Научная статья на тему 'Факторы гуманитаризации технического образования в условиях трансформации форм и средств обучения: социально-философский анализ'

Факторы гуманитаризации технического образования в условиях трансформации форм и средств обучения: социально-философский анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманитаризация / общекультурные компоненты / развитие личности / техническое образование / технократизм / humanitarization / general cultural components / personal development / technical education / technocracy / students

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковко Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены особенности гуманитаризации технического образования как современной тенденции развития технического образования России. Отмечается естественность этого процесса в современном информационном обществе. Среди целей гуманитаризации выявлены преодоление технократического мышления и адаптация современной системы технического образования к требованиям социума. К механизмам гуманитаризации технического образования отнесены гуманитарные дисциплины в структуре учебных планов, гуманитарная среда вуза, междисциплинарный характер учебных курсов, гуманитаризация содержания и преподавания технических дисциплин. Гуманитаризация содержания заключается в актуализации уже имеющихся в содержании технических дисциплин гуманитарных элементов и введении новых. Гуманитаризация преподавания связана с переходом на инновационные, интерактивные технологии, методы, формы и средства обучения. Отмечается, что в процессе гуманитаризации технического образования огромная роль отводится преподавателям технических дисциплин, которым предстоит во многом поменять свои взгляды на сущность технических дисциплин и в какой-то степени самим пройти гуманитаризацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF HUMANITARIZATION OF TECHNICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF FORMS AND MEANS OF EDUCATION: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

The article examines the features of the humanitarization of technical education as a modern trend in the development of technical education in Russia. The naturalness of this process in the modern information society is noted. Among the goals of humanitarization, overcoming technocratic thinking and adapting the modern system of technical education to the requirements of society have been identified. The mechanisms of humanitarization of technical education include humanities disciplines in the structure of the curriculum, the humanitarian environment of the university, the interdisciplinary nature of training courses, the humanitarization of the content and teaching of technical disciplines. Humanitarianization of content consists of updating existing humanitarian elements in the content of technical disciplines and introducing new ones. Humanitarianization of teaching is associated with the transition to innovative, interactive technologies, methods, forms and means of teaching. It is noted that in the process of humanitarization of technical education, a huge role is assigned to teachers of technical disciplines, who will have to largely change their views on the essence of technical disciplines and, to some extent, undergo humanitarization themselves

Текст научной работы на тему «Факторы гуманитаризации технического образования в условиях трансформации форм и средств обучения: социально-философский анализ»

Факторы гуманитаризации технического образования в условиях трансформации форм и средств обучения: социально-философский анализ

Яковко Татьяна Владимировна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ордена Знак почета, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России E-mail: tatyana.yakovko@yandex.ru

В статье рассмотрены особенности гуманитаризации технического образования как современной тенденции развития технического образования России. Отмечается естественность этого процесса в современном информационном обществе. Среди целей гуманитаризации выявлены преодоление технократического мышления и адаптация современной системы технического образования к требованиям социума. К механизмам гуманитаризации технического образования отнесены гуманитарные дисциплины в структуре учебных планов, гуманитарная среда вуза, междисциплинарный характер учебных курсов, гуманитаризация содержания и преподавания технических дисциплин. Гуманитаризация содержания заключается в актуализации уже имеющихся в содержании технических дисциплин гуманитарных элементов и введении новых. Гуманитаризация преподавания связана с переходом на инновационные, интерактивные технологии, методы, формы и средства обучения. Отмечается, что в процессе гуманитаризации технического образования огромная роль отводится преподавателям технических дисциплин, которым предстоит во многом поменять свои взгляды на сущность технических дисциплин и в какой-то степени самим пройти гуманитаризацию.

Ключевые слова: гуманитаризация, общекультурные компоненты, развитие личности, техническое образование, технократизм

£7

U

СМ

см

со

Z

118

Активное развитие науки и техники в последние два столетия привело к тому, что в обществе постепенно распространились технократические идеи - мысль о большей важности технических наук для развития современного человечества и о меньшей важности гуманитарных. В сфере образования это выразилось в трансформации самих целей образовательного процесса: стало более важно вооружение обучающихся разнообразными предметными знаниями в ущерб их общему культурному развитию и усвоению ими общечеловеческой компоненты содержания образования.

