Научная статья на тему 'Первые экспедиции по этнографическому изучению Тувы в конце XIX – начале XX вв.'

Первые экспедиции по этнографическому изучению Тувы в конце XIX – начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тувинцы / этнографическое изучение тувинцев / этнографическое тувиноведение / П. Е. Островских / Ф. Я. Кон / этнографические источники / тувинские коллекции в российских музеях / Tuvans / ethnographical research of Tuvans / ethnographical Tuvinian studies / P. E. Ostrovsky / F. Ya. Kon / ethnographical sources / Tuvan collections in Russian museums

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Чодураа К. Иргит

Статья посвящена изучению целенаправленной организации первых экспедиций по исследованию Тувы и ее жителей на рубеже XIX и XX вв., организованных Императорским Русским Географическим обществом. С этим обществом, созданным в 1846 г., связано институциональное оформление и становление отечественной этнологии. При его содействии осуществлялось изучение народов России и сопредельных территорий, к числу которых в XIX в. относилась Тува. Проведён обзорный анализ материалов, собранных в ходе экспедиций в Туву П. Е. Островского и Ф. Я. Кона. Указана дальнейшая судьба трудов – публикация или хранение рукописей в архивах, музеях России и Европы. Автором работы отмечено значение первых экспедиций, которые были направлены не только на сбор материалов, но и на приобретение первых этнографических коллекций для российских музеев. Они являются источниковедческой базой для исследований в рамках уже собственно этнологии и исторического тувиноведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first expeditions on the ethnographical research of Tuva in the late XIX – early XX centuries

The article is devoted to the first expeditions to Tuva and its inhabitants at the turn of the XIX and XX centuries, organized by the Imperial Russian Geographical Society. This society, founded in 1846, is associated with the institutionalization and formation of Russian ethnology. With its assistance, the peoples of Russia and adjacent territories, which included Tuva in the XIX century, were investigated. The author has carried out a review analysis of the materials collected during the expeditions to Tuva by P. E. Ostrovsky and F. Ya. Kon.The further fate of the works was publication or storage of manuscripts in archives, museums in Russia and Europe. The author has noted the importance of the first expeditions, which were aimed not only at collecting materials, but also at acquiring the first ethnographical collections for Russian museums. They are the source base for the research of Tuvan ethnological science.

Текст научной работы на тему «Первые экспедиции по этнографическому изучению Тувы в конце XIX – начале XX вв.»

Научная статья УДК 39+930.1

Первые экспедиции по этнографическому изучению Тувы в конце XIX - начале XX вв.

Чодураа К. Иргит

Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве РТ, к.и.н., Кызыл, Республика Тыва, Россия, Ло^й84@ yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена изучению целенаправленной организации первых экспедиций по исследованию Тувы и ее жителей на рубеже XIX и XX вв., организованных Императорским Русским Географическим обществом. С этим обществом, созданным в 1846 г., связано институциональное оформление и становление отечественной этнологии.

При его содействии осуществлялось изучение народов России и сопредельных территорий, к числу которых в XIX в. относилась Тува. Проведён обзорный анализ материалов, собранных в ходе экспедиций в Туву П. Е. Островского и Ф. Я. Кона. Указана дальнейшая судьба трудов - публикация или хранение рукописей в архивах, музеях России и Европы. Автором работы отмечено значение первых экспедиций, которые были направлены не только на сбор материалов, но и на приобретение первых этнографических коллекций для российских музеев. Они являются источниковедческой базой для исследований в рамках уже собственно этнологии и исторического туви-новедения.

Ключевые слова: тувинцы, этнографическое изучение тувинцев, этнографическое тувиноведение, П. Е. Островских, Ф. Я. Кон, этнографические источники, тувинские коллекции в российских музеях

Для цитирования: Иргит Ч. К. «Первые экспедиции по этнографическому изучению Тувы в конце XIX - начале XX вв.» // Азиатские исследования: история и современность. 2023. № 2-3 (6-7). С. 115-133. DOI: 24412/2782-6139-20236-7-115-133.

The first expeditions on the ethnographical research of Tuva in the late XIX - early XX centuries

Choduraa K. Irgit

Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic Research under the Government of the Republic of Tuva, Cand. of Sci. (History), Kyzyl, the Republic of Tuva, Russia, choirgit84@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the first expeditions to Tuva and its inhabitants at the turn of the XIX and XX centuries, organized by the Imperial Russian Geographical Society. This society, founded in 1846, is associated with the institutionalization and formation of Russian ethnology. With its assistance, the peoples of Russia and adjacent territories, which included Tuva in the XIX century, were investigated. The author has carried out a review analysis of the materials collected during the expeditions to Tuva by P. E. Ostrovsky and F. Ya. Kon.The further fate of the works was publication or storage of manuscripts in archives, museums in Russia and Europe. The author has noted the importance of the first expeditions, which were aimed not only at collecting materials, but also at acquiring the first ethnographical collections for Russian museums. They are the source base for the research of Tuvan ethnological science.

fejwords:Tuvans,ethnographicalresearchofTuvans,ethnographicalTuvinianstudies, P. E. Ostrovsky, F. Ya. Kon, ethnographical sources, Tuvan collections in Russian museums

For citation: Irgit, Ch. K. (2023), "The first expeditions on the ethnographical research of Tuva in the late XIX - early XX centuries" // Asian Studies: History and Modernity, no. 2-3 (6-7), p. 115-133. DOI: 24412/2782-6139-2023-6-7-115-133.

Введение

На современном этапе развития этнологической науки изучение отдельных территорий и проживающих на нем этнических сообществ является актуальным направлением в связи с регионализмом общественной и культурной жизни субъектов государства. К числу таких сообществ относятся тувинцы. Русские и иностранные исследователи стали собирать о них сведения задолго до институционального оформления отечественной этнологии как отдельной научной дисциплины. Считаем, что исследование истории этнографического изучения тувинцев в настоящее время важно для понимания предпосылок становления и развития тувинской этнологической науки в целом.

Поэтому необходимо осмысление исследований по изучению тувинской традиционной повседневной культуры, осуществленных в предыдущие столетия.

Вопросу истории этнографического изучения тувинцев посвящены статьи известного ученого С. И. Вайнштейна [Вайнштейн 1968 (а), 1975]. Специальное исследование вопроса об истории этнографического тувиноведения начато автором данной статьи с начала XXI в., предварительные результаты которых представлены в публикациях [Иргит 2008; 2010]. Безусловно, такая обширная тематика, как этнографическое изучение тувинцев требует основательного исследования каждого источника по этнографии тувинского этноса.

