Научная статья на тему 'Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях российского этнографического музея и музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)'

Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях российского этнографического музея и музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
651
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУКЛЫ / ИГРУШКИ / МУЗЕЙНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ / ОБСКИЕ УГРЫ / АЛТАЙЦЫ / TOYS / MUSEUM COLLECTIONS / OB UGRIC / ALTAI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Золотарева Наталья Владимировна, Курьянова Татьяна Сергеевна

В статье предпринята попытка рассмотреть игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях ведущих этнографических музеев Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). В процессе исследования была прослежена история формирования коллекций игрушек, описаны конструктивные характеристики игрушек, систематизированы в группы, проанализированы общие и различные черты в игрушках рассматриваемых народов, обозначены этнокультурные смыслы векторы развития этнокультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toys Ob-Ugric peoples and the Altai in the collec-tionsof the Russian Ethnographic Museum and the Museum of Anthropology and Ethnography n.a. Peter the Great (Kunstkammer)

Toys perform important functions of social and ideological inculturation in the culture of Ob-Ugric peoples and the Altai. For this reason interest in games and toys in different scientific disciplines is clear. However, the source base for research is negligible due to the disappearance of traditional toys from everyday use. In this regard, the museum's collections are of particular importance. Toys Ob-Ugric peoples and the Altai reside in ethnographic museums in the country, including the Russian Ethnographic Museum (REM), and the Museum of Anthropology and Ethnography n.a. Peter the Great, Russian Academy of Sciences (Kunstkammer) (MAE RAS). In the paper toys of Ob-Ugric peoples and the Altai are considered in the collections of the leading ethnographic museums, their informative significance are disclosed. During the research the history of toy’s collections is found, their structural characteristics are described. The common and different features in toys are analyzed, ethnic and cultural meanings are indicated as the vectors of development of etnocultural competencies. Toys are organized into collections of museums on the basis of the proposed classification: sound toys rattles, bells, rattles, etc.; motor toys bows, arrows, boomerangs, etc; shaped toys pictures of animals and dolls; labor creative toys; motor-sports balls, tops, etc.; theater toys; board games. The dolls Ob-Ugric peoples and the Altai as shaped toys are presented the most complete in the collections REM and MAE, so their comparative characteristics are performed. There are dolls children, dolls male and female dolls in the collections of museums. The fabric is a common material for the manufacture of all kinds of dolls. In addition Teleuts use paper as a material Telengits wood, Mansi skin, Khanty goose or duck's beak, or a piece of deerskin suede, fur. The hallmark of the dolls and the Altai Ob-Ugric peoples is the lack of face. This is due to traditional norms outlook, which prohibit image. In addition dolls Ob-Ugric peoples and Teleuts don’t have arms and legs, which distinguishes them from telengits dolls, which are marked with signs. Dolls women are different from men dolls clothes, which repeats the traditional costume. Based on the research paper concludes that museum objects considered highly informative because of their typicality to represent the culture and repeatability in the collection materials, due to periodic forwarding charges, performed by professional ethnographers.

Текст научной работы на тему «Игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях российского этнографического музея и музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 4 (16)

УДК 394.3+37.018

Н.В. Золотарева, Т.С. Курьянова

ИГРУШКИ ОБСКИХ УГРОВ И АЛТАЙЦЕВ В КОЛЛЕКЦИЯХ РОССИЙСКОГО ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ И МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРЫ)1

В статье предпринята попытка рассмотреть игрушки обских угров и алтайцев в коллекциях ведущих этнографических музеев - Российского этнографического музея и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). В процессе исследования была прослежена история формирования коллекций игрушек, описаны конструктивные характеристики игрушек, систематизированы в группы, проанализированы общие и различные черты в игрушках рассматриваемых народов, обозначены этнокультурные смыслы - векторы развития этнокультурных компетенций.

Ключевые слова: куклы, игрушки, музейные коллекции, обские угры, алтайцы.

