Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
ИСТОРИЯ И СИМВОЛИКА: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА НЕВЕСТ КАРАКАЛПАКОВ
Исмаилова Раъно Музаффаровна
доцент, к.т.н. Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода Tel+998974470034 Elektron pochta: ismoilovarano 1975@gmail. com
Сапарбаева Аксунгуль Наурызбай кызы
магистрантка Национального института художеств и дизайна имени
Камолиддина Бехзода Tel+998997731711
АННОТАЦИЯ
Данная статья исследует историю, символику и культурное значение национального свадебного костюма невест каракалпаков, кочевого народа, проживающего в Центральной Азии. Статья анализирует различные элементы костюма, включая вышивку, украшения и аксессуары, раскрывая их глубокую символику и связь с каракалпакскими традициями и верованиями. Исследование подчеркивает важную роль, которую этот костюм играет в свадебных обрядах, а также его значение как культурного наследия и символа идентичности каракалпакского народа.
Ключевые слова: каракалпаки, традиции, орнаменты, новации, костюм.
ABSTRACT
This article investigates the history, symbolism, and cultural significance of the national wedding costume of Karakalpak brides, a nomadic people living in Central Asia. It examines various elements of the costume, including embroidery, jewelry, and accessories, revealing their profound symbolism and connection to Karakalpak traditions and beliefs. The study underscores the vital role this attire plays in wedding ceremonies, as well as its importance as a cultural heritage and a symbol of Karakalpak identity.
Keywords: Karakalpaks, traditions, ornaments, innovations, costume.
BВЕДЕНИЕ
Каракалпакский свадебный костюм - это великолепное произведение искусства, богатое историей, символикой и традициями. Для каракалпаков,
Research BIB / Index Copernicus
кочевого народа, проживающего в Центральной Азии, этот наряд является неотъемлемой частью их культурной идентичности.
Национальный костюм невест каракалпаков - это не просто одежда, а настоящее произведение искусства, в котором отражается богатая история и культура этого народа. Каждый элемент этого костюма - от украшений до тканей - имеет глубокий символический смысл и является частью национального наследия каракалпаков. В этой статье мы поговорим о всех особенностях и символике национального костюма невест каракалпаков.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОД.
Каракалпакская одежда, как часть культурного наследия Каракалпакстана, привлекала внимание многих исследователей и этнографов. Большой вклад внесли в изучение истории каракалпакского народа ученые Т.А.Жданко, С.Камалов, М.К.Нурмухамедов П.П.Иванов, С.П.Толстов, А.С.Морозова и другие. Кроме того, исследования в области каракалпакского текстиля и костюма проводились и другими исследователями: И.В.Богословская, Г.Д. Джанабаева, А.Алламуратов, М.Карлыбаев, З.Курбанова и другие. Важную роль в сохранении и популяризации традиционной одежды играют также местные мастера и художники, которые передают свои знания о традициях следующему поколению.
ОБСУЖДЕНИЕ.
Национальный свадебный костюм каракалпакских женщин обычно включает в себя несколько характерных элементов, которые отражают богатство и красоту культуры этого народа.
Сложный национальный свадебный костюм каракалпакских женщин, несмотря на просторные, туникообразные одеяния, в полной мере подчеркивает их грацию, изящество и красоту.
В состав такого наряда в обязательном порядке должны входить: штаны и нательная рубаха, платье синего цвета (кок кейлек) и три вида головных уборов (тобелик, саукеле и кызыл киймешек). Поверх всего накидывается жепек жегде - традиционная головная накидка.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
Рис.1. Традиционный свадебный костюм каракалпакских женщин (кек
кейлек, накидка жепек жегде)
Кек кейлек (синее платье) - это традиционное синее платье является одним из ключевых элементов свадебного костюма. Кек кейлек обычно состоит из сорочки с длинными рукавами и объемной юбки, изготовленных из тканей высокого качества и украшенных роскошной вышивкой и узорами.
Свадебные кек кейлеки обычно украшаются разнообразными узорами и вышивкой, которые могут включать в себя геометрические узоры, растительные мотивы и абстрактные узоры. Эти узоры часто имеют символическое значение и могут отражать пожелания благополучия, процветания и счастья для молодоженов.
Кок кейлек расшивается красными нитками, а в различных деталях допускается использовать желтые и зеленые цвета.
Орнамент такой вышивки (сауыт нагыс) представляет собой узор из ромбовидных фигур и рядов орнаментальных полос на груди, чем-то напоминающий кольчугу. Таким орнаментом расшивалась верхняя часть национального свадебного платья. В нем, согласно мнению специалистов, можно увидеть отголоски традиций древнего наряда воительниц, которые описаны в каракалпакском народном эпосе «Сорок девушек» («^ырьщ ;ыз»).
