Гуманитарные исследования. История и филология. 2022. № 8. С. 29-42. Humanitarian Studies. History and Philology. 2022. No. 8. P. 29-42.
Научная статья УДК 902.01
doi: 10.24412/2713-0231-2022-8-29-42
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ (НА ОСНОВЕ ПУБЛИКАЦИЙ МАТЕРИАЛОВ ОТДЕЛЬНЫХ ПАМЯТНИКОВ)1
Кристина Викторовна Моряхина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, [email protected]
Аннотация. Изучения средневековых погребальных памятников Пермского Предуралья началось еще в конце XIX в., тогда же были публикованы и первые работы, представляющие собой краткий отчет о проделанной работе. Начиная с 1950-х гг. регулярно выходят статьи, посвященные погребальному обряду того или иного памятника, а в последнее десятилетие и монографии. Несмотря на активное изучение погребального обряда, на сегодняшний момент практически отсутствуют работы историографического характера, в которых была бы отражена именно история изучения. Историографические исследования позволяют проследить, как менялся подход к изучению погребального обряда, на что обращали внимание исследователи, какие возникали дискуссии среди ученых-археологов. Ранее автором была опубликована статья, в которой рассматривались общие характеристики обряда, присущие средневековым археологическим культурам (ломоватовской и родановской) Пермского Предуралья. В данной работе автор сосредоточила внимание на публикациях, посвященных материалам отдельно взятых могильников. Такая узкая тема интересна тем, что дает представление об изученных памятниках, а также позволяет сравнить черты обряда на разных памятниках. Автором было выделено два пика публикационной активности: первый пришелся на 1950-1970-х гг., второй на конец 2000-х гг. - по настоящее время. В 1950-1970-х гг. выходили как короткие заметки о проделанной работе, так и публикации с подробным описанием обряда и предметов материальной культуры. На современном этапе исследователи стремятся обобщить раскопки нескольких лет и рассмотреть обряд с разных сторон.
Ключевые слова: погребальный обряд, могильники, средневековье, Пермское Предуралье, историография.
Для цитирования: Моряхина К.В. История изучения средневековго погребального обряда Пермского предуралья (на основе публикаций материалов отдельных памятников) // Гуманитарные исследования. История и филология. 2022. № 8. С. 29-42. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2022-8-7-29-42
© Моряхина К.В., 2022
1 Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Пермского края, соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.
Original article
HISTORY OF THE STUDY OF THE MEDIEVAL FUNERAL RITE IN THE PERM CIS-URAL REGION (BASED ON THE PUBLICATIONS OF THE MATERIALS OF INDIVIDUAL MONUMENTS)
Kristina V. Moryakhina
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]
Abstract. The study of medieval funerary monuments in the Perm Cis-Urals began at the end of the 19th century. The first works were published then. They were a summary of the work done. Articles have been published regularly since the 1950s. Monographs have been published in the last decade. Despite the active study of the funeral rite, at the moment there are practically no works of a historiographical nature. Historiographic research allows us to trace how the approach to the study of the funeral rite has changed, what researchers have paid attention to, what discussions have arisen among archaeologists. Earlier, the author published an article that examined the general characteristics of the rite for medieval archaeological cultures (Lomovatov and Rodanov) of the Perm Cis-Urals. In this work, the author focused on publications devoted to the materials of individual burial grounds. Such a narrow topic is interesting because it gives an idea of the studied monuments, and also allows you to compare the features of the rite on different monuments. The author singled out two peaks of publication activity: the first peak occurred in the 1950s-1970s, the second at the end of the 2000s. - until now. In the 1950s-1970s both short notes about the work done and publications with a detailed description of the rite and objects of material culture were published. At the present stage, researchers are trying to generalize the excavations of several years and consider the rite from different angles.
Keywords: funeral rite, burial ground, Middle Ages, Perm Urals, historiography.
For citation: Moryakhina K.V. History of the study of the medieval funeral rite in the perm cis-ural region (based on the publications of the materials of individual monuments). Humanitarian Studies. History and Philology. 2022;8:29-42. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2713-0231-2022-8-29-42
Введение
Изучение погребальной обрядности позволяет получить сведения о материальный и духовной культуре населения, оставившего эти захоронения, и, следовательно, позволяет реконструировать этнокультурные процессы. Поэтому эта тема всегда была и остается актуальной для археологической науки.
Изучение погребального обряда средневекового населения Пермского Предуралья началось еще в конце XIX в., тогда же и были опубликованы первые материалы [Кананин 1983: 80]. Начиная с того времени издано было достаточно большое количество отдельных статей, посвященных этой теме, а также есть ряд монографий, диссертаций. Неоднократно разворачивались дискуссии о периодизации культур, этнической принадлежности населения, миграционных процессах. Но при этом практически отсутствуют работы историографического характера, которые позволяли бы проследить, как менялись взгляды ученых на погребальную обрядность средневекового населения Пермского Предуралья, какие спорные вопросы возникали. Автором ранее была уже опубликована статья, в которой
была рассмотрена история изучения погребального обряда средневекового населения Пермского Предуралья [Моряхина 2022]. Но объем статьи на позволил затронуть работы, посвященные исследованию погребального обряда отдельных памятников. Для дальнейшего изучения этой темы важно иметь не только представление об общих характеристиках обряда в тот или иной хронологический период, как интерпретировали эти характеристики исследователи, но об особенностях обряда на отдельных памятниках. Автором в данной статье предпринята попытка обобщить опубликованные материалы по изучению погребального обряда на средневековых могильниках Пермского Предуралья.
