ИСТОРИЯ ИГРУШКИ Абдусалямова Ш.К.
Абдусалямова Шохида Камилжановна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: игрушка во все исторические времена была связана с игрой - ведущий деятельностью, в которой формируются ум, физические и нравственные качества ребенка: В данной статье освещается история развития игрушки, начиная от античности - заканчивая 19 тысячелетием. Ключевые слова: игрушка, ребенок.
Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу.
Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.
Изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала кости, дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла, кожи и железа и уже значительно позже в ход пошла резина, пластик и другие химические материалы.
Первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра.
Рис. 1. Самая первая погремушка
Литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу над предполагаемой
жертвой, и др. Некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работающий раб.
В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных).
Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.
В XVI веке парижские игрушечники выработали, как самостоятельную специальность, изготовление кукол на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки. Дешевые городские игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли.
Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше - смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, в вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства.
Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX в. Здесь в 1880 г. стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож.
В 1900 году англичанин приказчик из Ливерпуля Фрэнк Хорнби (1863 - 1936) ехал в поезде и размышлял об удивительных достижениях техники рубежа XIX - XX веков, ему пришла в голову мысль сделать ребенка соучастником в деле создания технических средств. По словам Френка: идея в том, что ребенок может создать какие либо технические новшества, послужила основой для создания первого конструктора, который был назван: "Усовершенствованной игрушкой для обучения детей и подростков". Он придумал игру, состоящую из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков. Болтики можно было завинчивать в отверстия на разном расстоянии и под разными углами. Это давало возможность сооружать из планок тележки, мосты, подъемные краны. Эта игрушка открывала небывалые для того времени возможности. В целом идея Френка Хорбни оказалась очень востребована и принесла ему миллионы, он даже написал книгу, назвав её "ФренкХорбни: человек, заработавший миллион на игрушке".
Рис. 2. Усовершенствованная игрушка для обучения детей и подростков
Изобретателем деревянного конструктора является австриец Ехан Корбули, он был многодетным отцом, а на жизнь зарабатывал торговлей. У самого младшего из сыновей Ехана самым любимым занятием было крушение всех сооружений из деревянных кубиков, которые строили его старшие братья. Естественно это вызывало много конфликтов, и Ехан нашел решение это проблемы, он проделал дырочки во всех кубиках, таким образом, чтобы их было возможно соединить деревянными палочками. Конструктор приобрел название "Матадор" и поступил на прилавки в 1903 году, при изготовлении деталей использовалась древесина из бука.
Технические игрушки в занимательной, доступной пониманию детей форме дают представление о современной технике. Технические игрушки знакомят со строительной техникой, с видами транспорта, различными машинами (самоходные комбайны, электротракторы, подъемные краны, транспортеры, экскаваторы, грейдеры и др.),
Заключение: Игрушка - важнейшая составляющая любой культуры, отражающая национальные традиции и географические особенности. Детские игрушки - это жизнь в миниатюре, можно сказать фундамент, на котором формируется мироощущение ребенка, поэтому именно от них во многом зависит формирование личности.
1. Дорофеева З.Е., Сазонова Ю.В. Игрушка в жизни студента // № 6 (218).
2. Абрамова И. Всё равно тебя не брошу...// Витебский курьер, 2004. № 87.
3. Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С. 4.
4. Оршанский Л.Г. Игрушки // Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М. - Петроград, 1923. С. 101.
5. Бартрам Н.Д. Воспоминания о художнике // Избранные статьи. М., 1979. С. 46.
6. Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С. 377.
7. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С. 23.
Рис. 3. Матадор
Список литературы
С. 50-51.