Научная статья на тему 'История изучения хоролорских преданий'

История изучения хоролорских преданий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова Лидия Петровна

К историческим преданиям хоролоров путешественники и исследователи обращались как к достоверному свидетельству этнической истории, образа жизни и быта якутов. Проводится обзор основных направлений в изучении хоролорских преданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История изучения хоролорских преданий»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №3

УДК 398.2 (=512.157)

История изучения хоролорских преданий*

Л.П. Герасимова

К историческим преданиям хоролоров путешественники и исследователи обращались как к достоверному свидетельству этнической истории, образа жизни и быта якутов. Проводится обзор основных направлений в изучении хоролорских преданий.

The article is a brief description of basic directions in researching of Khorolor's legends. Khorolor's historical legends were reliable evidence of ethnical history, lifestyle and traditions of Yakuts for travelers and explorers.

Первые подробные материалы об исторических преданиях якутов оставили участники Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции Г. Миллер, И. Фишер и Я.И. Линдснау. Г. Миллер предания якутов называет «исторической повестью»: «Сия повесть есть, подлинно, не без основания». Сочинение Я.И. Линдснау, где более подробно пересказываются предания о перво-предках и родоначальниках якугов, вышло в свет спустя 240 лет в Магаданском книжном издательстве. В небольшом, но интересном сообщении Я.И. Линдснау «Описание якутов», где собраны материалы с 1741 по 1745 г., указывается, что в ясачных книгах по имени главных родов назывались волости: к волости Kangalasskoi -роды Копт'1 или Кого, которые почитали в своих преданиях главным образом ворона. Первое упоминание предания о вороне, тотеме хоролоров, встречается в этой работе [1].

Исторические предания и мифы якугов привлекли особенное внимание русских исследователей после путешествия академика А.Ф. Мид-дендорфа на северо-восток Сибири и выхода в свет книги О Н. Бстлингка «О языке якугов». Большой вклад в дело собирания, систематизации и исследования якутских мифов и преданий внесли политические ссыльные: И.Л. Худяков, В.Л. Серошевский, В.Ф. Трощанский, В.М. Ионов, Э.К. Пекарский и др.

Наибольший вклад в изучение преданий и мифов хоролоров внёс И.А. Худяков, находившийся в ссылке в г. Верхоянске в 1867-1875 гг. Его работа «Краткое описание Верхоянского округа» является одним из первых монографических исследований якутов. Пятая глава этой

ГЕРАСИМОВА Лидия Пстроина - соискатель каф. ЯГУ.

* Статья принята к печати 26 декабря 2006 г.

работы посвящена историческим преданиям. И.А. Худяков подробно освещает жизнь и быт хоролоров, которые жили около устья р. Чуогур в Эгинцах. В этой главе приведены сведения о тотемизме якутов, магических поверьях, связанных с животным миром, о почитании домашнего скота. К примеру, когда Нямиря гостил у Хоро, брат его невесты приехал тайно в Байдунский наслег, украл полосато-рыжую кобылу с трех-раздельным хвостом, бывшую богом у Пямиря-тойона, и возвратился с ней к отцу. Перед приездом его господин Хоро вздрогнул: «Что это, ребята, точно полосатая кобыла кровью заплакала; кровопролитие ведь возникает!» (Эт-тагай ощолоор. Саадьа§ай буулуур биэ хаанынан ытаата§а уЬу. Илбис тураары гынна эбээт!) [2]. В этом предании И.А. Худяков приводит значительное количество примет, поверий, описывает ряд обрядов, взаимоотношения между хорин-скими и верхоянскими якутами. Привлекает внимание обилие параллельных текстов на якутском и русском языках. Добротность записей И.А. Худякова объясняется тем, что он имел большой опыт исследовательской работы, придерживался строгой научной методики.

В конце XIX века большую роль в изучении хоринских преданий сьпрали политические ссыльные. В.Л. Серошевский в своей работе «Якуты» приводит предание о народе хоро, пришедшем с юга и отличающемся от якугов. Он пишет: «О них Худяков сообщает, что «хоро» -собственное имя, значит также: перелетная птица, юг, южный; хоролор - множественное число от хоро». Он приводит там же одно предание о хоро - прародителях якутов, живших будто бы некогда в Эгинском наслеге Верхоянского улуса, в 30 верстах ниже «к морю» от устья реки Бытантай. Жили в одном доме, и было их всего «с детьми и женами» семнадцать человек» [3].