В противовес данной тенденции одним из трендов современного российского образования, определяющих его развитие в течение последних десятилетий, выступает гуманитаризация. В российской педагогической энциклопедии гуманитаризация образования определяется как «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых» [11]. Предполагается, что обучение чему бы то ни было, получение любой специальности и профессии не будут успешными, если не развивать общую культуру студентов, не оказывать влияние на их личность. Современные исследователи считают гуманитаризацию важнейшим условием модернизации высшего технического образования [10, с. 15], фактором преодоления технократического мышления [4, с. 9], условием формирования аксиопространства современного технического образования [9, с. 106], способом «формирования культурной, творческой, социально-ответственной личности» [12, с. 18]. При этом анализ гуманитаризации технического образования обычно проводится в теоретической, умозрительной сфере, ему недостаёт практической составляющей, конкретики.

Цель данного исследования - определить цели и механизмы гуманитаризации применительно к развитию системы российского технического образования на современном этапе его существования. Для реализации цели были поставлены задачи: рассмотреть особенности гуманитаризации; выявить цели гуманитаризации технического образования; проанализировать механизмы, посредством которых она осуществляется.

Исследование проводилось с помощью таких общенаучных методов, как описательный, метод наблюдения, анализа и синтеза. Применялись элементы методов историко-философского, культурно-исторического анализа и интерпретирующего синтеза. Исследование строилось на основе ценностного, междисциплинарного и системного подходов.

Прежде всего необходимо коснуться вопроса о том, каковы цели гуманитаризации технического образования, зачем оно нужно. Достаточно точной представляется нам характеристика Т.Н. Васягиной и Н.В. Осипо-вой, согласно которой гуманитаризация технического образования способствует «преодолению технократического мышления» [4, с. 9]. Человек, обладающий технократическим мышлением, главным считает смысл, содержание, рациональность, логику, а не общечеловеческие интересы и ценности. Если в обществе превалирует технократическое мышление, то техника ставится вы-

ше, важнее человека, его мыслей, намерений, устремлений, чувств и переживаний. Технократическое мышление сформировалось в условиях технического прогресса, когда в течение десятилетий мы наблюдали, как техника, действительно, улучшает жизнь человека и общества, становится незаменимым компонентом функционирования самых разнообразных производственных и общественных сфер, способствует развитию и процветанию государств.

Оказалось совершенно естественным, что власть должна концентрироваться в руках людей, воплощающих технический прогресс и способствующих ему, а гуманитарные основы общественной жизни отходят на второй план. Во второй половине ХХ в. в условиях технократического мышления было сформировано индустриальное общество с высоким уровнем механизации и автоматизации труда, развитием рынка товаров и услуг, активной урбанизацией. По сути, была осуществлена победа прагматизма, в результате которой именно полезность, выгода (чаще всего ежесекундная, наглядная) становились критериями любой деятельности. Тем не менее, на рубеже ХХ-ХХ1 вв. индустриальное общество начало заменяться информационным, в котором ключевую роль играет информация, всё большее количество людей оказывается задействованным в сфере создания, обработки, хранения, передачи информации, в коммуникативной сфере. Естественно, мощным толчком к формированию информационного общества стало появление компьютеров, интернета, искусственного интеллекта.

Многие исторические события последних десятилетий и современное состояние общества показали неполноценность технократизма и индустриального общества, их неспособность справиться со многими социальными угрозами и постоянное провоцирование появления новых угроз, вплоть до возникновения «постчеловеческой цивилизации» [1, с. 62]. Развитие технологий негативно повлияло на экологию, привело к повышению жестокости и кровопролитности войн и вооружённых конфликтов, потенциально может привести к ядерной войне, способствовало появлению киберпреступности и кибертерроризма, ущемляет интересы граждан, нарушает их естественные права на личную жизнь, личную неприкосновенность и т.п. Удобства, которые дают людям технологии, сочетаются с лишением их привычной среды обитания, повышением уровня тревожности, не приносят успокоения, безопасности и счастья. В этих условиях и в противовес названным угрозам происходит «гуманизация эпохи» [14, с. 1], которая невозможна без гуманитаризации образования. Для общества, для людей, им управляющих, стало несомненным, что необходима гуманитаризация различных общественных сфер, способная привести к ослаблению технократизма и преодолению технократического мышления. Технократизм реализует однонаправленный, одномерный, однобокий и потому ущербный взгляд на общество, а гуманизация даёт возможность многоаспектного, многогранного понимания путей развития человека и человечества. Урегулировать противоречия между техникой и человеком как различными целями развития общества оказывается способной культура.