Игрушки в культуре обских угров и алтайцев выполняют важные функции социальной и мировоззренческой инкультурации [1]. В силу этого понятен интерес к играм и игрушкам в разных научных дисциплинах. Вместе с тем источниковая база для исследований незначительна из-за исчезновения традиционной игрушки из обихода, в этой связи особое значение приобретают музейные коллекции. Игрушки обских угров и алтайцев хранятся в этнографических музеях страны, в том числе и в Российском этнографическом музее (РЭМ) и Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера) (МАЭ РАН). Используя в качестве источников музейные предметы и коллекционные описи, попробуем проследить историю пополнения коллекций обозначенных музеев игрушками и выявить информативную значимость последних.

Первое поступление хантыйских предметов в РЭМ произошло в 1910 г. Во время экспедиции в Березовский уезд сотрудник этнографического отдела Русского музея С.И. Руденко собрал 930 предметов (коллекция № 1711). Среди них находились 17 хантыйских кукол [2]. Классифицируем их на основе половозрастных и конструктивных характеристик.

1. Куклы-женщины:

- Куклы с головой из гусиных (1711-303, 312, 322, 328) или утиных (1711-306, 307, 326, 330) клювов, с туловищем из суконных полос, в меховых шубах.

- Куклы, основу которых составляет ткань. Одеты в меховые шубы (1711-304, 319) или бумазейный узорчатый костюм (1711-305).

2. Куклы-мужчины с головой из гусиного (1711-321, 327) или утиного (1711-325) клюва, с туловом из полосок сукна. Одеты в малицу.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 14-11-70002 «Традиционная игрушка коренных народов Западной Сибири как фактор формирования этнокультурных смыслов и компетенций».

3. Куклы-дети. Изготовлены из лоскутов и находятся в берестяной (1711302, 311) или жестяной (1711-310) люльке.

Во время этой же экспедиции С.И. Руденко собрал 472 мансийских предмета (коллекция № 1710), среди них 11 кукол [3]. Их классификация выглядит следующим образом:

1. Куклы-женщины, сшиты из тряпочек, одеты в меховые шубы (1710311-313, 315, 318-320). Манси на р. Сыгва, Лозьва, Сосьва.

2. Куклы-мужчины с туловом из одной (1710-316, 322) или нескольких (1710-321) тряпочек, в меховой парке. Собраны у манси на р. Сыгва, Сосьва.

3. Кукла-ребенок из тряпочек, лежащая в колыбели (1710-317). Манси на р. Обь.

Следующее поступление хантыйских предметов в музей датируется 1923 г. Во время экспедиции к хантам р. Аган сотрудница этнографического отдела Русского музея Р.П. Митусова собрала 376 предметов (коллекция № 4047), среди них 11 хантыйских кукол-женщин [4]. По конструктивным характеристикам можно выделить 3 типа кукол:

1. Куклы из клювика утки (4047-369) или лебедя (4047-365) с туловищем из полос сукна; или из птицы, шкурка которой, набита березовыми стружками (4047-367). Одеты в «сак». Понятие «сак» в описании многозначно: шуба, платье из ткани, распашная одежда.

2. Куклы из ткани. С головой из цветной материи (4047-362, 364, 368) или просто из ткани (4047-370-372). Одеты в «сак».

3. Куклы с основой из ткани и меха (4047-363, 4047-366). Одеты в платье из ситца (4047-363) или завернутые в лоскуток, имитирующий одежду (4047366).

Во время командировки к манси в пос. Сосьва в 1968 г. научный сотрудник Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ) М.С. Попова приобрела 23 мансийских предмета (коллекция № 7812), среди которых 1 кукла (7812-12) [5]. Основу куклы составляет ткань. Одета кукла в платье.

Дальнейшее пополнение фондов мансийскими вещами произошло в 1977 г. Из экспедиции в пос. Сосьва младший научный сотрудник ГМЭ Е.Г. Федорова привезла 37 мансийских предметов (коллекция № 8695) [6], среди них находились 2 куклы-женщины однотипного строения: голова сшита из ткани, туловище состоит из нескольких тряпочек. Одеты в платья, сшитые из сукна (8695-30) или ситца (8695-31).

В 1988 г. в результате командировки сотрудницы музея И.А. Карапетовой в Сургутский район фонды музея пополнились 135 хантыйскими предметами (коллекция № 11116) [7], среди которых 1 кукла-женщина (11116-129), сшитая из ткани, одетая в сак из сукна.

