Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренной малочисленный народ / тувинцы-тоджинцы / Тоджа / Республика Тыва / этнографическая коллекция / музей / экспозиция / indigenous people / Tuvans-Todzhans / Todzha / Republic of Tyva / ethnographic collection / museum / exposition

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огурцова Ольга Сергеевна

В данной работе рассмотрены проблемы сохранения этнографических коллекций и национальной культуры коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев, проживающих на территории Республики Тыва. Потомственные оленеводы Тоджинского кожууна, сегодня испытывают определённые трудности с сохранением традиционного образа жизни, а музейные этнографические коллекции, отражающие материальную культуру этого народа, нуждаются в тщательном исследовании и сохранении, уверены большинство тувинских этнографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF THE TUVAN-TOJINTS LIVING IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF TYVA

This paper considers the problems of preserving ethnographic collections and the national culture of the indigenous small people of Tuvans-Todzhans living on the territory of the Republic of Tyva. Hereditary reindeer herders, compactly living in the Todzhi region, today experience certain difficulties in preserving the traditional way of life, and museum ethnographic collections reflecting the material culture of this people need to be carefully studied and preserved.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

УДК 792.03

ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ ТУВИНЦЕВ-ТОДЖИНЦЕВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Огурцова О. С.

Аннотация. В данной работе рассмотрены проблемы сохранения этнографических коллекций и национальной культуры коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев, проживающих на территории Республики Тыва. Потомственные оленеводы Тоджинского кожууна, сегодня испытывают определённые трудности с сохранением традиционного образа жизни, а музейные этнографические коллекции, отражающие материальную культуру этого народа, нуждаются в тщательном исследовании и сохранении, уверены большинство тувинских этнографов.

Ключевые слова: коренной малочисленный народ; тувинцы-тоджинцы; Тоджа; Республика Тыва; этнографическая коллекция; музей; экспозиция

HISTORY AND ETHNOGRAPHY OF THE TUVAN-TOJINTS LIVING IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF TYVA

Ogurtsova O. S.

Annotation. This paper considers the problems of preserving ethnographic collections and the national culture of the indigenous small people of Tuvans-Todzhans living on the territory of the Republic of Tyva. Hereditary reindeer herders, compactly living in the Todzhi region, today experience certain difficulties in preserving the traditional way of life, and museum ethnographic collections reflecting the material culture of this people need to be carefully studied and preserved.

Keywords: indigenous people; Tuvans-Todzhans; Todzha; Republic of Tyva; ethnographic collection; museum; exposition

Изучая этнокультурные коллекции коренных малочисленных народов, собранные историко-краеведческими музеями Южной Сибири, автор этих строк столкнулась с рядом терминологических особенностей данного вопроса. К примеру, географически очерчивая границы Южной Сибири, выяснилось, что административные границы Сибири весьма изменчивы, и это необходимо учитывать при исследовательской работе. Так, если Хакасская автономная область до 1991 года входила в состав Красноярского края, то сегодня это отдельный регион Российской Федерации. Традиционно Туву не принято причислять к Сибири, и географически она считается территорией Центральной Азии. Однако, недавно появившийся в сибирском экономическом пространстве бренд «Енисейская Сибирь», за счёт Тувы расширил понятие Южной Сибири дальше на юг. Так, в круг объектов проводимого мною исследования попал коренной малочисленный народ тувинцев-тоджинцев, компактно проживающих в Тоджинском районе на территории Республики Тыва.

Прежде чем перейти непосредственно к теме истории и этнографии потомственных оленеводов Тывы, скажу об актуальности исследования культуры и традиций коренных малочисленных народов России. Ускорившиеся к началу XXI в. всеохватывающие процессы урбанизации, глобализации, стирающие границы и отличия культур, заставили людей по-иному взглянуть на мировое сообщество и на самих себя. Сегодня всё более широкий резонанс получают вопросы, касающиеся разных уровней национальной идентичности, религиозных предпочтений, проблемы утери носителями

