Научная статья на тему 'НОВЫЕ НАХОДКИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ МАСОК НА РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОГИЛЬНИКЕ'

НОВЫЕ НАХОДКИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ МАСОК НА РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОГИЛЬНИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
144
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпоха средневековья / ломоватовская культура / погребальный обряд / погребальные лицевые покрытия / серебряные маски / the Middle Ages / Lomovatovo culture / burial rite / funerary face covers / silver masks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белавин А. М., Крыласова Н. Б.

Рождественский могильник конца IX – XI вв., относящийся к ломоватовской археологической культуре, – один из 14 памятников Пермского Предуралья, где фиксируется такой элемент погребальной обрядности, как использование погребальных лицевых покрытий в виде матерчатого покрывала с нашитыми на него серебряными масками или кусочками серебряных пластин. При раскопках, продолжающихся в XXI в., погребальные маски и их фрагменты были обнаружены еще в 6 погребениях (в дополнение к 3 маскам, известным ранее). В целом использование погребальных лицевых покрытий зафиксировано в 2 % погребений данного могильника. Маски в виде личины имеют овальную форму, сравнительно небольшие размеры, выпуклый нос, глаза и рот в виде прорезей. Они лишены дополнительного декора, достаточно лаконичны и изящны. Возможно, относительная миниатюрность масок является хронологическим признаком самой поздней их разновидности. А особенности оформления носа путем выколотки – почерк местных ювелиров, поскольку на других территориях одновременные маски отличаются большей геометричностью. Наличие масок, которые считаются одним из элементов угорского погребального обряда, свидетельствует о сохранении в Предуралье представителей угро-мадьярского населения до XI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORE FUNERARY MASKS UNEARTHED AT THE ROZHDESTVENSKY BURIAL SITE

The Rozhdestvensky burial site dating back to the late 9th-11th centuries pertains to the Lomovatovo archaeological culture. It is one of 14 sites of the Perm Preduralye where funerary face covers have been registered. The covers were made of tissue, with silver masks or silver plate pieces sewn onto it. At diggings in the 21st century funerary masks and their fragments were unearthed at 6 other burial sites (in addition to the 3 masks already known). In general the use of funerary face covers have been registered in 2 % of the burials at the burial site. The masks look like whole face covers, are oval-shaped and relatively small-sized, with a protruding nose and apertures for the eyes and mouth. They are devoid of any decorations and are quite laconic and refined. Perhaps the comparatively miniaturistic nature of the masks indicates that the specimens are of the most recent variety. The peculiar feature of shaping the nose by tapping it is typical of local artisans because masks of the same period in other regions differ from them by more accurate geometry. The presence of masks, which are posited to be part of Ugrian burial rite, indicates that there was Ugrian-Magyar population in Preduralye until the 11th century.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ НАХОДКИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ МАСОК НА РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОГИЛЬНИКЕ»

УДК 902

DOI: 10.24412/2658-7637-2021-19-77-83

2 1 12 А.М. Белавин ' , Н.Б. Крыласова '

НОВЫЕ НАХОДКИ ПОГРЕБАЛЬНЫХ МАСОК

НА РОЖДЕСТВЕНСКОМ МОГИЛЬНИКЕ*

'Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь, РФ 2Пермский федеральный научно-исследовательский центр УрО РАН, г. Пермь, РФ

Рождественский могильник конца IX- XI вв., относящийся к ломоватовской археологической культуре, - один из 14 памятников Пермского Предуралья, где фиксируется такой элемент погребальной обрядности, как использование погребальных лицевых покрытий в виде матерчатого покрывала с нашитыми на него серебряными масками или кусочками серебряных пластин. При раскопках, продолжающихся в XXI в., погребальные маски и их фрагменты были обнаружены еще в 6 погребениях (в дополнение к 3 маскам, известным ранее). В целом использование погребальных лицевых покрытий зафиксировано в 2 % погребений данного могильника. Маски в виде личины имеют овальную форму, сравнительно небольшие размеры, выпуклый нос, глаза и рот в виде прорезей. Они лишены дополнительного декора, достаточно лаконичны и изящны. Возможно, относительная миниатюрность масок является хронологическим признаком самой поздней их разновидности. А особенности оформления носа путем выколотки - почерк местных ювелиров, поскольку на других территориях одновременные маски отличаются большей геометричностью. Наличие масок, которые считаются одним из элементов угорского погребального обряда, свидетельствует о сохранении в Предуралье представителей угро-мадьярского населения до XI в.