Основная часть
Как уже было отмечено, первые публикации, посвященные погребальному обряду средневекового населения Пермского Предуралья, появились в дореволюционное время. В «Материалах по археологии восточных губерний России» за 1888 и 1896 гг. представлены сведения о разведывательных раскопках А.Н. Шатрова и Н.Г. Первухина в верховьях р. Камы. Ими были отмечены черты погребального обряда, характерные для средневековых могильников этой местности: положение костяков головой на север, наличие углей в засыпи (Горд-Кушетский, Силятский, Грибятский могильники), сосуществование обрядов трупоположения и трупосожжения (Носковский, Тиминский могильники) [Кананин 1983: 80]. В Отчете императорской археологической комиссии за 1900-1901 гг. были опубликованы сведения о раскопках В.Л. Борисова на Харинском и Агафоновском могильниках и А.А. Спицына на Деменковском, Шибановском, Селянинском могильниках [ОАК 1902: 87-89; ОАК 1903: 113116]. Интерес представляет предположение А.А. Спицына об обряде перерывания костей на Деменковском и Шибановском могильниках. Такой вывод был сделан на основании того, что часть костей слегка пережженные и перемешаны, в погребениях присутствуют вещи. Скорей всего, все же это следствие более позднего вмешательства человека - либо могильники были пограблены, либо в потревожены следствии распашки. Стоит отметить, что А.А. Спицын датировал Деменковский могильник - IX-X вв., Шибановский - XIII-XIV вв. [ОАК 1903: 114].
В 1920-1930-х гг. археологические работы на территории современного Пермского края под руководством сотрудников Института истории материальной культуры (г. Ленинград). Но публиковать исследования, посвященные погребальному обряду, начали только в 1950-е. Параллельно с обобщающими работами [Смирнов 1952: 180-215; Оборин 1957; Бадер, Оборин 1958], появились и статьи, в которых рассматривались и анализировались материалы отдельных памятников.
В 1951 г. В.А. Обориным были опубликованы о сведения о разрушенном Плеховском могильнике (IX-XI вв.) [Оборин 1951: 200-202]. В 1954 г. В.Ф. Генингом была опубликована заметка о раскопках Гуринского могильника (XIII-XIV вв.). Было вскрыто 2 погребения. Как отмечал автор, «погребения оказались крайне бедны», но ранее местными жителями был собран подъемный материал: сабля, копье, медные бляшки [Генинг 1954: 153-154]. Позже на этом памятнике были продолжены работы под руководством В.Ф. Генинга и В.А. Оборина. Последним было исследовано богатое разрушенное погребение в стороне от основной части, что, по мнению автора раскопок, свидетельствует об имущественной дифференциации [Оборин 1959: 109]. В 1955 г. были опубликованы И.А. Лунеговым материалы раскопок Редикарского могильника (IX-X вв.), а также приведены сведения о вещах, собранных при распашке школьного огорода. Интерес
вызывает захоронение ремесленника, с которым в погребение были уложены кузнечные клещи и молоточек [Лунегов 1955: 124]. В.А. Оборин в статье «Памятники родановской культуры у с. Таборы» дал описание наиболее интересных погребений Баяновского могильника, который он датировал УШ-Ж вв. В.А. Оборин считал, что на данном могильнике часть погребений относится к ломоватовской культуре (такие погребения залегают глубже остальных, в них встречались остатки деревянных колод), часть - к родановской. Исследователь отмечал, опираясь на материалы Баяновского и Загарского могильника, что в погребениях раннеродановских памятников нет бытовых предметов и орудий труда [Оборин 1956: 111-117]. В 1962 г. В.А. Обориным были опубликованы материалы раскопок Плесинского могильника в 1960 г., который был отнесен к раннеродановскому времени и датирован 1Х-Х вв. Археолог обращал внимание, что во втором ряду были обнаружены наиболее богатые погребения, вероятно, как он считал, там были захоронены члены одной зажиточной патриархальной семьи. В одном из погребений были обнаружены орудия труда (столярно-слесарные инструменты) и элементы конской сбруи, по мнению В.А. Оборина, это погребение воина-ремесленника. По набору украшений женских погребений отмечена связь с населением Поволжья [Оборин 1962: 97-99].
В 1964 г. была опубликована В.Ф. Генингом статья, посвященная изучению Деменковского могильника. Статья представляет интерес не только тем, что в ней приведены подробно сведения о памятнике с прилагающимся описанием погребением, но и тем, что рассмотрена кратко история изучения ломоватовской культуры и ее хронология, этнические процессы, преемственность ломоватовской и родановской культур. Деменковский могильник функционировал длительное время - с VI по IX вв. Исследователь выделил на памятнике раннюю часть - южные погребения (VI - первая половина VIII в.) и позднюю - северные (вторая половина VIII - первая половина IX в.). В.Ф. Генинг предполагал, что наиболее ранние погребения - это 18, 128, 100, 96, поскольку вокруг них зафиксированы канавки типичные для курганов, которые были заброшены, вероятно, в связи с изменением обряда. Для ранних погребений, как отмечено в статье, характерны ориентировка на север-юг, большие размеры ям, керамика без примесей, само тесто рыхлое, черного цвета. На поздней части могильника меняется ориентировка - погребения ориентированы на северо-восток -юго-запад, уменьшаются размеры ям (что, по мнению исследователя, связано с изменением погребальной конструкции), керамика с примесью толченой раковины. В жертвенных комплексах в ранней части обнаружены кости животных, в поздней - углистые пятна. Наличие в погребениях (3 погребения) жертвенных масок В.Ф. Генинг связывал с тесными связями с зауральским населением (хантами и манси). Стоит отметить, что исследователь опровергал предположение А.А. Спицына об обряде перерывания костей с ритуальной целью, считая это следами того, что могильник был пограблен. В.Ф. Генинг предполагал, что различия между ранними и поздними погребениями отражают изменения в мировоззрении и хозяйстве (переход от скотоводства к земледелию как основе хозяйства). Таким образом, как отмечал исследователь, со второй половины VШ-XII вв. шел «интенсивный процесс формирования новых культурных признаков», и подтверждал это материалам других могильников. В целом В.Ф. Генинг писал, что стратиграфический анализ и анализ вещевого материала показывают непрерывный переход от ломоватовской к родановской культуре, отсутствуют признаки смены населения или притока населения из вне [Генинг 1964: 98-124].