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХОРОЛОРСКИХ 11РКДА11ИЙ

Далее он приводит: «В олоихо (былинах) не раз упоминается о хоро. В былине «Кёньчс-Бого» говорится, что у северных ворот стоит «Звучный Звон-богатырь с хоролорским языком». В былине «Старуха со стариком» враждебный герою злой дух называет себя: Хоро-Дыбырдан - богатырь со стременами из девяти пуговиц. Есть конь Хоро-Тябен. До сих пор сохранилось выражение: «Не по-хоролорски тебе говорю, а по-якутски» в значении «говорю понятно» (Намский ул., 1891 г.). Есть у якутов целые роды и целые наслеги, сохранившие до последнего времени прозвище хоро; таков, например, Хоро Ёдсй, известный официально как 2-й Одсйский Намского улуса, наслег Хоро За-падно-Кангаласского улуса. Есть озеро Хор в Сунтарском улусе» [4].

B.Ф. Трощанскому принадлежит работа «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов». Эта работа была написана в черновом варианте к 1894 г., опубликована после смерти автора Э.К. Пекарским, которому В.Ф. Трощанский завещал все свои рукописи. В этой работе В.Ф. Трощанский попытался объяснить происхождение и сущность религиозных верований якутов при помощи преданий хоролоров.

C.B. Ястрсмский в 1897 г. опубликовал перевод сведений о религиозных верованиях якутов, записанных якутом Дюпсинского улуса Н.К. Жирковым. В этой статье описаны поверья и обряды, связанные с рождением ребенка. Согласно этим поверьям, огонь - самая чистая вещь; всё, что падает в огонь, очищается; (так и) мертвого огонь очищает от грязи и грехов. Огонь наряду с водой относился к самым сильным стихиям [5]. Хоринцы считали, что в солнечном мире нет силы могущественнее и возвышенней огня. C.B. Ястрсмский верно подметил связь хоринцсв с огнем. Он пишет: «Когда герой предания едет на подвиги, ему родители посылают благословение и заклинают его: «Сделай себе спереди подобную утесу защиту из веского благословения духа своего пылающего огня и поезжай...» Гений огня неотделим от огня и очага. Таковы и его эпитеты: зола-постель, уголь-подушка, пышное одеяло, жир-золотая отметина, медный башмак, седая борода, твердая крепь, громадный нос, плетеная спина...» [6]. Интересно отмстить, что якуты, переселившиеся на север из Южной Сибири, называют духа хозяина огня Хоро [7]. «Жители Хыргыз-Хоорай, т.е. Хакасии, считали, как и монгольские народы, отцом огня сталь, а матерью - кремень. По преданиям хоролоров, огонь принес людям ворон, тем самым

спас хоролоров от голодной смерти. В связи с этим заманчиво увидеть в якутах не только древних соседей страны Хоорай-Хакасии» [8]. В преданиях хоролоров, как сказано в работе C.B. Ястремского, культ огня играл большую роль в повседневной жизни.

C.B. Ястрсмский пишет: «Тогда примутся настойчиво разведывать о том человеке, и оказывается, что все знающие его приглашают его высекать огонь. Тогда зовут этого человека. И вот он приходит и высекает огонь. Огниво у него, говорят, цельное, с ручкой из того же куска — тунгусское огниво, кремень — цвета красной меди.

Мать с ребенком садится у огня и в огонь бросает нищи, говорят (делает жертву). Л знахарь над ребенком высекает огонь и при каждом ударе огнива приговаривает:

- Кундул! Кундул! Сырал, сырал!

Хоро терде, хоро тердо!

Уот иччитэ, кырыл туИумат, кырыл TyhyMar!

(Сверкай, сверкай! Сияй, сияй!

Хоринский род, хоринский род!

Властитель огня, почтенный и важный, почтенный и важный!)» [9].

Отражением довольно сложных представлений являлась ритуальная функция огнива. Почитание огня занимало значительное место в системе религиозных верований якутов. «Огонь, по мнению якутов, дух чистейший, а потому берегутся оскорбить его чем-нибудь нечистым. Оскверненная вещь переносится через огонь и получает первобытную чистоту» [10]. Огонь обладал сверхъестественным свойством изгонять злых духов. Кроме того, считалось, что дух огня приносит богатство и удачу. Огниво, видимо, представлялось как олицетворение духа огня. Оно известно своим магическим качеством, извлекаемые из него искры обладали целебными свойствами. Существовал древний вид огнива, специально употребляемый для лечения болезней хоро. Это огниво так и называлось «хоро хата-та», т.е. огниво хоро. При этом считалось, что особенный эффект получался, если лечащим был человек, у которого предки были из рода хоро [11].

