Научная статья на тему 'Методологические аспекты проблем самосознания у подростков в дистантных семьях'

Методологические аспекты проблем самосознания у подростков в дистантных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ДИСТАНТНАЯ СЕМЬЯ / DISTANT FAMILY / ПОДРОСТОК. / TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цынцарь Анна Леонидовна

Пред-ставлены теоретико-методологические наработки, связанные с процессом формирования самосознания подростков в условиях вынужденной трансформации семейного уклада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic methodological works connected with the process of the formation of the teenagers' self-consciousness are presented. Dif-ferent sources of emotional dissatisfaction of the teenagers in the conditions of a forced change in their family tenor are analized.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты проблем самосознания у подростков в дистантных семьях»

А.Л. ЦЫНЦАРЬ старший преподаватель кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Бендерского политехнического филиала ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко»*

Методологические аспекты проблем самосознания у подростков в дистантных семьях

Наиболее важным отличительным признаком подросткового возраста являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.

Процесс становления человеческой личности немыслим без формирования сознания и самосознания, которые являются ее неотъемлемыми компонентами. Все многообразие личности нельзя свести к самосознанию, однако и отделять одно от другого тоже не следует. В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития самосознания рассматриваются собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством общественный опыт. Большинство авторов выделяет в самосознании два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). И.И. Чеснокова представляет самосознание как единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности'.

И.С. Кон включает в структуру самосознания четыре компонента: сознание своей тождественности, сознание собственного «Я», осознание своих психических свойств и определенную систему

* Цынцарь Анна Леонидовна, е-таП: fnnf-cyncar@mail.ru

1 См.: Чеснокова И.И. Онтогенетические особенности самосознания личности/Принцип развития в психологии. М., 1978.

социально-нравственных самооценок1. Л.Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания. Это: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность, саморегуляция. Оригинальную концепцию структурирования самосознания предложила В.С. Мухина. Согласно этой концепции самосознание развивается внутри следующей исторически сложившейся и социально обусловленной структуры: имя собственное плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); долг и права личности. Е.А.Сорокоумова предлагает рассматривать самопонимание как компонент самосознания2.

Разные компоненты структуры самосознания изучены неодинаково. На первый план выдвигается проблема самооценки. Вопросы же самосознания остались как бы в стороне от психологических исследований несмотря на их актуальность и значение. Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.

В 20-30-е гг. ХХ в. начался период, который впоследствии получил название «подростковый бум». Исследованиями в этой области занялись многие ученые: Ш. Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и др.

В период 30-40-х гг. в центре внимания психологов оказались сознание и самосознание. Активное участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности

1

См.: Кон И.С. Психология старшеклассника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994, с. 92-94.

2 См.: Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. Монография. М., 2010.

и сегодня. В российской культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно точно определить начало и конец этого периода. Главным образом спор шел о том, какие именно факторы (биологические или социальные) определяют его содержание и характер.

Л.С. Выготский разработал культурно-историческую концепцию, в которой раскрыл особенности подросткового возраста и отметил новообразования данного возраста: развитие рефлексии и на ее основе самосознания1.

Самосознание не дано изначально, оно возникает постепенно, по мере того, как человек с помощью слова научится понимать самого себя. Становление подросткового самосознания включает две основные задачи развития:

- самосознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей для себя проекцию в будущее;

- осознание себя как отличного от постороннего и родительского мнения о себе. Примерно в 12 лет у подростков возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о себе как цельной личности2.

Цель нашей работы заключается в определении специфики формирования самосознания у подростков в дистантных семьях.

Методологической основой исследования являются работы Р. Бернса о структурных компонентах Я-концепции и факторах, влияющих

1 См.: ВыготскийЛ.С. Собр. соч. В 6 т. М, 1986, т. 4.

2 См.: Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.