Цель данной работы заключается в изучении первых специально организованных экспедиций по исследованию жителей Тувы в конце XIX - начале XX вв., анализ и обобщение собранных исследователями этнографических сведений с указанием их значения в последующее время. Учитывая то, что собранные в отмеченное время материалы о культуре тувинцев получают частое цитирование в научных публикациях исторического, этнографического и культурологического характера, укажем, что нами они рассматриваются в контексте этнологического тувиноведения, чтобы логически вывести наши изыскания в данной области к вопросу о становлении и развитии этнологической науки в Туве вплоть до настоящего времени.

Материалом исследования послужили опубликованные труды исследователей, изучавших культуру и быт тувинцев в рассматриваемое время. Автором статьи указано местонахождение рукописей в научных архивах России и зарубежья. Привлечена современная научная литература об их жизни и исследовательской деятельности о Туве.

В ходе исследования были использованы:

- сравнительно-исторический метод для сопоставления процесса изучения этнографии тувинцев с предыдущим периодом:

- метод логического анализа для раскрытия специфических особенностей этнографических фактов и явлений указанного временного отрезка;

- метод актуализации для определения ценности собранных исследователями материалов для развития научного знания в Туве в настоящее время и в будущем;

- анализ и обобщение результатов научных изысканий.

Предпосылки первых экспедиций в Туву

В рассматриваемое нами время назревали предпосылки, расширявшие возможности для сбора сведений о культуре и быте тувинского этноса, также первых этнографических коллекций музеями России и зарубежья благодаря отечественным исследователям. Характерной чертой усилившегося со второй половины XIX в. научно-общественного движения в России и его результатом явились расширение научной деятельности, развитие краеведения, рост числа научных обществ и музеев различного профиля по всей стране, которые становились не только культурно-просветительными, но и научно-исследовательскими учреждениями. И, как следствие, к концу XIX в. в России сложилась организационная структура науки, включавшая научные учреждения и организации, научные кадры, а также научную периодику как средство научной коммуникации [Турьинская 2006, с. 3].

Институциональное оформление этнологии как самостоятельной науки, произошедшее в середине XIX в., повлияло на организацию исследований о Туве. Особую роль в этом сыграло Императорское Русское Географическое общество. Немаловажным является то, что в конце XIX - начале XIX вв. со стороны Российского государства усиливается внимание к Туве как пограничной территории, что заметно в активизации торгового, земледельческого и промышленного освоения её территории. Русские купцы оказывали огромное организационное и финансовое содействие исследователям, прибывавшим в Туву с задачами по её изучению.

По сравнению с первой половиной XIX в. в этнографическом изучении Тувы в данное время возникли новые веяния. Во-первых, сбор сведений о тувинцах в конце XIX - начале XX в. и изучение Тувы в целом приобретает целенаправленный характер. Целенаправленность исследований выражалась в организации специальных этнографических экспедиций как следствие возросшего интереса Российского государства к Туве. Первыми стали экспедиции П. Е. Островских в 1897 г. и Ф. Я. Кона в 1902-1903 гг. как для сбора информации, так и приобретения этнографических предметов традиционного уклада жизни тувинцев. Это обстоятельство стало существенным моментом, показывающим небольшой, но серьезный сдвиг в исследовании пока еще малодоступной и заграничной для русских исследователей Тувы. По объяснению С. И. Вайнштейна, столь позднее начало подобных работ в Туве связано с тем, что сама система методов, понятий и принципов, составляющих этнографическую науку, стала разрабатываться лишь с середины XIX в.,

а также с трудностью организации этнографического изучения тувинцев, живших за пределами России [Вайнштейн 1968 (а), с. 244]. Во-вторых, собирательская деятельность в ходе этих путешествий в Туву положила начало формированию тувинских этнографических коллекций в фондах музеев Сибири, России и Европы. Поэтому этнографическое изучение тувинцев на данном этапе следует рассматривать в тесной взаимосвязи с процессом становления музейной деятельности по комплектованию первых тувинских этнографических коллекций в музеях России и Европы.

Экспедиция в Тоджинский хошун1 П. Е. Островских

В истории этнографического изучения тувинцев первой специально организованной экспедицией с целью сбора сведений о культуре и быте населения Тувы считается поездка Петра Евгеньевича Островских в Тоджу, известного российского краеведа и этнографа, путешественника, усердного собирателя-энтузиаста этнографических, антропологических, зоологических сведений и коллекций народов Сибири. Он родился в 1870 г. на прииске Узунжул, находящейся в Аскизском районе современной Хакасии. В 1891 г. окончил красноярскую гимназию, а в 1896 г. - Санкт-Петербургский университет, где начал заниматься антропологией и этнографией под руководством профессора Э. Ю. Петри [Вдовин, Данилейко, Ипполитова 2010, с. 97-105]. Был знаком с такими известными исследователями народов Сибири, как В. В. Радлов, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев. К моменту окончания университета его имя было довольно известным в кругу столичных ученых и сибирских исследователей [Саввинов 2017, с. 43]. Тесно сотрудничал с Н. М. Мартьяновым, собирая коллекции для музеев Сибири и России. Он работал в Минусинском и Красноярском музеях [Иллюстрированная этнография 2009, с. 5]. В 1895 г. для работы в этнографических музеях побывал в Вене и Берлине. Там он познакомился с директором и основателем Берлинского музея народоведения А. Бастианом и востоковедом А. Грюнведелем. В последующие годы в данный музей были отправлены часть собранных им этнографических предметов, в том числе приобретенных в Туве. П. Е. Островских является автором многих этнографических работ о народах Сибири. Так, еще во время

1 Хошун (на тув. кожуун), основная единица административно-военного управления Тувой, введённая властями Цинского Китая с середины XVIII до начала XX вв.; разделение на хошуны с 1921 г. было сохранено в Тувинской Народной Республике, а после её вхождения в состав СССР в 1944 г. название основной территориальной единицы было заменено на районы [Биче-оол, Дондуп 2015, с. 5-6].

обучения в университете он был командирован от Академии наук для изучения «туземцев Минусинского края» и собирания этнографических коллекций в 1894 г. [Островских 1895].

