Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА МУНАДЖАТ'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА МУНАДЖАТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
243
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / мунаджат / обряд / традиция / культура / религия / мировоззрение / aspirituality / munajat / rite / tradition / culture / religion / worldview

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гиззатуллина Гульназ Мирфатовна

В последние годы актуальными становятся вопросы религиозного самосознания как проявление духовной культуры, которая реализовывается через искусство, литературу и другие виды воплощения общественного сознания. В этой статье будет освещен один из самых активных и популярных жанров башкирского религиозного фольклора, вобравшего в себя морально-нравственное, религиозное, эстетическое, философское видение мира – мунаджаты. В работе излагается историография изучения жанра, рассматриваются вопросы классификации, места мунаджатов в национальной и общетюркской фольклористике, делается анализ наиболее значительных трудов. Привлечены опубликованные, архивные источники и материалы. Идеология прошедшего XX века наложила свой отпечаток на духовную составляющую народов, в связи с чем долгое время религия и все то, что относилось к этой сфере, было запрещено и недоступно. На фоне легализации в конце 1990-х гг. народных традиций, обрядов, религиозных верований появилась возможность целенаправленного собирания, изучения и систематизации мунаджатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE GENRE MUNAJAT

In recent years religious identity questions have become relevant in the form of expression of spiritual culture, which is manifested through art, literature and other embodiments of public consciousness. This article would address one of the most active and popular religious folklore genres, that has incorporated within itself moral, religious, aesthetic and philosophical worldviewmunajat. This academic work sets out the historiography of genre studies, classification and place of munajat in national and common Turkic folklore, an analysis of the most significant scholarly works is performed as well. Published and archive sources and materials were used. The past 20th century ideology left its mark on people’s spirituality, consequently for a long time religion and all matters related to that sphere were forbidden and inaccessible. Amidst the 90s legalization of folk traditions, rituals and religious beliefs the opportunity to purposefully collect, study and systematize munajat genre arose.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА МУНАДЖАТ»

of myths and fairy tales]. Znanie - sila [Knowledge Is Power], 1986, no. 11. (in Russ.).

8. Bikbulatov, N.V. Otrazhenie minorata i mayorata v bashkirskikh narodnykh skazkakh [Reflection of minorate and majorate in Bashkir folk tales]. Folklor narodov RSFSR [Folklore of the peoples of the RSFSR]. Interuniversity collection. Ufa: Bashkirskiy gosudarstvennyy universitet, 1974, vol. 1, pp. 52-62. (in Russ.).

9. Zaripov, N.T. Bashkirskie bogatyrskie skazki: Estetika zhanra [Bashkir heroic tales: Aesthetics of the genre]. Ufa: Gilem, 2008. 240 p. (in Russ.).

10. Zueva, T.V. Volshebnaya skazka. [Fairy tale]. Moscow: Prometheus, 1993. 240 p. (in Russ.).

11. Isyangulov, Sh.N. K probleme semyi u bashkir v dorusskiy period (IX-XVI vv.) [On the problem of family among Bashkirs in the pre-Russian period (9th to 17th centuries)]. Vestnik Akademii nauk Respubliki Bashkortostan - Bulletin of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, 2016, vol. 3, pp. 52-60. (in Russ.).

12. Yashagan, ti, batyr^ar. BashKort halyu akiattare [Once upon a time there lived batyrs... Bashkir folk tales]. Ufa: Kitap, 2005. 416 p. (in Bashkir).

13. Kaskabasov, S.A. Kazakhskaya volshebnaya skazka [Kazakh fairy tale]. Alma-Ata, 1972. 259 p. (in Russ.).

14. Krayushkina, T.V. Mir semeynykh otnosheniy v russkikh narodnykh volshebnykh skazkakh [The world of family relations in Russian folk fairy tales]. Vladivostok: Dalnauka, 2005. 204 p. (in Russ.).

