Научная статья на тему 'Порядок проведения дактилоскопической регистрации военнослужащих, убывающих в зону вооруженного конфликта, специалистами военной полиции'

Порядок проведения дактилоскопической регистрации военнослужащих, убывающих в зону вооруженного конфликта, специалистами военной полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федюкин Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Порядок проведения дактилоскопической регистрации военнослужащих, убывающих в зону вооруженного конфликта, специалистами военной полиции»

Репортаж с научного форума Актуальные проблемы борьбы с преступностью

в Сибирском регионе

УДК 343.98.34

Игорь Валерьевич ФЕ ДВКИН, и.о. начальника кафедры тактико-специальной подготовки Волгоградской академии МВД России, подполковник милиции

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УБЫВАЮЩИХ В ЗОНУ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА, СПЕЦИАЛИСТАМИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ

Н

а сегодняшний день в мире созданы десятки видов специализированных систем идентификации человека (система «словесных портретов», молекулярно-генетический анализ и др.). Несмотря на это, при дактилоскопических исследованиях соотношение цены, простоты использования и качества наиболее оптимально. Поэтому не случайно Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» был принят в 1998 г., когда особено отчетливо наблюдались рост социальной напряженности в обществе, неблагоприятная криминогенная обстановка, терроризм.

Как известно, идентификация личности необходима не только для установления преступников по их следам, но и для быстрого и точного установления личности людей, погибших в результате техногенных катастроф, природных катаклизмов, террористических актов, при ведении боевых действий в зонах вооруженных конфликтов.

Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу.1 Объектами дактилоскопического учета являются следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест нераскрытых преступлений. Объектами проверки по дактилоскопическим

учетам являются отпечатки рук установленных лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо представляющих иной оперативный интерес. Данный учет ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.2

Согласно Федеральному закону «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» военнослужащие Министерства обороны, Внутренних войск Министерства внутренних дел и других силовых структур РФ, входящие в круг лиц с профессионально предопределенным риском для жизни, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.3

Однако, как показывает практика, в Вооруженных Силах РФ дактилоскопическая регистрация проводится крайне редко. Как исключение (в образцовых частях и подразделениях) дактилоскопической регистрации может подвергнуться вновь прибывшее пополнение военнослужащих. В основном же военнослужащие ежегодно призываются, проходят службу, переводятся в другие дивизии и полки, увольняются без дактилоскопического учета, так как лиц, ответственных за ведение учетов и хранение результатов дактилоскопии, в частях и подразделениях нет. Подобная картина наблюдается в подразделениях, выполняющих задачи в зоне вооруженного конфликта.

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

При выполнении боевых задач военнослужащие могут погибнуть при подрывах, пожарах в технике и воздушном транспорте, и не всегда есть возможность установить личность человека по его останкам. Если военнослужащим в зоне вооруженного конфликта совершено преступление, на месте происшествия остаются следы пальцев рук. К сожалению, выявить подозреваемого сложно ввиду большого скопления частей и подразделений в районе выполнения задач и отсутствия учетов дактилоскопической регистрации военнослужащих.

Таким образом, закон об обязательной государственной дактилоскопической регистрации военнослужащих существует, но в то же время в Вооруженных Силах РФ он не выполняется.

Для решения вышеперечисленных проблем, возникающих в частях и подразделениях Министерства обороны РФ, других силовых структурах, как в мирной обстановке, так и при выполнении задач в зоне вооруженного конфликта, предлагаем создать систему криминалистических и оперативно-справочных учетов, которая будет охватывать вопросы, возникающие в боевой обстановке и повседневной жизнедеятельности частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, - учет личного состава, оружия, техники; дактилоскопический учет военнослужащих; розыск без вести пропавших военнослужащих в зоне вооруженных конфликтов, а также лиц, совершивших самовольное оставление части в пунктах постоянной дислокации; расследование преступлений, совершаемых в боевой и мирной обстановке и др.