Кроме того, целью гуманитаризации технического образования, по нашему мнению, является адаптация современной системы технического образования к требованиям социума, которому необходимы не просто специалисты высокого уровня, а развитые личности, способные осуществлять техническую деятельность в условиях информационного общества. Специалисты, помимо того, должны быть готовы к переменам в обще-

ственном пространстве, а значит, должны обладать мобильностью, уметь работать с информацией, анализировать ситуацию, взаимодействовать с людьми, принимать решения и т.п.

Гуманитаризация не может не касаться образования, поскольку от установок, полученных в период обучения, во многом зависит дальнейшая деятельность, в том числе профессиональная, активных членов общества. Применительно к техническому образованию гуманитаризация представляет собой «развитие общей культуры будущих инженеров, формирование у них профессионального мировоззрения, метапредметных (универсальных) учебных знаний, умений и навыков, развитие у каждого обучающегося профессионально-личностной готовности к творчески-преобразующей деятельности» [6, с. 220]. Внимание к гуманитарным знаниям, направленность образования на формирование универсальных компетенций, развитие мышления, культуры и личности обучающихся являются условиями фундаментальности образования, которая позволит студентам «свободно ориентироваться в мире, где им предстоит профессионально совершенствоваться в течение всей жизни» [8, с. 268].

Методологически гуманитаризация современного российского образования выражается в установке во всех современных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) универсальных (ранее - общекультурных, общих) компетенций обучающихся и того важного места, которое они там занимают. Данные компетенции очерчивают надпрофессиональные навыки, которыми должен по завершении образования обладать специалист в той или иной сфере, профессии, в том числе способности к системному и критическому мышлению, разработке и реализации проектов, работе в команде и осуществлению лидерской функции, навыки самоорганизации, коммуникации и межкультурного взаимодействия, умение безопасно организовывать свою профессиональную деятельность. Конкретность указанных во ФГОС требований стимулирует образовательные организации к такой системе работы, при которой гуманитаризация является не приходящим, а постоянным условием образовательной деятельности. В результате гуманитаризация технического образования в настоящий момент является реально действующей особенностью современного российского образовательного процесса. Рассмотрим механизмы, посредством которых она осуществляется.

Во-первых, учебный план подготовки по любой технической специальности (направлению, профессии) включает гуманитарные дисциплины, которые, прежде всего, и нацелены на реализацию универсальных компетенций, заложенных во ФГОС.

Конечно, важно не только наличие таких дисциплин, как история, философия, социология, политология, основы российской государственности, культура речи, иностранный язык, психология, педагогика и др. в учебных планах, но и принципы, уровень их преподавания. Педагоги-практики отмечают, что нередко к содержанию гуманитарных предметов предъявляются утилитарные требования, согласно которым они просто должны обслуживать потребности технических дисциплин, являющихся, естественно, основными [9, с. 107]. Гуманитарные дисциплины, между тем, обладают самоценностью, действуют как инструменты личностного развития студентов и создают условия для их «дальнейшего интегрирования в профессиональную среду» [13, с. 257].

Во-вторых, в каждом учебном заведении формируется гуманитарная среда, которая представляет собой «пространство, отражающее образовательные, личностные, ментальные и общемировые процессы (построение

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

<п

I_

и

см о см

общества и экономики знаний)» [2, с. 56]. Её компонентами в современном вузе являются «институт наставничества и кураторства, студенческие научные, общественные, творческие объединения» [15, с. 76], а также учебная, досуговая, спортивная сфера вуза и многое другое. Студент должен понимать (и он, кстати, прекрасно понимает), что пришёл в вуз не только учиться: за время учёбы он в условиях гуманитарной среды вуза улучшит свои коммуникативные и социальные навыки, научится взаимодействовать с разными людьми в различных условиях, проявлять свою индивидуальность, не ущемляя индивидуальности других, осознавать и реализовывать свои потребности. В процессе обучения студент должен включиться в решение прикладной задачи «управления собственной учебной активностью» [2, с. 56] и фундаментальной задачи «раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с миром» [5, с. 73], гарантом чего должна стать правильно организованная, самостоятельно и полноценно функционирующая гуманитарная среда образовательной организации.