В 1897 г. по поручению и на средства Императорского Русского Географического общества была организована его поездка в Туву. Известно, что П. Е. Островских побывал в Тоджинском хошуне вместе с вольнослушателем факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета М. И. Райковым. Они познакомились с бытом скотоводов. Оленеводов они не встретили из-за их нахождения тогда в горах. Передвигаясь по долине р. Бии-Хем от Систиг-Хема до оз. Тоджа, П. Е. Островских вёл сбор антропологических, этнографических и лингвистически данных. Отчёт о данной поездке вышел отдельным изданием под названием «Краткий отчёт о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли» в 1898 г. [Островских 1898]. В нем приведены отрывочные сведения о хозяйственной деятельности, жилище жителей тогдашней Тоджи. Он писал, что «... в западных частях Урянхайская земля имеет по преимуществу степной характер, население его довольно густое, а главное занятие его скотоводство . восточная её часть имеет преимущественно лесной таёжный характер, население редкое, скотоводства почти нет, но зато процветает оленеводство и звероловство.. .Жилищами тоджинцам служат конусообразные, крытые берестой, алачеки, а их западные собратья живут в круглых войлочных юртах» [Островских 2007 (а), с. 147]. П. Е. Островских привёл отрывочное описание одежды, шапок и обуви, отметил их различия в материалах, в зимнее и летнее время года, отличие у женщин и у мужчин; писал об особенностях пищи [Островских 2007 а, с. 148]. Сообщил он и о религиозных воззрениях жителей Северо-востока Урянхая, отметив явное установление среди них синкретизма буддизма и шаманизма: «Тоджинцы по преимуществу шаманисты, хотя официальная религия их, как и у всех урянхайцев, ламаизм. В алачеке часто нет и внешних признаков буддизма и целая масса шаманских эреней рядом с кумирами в алачеке хамбу-ламы находит место и костюм известной шаманки. ламы идут лечиться к шаманам, и вообще трудно разобрать, где кончается шаманство и где начинается буддизм [Островских 2007 (а), с. 151].

Торговле русских купцов с урянхайцами посвящен другой труд П. Е. Островских - «Значение Урянхайской земли для Южной Сибири». Он был издан в 1899 г. [Островских 1899]. В данном очерке достаточно подробно сообщено о природных богатствах Урянхайского края, которые могли стать полезными в случае дальнейшего освоения Российским

государством, к примеру, значительные лесные богатства Восточной таежной части Урянхайской земли, или стали к тому моменту - это пушнина, скот и минеральные ресурсы. Автор детально описал размеры торговли и причины, препятствовавшие дальнейшему расширению русской торговли. Так, основными предметами ввоза из Сибири в Урянхайскую землю служили мануфактурные товары, представленные ткаными материалами (бязь цветная, плис черный, сукно цветное и др.), которыми тувинцы пользовались для пошива летней одежды, в частности. Особенно тувинцами приобретались медные, железные товары, а также ими покупалась эмалированная посуда. Имели место и мелкие товары, такие как табак, пуговицы, бумага писчая [Островских 2007 (Ь), с. 167-169]. В этнографическую обыденность тувинцев входили «новые» товары, менявшие старые устои в использовании в быту некоторых вещей. Образцы тканей, приобретенных П. Е. Островских в Туве, были отосланы и хранятся в настоящее время в Красноярском краеведческом краевом музее [Ярыгина 2019].

В 1927 г. была издана книга П. Е. Островских «Саянские хищники». Содержательно она представляет собой сборник рассказов о его путешествиях с дорожными впечатлениями и описаниями разных сторон быта и культуры тувинцев, и их взаимоотношений с русскими купцами. В первой части «В гостях у шамана», исследователь повествует о его пребывании в семье Кильдера, шаманский дар которого он получил от дедушки. Далее он описал свое впечатление от оваа2, встреченным им на высокой горе. В третьем рассказе он писал о буддийском празднике Майдыр, свидетелем которого он стал. В ставке огурды3 он видел судебный процесс, в котором тувинца обвиняли в краже лощади у русского поселенца, и который завершился не в пользу местного жителя [Островских 1927 а]. Данная работа дополнена иллюстрациями.

Основной работой П. Е. Островских считается «Оленные тувинцы» [Островских 1927 (Ь)]. В ней исследователь повторно обобщил свои наблюдения об отличиях тувинцев: «Тоджинцы совершенно отличаются от западных тувинцев и, вероятно, в давнее время принадлежали к совершенно другому племени, как по антропологическому признаку, так и по языку. Тоджинцы являются остатками древней расы, обитающей уединённо в самом сердце величайшего из материков» [Островских 1927 (Ь), с. 82]. По замечанию Е. Д Прокофьевой, исследователь не имел возможности представить новые данные в последней опубликованной

2 Культовое место в духовной культуре тувинцев, состоящее из насыпи камней с воткнутым в центральную часть тальником или берёзой, символизирующей Мировое дерево.

3 На тув. угер-да (на маньчж. Yхерида, Yгердаа), удельный князь, правитель хошуна.

работе об оленных тувинцах, так как чиновники хошунного управления не позволили ему долго оставаться в Туве, разрешив лишь проехать на оз. Азас и с условием немедленно возвратиться в Россию. Материалы в основном он почерпнул из работы своего современника Д. Каррутерса [Прокофьева 2011, с. 234], который имел больше времени и возможностей изучить оленеводов в местах их кочеваний на южных склонах Саян.

Два труда П. Е. Островских - «Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли» и «Значение Урянхайской земли для Южной Сибири» - были переизданы в сборнике «Урянхай. Тыва дептер» (2007) [Островских 2007 (а), 2007 (б)]. Однако многие его материалы остаются неизданными. Так, Е. Л. Тирон отмечает, что в ходе экспедиции он собрал материалы по фольклору тувинцев-тоджинцев [Тирон 2014, с. 182]. Данный факт она подтверждает наличием трех песенных тоджинских текстов с переводом на русский язык в отчете М. И. Райкова [Райков 2007], сопровождавшего П.Е. Островских в Туву. П. Е. Островских также указывал о собранных записях текстов тоджинских песен в своих работах. Он планировал представить образцы напевов в Русское географическое общество. Полный дневник Урянхайского путешествия исследователя с многочисленными рисунками, фотографиями, фольклорными материалами, описанием всей вывезенной из Урянхайской земли этнографической коллекции своевременно был представлен Русскому Географическому обществу выделившему значительную часть средств на это путешествие. Однако из-за большой стоимости издания он не был опубликован [Островских 2007 (а), с. 156]. Предположительно, его дневник хранится в Этнологическом музее Берлина.