В совместной статье В.Ф. Генинга и Р.Д. Голдиной «Позднеломоватовские могильники в Коми-Пермяцком округе» были опубликованы материалы раскопок Важгортского, Каневского и Урьинского могильников. В данной работе характеристика обряда приведена по каждому памятнику отдельно, вещевой материал описан суммарно. В конце приложены материалы полевых работ (описание погребений, жертвенных ям). Интерес представляют сведения, связанные с характеристикой погребальных сооружений. Умерших хоронили в гробах-колодах - на Каневском и Урьинском могильниках обнаружены фрагменты досок. В одном из погребений Каневского могильника конструкция напоминала лодку-долбленку. На Урьинском могильнике у 11 погребений расширены концы, как указывали В.Ф. Генинг и Р.Д. Голдина, вероятно, умершего укладывали головой в расширенную часть. На этом же могильнике у восточных стенок трех погребений зафиксированы следы вбитых кольев, с какой целью они были сделаны, исследователи, не делали предположение. Не типичным является для этих памятников является обряд трупосожжения - единственное погребение с таким обрядом было раскопано на Урьинском могильнике (погребение 11: на дне лежали жженые кости и спекшиеся железные предметы). Это погребение выделяется и глубиной залегания - 100 см, при средней глубине погребений на могильнике 41 см. На Уринском могильнике исследователи выделили два типа жертвенных ям: 1) с углистом дном и без вещей; 2) с вещами (керамика, зерно, пест-терочник). В одной яме обнаружены остатки обугленных саней. Также авторы статьи отмечали, что в погребении 4 Каневского могильника обнаружены полодья от саней. На Каневском могильнике жертвенные ямы заполнены костями животных, в одном случае углями [Генинг, Голдина 1970: 30-45].
В 1973 г. В.А. Обориным были опубликованы материалы раскопок могильника Телячий Брод, который им был датирован второй половиной УП-ХП вв. Как отмечал археолог, по обряду погребения памятник похож на ломоватовские могильники УП-ЕХ вв., расположенные в южной части. Наибольшие сходства отмечаются с поздними погребениями Деменковского могильника [Оборин 1973: 126-131].
В 1987 г. была опубликована совместная статья Р.Д. Голдиной и Т.К. Ютиной, посвященная хронологии Агафоновского ЕЕ могильника. На основе культурно-стратиграфического анализа, сопоставления материала с аналогиями, учета находок монет было выделено 10 хронологических групп: 4 группы по векам и 6 смежных. На схемах к статье представлена информация о датировке как погребений, так и материала [Голдина, Ютина 1987: 39-54, рис. 1-2]. В 2012 г. статья была дополнена и переиздана с учетом аналогий новых материалов раскопок [Голдина, Ютина 2012: 253-272].
В 1980-2000-е гг. вышли ряд фундаментальных работ, посвященных средневековым археологическим культурам (ломоватовской и родановской), - монография Р.Д. Голдиной «Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье» [Голдина 1985], монография Р.Д. Голдиной, В.А. Кананина «Средневековые памятники верховьев Камы» [Голдина, Кананин 1989], статья В.А. Оборина «Коми-пермяки» [Оборин 1999]. В этих работах была дана обобщенная характеристика погребального обряда для определенного хронологического периода. Наиболее полные сведения приведены об обряде в диссертации И.В. Бочарова [Бочаров 2000].
В последние годы вновь стали уделять внимание публикации материалов отдельных памятников, которые в том числе служат источниковой базой для дальнейших исследований.
В 2008 г. опубликована монография А.М. Белавина и Н.Б. Крыласовой «Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск». В работе приведены сведения о месторасположении Рождественского могильника, ориентации погребений, форме и размере ям, описание погребального набора, жертвенных ям, дневник раскопок. Интерес представляют погребальные сооружения Рождественского могильника. 60 % погребений имеют характерную для позднеломоватовских и раннеродановских могильников форму с прямыми стенка. Наряду с этим зафиксированы погребения с заплечиками, ступеньками, карманами. Как предполагали авторы монографии, заплечики и ступеньки нужны были для установления деревянного помоста, на который укладывали покойного в костюме с погребальным инвентарем, тело присыпалась землей и сверху сооружался шалаш. По периметру ряда погребений зафиксированы столбовые ямки. Эти погребения выделяются и тем, что в них отмечены линзы речного песка, которые, по мнению А.М. Белавина и Н.Б. Крыласовой, связаны с представлением о путешествии в страну мертвых. В целом для погребений Рождественского могильника характерно наличие в засыпи углей [Белавин, Крыласова 2008: 95-102]. Изучение памятника продолжается и дальше. Н.Б. Крыласова, автор раскопок, регулярно публикует статьи, в которых анализируется погребальный инвентарь, материалы отдельных погребений. Особое значение имеет статья «Хронологические особенности материальной культуры X-XI вв. (по материалам Рождественского могильника в Пермском крае)». Н.Б. Крыласова, опираясь на пересечения бытования вещей, входящих в закрытый комплекс (погребения), узко датировала материалы X-XI вв. из Рождественского могильника. Проблема хронологии актуальна для Пермского Предуралья, поскольку многие предметы определяются широкой датировкой в несколько веков. Исследовательница для датирования использовала сведения о хронологии аналогичных предметов с соседних территорий, представления о периодизации материалов с других памятников Пермского Предуралья. Полученные выводы были проверены при помощи статистической обработки данных (дискриминантного анализа) [Крыласова 2013: 104-115].
На Рождественском могильнике в погребениях часто встречаются орудия труда. В 2015 г. была опубликована совместная статья А.М. Белавина и Н.Б. Крыласовой, посвященная хозяйственным и производственным комплексам. На тот момент на памятнике было выявлено 13 погребений с такими комплексами (5,5 % от общего количества). По составу находок исследователи разделили комплексы на несколько типов: деревообрабатывающие инструменты, сельскохозяйственные орудия, орудия охоты и рыбной ловли, ремесленные орудия. Как правило, комплексы размещались в виде компактного скопления в «ногах» погребенного, в одном случае - справа от погребенного. Также зафиксированы комплексы у северной границы могильной ямы («в изголовье»). Авторы статьи считали, что их можно отнести к жертвенно-поминальным комплексам, которые были совершены некоторое время спустя. В двух случаях они дополняли набор орудий, помещенных в погребения. А.М. Белавин и Н.Б. Крыласова отмечали, что погребения, в которых обнаружены производственные и хозяйственные комплексы выделяются богатством инвентаря, что говорит об особом статусе умершего и о его профессиональной принадлежности, а также они выделаются планографически [Белавин, Крыласова 2015: 16-27]. Н.Б. Крыласова обращала внимание, что на Рождественском могильнике в отдельную группу, расположенную в западной части, выделяются и погребения с элементами конской сбруи. Исследовательницей
в отдельной статье было рассмотрено проявление культа коня. Символ коня, как она указывала, представлен в двух вариантах: разрозненные зубы лошади и детали конского снаряжения [Крыласова 2017: 44-54].