С этой интерпретацией огнива совпадают рудиментарные представления о сакральной связи представителей племени хори с огнем. Так, по материалам Г.Р. Галдановой, баргузинскис буряты (эхириты по племенной принадлежности) для совершения обряда огню приглашали человека из хоринского рода галзууд [12]. Кстати, по предположению Т.Д. Скрынниковой, в основе

ГЕРАСИМОВА

названия этого рода лежит лексема гал -«огонь». Поэтому галзуу, с которым связываются такие значения как «сумасшедший», «бешеный», «ярость», может быть денотатом солнца и огня (гал - огонь), как, например, славянское яр и тибетское шуг («свирепый») [13]. Соответственно, «этноним галзуут, может интерпретироваться как народ, обладающий бешеным (солнцем), т.е. «солнечный народ» [14]. Примечательно, что у якутов при болезнях, якобы вызванных гневом духов огня, высекатслсм огня мог быть человек только из хоринского племени (якутские хоро).

Значительный фактический материал о преданиях хоролоров имеется в работах В.М. Ионо-ва, который собрал свой материал во время Сибиряковской экспедиции 1894-1896 гг. В статье «Орел по воззрениям якутов» он осветил сохранившиеся у якутов почитания орла: «В записанной мною «Пссне о наступлении года» (Сыл кэлиитин ырыата) орел (хотой) является в роли возродителя природы. Чаще всего его называют тойон, господин. «Ставший господином (тойон) всех с летающими крыльями», он прилетает раньше других птиц. Даже подорожник (туллук), «назначенный в пищу орлу», является по этой песне позже. С прилетом орла кончается старый год - зимний и начинается новый - летний. Он трижды отер ногу о свой клюв - и сломался один рог мороза; он трижды воспел - и осыпался иней высокого леса; он шесть раз проклекотал - и солнце поднялось выше, подул теплый ветер и сломал другой рог мороза; все пришло в движение, снег растаял, потекли ручьи» [15].

В.М. Ионов был женат на якутке, прекрасно владеющей русским языком. Поэтому он подробно описал орла, тотема хоринцев. Дальше он пишет: «В верованиях якутов орел играл, несомненно, видную роль, но теперь об этом осталось сравнительно мало воспоминаний. Прежде всего, орел — танара, т.е. дух-покровитель. В этой роли мы встречаем еще: лебедя (куба), ворона (суор), ворону (тураах), бурундука (модотой). Каждая семья (в более широком смысле этого слова) - ийэ ууЬа (род матери) -имела своего особого родового танара (покровитель) или терут (основа, корень): Ийэ ууЬа тус-туспа танаралаах, каждый материнский род имеет своего покровителя. Замечательно, что выражения тойон (хотой) тангаралаах (имеющий покровителем орла) и тойон (хотой) теруттээх (происшедший от орла) означают одно и то же, что, несомненно, указывает на связь почитания орла с почитанием предков [16]. Далее он как знаток якутского языка пишет: «Слово терут

(начало, корень, происхождение) само указывает на смысл выражения хотой теруттээх, происшедший от орла. Вместо хотой танаралаах или хотой теруттээх, имеющий покровителем орла или происшедший от орла, говорят еще хоро танаралаах или хоро теруттээх, имеющий покровителем хоро или происшедший от хоро, причем хоро употребляется вместо хотой из предосторожности -«харыстаан» (оберегая, как говорят якуты)». Он верно подмечает: «Орел, как и другие перелетные птицы, прилетает из земли Хоро (Хоро сирэ), которую в песнях называют еще Кус Хоро сирэ (земля Кус Хо-ро)» [ 16].

Сакральное отношение к огню хоринцев В.М.Ионов отмечает с особой силой: «Обряд высекания огня над пораженным накожной болезнью (насланной духом хозяина огня - Уот иччитэ - в наказание за нанесённое ему оскорбление) может выполнять только «происшедший от орла» - хотой теруттээх. В заклинании, произносимом при этом, говорится: «Туулээх туггурдээх, дьаргыл кемус булаай-ахтаах, хотой хара дьадылын бастын- Х0Т050Й0 кы1шл кемус кырыаччылаах, Урэди урэйэ тэптим!» (Имеющую бубен с шерстью, много-слойно-серебряную колотушку и золотой скребок, сделанную из главного махового пера чёрного оплечья орла, Урэ5и уда^ан-шаманку, данную айыы - воплотив в себе, корень смертельной болезни расшвырял я ногами!) Следовательно, заклинатель справляется с источником болезни, смерти (елуу терде) потому, что он — «происшедший от орла», хоро (хотой) теруттээх [17|. Ученый верно подметил способность хоринцев к врачеванию.

