ИСТОРИЯ
УДК 903.25 UDC 903.25
DOI: 10.24412/2713-0231-2021-1-7-19
Подосёнова Юлия Александровна
Кандидат исторических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151856 (доб. 286), e-mail: [email protected]
Данич Андрей Васильевич
Заведующий лабораторией археологической трасологии, антропологии и экспериментальной археологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151856 (доб. 379), e-mail: [email protected]
Podosyonova Yulia Aleksandrovna
Ph.D. (History), Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
Danich Andrey VasiHevkh
Head of the laboratory of archaeological trace analysis, anthropology and experimental archaeology, Perm State Humanitarian Pedagogical University,
Perm, Russia
БРОНЗОВЫЕ ФЛАКОНОВИДНЫЕ ПРОНИЗКИ БАЯНОВСКОГО МОГИЛЬНИКА ЛОМОВАТОВСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
FLASK-LIKE PERFORATIONS OF BAYANOVSKIY BURIAL GROUND OF THE LOMOVATOVSKAYA ARCHAEOLOGICAL CULTURE
Аннотация
Баяновский могильник, датируемый IX-первой половиной X вв., является одним из интереснейших средневековых памятников территории Пермского Предуралья. В настоящий момент времени это наиболее изученный погребальный памятник ломоватовской археологической культуры (исследовано 490 погребений). Публикация посвящена результатам изучения бронзовых флаконовидных пронизок, обнаруженных при раскопках Баяновского мо-
гильника. Флаконовидные пронизки — это металлические изделия в форме пустотелого и заполненного органическими материалами (кожей, войлоком) приплюснутого флакона в виде прямоугольника или вытянутой трапеции. В публикации представлена систематизация украшений, основанная на общей форме и технике изготовления изделий. Все изделия можно разделить на изделия сборные и цельнолитые. Орнамент на украшениях представлен в виде решетки, образованной ромбами и треугольниками. Отдельные изделия также имеют простой орнамент на гранях в виде прямых горизонтальных линий или линий и креста. При изучении их расположения в погребениях, было выявлено, что данные артефакты являлись элементами накосного комплекса исключительно женского средневекового повседневного костюма. Они являлись основными украшениями низок из бус, выполняющих роль ложной косы в костюме. Являясь украшениями женского костюма, пронизки выполняли и утилитарную функцию — служили футлярами для игл. Ремонт и фиксируемые следы износа изделий могут свидетельствовать о значимости этих украшений у средневекового прикамского населения.
Abstract
Bayanovskiy burial ground dating from the of the 9th century to the first half of the 10th century is one of the most interesting medieval sites of Perm Cis-Urals. At the moment it is the best known funeral site of Lomovatovskaya archaeological culture (more than 490 burials have been studied). The article is devoted to the results of studying flask-like perforations of Bayanovskiy burial ground excavations. These are metal products in the form of a hollow and filled with organic materials (leather, felt) flattened bottle in the form of a rectangle or an elongated trapezoid. These artifacts were hair ornaments in women's medieval costume, but also performed a utilitarian function. They served as cases for needles. The technique of making them is different. There are composite and there are cast from metal. The ornament on the jewelry is presented in the form of a lattice formed by rhombuses and triangles. Individual products have a simple ornament on the edges. These products with low beads served as a fake braid. They were used constantly; they were often repaired. This shows their importance for people's lives in the past.
Ключевые слова: Баяновский могильник, ломоватовская археологическая культура, флаконовидные подвески, Пермское Предуралье, женский костюм, игольницы, средние века
Keywords: Bayanovskiy burial ground, flask-like perforations, lomovatovskaya archaeological culture, Perm Cis-Urals, women's costume, cases for needles, middle ages
Введение
На данный момент времени Баяновский могильник является одним из самых исследованных погребальных памятников ломоватовской археологической культуры. Он расположен на территории Добрянского городской округа Пермского края, в 170 м к северо-западу от д. Бояново, на правом берегу р. Исток, пр. притока р. Вильвы, л. притока р. Косьвы, л. притока р. Камы, на гребне пологого холма.
