07.00.09. ТАЪРИХНИГОРИ, МАЪХАЗШИНОСИ ВА РАВИШИ ТАДК|ИК;ОТИ
ТАЪРИХИ
07.00.09. ИСТОРИОГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 07.00.09. HISTORIOGRAPHY, A SOURCE STUDY AND METHODS OF
HISTORICAL RESEARCH
УДК 94 (3) А.Р.АЮБОВ
ББК 63.2
ИСТОРИЯ И ЭТИМОЛОГИЯ ТОПОНИМОВ ФЕРГАНЫ ПО ДАННЫМ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фергана, известная в китайских источниках со второй половины I тысячелетия н.э. как царство Давань, представляла собой обширную долину, которая тянулась с востока на запад более, чем на 300 км. Это была область развитой земледельческой культуры и процветающих ремесел. Высокого уровня достигли гончарство и металлообработка. Фергана-Давань была областью городской культуры. Китайские авторы отмечали здесь 70 больших и малых городов с народонаселением до нескольких сот тысяч человек (4, 149).
Согласно сведениям письменных источников, Фергана в раннем средневековье как историко-культурная область среди государств Средней Азии занимала особое место и сыграла важную роль в создании единой цивилизации региона. Ферганская долина была окружена с севера Тяньшанскими и с юга Гиссаро-Алайскими горными массивами, и она находясь на стыке важных стратегических путей, участвовала во всех политических, экономических и этнокультурных процессах Средней Азии.
Археологические раскопки и письменные источники дают огромный материал по истории Ферганы. В книге зороастрийцев «Авеста» упоминается река Рахна, которую некоторые исследователи сопоставляют с Сырдарьей. Это связано с тем, что Сырдарья берет начало в восточной части Ферганской долины.
Античные авторы дают некоторые сведения о Фергане. У историков времен Александра Македонского сведений о Фергане не имеется, так как о проникновении самого Александра и его войск в Фергану никто не сообщает. Античные авторы при описании соседних государств Ферганы писали о Сырдарье и её верхнем течении. Вот что пишет Страбон: «Они владели также Согдианой, расположенной выше Бактрианы по направлению к востоку, между рекой Оксом, отделяющей страну бактрийцев от Согдианы, и рекой Иаксартом. Иаксарт также образует границу с согдийцами и с кочевниками. А то, что Каспийское море не представляет особое море, отличное от Меотиды, он заключает из того, что Танаис впадает в Меотиду. С тех же самых Индийских гор, откуда текут Ох, Окс и некоторые другие реки, вытекает Иаксарт и подобно тем рекам впадает в Каспийское море; это — самая северная из всех этих рек. Реку Иаксарт они назвали Танаисом, а к этому утверждению они тоже прибавили доказательство того, что это и есть упомянутый Поликлетом Танаис. Александр, как говорят, основал 8 городов в Бактрии и Согдиане и несколько разрушил. Среди последних были Кариаты в Бактриане (где был захвачен Каллисфен и заключен под стражу), Мараканда в Согдиане и Киры — последний город, основанный Киром, лежащий на реке Иаксарте; это был предел персидской державы» (17, 535).
Сырдарья в средние века упоминается под названием Ашард или Хшард (Хасарт) (9, 138), а в китайских источниках- в форме Йо-ша (Уок^а1). Название Яксарт с его средневековыми вариантами Хашарт (Хасарт) этимологизируется от древнеиранского «йакшарта»(jaxsartd), что означает «истинный жемчуг», jaxsa-harta - «река бриллиантов» или jaxsa-rta -«струящаяся река» (11, 10). Древние тюрки называли эту реку Йенче-окуз, что означает «жемчужная река».
Название Сыр впервые упоминается в древнеиранских источниках IV в. до н.э. в форме Silis (6, 27). В китайских источниках упоминается в форме Ши-эр-хе, т.е. река Сыр. Название Сыр производное от сакского слова «сир», что означает «обильная, полноводная река».
В некоторых китайских источниках Сырдарья называется Йе-че (Уе^уе^ или Ше-ше, что может быть иероглифической транскрипцией тюркского слова «уаруар», означающего «течение», «река». Танские хроники сообщают о названии реки в форме «чженьчжу», что означает «жемчужная река» (13, 265). Сырдарья также называлась «рекой Канг» или Кангар, что связывается с этнонимом «канг», «канглы». Арабы Сырдарью называли также Сайхун, а персы- Руди Сайхан или Гюлзариюн.
