конструктивных особенностей усилителей edfa. В процессе прохождения через усилитель, к полезной составляющей оптического сигнала добавляется шум, таким образом, уменьшается отношение «сигнал/шум», в результате сигнал может быть принят с ошибками. Это явление ограничивает количество усилителей в линии.
Использованные источники:
1. Листвин В. Н. , Трещиков В. Н. . DWDM системы: научное издание. — М.:Издательский Дом «Наука», 2013 — 300с
2. Олифер В.Г., Олифер Н.А. "Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы" - СПб. : Питер, 2004 г.
3. Матросов А.В., Сергеева А.О., Чаунин М.П. "HTML 4.0." - СПб. : БХВ-Петербург, 2001 г.
4. Коровченко Э.В."Энциклопедия INTERNET" ЗАО "Новый издательский дом" 2004 г.
5. Фриман Р., Волоконно-оптические системы связи. [Перевод с английского Н. Н. Слепов]. — М.: Техносфера, 2003.
УДК 746
Калкназарова Г. ассистент
кафедра «Педагогики и психологии» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха
Республика Узбекистан, г. Нукус О РУКОДЕЛИИ ДЕВУШЕК КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА
Аннотация
Статья посвящена национальной культуре Каракалпакского народа. Каракалпаки в период национального формирования совершенствовал традиции и одежды, показывающие свою национальную особенность. Уделено особое внимание к пошиву каракалпакских национальных одежд и приучение девушек к вышивке узоров и орнаментов, которые имели свои особенности.
Ключевые слова: кимешек, жегде, саукеле, вышивка, орнамент, традиция.
Kalknazarova G.
Assistant of the Department of Pedagogy and Psychology
Karakalpak State University. Berdaha Nukus, Republic of Uzbekistan ABOUT THE HANDICRAF OF THE GIRLS OF THE KARAKALPAK PEOPLE
Annotation
The article is devoted to the national culture of the Karakalpak people. Karakalpaks during the national formation improved traditions and clothes, showing their national identity. Special attention is paid to sewing Karakalpak
national clothes and training girls to embroider patterns and ornaments that have their own characteristics.
Keywords: kimeshek, zhegde, saukele, embroidery, ornament, tradition.
С давних времен Каракалпакский народ имеет свою национальную культуру. Люди изготавливали вещи, одежды для повседневной потребности. Это отражается в народных традициях и устных творчествах, а также в прошлой материальной жизни людей.
Труд - основа развития сознания людей. Известно, что на основе развития мышления человечества придуманы различные пути для покрытия открытых мест на теле и с веками развивали эту традицию.
В ходе воспитания нового поколения были созданы новые виды одежд. Каждая национальность, каждый народ имел отличие не только в языках, а в одежде и в предметах домашнего обихода украшенные орнаментом.
Каракалпакский народ в период национального формирования, проходя через трудный путь развития совершенствовал традиции и одежды, показывающие свою национальную особенность.
В XVIII-XIX веках было уделено особое внимание к пошиву каракалпакских национальных одежд и приучение девушек к вышивке узоров и орнаментов, которые имели свои особенности. Особое место имело одежды невест, например, как кимешек, жегде, саукеле. Поэтому в семье с ранних лет девушек учили вышивать различные национальные каракалпакские узоры и орнаменты. В комплексе национальных одежд для невест наиболее богато украшены вышивкой головной убор — «кимешек», накидной халат — «жегде», назатыльники головного убора «саукеле».
Кимешек — головной убор замужней женщины, закрывающий голову, шею, грудь и спину. Спереди он скроен в виде треугольника с овальным отверстием для лица, задняя часть имеет форму большого ромба, выкроенного из узорчатой шелковой ткани. Нижние стороны этого ромба («куйрыкша» — хвост) по краям обшиты каймой из красного и черного сукна с вышивкой и цветной шелковой бахромой. Нагрудная часть кимешека, всегда из алого сукна, обильно украшена вышивкой, расположенной по строго традиционной композиции: «орта-кара» — на широкой черной полосе, нашитом параллельно основанию трёхдольного, под подбородком, «шеттеги-кара» — па черных же полосах, окаймляющих боковые стороны треугольника. Вышиваются орнаментальные полоски и на красном поле, они примыкают к черным нашивкам. На кимешеке очень редко встречается вышивка крестом, обычно для него принят петельный шов. Центральная полоса орта-кара заполняется рядом ромбов, расчлененных накрест на четыре части, с цветной розеткой в каждой; второй вариант традиционного орнамента для орта-кара — крупные зигзаги ыргак (крючок). На шеттеги-кара и красном поле вышиты несколькими рядами полоски из геометризованных, поразному сочетающихся между собой муйизов (кос-муйиз, «так,-муйиз» и др.) ..отдельно стоящих, чередующихся
по цвету, чрезвычайно разнообразных элементов узора, каждый из которых имеет определенное название. Семантика узора вышивки, также, как и коврового орнамента ак-баскура, жамбау, связана преимущественно с животным, растительным миром и хозяйственной деятельностью, но значительно разнообразнее. Чаще всего встречаются названия «солак,» (часть арбы), ыргак (крючок), «пискекше» (пестик маслобойки), «тырнак,» (коготь), «кумырска бел» (поясница муравья), «шаян куйрык,» (хвост скорпиона), различные варианты цветка («гул») и др.
