Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 88-92. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 11. P. 88-92.
Научная статья УДК 281.93(470.313) https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.14
История и мифы стружановского храма Наталья Петровна Ледовских
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, ledoster@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2914-9987
Аннотация. В статье на основе архивных документов, воспоминаний местных жителей воссоздается история храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Стружаны Клепиковского района Рязанской области как свидетельства человеческой памяти и живой веры. Отмечается, что он был возведен на месте существовавших ранее деревянных конструкций Воскресенской и Успенской церкви и на данный момент имеет уже более чем двухсотлетнюю историю существования. Приводятся документальные факты, свидетельствующие об особой значимости храма для местных жителей, а также мифы и предания, связанные с ним и хранящиеся в памяти прихожан. Анализируются художественные особенности культового здания, уникальность его архитектурного решения. Описаны наиболее ценные в культурологическом и аксиологическом отношении изобразительные артефакты, являющиеся принадлежностью храма, в том числе и те, которые находятся в запасниках, - иконы Серафима Саровского, Петра и Февронии, Богоматери, написанной в «васнецовском стиле», фрески Успенской церкви. Заключается, что церковь для русского человека -это нечто большее, чем просто место или здание на Земле, это часть души всех православных верующих. И этот статус стружановского храма Успения Пресвятой Богородицы не вызывает сомнений.
Ключевые слова: православный храм, история строительства, восстановление храма, особенности архитектуры, местные почитаемые святые, храмовые фрески, иконы
Для цитирования: Ледовских Н.П. История и мифы стружановского храма // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 88-92. https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.14.
Original article
The history and myths of the church in Struzhany
Natalia P. Ledovskikh
Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia, ledoster@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2914-9987
Abstract. In the article, based on archival documents and memories of local residents, the history of the Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary in the village of Struzhany, Klepikovsky District, Ryazan Region, is recreated as evidence of human memory and living faith. It is noted that it was built on the site of the previously existing wooden structures of the Resurrection and Assumption Church and it has existed for more than two hundred years. The documentary facts are given, testifying to the special significance of the church for local residents, as well as myths and legends associated with it and stored in the memory of parishioners. The study analyses features of the iconic building and the uniqueness of its architectural design. Moreover, it describes the most valuable cultural and axiological artifacts that belong to the temple, including those that are in storehouses, such as icons of Seraphim of Sarov, Peter and Fevronia, the Mother of God, painted in the "Vasnetsov style", frescoes of the Church of the Assumption. It is concluded that for a Russian person a church is something more than just a place or a building on Earth, it is a part of the soul of all Orthodox believers. This status of the church in Struzhany of the Assumption of the Blessed Virgin Mary is beyond doubt.
Keywords: Orthodox church, history of the construction, restoration of the church, features of the architecture, local revered saints, church frescoes, icons
For citation: Ledovskikh, N.P. (2021) The history and myths of the church in Struzhany // Общество: философия, история, культура. 2021. № 11. С. 88-92. https://doi.org/10.24158/fik.2021.11.14.
Православная культура играет особую роль в истории России. Общественные катаклизмы ХХ века только усилили стремление сохранить, возродить традиции предков. Задача решается не просто. Трудно найти документы, многие были просто уничтожены после Октябрьской революции. В народе бережно хранятся и передаются из поколения в поколение устные сведения, обрастая со временем новыми подробностями. И вот уже сложно понять, где истина, а где миф, вымысел, родившийся из самых чистых и искренних побуждений.
© Ледовских Н.П., 2021
В Рязанской глубинке есть старинное село Стружаны, расположившееся на берегу озера Сокорево. Первое упоминание о нем относится к 1625 году. Во времена Петра I здесь располагались государевы верфи по производству стругов для флота - плоскодонных парусно-гребных судов, служивших для перевозки людей и грузов. Это было одним из самых прибыльных ремесел крестьян того времени. Возможно, именно отсюда пошло название села - Стружаны, во всяком случае, никаких других версий нет.
Жители были умелыми ремесленниками, занимались плотничеством, плетением неводов. Сбывали свои товары в Астрахань и в другие места по Волге и Уралу. Как утверждает И. Добролюбов, сюда бежали крестьяне, чтобы иметь возможность торговать (Добролюбов, 1884: 156). Так что в Стружанах собрался народ свободолюбивый и предприимчивый.