DOI 10.24412/2223-0564-2021-2-89-94 Г.М. Гиззатуллина УДК 398.88

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА МУНАДЖАТ

Аннотация

В последние годы актуальными становятся вопросы религиозного самосознания как проявление духовной культуры, которая реализовывается через искусство, литературу и другие виды воплощения общественного сознания. В этой статье будет освещен один из самых активных и популярных жанров башкирского религиозного фольклора, вобравшего в себя морально-нравственное, религиозное, эстетическое, философское

Гиззатуллина Гульназ Мирфатовна, аспирант Ордена Знак Почета Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: gizzat-gm@mail.ru

Gulnaz M. Gizzatullina, Postgraduate Student, the Order of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: gizzat-gm@mail.ru

© Гиззатуллина Г.М., 2021

15. Meletinsky, E.M. Geroy volshebnoy skazki [The hero of a fairy tale]. Moscow-St. Petersburg: Akademiya issledovaniy kultury, Traditsiya, 2005. 240 p. (in Russ.).

16. Pachay, I. Obshchie elementy v kazakhskikh i vengerskikh narodnykh skazkakh [Common elements in Kazakh and Hungarian folk tales]. Mysl - Thought, 2014, no. 12, pp. 71-83. (in Russ.).

17. Sravnitelnyy ukazatel syuzhetov: Vostochnoslavyanskaya skazka [Comparative index of plots: An East Slavic fairy tale]. Leningrad: Nauka. Leningradskoe otdelenie, 1979. 437 p. (in Russ.).

18. Khusainova, G.R. Bashkirskie volshebnye skazki: poetika i tekstologiya. [Bashkir fairy tales: Poetics and textology]. Ufa: Gilem, 2014. 216 p. (in Russ.).

19. Schepping, D. Kosmogonicheskoe znachenie russkikh skazok i bylin [Cosmogonic meaning of Russian fairy tales and epics]. Mify slavyanskogo yazychestva [Myths of Slavic paganism]. Moscow: TERRA, 1997, pp. 146-147. (in Russ.).

20. Yusupov, F.Yu. Bytovye yomaki sibirskikh tatar: obraz mladshego brata (syna) [Everyday puzzles of Siberian Tatars: The image of a younger brother (son)]. Traditsionnaya kultura narodov Povolzhya [Traditional culture of the Volga region peoples]. Proceedings of the 4th All-Russian Science & Research Conference with International Participation (February 13-15, 2018)]. Kazan: Ikhlas, 2018, pp. 525-534. (in Russ.).

видение мира - мунаджаты. В работе излагается историография изучения жанра, рассматриваются вопросы классификации, места мунаджатов в национальной и общетюркской фольклористике, делается анализ наиболее значительных трудов. Привлечены опубликованные, архивные источники и материалы.

Идеология прошедшего XX века наложила свой отпечаток на духовную составляющую народов, в связи с чем долгое время религия и все то, что относилось к этой сфере, было запрещено и недоступно. На фоне легализации в конце 1990-х гг. народных традиций, обрядов, религиозных верований появилась возможность целенаправленного собирания, изучения и систематизации мунаджатов.

Ключевые слова: духовность, мунаджат, обряд, традиция, культура, религия, мировоззрение Gulnaz M. Gizzatullina HISTORY OF THE GENRE MUNAJAT

Abstract

In recent years religious identity questions have become relevant in the form of expression of spiritual culture, which is manifested through art, literature and other embodiments of public consciousness. This article would address one of the most active and popular religious folklore genres, that has incorporated within itself moral, religious, aesthetic and philosophical worldview - munajat.

This academic work sets out the historiography of genre studies, classification and place of munajat in national and common Turkic folklore, an analysis of the most significant scholarly works is performed as well. Published and archive sources and materials were used. The past 20th century ideology left its mark on people's spirituality, consequently for a long time religion and all matters related to that sphere were forbidden and inaccessible. Amidst the 90s legalization of folk traditions, rituals and religious beliefs the opportunity to purposefully collect, study and systematize munajat genre arose.

