Научная статья на тему 'Свадебный алгыс саха: мифологические воззрения'

Свадебный алгыс саха: мифологические воззрения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
473
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / АЛГЫС / ЗАКЛИНАНИЕ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ / ДУХ-ПОКРОВИТЕЛЬ / БОЖЕСТВО / ОБРАЩЕНИЕ / УГОЩЕНИЕ / ПРОСЬБА / CEREMONIAL POETRY / A WEDDING CEREMONY / ALGYS / A SPELL / MYTHOLOGICAL VIEW / SPIRIT-PATRON / A DEITY / THE REFERENCE / AN ENTERTAINMENT / THE REQUEST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дмитриева О. Н.

В статье рассмотрена семантика свадебных алгысов саха. Изучены и определены мифологические воззрения якутов в свадебной обрядовой поэзии якутов. Автор считает, что пережитки тотемизма, фетишизма и анимизма, сохранившиеся у якутов до XIX начала XX в. прослеживаются в заклинаниях-алгысах, произносимых во время совершения обрядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING ALGYS SAKHA: MYTHOLOGICAL VIEWS

In article semantics wedding algys sakha is considered. Mythological views of Yakuts in wedding ceremonial poetry of Yakuts are studied and defined. The author considers that vestiges totemism, fetishism and an animism, remained at Yakuts to XIX the beginnings of XX century are traced in the spells-algys said during fulfillment of ceremonies.

Текст научной работы на тему «Свадебный алгыс саха: мифологические воззрения»

С ногами-столбами и мощным хвостом,

Ушами - до самых звезд (Д. Уланова. Буду слоном!) -перенос физической величины, размера с воображаемого предмета окружающего мира (поскольку в действительности не существует ни одного объекта размером до звезд) на размеры части тела слона; преувеличивается размер этой части тела.

3.2. Физическое действие человека ^ физическое свойство предмета

Тетя Маша поняла, что переборщила с удобрением, когда кабачки сожгли ей дачу (КВН. Премьер-лига. 06.06.2010)

- действие человека (жечь что-либо) переносится на неживой предмет окружающего мира (кабачки); преувеличено количество использованного удобрения.

3.3. Физическое действие человека ^ физическое действие животного

[о громкой музыке в лесу] Три кукушки покончили жизнь самоубийством, два дятла получили сотрясение мозга (М. Задорнов. После нас хоть потоп) - результат действия громкой музыки на человека переносится на результат действия громкой музыки на птиц.

4. Типы переносов в натуромортной гиперболе

Три типа переносов наблюдаем в натуромортной гиперболе.

Библиографический список

1. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001.

2. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта: Наука, 2003.

3. Кузнецова, В.А. Языковая и речевая гипербола // Слово в словаре, семантическом континууме и тексте: межвуз: сб. науч. тр. / отв. ред. Буковская М.В. - Челябинск: ЧГПИ, 1990.

4. Скребнев, Ю.М. Тропы и фигуры речи как объект классификаций // Проблемы экспрессивной стилистики. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1987.

5. Общая риторика: пер. с фр. / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др.; общ. ред. и вступ. ст. А.К. Авеличева. - М.: Прогресс, 1986.

6. Кондратьев, А.Г. Художественное преувеличение как закономерность типизации в литературе: дис. ... канд. филол. наук. - М., 1984.

7. Поликарпова, Е.В. Гипербола в современном немецком языке (лексикологический аспект): дис. ... канд. филол. наук. - М., 1990.

8. Курахтанова, И.С. Языковая природа и функциональные характеристики стилистического приема гиперболы (на материале английского языка): дис. . канд. филол. наук. - М., 1978.

9. Скляревская, Г.Н. Метафора в системе языка. - СПб.: Наука, 1993.

Bibliography

1. Golub, I.B. Russian stylistics. - M.: Rolf, 2001.

2. Matveeva, T.V. The educational dictionary: Russian, Culture of Speech, Stylistics, Rhetoric. - M.: Flinta: Nauka, 2003.

3. Kuznetsova, V.A. Language and speech hyperbole // Word in the dictionary, a semantic continuum and the text. - Chelyabinsk: ChSPU, 1990.