Памятник был открыт в 1951 г. В 1951, 1953 гг. на нем проводились полевые археологические изыскания под руководством В. А. Оборина. За это время было обнаружено и ис-
следовано 17 погребений [Оборин 1953: 145-161; Оборин 1965: 107-118]. С 2005 г. раскопки могильника возобновились, и по настоящее время проводятся одним из отрядов Камской ар-хеолого-этнографической экспедицией ПГГПУ (руководитель А. В. Данич). За 2005-2020 гг. было исследовано 490 погребений. На настоящее время памятник датируется 1Х-первой половиной X вв. [Данич 2019: 311-312]
Практически все погребения совершены по обряду ингумации с положением вещей в порядке ношения при жизни. Коллекция изделий, обнаруженных в ходе полевых археологических изысканий, довольно разнообразна и выразительна - это украшения и принадлежности костюма, предметы вооружения, отдельные предметы бытового и ритуального назначения [Данич 2016: 37-38].
Предлагаемая вниманию публикация посвящена результатам изучения бронзовых фла-коновидных пронизок Баяновского могильника. Необходимо отметить, что данная работа продолжает цикл исследований, посвященных изучению разных категорий изделий этого памятника [Подосёнова, Данич 2019: 46-63; Данич 2014: 87-94].
Основная часть
Флаконовидные пронизки представляют собой металлические изделия в форме пустотелого и/или заполненного органическими материалами (кожей, войлоком) приплюснутого флакона в виде прямоугольника или вытянутой трапеции. Такие пронизки пользовались популярностью у прикамского населения достаточно продолжительный период времени -практически на протяжении всей эпохи средневековья. Изделия Баяновского могильника выраженное устье в виде короткой трубочки в верхней части и вытянутую трапециевидную форму (рис. 1; тип 2 по типологии Н. Б. Крыласовой) [Крыласова, Подосёнова 2018: 50-51, рис.2/1-2; Крыласова 2010: 210-215].
Рис. 1. Бронзовые флаконовидные пронизки Баяновского могильника. 1 - погребение 280; 2 - погребения 115, 130, 406, 476, 441, 473, 467, 440; 3 - погребения 415, 350, 54, 69, 283; 4 - погр. 266, 272, 252; 5 - погребения 70, 276; 6 - погребение 92; 7 - погребение 270; 8 - погребение 336
На Баяновском могильнике бронзовые флаконовидные пронизки были обнаружены в 22 погребениях (рис.1, погр.70, 276, 280, 336, 270, 92, 283, 266, 272, 252, 415, 350, 54, 69, 115, 130, 406, 441, 476, 473, 440, 476). Опираясь на общую форму и технические особенности изготовления изделий их можно разделить на две группы.
Первая группа включает изделия со сборной металлической основой - 13 экз. (погребения 270, 283, 266, 415, 92, 70, 54, 69, 476, 272, 276, 280, 336). Основа украшений сложена из двух половинок (рис. 2, 1А). Каждая половинка отлита отдельно в двухчастной двусторонней форме. Половинки скреплены между собой с помощью штифтов, которые пропущены через сквозные отверстия, проделанные в угловых частях основы украшения, и раскованы (рис. 2, 2А, 2В, 2Б).
Рис. 2. Особенности изготовления основы бронзовых флаконовидных подвесок Баяновского могильника. Сборное изделие. Без масштаба. 1 - флаконовидная пронизка из погребения 336
Баяновского м-ка: А - бронзовые литые части изделия, Б, В - войлок из внутренней части изделия с расправленными концами кожаного шнурка, Г - прошитый стежок и нитка, скрепляющие конструкцию из войлока и кожаного шнурка; 2 - особенности расположения штифтов на изделиях: А, Б - штифты в основании изделия (погребение 283), В - штифты и войлок (вид внутренней части, погребение 415)
Вторая группа включает изделия с цельнолитой металлической основой 9 экз. (погребения 115, 130, 252, 441, 473, 440, 467, 350, 406). Она была изготовлена способом литья по восковой модели с наличием сердечника (рис. 3).
Рис. 3. Особенности изготовления основы бронзовых флаконовидных подвесок Баяновского могильника. Изделие с цельнолитой основой.