По окладной книге 1676 года в Стружанах значится Воскресенская церковь, в приходе которой числилось 160 дворов. Церковь была деревянная, сгорела в 1740 году, но уже через 6 лет местные жители выстроили новую. Согласно клировым ведомостям в 1792 году (по И. Добролюбову, - в 1798 году) в той же ограде, где и Воскресенский храм, была возведена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Отчеты об их деятельности идут в одной ведомости. В 1902 году в приходе этих храмов числилось 867 дворов и около 5 тысяч жителей1.
В Успенской церкви освятили три придела: центральный - во имя Успения Божией Матери, правый - во имя Святой Великомученицы Параскевы, левый - во имя Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Успенская церковь была деревянной, без колокольни, «покрыта железом». В 1888 году иконостас «был вызолочен червонным золотом, иконы все новые, а стены расписаны священно-историческими картинами»2.
Местные жители до сих пор чтят предание об особом Евангелие и кресте, хранившихся в Воскресенском храме. Об этом же упоминается в церковной летописи и в описаниях И. Добролюбова. Евангелие отличалось своими размерами: «аршин с вершком» в длину, 3/4 аршина в ширину (77 на 54 см), на украшение которого ушло около 6 кг серебра, подаренных лично императрицей Екатериной II. Крест XVII века, ровесник самой церкви, но главное - это надпись, приведенная Добролюбовым полностью: «Освещается жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Воскресения Христова при державе Благочестивевшей самодержавнейшей Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, по благословению преосвященного Алексия, архиепископа Рязанского и Муромского, в лето 1746, индикта 9-го, месяца июня 6 дня, на память преподобного отца нашего Сисоя Великого. В Переславле Рязанском, старорязанском стане, в селе Стружанах церковь Воскресения Христова обложена строением в 1740 году августа в 24 день на память святого священномученика Иерофея, епископа Афинского. За строение дано сто сорок четыре рубля. Леса куплено тысячу деревьев, денег за оный лес триста семьдесят три рубля. Тес мирской. Резчику и столяру дано восемьдесят пять рублей. Иконописец, он же и золотарь, за иконописание и позолочение взял сто семьдесят рублей» (Добролюбов, 1884: 156).
В начале XX века был возведен новый Успенский храм - из кирпича, причем, как утверждают местные жители, деревянная старая церковь оставалась внутри нового храма вплоть до завершения строительства.
Помнят люди и предание о местном жителе Филиппе Гусеве, правда, одни называют его купцом, другие - князем, с именем которого и связывают столь грандиозное строительство. Якобы после его возвращения с приисков напали на него разбойники, но купец отделался испугом и дал обет построить храм в честь своего спасения. Собственных средств не хватило, деньги пришлось добирать по дворам. По просьбе Ф. Гусева на центральном правом столпе была сделана фреска святого Филиппа с соответствующей надписью. Фреска есть и сейчас, а надпись, к сожалению, утрачена.
Кирпичная Успенская церковь была освящена в 1910 году, а ее деревянное старое здание продали в Ершово. Иконы, наиболее ценная утварь перешли в новое здание.
Храм несколько раз горел. В 1956 году, по словам местных жителей, председатель сельского совета, «истинный богоборец», осуществил поджог центрального купола Успенской церкви, пожар быстро распространился по кровле. 4 малых купола так и не смогли восстановить до настоящего времени.
Но особый ущерб храму был нанесен пожаром 1996 года. Церковь загорелась 30 декабря и почти полностью выгорела внутри, а главное - огнем были уничтожены бесценные артефакты, книги, документы. Память местных жителей теперь остается едва ли не единственным источником информации о прошлом Успенской церкви. Но если не попытаться восстановить историю сейчас, то факты очень быстро уйдут в небытие вместе со старожилами, историческая память народа будет уничтожена.
1 Государственный архив Рязанской области (ГАРО). Ф. 628. Оп. 1. Д. 286. Л. 54.
2 Успенский храм в селе Стружаны // Русская православная церковь. Рязанская митрополия. Касимовская
епархия. Клепиковское благочиние. URL: http://struzhany.narod.ru/Kirche.htm (дата обращения: 19.09.2021).