В 2016 г. опубликована статья Н.Б. Крыласовой, посвященная жертвенно-поминальным комплексам на Рождественском могильнике. Исследовательницей выделены основные характерные черты таких комплексов: ямы имеют округлую или овальную форму диаметром 0,3-0,7 м и аналогичной глубины; по периметру окружены столбовыми ямками; располагаются, как правило, «в изголовье» или «в ногах» погребенного; преобладают безынвентарные или малоинвентарные ямы. Наиболее часто встречаются зубы лощади, сосуды, удила, бусы, делали ременных наборов, поясных привесок [Крыласова 2016: 56].
На данный момент погребальный обряд Рождественского могильника (памятник не является самым изученным по количеству раскопанных погребений) наиболее полно рассмотрен и опубликован в сравнении с другими памятниками Пермского Предуралья, что дает возможность для дальнейшего сравнения выявленных характерных черт обряда с другими могильниками.
В 2012 г. вышла в свет монография А.М. Белавина и Н.Б. Крыласовой, посвященная Огурдинскому могильнику. Исследователями выделены черты погребального обряда, характерные для этого памятника: на ряду с погребениями с прямыми стенками зафиксированы ступеньки, выступы-карманы, столбовые ямки на дне погребения; столбовые ямки вокруг погребений, что указывает на наличие наземных сооружений; биобрядность; некоторые погребения с кремаций и ингумацией (когда погребенный уложен на помост) отделены столбовыми ямками; в ряде погребений сохранились остатки деревянных конструкций (следы помоста, в одном случае лодка-долбленка); в заполнении ям встречаются угли, в ряде погребений речной песок; в заполнении жертвенных ям обнаружены угли и кости животных. Авторы монографии отмечали, что отдельные схожие черты отмечены по материалам Рождественского, Агафоновского I, Аверинского II, Щукинского могильников [Белавин, Крыласова 2012: 10-20].
В коллективной монографии «Археологические памятники Чашкинского озера» один из разделов, написанный Н.Б. Крыласовой, посвящен погребальному обряду Запосельского могильника. Памятник малоизучен и разрушен грабителями. Тем не менее Н.Б. Крыласовой выделено ряд особенностей обряда на данном могильнике. Исследовательница отмечала, что есть следы кремации - большое количество углей в погребениях, но кальцинированных костей обнаружено мало и в основном за пределами могильных ям. Также Н.Б. Крыласовой удалось выявить отдельные признаки погребений на помостах - наличие ступенек в ряде погребений, расположение инвентаря на разной глубине. В заполнении жертвенных ям были керамические сосуды или зубы животных [Археологические памятники 2014: 361].
В 2017 г. издана монография Н.Б. Крыласовой и Н.Г. Брюховой, посвященная Плотниковскому могильнику. Монография построена по такому же принципу, как и предшествующие издания: приводится история изучения памятника, описание погребений, предметов материальной культуры, антропологического материала, дается характеристика погребального обряда. К особенностям погребального обряда Плотниковского могильника авторы монографии отнесли разреженность погребений, искусственное покрытие дна погребения известняком, фиксируются деревянные конструкции в виде дощатых гробов
прямоугольной формы, ингумация (одно погребение захоронено по типу кремации). Погребальный инвентарь включает в себя украшения и детали костюма, орудия труда и предметы быта. Исследовательницы выделили на памятнике два типа жертвенных комплексов: 1) внутри ямы располагался глиняный сосуд, обложенный крупной галькой по бокам и снизу; 2) яма заполнена углем, обожженными костями животных и фрагментами керамики [Крыласова, Брюхова 2017: 8-22]. Стоит отметить, что ранее была опубликована совместная статья Н.Б. Крыласовой, Н.Г. Брюховой, А.М. Белавина, посвященная погребению № 7 указанного могильника. Погребение интересно выразительным комплексом погребального инвентаря и наличием следов ранения от огнестрельного оружия. Н.Г. Брюховой было определено, что кости в погребении принадлежали индивиду в возрасте 18±6 месяцев. Погребение сопровождали лепной сосуд, медальон из оловянно-свинцового сплава с изображением птицы, амулеты в виде просверленных таранных костей бобра, раковина речной улитки. Подобные медальоны, как отмечают авторы статьи, редкая находка, и похожие были обнаружены в Новгороде в слое XIV в. Указанными исследователями погребение было интерпретировано как «захоронение ребенка-пермяка, павшего жертвой нападения ушкуйников либо случайного выстрела при испытании непривычного оружия» [Крыласова, Брюхова, Белавин 2012: 127-133].
Помимо монографических исследований выходят отдельные статьи, где публикуются сведения о погребальном обряде тех могильников, на которых ведутся археологические раскопки.
А.В. Даничем опубликован ряд работ, посвященных изучению Баяновского могильника. В 2008 г. была опубликована статья, в которой дана характеристика погребального обряда. А.В. Данич отмечал, что погребения имеют прямоугольную форму с закругленными углами, вертикальными стенками и плоским дном; в двух погребениях прослежены ступеньки в районе головы. В засыпи ямы фиксируются угли, в некоторых случаях мелкие речные камни на дне погребения. Исследователь выделил два варианта внутримогильных конструкций: в погребениях конца IX - начала X в. преобладала традиция хоронить в колодах; в X - начале XI в. - традиция заворачивать покойного в шкуру и потом в бересту. В одном погребении, как предполагал автор рассматриваемой статьи, погребенный был положен на помост. На могильнике изучено четыре кенотафа, а также коллективное захоронение (кости принадлежали не менее, чем 5 индивидам), которое представляет вторичное захоронение, поскольку на костях есть следы выветривания [Данич 2008: 47-49]. В отдельной статье А.В. Данич рассматривал обряд погребения № 51. Это единственное на памятнике захоронение по обряду кремации. Антропологический материал был проанализирован Н.Б. Брюховой, которая сделала вывод, что, вероятно, была захоронена женщина в возрасте младше 30 лет. Кремация происходила на стороне, на костре, предназначенным специально для этих останков. А.В. Данич указывал, что находки расположены в соответствии с прижизненным костюмом, следов огня на них нет. Погребальный набор представлен богатым набором украшений [Данич 2008а: 461]. Среди находок указан варган, но исследователь не уделил отдельное внимание наличию этого инструмента в погребении, также и не дана интерпретация обряда этого погребения. Хоть и на других памятниках известны случаи кремации, но в них вещи располагались скоплением или хаотично. В более поздней обобщающей статье А.В. Данич детализировал особенности погребального обряда Баяновского могильника с учетом новых материалов и сделал вывод о том, что «материалы могильника указывают на взаимосвязь раннесредневекового населения, оставившего некрополь, с этногенезом мадьяр [Данич 2016: 43].
