Научная статья на тему 'История изучения сложных слов в хакасском языке'

История изучения сложных слов в хакасском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хакасский язык / сложные слова / словообразование / морфологический способ / синтаксический способ / лексический способ / управление / примыкание / изафет / Khakas language / compound words / word formation / morphological method / syntactic way / lexical / management / contiguity / ezafat

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Медведева Марина Алексеевна, Кызласова Алена Андреевна

В статье предпринимается попытка исследования истории изучения сложных слов в хакасском языке. Авторы считают, что до настоящего времени в хакасском языкознании не проводились комплексные работы по изучению сложных слов, в том числе по истории изучения. Результаты исследования данного вопроса могут быть использованы при чтении лекций для студентов, изучающих морфологию и синтаксис тюркских языков, в частности хакасского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of studying compound words of the Khakas language

The article is devoted to studying the history of compound words in the Khakas language. The authors consider the Khakas linguistics to be poor in studies of compound words, including the history of studying. The results of the research can be used when studying morphology and syntax of the Turkic languages, particularly, the Khakass language.

Текст научной работы на тему «История изучения сложных слов в хакасском языке»

Philology

УДК 811.512.153 DOI 10.21661/r-111766

М.А. Медведева, А.А. Кызласова

История изучения сложных слов в хакасском языке

Аннотация

В статье предпринимается попытка исследования истории изучения сложных слов в хакасском языке. Авторы считают, что до настоящего времени в хакасском языкознании не проводились комплексные работы по изучению сложных слов, в том числе по истории изучения. Результаты исследования данного вопроса могут быть использованы при чтении лекций для студентов, изучающих морфологию и синтаксис тюркских языков, в частности хакасского языка.

I Ключевые слова: хакасский язык, сложные слова, словообразование, морфологический способ, синтаксический способ, лексический способ, управление, примыкание, изафет.

M.A. Medvedeva, A.A. Kyzlasova

The history of studying compound words of the Khakas language

Abstract

The article is devoted to studying the history of compound words in the Khakas language. The authors consider the Khakas linguistics to be poor in studies of compound words, including the history of studying. The results of the research can be used when studying morphology and syntax of the Turkic languages, particularly, the Khakass language.

I Keywords: Khakas language, compound words, word formation, morphological method, syntactic way, lexical, management, contiguity, ezafat.

Первые научные сведения о сложных словах в хакасском языке мы находим в грамматическом очерке «Хакасский язык», приложенном к хакасско-русскому словарю [6, с. 436]. Здесь сложные слова рассматриваются как синтаксический способ словообразования и подразделяются на «парно-повторные усилительные слова» и «парно-собирательные слова».

Вопросами, связанными с изучением словообразования в хакасском языке, занималась видный хакасский языковед Д.Ф. Патачакова. Наиболее полно ее точка зрения на словообразовательную систему хакасского языка представлена в рукописной монографии «Словообразование в хакасском языке», где дан обзор словообразовательных аффиксов, задействованных в производстве существительных, прилагательных, наречий, глаголов, рассмотрены два способа словообразования: морфологический и синтаксический.

В «Грамматике хакасского языка» в разделе «Словообразование», написанный также Д.Ф. Патачако-

вой, представлены следующие способы словообразования: морфологический, синтаксический и лексический. Кроме этого, в сфере глагольного словообразования выделен фонетический (способ чередования звуков) [1, с. 47-55].

Автор данного раздела, к морфологическому способу словообразования относит сложные слова как пуул «нынче» (пу «этот», чыл «год»), пуун «сегодня» (пу «этот», кун «день»), озарых «на той стороне» (ол «тот», сарых «сторона»), ирепч1 «муж и жена», «супруги» (ир «муж», «мужчина», ипч1 «жена», «женщина») и т. д.

Остальные сложные слова относит к синтаксическому способу словообразования, при котором в качестве нового слова выступают парные словосочетания и слова, соединенные между собой связью управления, примыкания и изафетной. Рассмотрим каждую группу из этих слов.

В хакасском языке к парным словам относятся следующая группа сложных слов: ис-пай «имущество», «богатство», ыр-ког «веселье», иг1р-пуг1р «извилистый», чалзыс-чарым «одинокий», маймах-одж «обувь» и т. д.

interactive science | 5 • 2016

59

i

Филология

К новым словам, образованным по способу управления, относятся: iHeK сагцац «доярка», мал дсюрцец «животновод», айа сабарга «аплодировать», час ча-зирга «жить до преклонного возраста», чдпке юрерге «согласиться», сагысха тузерге «переживать», азах-тац тузереге «свалиться» и т. д.

В словосочетаниях, построенных на основе примыкания, выделяются сложные слова с зависимым определительным словом и сложные слова с зависимым обстоятельственным членом. К первой группе относятся: хара тас «каменный уголь», хара тасчы «шахтер», тимiр чол «железная дорога», хан тигiр «космос», ах тас «алебастр», хара хус «орел» и т. д.

Посредством изафета образуется много сложных слов, являющихся, названиями растений, ягод и грибов. Например: сеек оды «мухомор», хузух агазы «кедр», тиин хады «брусника», суг харагады «морошка» и т. д. Таким же путем образованы слова ха-рах оды «зрачок», нымырха оозы «желток яйца», хол чурегi «бицепс», Агбан пилтiрi «Усть-Абакан», харах имцiзi «врач-окулист», олган имцiзi «врач-педиатр» и т. д.