В-третьих, гуманитаризации способствует междисциплинарный характер многих учебных дисциплин, глубокие и разнообразные межпредметные связи между ними, определяемые как требованиями ФГОС, так и самим содержанием образования. И этот механизм в значительной степени зависит от конкретных педагогов-предметников, научно-педагогических работников, которые ведут обучение на местах. Сегодня всё больше говорят о возможности получать в результате обучения метапредметные результаты, объединяющие знания по различным предметам с помощью процессов сравнения, наблюдения, схематизации, моделирования и др. Это возможно на базе междисциплинарности, которая выступает как «важнейший фактор модернизации технического образования» [7, с. 124]. Междисциплинарный характер имеют формируемые у обучающихся компетенции, причём и универсальные, и профессиональные. В результате междисциплинарного подхода предметные знания перестают быть разобщёнными, фрагментарными, связываются в единую систему, акцентируется общечеловеческий компонент содержания дисциплин. В современных условиях наиболее востребованным уровнем междисциплинарности является соотнесение технических дисциплин с гуманитарными в процессе совместного формирования у обучающихся универсальных и профессиональных компетенций.

Мы хотим сформулировать и обосновать ещё один важный, по нашему мнению, механизм гуманитаризации технического образования. Сформулируем его следующим образом: гуманитаризация содержания и преподавания технических дисциплин. Здесь явно видно две составляющие, которые можно обозначить формулами «Что преподавать» и «Как преподавать», причём и в том, и в другом случае речь идёт о «включении в процесс обучения явных и неявных ценностных установок» [9, с. 106].

Гуманизация содержания технических дисциплин, что интересно, даже не требует изменения их содержания. Дело в том, что в содержании любой технической дисциплины уже присутствуют общекультурные, ценностные компоненты, значимые для развития личности. Каждый преподаватель их видит: они касаются истории той или иной технической науки, специфики её развития с течением времени, связи данного развития с изменениями в обществе, назначением разрабатываемых технических устройств, сферами их применения и т.п. Необходимо не игнорировать данные компоненты содержания, а, наоборот, усиливать их посредством раз-

нообразных межпредметных связей, обращать на них внимание обучающихся, отрабатывать с помощью семинарских занятий, рефератов, докладов на научно-практических конференциях, учебных и учебно-научных проектов и других видов учебной деятельности. До студентов важно донести мысли: ни одна наука не развивается вне общества; технические науки существуют для общества, призваны сделать его жизнь лучше, зависят от общественных процессов, не должны вредить людям; техника должна служить человеку, делая его лучше или, по крайней мере, не делая хуже, а не человек - технике. Гуманитаризация содержания технических дисциплин должна быть системной, проводиться не от случая к случаю, а постоянно, регулярно. Справедливости ради заметим, что некоторое усиление содержанию технического образования за счёт гуманитарного компонента всё же не повредило бы, однако в первую очередь всё зависит от преподавателя, читающего курс, уровня его гуманитарной подготовки и его нацеленности на гуманитаризацию содержания.

Гуманитаризация преподавания технических дисциплин связана с теми технологиями, методами, формами и средствами обучения, которые используются педагогом в процессе преподавания. Конечно, предпочтение следует отдавать стимулирующим исследовательский интерес студентов интерактивным методам обучения, в ходе применения которых педагог становится не единственным знатоком истины, а единомышленником в совместном добывании этой истины; все участники образовательного процесса являются равноправными партнёрами; студент утрачивает пассивность. Традиционная система преподавания технических дисциплин должна пополниться лекциями-беседами, дискуссиями, деловыми играми, исследовательскими, эвристическими занятиями, проблемными лекциями, инженерным творчеством, проблемно-поисковыми формами работы и др. Целью интерактивного обучения является не вооружение обучающихся знаниями, умениями и навыками, а формирование различных качеств их личности.

Система актуальных механизмов гуманитаризации технического образования представлена нами на рисунке 1.

Чтобы осуществлять гуманитаризацию содержания и преподавания технических дисциплин, педагог должен обладать педагогической и психологической компетентностью, готовностью вносить изменения в собственную педагогическую систему. Некоторым преподавателям технических дисциплин вообще следует сначала преодолеть предубеждение в том, что только «гуманитарные дисциплины призваны отвечать за формирование общекультурных компетенций выпускников» [3, с. 10]. В современных условиях - не только; общекультурные (универсальные) компетенции формируются в обязательном порядке в ходе обучения студентов всем без исключения курсам. Педагог, проще говоря, должен сначала сам пройти гуманитаризацию, настроиться на необходимость формирования общекультурных компетенций наравне с профессиональными, понять зависимость системы преподавания от общественных тенденций и выступать основным условием гуманитаризации.

