Кочерга Анна Александровна
адъюнкт кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России (тел.: 89034522690)
Актуальность и проблемы использования
автоматизированных систем в работе с криминалистическими учетами
Аннотация
В статье рассматривается актуальность и проблемы использования автоматизированных систем в работе с криминалистическими учетами. В частности затронуты вопросы использования и совершенствования криминалистической регистрации в сфере развития компьютерных технологий. Представленная информация подтверждена статистическими данными, а также примерами из уголовных дел, наглядно отображающими реальную картину использования автоматизированных систем криминалистических учетов в борьбе с преступностью. Актуальность и проблемы использования автоматизированных систем в работе с криминалистическими учетами.
Annotation
The article discusses the urgency and problems of use of the automated systems in work with criminal accounts is considered. In particular use and perfection questions criminal registration in sphere of development of computer technologies are mentioned. The presented information is confirmed by the statistical data, and also examples from the criminal cases, visually displaying a real picture of use of the automated systems criminal accounts in struggle against criminality. Article on a theme: Relevance and problems of using automated systems to work with criminal records.
Ключевые слова: дактилоскопическая регистрация, фоноскопический учет, автоматизированное место,компьютерные технологии, телекоммуникационная система, учетная информация, программирование,автоматизация.
Key words: dactyloscopic registration, фоноскопический the account, the automated place, computer technologies, telecommunication system, the registration information, programming, automation.
Взятый МВД России в последние годы курс на
широкомасштабное внедрение в практику экспертной
деятельности универсальных
автоматизированных комплексов наглядно подтвердил правильность выбранного направления по дальнейшему повышению эффективности, оперативности и, в конечном счете, результативности использования криминалистических средств и методов. Поэтому для реализации Программы Единой информационной телекоммуникационной системы (ЕИТКС) МВД России и в соответствии с ней были поставлены в ЭКП МВД России
автоматизированные комплексы, которые сейчас успешно используются для формирования пулегильзотек, ДНК-учетов, фоноско-пических и дактилоскопических учетов.
Единая информационная
телекоммуникационная система (ЕИТКС) была разработана в МВД России в 2004 г., именно в ее рамках стали использоваться возможности АДИС "Папилон".
В настоящее время в ЭКП в рамках проводимых мероприятий по реализации Программы создана многоуровневая система автоматизированных дактилоскопических учетов, представляющая собой автоматизированные банки данных дактилоскопической информации
_250
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)
АДИС, объединяющие дактилоскопические учеты экспертно-криминалистических и
информационных подразделений и функционирующая на местном, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях. В состав программно-технических комплексов АДИС входит 1,308 тыс. рабочих мест АДИС.
Апробация и использование мобильных комплексов оперативных проверок автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) "Папилон" в краевых подразделениях правоохранительных органов проводится с сентября 2008 года. по 2009 год включительно. За указанный период времени с п ом ощ ью м об ил ьн о го ком пл екса А ДИ С "Папилон-М" в ОВД по Каневскому району Краснодарского края были подтверждены данные на 37 лиц, доставленных в ОВД без документов. Идентифицировано 45 лиц, представляющих оперативный интерес, а также 7 следов рук с мест нераскрытых преступлений. Использование данной системы зарекомендовало себя с положительной стороны, но вместе с тем были выявлены и слабые стороны, а именно невозможность установления стабильной связи (посредством сотового оператора) между комплексом и базовой АДИС в ГУВД по краю. Указанный недостаток лишил внедряемую систему главного преимущества - мобильности, приравнивая ее к обычному рабочему месту со стационарным компьютером. Для устранения выявленного недостатка мобильный комплекс находился на предприятии разработчика (г. Миас, Челябинской области, ЗАО "Папилон"), где с ним были проведены мероприятия по корректированию рабочих систем.
Обращаясь непосредственно к структуре апробированной системы, необходимо отметить, что полный комплекс "Папилон-М" фактически включает два комплекта, а именно мобильный комплекс по работе с дактилоскопическими картами и мобильный комплекс по работе со следами. В конфигурации используемой в подразделениях Краснодарского края для связи с ЦАДИС ГУВД имеется встроенный GPRS/GSM модем ноутбука - используются каналы связи сотовых операторов края, в основном Мегафон. Также в состав комплекса входит устройство "Живой сканер", который позволяет получать электронные дактилокарты (отпечатки пальцев и контрольные оттиски) не оставляя места происшествия. Отпечатки характеризуются высоким качеством и быстротой получения (порядка 2 секунд).
Основным преимуществом при работе с мобильным комплексом "Папилон-М" является
обеспечение удаленного доступа к автоматизированным дактилоскопическим учетам прямо с места происшествия, в том числе и в полевых условиях, что значительно способствует повышению оперативности подразделений на местах.