Н.Б. Крыласовой была рассмотрена в отдельной статье необычная для средневекового населения Пермского Предуралья ритуальная практика - сооружение ритуальных рвов. Такие конструкции зафиксированы на могильнике Телячий Брод. Исследовательница отмечала, что ров скобообразной формы разделял мыс на две части. В заполнении рва обнаружены бронзовые пряжки, стеклянная бусина, железные предметы, металлические платины, обломок ключа булгарского типа, обломки челюстей лося (?), зубы лошади, фрагменты керамики. Н.Б. Крыласова отнесла сооружение к раннему периоду существования могильника - УП-ЕХ вв. и интерпретировала его следующим образом: «либо погребальное пространство на стрелке мыса было изначально отгорожено, и ровик использовался при поведении каких-то поминальных обрядов, либо данное сооружение было возведено перед тем, как население покинуло эту местность, и на нем был проведен единовременный обряд с целью оградить могильник и защитить покоящихся на нем предков. Последнее предположение представляется более вероятным». Наличие ключа, исследовательница предполагала, что означало «открытие» могильника населением, появившимся здесь спустя два века. Еще один ров располагался в юго-восточной части. Найденные в нем материалы (поясные накладки, бронзовые привески, стеклянная бусина, железный предметы с заклепками) позволили Н.Б. Крыласовой датировать сооружение ХП-ХШ вв. [Крыласова 2016: 70-76].
Д.В. Шмуратко была опубликована статья «Грунтовая часть Митинской курганной группы (результаты раскопок 2016-2019 гг.)», в которой представлено описание погребений. В заключении автором указанной статьи сделан вывод, что это «один из наиболее ранних ломоватовских некрополей, фиксирующий процесс перехода от курганного обряда захоронения к грунтовому». Д.В. Шмуратко датировал памятник УП-УШ вв. [Шмуратко 2019: 94-109].
В 2020 г. вышла в свет статья А.В. Данича, посвященная погребальному обряду могильника Питер (Степаново Плотбище). Несмотря на то, что памятник пострадал в результате антропогенных и природных факторов, исследователю удалось выделить ряд характерных черт обряда. А.В. Данич отмечал, что, как правило, погребения имели ровные стенки и плоское дно, в двух случаях прослежены ступеньки, в одном случае - «карман»-выступ. Размеры ям разнообразны. Исследователь обращал внимание на разную ориентировку погребений: в южной части памятника погребения ориентированы ЮЗ-СВ, в северной части - ССЗ-ЮЮВ. Пока интерпретировать эту особенность не удалось, поскольку, как указано в статье, в вещевом материале различий не наблюдается. В заполнении ям отмечены угли, следы прокала, в некоторых погребениях линзы речного песка. Вокруг погребений № 14, 17, 18 обнаружены столбовые ямки. В трех погребениях А.В. Даничу удалось проследить следы деревянных конструкций, которые представлены остатками плах на дне, крышкой гроба, под нижними досками есть следы перевязи лубом. Отдельное внимание исследователь уделил необычной находке - «подушечке» из обычной полевой травы, которая имела горизонтальные перехваты из такой же травы [Данич 2020: 72-84].
В этом же году была опубликована статья К.В. Моряхиной «Особенности погребального обряда Плесинского могильника». Ранее часть материалов этого могильника уже были опубликованы В.А. Обориной, о чем было указано выше. К.В. Моряхиной были проанализированы материалы раскопок 1960 и 1961 г.
Автором были рассмотрены конструкция ямы, сопутствующий материал и его расположение, жертвенные комплексы, датированы погребения. К.В. Моряхина проходит к
выводу, что на Плесинском могильнике фиксируются черты обряда не типичные для более ранних памятников такие, как остатки гробовищ, отсутствие костей животных, угли в заполнении ямы встречены в единичных случаях. А также отмечено сходство обряда, представленного на памятнике, с материалами других могильников - Важгортский, Деменковский, Каневский, Пыштайский, Редикорский, Урьинский [Моряхина 2020].
Стоит отметить, что в 2019 г. была прошла государственную регистрацию база данных «Погребальный обряд средневековых могильников Пермского Предуралья (VII-XV вв.)», составленная К.В. Моряхиной и Д.В. Шмуратко. В базе собраны сведения материалах 18 могильников (3195 погребений): ориентировка и размеры ямы, внутримогильные конструкции, положение костяка, обрядовые действия, сопроводительный материал [Моряхина, Шмуратко 2019].
Заключение
Можно отметить, что дважды возрастал интерес к публикации материалов могильников -в 1950-1970-х гг. и начиная с конца 2000-х гг. по настоящий момент. В первым случае это было связано с начавшимися активными раскопками на территории края и становлением местной археологической школы, во втором - с появлением больших возможностей для публикации материалов (активные раскопки могильников не прерывались с 1950-х гг.).
В объемных статьях, которые публиковались в 1950-1970-х гг., и монографиях приведены планиграфия могильников, дневники раскопок, фотографии и прорисовки материала, что может выступать источниковой базой для дальнейшего исследования, как погребального обряда, так и отдельных предметов материальной культуры. Стоит отметить, что работы последних лет носят более обобщающий характер, в них анализируются материалы раскопок нескольких лет, рассматриваются различные аспекты погребального обряда (погребальные конструкции, заполнение слоя, сопроводительный материал, выделяются группы погребений по определенному признаку), датируются отдельно взятые погребения. Последнее позволяет проследить более детально изменения в целом в погребальном обряде, а также в костюме, наличие того или иного сопроводительного материала.