Key words: aspirituality, munajat, rite, tradition, culture, religion, worldview

Фольклорявляетсяотражениемсамобытности народаилиэтноса, охватываетвсе сферыжизниче-ловека: бытовое, хозяйственно-управленческое, социально-экономическое, психолого-педагогическое, нравственно-моральное, духовно-религиозное и т.д. В тесном взаимодействии фольклора и сферы жизни как подытог появляются жанры фольклора. Взаимосвязь народного творчества и духовной сферы породила религиозный фольклор - религиозное измерение народной культуры. Эта область науки относительно молода: зародившись в XX в. на стыке культурной антропологии, религиоведения, теологии и фольклористики, сегодня она представляет собой еще нераскрытую и неизученную сферу общественной жизни.

Культура башкир неимоверно богата, мы это видим в самых разных ее проявлениях. Об этом также свидетельствуют труды, посвященные изучению истории, этногенеза, лингвистики, этики, фольклора и других сфер бытования народа. Религиозный фольклор башкир малоисследован: недостаточно определены его история бытования, жанровая и культурная специфика,

функции, проблемы; религиозные традиции народа слабо освещены в разрезе фольклористики, психологии, истории, этнологии и других гуманитарных наук.

Также по причине отрицательного идеологического отношения в XX в. к религии и всему, что связано с ним, религиозный фольклор долгое время оставался вне поля зрения ученых.

Одним из наиболее распространенных жанров религиозного фольклора и оригинальным источником исламской культуры является му-наджат, который бытовал в устной и письменной форме. Традиционной религиозной культуре каждого народа характерны свои песнопения, мелодии. У арабов это «нашид», «мадих», «касыда», у эфиопов - манзума, у таджиков - фалак, муночот, гороглы и т.д. В истории ислама известно, что мадихом «Толя'аль бадру 'аляйна» жители Медины приветствовали Мухаммеда, Посланника Аллаhа, который переселился в их город. Они выражали свою радость от долгожданной встречи и в песне сравнили приезд Пророка с восходом полной луны, также пели о благодарности Создателю [10].

История изучения жанра не очень богата. Выделяя особенности и активное бытование мунад-жатов среди башкир, С.Г. Рыбаков относит их к «искусственному книжному творчеству» и впервые дает нотные тексты. Этнограф-музыковед в 1892-1894 гг. записал в Зауралье несколько башкирских баитов и мунаджатов, обратил внимание на их мелодические особенности и включил эти записи в свою книгу «Музыка и песни уральских мусульман с очерками их быта» [2, с. 7]. А.И. Ха-рисов связывает истоки происхождения жанра с восточной литературой, фольклорист Ф.А. Надр-шина классифицирует их на две группы: мунад-жаты религиозного содержания и поднимающие бытовые вопросы жизни [16, с. 389].

В научной литературе имеется достаточно много определений термина «мунажат/мунад-жат». Известные башкирские фольклористы Г.Б. Хусаинов и Б.С. Баимов дают следующее определение жанра: «Мунажат - жанровая форма мусульманской (суфийской) литературы, отличается ритмичностью, связанной с восьмичленными параллельными синтаксическими конструкциями, исполняется под напевную мелодию» [2, с. 7].

Как и другие авторы, Г.С. Галин придерживается мнения о религиозно-книжном происхождении мунаджатов. Он суживает функции жанра, рассматривая мунаджаты как часть баитов, имеющих назидательные, воспитательные значения [16, с. 390], также относит мунаджаты к лирическому фольклорному жанру наряду с социально-бытовыми баитами, отмечает, что жанр исполняется на манер религиозных дуа/молитв [7, с. 115]. По его мнению, популярность этого жанра и соединение с баитами связаны с тем, что в мунаджатах выдвигаются проблемы нравственного воспитания, учения и образования, содержатся мотивы призыва к просвещению, знаниям, овладению профессией. Автор подчеркивает, что традиции баитов и мунаджатов отражаются в творчестве множества поэтов, например, М. Га-фури, С. Якшыгулова, Ш. Аминева. В стихе башкирского поэта-сэсэна, видного просветителя Ш. Аминева рассказывается о важности просвещенности, учености и профессии, он обращается к народу с призывом пробуждения ото сна невежества.