В изучение хоринских преданий внес свой вклад известный исследователь якутского языка Э.К. Пекарский. В его капитальном словаре якутского языка содержится много интересных сообщений о хоринских мифах и преданиях. Например, приводится такое выражение: «Хоро танаралаах ойуун - ойуун (шаман), имеющий своим покровителем орла; Улуу хоро - прадед, особый покровитель огнива и кремня; хоро чоп-чу - очень маленький шеркунчик, который служит оправой лопатки шаманского костюма, назначение коего - производить шум и звон, подражая мрачному духу умершей шаманки Арыктаах Алахыйа; хоро чопчу симэх - корольковые и жемчужные украшения; хороттон кэлэр хонор чырып диэн кыыл - птица, так называемый петушок, прилетающий из теплых стран» [18, стлб 3505; стлб 3506].

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХОГОЛОРСКИХ ПРЕДАНИЙ

Крупным собирателем исторического фольклора был С.И. Боло, составитель сборника «Прошлое якутов до прихода русских на Лену» (1938). Часть материалов С.И.Боло была опубликована в 1937 г. в книге «Прошлое якутов до прихода русских по преданиям Якутского округа». Некоторые записи С.И.Боло были помещены Г.У.Эргисом в сборнике «Исторические предания и рассказы якутов» (1960). Наиболее ценными являются предания о белых и черных шаманах, сведения о языке «хоро», который в прошлом употребляли яку тские шаманы.

В течение многих лет собиранием преданий и легенд плодотворно занимались A.A. Саввин, А.С Порядин, В.Н. Дмитриев, П.Т. Степанов, Г.М. Васильев, И.Г. Бсрсзкин, Н.Т. Степанов, Г.Е. Федоров и др.

Большим знатоком исторических преданий хоролоров был Г.У. Эргис. В его работе «Спутник якутского фольклориста» подробно перечислены жанры якутского народного творчества, куда входят мифология, предания, легенды.

Г.У. Эргис в 1960-х гг. выпустил двухтомное издание «Исторические предания и рассказы якутов». Написанная им большая статья о якутских преданиях и устных рассказах является первым специальным исследованием на эту тему. Итог его исследований - большая монография «Очерки по якутскому фольклору», где этому посвящена особая глава. В 1960 г. вышло издание, подготовленное Г.У. Эргисом, «Исторические предания и рассказы якутов», где включены предания о третьем легендарном прародителе Улуу Хоро [19]. По одним преданиям, он прибыл вместе с Омогосм, по другим -самостоятельно несколько позднее, с юга из страны Хоро или с востока. Улуу Хоро и его потомки говорили на особом хоринском наречии (хоро тыла). Предания об Омогое, Эллэйс,

Улуу Хоро являются этногенстическими. Они отражают представление народа о его происхождении.

Литература

1. Лииденау Я.И. Описание якутов. Материалы, собранные с 1741 по 1745 гг. // Якутский фольклор. Хрестоматия. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989. - С. 7.

2. Худяков И.А. Краткое описние Верхоянского округа // Якутский фольклор. Хрестоматия. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989. - С. 44-48.

3. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. - М., 1993. - С. 237.

4. Там же. - С. 238.

5. Ястремский C.B. Остатки старинных верований у якутов // Изв. ВСОРГО. - 1897. - Т. 28, вып. 4. - С. 130.

6. Там же. - С. 131.

7. Бутанаев В.Я. Культ огня у хакасов // Э О. -1998. -№3.- С. 57.

8. Там же. - С. 58.

9. Ястремский C.B. Остатки старинных верований у якутов // Изв. ВСОРГО. - 1897. - Т. 28, вып. 4. - С. 109.

10. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - СПб., 1896. - С. 18.

1 1. Там же. - С. 44.

12. Галданова Г.Р. Закаменские буряты: Историко-этно!рафисчсскиеочерки.- Новосибирск, 1992.-С. 51.

13. Скрынникова Т.Д. Архетипы древнеиндийской и западно-бурятской традиционной культуры // Россия - Индия: перспективы регионального сотрудничества. - М., 2002.-С. 103-104.

14. Там же.-С. 104.

15. Ионов В.М. Орёл по воззрениям якутов. - СПб., 1913.-С. 2.

16. Ионов В.М. Орёл по воззрениям якутов // Якутский фольклор. Хрестоматия. - Якутск, 1989. - С. 3-4.

17. Там же. - С. 4.

18. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. - Будапешт: 2-е литофафичсское издательство, 1959. Т.2. - Стлб. 3505.

19. Эргис Г. У. Исторические предания и рассказы якутов. Ч. 1. - М„ 1960. - С. 203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.