Эпос «Сорок девушек» является одним из самых известных произведений в каракалпакской литературе. Он рассказывает о сорока девушках-воительницах, которые вступили в бой за свою землю и свободу. Узор кольчуги
Research BIB / Index Copernicus
на передней части «кек кейлек», вероятно, символизирует дух борьбы, мужество и силу этих героинь.
Что касается нижней части наряда, то ее украшали ступенчатыми ромбами, внутри которых были крестики, одинаковые по своей величине.
Расположение всех вышитых узоров, включающих в себя закодированную информацию о племени девушки и истории ее рода, пожелания счастливого будущего и магические заклинания, защищающие от сглаза, канонизированы. Всю композицию вышивки на кок кейлеке следует строить строго симметрично.
Узоры, вышиваемые на каракалпакском свадебном платье "кек кейлек" (синее платье), имеют глубокое символическое значение и обычно выбираются с особым вниманием к деталям.
Главный знак на платье - символ чистоты и невинности невесты. Крупные вытянутые фигуры - знак трудолюбия будущей жены.
Зооморфные орнаменты - рожки барана во всех ипостасях как знак богатства, обилия стад семьи.
"Шахматка" из пяти квадратов - след от старого инструмента, которым в старину взбивали масло. По сути признак наличия коров в семье и умения невесты со всем этим обращаться.
Геометрические узоры, такие как квадраты, ромбы, треугольники и полосы, часто используются на каракалпакском вышивальном текстиле. Они Они могут символизировать порядок, гармонию и космические законы.
Растительные мотивы - изображения цветов, листьев, ветвей и других растений часто встречаются в узорах на свадебном платье. Эти узоры могут символизировать рост, плодородие и жизненную силу.
Символы солнца и звезд также могут быть включены в узоры на платье. Они обычно ассоциируются с энергией, светом и надеждой на благополучие и счастье.
Бордюры и орнаменты вокруг краев платья могут содержать различные геометрические и абстрактные узоры, которые добавляют красоту и уникальность костюму.
Некоторые узоры могут иметь символическое значение защиты от зла и призывать удачу для молодоженов в их будущем семейном пути.
Эти узоры и символы являются важными элементами культурного наследия каракалпакского народа и играют важную роль в создании особого облика свадебного костюма. Они также служат для передачи и сохранения традиций и ценностей этнической группы.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Research BIB / Index Copernicus
Наиболее богато украшается вышивкой кызыл киймешек. Кызыл киймешек состоит из двух частей: нагрудная (кимишек азды) и наспинная (куйрыкша - хвост)- большой квадратный кусок шелковой ткани, положенным одним углом на голову. По краям расположена отделка из красного и черного сукна, расшитая геометрическим орнаментом, которя заканчивается эта полоса по двум нижнем краям бахрамой. Нагрудная часть киймешека представляет собой трапеция из красного сукна, доходящую до уровня груди, с вырезом для лица. Нагрудная часть изделия декорируется несколькими рядами вертикальных и горизонтальных узорных полос, которые объединены в сложную композицию. В нагрудной части посередине трапеции имеется горизонтальная полоса из черного сукна орта кара с ответвлениями вдоль его боковых сторон, покрытая вышивкой. Края киймешека всегда вышиваются растительным орнаментом. Вышивка пролегала по всем краям и вокруг лицевого выреза.
Каждая невеста должна расшить не только его нагрудную часть, но и края клинообразного треугольного платка, пришиваемого сзади.
Поверх киймешека женщины-каракалпачки надевают саукеле - старинный головной убор, который выполнен в виде шлема. Этот головной убор напоминающий, по мнению ученых шлемы древних сако-массагетских воительниц стал в процессе эволюции венцом свадебного наряда невесты. Подтверждением тому что некогда саукеле был головным убором амазонок, свидетельствует в каракалпакском народном эпосе «Сорок девушек» («^ырьщ ;ыз»). Вполне возможно, с течением времени воинственные амазонки сменили свои шлемы и сабли на мирные женский промысел - вышивку и стали изображать на своих изделиях узоры, напоминающие о былых временах.
Рис.2. Головные уборы: тобелик, саукеле и кызыл киймешек
Research BIB / Index Copernicus
Саукеле шьют из войлока, а затем покрывают красной тканью и богато украшают металлическими подвесками, узорными бляхами, бусами и цветными камнями. В зависимости от состоятельности семьи невесты саукеле украшались стеклянными бусами и бисером у бедных и рубинами, жемчугом и кораллами у богатых. К нижней задней части саукеле крепится длинная халыка - полоса ткани, украшенная вышитыми узорами. К ее боковым частям пришиваются крупноячеистые бисерные сетки, спускающиеся до плечей.