В настоящее время интерес к погребальному обряду средневекового населения Пермского Предуралья не снижается. Регулярно публикуются материалы новых раскопок, а также памятников, которые были давно раскопаны, но погребальный обряд которых не был недостаточно изучен и не опубликован.
Список литературы
1. Археологические памятники Чашкинского озера / Н.Б. Крыласова, Е.Л. Лычагина, А.М. Белавин, С.В. Скорнякова. Пермь: Книжный формат, 2014. 565 с.
2. Бадер О.Н., Оборин В.А. На заре истории Прикамья. Пермь: Кн. изд-во, 1958. 244 с.
3. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск. Пермь: ПФ ИИиА УрО РАН, 2008. 603 с.
4. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Комплексы орудий в мужских захоронениях ломоватовской культуры как отражение как основных хозяйственных и производственных занятий у населения // Вестник ЧелГУ. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 16-27.
5. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Огурдинский могильник. Пермь: ПГПУ, 2012. 258 с.
6. Бочаров И.В. Средневековый погребальный обряд Верхнего Прикамья как источник реконструкции этнической истории региона: опыт статистического анализа: дисс. ... к. ист. н. Уфа, 2000. 235 с.
7. Генинг В.Ф. Деменковский могильник памятник ломоватовской культуры // Вопросы археологии Урала. 1964. Вып. 6. С. 94-162.
8. Генинг В.Ф., Голдина Р.Д. Позднеломоватовские могильники в Коми-Пермяцком округе // Вопросы археологии Урала. 1970. Вып. 9. С. 30-56.
9. Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск: Изд-во «Иркутский университет», 1985. 280 с.
10. Голдина Р.Д., Кананин В.А. Средневековые памятники Верхней Камы. Екатеринбург: Изд-во «Уральский университет», 1989. 215 с.
11. Голдина Р.Д., Ютина Т.К. Хронология погребальных комплексов Агафоновского II могильника (IX-XII вв.) // Погребальные памятники Прикамья. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 1987. С. 39-61.
12. Голдина Р.Д., Ютина Т.К. Хронология погребальных комплексов Агафоновского II могильника (IX-XII вв.) // Древности Прикамья эпохи железа (VI в. до н.э. - XV в. н.э.): хронологическая атрибуция // Материалы и исследования Камско-Вятской археологической экспедиции. Т. 25. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. С. 253-272.
13. Данич А.В. Исследования Баяновского могильника // Труды КАЭЭ. 2016. Вып. XI. С. 36-43.
14. Данич А.В. Охранные исследования Бояновского (Баяновского) могильника // Труды КАЭЭ. 2016. Вып. V. С. 45-53.
15. Данич А.В. Погребальный обряд по материалам Питер (Степаново Плотбище) могильника // Труды КАЭЭ. 2020. Вып. XVII. С. 72-84.
16. Данич А.В. Погребение 51 Бояновского могильника (обряд кремации) // Археологическая экспедиция: новейшие достижения в изучении историко-культурного наследия Евразии. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2008а. С. 460-464.
17. Кананин В.А. Погребальный обряд средневековых могильников верховьев р. Камы // Этнические процессы на Урале и в Сибири в первобытную эпоху. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 1983.С. 80-95.
18. Крыласова Н.Б. Брюхова Н.Г. Плотниковский могильник. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2017. 222 с.
19. Крыласова Н.Б. Брюхова Н.Г., Белавин А.М. Погребение 7 позднесредневекого Плотниковского могильника // Российская археология. 2012. № 12. С. 127-133.
20. Крыласова Н.Б. Исследование могильника Телячий Брод в Чусовском районе Пермского края: ритуальные рвы - отражение ритуальной практики средневекового населения // Труды КАЭЭ. 2016. Вып. XI. С. 66-77.
21. Крыласова Н.Б. Исследование Рождественского могильника в Карагайском районе Пермского края: к вопросу о жертвенно-поминальных комплексах // Труды КАЭЭ. 2016. Вып. XI. С. 51-65.
22. Крыласова Н.Б. Конь и элементы конской сбруи в погребальном обряде Рождественского могильника в Пермском крае // Труды КАЭЭ. 2017. № 13. С. 44-54.
23. Крыласова Н.Б. Хронологические особенности материальной культуры X-XI вв. (по материалам Рождественского могильника в Пермском крае) // Вестник Пермского университета. 2013. Вып. 1. С. 104-115.
24. Лунегов И.А. Редикорский могильник // КСИИМК. 1955. Вып. 57. С. 124-128.
25. Моряхина К.В. История изучения погребального обряда средневекового населения Пермского Предуралья // Вестник гуманитарного образования. 2022. № 2 (26). С. 123-132.
26. Моряхина К.В. Особенности погребального обряда Плесинского могильника // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 1 (17). С. 112-119.
27. Моряхина К.В., Шмуратко Д.В. Погребальный обряд средневековых могильников Пермского Предуралья (VII-XV вв.). Свидетельство о регистрации базы данных RU 2019622464 от 23.12.2019.
28. Оборин В.А. Камская археологическая экспедиция 1955 года // КСИИМК. 1959. Вып. 74. С. 101-109.
29. Оборин В.А. Коми-пермяки // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 1999. С. 255-298.
30. Оборин В.А. Коми-пермяки в IX-XV вв. (Родановская культура): дис. ... канд. ист. наук. М., 1957. 404 с.
31. Оборин В.А. Могильник Телячий Брод VII-XII вв. // Вопросы археологии Урала. 1973. Вып. 12. С. 126-136.
32. Оборин В.А. Памятники родановской культуры у с. Таборы // КСИИМК. 1956. Вып. 65. С. 107-118.
33. Оборин В.А. Плеховский могильник // КСИИМК. 1951. Вып. 36. С. 200-202.
34. Оборин В.А. Раскопки памятников железного века в верхнем Прикамье // Вопросы археологии Урала. 1962. Вып. 2. С. 95-99.
35. Отчет императорской археологической комиссии за 1900 год. СПб., 1902. 174 с.