4. Skrebnev, J.M. Tropes and figures of speech as object of classifications // Problems of expressional stylistics. - Rostov-on-Don: Publishing house of the Rostov University, 1987.

5. The general rhetoric: translation from French / Zh. Dyubua, P. Pir and other; the general edition and introductory article by A.K. Avelichev. - M.: Progress, 1986.

6. Kondratiev, A.G. Art exaggeration as law of typification in the literature: the dissertation. of Cand. Phil. Sci. - M., 1984.

7. Polikarpova, E.V. Hyperbole in modern German language (lexicological aspect): the dissertation. of Cand. Phil. Sci. - M., 1990.

8. Kurakhtanova, I.S. The language nature and functional characteristics of stylistic device of a hyperbole (on a material of English language): the dissertation. of Cand. Phil. Sci. - M., 1978.

9. Sklyarevskaya, G.N. Metaphor in language system. - SPb.: Nauka, 1993.

Article Submitted 24.02.11

УДК 7.046.1.:395(571.56)

О.Н. Дмитриева, асп. каф. фольклора и культуры института языков и культуры народов Северо-востока РФ Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: oksanadm2006@mail.ru

СВАДЕБНЫЙ АЛГЫС САХА: МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

В статье рассмотрена семантика свадебных алгысов саха. Изучены и определены мифологические воззрения якутов в свадебной обрядовой поэзии якутов. Автор считает, что пережитки тотемизма, фетишизма и анимизма, сохранившиеся у якутов до XIX - начала XX в. прослеживаются в заклинаниях-алгысах, произносимых во время совершения обрядов.

Ключевые слова: обрядовая поэзия, свадебный обряд, алгыс, заклинание, мифологическое воззрение, дух-покровитель, божество, обращение, угощение, просьба.

В последнее время миф привлекает интерес у многих. Это знания человека о мире, о человеке и его взаимодействиях с

объясняется тем, что мифы являются уникальным наследием природой. Мифологические воззрения передавались и закреп-

каждого народа, отражающими древнейшие представления, лялись среди этноса через произведения устного народного

4.1. Физические свойства предмета ^ физические свойства множества предметов

В районе повысилась радиоактивность. Долго не могли понять, от чего. Оказалось, кто-то в доме напротив завез на балкон землю для цветов со своей дачи (М. Задорнов. Приговор) - перенос физического свойства радиоактивности с небольшого участка земли на весь район; преувеличивается степень радиоактивности.

4.2. Физические свойства предмета ^ физические свойства человека

В России воду нельзя пить из-под крана. Зубы становятся похожими на пещерные сталактиты со сталагмитами

(М. Задорнов. Подниматель пингвинов) - перенос свойств, характерных для неживых объектов, на свойства человеческих органов (зубов); преувеличивается степень загрязненности водопроводной воды.

4.3. Физические свойства артефакта ^ физические свойства натуромортного объекта

Солнце падает за горизонт со скоростью мяча (В. Ерофеев) - объекту неодушевленного мира (солнцу) приписывается свойство скорости артефакта (мяча).

Как видим, преувеличение в гиперболе осуществляется при помощи операции переноса. Наибольшим разнообразием эти операции отличаются в сфере собственно антропоцентрической, что связано со свойством человека всё сравнивать с себе подобным.

творчества. В изучение мифологии якутов значительный вклад внесли И.А. Худяков [1], В.Ф. Трощанский [2], В.М. Ионов и М.Н. Ионов [3, 4], В.Л. Серошевский [5], Г.В. Ксенофонтов [6], С.И. Боло [7], Г.У. Эргис [8], А.А. Попов [9], И.С. Гурвич [10] и др. Анализ записанных ими текстов позволяет проследить этапы эволюции мифов, показать их взаимосвязь с другими жанрами фольклора, в частности обрядовой поэзии якутов.

Исследованием традиционных верований, мифологии и шаманизма народов Сибири занимался Н.А. Алексеев (1975, 1980, 1984, 2008). По мнению ученого, миф - это произведение устного народного творчества, дающее религиозное, т.е. исходящее из признания реальности сверхъестественных миров и их обитателей, или иррациональное (верное, но еще не осознанное разумом или наукой) объяснение явлений природы и жизни человека [11, с. 488]. Мифы посвящены познанию окружающего мира, осознанию закономерностей поступков человека, его взаимосвязи с природой, с коллективом, в который он входит.