В «Авесте» резиденция туранских вождей названа Канкха. В «Шахнаме» название идет как «райский Канг». В «Шахнаме» Фирдоуси пишет, что город Сиёвушгирд был возведен Сиёвушом - легендарным героем этой поэмы. Согласно тексту поэмы этот город находился в сказочной местности - Ганга. Развалины города располагаются в 8 км к северу от Сырдарьи и известны под названием Канка. Исследователи считают, что легендарная Ганга и есть Канка (14, 40).
Судя по этим данным, мы полагаем, что Фирдоуси реку упоминал по названию этой местности. В настоящее время река называется Сырдарья, что буквально означает «река тайн». При анализе названия реки будет верным, если читать его как «Сердарьё». Слово «сер» означает «сытный», «насыщенный». И, действительно, подходит названию этой реки, которое идет в смысле «многоводной», «насыщенной водой». В мугских документах встречается слово «суг - сег». Оно является согдийским и означает «сильный», «смелый», «победоносный». Происходит от среднеавестийского «агуа». Только в простом народном произношении она называется не «Сердарьё», а «Сырдарьё».
В древних и средневековых письменных источниках Фергана больше всего упоминается в китайских источниках, особенно в главах «Летопись царя У-ди», «Летопись Ферганы», «Летопись хуннов» книги «Ши цзи» (Исторические записки) Сыма Цяня и в главе «Биография царя У-ди» истории династии Хан - «Хан шу». Согласно сведениям этих источников ещё во II в. до н.э. Фергана носит название Давань или Даюань (Да-Вань — большой Вань).
Название Давань производно от уйгурского слова давен, что означает «большая речная долина» (1, 43). Возможно также, что оно происходит от тюркского названия высокогорного перевала Терек-Даван, который является единственным удобным сообщением между Ферганой и Восточным Туркестаном. Ш.С.Камолиддин этимологизирует слово «Давань» как «долина большой реки». (10, 84). Вероятно, он имеет ввиду Сырдарью, так как река образуется при слиянии Нарына и Карадарьи в восточной части Ферганской долины.
В более поздних источниках название Ферганы в разное время приводится по-разному: в V в. н.э. — это «Лона» или «Полона», в VI—VII вв. н.э. — «Бохань», а в VII—VIII вв. н.э. — «Ниньюань». В третьем разделе китайской хроники Бэйши (начало VII в.) Фергана фигурирует под названием "Бохань". Ее правитель носил титул чжаову или джабгу. Сообщается, что её владетеля зовут Алици. «Резиденция имеет 4 ли в окружности: строевого войска несколько тысяч. Владетель сидит на престоле, представляющем золотого барана. Супруга его на голове носит золотой венец. Много киновари, золота и железа. При династии Суй в правление Да-ие в 605 г. ... владетель отправил ко Двору посланника с местными произведениями» (4, 274). В хронике Танской династии (конец VII—VIII в.) также упоминается владение Бохань. «З а 1000 с небольшим ли от Ши на юго-восток есть страна Бохань. Она окружена горами с четырех сторон. Земля плодородная, есть много лошадей и овец. В 1000 ли на запад - Уструшана. На востоке страна Бохань прилежит к реке Иейе. Сия река начало принимает с северной стороны Луковых гор. Имеет мутный цвет, течет на северо-запад в большую песчаную степь, не имеющую ни воды, ни травы ...» (4, 315).
Согласно Авесте термин «фергана» можно этимологизировать как «земля счастливых людей». По авестийским учениям, каждый человек имеет своего ангела (фаришта), который появляется у него в душе ещё до рождения и остается навсегда. В Авесте он упоминается в форме «^агэпа» или «фраваша», в современном таджикском языке называется «фаришта», в арабском «малоика», в осетинском fam. В древних словарях слово «фар» означал «честь»,
«гордость», «величие» и «свет». «Фар» дается человеку для его защиты от всяких неприятностей. В древнеперсидском языке имеет форму «фарнах», в среднеперсидском-«фарр», в согдиском -«фарн», в пехлевийском языке -«фравахра».