родных языков, сокращения территорий традиционного природопользования представителей различных коренных национальностей, народов и народностей, проживающих на территории Российской Федерации. Осознание возможности утери уникальных и самобытных культур послужили системным катализатором, заставившим предпринимать меры к их сохранению и возрождению на государственном уровне. Так, понятие коренного малочисленного народа на сегодняшний день определено нормами Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", согласно которым таковыми являются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, насчитывающие менее 50 тысяч человек, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Тувинцев-тоджинцев включили в список «Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» в 2000 году, что расширило их права на традиционный образ жизни, благоприятную исконную среду обитания и обеспечило им защиту государства и ассоциации КМНСС и ДВ РФ. Тем не менее, ряд публикаций в СМИ и позиция некоторых общественных организаций склоняются к мнению, что положение коренного малочисленного тувинцев-тоджинцев не идеально. Это подтверждают наблюдения современных этнографов. О бедственном положении большинства оленеводческих хозяйств Тоджи после распада СССР говорят сами оленеводы, продолжающие заниматься традиционным промыслом предков.

Сегодня общая численность тувинцев-тоджинцев насчитывает 3260 человек, что составляет 55,2% от всего населения Тоджинского кожууна. В состав территорий традиционного расселения входят сёла Адыр-Кежик, Сыстыг-Хем, Ырбан, Ий и Чазылары. Исконное название этих земель - Тоджа. Тоджинский самый большой из 17-ти районов Тывы, его площадь - 44,8 тыс. кв. км, а плотность населения - 1 человек на 10 кв. км. Со всех сторон Тоджа окружена горами. Равнины болотистые, более половины территории покрыты лесами. Температура воздуха летом здесь колеблется от +17 до +35, зимой - от -18 до -50 градусов по Цельсию. Неподалёку от Тоджи соседствуют четыре близкородственные группы оленеводов и охотников. Это тоджинцы в Тыве, тофалары в Иркутской области, туха или цаатаны в северо-западной Монголии и сойоты в Республике Бурятия в северо-восточном секторе. Все эти четыре народа населяют узкую переходную зону между сибирской тайгой и степями Внутренней Азии. Здесь сложилось ядро Южно-Сибирского и Монгольского оленеводческого комплекса, где жители говорят на близких диалектах тувинского языка.

Не удивительно, что этнографы интересуются уникальной малочисленной общностью тувинцев-тоджинцев, живущих в отдалённом регионе. Автор одного из наиболее информативных исследований Монгуш М. В., побывав в экспедициях летом 2012 и 2015 годов, опубликовала ряд статей о традиционном укладе быта тоджинских оленеводов. Согласно работам тувинского этнографа, традиционное оленеводство тоджинцев относится к саянскому типу, для которого характерно использование оленя под седло и вьюк. При этом применяются конское седло со стременами и тремя подпругами, особое детское седло и вьючное седло. При езде используется палка. Стадо оленей пасется на вольном выпасе без собаки и пастуха. Тувинцы-тоджинцы сумели сохранять все основные элементы традиционной культуры: язык, обычаи и обряды, нормы поведения, традиционные праздники. Здесь исполняют произведения устного поэтического творчества различных жанров, бытует традиционная музыкальная культура. В основе шаманских обрядов - демонстрация уважения к духам-хозяевам местности (черээзи). В своем простодушном и несложном веровании тоджинец представляет себя окруженным мистикой и переживает постоянное ощущение сверхъестественного. Если, скажем, ему на пути встречается преграда, которую надо

преодолеть «поклонник природы» постарается умилостивить духов местности. Этнографы вспоминают, каждый раз, когда во время экспедиций резко менялась погода, местные проводники уверяли, что так духи-хозяева местности реагируют на посторонних. Тоджинцы продолжают соблюдать охотничьи и промысловые обряды. Так, отправляясь на охоту, всегда просят духа-хозяина местности даровать им добычу. Духу-хозяину преподносят первый кусок сваренного мяса, ему же достаются первые брызги утреннего чая. При неудаче охотник думает, не обидел ли он духа-хозяина местности, не нарушил ли доверительные отношения с ним. Существуют определённые запреты, когда нельзя охотиться без надобности, рубить деревья, ставить лагерь для ночевки в священных местах, убивать животных белого цвета или обладающих необычными приметами. Помимо того, нельзя убивать больше того, что необходимо. Вольное или невольное нарушение всех этих запретов, по мнению тоджинцев, может вызвать гнев духов.

Также этнографы отмечают приверженность тоджинцев к буддизму. В начале ХХ века в Тодже находился Овгонхурэ - главный религиозный центр всей округи. Старожилы помнят храм, отличавшийся смешением китайского и русского архитектурных стилей. Тоджинцы мечтают о строительстве храма в своем кожууне: они на добровольные пожертвования возвели субурган на самом высоком месте Тоора-Хема - центрального поселения Тоджинского кожууна (Монгуш, 2017).