Итак, необходимость гуманитаризации технического образования ощущается представителями российского научного и образовательного пространства на протяжении уже нескольких десятилетий как следствие распространения технократического мышления и способ противостояния технократизму. В основе гуманитаризации лежат представления о том, что человек, а не техника -движущая сила развития общества; развитие личности не менее важно, чем развитие техники и технологий; эмоциональность, субъективность, духовность так же

значимы, как рациональность, объективность, материальность и т.п. Только в условиях гуманитаризации возможно формирование специалиста, способного стать полноценным членом современного общества: обладающего активным, инициативным, творческим, критическим мышлением, высококультурного, социально ответственного, продуктивно взаимодействующего с другими членами общества, готового к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию, нравственного, человечного, с развитым мировоззрением, с понимани-

ем собственной субъектности и идентичности, сформированной системой ценностей, способностью к понимаю тенденций общественного развития и др. Современный представитель технической сферы, выпускник технического вуза не должен ставить технические достижения выше жизненных интересов человечества; демонстрация собственных интеллектуальных возможностей должна находиться у него под влиянием культурной компоненты личности, общекультурной и ценностной компетенций.

Механизмы гуманитаризации технического образования

Междисциплинарный характер учебных курсов

Гуманитаризация содержания и преподавания технических дисциплин

Гуманитаризация содержания

Гуманитаризация процесса преподавания

Актуализация имеющегося гуманитарного содержания

Рис. 1. Механизмы гуманитаризации российского технического образования

Статус гуманитарной составляющей учебного процесса должен возрасти, а культура призвана выполнять координирующую функцию, сочетать между собой различную предметную информацию. Гуманитаризация образования является одним из условий полноценного, устойчивого развития общества. Преодоление технократического мышления и дальнейшая гуманитаризация технического образования будут способствовать обретению государством гуманитарной безопасности и достижению технологического суверенитета России.

Литература

1. Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62-72. DOI: 10.31992/0 869-3617-2021 -30-4-62-72.

2. Безклубая С.А. Гуманитарная среда технического вуза как основа формирования конкурентоспособного специалиста // Человеческий капитал. 2018. № 5 (113). С. 56-68. DOI: 10.25629/НС.2018.05.06.

3. Васильева Л. В., Толстоухова И.В. К вопросу о гуманизации в техническом вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1 (58). С. 9-14. DOI: 10.26105/ SSPU.2019.50.44.001.

4. Васягина Т. Н., Осипова Н.В. Гуманитаризация технического образования как фактор преодоления технократического мышления // Бюллетень социально-экономических и гуманитарных исследований. 2023. № 17 (19). С. 9-19. DOI: 10.52270/2658 5561.2023.17.19.9.

5. Ерофеева М. А., Мироненкова О.Л. Гуманитарная образовательная среда вуза как фактор воспитания

студентов // Международный журнал. Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3. С. 72-77.

6. Заславская О. В., Малафий А.С., Сальникова О.Е. Гуманитарная составляющая подготовки специалистов технического профиля в современном вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 3 (100). С. 219224. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-100-3-219-224.

7. Кленина Л. И., Бурковская М.А. Междисциплинар-ность как важнейший фактор модернизации технического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 124-130. DOI: 10.18384/2310 -7219-2020-3-124-130.

8. Крылова М.Н. Фундаментальность высшего образования как фактор сохранения его эффективности в условиях трансформации системы образования // Социально-экономические системы в условиях глобальных трансформаций: проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. Нальчик: Кабардино-Балкарский ГАУ, 2022. С. 266-270.

9. Палей Е.В. Аксиопространство современного естественнонаучного и технического образования: возможности гуманитаризации // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 106-112. DOI: 10.46726/H.2021.1.14.

10. Парочкина М.М. Проблема гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования: пути решения // Современный ученый. 2021. № 2. С. 1520.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

11. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. Р.Г. Панова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru (дата обращения 15.01.2024.

12. Тимофеева Г. А. О гуманитаризации образования в техническом вузе // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2019. Т. 1. С.16-20.

13. Фурер О.В. Роль «гуманитаризации» технического и профессионального образования // Вопросы педагогики. 2022. № 3-2. С. 257-259.

14. Чернавин Ю.А. Гуманизация эпохи и гуманитаризация образования: возможно ли одно без другого? // Позиция. Философские проблемы науки и техники. 2021. № 16. С. 1-11.

15. Дьячковой М. А., Новгородцевой А.Н., Томюк О.Н. «Гуманитаризация технического университетского образования: эффективные стратегии и практики» 2020. № 5 (47). С. 75-87. DOI: 10.32744/pse.2020.5.5.

FACTORS OF HUMANITARIZATION OF TECHNICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF TRANSFORMATION OF FORMS AND MEANS OF EDUCATION: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Yakovko T.V.