Данный термин в форме farna также имеет значение «небесная благодать, благоденствие. Подобно arta (древнеперсидское arta , авестийское a^a, осетинское ard - «клятва, первоначально божество) и x^arna - «власть, сила, победа», полурелигиозное понятие, которое было широко представлено в скифских собственных именах.
Основой для появления слова «фар», «хвар» послужило авестийское слово «arya», которое имеет двоякое значение. Первым является «ага», что означает «бог», «господин». Вторым значением, которое постепенно путем новообразований разрастается, было «действие, богослужебный акт или символ, обладающее способностью порождать и защищать». По сведениям В.С. Патхака, который исследовал значение слова «arya», «...мудрец создает для верующих, приносящих жертву «агат», что первоначально заключалось в наделении благом и в одолении зла» (16, 132). «Агат» в некоторых стихах Авесты встречается в словосочетании с ведийским «тапуи» (от ср. авест. ma'nyus), означающим «дух», «сознание», «мысль», «развитие», «приумножение». Корень «ап> или существительные «ага», «агат» в различных словосочетаниях образуют серию логически и генетически связанных понятий: создатель > сила созидания и отвращения зла. Мы полагаем, что именно эта сила защищает человека, развивает его дух и сознание.
Авеста наряду с богиней воды и плодородия Анахито воспевает и богиню удачи - Аши (Аши-Рти). Она является также покровительницей правопорядка и благоденствия. Полагают, что первоначально Аши (этимологически Ар-ти) в значении «воздаяние, достижение, вознаграждение за благочестие, полученное по заслугам, было придумано самим пророком Заратуштрой».
Аши наделяет пророка хварно божественной сущностью, обладание которой дает счастье и могущество. Это «хварно» позднее видимо, превратилось в «фар», но при этом не потеряло свого первоначального значения. «Хвар» и «фар» являются теми словами, благодаря которым создавались топонимы и имена людей, означавише с согдийского prn, farn, fra -«слава, честь, харизма», вероятно, и «ангел».
По этимологии слова «Фергана» имеется и другая версия. В своей книге Геродот упоминает о саках ортокорибантии, которые жили по соседству с париканиями (5, 116). С именем этих племен исследователи связывают происхождение названия «Фергана» в форме «Паргона», которая сопоставляется с именем племен скифской группы «пари-кан». Если учесть это мнение, то «Паргона» восходит к одному из иранских диалектов и означает «межгорная долина». Племена, жившие в долине, носящей это определение, усвоили ее название, подобно тому, как скифские племена, жившие по Сырдарье и среди озер, носили название «водных» скифов (скифы-абии, апаеиаки и т. п.). Парикании, очевидно, и были одними из центрально-ферганских и наиболее многочисленных племен.
Слово «Фергана» в согдийских документах с горы Муг, в том числе в документах А-14 и В-17 встречается в форме Brr'nk - «Паргана» (18, 84), что и соответствует авестийскому варианту названия.
Раннесредневековые арабо-персидские авторы также сообщают о Фергане и её городах: Ахсикат, Кубо (Кува), Хикат, Узганд, Нисъя, Асбара (Исфара), Некад (Навкат), Миён Руд, Жигил, Урест, Бискент, Салот, Ванкет, Саж (Сух), Хуваканд (Коканд), Риштон, Маргинон, Зандарамин, Беренг, Уштикан, Андукон Андижон.
По сведениям Аль-Истахри «Фергана - название области, главный город её - Ахсикет, на берегу реки Шаш; следующий за ним по величине город — Куба, самый приятный из всех городов. Затем идет город Ош. Это оживленный город, окруженный стенами; Узгенд -последний из городов Ферганы, (если идти) в сторону области войны (с немусульманами). В Мавераннахре нет селений больших, чем в Фергане; и часто в Фергане селение достигает размера в один дневной переход из-за многочисленности его жителей. В Фергане есть несколько областей, в каждой из них - большое число городов; у каждого из этих городов -рустак, в котором многочисленные селения. К ним (областям Ферганы) относятся: область Касан, область Джидгиль и область Миан-Рудан. Главный город ее (области Миан-Рудан) -
Хайлам; в нем родился эмир Абу-л-Хасан Наср ибн Ахмад (Саманид) в доме Хайра ибн Абу-л-Хайра» (9, 19).