Так, из сообщений местных жителей становится известно, что строительством Успенской церкви в начале XX века занимались мастера-самоучки, а также заключённые Владимирской тюрьмы, привлекаемые в качестве рабочей силы. Поэтому геометрия храма не соблюдена, много неровностей. Кроме того, кирпич, использованный при строительстве, был плохого качества, что тоже сказалось на внешнем виде стен здания. Но именно это все и делает храм чрезвычайно привлекательным, особенно в плане необычности архитектурного решения. Мощь и величественность романского стиля сочетается с чертами венецианского палаццо: фронтоны с трех сторон, симметричные широкие окна, обрамленные арками. Итальянские мотивы подчеркивает форма алтарных апсид; традиционных полукружий или многогранников нет - просто квадратный пониженный выступ с восточной стороны здания. Фасад по всему периметру украшен сухариками (дентикулами). Светло-синие карнизы членят стены храма.
Успенская церковь удивительно гармонично вписывается в местный ландшафт. С двух сторон окруженная водой, ярко выделяющаяся на фоне синего неба благодаря интересному цветовому решению стен, выложенных белым, синим, красным кирпичом, она безраздельно господствует над местностью.
Храм - шестистолпный, трехнефный, крестовокупольный - получился внушительных размеров: 25 метров на 30; высота до купола - 25 метров, соборная колокольня возвышается на 35 метров (размеры могут быть неточными). На колокольне 8 колоколов. Чаша купола покоится на ротонде, украшенной пилястрами с широкими окнами и узкими проемами между ними, благодаря чему внутри храма, особенно в солнечную погоду, создается ощущение «парящего купола» (по типу здания храма святой Софии в Константинополе).
Правда, три окна в настоящее время закрыты священными изображениями. Трудно сказать, было ли это первоначальной задумкой. Во всяком случае, после пожара 1996 года в оформлении интерьера церкви произошли серьезные изменения, внесенные художником Андреем Яковлевым, который расписывал храм в конце XX в. Ему на помощь пришли две девушки, студентки IV курса Рязанского художественного училища, - Анастасия Дьякова и Анастасия Захарова.
Благодаря широким окнам храм наполнен светом, а преобладание синего, голубого, небесного цветов во внутренней отделке здания создает ощущение грандиозности и торжественности. Как известно, в православной культуре цвет имеет глубоко символическое значение. Синий -воплощает стремление мира к Богу, это символ неба, откровения и мудрости. Голубой цвет является выражением чистоты и целомудрия, поэтому считается атрибутом Богородицы, символом Ее Приснодевства.
Каким был характер росписей и икон Успенской церкви до пожара, можно представить по нескольким сохранившимся изображениям. Икона Серафима Саровского находится сейчас у центрального левого столпа. Серафим Саровский, в миру - Прохор Сидорович Мошин, был канонизирован только 1903 году, однако уже в последней трети Х!Х века он повсеместно почитался общерусским святым. Иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, Серафим был хорошо известен верующим. В стружановской церкви находится икона поясного изображения святого. Он - в черной одежде, так изображают монахов, ушедших от обычной жизни - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода физическая смерть при жизни ради духовного подвига. Рука, приложенная к сердцу, - жест, означающий, что святой преуспел в сердечной молитве. Серафим держит четки - монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига. Особенно интересен фон иконописного изображения - золотая основа с декоративным заполнением (ромбы по всему полю и розы по углам). Она символизирует божественный свет. Однако больше всего поражает взгляд святого, обращенный прямо к сердцу верующего человека.
Росписи Успенской церкви в точности отражали русские иконографические традиции конца XVШ - начала ХХ века. Суть их в том, что «лики святых становятся более мягкими, добрыми, они воплощают идею умиротворения, заступничества за страждущее человечество. Их могущество выражается не в демонстрации карающей силы, а в обещании помощи в земном существовании» (Сопунов, 1985: 148). Иконография храмов стала отличаться «поразительной жизненностью образов», изменяется эмоциональное воздействие на чувства верующих. Изображения воспринимаются как откровение будущей святости мира, его грядущего преображения. Верующий человек в храме чувствовал свое единение с миром горним и в связи с этим осознавал всю меру огромной собственной ответственности за все, происходящее вокруг.
Чудесным образом сохранилась, хотя и была сильно повреждена, фреска Великомученицы Параскевы. Для Успенской церкви она имеет особое значение, поскольку, как уже отмечалось, один из пределов храма освящен в ее честь. Фреска выполнена в традиционной манере: «белый плат, красный плащ и синий хитон, простой восьмиконечный крест в правой руке и развернутый
свиток в левой руке, на котором написан "Символ веры"». «И все-таки, - отмечает И. Красногорская, - рязанская Параскева отличается от всех остальных и безусловно славянским обликом, и поразительной жизненностью образа. Еще и теперь встречаются в нашем крае очень похожие на нее женщины - статные, крепкие, златокудрые, с крупными, чуть скуластыми лицами, на которых так по-рязански круты дуги светлых бровей, так вдумчивы и проницательны карие глаза. Смотришь на такую женщину и думаешь: не такой ли была легендарная Авдотья, отправившаяся в стан врага вызволять родных из плена?» (Красногорская, 1993: 80).