В целом мероприятия, реализованные МВД России в рамках Программы по внедрению АДИС регионального, межрегионального и федерального уровней, позволили существенно увеличить количество раскрываемых преступлений с использованием дактилоскопических учетов. Так в "2010 году в соответствии со статистическими данными, количество преступлений, по которым дана розыскная информация о возможной причастности конкретных лиц к совершению преступлений по дактилоскопическим учетам, составило 121,2 тыс. (-4,7%), из них с использованием АДИС - 99,8 тыс. (+2,4%). Их доля относительно всех раскрытых преступлений на территории Российской Федерации составила 7,2%"[1]. На основании использования статистических данных ясно про-слеживается тенденция роста количества раскрытых преступлений с примене-нием
автоматизированных дактилоскопических информационных систем.
"Так на март 2011 г. в базе данных автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы "Папилон" Южного федерального округа стоят на учете следы рук, изъятые с 103457 мест нераскрытых преступлений, зарегистрированных в МВД по Республике Адыгея, ГУВД по Краснодарскому, Ставропольскому краям, Волгоградской, Ростовской и УВД по Астраханским областям. В результате эксплуатации АДИС "Папилон" Южного федерального округа за 2 месяца 2011 года установлено 150 лиц, а в целом, за период эксплуатации АДИС "Папилон" ЮФО было установлено 28118 лиц причастных к совершенным преступлениям"[2.].
АДИС регионального уровня эксплуатируются в 70 МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. На автоматизированном дактилоскопическом учете АДИС-Р состоит 970 тыс. информационных карт по нераскрытым преступлениям, которые содержат почти 2 млн. следов рук.
Следует обратить внимание и на то, что эффективность системы АДИС вплотную зависит от взаимодействия всех субъектов осуществляющих раскрытие и расследование преступлений, между тем важно отметить тот факт, что следы, изъятые при осмотрах мест
251
происшествий, направляются не своевременно или вообще не доходят до экспертно-криминалистических подразделений. Такие недостатки существенно снижают раскрытие и расследование преступлений, носящих межрегиональный и серийный характер.
И все же, несмотря на все существующие проблемы, связанные с эксплуатацией комплекса, необходимо заметить, что в современных условиях жизни общества нужно рассматривать дактилоскопическую регистрацию в качестве государственной и социально-правовой проблемы, решению которой как раз и способствуют информационные технологии, отчасти нашедшие свое воплощение в АДИС.
Для наиболее эффективного использования криминалистической учетной информации, как было замечено ранее, необходимо непосредственное обращение оперативного и следственного работника к деятельности криминалистических учетов. Трудно не согласиться с Р.А. Усмановым, который еще в 2006 году предложил идею по программированию данного вида деятельности, а именно созданию возможности по автоматизации рабочего места сотрудника, считая, что это позволит компенсировать недостаток знаний сотрудников органов внутренних дел по криминалистической регистрации. Несмотря на пер-спективность идеи, рассмотренной в свете развития компьютерных технологий, реализация данной программы задержалась. Однако в качестве решения назревшей проблемы необходимо рассмотрение положительных тенденций, намеченных в рамках реализации программы МВД России "Создание ЕИТКС ОВД". А именно, в феврале 2011 года трем пользователям ГСУ при ГУВД по Краснодарскому краю был подключен интегрированный банк данных федерального уровня (ИБД-Ф) Главного информационно-аналитического центра МВД России. Такой шаг с позиции руководства правоохранительных органов, позволит проводить проверки по различным видам криминалистических и розыскных учетов (на судимость, ИПК-В, ИПК-Л сведения о нахождении в розыске и т.д.), не только на территории Краснодарского края, но и по всем субъектам Российской Федерации. Конечно, подключение напрямую к базам данных учетной информации следственных органов в своей перспективе еще далеко от создания автоматизированного места сотрудника следственного подразделения, которое имел в виду Усманов, однако, упрощение функции обращения к учетам должно, наконец, заинтересовать следователей в их
использовании, что на наш взгляд немало важно.
К сожалению, в последние годы эффективность использования экспертно-криминалистических учетов в крае не превышала 10-16 %%. "Так, по итогам работы за 2009 год, данный показатель в ГУВД по краю составил 16,1%, в Южном федеральном округе - 22,2%, в целом по России - 18,6%. Результативность использования экспертно-криминалистических учетов за 2009 год неудовлетворительно оценивалась в 22 УВД-ОВД Краснодарского края, в 2008 году - в 20 горрайорганах внутренних дел края, в 2007 году - в 26, в 2006 году - в 11 УВД-ОВД края"[3.].