Мифы о сверхъестественных существах до нас практически не дошли. Но имена божеств и духов, их эпитеты, характеристики содержатся в гимнах и заклинаниях-алгысах, произносимых во время совершения ритуалов, посвященных им.

Для якута заклинание алгыс являлся постоянным спутником, он должен был помнить хоть какие-нибудь формулы алгыса. Крепка была его вера в магическую силу слов, которые должны были воздействовать, умиротворить и склонить к себе расположение богов и духов.

Почти все свадебные алгысы якутов начинаются с обращения к Светлым божествам айыы и духам-хозяевам иччи, просьбы доброго отношения к людям, описания принесенной жертвы или угощения, обращения к божеству или духу даровать от своего богатства, просьба о благополучии и счастье.

По мифологическим воззрениям якутов, вселенная состоит из трех миров: верхнего, среднего и нижнего. В Верхнем мире живут, по их представлению, добрые силы айыылар. В Среднем мире живут люди дьоннор, также иччилэр духи-хозяева или духи-покровители. Нижний мир населяют злые духи абааЬ>тар.

Якуты - один из народов, в языческих верованиях которого не было единого бога. Вместо бога у них почитались божества - так называемые айыы, покровительствовавшие земным легендарным предкам якутов. Айыы отличались от других духов лишь жительством на девяти ярусах небес и преобладанием в их характере большей доброты. Однако, если им не угождали, айыы моментально превращались в самых злейших и мстительных духов.

Главным из божеств айыы, по верованиям якутов, считался YpYH Айыы Тойон (Светлый создатель господин). В заклинании при вывешивании саламы (волосяная веревка с нанизанными на нее дарами добрым и злым духам) сначала призывают его:

YYт таас олбохтоох С молочно-каменным престолом

Сегеленнеех тYhэхтээх Со счастливым жребием

YpYK Айыы Т ойон ! Юрюнг Айыы Т ойон !

[12, с. 24]

Из этого отрывка видно, что он живет на небе. Под молочно-каменным престолом подразумеваются облака. Якуты верили, что место обитания YpYK Айыы представлялось якутам как прекрасная страна, поэтому в алгысе говорится, что у него счастливый жребий. YpYK Айыы тойон считался создателем вселенной, живущим на девятом небе, а все остальные божества айыы - его домочадцами или прислужниками (ору-олдьуттар) - Дьвhвгвй Айыы (божество-покровитель коневодства), Дьыл^а Хаан господин и ЧыКыс биис госпожа (божества-властители рока, судьбы), Хотой Айыы (Орел айыы, дух-покровитель и предок орлов и части якутов), Барылыыр Бар ЧаКхар господин и Барылыыр Бар ЧаКхар госпожа (белые божества).

YрY^гАйыы тойон считался творцом душ людей, рогатого скота и пр. Все якуты называли себя айыы дьоно (народ или люди айыы). Например, в алгысе-благословении матери невесты в день свадьбы говорится об этом так:

Ар|^ыттан тэкииннээх, С поводьями с загривками,

АЬыныылаах санаалаах С милосердной мыслию племя,

Айыы Дьeheгeй айма|а. Творца Джесегей Айыы

[13, с. 26].

По поверью саха, девушку до замужества по тропам жизни ведут Верховные божества, держа за поводья. Они убирались, когда девушка выходила замуж. В дальнейшем женщина должна была самостоятельно, без помощи со стороны выполнять свое высокое предназначение быть Матерью, хранительницей очага. Об этом свидетельствует также одежда девушки на выданье, которая носила шапку-дьабака с подрезанными поводьями.

