Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА "Я" У ПОДРОСТКОВ'

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА "Я" У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ САМОСОЗНАНИЯ / "СОЗНАНИЕ" / "ОТРОЧЕСТВО"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саидова З.Х.

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной и зарбежной психологической науки. Выделены основные научные течения и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями самосознания. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «сознание», «отрочество».This article deals with the concept of "self" in the domestic and zarbezhnoy psychology. The basic scientific trends and schools dealing with consciousness research. The essence of the concepts of "self", "consciousness", "adolescence".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА "Я" У ПОДРОСТКОВ»

releasing a relaxing substance from endothelial cells // Federation Proceedinds. -Washington, -1980. -V. 39. -P. 581.

13. Furchgott R.F., Zawadzky J.V. The obligatory role of endothelial cells in the relaxation of arterial smooth muscle by acetylcholine // Nature. -1980. -Vol/ 288, №5789. -P. 373-376.

Саидова З. Х. ассистент кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и социальные дисциплины» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Россия, г. Грозный ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗА «Я» У ПОДРОСТКОВ

В данной статье раскрывается понятие «самосознание» в рамках отечественной и зарбежной психологической науки. Выделены основные научные течения и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями самосознания. Раскрыта сущность понятий «самосознание», «сознание», «отрочество».

Ключевые слова: психология самосознания, «самосознание», «сознание», «отрочество».

HISTORY OF THE STUDY OF CONSCIOUSNESS AND THE FORMATION OF THE IMAGE OF "I" IN ADOLESCENTS

This article deals with the concept of "self in the domestic and zarbezhnoy psychology. The basic scientific trends and schools dealing with consciousness research. The essence of the concepts of "self", "consciousness", "adolescence".

Keywords: psychology of self-consciousness, "consciousness", "consciousness", "adolescence".

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствие получил название - «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш.Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие [3].

В период 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Стенли Холл в 1904-м году опубликовал свое первое исследование по отрочеству, в котором впервые описал амбивалентность и парадоксальность подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. Содержание подросткового периода Стенли Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человечество приобретает «чувство индивидуальности». Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первым предложил концепцию, объясняющих данное явление, и

очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. [2].

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой изучил особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания, как такой новообразовательной возможности понимания себя, связанной с отсутствием мира собственных переживаний, систематизации познания и упорядочения которых становится возможной только с появлением систематизации в понятиях.

Самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. В зарубежной литературе мы чаще встречаем термин «Я - концепция», обозначающий «совокупность всех представлений индивида о себе» (М Кун, М. Розенберг и др.) [3].

Сильное влияние на теорию юности и вообще переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник - австрийский психиатр Зигмунд Фрейд - не создал систематической теории, но выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностей развития юношеской личности. Его идеи были развиты многочисленными последователями [4].

Самым влиятельным представителем неофрейдизма в психологии развития вообще, и юношеского возраста особенно, был американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека по Эриксону, связывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками [1]. Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, в меру того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает три основные задачи развития:

- Самосознание временной протяженности собственного «Я», включающая детское прошлое и определяющая для себя проекцию в будущее.

- Осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе [3].

- Обеспечение системы выборов, которая обеспечивает целостность личности (выбор профессии, половой поляризации, идеологических установок). К. Роджерс предложил теорию личностно-центрированного консультирования, в которой по-своему рассматривал процесс формирования самосознания. Он отмечал, что чтобы получить адекватное представление о реальном «Я», необходимо понять суть концепции организмического оценочного процесса. Он подразумевает рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации (стремление развития своих способностей с целью поддержания самого себя и расширения границ

своего «Я»). Личностно- центрированная теория различает понятия «Я» и «Я-концепция». «Я» рассматривается как реальное организмическое «Я». Я-концепция людей - это их восприятие самих себя, которое не всегда соответствует их собственному переживанию или организмическому «Я». На начальном этапе Я-концепция формируется в основном на личном опыте индивида.

Видные русские психологи А. Галич, А. Потебня, И.М. Сеченов и другие рассматривали развитие самосознания и самосознания в неразрывном единстве субъекта и объекта, считая, что осознание человеком своей ближайшей среды и осознание им самого себя осуществляется им в одно и то же время, то есть человек сразу выступает и как «Я», и как «не Я».

В контексте социокультурного подхода к пониманию природы личности, специфики становления её самосознания, необходимо коснуться ещё одного более широкого взгляда на содержание этого понятия. Термин «личность» охватывает как природный, так социальный и культурный аспект. Такая широта описания понятия личности является избыточной, но рассмотрение всех данных аспектов может передать внутреннюю динамику формирования личности. Личность обладает данной ей от природы органической сущностью, потребностями и импульсами, которыми она обучается управлять по мере присвоение коллективных правил и норм в ходе социализации и индивидуального становления. [5].

Несмотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

Использованные источники:

1. Личко А.Е. Подростковая психология. М., 1985, - 264 с.

2. Мир подростка. /Под. ред. Снежневской Р.Д. М., Педагогика. 1989, - 233 с.

3. Поливанова К. Психологическое содержание подросткового возраста// Воспросы психологии. - 1996, - №1, С. 20-33.

4. Прихожан Е. Понять другого: подросток и взрослый - несколько штрихов к вечной теме // Семья и школа. - 1997. - №10, С. 4-6.

5. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. пед. агентство. М., 1997, - 234 с.

Саидова Т.И. студент 3 курса 2 группы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.