Orders Badge OF Honor State Academy fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

The article examines the features of the humanitarization of technical education as a modern trend in the development of technical education in Russia. The naturalness of this process in the modern information society is noted. Among the goals of humanitarization, overcoming technocratic thinking and adapting the modern system of technical education to the requirements of society have been identified. The mechanisms of humanitarization of technical education include humanities disciplines in the structure of the curriculum, the humanitarian environment of the university, the interdisciplinary nature of training courses, the humanitarization of the content and teaching of technical disciplines. Humanitarianization of content consists of updating existing humanitarian elements in the content of technical disciplines and introducing new ones. Humanitariani-zation of teaching is associated with the transition to innovative, interactive technologies, methods, forms and means of teaching. It is noted that in the process of humanitarization of technical education, a huge role is assigned to teachers of technical disciplines, who will have to largely change their views on the essence of technical disciplines and, to some extent, undergo humanitarization themselves.

Keywords: humanitarization, general cultural components, personal development, technical education, technocracy, students.

References

1. Andreev A.L. Humanitarian contexts of Russian technical education // Higher education in Russia. 2021. T. 30. No. 4. pp. 62-72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72.

2. Bezklubaya S.A. Humanitarian environment of a technical university as the basis for the formation of a competitive specialist // Human capital. 2018. No. 5 (113). pp. 56-68. DOI: 10.25629/ HC.2018.05.06.

3. Vasilyeva L.V., Tolstoukhova I.V. On the issue of humaniza-tion in a technical university // Bulletin of the Surgut State Pedagogical University. 2019. No. 1 (58). pp. 9-14. DOI: 10.26105/ SSPU.2019.50.44.001.

4. Vasyagina T. N., Osipova N.V. Humanitarianization of technical education as a factor in overcoming technocratic thinking // Bulletin of socio-economic and humanitarian research. 2023. No. 17 (19). pp. 9-19. DOI: 10.52270/26585561.2023.17.19.9.

5. Erofeeva M. A., Mironenkova O.L. Humanitarian educational environment of a university as a factor in the education of students // International Journal. Psychology and pedagogy of professional activity. 2019. No. 3. pp. 72-77.

6. Zaslavskaya O. V., Malafiy A.S., Salnikova O.E. Humanitarian component of training technical specialists in a modern university // Scientific notes of the Oryol State University. 2023. No. 3 (100). pp. 219-224. DOI: 10.33979/1998-2720-2023-100-3-219 -224.

7. Klenina L. I., Burkovskaya M.A. Interdisciplinarity as the most important factor in the modernization of technical education // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2020. No. 3. pp. 124-130. DOI: 10.18384/2310-7219-202 0-3-124-130.

8. Krylova M.N. Fundamentality of higher education as a factor in maintaining its effectiveness in the conditions of transformation of the education system // Socio-economic systems in the conditions of global transformations: problems and prospects for development: Collection of scientific papers based on materials of the II International Scientific and Practical Conference. Nalchik: Kabardino-Balkarian State Agrarian University, 2022. pp. 266-270.

9. Paley E.V. Axiospace of modern natural science and technical education: possibilities of humanitarization // Bulletin of Ivanovo State University. Series: Humanities. 2021. No. 1. pp. 106-112. DOI: 10.46726/H.2021.1.14.

10. Parochkina M.M. The problem of humanization and humanitari-zation of higher technical education: solutions // Modern scientist. 2021. No. 2. pp. 15-20.

11. Russian Pedagogical Encyclopedia / Ed. R.G. Panova [Electronic resource]. - Access mode: https://pedagogicheskaya.ac-ademic.ru (access date 01/15/2024.

12. Timofeeva G.A. On the humanitarization of education in a technical university // Formation of a humanitarian environment in a university: innovative educational technologies. Competence-based approach. 2019. T. 1. pp. 16-20.

13. Furer O.V. The role of "humanitarianization" of technical and vocational education // Questions of pedagogy. 2022. No. 3-2. pp. 257-259.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Chernavin Yu.A. Humanization of the era and humanitarization of education: is one possible without the other? // Position. Philosophical problems of science and technology. 2021. No. 16. pp. 1-11.

15. Dyachkova M. A., Novgorodtsevoy A.N., Tomyuk O.N. "Human-itarianization of technical university education: effective strategies and practices" 2020. No. 5 (47). pp. 75-87. DOI: 10.32744/ pse.2020.5.5.

<n ■_

u

CM

о

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.