Ещё одно исследование, представляющее интерес, опубликовано кандидатом исторических наук Дыртык-оол А. О. и Оргежик Ч. М. Национального музея имени Алдан-Маадыр. Работа посвящена истории создания музейных этнографических коллекций тувинцев-тоджинцев. Авторы отмечают неполную изученность фондов Тувинского музея в данном направлении, но в то же время подробно излагают время и обстоятельства основных её пополнений. Здесь имеется ценное уточнение, что начало формирования этнографической коллекции восточных тувинцев в Национальном музее Республики Тыва было положено в 1950-е годы. Большой вклад внес известный ученый-тувиновед С. И. Вайнштейн, работавший в Тувинском музее с 1950 по 1954 гг. Его первая экспедиция на Тоджу летом 1951 г. пополнила фонды музея чумом, одеждой, предметами быта, культовыми шаманскими атрибутами. Основной задачей экспедиции стало этнографическое изучение восточных тувинцев и сбор сведений об археологических памятниках. Маршрут экспедиции охватил центральную и северную часть Тоджинского района. Этнографическая работа проводилась в поселках бывших колхозов «Советская Тува» и имени Первого Мая. Экспедиция выезжала к рыболовам на озере Азас и оленеводам высокогорного района Шивага-Тайга. В ходе работы экспедиция исследовала традиционную культуру тоджинцев - оленеводов, рыболовов и скотоводов, собрала предметы материальной культуры по направлениям: жилище, одежда, утварь, транспорт, хозяйство и нематериального культурного наследия направлений: искусство, космогонические представления и фольклор. Исследовались социальная организация тоджинского сообщества конца XIX — начала XX века, пережитки родового строя, родовые территории, социальное расслоение среди оленеводов, свадебные и похоронные обряды. Особое внимание было уделено вопросам происхождения отдельных тувинских родоплеменных групп и изучению социалистической перестройки культуры и быта оленеводов в условиях колхозного строительства. Ученые проинтервьюировали 60 старожилов, выполнили десятки рисунков и около 400 фотоснимков, приобрели 92 единиц предметов этнографии. Результатом исследования восточных тувинцев С. И. Вайнштейна явилась защита в 1956 г. кандидатской диссертации и издание книги «Тувинцы-тоджинцы». Собранная ученым этнографическая коллекция и часть фотоснимков хранятся в Национальном музее Республики Тыва, остальные фотоснимки находятся в фототеках Тувинского института гуманитарных исследований и Институте Этнографии АН СССР (ныне Институте

антропологии и этнологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН). В дальнейшем учёные подробно изучили все типы тоджинских жилищ, их конструктивные особенности, процессы постройки, размещение утвари и людей в жилище. Были сделаны чертежи, рисунки, фотографии, которые позже были оформлены С. И. Вайнштейном в два альбома, хранящиеся в рукописном фонде Национального музея Республики Тыва. В течение 50 лет, до переезда музея в новое здание, в музее функционировала диорама о кочевой жизни тувинских оленеводов с чумом и его внутренним интерьером. В деле № 200 научного архива музея так описывается данная экспозиция: «На фоне осеннего тоджинского пейзажа стоит берестяной чум — жилище тоджинских оленеводов-охотников. Чум подлинный, с утварью и обстановкой доставлен из Тоджи. В чуме сидит пожилая тувинка в зимней одежде (манекен). Около чума охотник-оленевод (манекен) собирается на охоту, готовит охотничье снаряжение. На привязи стоят два оленя (чучела), заседланные вьючным и верховым седлами. У входа в чум лежит охотничья собака (чучело). Размер диорамы 4х6 м, высота 5 м, смотровое окно 1х1,9 м».

Следующая масштабная экспедиция сотрудников музея в Тоджинский район состоялась в 1958 г. Учёные посетили районный центр Тоджинского кожууна Тоора-Хем, молочно-товарную ферму, рыболовецкую бригаду на озере Азас, колхозы «Советская Тува» и «Первое Мая», поселок Ий. Сбором этнографических предметов в этот период занималась Т. М. Скакова. Музей приобрёл 56 вещественных предметов: одежду и аксессуары, орудия труда, культовые предметы, охотничьи принадлежности, предметы для игр и др.