Целый комплекс архаичных представлений и обрядов связан с почитанием различных птиц и животных. Результатом мифологического развития тотемических верований является представление о божествах Хомпоруун Хотой айыы тойоне (Горбоносый орел айыы господин), Улуу Суорун тойоне (Грозный воронов господин). Согласно мифологическим воззрениям якутов, орел признавался одним из главных божеств айыы, прародителем людей и орлов. Культ орла подробно освещен В.М. Ионовым в работе «Орел по воззрениям якутов» [14]. Выше божества айыы Горбоносого орел хана был лишь YрYГ Айыы тойон. Например, в заклинании духа-хозяина огня помимо духа огня, призывают также Хотой Айыы:

Эбирдээх таныылаах, С рябыми ноздрями,

Хотоостугас хоноруулаах, С горбатым носом,

Хотой АйыыЬыт! Наш Хотой Айыысыт!

[15, с. 205].

Якуты считали, что если орел прилетал к юрте, обязательно нужно его кормить. Также всеобщее почитание орла выражалось в том, что его нельзя было никому убивать и есть.

Из остальных божеств айыы, которых призывали в свадебных алгысах были ^эгэй Aйыыhыт - богиня покровительница рогатого скота, Нэлбэй АйыьАыт - богиня, способствующая деторождению, Иэйиэхсит Хотун - богиня, покровительствующая людям, лошадям, рогатому скоту. Иэйиэхсит помогает при родах. Охраняет роженицу и новорожденного.

Иэйиэхсит в отличие от Айыысыт ничего людям не давала, а просто была посредницей и охранительницей какого-нибудь человека или животного. Например, в благословении матери невесты Айыысыт предстает перед нами как трудолюбивая хозяйка:

А| ыс кырыылаах С лоснящимися

А| ыныахтаах дьилбэктээх Восемь раз умащенными коленями

Ахтар АйыыЬыт хотун! Вспоминающая Айыысыт

Госпожа! [16, с. 27].

Или в алгысе, произносимом перед отправлением свадебного поезда:

Налыгыр АйыыЬыт а|аскыт аргыстастын,

Степенная Айыысыт попутчицей будет пусть!

ИЬэгэй Иэйиэхсит эдьиийгит экэрдэстин!

Добродетельная Иэйиэхсит сопровождает пусть!

[17, с. 258]

Из материалов видно, что айыы^1т человека называли Ахтар АйыыЛыт (Вспоминающая Айыысыт), или Налыгыр АйыыЛыт (Степенная АйыыЛыт), или Нэлбэй АйыыЛыт (Рассевшаяся АйыыЛыт); Айыысыт рогатого скота - ^эгэй Иэйиэхсит (Добродетельная Иэйиэхсит); айыыЛыт собаки - Но-ролуйа. О том, что они живут на восточной стороне земли, в алгысе при вывешивании саламы говорится так:

Имэкнээх ытыстаах, С благотворящими ладонями -

Илин диэки Иэйиэхсит эбэм! Восточная Иэйиэхсит-бабушка!

[18, с. 29]

Так как якуты не имели обряда, посвященного одновременно всем обитателям Верхнего мира, в произведениях обрядовой поэзии нет его обобщенного, цельного описания.

Каждый исполнитель-алгысчыт мог вносить те или иные изменения в общеизвестные традиционные и мифологические воззрения об обитателях Верхнего мира. Характеристика сверхъестественных существ, живущих в Верхнем мире, давались главным образом жрецами и шаманами в ходе исполнения обрядов, связанных с почитанием божеств айыы и верхних абааЫ1. Якуты верили, что подробными «знаниями» об айыы и верхних абааЫ! владели лишь шаманы и жрецы, которые излагали их рядовым верующим в своих молитвах и заклинаниях, являющихся образцами произведений обрядовой поэзии. В ходе их исполнения объяснялось, какую часть Верхнего мира в данном случае предстоит посетить, кто там живет и пр.

Древнетюркские представления о защите людей местными духами-хозяевами, такими как дух-хозяйка родовой территории, сверхъестественные хозяева горы, озера, около которых живет человек, дух-хозяин огня и т.п., сохранились у якутов в алгысах. По представлениям якутов, благополучная жизнь человека и его семьи во многом зависит от благосклонности духов-хозяев иччи дома, домашнего очага, двора, хлева и пр. Духи иччи похожи на человека. Древние якуты приписывали всем животным и природе человеческие качества. Иччи -очеловечивание всей природы якутами прошлого. Вот почему дореволюционные знатоки якутской старины иччи переводили как дух-хозяин. В этом выражении тонко подмечено то, что якутские иччи не являлись ни божествами, ни натуральными существами. К таким иччи относится почти весь пантеон духов якутской религии, делившихся на добрых и злых. Иччи обитают в Среднем мире. Свойствами богов якутские иччи не обладали, им приписывалась лишь охрана природы при помощи специальных средств.