П. Е. Островских в ходе своих поездок с особым энтузиазмом занимался также собирательской деятельностью, способствуя формированию этнографических коллекций по народам Южной Сибири для российских и зарубежных музеев. Собранные предметы он передал в музеи Красноярска, Минусинска, Санкт-Петербурга и Берлина. Так, среди первых экспонатов Красноярского краеведческого музея числятся в настоящее время 16 образцов тканей, которые поступили еще в 1897 г. Подробный анализ образцов данных тканей в указанном музее изложен в статье Е. В. Ярыгиной [Ярыгина 2019]. В Минусинский публичный музей в 1897 и 1898 гг. он передал каменное изваяние, некоторые дубликаты этнологической коллекции и фотографии с различными этнографическими и антропологическими типами [Дыртык-оол 2021, с. 27]. В 2009 г. музей Минусинска выпустил издание «Иллюстрированная этнография Тувы», в котором представлено собрание тувинских

предметов, уникальных фотографий и негативов П. Е. Островских. Они относятся к концу XIX - началу XX вв., часть из них публикуются впервые для широкого круга лиц. В Кунсткамеру от исследователя прибыло два предмета буддисткого культа [Дыртык-оол 2014, с. 22]. Тувинские коллекции, собранные П. Е. Островских, имеются в Гамбурском музее этнографии и Этнологическом музее Берлина. В последнем хранятся тоджинская берестяная люлька, шаманский амулет, приобретённые им на р. Улуг-Хем и иные шаманские принадлежности. Все предметы были отправлены в музей Берлина в 1897 г.

Таким образом, несмотря на отрывочность опубликованных сведений о жизни и быте тувинцев, его экспедиция стала началом специальных комплексных исследований жителей Тувы, в том числе и их этнографического изучения. Собранные им сведения описывают неравный торговый эквивалент в обмене товарами между тувинцами и русскими, сложность существования бедной части населения, и возрастающее недовольство тувинцев с постепенным заселением Тувы русскими переселенцами.

Комплексная экспедиция в Туву Ф. Я. Кона

В начале XX в. экспедицию в Туву совершил Феликс Яковлевич Кон (1864-1941), известный историк, этнограф, публицист, российский и польский деятель. Исследовательско-собирательская деятельность Ф. Я. Кона до сих пор привлекает внимание современных учёных, она достаточно хорошо изучена в литературе. Анализ и оценка его научного наследия представлена в работах С. И. Вайнштейна [Вайнштейн 1968 Ь], П. И. Каралькина [Каралькин 1967], М. Х. Маннай-оол [Маннай-оол 2010], К. А. Кужугет [Кужугет 2019]. В них подробно можно ознакомиться с его биографией.

Ф. Я. Кон за участие в революционной деятельности со второй половины 1880-х до 1891 гг. находился в карийской каторжной тюрьме в Восточной Сибири. Затем до 1895 г. находился в ссылке в Якутии. С 1895 г. был на вольном поселении в Иркутске, когда ему посчастливилось стать участником Сибиряковской этнографической экспедиции, организованной руководителем Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества Д. А. Клеменцом [Вайнштейн 1968 (Ь), с. 198]. После отбывания ссылки с 1897 по 1904 гг. он переехал в Минусинск, считавшийся тогда культурным центром Сибири. В течение этого времени он активно сотрудничал с музеем, принимая участие в его научной жизни. Находясь в качестве политссыльного в Минусинске

с 1897 г., Ф. Я. Кон выполнял обязанности секретаря у мирового судьи, а с 1898 г. должен был заниматься ведением торговых книг и отчетности у торговавшего скотом в Усинском округе Енисейской губернии купца Н. Д. Садовского. Тогда же он в первый раз обратился к властям с просьбой разрешить ему разъезды по Усинскому округу (юг Красноярского края) и Урянхайскому краю для проведения антропологических и этнографических исследований. Однако Усинский округ был пограничным, а Урянхайский край в то время не входил в состав России, поэтому власти не спешили с ответом неблагонадежному исследователю. Только через 3 года, в апреле 1901 г. инициативу Ф. Я. Кона о проведении этнографической экспедиции в Туве поддержало Восточно-Сибирское отделение Императорского Русского Географического общества [Романова, Ткаченко 2020].

Летом 1901 г. была начата подготовительная работа к экспедиции. Помощь и поддержку к его организации оказывали Г. Н. Потанин, который предоставил из г. Иркутск проект программы по сбору этнографических сведений о религии, директор музея в г. Минусинск Н. М. Мартьянов оказал денежную поддержку. К научной экспедиции присоединился Г. П. Сафьянов, с которым была составлена специальная программа на 24 страницах. Предполагалось всестороннее изучение тувинцев с целью сбора исторических, антропологических и этнографических сведений. Экспедиция началась с 1902 г., когда им было совершено несколько поездок по Туве. Во время первой поездки он изучал русско-тувинские связи, а именно заселение русскими Усинского района, где с давних пор жили тувинцы, хозяйство и быт местного русского населения. В июле - декабре 1902 г. Ф. Я. Кон работал в западной части края, побывал в Чаа-Холе и долине р. Хемчик. В 1903 г. проехал по Восточной части Урянхайского края, где жили тоджинские племена, а также продолжил исследования в центральной его части. Ему удалось обследовать и самые труднодоступные - Тере-Холь и Тоджу [Маннай-оол 2010, с. 433]. Собирая материал, он обращал внимание на разные стороны материальной и духовной культуры тувинцев, старался максимально зафиксировать больше сведений. В ходе экспедиции он собрал ценнейший не только этнографический, но также и археологический и антропологический материалы. После завершения экспедиции в августе 1903 г. Ф. Я. Кон сделал в Иркутске доклад об итогах исследования жизни тувинцев. Выступал исследователь в закрытом заседании комитета ВосточноСибирского отделения Русского Географического общества. Иркутский генерал-губернатор запретил проводить открытое заседание по причине

того, что он был политическим ссыльным [Тувинские коллекции 2019, с. 11]. Большая часть собранных Ф. Я. Коном материалов была опубликована в 1930-е гг. под названием «Экспедиция в Сойотию4». Причина поздней публикации заключалась в политическом статусе исследователя. Он оставался ссыльным даже после завершения своих исследований в Туве в силу приверженности революционным идеям. После возвращения на родину, в Варшаву, несмотря на нахождение под строгим контролем полиции, Ф. Я. Кон вновь подключается к революционной деятельности [Маннай-оол 2010, с. 435].