Оперативно-справочными учетами (ОСУ), на наш взгляд, должны заниматься подразделения предлагаемой нами военной полиции,4 так как в системе Вооруженных Сил РФ не существует подразделений, способных решать подобные вопросы.

Рассмотрим порядок ведения дактилоскопической базы данных системы предлагаемых оперативно-справочных учетов.

Еще 15 лет назад дактилоскопический учет был карточный, и для того чтобы

найти необходимую информацию, уходило много времени. Огромные массивы дактилокарт, накопленные в информационных центрах ОВД, позволяли идентифицировать только задержанных лиц и неопознанные трупы, так как работа этих центров основывалась на десятипальцевой дактилоскопической системе регистрации.5

В начале 90-х гг. XX столетия в России началась разработка автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС), что открыло новые возможности дактилоскопической регистрации. 6 Автоматизация дактилоскопических учетов позволила не ограничивать объемы баз данных, скорость их обработки постоянно растет при совершенствовании необходимой для этого техники. В настоящее время такие автоматизированные дактилоскопические идентификационные системы, как «АДИС Папилон 7», «Папи-лон-М», «Сонда+» и др., позволяют:

- производить оперативную проверку личности (не требуют создания полной дактилокарты, фиксируют оттиск 1-2 пальцев) по локальной базе данных центральной АДИС на мобильном комплексе при постановке на дактилоскопический учет и при исполнении оперативных запросов;

- устанавливать личности как живых лиц, так и неопознанных трупов по фрагменту только одного отпечатка;

- оперативно пополнять дактилоскопические учеты дактилокартами подозреваемых с места происшествия;

- улучшать качество поступающей дактилоскопической информации за счет внедрения оптоэлектронных устройств безкраскового дактилоскопирования -«живых сканеров»;

- поэтапно наращивать как пропускную способность, так и объем базы данных (от 10 тыс. до 15 млн. дактилокарт) с помощью модульных систем;

- объединять учеты в единую автоматизированную систему, реализовывать межрегиональное взаимодействие автоматизированных дактилоскопических учетов и т.д.

Данные мобильные комплексы адаптированы к использованию в автомобиле

Репортаж с научного форума Актуальные проблемы борьбы с преступностью

в Сибирском регионе

(передвижной криминалистической лаборатории), что упростит работу при расследовании преступлений в зоне вооруженного конфликта.

Согласимся с мнением А.П.Божченко, который утверждает, что «важным ограничением традиционной дактилоскопии является то, что при постановке на учет предусматривается получение отпечатков лишь тех участков кожи, которые наиболее часто участвуют в следообразовании, то есть пальцев рук и ладоней. Вне регистрационного учета остаются узоры пальцев ног и подошв, информационная емкость которых ничуть не меньше»7.

С читаем, что именно эти участки кожи чаще сохраняются при воздействии на кожу человека повреждающих факторов, поскольку она толще, грубее, защищена обувью. Так как на ступне обутой ноги наиболее защищена пяточная ее часть (пятка защищена не только подошвой, но и толстым каблуком) , соответственно, при подрывах, пожарах она остается практически не поврежденной. Также нужно сказать, что сканировать отпечаток пятки ноги намного быстрее и проще, чем пальцы ноги и подошву. Отсюда вывод - по прибытии в зону вооруженного конфликта для выполнения задач военнослужащие должны быть поставлены на дактилоскопический учет, специалист ПКЛ обязан снять отпечатки не только пальцев рук и ладоней, но и пяток.

По нашему мнению, дактилоскопическую регистрацию должны проходить все вновь прибывшие в район боевых действий военнослужащие независимо от звания, должности, сроков командирования. Прибыл ли в зону вооруженного конфликта батальон, полк, дивизия или один человек, никакого значения не имеет, эту процедуру обязательно должен пройти каждый. Проведенные нами исследования показали, что количество затрачиваемого времени (исходя из того, что для дактилоскопической регистрации и фотографирования в фас-профиль одного человека затрачивается около 4 минут) для проведения такой процедуры составляет:

- на взвод (из расчета 21-30 чел.) - 1,5-2 часа;

- на роту (100-110 человек) - 6,57,5 часов;

- на батальон (420-500 человек) - 2833,5 часов;

- на полк (2000-2500 человек) - 133167 часов, то есть около 7 суток.