Ключевые слова: эпоха средневековья, ломоватовская культура, погребальный обряд, погребальные лицевые покрытия, серебряные маски.

A.M. Belavin2'1, N.B. Krylasova1'2 MORE FUNERARY MASKS UNEARTHED AT THE ROZHDESTVENSKY BURIAL SITE

:Perm Federal Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia 2Perm State University of Humanities and Pedagogy, Perm, Russia

The Rozhdestvensky burial site dating back to the late 9th-iith centuries pertains to the Lomovatovo archaeological culture. It is one of 14 sites of the Perm Preduralye where funerary face covers have been registered. The covers were made of tissue, with silver masks or silver plate pieces sewn onto it. At diggings in the 21st century funerary masks and their fragments were unearthed at 6 other burial sites (in addition to the 3 masks already known).

In general the use of funerary face covers have been registered in 2 % of the burials at the burial site. The masks look like whole face covers, are oval-shaped and relatively small-sized, with a protruding nose and apertures for the eyes and mouth. They are devoid of any decorations and are quite laconic and refined. Perhaps the comparatively miniaturistic nature of the masks indicates that the specimens are of the most recent variety. The peculiar feature of shaping the nose by tapping it is typical of local artisans because masks of the same period in other regions differ from them by more accurate geometry. The presence of masks, which are posited to be part of Ugrian burial rite, indicates that there was Ugrian-Magyar population in Preduralye until the 11th century.

Key words: the Middle Ages, Lomovatovo culture, burial rite, funerary face covers, silver masks.

* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Пермского края (соглашение № С-26/1192 от 19.12.2019 г.), в рамках проекта и при поддержке РФФИ и Пермского края 20-49-590001 р_а «Средневековое ювелирное наследие Пермского края: стилистические и химико-технологические особенности», а также в рамках темы госзадания «Урал - этнокультурный перекресток Евразии» № НИОКТР АААА-А-19-119032590066-2.

Одним из важнейших этнических маркеров угорской традиционной культуры являются погребальные маски, использование которых связано с глубокими и сложными идеологическими представлениями. Как показывают исследования, погребальные лицевые покрытия с металлическими нашивками характерны для всех групп древних угров, включая мадьяр (в том числе, венгров арпадского периода), принесших эту традицию с Уральской прародины в Паннонию [Белавин и др., 2018; Fodor, 1982, илл. XI; Fodor, 2013]. Эта погребальная традиция сохранялась у обских угров вплоть до к. XIX -н. ХХ вв. [Карьялайнен, 1994, с. 76-77].

Иногда специально изготовленные маски заменялись бытовыми металлическими предметами или их фрагментами. Так, на Пылаевском могильнике юдинской культуры металлические части лицевого покрытия представляли собой разрубленные на три части круглые бронзовые бляхи (зеркала?) [Кутаков, Старков, 1997, с. 137, рис. 17]. На могильнике Зеленый Яр VIII-IX вв. на лицевые «покрывала» трех погребений были нашиты большие медные пластины, вырезанные из стенок котлов [Зеленый яр, 2005, с. 211-212]. В Прикамье известна находка погребальной серебряной маски, переделанной из лицевой платины сумочки-ташки [Белавин, Крыласова, 2008а; Белавин, Крыласова, 2008б]. В погребении № 70 Арантурского могильника (Тюменская область) на лицо покойного, покрытое тканью, была уложена бронзовая чаша, играющая роль маски [Степанова, 2008].