Д.Ф. Патачакова определила морфологический способ словообразования как самый продуктивный, суть которого состоит в том, что «образование новых слов происходит путем сложения морфологических элементов слова: основы (первичной и производной) и аффикса или основы с основой» [3, с. 52].

Некоторые аспекты словообразования в хакасском языке получили отражение в статьях А.И. Ин-кижековой-Грекул (1958), О.В. Субраковой (1988).

О.В. Субракова, исследуя язык хакасского героического эпоса, обращает внимание на наличие большого количества парных композитов в героическом эпосе, которые не отличаются от подобных слов современного хакасского и других тюркских языков. В результате анализа парных слов автор приходит к выводу, что основная функция парносочетающихся слов является словообразовательной [4, с. 87].

В настоящее время наиболее изучено словообразование в хакасском языке благодаря исследованиям И.М. Чебочаковой (Таракановой).

В своей монографии «Словообразование имен существительных в хакасском языке (в сопоставительном аспекте)» И.М. Тараканова (она же И.М. Чебо-чакова), приводит иную классификацию способов словообразования, в том числе и сложных слов [5, с. 42]. Исследователь рассматривает сложные слова под аналитическим словообразованием, которое включает в себя несколько способов образования сложных слов. Остановимся на них подробнее.

Согласно классификации И.М. Таракановой образование сложных слов структуры в хакасском языке происходит посредством следующих способов:

1) словосложение;

2) лексикализация словосочетаний;

3) композитные слова;

4) передача понятий описательным способом (толкованием).

Приведем только некоторые примеры.

1. Способ словосложения подразделяется на а) образование парных слов и б) образование сложных слов с атрибутивным отношением. Примеры образования парных слов: Хайда полза хан чогыл ба? Хан = да-пиг = де хыс пар (АА, 41) - Разве нет где-то другого хана? У хана (букв, «у хана - у бека») есть дочь; Чиид = iM-сшии = м = син харалттыц (АХ, 34) - Мою молодость-красоту (букв. Молодость = мою-кра-соту = мою) очернил; устаг-пастаг = цы «руководитель, начальник» (устаг «руководство», пастаг = цы «зачинатель»). Ко второй группе относятся: чир иб «землянка» («земля + юрта), тигip иб «церковь» («небо + юрта»), чир тамах «овощи» («земля + пища»), кун харагы «солнечный диск» («солнце + глаз = его»).

2. Образование сложных слов путем лексикали-зации словосочетаний. Например: хара хус «черная птица» ^ хара хус «орел»; сут тартчац («молоко возящий») ^ сут тартчац «молоковоз»; irnK сагцац («корову доящий») ^ irnK сагцац «дояр»; сомга суурцац («фотографии снимающий») ^ сомга суурцац «фото корреспондент».

3. Композитные слова восходят и к парным словам, и к сложным словам, а также и к предикативным единицам, закрепившимся в качестве номинативных средств. Примеры: хыйот «пырей» (хый = «режь», от «трава»), улукун «праздник» (улуг «большой», кун «день»), сарыг + ат («соловая + лошадь») ^ сараат «соловко».

4. Передача понятий описательным способом (толкованием). Как отмечает автор, этот способ в настоящее время широко используется в языке хакасской прессы. Например: чоллар харчи ирткчеткен чир «перекресток» (букв, «место, где дороги пересекаются крест-накрест»), Хакасияда 1526 аймах пдзiк от, 12 аймах агас, 4 аймах сугда даа, хуруг чирде дее чуртацац нимелер пар (ХЧ) - В Хакасии есть 1526 видов травянистых растений, 12 видов деревьев, 4 вида земноводных (вещей, живущих и в воде, и в сухом месте) [5, с. 45].

Профессор В.Г. Карпов в своих работах к словообразовательным конструкциям относит сложные глаголы, которые образовались способом последовательного сложения самостоятельных глагольных корней, обозначающих последовательно совершаемые отдельные действия, мыслящиеся как одно сложное действие: кил пар «посетить» (досл. прийти - уйти), юр сых «зайти на короткое время» (досл. зайти - выйти).

60 Интерактивная наука | 5 • 2016

Philology

Эти последовательно совершаемые действия могут состоять из трех-четырех действий, которые воспринимаются в настоящее время как одно действие ал пар сал кил «отвести кого-либо куда - либо» (букв.: взяв пойти - прийти) [2, с. 20-21].

Таким образом, в настоящее время недостаточно исследований, посвященных изучению сложных слов в хакасском языке. Однако, недавние исследования И.М. Таракановой в этой области заслуживают быть отмеченными.

Литература

1. Грамматика хакасского языка [Текст] / Под ред. профессора Н.А. Баскакова. - М.: Наука, 1975.

2. Карпов В.Г. Сложные формы прошедшего времени глаголов хаксского языка / В.Г. Карпов // Учёные записки ХакНИИЯЛИ / Отв. ред. Д.И. Чанков. - Абакан: Хак. отд. Красноярского кн. изд-ва, 1966. - Вып. 12. -С. 69-89.

3. Патачакова Д.Ф. Словообразование - активный источник обогащения лексики современного хакасского языка / Д.Ф. Патачакова // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - Вып. XVIII. - Абакан, 1973.

4. Субракова О.В. Язык хакасского героического эпоса / О.В. Субракова. - Абакан, 2007. - С. 182.

5. Тараканова И.М. Словообразование имен существительных в хакасском языке (в сопоставительном аспекте) / И.М. Тараканова. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - 174 с.

6. Хакасско-русский словарь / Сост. Н.А. Баскаков, А.И. Инкижекова-Грекул. - М., 1953.

Interactive science | 5 • 2016

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.