Дактилоскопическая регистрация должна производиться 2 специалистами ПКЛ, необходимо наличие цифрового фотоаппарата - в состав баз данных дактилоскопических учетов военнослужащего должны быть введены и его фотографии (фас-профиль), особые приметы.

По нашему мнению, система оперативно-справочных учетов в зоне вооруженного конфликта должна строиться во взаимодействии с подразделениями ОВД, осуществляющими криминалистическую регистрацию близлежащих (соседних) регионов - областями, краями, республиками. Например, при вхождении группировки войск в Чеченскую Республику представители военной полиции ставят всех прибывших военнослужащих на дактилоскопический учет, затем отправляют по электронным закрытым каналам8 данную информацию для обмена учетными базами между отделами внутренних дел в Ставропольский, Краснодарский края, Ростовскую, Волгоградскую области. Если в одном из указанных субъектов РФ совершается преступление, работники оперативно-розыскных отделов могут быстро проверить по имеющимся дактилоскопическим учетам - причастны ли к данному преступлению военнослужащие, убывшие в зону вооруженного конфликта.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что ведение дактилоскопических учетов военнослужащих позволит:

- эффективно расследовать преступления, совершаемые как в зоне вооруженного конфликта, так и на границах с ней, в соседних областях, краях, республиках;

- устанавливать неопознанные трупы (при регистрации снимать отпечатки не только пальцев рук и ладоней, но и пяток).

Вестник Сибирского юридического института МВД России -

По нашему мнению, органам военной полиции отводится большая роль, потому что каких-либо других отдельных сил и средств для выполнения этих действий не существует. Ибо при наличии существующих современных автоматизированных средств учета, как говорит известный ученый А.Ф.Волынский, «информационные технологии - это не просто совокупность технических средств автоматизации, а определенная система организации, правового регулирования и расследования преступлений»9.

Данные составляющие информационных технологий, методов и средств работы органически взаимосвязаны и обусловлены в своем развитии, что особенно важно в рассматриваемой проблеме, которую, на наш взгляд, будут способны решать только органы военной полиции.

1 Об организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России N№7 0 от 10 февраля 2006 г., Приложение 3.

2 Там же.

3 Статья 9 настоящего закона, в которой перечислены лица, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации (п.«а» - граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу; п. «б» - военнослужащие, в ред. ФЗ от 26 апреля 2004 г. 29-ФЗ).

4 Данная структура, по нашему мнению, должна подчиняться военно-следственным отделам Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Как мы считаем, в дивизии должен быть организован отдел, осуществляющий оперативно-розыскную и иную деятельность, состоящий из 10-15 человек; в полку, бригаде - оперативно-розыскная группа из 3-5 человек; в отдельном батальоне (в рамках отдельной части) - 1-2 оперативных работника.

5 Руководство МВД СССР по десятипальце-вой дактилоскопической регистрации. 1982.

6 Часовской Ю.П., Шашнин Д.Г. Проблемы дактилоскопической регистрации в России // Судебная экспертиза. Саратов. 2 008. N№1. С.103.

7 Божченко А.П. Проблемы и перспективы дактилоскопии и дерматоглифики в криминалистической и судебно-медицинской экспертной практике // Судебная экспертиза. Саратов. 2007. N№2. С.30.

8 На настоящее время единая справочная информация по дактилоскопии в России отсутствует, электронных каналов связи для обмена учетными базами нет. В то же время по глобальной системе интернет служебные сведения отправлять запрещено, поэтому до сих пор специалистам приходится перевозить учетные данные в соседние области кипами вручную, так как единые базы создаются только на местном уровне (республика, край, область).

9 Волынский А.Ф. Концептуальные основы технико-криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений : дис. ... докт. юрид • наук. М., 1999. С.23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.