2005
1. Марийской милиции - 85 лет
А.С. Васенев *
О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ И ПРОИСШЕСТВИЯХ
Российское законодательство гарантирует гражданам права на защиту от преступных посягательств. Нормативно-правовые документы, обеспечивая данные гарантии, регламентируют и порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях.
Письменные заявления и устные сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях и правонарушениях принимаются сотрудниками милиции круглосуточно в дежурных частях органов внутренних дел. Еженедельно дежурными частями ОВД Республики Марий Эл регистрируется около тысячи сообщений о преступлениях. В роли заявителей могут выступать как отдельные граждане, так и представители общественных формирований, должностные лица предприятий, организаций, различных ведомств. Наряду с российскими гражданами в органы внутренних дел по фактам противоправных действий могут обращаться иностранные граждане и лица без гражданства.
Следует отметить, что в данной ситуации место и время совершения преступления не имеет значения: заявление обязаны принять в любом органе внутренних дел. Однако, учитывая, что согласно существующим нормам, проверка сведений, изложенных в заявлении, производится в ОВД по месту совершения правонарушения, потерпевшему по возможности целесообразнее обращаться сразу же в дежурную часть того отдела милиции, на территории ответственности которого он подвергся преступному посягательству. Данное обстоятельство имеет значение для принятия своевременных мер к розыску преступников по «горячим следам».
В любое время суток сотрудниками дежурных частей принимается и информация о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях для выяснения их возможных криминальных причин и установления признаков преступления. Информирование органов внутренних дел о случившихся чрезвычайных событиях может быть обусловлено и необходимостью охраны правопорядка на месте данного происшествия. * 21
Заместитель министра - начальник штаба МВД РМЭ.
21
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
Не всегда у жителей отдаленных населенных пунктов есть возможность обратиться непосредственно в отдел внутренних дел либо отделение милиции. В таком случае письменное заявление или устное сообщение о преступлении может быть принято и участковым уполномоченным милиции при обслуживании своего административного участка, а также любым сотрудником органов внутренних дел, находящимся при исполнении служебных обязанностей. В данном случае в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудниками, получившими сообщение, при необходимости принимаются меры немедленного реагирования, а сообщение передается в дежурную часть органа внутренних дел.
Явка с повинной, то есть добровольное сообщение лица о преступлении, им совершенном, сделанное работнику правоохранительных органов, также рассматривается как заявление о преступлении. Явка с повинной может иметь две формы - письменную и устную, и оформляется в установленном порядке. Устное сообщение заносится в протокол явки с повинной.
В соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации письменное заявление о преступлении должно быть в обязательном порядке подписано заявителем, а устное - занесено в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе указываются данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность. Заявитель имеет право изложить суть заявления на родном языке. Во избежание необоснованных обвинений в отношении невиновных лиц гражданин, заявляющий о совершении преступления, заранее предупреждается об уголовной ответственности по статье 306 Уголовного кодекса РФ за заведомо ложный донос, о чем расписывается в протоколе принятия заявления.
Оперативным дежурным ОВД принятые сообщения регистрируются в номенклатурных журналах, хранящихся в дежурных частях органов внутренних дел, и незамедлительно докладываются руководству. При личном обращении в дежурную часть заявителю выдается под роспись талон-уведомление, в котором указывается номер и дата регистрации заявления. Этот документ поможет проследить дальнейшую судьбу рассмотрения заявления.
Значительная часть информации поступает в отделы внутренних дел почтой. Это могут быть и письменные заявления, и материалы проверок, направляемые другими ОВД для принятия решения по месту совершения преступления или правонарушения, а также жалобы, обращения граждан по различным вопросам, связанным с охраной правопорядка и не только. Роль руководителя органа внутренних дел в данной 22
22
2005
1. Марийской милиции - 85 лет
ситуации заключается во внимательном изучении поступившей корреспонденции и установлении наличия либо отсутствия признаков преступления. Сообщения с признаками преступления немедленно регистрируются в дежурной части и разрешаются в соответствии с Уголовнопроцессуальным кодексом РФ.
Отдельно следует упомянуть и такую категорию обращений, как анонимные заявления, а также звонки на «телефоны доверия», установленные в каждом РОВД республики и некоторых управлениях и отделах министерства. Информация, поступившая по «телефону доверия», фиксируется в специальных журналах и подлежит обязательной проверке. Анонимные заявления не регистрируются, а используются оперативными службами для принятия необходимых мер.
По результатам рассмотрения зарегистрированного сообщения о преступлении органом дознания, следователем или дознавателем в соответствии со статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ в срок не более 3 суток, а в исключительных случаях - не более 10 суток со дня регистрации должно быть принято одно из следующих решений:
• о возбуждении уголовного дела;
• об отказе в возбуждении уголовного дела;
• о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - в суд.
В течение суток с момента принятия решения заявитель извещается о принятом решении, для чего в его адрес направляется письменное уведомление. Одновременно с информированием о принятом решении гражданам разъясняется право на обжалование вынесенного постановления и порядок обжалования. Заявитель имеет право обжаловать действия работников органов внутренних дел по принятию и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях начальнику органа внутренних дел, вышестоящему руководству МВД, прокурору или в другие компетентные учреждения и организации по своему усмотрению. Как правило, в каждом отделе внутренних дел размещена информация для посетителей, в которой указан не только порядок приема заявлений, номера «телефонов доверия» для сообщения конфиденциальной информации, но и номера телефонов и адреса вышестоящих органов внутренних дел и надзирающих органов прокуратуры.
В любом случае за всей информацией по заявлениям рекомендуется обращаться в дежурную часть органа внутренних дел. Именно там при желании можно проконтролировать ход рассмотрения заявления, уточнить принятое по нему решение. В то же время в большей части отделов внутренних дел и отделений милиции работают специальные сотрудники, занимающиеся учетом всех поступающих сообщений, контролем за 23
23
Марийский юридический вестник
Выпуск 4
проведением проверок по полученной информации, а также за соблюдением установленных законодательством сроков разрешения сообщений о преступлениях. Как правило, они наиболее компетентны в данных вопросах и могут дать интересующую информацию.
В заключение необходимо подчеркнуть, что полное и четкое исполнение обязанностей органов внутренних дел по регистрации и разрешению сообщений о преступлениях постоянно находится на контроле руководства МВД республики и органов прокуратуры.
А.В. Сорокин
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ - ОДНА ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Директивой министра внутренних дел Российской Федерации «О задачах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России на 2005 год» борьба с коррупцией отнесена к одному из приоритетных направлений их деятельности.
В соответствии с требованиями МВД России подразделениями криминальной милиции по экономическим и налоговым преступлениям МВД Республики Марий Эл принимаются организационные и практические меры по повышению эффективности исполнения законодательства о противодействии коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления республики. Реализация этих мер в целом позволила добиться положительных результатов. Так, за 10 месяцев т.г. выявлено 131 должностное преступление. Окончены производством и направлены в суд уголовные дела по 151 преступлению коррупционной направленности (+91%, в аналогичный период прошлого года - 79). В числе чиновников, привлеченных и привлекаемых к уголовной ответственности в текущем году, - сотрудники министерства социальной защиты населения и труда РМЭ, начальник центральной больницы УФСИН МЮ РФ по РМЭ, руководители администраций различных муниципальных образований, лесхозов и лесничеств, образовательных учреждений.
Наиболее распространенными преступлениями против интересов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления в республике остаются злоупотребление должностными полномочиями и взяточничество. Как показывает анализ 24
Заместитель начальника Управления по борьбе с организованной преступностью МВД РМЭ.
24