1 - Изделие из погребения 406 Баяновского могильника с полной литой основой: А - общий вид литого изделия, Б - конец расправленного шнурка из кожи, В - фиксация нитки в войлочной части украшения, Г - фиксация железного стержня в войлочной части изделия (возможно иголки)
Основа изделий Баяновского могильника декорирована прорезным орнаментом в виде решетки, образованной ромбами и треугольниками (рис. 1, 1-3, 5). Редко основной прорезной декор изделий был дополнен отдельными декорирующими элементами - выделенной рамкой (рис. 1/4,6), выделенной рамкой и насечками по боковым сторонам (рис. 1/7), имитацией зернового декора в местах перекрестий прорезных ромбов, треугольников и на месте рамки (рис. 1/8).
Из всех изделий выделяются три изделия, в которых орнамент в виде горизонтальных линий, а также в форме креста и горизонтальных линий расположен на боковых сторонах изделий (рис. 5,1; рис. 6,2, рис. 6,5).
Несмотря на то, что в погребениях Баяновского могильника сохранность органического материала неудовлетворительная, достаточно хорошо удалось проследить особенности «носителей» данного вида изделий, а также способы их ношения, место и роль в костюме средневекового населения Пермского Предуралья.
Судя по данным, полученным с помощью палеоантропологического анализа (палеоан-тропологический анализ сохранившихся костных останков людей проводился научным сотрудником Отдела археологии, истории и этнографии ПФИЦ УрО РАН Н. Г. Брюховой) и определений пола погребенных на основе археологического материала, все украшения были обнаружены в погребениях в которых были похоронены женщины.
Судя по имеющимся антропологическим определениям возраста, погребения принадлежали женщинам, умершим в возрасте в основном от 16 до 60 лет (девять погребений принадлежали женщинам, умершим в возрасте от 16 до 30 лет, три погребения - взрослым, умершим в возрасте 25-50 лет (по составу погребального инвентаря пол усопших в этих погребениях реконструируется как женский), в одном погребении была похоронена женщина в возрасте 40-60 лет). Только в двух случаях погребения принадлежали девочкам умершим в возрасте 10-14 лет.
Точный способ ношения и место этих украшений в женском костюме удалось реконструировать при изучении погребений - учитывалось местонахождение изделий относительно фиксируемых остатков антропологического материала (позвонки, кости рук, челюсть), а также относительно археологического материала (лицевые покрытия в виде масок, шейно-нагрудные и головные украшения и т. д.). Практически все изделия располагались в погребении в районе грудной клетки погребенного (от шеи до пояса). Почти во всех изделиях были зафиксированы фрагменты кожаного тлена, войлока или кожаных шнурков с нанизанными бусами, достигающими иногда более 20 см (рис. 5, 2).
Такие особенности залегания позволили предположить, что данные изделия выступали в качестве одних из составляющих элементов сложных женских накосных комплексов. Комплексы состояли из основных и дополнительных составляющих [Крыласова 1991: 167-169] В качестве основных составляющих выступали кожаные ремешки или низки из бронзовых, каменных или стеклянных бус крупного размера вплетавшиеся в косу или прикреплявшиеся к косе и заканчивающиеся разного рода крупными украшениями (чаще всего, в материалах Баяновского могильника это шумящие арочные и биконьковые подвески).
В качестве дополнительных составляющих выступали соединители нижней части кос в виде цепочки, шнурка или низки бус (их наличие фиксируется в погребениях женщин, прическа которых состояла из двух кос), украшений соединителей кос (различные крупные металлические украшения) и дополнительных украшений, привешивающихся на среднюю часть накосной низки или шнурка. Иногда накосный комплекс снабжался отдельными дополнительными низками из бус, заканчивающимися разными привесками крупного размера, которые выполняли роль ложных кос в костюмном комплексе.
Флаконовидные подвески Баяновского могильника являлись дополнительным украшением накосных комплексов - они являлись концевыми украшениями отдельных низок, представляющих ложные дополнительные косы (рис. 4 А, Б).
Рис. 4. Флаконовидные пронизки Баяновского могильника.
Способы ношения: пронизки как основные элементы ложных кос. Рисунок выполнен О. С. Штенниковой. Без масштаба. А - погребение 266, Б - погребение 272
Отдельные изделия Баяновского могильника сохранились с фрагментами войлока, который занимал не только полость изделия, но и выходил на 1-2 см за пределы его нижней части (10 экз.). На войлок, выходящий за металлическую основу изделий, были прикреплены разного рода привески. Это половинки бубенчиков (погр. 70, 276), колокольчики (погр. 415, 336), лапки (погр. 440), умбоновидная подвеска (погр. 467, спиралевидные пронизки (погр. 252).
