективности преемственного образовательного процесса в условиях бакалавриата, магистратуры и аспирантуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 11 (129). С. 115-118.

4. Крылова М.Н. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. 2016. № 4 (22). С. 3946.

5. Лозицкий В.Л. Использование дидактического потенциала электронных учебно-методических комплексов в организации процесса обучения на второй ступени высшего образования в практико-ориентированной магистратуре (на примере ЭУМК по учебной дисциплине «Педагогика и психология высшей школы») // Научные труды Республиканского института высшей школы. 2017. № 17-2. С. 179-187.

6. Магомедова Е.В., Остапенко И.А. Гуманитаризация высшего образования как обязательное условие профессиональной мобильности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 51.

7. Маранцман Е.К., Котова С.А. Концептуальные подходы к преподаванию дисциплины «Современные проблемы науки и образования» в магистратуре // Филология и культура. 2015. № 3. С. 299-302.

8. Марголис Н.Ю. Российская магистратура: особенности эволюции и проблемы // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. № 41. С. 157160.

9. Мотовилов О.В. Проблемы подготовки кадров в магистратуре // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 38-45.

10. Остапенко И.А., Кроливецкая И.Е. Недостатки лекционной формы обучения и пути их преодоления // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 23. С. 77.

11. Остапенко И.А., Крылова М.Н. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Зерноград: Аз.-Черном. инж. ин-т ФГБОУ ВО Дон. ГАУ, 2017. 178 с.

12. Попов Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция». Оренбург: Оренб. инт-т МГЮА, 2017. 132 с.

13. Семенкова С.Н. Основы педагогики в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие. Саратов: Вузрвское образование, 2017. 97 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 35.04.06 Агроинженерия (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71217998/paragraph/1:0 (дата обращения: 29.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.