Если брать этот показатель в среднем по России, то за 1 полугодие 2010 года в ЭКП не поступили 22 % следов рук, 29 % следов обуви, 88,4 % следов и объектов биологического происхождения, и как следствие, не прошли проверку по экспертно-криминалистическим учетам. Отсюда, ясно прослеживается негативная тенденция, определяющая наличие в материалах приостановленных уголовных дел следов и вещественных доказательств, которые не направлялись на исследование в ЭКП и соответственно по объектам криминалистических учетов не проверялись.
В тоже время, в органах внутренних дел Краснодарского края имеются положительные примеры из практики раскрытия преступлений с помощью экспертно-криминалистических учетов при представлении сравнительного материала.
Так, например, в 2010 году при проверке дактилоскопической карты, заполненной на имя гражданина Ж. и представленной в подразделение ЭКЦ по Туапсинскому району сотрудниками уголовного розыска УВД по Туапсинскому району для проверки по АДИС "Папилон", была установлена причастность гражданина Ж. к совершению неправомерного завладения автомобилем ВАЗ-2106, совершенному в 2008 году.
Автоматизированные комплексы регионального фоноскопического учета были развернуты в ЭКП в 4 квартале 2006 года. В 2009 г. фоно-скопические экспертизы и исследования проводились уже в 65 лабораториях ЭКП по всей России.
Эффективность применения
автоматизированных комплексов регионального фоноскопического учета можно проиллюстрировать на примере статистических данных по ст. 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма".
Так "за 2010 г. выполнено 5,9 тыс. (-9,2%) фоноскопических экспертиз и 630 (+4,1%) исследований, 363 (+41,3%) лингвистические
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)
252
экспертизы и 703 (+106,8%) исследования. Результаты 326 (+26,9) лингвистических экспертиз способствовали установлению лиц, причастных к совершению преступлений. Всего выполнено 3324 идентификационные экспертизы (+2,1%), из которых результаты по 2516 экспертизам (76% от выполненных) способствовали установлению лиц причастных к совершению преступлений"[4.]. Неуклонный рост ежегодных статистических данных по выполнению фоноскопических экспертиз и исследований, а на данный момент и лингвистических характеризует успешное применение автоматизированных программно-технических средств фоноскопического учета.
За время эксплуатации автоматизированного программно-технического комплекса по ведению экспертно-криминалистического фоноучета имелись положительные примеры его использования. Например, с помощью программного обеспечения "Фонекси" была установлена причастность гражданина М. к угрозе совершения террористического акта по телефону 13 июня 2007 года в городе-курорте Анапа (уголовное дело № 734310).
Вместе с тем, несмотря на тенденцию роста раскрываемости преступлений по данному виду учета, наблюдается недостаточно высокий процент идентификаций лиц по голосу и речи из-за поступления на исследование материалов невысокого качества записи. В основном происходящее объясняется, прежде всего, слабым материально-техническим положением, а также некачественным применением технических средств при проведении звукозаписи.
Для раскрытия и расследования преступлений, розыска преступников, без вести пропавших граждан, а также для установления личности неопознанных трупов большую актуальность на данный момент времени приобретает проведение ДНК-исследований и формирование баз данных ДНК биологических объектов. В органах внутренних дел создана необходимая лабораторная база для проведения ДНК биологических следов по тяжким и особо тяжким преступлениям.
Анализ данных о работе лабораторий ЭКП, оснащенных автоматизированными комплексами ДНК-анализа, позволяет сделать вывод об исследовании в этом направлении, как о наиболее перспективном и динамично развивающимся в последние годы нашего времени.
Наибольшее количество судебно-генетических экспертиз и исследований выполняется по фактам совершения преступлений против жизни и
здоровья и против собственности.
На основании статистического подсчета общий объем данных учета ДНК на 2010 г. составил свыше 17,1 тыс. объектов. "По региональным учетам ДНК биологических объектов за 2010 г. было поставлено на учет 5772 генотипа по 4542 преступлениям, осуществлено 461 объединения по преступлениям, совершенное в разное время одним лицом, и выявлено 736 совпадений ДНК проверяемых лиц со следами, изъятыми с мест происшествий. Всего на учете находится 17148 ДНК-следов по 14010 преступлениям"[5.].
По Южному федеральному округу за 2 месяца 2011 года сотрудниками лаборатории ДНК-анализа выполнено 37 генетических экспертиз, исследовано 39 объектов биологического происхождения, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и 19 образцов крови подозреваемых и потерпевших лиц. В результате использования лаборатории ДНК- анализа установлены - 6 лиц, причастных к совершению преступлений. По 5 уголовным делам 10 профилей ДНК помещены на учет в банк данных ДНК (9 -ДНК биологических объектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, 1 - ДНК неопознанного трупа).
Вместе с тем, на основании изучения деятельности лабораторий выявляется и отрицательная практика по использованию ДНК-анализа в установлении лиц, причастных к событию преступления. А именно в ЭКП направляются для проведения ДНК-исследований сотни образцов крови лиц, в отношении которых информация не была полностью отработана на их причастность к совершенному преступлению в ходе следственных и оперативно-розыскных мероприятий, что приводит к необоснованным затратам времени и финансовых средств.