Возможно, такое дополнительное оформление флаконовидных украшений было характерно для большинства подобных изделий, происходящих не только из Баяновского могильника, но и из других одновременных памятников Пермского Предуралья (рис. 5; рис. 6, 3). Однако, зачастую, ввиду плохой сохранности органического материала такое расположение дополнительных элементов на войлоке не фиксируется, и привески, когда-то украшавшие флаконовидную пронизку выступают у исследователей как отдельные украшения костюма.
Рис. 5. Флаконовидные пронизки с украшающими привесками на войлочном припуске.
1 - погребение 467; 2 - погребение 440
Рассматриваемые изделия не только украшали костюм и выполняли роль оберега, как и любой элемент древних костюмных комплексов, но и использовались в практических целях - они являлись футлярами для железных игл в период эпохи средневековья. На отдельных изделиях Баяновского могильника фиксируется достаточно большой слой железного окисла, выходящего на поверхность сквозь решетчатый орнамент (рис. 5, 1; рис. 6, 3).
Рис. 6. Флаконовидные пронизки Баяновского могильника с войлоком и иглами внутри полости.
1 - погребение 406; 2 - это погребение 441, 3 - погребение 476;
4 - погребение 415; 5 - погребение 473
Такой окисел возник из-за нахождения внутри пронизок железных игл, которые были воткнуты в войлок, расположенный внутри изделия. В одном из изделий удалось зафиксировать фрагмент иглы, выходящей из войлока (рис. 3, Г). Нередко иглы, покрытые ржавчиной, просматриваются в отверстиях ажурных изделий (рис. 2, рис. 3).
Реконструкцию использования в практических целях таких пронизок можно хорошо представить на основе этнографических материалов и знания особенностей заполнения полости археологических пронизок войлоком. Полость изделия заполнялась войлоком в процессе изготовления металлической основы или после её изготовления. Через устье основы пропускался шнурок, свитый из двух кожаных полосок кожи. Его концы расправлялись и между ними укладывался слой войлока, вырезанный по форме полости изделия. Полученная конструкция из кожи и войлока сшивалась вместе и вставлялась в полость металлической основы изделия (рис. 2, 1Б, 1В, 1Г, 2В; рис. 3, Б, В). [Крыласова, Подосёнова 2018: 50-52, рис. 2/1,3]
Д. А. Анучин следующим образом описывает использование аналогичных по конструкции игольников в виде полой костяной трубочки или медного цилиндра у чукотских женщин. Через трубочку пропускался мягкий ремешок с узлом внизу, который не позволяет ей соскочить с ремешка; в узел втыкаются иголки, и когда иголка понадобится - чукчанка берет за трубочку, вытягивает узел и достает иголку, после чего снова вдергивает ремешок в трубочку, которая и прикрывает таким образом иголки [Крыласова 2001: 74; Анучин 1899: 249-250].
Аналогичное использование игольников у удмуртов в ХУП-ХГХ вв. описала Н. И. Шутова: удмуртки подвешивали вертикальный игольник к поясу, сквозь него продергивали кожаный шнурок или тесьму, в которую втыкали иголки. Трубочка свободно скользила по шнурку вверх и вниз. Для того, чтобы игольник удерживался на ремешке, к его нижнему концу иногда прикрепляли кольцо или ажурную бляху [Шутова 1992: 40; Крыласова 2007: 236]
Особенности, приведенные из этнографического материала, раскрывают практическое назначение отдельных деталей в конструкции флаконовидных пронизок. Сшивка войлока с расправленными концами свитого из полос кожи шнурка предотвращала выпадение внутренней части изделия, металлическая основа предотвращала потерю иголок и прикрывала их, а припуск войлока с нанизанными на него украшениями в нижней части изделия мог служить для удобства — вытягивания из пронизки войлока с иглами.
Рис. 7. Флаконовидные пронизки Баяновского могильника. Примеры ремонта: А, Б - ремонт изделий из погребений 280 и 272, А - с помощью кожаного шнурка, Б - с помощью сшитой кожаной полоски
Необходимо отметить, что на изделиях фиксируются явные четкие следы их постоянного использования в виде износа металла на устьевой части украшения, в виде износа металла на месте штифтов, соединяющих две створки основы изделия, в виде потертого рельефного орнамента и в виде отремонтированных изделий. Несомненно, это свидетельствует о постоянном ношении изделий в повседневном костюме.