Одна из основных подвесок - жыга (драгоценная) - спускалась на лоб и украшалась камнями и бусами. Другие, мелкие, бляхи на саукеле называются кыран, что означает ловкий, хваткий, зоркий, бьющий без промаха. Форма блях напоминает голову орла или охотничьих ловчих птиц. К задней нижней части саукеле крепилась длинная, украшенная вышивкой, полоса ткани - халка, или халыка. К боковым ее частям пришивались крупноячеистые сетки из бисера зеленого, желтого цветов или цвета гранатовых зерен, которые спускались до плечей. Завершая обрамление головы, на грудь спускаются три длинные связки бус - бойдасы, различные по размеру и материалу.
Саукеле носили в сочетании с другим головным убором - тобелек, представлявшим собой цилиндрическую металлическую шапку, надевавшуюся как навершие саукеле на его мягкую ткань - тумак. Тобелек был богато украшен по металлу орнаментом и имел множество выпуклых блях с вставленными в них цветными камнями. Эти дорогие виды головных уборов могла позволить себе только богатая семья. Носили такой головной убор на свадьбе и в первое время после замужества.
Национальный свадебный костюм каракалпачек завершает халат-накидка -жипек-жегде, крой которой схож с кроем узбекской паранджи, его накидывали на голову и плечи. От паранджы узбечек жегде отличались меньшей длиной и цветом. Но у такой накидки есть весьма характерная черта - длинные ложные рукава, сужающихся книзу полос, которые закидываются за спину, где они связывались специальными завязками. Для продевания рук на уровне груди в полах жегде делались вертикальные прорези. Ворот жегде обычно украшался вышивкой и шелковыми кистями, на концы которых нанизывали бисер.
К свадебному костюму часто добавляются различные украшения, такие как ожерелья, серьги, браслеты и кольца, чтобы подчеркнуть красоту и элегантность невесты.
В приданое невесты, а значит и в свадебный наряд обязательно входили: уэйкэл - большое нагрудное украшение с цветными камнями в форме овала и металлическими подвесками, а также массивные литые браслеты, украшенные
Research BIB / Index Copernicus
камнями, перстни и серьги. Браслет и перстни между собой соединены цепочками.
Это лишь общее описание основных элементов свадебного костюма каракалпакских женщин. Каждая невеста может добавить свои собственные уникальные детали и аксессуары, чтобы создать неповторимый образ в свой особенный день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, каракалпакский свадебный костюм - это не просто одежда, это живое свидетельство культурного наследия и мощный символ идентичности народа. Каждый элемент костюма - от вышивки до украшений -несет в себе глубокий символизм, отражая вековые традиции и верования. Ношение этого костюма во время свадебных церемоний не только демонстрирует уважение к предкам, но и укрепляет чувство общности и культурной идентичности. Сохранение и поощрение традиций, связанных с этим костюмом, имеет важное значение для защиты и передачи уникальной культуры каракалпаков будущим поколениям.
Поддержание и передача традиций, связанных с каракалпакским свадебным костюмом, имеет решающее значение для сохранения культурного наследия каракалпаков. Каракалпакские ремесленники, создающие эти великолепные наряды, являются хранителями уникальных навыков и знаний, которые передаются из поколения в поколение. Поддерживая их работу, мы не только сохраняем традиционное ремесло, но и обеспечиваем его передачу будущим поколениям.
Более того, каракалпакский свадебный костюм играет важную роль в формировании культурной идентичности народа. Ношение этого костюма во время свадебных торжеств - это способ выражения гордости за свою культуру и демонстрации приверженности традициям. Для молодых каракалпаков свадебный костюм служит связующим звеном с их прошлым, напоминая им о богатом наследии их народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):
1. Жданко Т.А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков. ТХАЭЭ. Т. III. Москва, 1958
2. Жданко Т.А., Камалов С.К. Этнография каракалпаков XIX нач. XX в. (материалы и исследования) Ташкент: «Фан», 1980.
3. Карлыбаев М., Курбанова З. Каракалпакский костюм. - Научно-художественное издание-фотоальбом. Нукус: «Илим». 2013. - 64 с
Research BIB / Index Copernicus
4. И.В. Богословская. Каракалпакский орнамент: образ и смысл. - Алматы: МИЦАИ, 2019. - 220 с.
5. Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус «Каракалпакстан». 1977.
6. Джанабаева Г. Д. Искусство народов Центральной Азии / Монография.-Вашингтон: Программа изучения Центральной Азии, Университет Джорджа Вашингтона, 2019. - 89с.