Примерно такое сведение дает автор «Худуд-ул-олам». Фергана — область цветущая, большая, изобилующая благами. Джидгиль — один из районов Ферганы, лежащий между горами и развалинами. Ахсикет—главный город Ферганы, место постоянного пребывания эмиров и амилей. Это большой город, расположенный на берегу реки Хашарт и у подножия; горы. Васкет (образует) границу между Ходжендом и Ферганой, это городок с большим количеством посевных земель. Битамух — городок, где добывают ртуть. Тамахус и Намкахус
— два городка, расположенные на склоне горы. Сох (расположен) в горах, на границе между Бутманом и Ферганой, (возле) него 60 селений. Аувал (расположен) на склоне горы, возле него — деревни. Багаскан относится к Аувалу. Хоканд, Риштан (и) Зендерамш—городки густонаселенные, с большим количеством посевных земель. Куба — город большой и самый процветающий. Ош — место населенное и очень богатое, жители воинственны. Расположен на склоне горы. Урест и Хурсаб — два городка с проточными водами и открытыми горизонтами, очень богатые и со здоровым воздухом. Узгенд —город на границе между Ферганой и тюрками. По его краю проходят две реки, одну называют река Табагар, (она) течет с (гор) Тибета, а другую называют Барсхан, и она течет из области Халлухос. Хатлам — небольшой городок, здесь родился Наср ибн Ахмад, эмир Хорасана. Кашукет (и) Пап — два благоустроенных городка с большим количеством посевных земель. И это все города из области Ферганы (19, 45).
Несмотря на обширный историко-географический материал, проблема этимологии названий городов раннесредневековой Ферганы ещё достаточно не решена. По этому вопросу исследователи имеют разные мнения. Как отметили выше, главным городом Ферганы был Ахсикет. Топоним «Ахсикет» создан компонентом «кат», который имеет древние согдийские корни. Он происходит от «kata», «kand», «kant» и означает «город», «поселение», «дом». Следует отметить, что и в других языках данный компонент имеет близкие значения: авестийское kata - «погреб», таджикско-персидское kada-«дом», kanda-«ров», «насыпь», которое имеет арабизированную форму «хандак», афганское kand-«ров». Отсюда закрепилось значение «укрепление», «селение», окруженное рвом или обнесенное стеной.
Данный термин в древнеиндийском языке имеет форму kantha - «стена», «город», в хорезмийском ка-9 - «город», в ягнобском kant-«город», «селение», в осетинском языке помимо вышеупомянутых форм и значений также kжnt-«здание», xatan-«комната», в афганском kandai-«квартал города», в памирских языках имеет форму cid, cod и имеет значение «дом». В последующее время «кат» постепенно из иранских языков переходит в тюркские в форме «kant», «kent», сохраняя при этом своё изначальное значение.
Возникновение поселений, в названии которых присутствуют компоненты «кат, кент» относится к временам до Х в. н.э., причем первая форма считается более древней. Термин «кат» в некоторых словарях растолкован по - разному: «крепкий, сильный, основательный» (7, 292). В этом значении он употребляется в источниках Х - Х1 вв. Он также сохранился в бухарских земельных документах, сочетаясь со словом «худо», т.е. глава. «Кат» в значении «дом» встречается и в горном Таджикистане. Последующее расширение термина «кат - канд
- кент» заключалось в превращении его в понятии «город».
Ахсикат в согдийских документах с горы Муг встречается в форме 'ysykandh, "ysykt, ^у^д^ xsykn4h, 'xsyktc, этимологизируется от тюркского ак и согдийского кат, что означает «белый город» (17, 101). Предполагается, что город мог быть назван по имени реки Аксу, средневекового названия реки Нарын. П.Б.Лурье считает, что возможно «Ахсикат» имеет значение «укрепленный город» (11, 90).