Кимешек — ритуальная одежда — вышивалась девушкой перед свадьбой в доме отца. Кимешек надевалась впервые в день приезда в аул будущего мужа, знаменуя этот переломный момент в ее жизни. Кимешек надевали на невесту женщины из аула жениха перед входом в его юрту. Готовя приданое, невеста, кроме красного кимешека для себя, должна была вышить и второй —белый кимешек— для матери своего жениха. Белые кимешеки делали из хлопчатобумажной ткани и вышивали крестом, причем орнамент часто располагался на их нагрудной части не горизонтальными, а вертикальными полосами.
Особо место занимает приучение девушек к вышивкам национальных узоров среди девушек - пошив «жегде».
Жегде — накидываемых на голову халатах с ложными, сшитыми сзади рукавов. Но старинные экземпляры этих видов народной одежды, в особенности белые жегде («ак-жегде»), всегда украшены вышивкой крестом. Для этой вышивки «шрыш нагыс тгу» характерен геометрический орнамент из треугольников, ступенчатых ромбов и прямоугольных завитков. Некоторое однообразие его скрадывается расцветкой: вышивки этого рода отличаются приятной гаммой мягких тонов — розовато красного, коричневого, фисташково-зеленого, золотисто-желтого. В чередовании одинаковых элементов орнамента, очень простых по своей форме, но вышитых шелком разных цветов, проявляется хороший вкус вышивальщиц, чувство цвета и художественного ритма. Ворот жегде обычно украшается вышивкой и шелковыми кистями, при этом на красных алачевых жегде встречается вышивка, швом и орнаментом напоминающая вышивку кимешека. Красные в полоску шелковые жегде (жипек жегде) входили в состав приданого девушки. Носили жегде с 15-летнего возраста, но в 35—40 лет надевали уже не красное, а белое ак жегде, с особой вышивкой — крестом и гладью. Бывали очень нарядные, сплошь расшитые ак жегде. Старухи же носили ак жегде без вышивки.
Очень интересен каракалпакский женский головной убор саукеле, которая была принадлежностью невесты. Саукеле представляет собой плотную круглую с наушниками шапку, богато украшенную металлическими узорными бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом коралловыми. Верхняя часть шапки — тумак — перекрещивается широким черным крестом из нашитых полосок ткани; на лоб опускается тяжелая бляха ювелирной работы, украшенная резьбой,
камнями и бусами. Эта бляха носит специальное название — жыга, тогда как другие, мелкие бляхи на саукеле называют кран. Сзади к саукеле прикреплена длинная, украшенная вышивкой полоса ткани. Общая форма саукеле с его большими наушниками и налобным украшением жыга чрезвычайно напоминает шлем воина.
Термин «саукеле» встречается в каракалпакском эпосе «Кырк кыз», сюжетом которого являются подвиги сорока девушек-амазонок. Саукеле носили в сочетании с другим головным убором — тубелек, представлявшим собой цилиндрическую металлическую шапку, надевавшуюся как навершие саукеле на его мягкую часть — тумак.
Тобелек был богато украшен резным по металлу орнаментом и имел множество выпуклых блях с вправленными в них цветными камнями. Саукеле и тобелек были очень дорогими предметами и имелись только в богатых семьях. Они входили в состав приданого и заказывал их мастерам-ювелирам отец невесты.
Таким образом, опыты приучение девушек к рукоделью с юных лет вышивкам Каракалпакских национальных узоров и орнаментов имело большое значение в нравственном, эстетическом воспитании молодого поколения на народных традициях и развитие народных ремесел, народного творчества.
Использованные источники:
1. Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. -Нукус: «Каракалпакстан». - 1977.
2. Жданко, Т.А. Материалы и исследования по этнографии Каракалпаков. -М. изд-во АН СССР. -1958. - С.373-401
3. Камалова Г. Геззал Yлке. -Некис. - «Каракалпакстан». -1986. - С.59 бет.