Выявляемые в угорских погребениях лицевые покрытия (наглазники и наротники, маски и полумаски) объединяет то, что они состоят из матерчатого или мехового покрывала, на которое нашиваются специально изготовленные для этой цели маски из серебра (реже - золота), монеты, бляшки, куски серебряных и бронзовых пластин [Белавин, Крыласова, 2008а]. Качество серебряные масок различное - от рельфных, возможно, даже портретных масок из достаточно толстого прокованного серебряного листа, до тонких, изготовленных практически из серебряной фольги иногда в виде серебряной трухи.

На сегодняшний день на территории от Приуралья до Западной Сибири известно 28 памятников VI-XIV вв., где зафиксированы погребальные лицевые покрытия. Наибольшее их количество (14 памятников) выявлено на территории Пермского Предуралья. Общее количество находок масок в Пермском Предуралье составляет более 220 экз., учитывая и находки грабителей, демонстрируемые ими в Интернете. Наибольшее количество масок происходит с Баяновского могильника, где их найдено уже 186 экземпляров. Таким образом, погребальные маски в Прикамье - явление, характерное для угорского населения Урало-Камского региона в VI-XI вв., и каждая новая находка представляет особый интерес.

На Рождественском могильнике в ХХ веке было найдено 3 серебряные погребальные маски, использовавшиеся в качестве таких покрытий. Одна маска из коллекции Теплоуховых опубликована еще А.А. Спициным в 1902 г. [Спицин, 1902, табл.ХХ/10], а позднее - В.А. Обориным [Оборин, 1953, с. 168, табл. 1/17]. Две другие маски обнаружены в погребениях № 52 и 76 в период раскопок 1990-х гг. [Белавин, Крыласова, 2008, с. 478-480].

После возобновления исследований могильника в 2008 г. по программе противоаварийных археологических работ в погребениях было найдено еще 6 масок и их остатков.

В 2011 г. в погребении № 210б обнаружена серебряная погребальная маска (рис. 1), которая лежала лицевой частью вниз, в выемке носа сохранился фрагмент дерева. Очевидно, маска была перемещена со своего первоначального местоположения. Маска подтрапециевидной формы размерами 11,8 х 7,1-7,8 см изготовлена из тонкой серебряной пластины, с помощью чеканки выполнен выпуклый подтреугольный нос

с обозначенными ноздрями, глаза и рот изображены в виде прорезей, по углам маски прослеживаются отверстия для пришивания на тканевую основу. Вокруг маски с северной и южной сторон обнаружено 4 экз. бронзовых гирьковидных привесок, датирующихся концом X - XI вв. [Крыласова, 2013, рис. 1а/251]. Под маской выявлены остатки древесины, вероятно, от настила на дне могильной ямы, а также зерна. На дне могильной ямы под описанным скоплением находок наблюдалось темное пятно истлевшей органики подтрапециевидной формы.

В 2017 г. в погребении № 325, которое представляло собой кенотаф, обнаружена серебряная маска (рис. 2). Погребение содержало набор вещей статусного характера: железную саблю (разломанную на три части) с серебряным навершием на рукояти, рукоять плети, боевой топорик и другие предметы вооружения, сломанную пополам серебряную трапециевидную подвеску, кресало с бронзовой рукоятью, богатый поясной набор, погребальную маску и прочие вещи. Погребение является кенотафом, на что указывает тот факт, что наиболее ценные вещи, включая погребальную маску, были завернуты в сверток, перевязанный поясным ремнем с набором серебряных поясных накладок, который располагался в центре обычной по размерам и конструкции могильной ямы. При этом наиболее ценные серебряные вещи -трапециевидная подвеска и затыльник рукояти сабли с тисненым орнаментом - были помещены внутри свернутой в трубочку маски. Все предметы погребального инвентаря были преднамеренно сломаны, в чем проявляется характерный для финно-угров обряд «умерщвления» вещей. Представленные в комплексе предметы из серебра стилистически схожи с венгерскими, но по технологическим характеристикам тяготеют к прикамской ювелирной школе. Возможно, они были изготовлены по венгерским образцам. Воинский комплекс «венгерского типа», характерный для богатых дружинных захоронений Пермского Предуралья, очевидно, принадлежал погибшему на стороне мужчине-воину, представителю социальной элиты. Данный комплекс, в том числе, маска подробно опубликованы [Крыласова и др., 2018]. Погребение датируется первой половиной XI века.