Компонентом «кат» также созданы ферганские топонимы Узгенд, Хикат, Некад (Навкат), Бискент, Ванкет, Хуваканд (Коканд), Васкет, Кашукет. Название города Коканд в исследованиях ученых имеет разные этимологии. Название города в форме «Хуваканд» по мнению Х.Бабабекова и Ш.С.Камолиддина этимологизируется от тюркского слова хур и компонента -канд, что означает «город на холме» (2, 98; 10, 85). По мнению В.В.Бартольда данный топоним согласно народной этимологии означает «город кабана» от слов «хук +канд» (3, 462). Но такая этимология не приемлема. Этимологию топонима также дает
П.Б.Лурье. Он считает, что согдийское хва+канд (xw"k(kr) означает «торговый город» (12, 103). Действительно, город был расположен на важном стратегическом пути из Согда, Уструшаны и Чача.
Название города Узканд (Узганд), который Ибн Хордадбехом упоминается как «город Хуртакин» (8, 65), существовало и в форме Йузканд, связанной с древнетюркским словом их (долина, перевал ) или с этнонимом уз (йуз). Вероятно, название города связано с тюркским этнонимом «юз».
В средние века в Фергане упоминается город Кукат, название которого, возможно, происходит от тюркского слова кок —«синий». В западной части Ферганы недалеко от Папа в средние века находился город Турмакан или Йурмакан, в котором жили тюрки. Следовательно, название города означает «месторасположение тюрков».
Средневековый топоним Мийан Рудан, локализуемый между реками Нарын и Карадарья, этимологизируется как «междуречье». Тюркский вариант названия - Икки сув арасы означает то же самое.
Ферганский округ Хафт-дех, название которого означает «Семь селений», принадлежал ранее тюркам и в X в. был завоеван Саманидами. Он имел также тюркское название Йеттикент. Название города Бисканд или Астийаканд, расположенного в этом округе может быть прочитано как Йетти-канд (10, 74).
Среди городов Ферганы упоминается город, название которого создан словом хан. К такому городу относится Андижан. Он в средневековых источниках имеет форму Андукан. По истории возникновения этого географического пункта и этимологии его наименований имеется немало легенд и толкований. Народная легенда гласит, что возникновение этого исторического пункта было связано с именем тупанской принцессы Адинажон, дочери Афрасиаба, легендарного правителя древнего Турана. В поисках возможностей исцеления тяжело больная принцесса прибыла в одну из горных долин предгорья Тахти Сулейман, где ей удалось преодолеть свои тяжкие хронические недуги. В честь ее исцеления Афрасиаб построил для принцессы в этой чудотворной долине с диковинной природой замок и заложил там обширный сад. С тех пор эта местность, расположенная в низовьях горной речки Ошсай, стала называться Адинажаном, а город, воздвигнутый там впоследствии, был превращен Афрасиабам в столицу Турана.
По мнению русского историка В.П. Наливкина, топоним «Андигон» возник благодаря названию колена тюркского племени Анди. По его словам, «...до сего времени наманганские жители нередко называют андижанских узбеков именем Анди, причем утверждают, что они, Анди, одного происхождения с теми тюрками, которые и поныне населяют город Туркестан и его окрестности» (15, 6).
По этимологии топонима имеются и другие народные предания. С научной точки зрения, топоним «андижан» состоит из слов анди и кан, что вместе означает «город у реки» или «набережная сая».
Одним из исторических городов Ферганы является Кува. Некоторые исследователи название города связывают с именем сасанидского царя Кубода. П.Б.Лурье считает, что «куба» означает «светло-бурый конь» (12, 192). В древнетюркском словаре «куба» этимологизируются как «металл», «одежда», и, вероятно, город был основан ремесленниками (7, 322).
Таким образом, в исторических источниках упоминаются названия десятка городов раннесредневековой Ферганы, которые оставили заметный след в этнокультурных отношениях и процессах урбанизации Средней Азии. Однако в объеме одной статьи невозможно осветить все стороны этих процессов и этимологию названий ферганских городов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдулхамидов, А. К исследованию истории древней Ферганы / А.К. Абдулхамидов //
Тезисы докладов XVII научной конференции ФГПИ имени Улугбека. - Фергана, 1968. - С. 43-45
2. Бабабеков, X. К этимологии топонима «Коканд» / Х.Бабабеков // Из истории Средней Азии и Восточного Туркестана XV— XIX вв. -Ташкент, 1987. - С. 98-104.