Белегез Алла берлеген Ислам дине хатаыгын. Эхмэт (Мехэммэт гэлэйкиссэлэм) пэйгэмбэрлеген АллаЫ - тиген, бэдэYЭм.

Знайте Единство Аллаха, Истину религии ислам. Пророчество Ахмада (Мухаммада мир ему), Аллах говори постоянно.

Более глубокую научно-теоретическую интерпретацию и анализ жанр получил в исследованиях Р.А. Султангареевой. Ученый много лет изучает и освещает религиозный фольклор и жанр мунаджат, связывая их с обрядами и ритуалами. Если в ранних исследованиях она раскрывает бытование религиозных текстов в рамках поминально-похоронных обрядов [15, с. 344], то с течением времени в ее научных работах наряду с филологическим проходит антропологический, социологический анализы жанра и образа человека в религиозном обрядовом фольклоре. Недавно увидел свет XV том Башкирского народного творчества «Менэжэттэр», составителем, автором вступительной статьи и комментариев которого является Р.А. Султангареева. Этот труд уникален тем, что впервые в башкирской фольклористике фундаментально изучен, систематизирован фольклорный жанр религиозного содержания, излагаются основы и истоки происхождения, также дана расширенная и дополненная классификация мунаджатов по функционально-тематическим и содержательным признакам, представлены поэтико-стилевые, исполнительские особенности и специфика в рамках функциональных обрядов. Также ученый многосторонне и комплексно раскрывает генезис происхождения, поэтику, особенности и ритуальную специфику исполнения мунаджатов [4].

В этом научном труде дается следующая классификация мунаджатов:

1. посвященные восхвалению Единого Аллаха, религии ислам (покаяние, сожаление);

2. восхваление Пророка Мухаммада и других Пророков, прославление их учений;

3. посвященные религиозным праздникам и дням;

4. посвященные религиозным торжествам;

5. прославляющие Священный Коран и аяты;

6. посвященные знаниям, образованности,

1 Самостоятельный жанр арабской доисламской поэзии. Темы мадиха - перечисление и восхваление достоинств и заслуг героя и его племени [1]

2 Среднеазиатский суфийский поэт и проповедник [9].

учености. Назидательные мунаджаты. Творчество шакирдов;

7. посвященные смерти и погребению;

8. мунаджаты, возникшие из творчества поэтов-суфиев, просветителей, а также при взаимовлиянии произведений тюркской литературы и хадисов;

9. мунаджаты о новом времени, возникшие после Октябрьской революции. Мунаджаты Судного дня;

10. мунаджаты из письменных источников, распространенных в народе. Тюремные мунаджаты [4, с. 21].

Как мы видим, данная классификация наиболее обширна и полна в силу того, что она составлена на основе содержания и идейно-тематических свойств.

Истоки возникновения мунаджата еще достаточно не изучены, но в литературе есть предпосылки раскрытия его генезиса. Одни связывают истоки происхождения с восточной литературой и арабо-персидской поэзией, с распространением ислама. Интерес вызывают взгляды об архаичности мунаджатов, истоки которых восходят к кличам, взываниям к высшим силам, подобно шаманским призываниям [16, с. 391].

Также есть мнение об общности сюжета и темы с надгробными руническими записями на стелах и камнях Орхоно-Енисейских памятников. Мотивы поучения, раскаяния, призывы к единению и благополучию, а также наставления, вырезанные на камнях, обнаруживают общие параллели с завещательными, назидательными особенностями, характерными мунаджатам. «Трагедия отдельной личности и его нравственные качества, изображение смертных мук составляют общие мотивы мунаджатов и Енисейской эпита-фической поэзии», - отмечает 3. Шарипова.