36. Отчет императорской археологической комиссии за 1901 год. СПб., 1903. 199 с.
37. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // Материалы и исследования по археологии СССР. 1952. № 28. 278 с.
38. Шмуратко Д.В. Грунтовая часть Митинской курганной группы (результаты раскопок 20162019 гг.) // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2019. Вып. IX. С. 94-109.
References
1. Arkheologicheskie pamyatniki Chashkinskogo ozera [Archaeological sites of Chashkinskoye Lake]. N.B. Krylasova, E.L. Lychagina, A.M. Belavin, S.V. Skornyakova, Perm', Knizhnyi format, 2014, 565 p. (In Russ.).
2. Bader O.N., Oborin V.A. Na zare istorii Prikam'ya [At the dawn of the history of the Kama region]. Perm', Kn. izd-vo, 1958, 244 p. (In Russ.).
3. Belavin A.M., Krylasova N.B. Drevnyaya Afkula: arkheologicheskii kompleks u p. Rozhdestvensk [Ancient Afkula: archaeological complex near the village of Rozhdestvensky]. Perm', PF IIiA UrO RAN, 2008, 603 p. (In Russ.).
4. Belavin A.M., Krylasova N.B. Kompleksy orudii v muzhskikh zakhoroneniyakh lomovatovskoi kul'tury kak otrazhenie kak osnovnykh khozyaistvennykh i proizvodstvennykh zanyatii u naseleniya [Complexes of tools in male burials of the Lomatov culture as a reflection of both the main economic and industrial occupations of the population]. Vestnik ChelGU. 2015, no. 6 (361), Istoriya, iss. 63, pp. 16-27. (In Russ.).
5. Belavin A.M., Krylasova N.B. Ogurdinskii mogil'nik [Ogurdinsky burial ground]. Perm', PGPU, 2012, 258 p. (In Russ.).
6. Bocharov I.V. Srednevekovyi pogrebal'nyi obryad Verkhnego Prikam'ya kak istochnik rekonstruktsii etnicheskoi istorii regiona: opyt statisticheskogo analiza [The Medieval Funeral Rite of the Upper Kama Region as a Source for the Reconstruction of the Ethnic History of the Region: An Experience of Statistical Analysis]. PhD thesis. Ufa, 2000, 235 p. (In Russ.).
7. Gening V.F. Demenkovskii mogil'nik pamyatnik lomovatovskoi kul'tury [Demenkovo burial ground is a monument of Lomatov culture]. Voprosy arkheologii Urala. 1964, iss. 6, pp. 94-162. (In Russ.).
8. Gening V.F., Goldina R.D. Pozdnelomovatovskie mogil'niki v Komi-Permyatskom okruge [Late Lomovatovskie burial grounds in the Komi-Permyatsky district]. Voprosy arkheologii Urala. 1970, iss. 9, pp. 30-56. (In Russ.).
9. Goldina R.D. Lomovatovskaya kul'tura v Verkhnem Prikam'e [Lomovatov culture in the Upper Kama region]. Irkutsk, Izd-vo Irkutskogo un-ta, 1985, 280 p. (In Russ.).
10. Goldina R.D., Kananin V.A. Srednevekovye pamyatniki Verkhnei Kamy [Medieval monuments of the Upper Kama]. Ekaterinburg, Ural'skii un-t, 1989, 215 p. (In Russ.).
11. Goldina R.D., Yutina T.K. Khronologiya pogrebal'nykh kompleksov Agafonovskogo II mogil'nika (IX-XII vv.) [Chronology of the burial complexes of the Agafonovsky II burial ground (IX-XII centuries)]. Pogrebal'nyepamyatniki Prikam'ya. Izhevsk, Izd-vo «Udmurtskii universitet», 1987, pp. 39-61. (In Russ.).
12. Goldina R.D., Yutina T.K. Khronologiya pogrebal'nykh kompleksov Agafonovskogo II mogil'nika (IX-XII vv.) [Chronology of the burial complexes of the Agafonovsky II burial ground (IX-XII centuries)]. Drevnosti Prikam'ya epokhi zheleza (VI v. do n.e. - XV v. n.e.): khronologicheskaya atributsiya. Materialy i issledovaniya Kamsko-Vyatskoi arkheologicheskoi ekspeditsii. Izhevsk, Udmurtskii un-t, vol. 25, 2012, pp. 253-272. (In Russ.).
13. Danich A.V. Issledovaniya Bayanovskogo mogil'nika [Exploration of the Bayanovsky burial ground]. Trudy KAEE. 2016, iss. XI, pp. 36-43. (In Russ.).
14. Danich A.V. Okhrannye issledovaniya Boyanovskogo (Bayanovskogo) mogil'nika [Security investigations of the Boyanovsky (Bayanovsky) burial ground]. Trudy KAEE. 2016, iss. V, pp. 45-53. (In Russ.).
15. Danich A.V. Pogrebal'nyi obryad po materialam Piter (Stepanovo Plotbishche) mogil'nika [Funeral rite based on the materials of Peter (Stepanovo Plotbishche) burial ground]. Trudy KAEE. 2020, iss. XVII, pp. 72-84. (In Russ.).
16. Danich A.V. Pogrebenie 51 Boyanovskogo mogil'nika (obryad krematsii) [Burial 51 of the Boyanovsky burial ground (rite of cremation)]. Arkheologicheskaya ekspeditsiya: noveishie dostizheniya v izuchenii istoriko-kul'turnogo naslediya Evrazii. Izhevsk, Izd-vo «Udmurtskii universitet», 2008a, pp. 460-464. (In Russ.).
17. Kananin V.A. Pogrebal'nyi obryad srednevekovykh mogil'nikov verkhov'ev r. Kamy [The funeral rite of the medieval burial grounds of the upper reaches of the river. Kama]. Etnicheskieprotsessy na Urale i v Sibiri v pervobytnuyu epokhu. Izhevsk, Izd-vo «Udmurtskii universitet», 1983, pp. 80-95. (In Russ.).
18. Krylasova N.B. Bryukhova N.G. Plotnikovskii mogil'nik [Plotnikovsky burial ground]. Perm', PGGPU, 2017, 222 p. (In Russ.).