Отдельные сборные изделия Баяновского могильника имеют следы ремонта, который был произведен еще при жизни погребенного. В основном требовали ремонта изделия, основы которых были сборными и состояли из двух частей (рис. 2). Ремонтировали изделия разными способами - просверливанием новых отверстий и вставкой новых штифтов с последующей расковкой, или более простым способом - связывали кожаными шнурками или накладывали на среднюю часть изделия полоску из кожи и сшивали её (погр. 280, 272, 69) (рис. 7, А, Б).
Такое бережное отношение к изделиям и их постоянное нахождение при хозяйке показывает значимость этой категории изделий. Как отмечает Л. А. Голубева, у финно-угорских народов игольник, как и другие предметы бытового назначения, со временем приобретает характер важного магического предмета и в составе элементов убранства женского костюма играет роль амулета заклинательной магии [Голубева 1997: 155]. Не только бытовое, но и магическое значение придавалось и иглам в игольнике.
Так, например, А. С. Сидоров, описывая традиции, поверья и приметы народа коми отмечает, что коми использовали иглы и носили с собой как обереги, чтобы уберечь себя от случайностей. А иголка без ушка всегда находится на груди у женщин, невест [Сидоров 1996: 187].
Заключение
Несмотря на то, что бронзовых флаконовидных пронизок в погребениях Баяновского могильника было обнаружено относительно немного (в 22 погребениях из 490 исследованных) при их исследовании стало возможным реконструировать и конкретизировать отдельные аспекты функционирования этой категории предметов. Прежде всего, такие изделия являлись многофункциональными украшениями повседневного женского костюма. Как украшения и обереги они были включены в состав накосных комплексов в виде дополнительных украшений или основных украшений ложных кос. Однако одновременно они выполняли и функцию изделия бытового предназначения, выступая в качестве футляров для игл. Фиксируемые следы постоянного их использования, а также наличие свидетельств ремонта изделий может свидетельствовать об их значимости в жизни прикамского населения в период 1Х-Х вв., в частности для населения погребенного в Баяновском могильнике.
Список литературы
Анучин Д. Н. О культуре костромских курганов и особенно о находимых в них украшениях и религиозных символах // МАВГР. 1899. Т. III. С. 237-259.
Голубева Л. А. Амулеты // Древняя Русь. Быт и культура: сб. науч. тр. М.: Наука, 1997. С.153-166.
Данич А. В. Исследования Баяновского могильника // Археологические открытия. 2019. Т. 2017. С. 311-312.
Данич А. В. Исследования Баяновского могильника // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. 2016. Вып. XI. С. 36-43.
Данич А. В. Новый пояс «византийского круга» и средневекового Баяновского могильника в Пермском крае // Археология, этнография и антропология Евразии. 2014. Вып. 3 (59). С. 87-94.
Крыласова Н. Б. Характерные накосники прикамских женщин VIII-XI вв. // XIV Археологическое совещание. 1991. Вып. XI. С. 166-169.
Крыласова Н. Б. История прикамского костюма: моногр. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2001. 220 с.
Крыласова Н. Б. Археология повседневности. Материальная культура средневекового Преду-ралья: монография. Пермь: Пермский государственный педагогический университет, 2007. 352 с.
Крыласова Н. Б. Флаконовидные пронизки-игольники прикамского типа // Славяно-русское ювелирное дело и его истоки: сб. науч. тр. СПб.: Нестор-История, 2010. С. 210-215.
Крыласова Н. Б., Подосёнова Ю. А. Флаконовидные пронизки на территории Пермского Пре-дуралья в период средневековья // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2018. Вып. 2. С. 49-60.
Оборин В. А. Баяновский могильник на р. Косьве // Ученые записки ПГУ. 1951. Т. IX. Вып. 3. С.145-161.
Оборин В. А. Памятники родановской культуры у с. Таборы // КСИИМК. 1965. Вып. 65. С. 107-118.
Подосёнова Ю. А., Данич А. В. Височные украшения Баяновского могильника ломоватовской археологической культуры // Археология Евразийских степей. 2019. № 6. С. 46-63.
Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми: монография. СПб.: Аллетея, 1996. 270 с.