Главный его труд «Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет» (1936) содержательно представляет собой типичный рассказ о путешествиях, где дорожные впечатления и зарисовки чередуются с упорядоченными по темам описаниями разных сторон быта и культуры тувинцев, характеристикой среды их обитания, историческими экскурсами. Разнообразные по содержанию и весьма информативные очерки по отдельным аспектам этнографии сойотов составляют основное содержание данной работы Ф. Я. Кона [Басангова, Бурыкин, Решетов 2010, с. 148]. В книге содержатся сведения о взаимоотношениях русских с урянхами (глава 5 и 6), о первой встрече с сойотами с описанием культовых мест оваа, о духах-хозяевах гор (глава 7), о нормах обычного права в главе «Суд и наказание у сойотов» (глава 8), о верованиях, представлении о жизни и смерти, о злых духах, похоронном обряде (глава 9), о разных аспектах шаманизма - синкретизме шаманской веры с буддизмом, о шаманском даре и его получение, камлании, о знахарстве и предсказаниях шаманов и др. (глава 10). Достаточно подробно описана хозяйственная деятельность сойотов, приведены сведения об охоте на пушного зверя, о рыболовстве и о дележе добычи (главы 11), о скотоводстве, домашнем скоте и его кастрации (глава 12), о способах обработки земли (глава 13), описаны такие виды ремесла, как кузнечество, катание войлока, выделка шкур, шитье одежды и обуви, шорничество (глава 14). Имеются главы, посвящённые настольным играм (глава 15) и спортивным состязаниям как части народных празднеств (глава 16). Сведения об общественных отношениях касаются в большей степени женщин, девушек, характеризуются брак и положение женщины, добрачные отношения девушек, беременность и уход за ребенком (глава 17). Родовая структура тувинцев описана в привязке с территориальным проживанием родов в десяти хошунах (глава 19) и их административное управление (глава 20). Весьма интересны данные о поборах и податях,

4 Сойотия - устаревшее название Тувы.

которые взимались с населения Тувы (глава 21). Этнографически ценными являются сведения о юрте сойотов и её принадлежностях (глава 22), о традиционном костюме и его изменениях, о принадлежностях к нему, о традиционных прическах сойотов (глава 23), о пище и традиционных питьевых продуктах (глава 24). Бесспорна значимость указанного труда Ф. Я. Кона как источника по изучению народного творчества тувинцев, в нём приведены пословицы, песни сказки на русском языке (глава 25). Имеются в книге и рассказы о происхождении некоторых родов и тексты шаманских заклинаний. Весьма интересны дорожные впечатления исследователя, затягивающие в содержание книги читателя, как бы делая его свидетелем описываемых явлений. Книга «Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет» в сокращении была переиздана в четвертом томе антологии «Урянхай. Тыва дептер» (2007) [Кон 2007].

Таким образом, в большей степени данный труд содержит этнографические и фольклорные материалы. Без сомнения, он считается важным источником для этнографов, историков, лингвистов и фольклористов. В нем приводятся тувинские слова, описывающие разные аспекты традиционной культуры тувинцев. Источник может быть привлечён и для изучения биографий других исследователей народов Южной Сибири, так как в нем упоминаются Г. Н. Потанин, А. В. Адрианов, Е. К. Яковлев, с работами которых и с которыми Ф. Я. Кон был знаком. Широта этнографической тематики собранных материалов, основанных на его личных наблюдениях и обобщениях, придаёт данной работе ценность для современных исследователей, специализирующихся на изучении тех или иных вопросов материальной или духовной культуры тувинцев.

Нами изучена копия рукописи его дневниковых записей экспедиции в Туву начала XX в., озаглавленная как «Дневник об экспедиции в Засаянский край с целью изучения урянхов-сойотов». Она хранится в Государственном архиве социально-политической истории в г. Москве. Они сохранены в виде фотонегатива, некоторые страницы записей рукописи дневника не в лучшем состоянии. Долгое время считалось, что часть записей дневника утеряна. Так полагал и сам Ф. Я. Кон. Отдельные разделы дневника использованы исследователем в его труде «Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет». Неопубликованными остаются 160 страниц, посвященные описанию дороги от Минусинска до Хемчика и рассматривающие пограничные вопросы и спорные в то время территории5.

5 РГАСПИ, ф. 135, оп. 2, д. 2, 310 л.

Ф. Я. Кон внёс большой вклад в комплектование фондов российских музеев. Его экспедиция собрала коллекции для четырех музеев -московского, петербургского, иркутского и минусинского, которые описаны в публикациях [Вайнштейн 1968 Ь, Каралькин 1967, Кужугет 2019]. Дляприобретенияэкспонатовденежныесредства ему предоставили Н. М. Мартьянов, Красноярский подотдел Восточно-Сибирского отдела Императорского Российского Географического общества, Русский музей (в настоящее время - Российский этнографический музей), часть средств лично вложил сам Ф. Я. Кон. К началу XXI в. основу тувинской коллекции Российского этнографического музея составляют экспонаты, приобретенные Ф. Я. Коном в ходе указанной экспедиции. От него поступило около 1300 предметов. Они разделены на 20 коллекций, исходя из тематической принадлежности: костюмы западных тувинцев, костюмы тоджинцев, табакокурение, посуда и утварь, жилище и его убранство, сельскохозяйственные орудия, средства передвижения, предметы ухода за скотом, домашние ремесла, воспитание детей, игры взрослых, искусство, предметы охоты и рыболовства, предметы буддийского культа и медицины, шаманские принадлежности. Из переписки Д. А. Клеменца, первого заведующего Этнографическим отделом, с Ф. Я. Коном, хранящегося в Архиве музея6, следует, что в Петербург по взаимному согласию они отправляли лучшие экземпляры из собранных предметов.

В 2019 г. А. К. Кужугет составлен и издан альбом тувинских коллекций Ф. Я. Кона. Он включает фотографии из экспедиций по Туве в 1902-1903 гг., а также фотографии собранных им экспонатов, находящихся в настоящее время в Российском этнографическом музее, Иркутском областном краеведческом музее и Минусинском краеведческом музее им. Н. М. Мартьянова. Дано описание женского и мужского традиционного костюма и его атрибутов, экспонатов-образцов мелкой пластики из агальматолита и дерева из коллекций Российского этнографического музея. Альбом дополнен фотографиями работ современных тувинских мастеров их тех районов Тувы, в которых собирал этнографические предметы Ф. Я. Кон [Тувинские коллекции 2019].

Таким образом, поездку Ф. Я. Кона в Туву можно считать одной из первых комплексных экспедиций по сбору историко-географических, антропологических, этнографических сведений, а также данных об истории русского населения Сойотии. Кроме вещевых коллекций

6 АРЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 341, л. 131.

по материальной и духовной культуре, в ходе экспедиции им был приобретён богатый фотоиллюстративный материал. Нами был изучен этнографический аспект его материалов. Собранные Ф. Коном коллекции по тувинской этнографии хранятся в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, Иркутском краеведческом и Красноярском музеях. Несмотря на то, что содержание «Экспедиции в Сойотию. За пятьдесят лет» вошло в научный обиход, труд Ф. Я. Кона до конца ещё не исчерпал своего научного потенциала как этнографический источник.