Обращая внимание на особенности эпитафи-ческой поэзии, профессор Г.Б. Хусаинов отмечает, что «стихотворные тексты на надмогильных камнях связаны со смертью и, в соответствии с духом суфийской поэзии, выражают сожаление по поводу бренности мира, неизбежности смерти» [15, с. 214].

В исследованиях истоки мунаджатов связывают с песнями-оплакиваниями, бытовавшими в традициях тюркских народов. Плачи запечатлены в письменных памятниках тюркоязычных народов, а также помещены в «Собрание [сборник, словарь] тюркских наречий [языков]» («Диван лугат ат-турк») М. Кашгари (XI в.):

Алп эр Тона елдиму,

Эсиз ажун калдыму,

взлек ечин алдыму, Эмди йурек йыртылур.

Умер ли мужественный богатырь Тона (Афрасиаб), Остался ли после него негодный свет (мир). Отомстил ли свет (мир) ему. А теперь сердца изранены, скорбя по нему [14].

Большое количество башкирских мунад-жатов посвящено теме смерти, погребально-поминальным обрядам и описанию мучений в «потустороннем мире». Их эмоциональный строй и тематика пересекаются с погребальными причитаниями в следующем: эмоциональное и драматичное описание горя, печали, тоски, поэтизация скорби, а также мотивы раскаяний, жалоб на судьбу [15, с. 204].

Громкие погребальные причитания, если имели место в языческом прошлом, как отмечает Р.А. Султангареева, с приходом ислама эти традиции угасают. В этикете ислама не приветствуется громкий плач или плач, который сопровождается криками, биением себя. Вместо них в мунаджаты привнесли мотивы покорного принятия воли Всевышнего, сдержанного отношения к судьбе и к смерти. Религиозные каноны внесли изменения в доисламские ритуалы, тем самым трансформируя содержание религиозного фольклора.

Мунаджат является общим жанром для народов, исповедующих ислам, потому он стал объектом для широкого круга исследователей. Например, суфийские традиции татар рассматривали исследователи А. Сибгатуллина, К. Хуснуллин, М.Х. Бакиров, музыковеды М. Нигмедзянов, Г. Сайфуллина [6]. В традициях крымских татар также популярны религиозные песнопения, му-наджаты, которые являются одними из важных составляющих различных обрядов [11].

Таким образом, история изучения жанра довольно многообразна. Обширными исследованиями мунаджатов занимается небольшая группа ученых, преимущественно на территории Урало-Поволжья, остальные соприкасаются при изучении смежных жанров и областей. Ими совершаются попытки установления основ возникновения, функций, связи с теми или иными обрядами, восстанавливаются жанры пока что неутраченного фольклорного наследия. Вклад ученых в изучение мунаджатов представляет большое значение, сыграет важную роль в перспективе исследований.

Во все времена в сознании человека проявляется религиозный момент, который может быть выражен в соблюдении норм как мировых религий, народных верований, так и в практике жизни в виде привычек бессознательного. Ибо вера и человек неотделимы. Религиозный фольклор ярко и глубоко отражает сознание, духовность, нравственные ориентиры, связь с религиозными традициями, ритуалами. В этом жанре наиболее чувственно и полно отражается мир человека в вере, обращенности к Богу, обряде и ритуале. Раскрытие психоментальных особенностей, ми-фопоэтики, ритуальной, исполнительской, художественной и образной специфики всех групп мунаджатов еще остается проблемами фольклористики. Исследования станут ценным и значимым фундаментом в изучении духовного составляющего народа, ведь в нем, как и в других видах фольклора, отражаются мудрость, опыт, вера, традиции, жизненные идеалы и этикет. В последние годы особенно актуальны исследования фольклора в связи с тем, что наблюдается подъем общего религиозного сознания людей и потребность отдельного человека в понимании себя и окружающего мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Академик. Словари и энциклопедии // URL: https://literary_encyclopedia.academic.ru/6426/%D0 %9C%D0%90%D0%94%D0%A5 (дата обращения: 27.09.2020).