В этой связи можно также отметить, что несоблюдение следственными органами соответствующей схемы закрепления базовых (межрегиональных) ЭКП по проведению ДНК-анализа, в нарушении приказа МВД России от 10.06.2009 г. № 445, и направление вещественных доказательств в другие ДНК-лаборатории ЭКП способствует неравномерному распределению нагрузки на лаборатории, а также превышению лимита использования реактивов для проведения исследований.
Проблема обеспечения деятельности лабораторий ДНК- анализа реактивами и расходными материалами для производства экспертиз и исследований достигла особой остроты. Ежегодно на их закупку затрачивается около 20% от общего объема финансирования
253
Государственного оборонного заказа, предназначенного в первую очередь для закупок криминалистической техники. Но при этом закупаемое количество реактивов позволяет лишь обеспечить эффективную работу лабораторий только на ближайшие 7-9 месяцев, вместо планируемого года стабильного функционирования.
Среди проблем, также остро стоит вопрос ежегодного сервисного обслуживания оборудования.
В сфере автоматизации процесса идентификации информационных объектов, можно отметить еще один вид криминалистического учета, речь идет о данных автоматизированной баллистической идентификационной системы "Таис-04".
На текущий момент в 44 регионах Российской Федерации в деятельность ЭКП внедрена 51 автоматизированная баллистическая идентификационная система, из них 38 систем -программно-технических комплексов "ТАИС" (23 системы установлены по Программе) и 13 -программно-технических комплексов "АРСЕНАЛ". Последние поставки были осуществлены в 2007 году. В настоящее время обязательства по гарантии всех АБИС полностью исчерпаны. По этому поводу необходимо отметить, что многие системы АБИС за время эксплуатации устарели не только физически, но и морально, выработав свой технический ресурс в некоторых случаях полностью.
По данному направлению в соответствии со статистическими данными, по итогам 2010 года в "России было зарегистрировано 28,7 тыс. (-10,8%) преступлений связанных с незаконным оборотом оружия и боеприпасов. В ЭКП выполнено 35,4 тыс. (-2,5%) баллистических экспертиз и 44,6 тыс. (-4,6%) исследований, в ходе которых было исследовано 19,9 тыс. единиц (-16,8%) огнестрельного оружия и 685,8 тыс. боеприпасов (-3,9%)"[6.].
За 2010 года в федеральную пулегильзотеку (ФПГТ) поступили для постановки на учет и для проверки по массиву объектов пули и гильзы, изъятые с мест происшествий и экспериментально отстрелянные в 21 75 экземплярах оружия.
По последним данным по Южному федеральному округу за 2 месяца 2011 года в базу данных автоматизированной баллистической и д е н т и ф и к а ц и онной с ис т ем ы " Та и с - 0 4 " , полученной в 2004 году по Гособоронзаказу, поставлена информация о пулях и гильзах, изъятых с 3 мест совершения преступлений и экспериментально отстрелянных из 1 3
экземпляров оружия, изъятого из незаконного оборота.
Вместе с тем, при формировании и ведении данного вида учета наблюдается ряд существенных недостатков, выражающихся в заполнении и направлении информационных карт в частности на федеральный учет, что приводит к снижению эффективности учета самодельного огнестрельного оружия, как на региональном, так и на федеральном уровне.
Таким образом, целесообразно сделать вывод, что перспективы развития системы учетов оказались непосредственно связанными с автоматизацией процесса передачи, накопления, обработки учетной информации осуществляемой при помощи АИПС, созданных на базе современных информационных технологий.
Необходимо также заметить, что автоматизация учетных криминалистичестических
информационных систем открывает новые возможности не только в плане более точной обработки, но и в аспекте анализа взаимосвязи, существующей между различного рода информацией, в том числе и той, которая оставалась неиспользованной при ручном способе обрабатывания.
1. О результатах работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 г.: Аналитические материалы от 25.02.2011 г. №37/2-1163.
2. Об эффективности применения в ОСД сегментов ЕИТКС: Отчет ГУВД по Краснодарскому краю от 10.03.2011 г. № 2/5-406.
3. О повышении эффективности использования экспертно-криминалистических учетов: Указание ГУВД по Краснодарскому краю от 12.07.2010г. № 1/569.
4. О результатах работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 г.: Аналитические материалы от 25.02.2011 г. №37/2-1163.
5. О результатах работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 г.: Аналитические материалы от 25.02.2011 г. № 37/2-1163.
6. О результатах работы экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 г.: Аналитические материалы от 25.02.2011 г. №37/2-1163. Ш
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 2 (34)
254