Заключение

В результате специально организованных этнографических исследований в Туве, входящих во второй период этнографического изучения тувинцев (с 1897 по 1921 гг.) в общей периодизации, были собраны обширные сведения по материальной и духовной культуре тувинцев. Эти экспедиции способствовали: 1) начале целенаправленного научного и организованного изучения культуры и быта тувинцев с разработанной программой исследования; 2) сбору комплексных сведений, которые включали не только этнографические, но и археологические, антропологические, фольклорные материалы; 3) формированию не только первых этнографических коллекций по традиционной тувинской культуре, но и музейной деятельности в Сибири и России; 4) закладыванию основ визуальной этнографии тувинцев в XX - XXI вв., благодаря фотографиям П. Е. Островских и Ф. Я. Кона, в которых запечатлен традиционный уклад жизни и мировоззренческие представления тувинцев в конце XIX в. Несмотря на то, что с момента организации первых экспедиций в Туву прошло уже более века, до сих пор остаются не изданными часть собранных материалов - дневник П. Е. Островских и часть рукописи дневника Ф. Я. Кона - требующих введения их в научный оборот. Отдельного углубленного изучения требует многомерная деятельность П. Е. Островских. Собранные указанными исследователями в ходе их экспедиций материалы являются источниковедческой базой для современных научных исследований в тувиноведении.

Литература:

1. Басангова, Бурыкин, Решетов 2010 - Басангова Т. Г., Бурыкин А. А., Решетов А.

М. «Неизвестное издание Ф. Я. Кона» // Новые исследования Тувы. 2010. № 2. С.

143-156. [Электронный ресурс] URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/535 (дата

обращения: 19.04.2023).

2. Биче-оол, Дончуп 2015 - Биче-оол Т. Н., Дончуп А. А. Изменение административно-территориального деления Республики Тыва // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 9 (124). С. 4-9.

3. Вайнштейн 1968 (а) - Вайнштейн С. И. Краткая история этнографического изучения тувинцев // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М.: Наука, 1968 а. С. 240-255.

4. Вайнштейн 1968 (Ь) - Вайнштейн С. И. Феликс Яковлевич Кон как этнограф // Очерки истории русской этнографии, антропологии и фольклористики. М., 1968 Ь. С. 196-220.

5. Вайнштейн 1975 - Вайнштейн С. И. Этнографическое изучение тувинцев (К 200-летию этнографических исследований в Туве) // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып. 17. Кызыл, 1975. С. 53-61.

6. Вдовин 2010 - Вдовин А. С., Данилейко В. А., Ипполитова А. Б. Петр и Константин Островских: гимназические и студенческие годы (первые исследования 1879-1896 гг.) // Енисейская провинция: альманах. 2010. Вып. 5. С. 97-105.

7. Дыртык-оол 2014 - Дыртык-оол А. О. Популяризация традиционной культуры тувинцев в Москве (о выставке «Тыва — в беге времени») // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по материалам XXXIX международной научно-практической конференции. Новосибирск: Издательство «СибАК», 2014. № 8 (39).С. 20-24.

8. Дыртык-оол 2021 - Дыртык-оол А. О. Музейное дело в Тувинской Народной Республике. Кызыл, 2021. 148 с.

9. Иллюстрированная этнография 2009 - Иллюстрированная этнография Тувы. Из собрания Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова. Абакан: ООО «Кооператив» Журналист», 2009. 96 с.

10. Иргит 2008 - Иргит Ч. К. К истории этнографического изучения тувинцев // Сравнительно-историческое и типологическое изучение языков и культур: Материалы международной научной конференции XXV-е Дульзоновские чтения (26-29 июня 2008 г.). Томск: Издательство «Ветер», 2008. С. 59-63.

11. Иргит 2010 - Иргит Ч. К. Становление этнографической науки в Туве // Этнографическое обозрение. 2010. № 1. С. 142-158.

12. Каралькин 1967 - Каралькин П. И. Этнографические коллекции Феликса Кона // Сибирские огни. 1967. № 5. С.143-144.

13. Кон 1936 - Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. Том. 3-4. М.: «Советский писатель», 1936. 344 с.

14. Кон 2007 - Кон Ф. Я. Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет // Урянхай. Тыва дептер. Т. 4. Урянхайский край: Перекресток мнений (конец XIX - первая половина XX вв.). М.: Слово, 2007. С. 348-547.

15. Кужугет 2019 - Кужугет А. К. Культура и искусство Тувы в музейных коллекциях России. Собрание Феликса Кона 1902-1903 гг. // Искусство Евразии. 2019. № 3 (14). С. 272-283. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ и50070366/1483113/29/ DOI: 10.25712М^Ш.2518-7767.2019.03.020.

16. Маннай-оол 2010 - Маннай-оол М. X. Вклад Ф. Я. Кона в этнографическое изучение Тувы // Ученые записки. Кызыл, 2010. Вып. 22. С.432-436.

17. Островских 1895 - Островских П. Е. Этнографические заметки о Тюрках Минусинского края (отчет о поездке 1894 г.) // Живая старина. 1895. Вып. 3-4. СПб.: Типография С. Н. Худекова, 1895. С. 297-348.

18. Островских 1898 - Островских П. Е. Краткий отчёт о поездке в Тоджинский хошун урянхайской земли // Известия Императорского Русского Географического Общества. 1898. Т. 34. Вып. 4. С. 424-432.

19. Островских 1899 - Островских П. Е. Значение урянхайской земли для Южной Сибири // Известия Императорского Русского Географического Общества. 1899. Т. 35. Вып. 3. С. 321-353.

20. Островских 1927 a - Островских П. Е. Саянские хищники. М.-Л.: Государственное издательство, 1927 а. 52 с.

21. Островских 1927 b - Островских П. Е. Оленные тувинцы // Северная Азия. М., 1927 b. Кн. 5-6. С. 79-94.

22. Островских 2007 а - Островских П. E. Краткий отчет о поездке в Тоджинский хошун Урянхайской земли // Урянхай. Тыва дептер. Т. 5. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве (конец XIX - первая половина ХХ вв.). М.: Слово, 2007 а. С. 144-157.

23. Островских 2007 b - Островских П. E. Значение урянхайской земли для Южной Сибири // Урянхай. Тыва дептер. Т. 5. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве (конец XIX - первая половина XX вв.). М.: Слово, 2007 б. С. 158-185.

24. Прокофьева 2011 - Прокофьева Е. Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб.: Наука, 2011. 535 с.