3. Бартольд, В.В. Коканд. Соч. T.III. / В.В.Бартольд. - М.: Наука, 1965. - С.462-466.
4. Бичурин, Н.Я. Собрание сочинений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. / Н.Я.Бичурин. - М.-Л. АН СССР, 1950. - 471 с.- II Т.
5. Геродот. История / Геродот. - М.: Ладомир, 1999. - 752 с.
6. Горбунова, Н.Г. Фергана по сведениям античных авторов / Н.Г.Горбунова // История и культура народов Средней Азии. - М.: Наука, 1976. - С. 26-30
7. Древнетюркский словарь. - Л.: Наука, 1969.-677с.
8. Ибн, Хордадбех. Книга путей и стран / Ибн Хордадбех. - Баку: Элм, 1986. - 364 с.
9. Истахри. Китаб масалик ал-мамалик / Истахри // Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.1. - М.: Наука, 1973. - С.15-34.
10.Камолиддин, Ш.С. Древнетюркская топонимия Средней Азии / Ш.С.Камолиддин. -Ташкент: Шарк, 2006. - 192 с.
11. Лившиц, В.А. Древнее название Сырдарьи / В.А.Лившиц // Вестник древней истории. -2003. - №1. - С. 3-10.
12. Лурье, П.Б. Историко-лингвистический анализ согдийской топонимии: дисс... канд. филол. наук / П.Б.Лурье. - СПб., 2004.-305с.
13. Малявкин, А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и исслед. Отв.ред. Ю.М.Бутин / А.Г.Малявкин. - Новосибирск: Наука, 1989. - 435 с.
14. Мирбобоев, А.К Са^ми ориёи^о дар тамаддуни ча^онй / А.К.Мирбобоев. - Хучанд, 2006. - С. 40.
15.Наливкин, В.П. Краткая история Кокандского ханства / В.П.Наливкин. - Казань: Казанский университет, 1886. - 225 с.
16. Патхак, В.С. Семантическое слово вгуа / В.С.Патхак // Древние культуры Средней Азии и Индии.- Л., 1984. - С. 132.
17. Страбон,. География: в 17 книгах / Страбон. - СПб.: Православное святоотеческое общество, 2013. - 836 с.
18. Согдийские документы с горы Муг. Вып.11. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В.А.Лившица. - М.: Восточная литература, 1962
19.Худуд-ул-олам // Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.1. - М.: Наука, 1973. -С.34-46.
REFERENCES:
1. Abdulhamidov, A. To research of history of ancient Fergana / A.K.Abdulhamidov // Theses of reports of XVII scientific conference FSPI named after Ulugbek. - Fergana, 1968. - P. 43-45.
2. Bababekov, X. To etymology of toponym "Kokand" / H.Bababekov // From history of Central Asia and East Turkestan XV - XIX centuries. - Tashkent, 1987. - P. 98-104.
3. Bartold, V.V.Kokand. coll. vol.III / V.V.Bartold. - М.: Science, 1965. - P.462-466.
4. Bichurin, N.J. A collected works about the people living in Central Asia during ancient times/ N.J.Bichurin. - M. - L.: Publishing house Academy of Sciences of the USSR, 1950. - 471 p.- II. v.
5. Gerodot. History / Gerodot. - М.: Ladomir, 1999. - 752 p.
6. Gorbunova, N.G. Fergana according to antique authors / N.G.Gorbunova // History and culture of the people of Central Asia. - М.: Science, 1976. - P. 26-30.
7. The ancient turks dictionary. - L.: Science, 1969.-677p.
8. Ibn Hordadbeh. The book of ways and the countries / Ibn Hordadbeh. - Baku: Elm, 1986. - 364 p.
9. Istahri. The kitab masalik al-mamalik / Istahri // Materials on history of kirghiz and Kirghizia. Rel.1. - М.: Science, 1973. - P.15-34.
10.Kamoliddin, SH.S. The ancient turks toponymy of Central Asia / SH.S. Kamoliddin. - Tashkent: Shark, 2006. - 192 p.
11.Livshits V. A. The ancient name of Syr-Darya / V.A.Livshits // The bulletin of ancient history. -2003. - №1. - P. 3-10
12.Lurje, P.B. The history-linguistic analysis of sogdian toponymy. The dissertation candidate of philological of sciences / P.B.Lurje. - SPb., 2004.-305p.