Как видим, фонды РЭМ систематически пополнялись обскоугорскими предметами на протяжении всего ХХ в. На основе выполненных классификаций можно сделать следующие выводы. В коллекциях РЭМ представлены куклы-дети, куклы-мужчины и куклы-женщины. Все куклы не имели лица, чтобы в них не вселились «духи». Согласно традиционному мировоззрению хантов и манси в изображение с лицом вселялась душа [8. С. 62]. Общими для хантов и манси являются куклы-дети, которые изготавливаются из ткани и помещены в люльку, и куклы-женщины,

изготавливаемые из ткани. Основа для изготовления кукол-мужчин у хантов и манси разная: у хантов это гусиный или утиный клюв с полосками сукна, а у манси - ткань. Специфическими для хантов являются куклы-женщины, основу которых составляют гусиный или утиный клюв, ткань и мех. Куклы-женщины отличаются от кукол-мужчин одеждой, которая повторяет традиционный костюм. Если куклы-женщины одеты в меховую шубу, сак, бумазейный костюм, платье, лоскут ткани, имитирующий одежду, то куклы-мужчины - в малицу или парку.

Далее перейдем к коллекциям МАЭ РАН. В 1887 г. в результате дара Ле-бедзинского и Кузнецова через Императорское Русское географическое общество коллекции музея пополнили 79 предметов быта и культа манси восточного склона Урала (коллекция № 338) [9]. Среди них имеется кукла в колыбели (338-26), собранная у манси р. Сосьва. Кукольная колыбель изготовлена из бересты, состоит из дна, бортика и невысокой спинки. По краям бортика пришиты кожаные ремешки и петли, которые в настоящей колыбели служат для привязывания ребенка. Внутри к спинке прикреплена низка бус и бисера. В колыбель вложена кукла, которая представляет собой кусочек шкурки с нашитой на него хлопчатобумажной тканью в красную и белую клетку.

В 1901 г. у У.Т. Сирелиуса были куплены 53 обскоугорских предмета (коллекция № 592) [10]. Среди них имеется кукла-женщина (592-7), собранная у обдорских хантов. Ее основу составляет утиный клюв с пришитым к нему прямоугольным куском черного сукна, на который нашиты продольные чередующиеся красные и зеленые суконные полосы. Верх платья оторочен зеленой суконной полосой. Шуба сшита из кусочков меха белки, по подолу оторочена полоской меха и сукна, имитирующей меховую мозаику, надставлена полосой оленьего меха и окантована красным сукном. На полах имеется по одной ровдужной завязке.

В 1907 г. у А.В. Журавкого были выкуплены 26 предметов, приобретенных им у хантов Тобольской губернии (коллекция № 1151) [11]. В их числе 22 куклы. Классифицируем их на основе половозрастных характеристик:

1. Куклы-женщины, основу которых составляет ткань (11511,2,3,5,6,7,9,10,11/1,11/2,13,15,17,19,20,21,22,23) или кусок белой замши (1151-14,18). У кукол имеются косы в виде матерчатых жгутов. Одеты куклы в шубы, на головы повязаны платки.

2. Куклы-мужчины (11/3,11/4) с головой из ткани, одетые в малицы.

3. Кукла-младенец в люльке из бересты (1151-4). Люлька сидячая, со спинкой и вставным дном, сшита и обвязана сухожильными нитками. Кукла-младенец представляет собой сверток красной материи, завернутый в синий платок.

В 1914 г. в результате командировки И.Н. Шухова к хантам р. Казым фонды музея пополнили 172 предмета (коллекция № 2383) [12], среди которых имеются куклы, классифицируемые следующим образом:

1. Куклы-женщины (2383-101,103,104,107,131). Основу кукол составляет кусочек оленьей шкуры. У них имеются косы, обвитые шерстью и украшенные бисером.

2. Кукла-мужчина в малице (2382-102).

3. Кукла в колыбели (2383-100). Колыбель выполнена из бересты, основу куклы-младенца составляет лоскут ткани.