Следующим духом, которого заклинали в свадебных алгысах был дух-хозяин домашнего очага или домашнего огня. По якутским верованиям, огонь обладал сверхъестественным свойством изгонять злых духов. О магических свойствах огня В.Л. Серошевский писал: «Огонь бывает различный: бывает «огонь священный» (айыы уота), тот который высекают над павшим в обморок шаманом. Бывает огонь - создание Улуу-Тойона - огонь полезный, огонь обыденного обихода, ему приносят в жертву белого жеребца. Бывает, наконец, огонь ужасный, все истребляющий, порождение подземного старика (аллараа о^онньор оноруулаах уот иччитэ), которому приносят в жертву красного как кровь с темной спиной и белой мордой жеребца» [5, с. 665].

Материалы показывают, что якуты называют духа-хозяина огня по-разному - Аал Дархан тойон (Изначальный важный господин), Аал Уххан (Аал светлый), Тувнэ Монол. ^л тэллэх, Подстилка - зола,

Кемер суор^ан, Одеяло - пепел,

Бырдьа бытык, Седая борода,

Кыырыл тебе, Сивая голова,

КемYс ураанньык, Серебряный лик,

Аал уотум иччитээ! Дух-хозяин моего домашнего

очага! [13, с. 256]

Как видно из этого отрывка, дух огня, по представлениям якутов, представлялся в виде маленького седобородого старичка. Его обычно «видели» только во сне. Дух-хозяин домашнего очага, по мнению якутов, был полным и добрым у тех, кто хорошо к нему относился, и наоборот, тощим и злым у тех, кто не почитал его. Он мог взять под свое покровительство душу человека, охранять его от болезней и несчастий. Таким представлением о духе домашнего очага объясняется поверье о том, что нельзя «разбивать угли на очаге - души кут и сур рождающихся детей обретаются там, можно их при этом разбить».

Следует отметить, что культ духа-хозяина домашнего очага и сейчас имеет широкое распространение. Якуты по возможности, иногда каждый день «кормят» огонь, при этом многие произносят алгыс.

Следующими духами-покровителями, к которым обращались с просьбой на свадьбе, были дух-хозяин дома и дух-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

хозяин хлева. Так, по представлениям якутов, каждая юрта или дом имели духа-хозяина. Этих духов называли: Дьиэ ТаКарата Дьиэрдэ Бахсыыла (или Бахсы) (домашний бог Джиэрдэ Бахсыыла) и Иэримэ Дьиэ иччитэ Дьиэбэ Бахсыйа хотун (дух-хозяйка изобильного дома Джиэбэ Бахсыйа госпожа). В алгысах якуты обращались только к духу-хозяйке дома. Духа-хозяйку хлева называли Бу Богучай или Ньаадьы ДьаКха хотун. Она считалась дочерью Улуу тойона - грозного небесного божества. Например, невеста, впервые приехав в дом жениха, обращается к ней так:

Иэримэ дьиэ иччитэ Уютного жилья хозяйка

Дьиэбэ Бахсыйа хотун, Джиэбэ Бахсыйа госпожа,

Хотон уорук иччитэ Дух-хозяйка хлева

Хотой Бахсы! Хотой-хозяйка!

[13, с. 243]

К семейно-родовому культу духов-покровителей в прошлом относилось и почитание духа-хозяина родовой территории - дойду иччитэ.