25. Райков 2007 - Райков М. И. Отчет о поездке к верховьям реки Енисея, совершенной в 1897 г. по поручению Императорского Русского Географического Общества // Урянхай. Тыва дептер. Т. 5. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве (конец XIX - первая половина XX вв.). М.: Слово, 2007. С. 186-201.

26. Романова 2020 - Романова С. В., Ткаченко И. Д. «Путешествия к Центру Азии. История комплектования тувинских коллекций Российского этнографического музея» // Главная. Коллекции и экспозиции. Выставки онлайн. 2020. [Электронный ресурс] URL: https://old.ethnomuseum.ru/koUekcii/vystavki-onlajn1/ puteshestviya-k-centru-azii-istoriya-komplektovaniya-tuvinskih-kollekcij-rossijskogo-etnograficheskogo-muzeya/

27. Саввинов 2017 - Саввинов А. И. Пять лет в Туруханском крае. Долганы и якуты в исследованиях П.Е. Островских // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2017. № 3 (20). С. 43-52.

28. Тирон 2014 - Тирон Е. Л. Фольклор тувинцев-тоджинцев: история собирания и публикаций // Историческая этнография. Вып. 5. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. С. 182-185.

29. Тувинские коллекции 2019 - Тувинские коллекции Феликса Кона 1902-1903 / Автор-составитель А. К. Кужугет. Новосибирск, 2019. 309 с.

30. Турьинская 2006 - Турьинская X. М. Развитие этнографического музейного дела в России в конце XIX - начале XX в. (историографическое исследование). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд ист. Наук. М., 2006. 34 с.

31. Ярыгина 2019 - Ярыгина Е. В. Из истории одной коллекции // Красноярский краевой краеведческий музей. О музее. История музея. 130 страниц музея. 2019. [Электронный ресурс] URL: https://www.kkkm.ru/o-muzee/istoriya-muzeya/130-stramc-istorii-muzeya/iz-istorii-odmj-kollektii (дата обращения: 24.04.2023).

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Basangova, T. G., Burykin, A.A. and Reshetov, A. M. (2010) "Neizvestnoe izdanie F.Ja. Kona" [Unknown edition of F.Ya. Kon], Novye issledovanija Tuvy, no. 2, p. 143-156. [online], available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/535 (Accessed 19 April 2023). (In Russ.).

2. Biche-ool, T. N., Donchup, A. A. (2015) "Izmenenie administrativno-territorial'nogo delenija Respubliki Tyva" [Change of the administrative-territorial division of the Republic of Tuva], Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta, no 9 (124), p. 4-9. (In Russ.).

3. Vajnshtejn, S. I . (1968) (a)"Kratkaja istorija jetnograficheskogo izuchenija tuvincev" [A brief history of ethnographical study of Tuvans], Problemy antropologii i istoricheskoj jetnografii Azii, Moscow, Nauka, p. 240-255. (In Russ.).

4. Vajnshtejn, S. I. (1968) (b)"Feliks Jakovlevich Kon kak jetnograf' [Felix Yakovlevich Kohn as an ethnographer], Ocherki istorii russkoj jetnografii, antropologii i fol'kloristiki. Moscow, p. 196-220. (In Russ.).

5. Vajnshtejn, S. I. (1975) "Jetnograficheskoe izuchenie tuvincev (K 200-letiju jetnograficheskih issledovanij v Tuve)" [Ethnographical study of Tuvans (For the 200th anniversary of ethnographical research in Tuva)], Uchenye zapiski TNIIJaLI, iss. 17, Kyzyl, p. 53-61. (In Russ.).

6. Vdovin, A. S., Danilejko, V. A., Ippolitova, A. B. (2010) "Petr i Konstantin Ostrovskih: gimnazicheskie i studencheskie gody (pervye issledovanija 1879-1896 gg.)" [Peter and Konstantin Ostrovsky: gymnasium and student years (the first studies of 1879-1896)], Enisejskaja provincija: al'manah, vol. 5, p. 97-105. (In Russ.).

7. Dyrtyk-ool, A. O. (2014) "Populjarizacija tradicionnoj kul'tuiy tuvincev v Moskve (o vystavke «Tyva — v bege vremeni»)" [Popularization of the traditional culture of Tuvans in Moscow (about the exhibition "Tyva — in the run of time")], V mire nauki i iskusstva: voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul'turologii. Sb. st. po materialam XXXIX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, SibAK, no 8 (39), p. 20-24. (In Russ.).

8. Dyrtyk-ool, A. O. (2021) "Muzejnoe delo v Tuvinskoj Narodnoj Respublike" [Museum business in the Tuvan People's Republic]. Kyzyl, 148 p. (In Russ.).

9. "Illjustrirovannaja jetnografija Tuvy" (2009) "Iz sobranija Minusinskogo regional'nogo kraevedcheskogo muzeja im. N.M. Mart'janova" [Illustrated ethnography of Tuva. From the collection of the Minusinsk Regional Museum of Local Lore named after N.M. Martyanov]. Abakan, 96 p. (In Russ.).

10. Irgit, Ch. K. (2008) "K istorii jetnograficheskogo izuchenija tuvincev" [On the History of Ethnographical Study of Tuvans], Sravnitel'no-istoricheskoe i tipologicheskoe izuchenie jazykov i kul'tur: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii XXV-e Dul'zonovskie chtenija (26-29 ijunja 2008 g.). Tomsk, Veter, p. 59-63. (In Russ.).

11. Irgit, Ch. K. (2010) "Stanovlenie jetnograficheskoj nauki v Tuve" [Formation of ethnographical science in Tuva], Jetnograficheskoe obozrenie, no 1, p. 142-158. (In Russ.).

12. Karal'kin, P. I. (1967) "Jetnograficheskie kollekcii Feliksa Kona" [Ethnographic collections of Felix Cohn], Sibirskie ogni, no. 5, p. 143-144. (In Russ.).

13. Kon, F.Ja. (1936) "Jekspedicija v Sojotiju. Za pjat'desjat let" [Expedition to Soyotia. For fifty years], in 4 volumes, vol.3-4. Moscow, Sovetskij pisatel', 344 p. (In Russ.).

14. Kon, F.Ja. (2007) "Jekspedicija v Sojotiju. Za pjat'desjat let" [Expedition to Soyotia. For

fifty years], Urjanhaj. Tyva depter, vol. 4. Urjanhajskij kraj: Perekrestok mnenij (konec XIX - pervaja polovina XX vv.), Moscow, Slovo, p. 348-547. (In Russ.).