Среди особо значимых элементов Успенской церкви, относящихся к ранним периодам ее существования, - изображения Петра и Февронии, Господа Вседержителя, Распятие, деревянная статуя Спасителя, изготовленная еще до революции.
В запасниках храма есть и икона, изображающая Богоматерь с младенцем, написанная в «васнецовском стиле». На обратной ее стороне - надпись: «Икона 1890 г. 2000 г. - произведена реставрация». Стружановская Богоматерь с младенцем поражает своим изяществом, идеальными чертами лица. В иконе действительно нашла отражение «радостная песнь материнству», удивителен «разговор» сплетенных рук, поражает, с какой доверчивостью и нежностью прижимается младенец к матери на изображении. При этом художник выполняет определяемые каноном иконописания требования. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории - четырехугольном плате или накидке (их по обычаю носили иудейские замужние женщины). Мафорий стружановской Богоматери насыщенного темно-красного цвета в напоминание о ее царственном происхождении. По краям он отделан изящной золотой каймой и бахромой. Прикрытый мафо-рием светло-синий цвет туники символизирует девство Богоматери, ее небесную, совершенную чистоту, как и звезды на челе и плечах.
Иконы «Рождества Христова», «Пресвятой Троицы» вероятнее всего служили украшением сгоревшего иконостаса. По воспоминаниям местных жителей, они были полны внешней экспрессии и глубокого религиозного чувства.
Русское, происходящее из греческого языка слово «церковь» обозначает «дом Господень»,
и это не только «здание», «место», но «особенно ... верующие в Бога и Христа»1. Сказанное как нельзя лучше иллюстрирует статус Успенской церкви села Стружаны в народе. Какие бы трудности она не переживала, всякий раз находились сподвижники, не жалевшие ни сил, ни средств для ее охранения.
Несмотря на удаленность, храм притягивает к себе прихожан, как магнит. В праздничные дни церковь полна людей, стремящихся прикоснуться к чуду с тем, чтобы обрести душевный покой. Поистине Успенская церковь села Стружаны - это храм, оберегаемый любовью.
Список источников:
Добролюбов И. Историко-статическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетий и библиографическими указаниями: в 4 т. Зарайск, 1884. Т. 1. 368 с.
Красногорская И. Образы сокровенные. Очерки о судьбах рязанских святынь. Рязань, 1993. 160 с.
Сопунов Б.В. Некоторые сюжеты русской иконописи // Культура и искусство России XIX века. Л., 1985. С. 141-150.
References:
Dobrolyubov, I. (1884) Istoriko-staticheskoe opisanie tserkvei i monastyrei Ryazanskoi Eparkhii, nyne sushchestvuyushchikh i uprazdnennykh so spiskami ikh nastoyatelei za XVII, XVIII i XIX stoletii i bibliograficheskimi ukazaniyami: v 4 t. [Historical and Static Description of the Churches and Monasteries of the Ryazan Diocese, Now Existing andAbolished with Lists of Their Abbots for the 17th, 18th and 19th Centuries andBibliographic Indications : in 4 vol.]. Zaraisk. Vol. 1. 368 p. (in Russian).
Krasnogorskaya, I. (1993) Obrazy sokrovennye. Ocherki o sud'bakh ryazanskikh svyatyn [Intimate Images: Essays on the Fate of the Ryazan Shrines]. Ryazan. 160 p. (in Russian).
Sopunov, B. V. (1985) Nekotorye syuzhety russkoi ikonopisi [Some Subjects of Russian Icon Painting]. In: Kul'tura i iskusstvo RossiiXIX veka'. Leningrad, рр. 141-150. (in Russian).
Информация об авторе
Н.П. Ледовских - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, Рязань, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=366662.
1 Полный православный богословский энциклопедический словарь : в 2 т. М., 1992. Т. 2. 1232 с.
Information about the author N.P. Ledovskikh - D.Phil., Professor, Department of Cultural Studies, Ryazan State University named after S.A. Yesenin, Ryazan, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=366662.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.10.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.11.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 11.11.2021.