Якуты полагали, что от благосклонности духа-хозяйки земли зависит благополучная жизнь людей и размножение скота, дарованного божествами-покровителями скотоводства. Поэтому когда везут невестку в дом мужа, прибыв на окраине долины (где находится его местожительство), на самом восходе солнца делают остановку в пути. Все сходят со своих коней и готовятся к обряду. Затем невестка срезает с гривы своего коня три пучка волос и привязывает их к нижней толстой ветке лиственницы, стоящей отдельно от других. После этого она отвязывает от седла небольшой мех с кумысом, наливает кумыс в трехногий чорон, подходит к лиственнице, на ветки которой она привязала пучки волос конской гривы, опускается на одно колено и, обращаясь к востоку, читает алгыс:

Аан дойдум иччитэ Дух-хозяйка моей родины

Аан Алахчын хотун, Аан Алахчын госпожа,

Бэттэх керен мичээрдээ! Улыбнись, повернувшись

лицом ко мне!

[13, с. 287]

По алгысу видно, что духа-хозяйку земли якуты называли Аан Алахчын госпожа. В других материалах она называется Аан Дархан хотун (Изначальная важная госпожа), Аан Аалай хотун (Изначальная Аалай госпожа). Вилюйские якуты, по материалам А.А. Попова, называли ее Аан дойду иччитэ Айыы Нэлбэрдээн или Ньаадьай Бараан хотун - земля хозяйка, Айыы Нэлбэрдээн или Ньаадьай Бараан хотун - госпожа. В якутском фольклоре - добрый дух, обитающий в священном дереве Аал Луук Мас. В олонхо выступает как главная хранительница земли богатыря, дающая ему мудрые советы, благословляющая его перед отправлением в поход, заменяющая ему мать. По другим представлениям, тем же духом местности считалось то или иное пернатое существо, якобы гнездящееся или прилетающее отдыхать на особо приметном дереве данной местности. Таким деревом считалось самое крупное дерево, растущее на выступе самого видного мыса, или дере-во-орук или арык, растущее около указанного водоема. Дерево это отличалось тем, что все его ветви были собраны на одной вершине. Причем они не просто росли, а в виде кудрей создавали шапкообразную форму - арык.

В заклинании при вывешивании дэлбиргэ (веревка из белого конского волоса для подвешивания жертвы духу-покровителю местности) алгысчыт-заклинатель при описании духа-хозяйки земли использует такие эпитеты: с пенистой пазухой, с маслянистой ладонью, со смазанным жиром коленом, которые характеризуют ее как трудолюбивую работницу. Во всех алгысах она представлялась в виде седой старухи, живущей на толстых березах, поэтому нельзя было рубить старые деревья - могла обидеться дух-хозяйка земли и наказать обидчика. У последнего могли умереть дети или пропасть скот. В общем, Аан Дархан могла наказывать, как ей заблагорассудится.

Таким образом, изучение текстов алгысов якутов показывает, что в них прослеживаются пережитки древних культов, главным содержанием которого было почитание самих предметов, явлений природы, птиц и животных. Имена божеств и

духов, их эпитеты, характеристики содержатся в гимнах и заклинаниях-алгысах, произносимых во время совершения ритуалов, посвященных им. Объем и художественное достоинство заклинаний зависели от таланта их исполнителей. Считалось, что чем красочнее описан хозяин того или иного вида, тем щедрее он относится к просителю. В описаниях божеств и духов содержится много архаизмов, что свидетельст-

вует, что традиционные и мифологические представления полностью не исчезали с течением времени. Наиболее архаичными являлись обряды, связанные с почитанием окружающего мира и самыми древними сферами деятельности людей -охотой, рыболовством и обряды, связанные с почитанием культа огня.

Библиографический список

1. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л.: Наука, 1969.

2. Трощанский, В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов / ред. Э.К. Пекарский, доп. и примеч. Э.К. Пекарского и Н.Ф. Катано-ва. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1902.

3. Ионов, В.М. Медведь по воззрениям якутов // Живая старина. - Пг., 1915. - Прил. 3.

4. Ионов, В.М. Дух-хозяин леса у якутов // Сб. Музея антропологии и этнографии. - Пг., 1916. - Т. 4, Вып. 1.

5. Серошевский, В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - СПб.: Изд-во ВСОРГО, 1896. - Т.1.

6. Ксенофонтов, Г.В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. - М.: Наука, 1977.

7. Боло, С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену // Сб. тр. НИИ якут. языка и культуры при СНК ЯАССР / под ред. П.А. Ойун-ского. - М.; Якутск: Якутгиз, 1938. - Вып. 4.