13.Maljavkin, A.G.Tansky of the chronicle about the states of the Central Asia: Texts and researches. Ed. by J.M.Butin / A.G.Maljavkin. - Novosibirsk: Science, 1989. - 435 p.
14.Mirboboev, А.К. The contribution of Aryans in world civilisation / A.K.Mirboboev. - Khujand, 2006 -P.40.
15.Nalivkin, V.P. The short history of Kokand khanate / V.P.Nalivkin. - Kazan: the Kazan university, 1886. - 225 р.
16.Pathak, V.S. Semantic word Brya / V.S.Pathak //Ancient cultures of Central Asia and India. - L, 1984. - P. 132.
17.Strabon. Geography: in 17 books / Strabon. - SPb., 2013. - 836 p.
18.The sogdian documents from mountain Mug. Rel.II. Legal documents and letters. Reading, translate and comments by V.A.Livshits. - М: Publishing literature, 1962
19.Hudud-ul-olam // Materials on history of kirghiz and Kirghizia. Rel.1. - М.: Science, 1973. -P.34-46.
История и этимология топонимов Ферганы по данным письменных источников Ключевые слова: топонимы, города Ферганы, этимология, письменные источники географический материал, народные легенды.
В статье указывается, что Фергана, согласно сведениям письменных источников и археологических материалов, в раннем средневековье выступает как самостоятельная историко-культурная область Средней Азии. Она занимала особое место среди государств региона и сыграла важную роль в создании мировой цивилизации. Ферганская долина была окружена с севера Тяньшанскими и с юга Гиссаро-Алайскими горными массивами, и она, находясь на стыке важных стратегических путей, участвовала во всех политических, экономических и этнокультурных процессах Средней Азии.
Арабо-персидские историки, географы и путешественники дают огромный материал по истории городов и поселений раннесредневековой Ферганы. Они в своих сочинениях упоминают названия около 70 городов области, такие как Ахсикат, Куба, Хикат, Узганд, Нисъя, Асбара, Некад (Навкат), Миён Руд, Жигил, Урест, Бискент, Салот, Ванкет, Саж (Сух), Хуваканд (Коканд), Риштон, Маргинон, Зандарамин, Беренг, Уштикан, Андукон, Андижон, которые активно участвовали в этнокультурных отношениях и процессах урбанизации Средней Азии.
Рассматриваются вопросы истории и этимологии названия некоторых городов раннесредневековой Ферганы. На основе сведений исторических источников автор попытался определить значения названий ферганских городов.
The history and etymology toponyms of fergana according to written sources
Keywords: toponyms, cities of Fergana, etymology, written sources, an history geographical material, national legends.
Fergana according to data of written sources and archaeological materials in the early Middle Ages acts as independent historical and cultural area of Central Asia. It took a special place among the states of region and has played an important role in world civilisation creation. Fergana valley has been surrounded from the north Tjanshan and from the south by Gissar-Alaj hills, and it, being on a joint of important strategic ways, participated in all political, economic and ethnocultural processes of Central Asia.
The arabs and persian historians, geographers and travellers give a huge material on stories of cities and settlements раннесредневековой Fergana. They in the compositions mention names about 70 cities of area, such as Ahsikat, Cuba, Hikat, Uzgand, Nisja, Asbara, Nekad, Miyon Rud, Zhigil, Urest, Biskent, Salot, Vanket, Sazh (Sukh), Huvakand (Kokand), Rishton, Marginon, Zandaramin, Bereng, Ushtikan, Andukon (Andizhon) which actively participated in ethnocultural relations and process of an urbanization of Central Asia.
In article are considered questions of history and etymology of the name of some Fergana cities. On the basis of data of historical sources the author has tried to define values of names of the Fergana cities.
Сведения об авторе:
Аюбов Абдусалом Рауфович, кандидат исторических наук, докторант Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук (Российская Федерация, г. Санкт- Петербург), E-mail: [email protected]
Information about the author:
Ayubov Abdusalom Raufovich, Candidate of Science in History, the competitor Anthropology and ethnography museum named after Peter Velikiy Russian Academy of Sciences (Russia, Sankt-Peterburg), E-mail: [email protected]