На основе выполненных классификаций можно сделать следующие выводы. В обскоугорских коллекциях МАЭ РАН имеются куклы-женщины, куклы-мужчины и куклы-младенцы. Общими для хантов и манси являются куклы-младенцы, которые находятся в берестяной люльке. Но основа у этих кукол разная: манси в качестве основы используют кусочек шкуры, а ханты -ткань. Более широко в коллекциях музея представлены хантыйские куклы. Кроме кукол младенцев есть куклы-женщины и куклы-мужчины. Общим материалом для изготовления данных кукол является ткань. Кроме того, основу кукол-женщин составляют утиный клюв, кусочек белой замши или оленьей шкуры. Куклы-женщины отличаются от кукол-мужчин одеждой, повторяющей традиционный костюм. Если куклы-женщины одеты в меховую шубу, то куклы-мужчины - в малицу.

Теперь обратимся к коллекциям игрушек алтайцев РЭМ и МАЭ РАН. Коллекции были собраны в экспедициях: РЭМ - Д.А. Клеменца (1904), С.А. Токарева (1930-1932), Б.П. Сальмонта (1934), С.В. Романовой (200б); МАЭ РАН - А.В. Анохина (1913, 1931), А.Н. Липского (1915), Л.Э. Карунов-ской (1924, 1928), А.И. Новикова (1931). Во время экспедиций предметы преимущественно принимались в дар, также могли закупаться.

Коллекции алтайских игрушек РЭМ и МАЭ отличаются большим разнообразием. В них представлены как куклы, так и разнотиповые игрушки. В коллекциях музеев встречаются куклы южных алтайцев - телеутов, телен-гитов и северных алтайцев - шорцев. Куклы южных алтайцев, в частности телеутов, в своей основе имеют бумажный или тряпичный сверток, головная часть которого покрыта тканью. Отсутствуют руки и ноги, черты лица не обозначены. Куклы различаются по половозрастным признакам. Основным маркером, идентифицирующим пол, является одежда: для женщин - платье (РЭМ:№ 6826-71, 6826-73; МАЭ: №3720-309, 3728-96, 3974-46), для мужчин - отсутствие головного убора и два лоскутка в качестве одеяния (МАЭ: № 3728-99). Имеются куклы-дети (№ 3720-311, 312). Они отличаются небольшим размером - 6-8 см.

Для кукол теленгитов этнограф А.А. Малыгина [13. С. 131] предлагает следующую классификацию:

1. Куклы, сходные с телеутскими, - № 5068-90 (МАЭ). Единственное различие - наличие рук у куклы.

2. Деревянные куклы с матерчатой головой - № 5068-88 (МАЭ). Туловище вырезано из плоского куска дерева, имеются только ноги. Кукла замотана в оленью шкуру и одета в платье.

3. Деревянная кукла - № 5068-108 (МАЭ), 18666 т, 18660 т 1-3 (РЭМ). Куклы изготовлены из куска дерева. Представляют собой антропоморфные фигуры с руками и ногами. Черты лица не обозначены.

Шорские куклы преимущественно женщины (6826-75, РЭМ). По конструктивным характеристикам напоминают телеутские. Однако у них имеется прическа - пучок кудели или пакли, заплетенный в косу. Возраст и семейный статус куклы определяются платьем. Имеется кукла с ребенком (№ 5072-387, МАЭ).

Подобные куклы воспитывали в девочке хранительницу очага, мать и вместе с тем такие личные качества, как хозяйственность, доброта, терпение. Играя с куклой-дочкой, девочка познавала правила ухода за ребенком

[14].

Другие встреченные нами игрушки можно систематизировать согласно следующей классификации: звуковые игрушки - трещотки, бубенцы, погремушки и т.д.; двигательные игрушки - лук, стрелы, бумеранги и т.д; образные игрушки - изображения животных и куклы; творческие трудовые игрушки; моторно-спортивные - мячи, волчки и т.д.; театральные игрушки; настольные игры.

К звуковым игрушкам относятся погремушки «шалтрак». Они обнаружены только в коллекции РЭМ - 6826-29, 6826-30, 12424-35, 12424-36, 1242437. Первые 2 предмета были привезены из экспедиции в начале XX в., последние - сравнительно недавно - в 2006 г. Подобно шалтраку функции погремушки выполняла игрушка из горла гуся, согнутого в кружок (4768-19). Также к этой же группе можно отнести птичку-свистульку (5897-1). Данные игрушки успокаивали ребенка, способствовали развитию у него мелкой моторики, выработке чувства ритма, могли служить амулетом-охранителем от злых духов.