Фрагменты маски хорошо реконструируются. После реконструкции маска представляет собой овальную личину размерами 15*10,5 см с выпуклым носом, сформированным путем выколотки, и небольшими миндалевидными прорезями глаз и рта и со следами позолоты (рис. 2). По краям маски пробиты круглые отверстия для пришивания к покрывалу из ткани. Такие маски характерны для периода конца IX -начала XI вв. [Белавин, Крыласова, 2008а].

В том же году еще одна маска найдена в погребении № 342 - это фрагменти-рованная серебряная погребальная маска со следами позолоты размерами 8,3 х 12 см (рис. 3/3) с выпуклым носом, сформированным путем выколотки, прорезанными глазами и ртом, по краям маски имеется три отверстия для пришивания. Под маской законсервировались фрагменты тонкой ткани из растительных волокон простого полотняного плетения репсовой структуры, на которую была нашита маска, и фрагменты нижней челюсти, под подбородком которой располагались две бронзовые пронизки и серебряная монета, а по бокам от челюсти - 2 серебряные калачевидные височные подвески (рис. 3/1-2). Под челюстью сохранились фрагменты древесного тлена от настила на дне могильной ямы. Монета сильно потерта, по ряду особенностей рисунка монетного поля, по заключению нумизмата Р.Ф. Вильданова, относится к чекану халифов из династии Абассидов [Крыласова, 2017, с. 123]. Кроме указанных находок в погребении имелась бронзовая поясная накладка с Ж-образным орнаментом и колесовидная подвеска. Погребение в целом может быть датировано XI веком.

Не исключено, что с погребальным лицевым покрытием (маской) связаны находки четырех серебряных пластин с отверстиями для крепления, которые,

возможно, были нашиты на погребальное лицевое покрытие (рис. 4). Они были обнаружены в северной части погребения № 352 - то есть «в изголовье», так как, судя по захоронениям с сохранившимися костяками и по особенностям расположения вещевого инвентаря, погребенные на могильнике были ориентированы головой на север или северо-запад.

Еще в двух погребениях найдены следы серебряных масок. В погребении № 198 в 2010 г. найден тлен от крупного фрагмента серебряной фольги. В погребении № 233 в 2014 г. в области головы обнаружено три фрагмента тлена от серебряной фольги, которые могут быть, как и в предыдущем случае, остатками тонкой погребальной маски (возможно, наглазников и наротника).

На настоящий момент на Рождественском языческом могильнике исследовано 413 погребений, маски и их остатки зафиксированы в 2 % из них. В целом это соотносится с количеством масок, выявленных на других могильниках ломоватовской культуры. Исключение составляет только Баяновский могильник, где маски присутствуют примерно в 48 % погребений. Маски Рождественского могильника, датируемые XXI вв., имеют некоторые отличительные особенности, которые с одной стороны, вероятно, объясняются их принадлежностью к самому позднему периоду функционирования данного элемента погребальной обрядности в Пермском Предуралье, а с другой, - индивидуальным стилем местных ювелиров. Они отличаются сравнительной миниатюрностью и отсутствием дополнительной орнаментации, как, к примеру, маски из хронологически близких Плесинского и Огурдинского могильников. Но в отличие от этих масок, имеющих упрощенный «геометричный» облик, на масках с Рождественского могильника очень тщательно с помощью выколотки оформлен нос. Материалы Рождественского могильника свидетельствуют, что угро-мадьярский обычай сопровождать отдельные захоронения погребальными лицевыми покрытиями с нашитыми на них металлическими масками сохранялся на финальном этапе ломоватовской культуры вплоть до конца XI века.