19. Krylasova N.B. Bryukhova N.G., Belavin A.M. Pogrebenie 7 pozdnesrednevekogo Plotnikovskogo mogil'nika [Burial 7 of the late medieval Plotnikovsky burial ground]. Rossiiskaya arkheologiya. 2012, no. 12, pp. 127-133. (In Russ.).
20. Krylasova N.B. Issledovanie mogil'nika Telyachii Brod v Chusovskom raione Permskogo kraya: ritual'nye rvy - otrazhenie ritual'noi praktiki srednevekovogo naseleniya [Study of the Velyachiy Brod burial ground in the Chusovsky district of the Perm Territory: ritual ditches as a reflection of the ritual practice of the medieval population]. Trudy KAEE. 2016, iss. XI, pp. 66-77. (In Russ.).
21. Krylasova N.B. Issledovanie Rozhdestvenskogo mogil'nika v Karagaiskom raione Permskogo kraya: k voprosu o zhertvenno-pominal'nykh kompleksakh [Study of the Christmas burial ground in the Karagai district of the Perm Territory: on the issue of sacrificial-commemorative complexes]. Trudy KAEE. 2016, iss. XI, pp. 51-65. (In Russ.).
22. Krylasova N.B. Kon' i elementy konskoi sbrui v pogrebal'nom obryade Rozhdestvenskogo mogil'nika v Permskom krae [Horse and elements of horse harness in the funeral rite of the Christmas burial ground in the Perm region]. Trudy KAEE. 2017, no. 13, pp. 44-54. (In Russ.).
23. Krylasova N.B. Khronologicheskie osobennosti material'noi kul'tury X-XI vv. (po materialam Rozhdestvenskogo mogil'nika v Permskom krae) [Chronological features of the material culture of the X-XI centuries. (Based on materials from the Christmas burial ground in the Perm Territory)]. Vestnik Permskogo universiteta. 2013, iss. 1, pp. 104-115. (In Russ.).
24. Lunegov I.A. Redikorskii mogil'nik [Redikor burial ground]. KSIIMK. 1955, iss. 57, pp. 124-128. (In Russ.).
25. Moryakhina K.V. Istoriya izucheniya pogrebal'nogo obryada srednevekovogo naseleniya Permskogo Predural'ya [The history of the study of the funeral rite of the medieval population of the Perm Cis-Urals]. Vestnikgumanitarnogo obrazovaniya. 2022, no. 2 (26), pp. 123-132. (In Russ.).
26. Moryakhina K.V. Osobennosti pogrebal'nogo obryada Plesinskogo mogil'nika [Features of the funeral rite ofthe Plesinsky burial ground]. Vestnik gumanitarnogo obrazovaniya. 2020, no. 1 (17), pp. 112-119. (In Russ.).
27. Moryakhina K.V., Shmuratko D.V. Pogrebal'nyi obryad srednevekovykh mogil'nikov Permskogo Predural'ya (VII-KhV vv.) [The funeral rite of the medieval burial grounds of the Perm Cis-Urals (7th-15th centuries)]. Svidetel'stvo o registratsii bazy dannykh RU 2019622464 ot 23.12.2019. (In Russ.).
28. Oborin V.A. Kamskaya arkheologicheskaya ekspeditsiya 1955 goda [Kama archaeological expedition in 1955]. KSIIMK. 1959, iss. 74, pp. 101-109. (In Russ.).
29. Oborin V.A. Komi-permyaki [Komi-Permyaks]. Finno-ugry Povolzh'ya i Priural'ya v srednie veka. Izhevsk, Izd-vo «Udmurtskii universitet», 1999, pp. 255-298. (In Russ.).
30. Oborin V.A. Komi-permyaki v IX-XV vv. (Rodanovskaya kul'tura) [Komi-Permyaks in the 9th-15th centuries. (Rodan culture)]. PhD thesis. Moscow, 1957, 404 p. (In Russ.).
31. Oborin V.A. Mogil'nik Telyachii Brod VII-XII vv. [Velyachiy Brod burial ground of the 7th-12th centuries]. Voprosy arkheologii Urala. 1973, iss. 12, pp. 126-136. (In Russ.).
32. Oborin V.A. Pamyatniki rodanovskoi kul'tury u s. Tabory [Monuments of Rodanovskaya culture near the village of Tabory]. KSIIMK. 1956, iss. 65, pp. 107-118. (In Russ.).
33. Oborin V.A. Plekhovskii mogil'nik [Plekhovsky burial ground]. KSIIMK. 1951, iss. 36, pp. 200202. (In Russ.).
34. Oborin V.A. Raskopki pamyatnikov zheleznogo veka v verkhnem Prikam'e [Excavations of Iron Age sites in the upper Kama region]. Voprosy arkheologii Urala. 1962, iss. 2, pp. 95-99. (In Russ.).
35. Otchet imperatorskoi arkheologicheskoi komissii za 1900 god [Report of the Imperial Archaeological Commission for 1900]. Saint Petersburg, 1902, 174 p. (In Russ.).
36. Otchet imperatorskoi arkheologicheskoi komissii za 1901 god [Report of the Imperial Archaeological Commission for 1901]. Saint Petersburg, 1903, 199 p. (In Russ.).
37. Smirnov A.P. Ocherki drevnei i srednevekovoi istorii narodov Srednego Povolzh'ya i Prikam'ya [Essays on the ancient and medieval history of the peoples of the Middle Volga and Kama regions]. Materialy i issledovaniyapo arkheologii SSSR. 1952, no. 28. 278 p. (In Russ.).
38. Shmuratko D.V. Gruntovaya chast' Mitinskoi kurgannoi gruppy (rezul'taty raskopok 2016-2019 gg.) [Ground part of the Mitinskaya barrow group (results of excavations in 2016-2019)]. Vestnik Muzeya arkheologii i etnografii Permskogo Predural'ya. 2019, iss. IX, pp. 94-109. (In Russ.).
Информация об авторе К.В. Моряхина — кандидат исторических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Information about the author K. V. Moryakhina — Ph. D. (History), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 19.06.2022; одобрена после рецензирования 26.07.2022; принята к публикации 15.08.2022.
The article was submitted 19.06.2022; approved after reviewing 26.07.2022; accepted for publication 15.08.2022.