Обратимся ко второй группе. Для группы двигательных игрушек были отобраны лук со стрелами (РЭМ: 721-37, 8150 д; МАЭ: 3974-195 а,в, 5069-24 а,в,с), самострел (РЭМ: 8151 д; МАЭ: 3650-41а,в,с), пистолет (РЭМ: 5897-18), ружье (МАЭ: 5068-106), наган (РЭМ: 5897-41). Если первые две игрушки относятся к традиционной культуре, то последние - ближе к современной. Общим для всех предметов является то, что они выполнены из дерева. Указанные игрушки готовили мальчика к освоению основного промысла алтайцев - охоте.

Перейдем к третьей группе. Здесь представлены игрушки, изображающие разные виды животных. Автором статьи зафиксированы игрушки со следующими изображениями животных: «бун» (РЭМ: 4227-67) - игрушка в виде домашнего козла, выполнена из дерева и декорирована примитивной резьбой; «куш» - птица, детская игрушка деревянная, коровка (РЭМ: 14534 Д) - игрушка детская, вырезанная из цельного куска дерева; конь (МАЭ: 5068-109) -игрушка из коры тополя, мышь, или сурок (РЭМ: 5897-44) - игрушка детская из необожженной глины; утка с утенком (РЭМ: 5897-38/1,2) - глиняная игрушка. По примитивности исполнения игрушек из глины можно предположить, что они изготовлены ребенком. Данные игрушки отражают фауну родного края и в то же время могли являться представлением ребенка о ней.

К этой группе можно отнести игрушку в виде пятиконечной звезды (5068-104). Такая игрушка дополняла мировосприятие ребенка об окружающем мире.

Для группы творческих трудовых игрушек характерны предметы, знакомящие ребенка с миром бытового уклада, с утварью. Таковыми являются следующие игрушки: ведерко (МАЭ: 5068-105), сосуд из необожженной глины (РЭМ: 5897-42) и деревянная чашка «кичик-аймак» (РЭМ: 4227-69). Также к этой группе относятся игрушки, ставшие результатом творческого процесса ребенка - лепки или вырезания из дерева.

Моторно-спортивные игрушки представлены мячами, изготовленными из кожи или капа (РЭМ: 6826-76; МАЭ: 3153-1,2,3) и детским волчком («чар-

чаткыш») (РЭМ: 4768-6 а, б; МАЭ: 3650-31). Данные игрушки способствуют развитию моторики и глазомера у ребенка.

Театральные игрушки встречены только в коллекции МАЭ. Это маска старика сказочника и маска мальчика. Данные атрибуты применялись для оживления рассказов сказителя.

К группе настольных игр относятся фигурки астрогалов «кажик» (РЭМ: 5897-11/ 1-6, 5897-14 (1-5), 5897-23, 8153 Д 1-2, 8761-8763/1-2, 12424-39/1-8). Астрогалы - это вид игральных костей, изготовлены из позвоночных костей барана. Игрушка использовалась не только детьми, но и взрослыми. Последняя группа предметов, привезенная из экспедиции 2006 г., свидетельствует о том, что данная игра все еще популярна в народной среде.

В коллекции МАЭ обнаружены предметы для игры в «бабки» - чугунный диск (3728-11) и «бабка» (5068-107). Согласно правилам игры диском, или «бабкой», выбивают из круга другие кости, расставленные определенным образом.

Таким образом, предметный мир детства у алтайцев довольно разнообразен. Выявленные предметы служили плавному вхождению ребенка в культуру, его адаптации в мире взрослых. Погремушка «шалтрак» и астрогалы до сих пор используются в повседневной жизни алтайцев, что свидетельствует о жизнеспособности некоторых традиций в области игры. Следует отметить, что в коллекции РЭМ представлены как развивающие игрушки, так и модели взрослой жизни в миниатюре. Функционально игрушки были направлены на формирование двух основных сфер компетенций: для мальчиков - охоты, для девочек - семейных отношений.