2. Башкирское народное творчество. Т. 11: Баи-ты. Уфа, 2004. 424 с.

3. Башкорт хальгк ижады. I том. Эфе: «Китап», 1995. 47 б. (Башкирское народное творчество. Т. I. Уфа: Китап, 1995. 47 с.).

4. Башкорт халык ижады. Т. XV: Менэжэттэр. Эфе: Китап, 2018. 293 б. (Башкирское народное творчество. Т. XV: мунаджаты. Уфа: Китап, 2018. 293 с.).

5. Башкорт шигриэте антологиями. Боронгонан алып XX быуат азагына тиклемге осор. Эфе: Китап, 2001. 816 б. (Антология башкирской поэзии. С древнейших времен до конца XX века. Уфа: Китап, 2001. 816 с.).

6. Бородовская Л.З. Отражение традиций Яса-вия в исламско-суфийской символике татарских фольклорных мунаджатов // КиберЛенинка. Научная электронная библиотека: [сайт]. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/ otrazhenie-traditsiy-yasaviya-v-islamsko-sufiyskoy-simvolike-tatarskih-folklornyh-munadzhatov

(дата обращения: 08.06.2018)

7. Галин С.А. Башкорт халкыньщ ауыз-тел ижады. 9фе: Китап, 2004. 392 б. (Галин С.А. Башкирское устное народное творчество. Уфа: Китап, 2004. 392 с.).

8. Галин С.А. Тел аскысы - халыкта. Башкорт фольклоры: ацлатмалы hYí^R Укыу кулланмаЬы. 9фе: Китап, 1993. 132 б. (Галин С.А. Ключ от языка - в народе. Башкирский фольклор: словарь. Уфа: Китап, 1993. 132 с.).

9. Деятели Узбекистана. Просветительский, научно-популярный и познавательный сайт // URL: https://arboblar.uz/ru (дата обращения: 27.09.2020).

10. Об исламе // URL: http://obislame.info/ aktualnoe/mozhno-li-slushat-muzyku-v-islame.html (дата обращения: 18.06.2019).

11. Информационный центр крымских татар // URL: http://cidct.org.ua/munadzhat-i-mevlyud/ (дата обращения: 07.06.2018).

12. Коккьяра Джузеппе. История фольклористики в Европе. Перевод с итальянского. М: Издательство иностранной литературы, 1960. 690 с.

13. Кунафин Г.С. Развитие жанровой системы в башкирской поэзии во второй половине XIX - начале XX в. Автореф. дис. ... док. филол. наук. Уфа, 1998. 50 с.

14. Садекова А.Х. Идеология ислама и народное творчество. Автореф. дис. ... док. филол. наук. Казань, 2001. 77 с.

15. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде (фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов). Уфа: Гилем, 2006. 344 с.

16. Султангареева Р.А. Башкирский фольклор: семантика, функции и традиции: Т. 1: Миф. Обряд. Танец. Сказительство. Шаманский, религиозный, музыкальный фольклор. Современные традиции. Уфа: Башк. энцикл., 2018. 520 с.

17. Хадис: учебное пособие. СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2014. 272 с.

18. Хайруддин Д. Признаки благого конца жизни. URL: http://musulmamn.com/priznaki-blagogo-kontsa-zhizni.html (дата обращения: 05.06.2018).

REFERENCES

1. Academic. Slovari i enciklopedii [Academician. Dictionaries and encyclopedias]. URL: https://literary_ encyclopedia.academic.ru/6426/%D0%9C%D0%90% D0%94%D0%A5 (date of the application: 09/27/2020) (in Russ.).

2. Bashkirskoe narodnoe tvorchestvo. Baiti [Bashkir Folk Art. Baits]. Vol. 11.Ufa: 2004. 424 p. (in Russ.).

3. Bashkort khalyk izhady: jola fol'klory [Bashkir Folk Art: ritual folklore.]. Vol. 1. Ufa: Kitap, 1995. 47 p. (in Bashkir).