на ее формирование; концепция психологического развития личности Э. Эриксона; работы отечественных психологов Б.Г. Ананьева, И.С. Кона о психологических особенностях развития Я-концепции у подростков. С точки зрения авторов классических направлений психотерапии (Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, А. Адлера, К. Юнга и др.), основополагающим фактором, влияющим на развитие человека, являются особенности его взаимоотношений в детстве со своими родителями.

Так, Э. Фромм, исследуя проблему становления личности в современном обществе, отмечал, что характер ребенка является слепком с характера родителей и развивается в ответ на их характер.

К. Юнг указывал на решающую роль семьи и родителей в формировании личности ребенка.

В формировании самосознания подростков значительную роль играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение подростками основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе. К сожалению, сегодня одной из наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются психологи, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений. Трансформация детско-родительских отношений имеет серьезные, порой даже драматические последствия для психического развития подростка, формирования его самосознания. Структуру семьи определяют по качеству отношений и по условиям семейной жизни. Выделяют: благополучные и неблагополучные семьи, устойчивые, проблемные семьи и др. По условиям семейной жизни выделяют студенческие и дистантные семьи.

Остановимся на определении дистантных семей. Данный термин произошел от слова «дистанция».

В.С. Торохтий характеризует такую семью по особым условиям жизни (семьи военнослужащих), где совместная жизнь супругов подвержена частым и длительным разлукам1.

По мнению С.И. Голода значительную часть дистантных семей образуют семьи моряков и рыбаков, чья профессиональная

деятельность связана с морем. Автор определяет их как «хронически

2

разлученные семьи»2.

Вместе с тем в психолого-педагогическом плане дистантные семьи практически не изучены. Существуют лишь единичные работы, в основном социологического характера, в которых проблемы в дистантных семьях сводятся к аналогии с неполной семьей. В них отмечается присущее этим семьям чувство одиночества и ограничение внешних контактов.

В связи с высокой трудовой миграцией взрослого трудоспособного населения понятие дистантной семьи расширяется (это подтверждают исследования социальных служб России, Украины, Приднестровья). В миграционный поток вовлекаются не только мужчины, но и женщины, оставляя своих детей на попечение близких родственников или соседей. В этих условиях формируется особый род семейно-брачных отношений -«дистантная» семья. Применительно к нашему исследованию оптимальным является следующее определение. Дистантная семья - это временное перемещение трудоспособных членов семьи из одних населенных пунктов в другие места приложения труда, независимо от продолжительности и регулярности, с целью заработка.

В настоящее время нет исследований, посвященных раскрытию влияния дистантной семьи на процесс формирования самосознания

1 См.: Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 2004.

2 См.: Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ/СПб., 1998, с. 272.

подростка. Нам известна лишь статья прибалтийских ученых И.Ю.

л

Лялюгене, Л.А. Рупшене1.

Мы считаем, что отъезд одного или обоих родителей нарушает структуру привычных семейных и детско-родительских отношений, порождает трудности в освоении новой для подростка среды общения (при временном отсутствии родителей). Последствиями подобной ситуации могут стать низкий уровень сформированности критериев самосознания. Стремление исследовать эти и другие проблемы, а также желание оказать практическую помощь подросткам из дистантной семьи в процессе формирования самосознания и привело нас к проведению исследования детей из дистантных семей, где один или оба родителя находятся на заработках за пределами Приднестровья.

Цынцарь А.Л. Методологические аспекты проблем самосознания у подростков в дистантных семьях. Представлены теоретико-методологические наработки, связанные с процессом формирования самосознания подростков в условиях вынужденной трансформации семейного уклада.

Ключевые слова: самосознание, «дистантная семья», подросток.

Tsintsar A.L. Methodological aspects of the teenagers' problems of the self-consciousness in the distant families. Theoretic - methodological works connected with the process of the formation of the teenagers' self-consciousness are presented. Different sources of emotional dissatisfaction of the teenagers in the conditions of a forced change in their family tenor are analized.

Key words: consciousness, distant family, teenager.

См.: Лялюгене И.Ю., Рупшене Л.А. Влияние трудовой миграции родителей на социализацию подростков / Социс, 2008, №1, с. 69-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.