Наиболее полно в фондах РЭМ и МАЭ РАН представлены куклы обских угров и алтайцев, в связи с этим можно провести их сравнительную характеристику. В коллекциях музеев имеются куклы-дети, куклы-мужчины и куклы-женщины. Куклы-дети обских угров представляют собой небольшой сверток, помещенный в берестяную люльку, а куклы-дети алтайцев повторяют кукол-взрослых и отличаются от них лишь меньшим размером. Общим материалом для изготовления кукол-детей у обских угров и алтайцев является ткань. В качестве особенного материала телеуты используют бумагу, манси -шкуру. Куклы-мужчины изготавливаются обскими уграми и алтайцами из ткани, кроме того в качестве материала для изготовления данных кукол ханты применяют гусиный или утиный клюв с полосками сукна, телеуты - бумагу. Основой для изготовления кукол-женщин у хантов, манси, телеутов, теленгитов, шорцев служит ткань. Кроме того, у телеутов имеются куклы-женщины с основой из бумаги, у теленгитов - из дерева, у хантов - из гусиного или утиного клюва, кусочка белой замши или оленьей шкуры, меха. Таким образом, общим материалом для изготовления всех видов кукол является ткань.

Отличительный признак кукол обских угров и алтайцев - отсутствие лица. Это объясняется традиционными нормами мировоззрения, запрещающими его изображение. Кроме того, обскоугорские, телеутские куклы не имеют рук и ног, что отличает их от кукол теленгитов, у которых обозначенные признаки имеются. Куклы-женщины отличаются от кукол-мужчин одеждой, которая повторяет традиционный костюм. Общей одеждой для кукол-женщин у обских угров и алтайцев являются платье и лоскут ткани, имитирующий одежду. Кроме того, у кукол-женщин хантов и манси одеждой служат шуба,

сак, бумазейный костюм. Информации об одежде кукол-мужчин у алтайцев в коллекционных описях не найдено. Куклы-мужчины обских угров одеты в малицу или парку. Как видим, благодаря информативности материала по куклам обских угров и алтайцев среди них можно выделить общее и особенное на этническом и субэтническом уровнях.

Рассмотренные нами музейные предметы обладают высокой информативностью в силу их типичности для представляемых культур и повторяемости в коллекционных материалах. Данное обстоятельство обусловлено периодическими экспедиционными сборами, осуществляемыми профессиональными этнографами.

Литература

1. Золотарёва Н.В. Мир детства и традиционная игрушка народов Западной Сибири в коллекциях Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета (МАЭС ТГУ) / Н.В. Золотарева, Т.С. Курьянова // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы 2-й Междунар. конф., Прага, 1-2 апреля, 2014 г. // Социосфера. 2014. № 21. С. 30-32.

2. РЭМ. Коллекционная опись № 141. 216 с.

3. РЭМ. Коллекционная опись № 115. 116 с.

4. РЭМ. Коллекционная опись № 141а. 386 с.

5. РЭМ. Коллекционная опись № 116. 41 с.

6. РЭМ. Коллекционная опись № 290. 25 с.

7. РЭМ. Книга поступлений № 36. 199 с.

8. Федорова Н.Н. Традиционная игрушка Обского Севера: куклы, олени. Синкретический характер игры и игрушки // Космос Севера. Екатеринбург, 2002. Вып. 3. С. 59-65.

9. МАЭ РАН. Оп. 338. 16 л.

10. МАЭ РАН. Оп. 592. 18 л.

11. МАЭ РАН. Оп. 1151. 6 л.

12. МАЭ РАН. Оп. 2383. 12 л.

13. Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ) // Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. Т. 42. С. 129-139.

14. Тахтуева А.М. Игры и игрушки в традиционном воспитании хантыйской семьи // Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 1996. Вып. 3. С. 58-65.

Zolotareva Natalya V., Kuryanova Tatyana S. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected], [email protected]

TOYS OB-UGRIC PEOPLES AND THE ALTAI IN THE COLLECTIONS OF THE RUSSIAN ETHNOGRAPHIC MUSEUM AND THE MUSEUM OF ANTHROPOLOGY AND ETHNOGRAPHY N.A. PETER THE GREAT (KUNSTKAMMER)

Key words: toys, museum collections, Ob Ugric, Altai.