Библиографический список

1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рож-дественск / Археология Пермского края. Свод археологических источников. Вып. I. - Пермь: ПГПУ, 2008. - 603 с.

2. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Погребальные лицевые покрытия как угорский маркер // Между прошлым и будущим: ист. опыт нац. развития: Матер. Всерос. науч. конф., посвящ. 20-летию ИИиА УрО РАН. - Екатеринбург: ИИиА УрО РАН, 2008а. - С. 47-51

3. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Редкий предмет из грабительских раскопок // Случайные находки: хронология, атрибуция, историко-культурный контекст / Материалы тематической всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 16-18 декабря 2008 г. - СПб: СПбГУ, 2008б.- С. 215-218

4. Белавин А.М., Крыласова Н.Б., Данич А.В. Венгерские (мадьярские) черты погребального обряда средневековых могильников Предуралья // Археология евразийских степей. -2018. № 6. - С. 8-13

5. Зеленый Яр: археологический комплекс эпохи средневековья в Северном Приобье / под ред. Н.В. Федоровой. - Екатеринбург-Салехард: ИИиА УрО РАН, 2005. - 368 с.

6. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / Пер. с нем. Н.В. Лукиной. Т. 1. - Томск: ТомГУ, 1994. - 152 с.

7. Крыласова Н.Б. Хронологические особенности материальной культуры Х-Х1 вв. (по материалам Рождественского могильника в Пермском крае) // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2013. № 1 (21). - С. 104-115.

8. Крыласова Н.Б. Отчет о раскопках Рождественского (языческого) могильника в Кара-гайском районе Пермского края в 2017 г. / Рукопись. - Пермь: ПГГПУ, 2017. - 102 с.

9. Крыласова Н.Б., Белавин А.М., Подосенова Ю.А. Новый «венгерский комплекс» из раскопок Рождественского могильника // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. - 2018, № 4. - С. 91-99

10. Оборин В.А. Рождественское городище и могильник // Ученые записки Пермского госуниверситета. Т.1Х, вып. 3. - Харьков, 1953. - С. 161-179

11. Спицын А.А. Древности Камской чуди по коллекции Теплоуховых // МАР. Вып. 26. -СПб., 1902. - 109 с., илл.

12. Степанова Г.А. Погребение с бронзовой чашей из могильника Арантур 27 Препринт. -Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 2008. - 23 с.

13. Fodor I. In Search of a New Homeland. The Prehistory of the Hungarian People and the Conquest. - Corvina Kiado, 1982. - 322 pp.

14. Fodor I. Ancient Burial Masks. Hungarian burial tradition of eastern origin. - Budapest: Hungarian National Museum, 2013. - 72 p.

Сведения об авторах

Белавин Андрей Михайлович, д.и.н., Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН (Пермь, РФ). E-mail: [email protected]

Крыласова Наталья Борисовна, д.и.н., Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, РФ). E-mail: [email protected]

Belavin Andrey M., Doctor of Historical Sciences, Perm State Humanitarian Pedagogical University; Perm Federal Research Centre of the Uralski branch of the Russian Academy of Sciences (Perm, Russia). E-mail: [email protected]

Krylasova Natalia B., Doctor of Historical Sciences, Perm Federal Research Centre of the Uralski branch of the Russian Academy of Sciences; Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: [email protected]

Рис. 1. Рождественский могильник. Погребение № 210б: 1 - погребальная маска серебряная; 2-5 - привески бронзовые гирьковидные

Рис. 2. Рождественский могильник. Погребение № 325: маска серебряная

Рис. 3. Рождественский могильник. Погребение № 342: 1-2 — подвески височные серебряные, 3 - маска серебряная со следами позолоты, 4 - пронизки бронзовые, 5 - фр. ножа железного,

6 - браслет бронзовый, 7 — монета серебряная

Рис. 4. Рождественский могильник. Погребение № 352: серебряные пластины (детали лицевого погребального покрытия?)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.