Марийский юридический вестник
Выпуск 4
проведением проверок по полученной информации, а также за соблюдением установленных законодательством сроков разрешения сообщений о преступлениях. Как правило, они наиболее компетентны в данных вопросах и могут дать интересующую информацию.
В заключение необходимо подчеркнуть, что полное и четкое исполнение обязанностей органов внутренних дел по регистрации и разрешению сообщений о преступлениях постоянно находится на контроле руководства МВД республики и органов прокуратуры.
А.В. Сорокин
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ - ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Директивой министра внутренних дел Российской Федерации «О задачах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России на 2005 год» борьба с коррупцией отнесена к одному из приоритетных направлений их деятельности.
В соответствии с требованиями МВД России подразделениями криминальной милиции по экономическим и налоговым преступлениям МВД Республики Марий Эл принимаются организационные и практические меры по повышению эффективности исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления республики. Реализация этих мер в целом позволила добиться положительных результатов. Так, за 10 месяцев т.г. выявлено 131 должностное преступление. Окончены производством и направлены в суд уголовные дела по 151 преступлению коррупционной направленности (+91%, в аналогичный период прошлого года - 79). В числе чиновников, привлеченных и привлекаемых к уголовной ответственности в текущем году, - сотрудники министерства социальной защиты населения и труда РМЭ, начальник центральной больницы УФСИН МЮ РФ по РМЭ, руководители администраций различных муниципальных образований, лесхозов и лесничеств, образовательных учреждений.
Наиболее распространенными преступлениями против интересов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления в республике остаются злоупотребление должностными полномочиями и взяточничество. Как показывает анализ * 24
Заместитель начальника Управления по борьбе с организованной преступностью МВД РМЭ.
24
2005
1. Марийской милиции - 85 лет
материалов оперативных и уголовных дел, условиями, способствующими воспроизводству коррупции и должностной преступности в Республике Марий Эл, в первую очередь являются дефицит бюджетных средств, низкий уровень заработной платы должностных лиц. Большинство правонарушений, связанных с использованием должностного положения, выражающихся в оказании влияния на экономические отношения в интересах отдельных лиц либо преступных формирований, носят латентный характер. Как следствие, жалобы и заявления о подобных противоправных деяниях практически не поступают.
Тот социальный вред, а зачастую и опасность для общества, которые создают коррумпированные чиновники, требуют от органов внутренних дел особого подхода к борьбе с этим видом криминальных деяний.
В целях активизации противодействия криминальным проявлениям со стороны чиновников различного уровня МВД России издан приказ. В МВД России создана Координационная группа по борьбе с коррупцией. Для реализации требований данного нормативного правового акта приказом министра внутренних дел республики создана рабочая группа МВД РМЭ по борьбе с коррупцией. Ее основными задачами определены:
• выработка тактики и стратегии повышения эффективности деятельности подразделений и органов внутренних дел в сфере выявления и пресечения преступлений коррупционной направленности;
• взаимодействие МВД с органами законодательной, исполнительной и судебной власти в вопросах борьбы с коррупцией;
• координация осуществляемых подразделениями и органами внутренних дел мероприятий в сфере борьбы с коррупцией, контроль за ходом оперативных разработок.
Ввиду важности данного направления оперативно-служебной деятельности руководство рабочей группой возглавил министр внутренних дел республики генерал-майор милиции Краснов В.В. Заместитель руководителя - заместитель министра по экономической безопасности полковник милиции Смоленцев О.В. В состав группы вошли начальники отраслевых служб (Управления по борьбе с экономическими преступлениями, Управления по борьбе с организованной преступностью, Управления по налоговым преступлениям, Отдела собственной безопасности и следственной части Следственного управления при МВД).
Первым этапом деятельности рабочей группы станет всесторонний анализ состояния оперативной обстановки по линии борьбы с коррупцией, эффективности принимаемых на данном направлении мер, существующих проблемных моментов в целях выработки конкретных мероприятий по активизации этой работы. На основе анализа также будет дана принципиальная оценка личному вкладу руководителей органов и 25
25
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
подразделений внутренних дел в организацию работы подчиненных сотрудников, в компетенцию которых входит выявление и расследование должностных преступлений.
Однако уже сейчас, не дожидаясь выводов компетентных специалистов из состава рабочей группы, можно обозначить ряд мер, реализация которых позволит добиться положительной динамики результатов борьбы с коррупцией. В их числе:
• усиление оперативных позиций в органах власти и управления, налаживание доверительных отношений с гражданами, в той или иной мере пострадавшими от чиновничьего произвола;
• тщательный анализ ранее поступавшей оперативной информации, материалов архивных и находящихся в производстве дел оперативного учета, уголовных дел в отношении руководящих работников различного уровня, подозреваемых в использовании служебного положения в криминальных целях;
• активизация взаимодействия как между подразделениями МВД, так и с другими заинтересованными службами и правоохранительными органами по сбору, обмену и проверке информации на коррумпированных лиц;
• планирование дополнительных оперативно-разыскных мероприятий по проверке и реализации полученных сведений, документирование фактов совершения должностных преступлений.
• привлечение к борьбе с коррупцией общественных объединений и организаций республики, постоянное освещение данного направления деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации.
С учетом недостаточной практики по ряду направлений борьбы с коррупцией в звене горрайорганов важное значение следует придавать изучению положительного опыта. Отраслевые службы центрального аппарата МВД занимаются его обобщением и распространением в подчиненных подразделениях. 26
26
2005
1. Марийской милиции - 85 лет
С.А. Демаков *
ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКИХ УЧЕТОВ В МВД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Со времени появления дактилоскопии как прикладной науки криминалисты пытались решить проблему проверки следов рук, изымаемых с мест происшествий, а также дактилокарт по достаточно большим учетным массивам. Были попытки создания и внедрения различных полуавтоматических систем (система «След», 1977-1984 годы), «дактилоскопических автоматов» и т.п. Однако каких-либо, хотя бы относительно приемлемых, результатов они не давали.
Процесс автоматизации дактилоскопических учетов на более высоком уровне начался с появлением и развитием быстродействующих средств вычислительной техники и накопителей информации с большими объемами памяти. Первые отечественные автоматизированные дактилоскопические информационные системы (АДИС) появились в конце 80-х - начале 90-х годов и стали вполне конкурентоспособными на мировом рынке. Сегодня процесс автоматизации дактоучетов в России идет бурно и не уступает общемировым темпам развития подобных систем. На российском рынке безоговорочным лидером по разработкам, изготовлению и поставкам АДИС в органы внутренних дел РФ является фирма «Системы Папилон» (г. Миасс Челябинской обл.). Автоматизированные комплексы данного предприятия установлены практически во всех регионах страны. Все большее распространение в России получают установки АДИС регионального масштаба, когда в отдельно взятом регионе автоматизируются все имеющиеся дактилоскопические учеты во всех милицейских подразделениях, начиная от самого отдаленного сельского отделения милиции и заканчивая базами данных информационных центров.
Низкая эффективность использования неэлектронных дактилоскопических учетов в МВД Республики Марий Эл была обусловлена достаточно большим объемом накопленной дактилоскопической информации, которую эксперты были не в состоянии переработать без использования ПЭВМ. Однако в условиях сохранения высокого уровня преступности в республике задача повышения эффективности использования существующих у нас дактилоскопических учетов на основе АДИС приобрела исключительное значение. 27
Начальник Экспертно-криминалистического центра при МВД РМЭ.
27