15. Kuzhuget, A.K. (2019) "Kul'tura i iskusstvo Tuvy v muzejnyh kollekcijah Rossii. Sobranie Feliksa Kona 1902-1903 gg." [Culture and art of Tuva in the museum collections of Russia. The collection of Felix Cohn 1902-1903], Iskusstvo Evrazii, no. 3 (14), p. 272-283. [online], available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/29/ (accessed 17 January 2023). (In Russ.).

16. Mannaj-ool, M.H. (2010) "Vklad F.Ja. Kona v jetnograficheskoe izuchenie Tuvy" [Contribution of F.Ya. Kon to the ethnographic study of Tuva], Uchenye zapiski. Kyzyl, iss. 22, p. 432-436. (In Russ.).

17. Ostrovskih, P. E. (1895) "Jetnograficheskie zametki o Tjurkah Minusinskogo kraja (otchet o poezdke 1894 g.)" [Ethnographical notes on the Turks of the Minusinsk region (report on the trip of 1894)], Zhivaja starina, vol. 3-4, p. 297-348. (In Russ.).

18. Ostrovskih, P. E. (1898) "Kratkij otchjot o poezdke v Todzhinskij hoshun urjanhajskoj zemli" [A brief report on a trip to the Todzhinsky hoshun of Urianhai land], Izvestija Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshhestva, iss. 34, vol. 4, p. 424-432. (In Russ.).

19. Ostrovskih, P.E. (1899) "Znachenie urjanhajskoj zemli dlja Juzhnoj Sibiri" [The significance of the Uriankhai land for Southern Siberia], Izvestija Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshhestva, iss. 35, vol. 3, pp. 321-353. (In Russ.).

20. Ostrovskih, P. E. (1927) (a) "Sajanskie hishhniki" [Sayan predators]. Moscow-Leningrad, 52 p. (In Russ.).

21. Ostrovskih, P. E. (1927) (b) "Olennye tuvincy" [Reindeer Tuvans], Severnaja Azija, vol. 5-6, pp. 79-94. (In Russ.).

22. Ostrovskih, P. E. (2007) (a) "Kratkij otchet o poezdke v Todzhinckij hoshun Urjanhajskoj zemli" [A brief report on a trip to the Todzhinsky hoshun of Urianhai land]. Urjanhaj. Tyva depter, vol. 5.: Urjanhajskij kraj: ot Urjanhaja k Tannu-Tuve (konec XIX - pervaja polovina XX vv.). Moscow, Slovo, p. 144-157. (In Russ.).

23. Ostrovskih, P. E. (2007) (b) "Znachenie urjanhajskoj zemli dlja Juzhnoj Sibiri" [The significance of the Uriankhai land for Southern Siberia]. Urjanhaj. Tyva depter, vol. 5.: Urjanhajskij kraj: ot Urjanhaja k Tannu-Tuve (konec XIX - pervaja polovina XX vv.). Moscow, Slovo, p. 158-185. (In Russ.).

24. Prokofeva, E. D. (2011) "Process nacional'noj konsolidacii tuvincev" [The process of national consolidation of Tuvans]. St. Petersburg, Nauka, 535 p. (In Russ.).

25. Rajkov, M. I. (2007) "Otchet o poezdke k verhov'jam reki Eniseja, sovershennoj v 1897 g. po porucheniju Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshhestva" [Report on a trip to the upper reaches of the Yenisei River, made in 1897 on behalf of the Imperial Russian Geographical Society], Urjanhaj. Tyva depter, vol. 5.: Urjanhajskij kraj: ot Urjanhaja k Tannu-Tuve (konec XIX - pervaja polovina XX vv.). Moscow, Slovo, p. 188-201. (In Russ.).

26. Romanova, S. V, Tkachenko I. D. (2020) "Puteshestvija k Centru Azii. Istorija komplektovanija tuvinskih kollekcij Rossijskogo jetnograficheskogo muzeja" [Travel to the Center of Asia. History of acquisition ofTuvan collections of the Russian Ethnographic Museum], Glavnaja. Kollekcii i jekspozicii. Vystavki onlajn. [online], available at: https://old.ethnomuseum.ru/kollekcii/vystavki-onlajn1/puteshestviya-k-centru-azii-istoriya-komplektovaniya-tuvinskih-kollekcij-rossijskogo-etnograficheskogo-muzeya/ (accessed 24 March 2023). (In Russ.).

27. Savvinov, A. I. (2017) "Pjat' let v Turuhanskom krae. Dolgany i jakuty v issledovanijah P.E. Ostrovskih" [Five years in the Turukhansk region. Dolgans and Yakuts in the studies of P.E. Ostrovsky], Severo-Vostochnyj gumanitarnyj vestnik, no 3 (20), p. 43-52. (In Russ.).

28. Tiron, E. L. (2014) "Fol'klor tuvincev-todzhincev: istorija sobiranija i publikacij" [Folklore of Tuvans-Todzhins: the history of collecting and publishing], Istoricheskaja jetnografija, vol. 5, p.182-185. (In Russ.).

29. "Tuvinskie kollekcii Feliksa Kona 1902-1903" [Tuvan collections of Felix Cohn 19021903] (2019), ed. by A.K. Kuzhuget. Novosibirsk, 309 p. (In Russ.).

30. Tur'inskaja, H.M. (2006) "Razvitie jetnograficheskogo muzejnogo dela v Rossii v konce XIX - nachale XX v. (istoriograficheskoe issledovanie)" [The development of ethnographic museum business in Russia in the late XIX - early XX centuries (historiographical research)]. Abstract of D. Sc. Dissertation. History, Institute of Ethnology and Anthropology named after N.N. Miklukho-Maklay of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, 34 p. (In Russ.).

31. Jarygina, E.V. (2019) "Iz istorii odnoj kollekcii" [From the history of one collection], Krasnojarskij kraevoj kraevedcheskij muzej. 130 stranic muzeja [online], available at: https://www.kkkm.ru/o-muzee/istoriya-muzeya/130-stranic-istorii-muzeya/iz-istorii-odnoj-kollekcii (accessed 24 April 2023). (In Russ.).

Информация об авторе:

Чодураа К. Иргит, кандидат исторических наук, главный специалист сектора этнографии, Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва; г. Кызыл, Россия; 667000, Россия, Кызыл, ул. Кочетова, 4. e-mail: choirgit84@yandex.ru РИНЦ Author ID: 593069

Information about the author:

Choduraa K. Irgit, Cand. ofSci. (History), Chief Specialist of the Ethnography Sector, Tuvan Institute of Humanitarian and Applied Socio-Economic research under the Government of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia; 4, Kochetov str., Kyzyl, Russia, 667000, the Republic of Tuva, Russia. e-mail: choirgit84@yandex.ru ORCID: 0000-0002-0268-6646

© Иргит Ч. К., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.