2005
1. Марийской милиции - 85 лет
С.А. Демаков *
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКИХ УЧЕТОВ В МВД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Со времени появления дактилоскопии как прикладной науки криминалисты пытались решить проблему проверки следов рук, изымаемых с мест происшествий, а также дактилокарт по достаточно большим учетным массивам. Были попытки создания и внедрения различных полуавтоматических систем (система «След», 1977-1984 годы), «дактилоскопических автоматов» и т.п. Однако каких-либо, хотя бы относительно приемлемых, результатов они не давали.
Процесс автоматизации дактилоскопических учетов на более высоком уровне начался с появлением и развитием быстродействующих средств вычислительной техники и накопителей информации с большими объемами памяти. Первые отечественные автоматизированные дактилоскопические информационные системы (АДИС) появились в конце 80-х - начале 90-х годов и стали вполне конкурентоспособными на мировом рынке. Сегодня процесс автоматизации дактоучетов в России идет бурно и не уступает общемировым темпам развития подобных систем. На российском рынке безоговорочным лидером по разработкам, изготовлению и поставкам АДИС в органы внутренних дел РФ является фирма «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской обл.). Автоматизированные комплексы данного предприятия установлены практически во всех регионах страны. Все большее распространение в России получают установки АДИС регионального масштаба, когда в отдельно взятом регионе автоматизируются все имеющиеся дактилоскопические учеты во всех милицейских подразделениях, начиная от самого отдаленного сельского отделения милиции и заканчивая базами данных информационных центров.
Низкая эффективность использования неэлектронных дактилоскопических учетов в МВД Республики Марий Эл была обусловлена достаточно большим объемом накопленной дактилоскопической информации, которую эксперты были не в состоянии переработать без использования ПЭВМ. Однако в условиях сохранения высокого уровня преступности в республике задача повышения эффективности использования существующих у нас дактилоскопических учетов на основе АДИС приобрела исключительное значение. * 27
Начальник Экспертно-криминалистического центра при МВД РМЭ.
27
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
Поэтому в конце 1995 года был приобретен одномашинный комплекс «Папилон», рассчитанный на 6-8 тысяч дактилокарт и 1500 следов пальцев рук. Со временем имеющийся в ЭКО МВД комплекс АДИС физически и морально устарел, а в июне 2001 года программа окончательно пришла в негодность, из-за чего проверки следов пальцев рук и дактилокарт прекратились. За пять с лишним лет работы с помощью АДИС было раскрыто всего 159 преступлений и опознано четыре трупа.
В 2001 году в министерстве внутренних дел РМЭ была разработана «Программа автоматизации дактилоскопических учетов в МВД Республики Марий Эл», согласно которой в 2002 году был приобретен одномашинный комплекс с программным обеспечением АДИС «Папилон», позволяющий проводить проверки не только следов пальцев рук, но и ладоней. За три года эксплуатации обновленной версии АДИС экспертами были установлены положительные идентификации по 302 нераскрытым преступлениям, объединено 5 уголовных дел, установлены личности 34 неопознанных трупов. В текущем году произошла очередная модернизация АДИС - был приобретен и запущен в эксплуатацию еще один машинный комплекс, что позволило организовать дополнительное рабочее место оператора. Производительность комплекса АДИС резко увеличилась.
В рамках целевой федеральной программы планируется все существующие в экспертных подразделениях республики и в Информационном центре МВД РМЭ дактилоскопические учеты полностью автоматизировать на базе программного обеспечения ЗАО «Папилон». Данный шаг можно будет считать своеобразным прорывом в масштабах республики в деле автоматизации обработки и использования дактилоскопической информации. Именно в реализации этой задачи имеются исключительно большие резервы в борьбе с преступностью. 28
28
2
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Г.Ф. Мякишев
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ГЛАВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прошло более года со времени озвучения (сентябрь 2004 г.) Президентом Российской Федерации В.В.Путиным предложения, имеющего большое значение для развития государственности России. Речь идет о его известном заявлении об изменении порядка наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов России. Инициатива главы государства получила поддержку Федерального Собрания и 11 декабря 2004 года была облечена в форму федерального закона* 1 2.
Как известно, до этого согласно конституциям (уставам) субъектов России абсолютное большинство глав республик, краев, областей и автономных округов (президентов, губернаторов и др.) занимали должности в результате прямых выборов. Избиратели субъекта сами решали, кому из претендентов на высший пост главы региона отдать предпочтение. Кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, становился главным должностным лицом субъекта России. При этом ни Президент России, ни законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации не имел непосредственного влияния на процедуру избрания главы региона.
Что изменилось после издания этого законодательного акта?
Закон начал активно реализовываться. В конституции, уставы субъектов Российской Федерации были внесены соответствующие поправки, изменившие порядок наделения властными полномочиями высшего должностного лица. В Республике Марий Эл аналогичные поправки приняты Законом Республики Марий Эл от 29 июня 2005 года № 18-З . Президент Российской Федерации В.В.Путин издал 27 декабря 2004 года Указ «О порядке рассмотрения кандидатур на должность
Доцент кафедры теории и истории государства и права МарГУ.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 50. - Ст. 4950.
2 Собрание законодательства РМЭ. - 2005. - № 7. - Ст. 278.
29