4. Bashkort khalyk izhady: Munajattar [Bashkir

94

r.M. ru33amynnuHa

Folk Art: Munajats]. Vol. 15. Ufa: Kitap, 2018. 296 p. (in Bashkir).

5. Bashkort shigrijate ontologijahi. Boronginan alipXXbiyat azagina tiklemge osor [Anthology of Bashkir poetry. The period from antiquity to the end of the 20th century]. Ufa: Kitap, 2001. 816 p. (in Bashkir).

6. Borodovskaya, L.Z. Otrazheniye tradicij Jasavija v islamsko-sufijskoj simvolike tatarskih fol'klornikh munadzhatov [Reflection of the traditions of Yasavia in the Islamic-Sufi symbolism of the Tatar folklore munajats]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ otrazhenie-traditsiy-yasaviya-v-islamsko-sufiyskoy-simvolike-tatarskih-folklornyh-munadzhatov (date of the application: 08.06.2018) (in Russ.).

7. Galin, S.A. Bashkort khalkinin ayiz-tel izhady [Oral and poetic creativity of the Bashkir people]. Ufa: Kitap, 2004. 392 p. (in Bashkir).

8. Galin, S.A. Tel askisi - khalikta [Folk wisdom source. Bashkir folklore: exlanatory dictionary]. Ufa: Kitap, 1993. 132 p. (in Bashkir).

9. Deyateli Uzbekistana. Prosvetitelskiy, nachno-populyarnij i poznavatelnij sait [Figures Of Uzbekistan. Educational, popular science, and educational website]. URL: https://arboblar.uz/ru (date of the application: 27.09.2020) (in Russ.).

10. Ob islame [About Islam]. URL: http://obislame. info/aktualnoe/ mozhno-li-slushat-muzyku-v-islame.html (date of the application: 18.06.2019) (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Informatcionnijcentrkrimskikh tatar [Information center of the Crimean Tatars]. URL: http://cidct.org. ua/munadzhat-i-mevlyud/ (date of the application: 07.06.2018) (in Russ.).

12. Cocchiara, Giuseppe. Istorija fol'kloristiki

v Evrope [History of folklore in Europe]. M: Foreign Literature Publishing House, 1960. 690 p. (in Russ.).

13. Kunafin, G.S. Razvitije zhanrovoj sistemi v bashkirskoj poezii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vekov [The development of the genre system in Bashkir poetry in the second half of the XIX - early XX centuries]. Dissertation abstract ... doctor of Philology. Ufa, 1998. 50 p. (in Russ.).

14. Sadekova, A.H. Ideologija islama i narodnoje tvorchestvo [The ideology of Islam and folk art]. Dissertation abstract ... doctor of Philology. Kazan, 2001. 77 p. (in Russ.).

15. Sultangareeva, R.A. Zhizn' cheloveka v obrjade (fol'klorno-etnograficheskoje issledovanije bashkirskikh semejnikh obrjadov) [Human life in the ritual (folklore and ethnographic study of Bashkir family rituals)]. Ufa: Gilem, 2006. 344 p. (in Russ.).

16. Sultangareeva, R.A. Bashkirskij fol'klor: semantika, funkcii i tradicii. Mif. Obrjad. Tanec. Skazitel'stvo. Shamanskij, religioznij, muzikal'nij fol'klor. Sovremennije tradicii [Bashkir folklore: semantics, functions and traditions. Myth. Rite of passage. Dance. Storytelling. Shamanic, religious, musical folklore. Modern traditions]. Vol. 1. Ufa: Bash. encycl., 2018. 520 p. (in Russ.).

17. Khadis: uchebnoje posibije [Hadith: a study guide]. St. Petersburg: "Publishing house» DILYA «, 2014. 272 p. (in Russ.).

18. Khairuddin, D. Priznaki blagogo konca zhizhni [Signs of the good end of life]. URL: http://musulmanin. com/priznaki-blagogo-kontsa-zhizni.html (date of the application: 05.06.2018) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.