Toys perform important functions of social and ideological inculturation in the culture of Ob-Ugric peoples and the Altai. For this reason interest in games and toys in different scientific disciplines is clear. However, the source base for research is negligible due to the disappearance of traditional toys from everyday use. In this regard, the museum's collections are of particular importance. Toys Ob-Ugric peoples and the Altai reside in ethnographic museums in the country, including the Russian Ethnographic Museum (REM), and the Museum of Anthropology and Ethnography n.a. Peter the Great, Russian Academy of Sciences (Kunstkammer) (MAE RAS). In the paper toys of Ob-Ugric peoples and the Altai are considered in the collections of the leading ethnographic museums, their informative significance are disclosed. During the research the history of toy's collections is found, their structural characteristics are described. The common and different features in toys are analyzed, ethnic and cultural meanings are indicated as the vectors of development of etnocultural competencies. Toys are organized into collections of museums on the basis of the proposed classification: sound toys - rattles, bells, rattles, etc .; motor toys - bows, arrows, boomerangs, etc; shaped toys - pictures of animals and dolls; labor creative toys; motor-sports - balls, tops, etc.; theater toys; board games. The

dolls Ob-Ugric peoples and the Altai as shaped toys are presented the most complete in the collections REM and MAE, so their comparative characteristics are performed. There are dolls children, dolls male and female dolls in the collections of museums. The fabric is a common material for the manufacture of all kinds of dolls. In addition Teleuts use paper as a material Telengits - wood, Mansi - skin, Khanty - goose or duck's beak, or a piece of deerskin suede, fur. The hallmark of the dolls and the Altai Ob-Ugric peoples is the lack of face. This is due to traditional norms outlook, which prohibit image. In addition dolls Ob-Ugric peoples and Teleuts don't have arms and legs, which distinguishes them from telengits dolls, which are marked with signs. Dolls women are different from men dolls clothes, which repeats the traditional costume. Based on the research paper concludes that museum objects considered highly informative because of their typicality to represent the culture and repeatability in the collection materials, due to periodic forwarding charges, performed by professional ethnographers.

References

1. Zolotareva N.V. Mir detstva i traditsionnaya igrushka narodov Zapadnoy Sibiri v kollektsiyakh Muzeya arkheologii i etnografii Sibiri im. V.M. Florinskogo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta (MAES TGU) [The world of childhood and the traditional toy of the peoples of Western Siberia in the collections of the Museum of Archaeology and Ethnography of Siberia named after V.M. Florinskiy in Tomsk State University (MAES TSU)]. Sotsiosfera, 2014, no. 21, pp. 30-32.

2. The Russian Ethnographic Museum. List no. 141. 216 p. (In Russian).

3. The Russian Ethnographic Museum. List no. 115. 116 p. (In Russian).

4. The Russian Ethnographic Museum. List no. 141a. 386 p. (In Russian).

5. The Russian Ethnographic Museum. List no. 116. 41 p. (In Russian).

6. The Russian Ethnographic Museum. List no. 290. 25 p. (In Russian).

7. The Russian Ethnographic Museum. List no. 36. 199 p. (In Russian).

8. Fedorova N.N. Traditsionnaya igrushka Obskogo Severa: kukly, oleni. Sinkreticheskiy kharakter igry i igrushki [The traditional toy of the Ob North: dolls, deer. The syncretic character of toys and games]. KosmosSevera, 2002, Vyp. 3, pp. 59-65.

9. The Museum of Archeology and Ethnography of the Russian Academy of Science. List no. 338. 16 l. (In Russian).

10. The Museum of Archeology and Ethnography of the Russian Academy of Science. List no. 592. 18 l. (In Russian).

11. The Museum of Archeology and Ethnography of the Russian Academy of Science. List no. 1151. 6 l. (In Russian).

12. The Museum of Archeology and Ethnography of the Russian Academy of Science. List no. 2383. 12 l. (In Russian).

13. Malygina A.A. Kukly narodov Sibiri (po kollektsiyam MAE) [Dolls of the peoples of Siberia (the collections of the MAE)]. In: Taksami Ch.M. (ed.) Material'naya i dukhovnaya kul'tura narodov Sibiri [The material and spiritual culture of the peoples of Siberia]. Leningrad: Nauka Publ., 1988, vol. 42, pp. 129-139.

14. Takhtueva A.M. Igry i igrushki v traditsionnom vospitanii khantyyskoy sem'i [Games and toys in the traditional education of the Khanty family]. In: Lukina N.V. (ed.) Narody Severo-Zapadnoy Sibiri [The peoples of the North-Western Siberia]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 1996, issue 3, pp. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.