8. Эргис, Г.У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974.

9. Попов, А.А. Материалы по шаманству у якутов. Культ богини Акит у якутов // Культура и письменность Востока. - Баку, 1928. -

Кн.3.

10. Гурвич, И.С. Охотничьи обычаи и обряды населения Оленекского р-на ЯАССР. - Сб. материалов по этнографии якутов. - Якутск: Якутгиз, 1948.

11. Алексеев, Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири. - Новосибирск: Наука, 2008.

12. Саха народын айымньыта (Устное творчество якутского народа) / сост. Ч.М. Васильев и Х.И. Константинов. - Якутск: Якутгиз, 1942.

13. Обрядовая поэзия саха (якутов). - Новосибирск: Наука, 2003.

14. Ионов, В.М Орел по воззрениям якутов // Сб. Музея антропологии и этнографии. - СПб., 1913. - Т.1, Вып. 16.

15. Сивцев, Д.К. Саха фольклора: Хомуурунньук. - Якутскай: Саха сирин. кинигэ изд-та. 1970.

16. Сосин, И.М., Ефремова Е.Ф. Уруу малаа^ша. - Дьокуускай, 1993.

17. Федоров, А.С. Салама ыйааЬына. - Дьокуускай: Бичик, 2005.

18. Слепцов, П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (XIX - начало ХХв.) - Якутск: Кн. изд-во, 1989.

Bibliography

1. Khudyakov, I.A. The short description of the Verkhoyansk district. - L.: the Science, 1969.

2. Troshchansky, V.F. Evolution of black belief (shamanism) at Yakuts / Editing E.K. Pekarsky, additions and notes E.K. Pekarsky and N.F. Kata-

nov. - Kazan: Type. Imp. Un-y, 1902.

3. Ionov, V.M. Bear on views of Yakuts // Live olden time. - Pg. - 1915. - App. 3.

4. Ionov, V.M. Spirit-owner of wood at Yakuts // Coll. an anthropology and ethnography museum. - Pg. - 1916. - T. 4, ed. 1.

5. Seroshevsky, V.L. Yakuts. Experience of ethnographic research. - SPb.: Publishing house VSORGO, 1896. - T. 1.

6. Ksenofontov, G.V. Ellejada: Materials on mythology and legendary history of Yakuts. - M.: The Science, 1977.

7. Bolo, S.I. Past of Yakuts before arrival of Russian to Lena // Coll. Work. Scientific research institute of Yakut language and cultures at SNK YUSSR / Under the editorship of P.A. Ojunskogo. - M.; Yakutsk: Yakutgiz. - 1938. - Ed. 4.

8. Ergis, G. U. Sketches on the Yakut folklore. - M.: The Science, 1974.

9. Popov, A.A. Material's priests on shamanism at Yakuts. A cult of goddess AicHT at Yakuts // Culture and East writing. - Baku, 1928. - B.3.

10. Gurvich, I.S. Hunting customs and ceremonies of the population Oleneksky region YUSSR. The Collection of materials on ethnography of Yakuts. - Yakutsk: Yakutgiz, 1948.

11. Alexeev, N.A. Ethnograph and folklore of the people of Siberia. - Novosibirsk: The Science, 2008.

12. Oral creativity of the Yakut people / Comp. C.M. Vasilev and H.I. Konstantinov. - Yakutsk: Yakutgiz, 1942.

13. Ceremonial poetry Sakha (Yakuts). - Novosibirsk: The Science, 2003.

14. Ionov, V.M. The Eagle on views of Yakuts // Coll. an anthropology and ethnography museum. - SPb. - 1913. - T.1, ed. 16.

15. Sivtsev, ^.K. Folklore of Sakha: The collection. - Yakutsk: The Yakut book publishing house, 1970.

16. Sosin, I.M., Efremova E.F. The wedding. - Yakutsk, 1993.

17. Feodorov, A.S. Hanging salama. - Yakutsk: Bichik, 2005.

18. Sleptsov, P.A. Traditional family and ceremonial at Yakuts (XIX - beginning XXb.) - Yakutsk: Publishing house, 1989.

Article Submitted 19.02.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.