Шутова Н. И. Удмурты XVI — первой половины XIX вв.: по данным могильников: монография. Ижевск: УдИИЯЛ УрО РАН, 1992. 264 с.
References
Anuchin D. N. O kul'ture kostromskikh kurganov i osobenno o nakhodimykh v nikh ukrasheniiakh i religioznykh simvolakh [About the culture of the Kostroma burial mounds and especially about the decorations and religious symbols found in them]. MAVGR, 1899, vol. III, pp. 237-259. (In Russ.)
Golubeva L. A. Amulety [Amulets]. Drevniaia Rus'. Byt i kul'tura: sbornik nauchnykh trudov. Moscow, Nauka, 1997, pp. 153-166. (In Russ.)
Danich A. V. Issledovaniia Baianovskogo mogil'nika [Research of the Bayanovsky burial ground]. Arkheologicheskie otkrytiia, 2019, vol. 2017, pp. 311-312. (In Russ.)
Danich A. V. Issledovaniia Baianovskogo mogil'nika [Research of the Bayanovsky burial ground]. Trudy Kamskoi arkheologo-etnograficheskoi ekspeditsii, 2016, iss. XI, pp. 36-43. (In Russ.)
Danich A. V. Novyi poias "vizantiiskogo kruga" i srednevekovogo Baianovskogo mogil'nika v Permskom krae [The new belt of the "Byzantine circle" and the medieval Bayanovsky burial ground in the Perm region]. Arkheologiia, etnografiia i antropologiia Evrazii, 2014, iss. 3 (59), pp. 87-94. (In Russ.)
Krylasova N. B. Arkheologiia povsednevnosti. Material'naia kul'tura srednevekovogo Predural'ia [Archeology of everyday life. Material culture of the medieval Urals]. Perm', PGPU, 2007, 352 p. (In Russ.)
Krylasova N. B. Istoriia prikamskogo kostiuma [The history of the Kama costume]. Perm', PGPU, 2001, 220 p. (In Russ.)
Krylasova N. B. Flakonovidnye pronizki-igol'niki prikamskogo tipa [Vial-shaped needle beads of the Kama type]. Slaviano-russkoe iuvelirnoe delo i ego istoki: sbornik nauchnykh trudov. Saint Petersburg, Nes-tor-Istoriia, 2010, pp. 210-215. (In Russ.)
Krylasova N. B. Kharakternye nakosniki prikamskikh zhenshchin VIII-XI vv. [Typical knapsacks for Kama women of the 8th-11th centuries]. XIVArkheologicheskoe soveshchanie, 1991, iss. XI, pp. 166169. (In Russ.)
Krylasova N. B., Podosenova Iu. A. Flakonovidnye pronizki na territorii Permskogo Predural'ia v period srednevekov'ia [Vial-shaped penetrations on the territory of the Perm Cis-Urals during the Middle Ages]. VestnikPermskogo nauchnogo tsentra UrO RAN, 2018, iss. 2, pp. 49-60. (In Russ.)
Oborin V. A. Baianovskii mogil'nik na r. Kos've [Bayanovsky burial ground on the river Kosva]. Uchenye zapiski PGU, 1951, vol. IX, iss. 3, pp. 145-161. (In Russ.)
Oborin V. A. Pamiatniki rodanovskoi kul'tury u sela Tabory [Monuments of Rodanov culture near the village of Tabory]. KSIIMK, 1965, iss. 65, pp. 107-118. (In Russ.)
Podosenova Iu. A., Danich A. V. Visochnye ukrasheniia Baianovskogo mogil'nika lomovatovskoi arkheologicheskoi kul'tury [Temple decorations of the Bayanovsky burial ground of the Lomovatov archaeological culture]. Arkheologiia Evraziiskikh stepei, 2019, no. 6, pp. 46-63. (In Russ.)
Sidorov A. S. Znakharstvo, koldovstvo i porcha u naroda komi [Witchcraft, witchcraft and corruption among the Komi people]. Saint Petersburg, Alleteia, 1996, 270 p. (In Russ.)
Shutova N. I. Udmurty XVI-pervoi poloviny XIX vv.: po dannym mogil'nikov [Udmurts of the 16th-first half of the 19th centuries: according to burial grounds]. Izhevsk, UdIIIaL UrO RAN, 1992, 264 p. (In Russ.)