Музейные фонды в 1958 году существенно пополнились. Из одежды была приобретена зимняя одежда (тон), сшитая из мерлушки и крытая черной далембой (хлопчатобумажной тканью), характерная для кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии. Поступили в музейный фонд два вида традиционной обуви идик на мягкой подошве мехом наружу, сшитые из шкуры диких коз, подвески к поясу (дерги) для подвешивания огнива, от хавы — металлический футляр для спичек. Пополнили коллекцию нефритовая табакерка для нюхательного табака, приобретённая у китайских купцов и борододергалка железная (итпик), которую использовали молодые мужчины до 40 лет. Считалось, что только в этом возрасте мужчины обретают жизненный опыт и могут носить усы и бороду. Были привезены женские браслеты (билектээш — приобретённые у скотоводов и бога — от оленеводов). Из личных вещей тоджинских женщин в музее появились металлическая шкатулка для иголок (ховул) и мешочек для пуговиц и иголок (индияк). Из орудий труда - предметы для обработки шкур — эдирээ и хыргы, кузнечные меха, утюжок для расправления швов при шитье обуви илиир, корнекопалка для выкапывания съедобных корней сараны — озук, сумка для сбора сараны — кымзар, инструмент для выделывания чашек из нароста березы — унгу, шило из рога оленя — шугей. К домашней утвари - крюк для подвешивания чаши — холчи, металлический крюк для вытаскивания мяса из бульона — илбек, сосуд кожаный — кегээр для воды или молочной водки, кожаные сумы — барба, шкатулка деревянная для хранения мелких вещей — (харжак). Экспедиция обогатила музей комплектом детских игрушек, куда вошли вырезанные из дерева фигурки домашних животных, а также шахматами из дерева, распространенными среди тувинцев-скотоводов. Интерес представляют кремневые ружья — чактыр-боо, которыми пользовались тоджинские охотники. На поясе они носили пороховницу — чанчык. Наконечники стрел для охоты на зверя свидетельствуют о том, что тувинские оленеводы в первой половине XIX в. наряду с кремневыми ружьями ещё применяли лук — ча, который к началу XX в. вышел из употребления. Среди уникальных вещей можно назвать самодельные лыжи (хаак), изготовленные из березы или ели, длиной 140см. С. И. Вайнштейн так описывает технологию изготовления лыж: «Обычно каждый охотник делал лыжи сам. Вырубленную и отделанную основу нагревали у костра и мочили в воде, после чего

сгибали при помощи тяжа из веток. Между тяжем и основой вставляли деревянный брусок, служивший распоркой. Согнутую основу сушили у дымового отверстия 5—6 дней. Лыжи обтягивали камусами». Другой исследователь Рашид-ад-Дин пишет: «... зимой много охотятся по насту таким образом, что делают доску, которую называют чанэ (лыжи), и становятся на нее.».

До начала 1930-х гг. на территории Тоджинского района находился действующий буддийский храм. Об этом свидетельствует колокольчик — конгулуур — буддийский предмет, сохранившийся в некоторых семьях. Интересна ритуальная деревянная ложка

— тос-карак с девятью отверстиями для разбрызгивания чая или молока во все стороны света. Или же шаманский жезл — даяк и ээрены — вместилища духов — семейные обереги. Кроме того, были сделаны фотографии, где запечатлены традиционное жилище

— чум, крытый корой дерева, берестой, способы ношения головных уборов тоджинскими женщинами, процесс сбора сараны, похоронный обряд шамана. В полевых дневниках Т. М. Скаковой имеются записи от информаторов-старожилов, зарисовки этнографических предметов, а также подробные сведения о владельцах предметов. Так, ценна информация о камлании шаманов с жезлом — даяком. Во время камлания шаман или шаманка садились верхом на жезл, изображая свой полет к небесным духам.

Таким образом, этнографические предметы тувинских оленеводов, изъятые из среды бытования, как музейные предметы-раритеты обладают такими важными свойствами, как информативность, аттрактивность, даже экспрессивность и многие из них хранятся в музее в единственном экземпляре (Дыртык-оол, Оргежик, 2016).

