Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ВЫШИВКИ КАРАКАЛПАКОВ'

ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ВЫШИВКИ КАРАКАЛПАКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
158
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИМЕШЕК / ЖЕГДЕ / САУКЕЛЕ / ВЫШИВКА / ОРНАМЕНТ / ТРАДИЦИЯ / KIMESHKA / ZHEGDA / SAUKEL / EMBROIDERY / ORNAMENT / TRADITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калкназарова Г.

Статья посвящена национальной культуре Каракалпакского народа. Уделено особое внимание к вышивке каракалпакских национальных узоров которые имели свои особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL ART OF THE EMBROIDERY OF KARAKALPAKS

Article to posvyashchenanatsionalny culture of the Karakalpak people. The special attention to an embroidery of the Karakalpak national patterns which had the features is paid.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ВЫШИВКИ КАРАКАЛПАКОВ»

УДК 746

Калкназарова Г. ассистент

кафедра «Педагогики и психологии» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО ВЫШИВКИ КАРАКАЛПАКОВ

Аннотация

Статья посвящена национальной культуре Каракалпакского народа. Уделено особое внимание к вышивке каракалпакских национальных узоров которые имели свои особенности.

Ключевые слова: кимешек, жегде, саукеле, вышивка, орнамент, традиция.

Kalknazarova G.

Assistant to Pedagogics and Psychology chair The Karakalpak state university of Berdakh

TRADITIONAL ART OF THE EMBROIDERY OF KARAKALPAKS

Summary

Article to posvyashchenanatsionalny culture of the Karakalpak people. The special attention to an embroidery of the Karakalpak national patterns which had the features is paid.

Keywords: kimeshka, zhegda, saukel, embroidery, ornament, tradition.

Каракалпаки - один из древних, полукочевых в прошлом народов Средней Азии, обладающих богатой культурой, формирование которой проходило под влиянием исторических перипетий его судьбы, его хозяйственной деятельности, географического и религиозного факторов.

Каракалпаки издавна славились разнообразными видами прикладного искусства: ювелирное искусство, резьба по дереву, тиснение по коже, ковроделие, вышивка. Широкая слава о них засвидетельствована историками и географами средневековья.

В истории развития прикладного искусства каракалпаков четко прослеживаются характерные периоды упадка и подъема. Упадок в основном происходил во времена разорительных войн. Однако с возникновением благоприятных социально - экономических условий прикладное искусство восстанавливалось и получало дальнейшее развитие.

Каракалпакский народ в период национального формирования, проходя через трудный путь развития, совершенствовал традиции и одежды, показывающие свою национальную особенность.

Каракалпакский народ пережил самые трудные времена и свои не сбываемые мечты отражали в своих творчествах.

В XVIII-XIX веках было уделено особое внимание к пошиву каракалпакских национальных одежд и приучение девушек к вышивке узоров и орнаментов, которые имели свои особенности. Особое место

имело одежды невест, например, как кимешек, жегде, саукеле. Поэтому в семье с ранних лет девушек учили вышивать различные национальные каракалпакские узоры и орнаменты. В комплексе национальных одежд для невест наиболее богато украшены вышивкой головной убор — «кимешек», накидной халат — «жегде», назатыльники головного убора «саукеле».

Одним из отраслей рукодельного искусства Каракалпакского народа является вышивка. В основном вышивкой занимались женщины и молодые девушки. Вышивка выполнялось из различных цветных щелковых нитей. Женщины в основном украшали вышивкой воротников, рукавов и карманов женских и мужских одежд,

У Каракалпаков русское сукно ценилась среди других тканей. Сукно использовали для вышивки, которые украшали воротников и рукавов одежд, тюбетеек и мужских ремней. Для молодых девушек в вышивке использовали щелоковые нити светло красного цвета, а для женщин в возрасте не яркие цвета.

Головной убор замужних женщин кимешек обильно украшались вышивкой, расположенной по строго традиционной композиции. На кимешеке встречаются вышивка крестом, геометрические полоски по -разному сочетающихся между собой муйизов (кос-муйиз, «так, -муйиз» и др.). Семантика узора вышивки, связана преимущественно с животным, растительным миром и хозяйственной деятельностью, но значительно разнообразнее.

Жегде — накидываемых на голову халатах с ложными, сшитыми сзади рукавов. Но старинные экземпляры этих видов народной одежды, в особенности белые жегде («ак-жегде»), всегда украшены вышивкой крестом. Для этой вышивки «шрыш нагыс тгу» характерен геометрический орнамент из треугольников, ступенчатых ромбов и прямоугольных завитков. Некоторое однообразие его скрадывается расцветкой: вышивки этого рода отличаются приятной гаммой мягких тонов — розовато красного, коричневого, фисташково-зеленого, золотисто-желтого. В чередовании одинаковых элементов орнамента, очень простых по своей форме, но вышитых шелком разных цветов, проявляется хороший вкус вышивальщиц, чувство цвета и художественного ритма. Ворот жегде обычно украшается вышивкой и шелковыми кистями, при этом на красных алачевых жегде встречается вышивка, швом и орнаментом напоминающая вышивку кимешека.

Очень интересен каракалпакский женский головной убор саукеле, которая была принадлежностью невесты. Саукеле представляет собой плотную круглую с наушниками шапку, богато украшенную металлическими узорными бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом коралловыми. Сзади к саукеле прикреплена длинная, украшенная вышивкой полоса ткани.

Таким образом, Каракалпакские национальные вышивки, передающиеся от поколения к поколению, имеют свои особенности.

Произведению народного творчества такого рода необходимо сохранять и развивать в современном мире, тем самым сберегая самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Использованные источники:

1. Алламуратов, А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: «Каракалпакстан», 1977.

2. Жданко, Т.А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков. Труды Хорезмской экспедиции. Т. 3. М.,

3. Жданко, Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л.,

УДК 336.71

Конончук Е.Н. студент магистратуры Полесский государственный университет научный руководитель: Петрукович Н.Г., к.э.н.

доцент

Республика Беларусь, г. Пинск УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

Аннотация: в условиях экономической нестабильности роль управления операционным риском особенно возросла. В данной статье рассматриваются понятие операционного риска, основные виды операционного риска. Анализируются предложения Базельского комитета по банковскому надзору в управлении операционным риском.

Ключевые слова: операционный риск, кибер-риск, правовой риск, финансовая стабильность, надзор.

Kononchuk E.N., the student of magistracy Polessky State University Scientific adviser: Petrukovich N. G. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

The Republic of Belarus, Pinsk OPERATIONAL RISK MANAGEMENT IN THE REPUBLIC OF

BELARUS

Abstract: in the context of economic instability, the role of operational risk management has increased especially. This article deals with operational risk, the main types of operational risk, as well as proposals of the Basel Committee on Banking Supervision in the management of operational risk.

Keywords: operational risk, cyber-risk, legal risk, financial stability, supervision.

Финансово-экономическая стабильность государств является насущной потребностью общества, что требует ответственного принятия решений руководством государства в отношении минимизации финансовых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.