В начале XXI в. фонды музея пополнились полной коллекцией предметов тоджинского быта, изготовленной тувинским мастером и краеведом Сундуй-оолом М. А., насчитывающей 545 единиц. Все новоделы воссозданы по книгам С. И. Вайнштейна и воспоминаниям старожилов-оленеводов. Таким образом, пополнение этнографических коллекций в Национальном музее имени Алдан-Маадыра, начавшееся в начале 1950-х годов продолжается и сегодня. Собрание требует подробного изучения и описательных характеристик. Сотрудники музея охотно сотрудничают с научными сообществами и готовы предоставить для ознакомления уникальные предметы.

В заключение можно сделать вывод о том, что история, этнография и образ жизни коренного малочисленного народа тувинцев-тоджинцев в полной мере соответствует основным признакам других коренных малочисленных народов России. А именно:

1. Тувинцы-тоджинцы обладают навыками в полной мере обходиться в хозяйстве теми ресурсами, которые доступны в местах их традиционного проживания.

2. Тоджинским охотникам и оленеводам присуще крайне бережное отношение к природным ресурсам, не позволяющее убивать животных, собирать дикоросы, заготавливать древесину свыше того, сколько необходимо.

3. Космогоническое мировоззрение, связанное с обожествлением природных явлений, погружает коренных жителей Тоджи в мистическое состояние сознания, что не мешает им рационально подходить к ряду бытовых вопросов и взаимоотношениям с представителями иных национальностей и культур.

4. Аскетичный образ жизни формирует негативное отношение тоджинцев к накопительству, жадности, непорядочности и другим нравственным отклонениям, характерным в человеческих сообществах. Что также позволяет сохранять достоинство и самоуважение в трудных жизненных ситуациях.

Перечисленные особенности культурно-нравственного характера помогли тувинцам-тоджинцам до настоящего времени сохранить исконные традиции, обычаи, образ жизни, национальную культуру и самоидентификацию в неизменном виде. Минимальное воздействие урбанизации, характерное для отдалённой территории, не позволяют научно-техническому прогрессу существенно менять образ жизни коренного

населения, что способствует сохранению архаичных навыков ведения хозяйства и адаптивности коренного малочисленного народа.

Список литературы:

Биче-оол С. М., Самдан А. А. Современное состояние оленеводства в Республике Тыве // Электронный информационный журнал «Новые исследования Тувы». - 2012. -№ 1. С. 111 - 121.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев: Проблемы кочевого хозяйства / С. И. Вайнштейн. - М.: «Наука», 1972. - 314 с.

Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы: Историко-этнографические очерки / С. И. Вайнштейн - М., 1961. - 218 с.

Дыртык-оол А. О., Оргежик Ч. М. Коллекция восточных тувинцев-оленеводов в Национальном музее Республики Тыва //Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». - 2016. - № 3. С. 4 - 9.

Дугар-Сюрюн А. М. История Республики Тыва в архивных фотодокументах очевидца В.П. Ермолаева // Первые республиканские Ермолаевские чтения (9-10 октября 2012 г.). Кызыл, 2013. С. 18 - 21.

Дыртык-оол А. О. История музейного дела в Туве (1920-1940-е годы). Кызыл: КЦО «Аныяк», 2007. - 84 с.

Монгуш М. В. Тувинцы-тоджинцы: особенности образа жизни //Российские регионы: взгляд в будущее. — 2017. С. 67—84.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Огурцова Ольга Сергеевна, заместитель директора по коммерческому развитию Хакасского национального краеведческого музей им. Л. Р.Кызласова, г. Абакан, Республика Хакасия, Россия. Электронный адрес: olgaogur@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ogurtsova Olga Sergeevna, Deputy Director for Commercial Development of the Khakassian National Museum of Local Lore. L.R. Kyzlasova, Abakan, Republic of Khakassia, Russia. E-mail: olgaogur@mail.ru

УДК 069.01 (075.8)

АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ С.К. ТОКА В ФОНДАХ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Дамба Ш. О.

Аннотация. Салчак Калбакхорекович Тока - выдающийся государственный деятель в истории Тувы, не смотря на неоднозначные оценки его деятельности в обществе. После его смерти в 1973 г. в фонды Национального музея Республики Тыва поступили большие коллекции его наград, документов, личных и других вещей. В статье впервые дан обзор документально-письменных источников из музейного архива С. К. Тока и охарактеризованы составляющие его части.

Ключевые слова: Салчак Калбакхорекович Тока; архив С. К. Тока; документально-письменный фонд; архивные фонды; личные архивы; Национальный музей Республики Тыва; НМ РТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.