Научная статья на тему 'Вопросы топонимики и локализации столичных городов Ферганы в китайских источниках и в современной историографии'

Вопросы топонимики и локализации столичных городов Ферганы в китайских источниках и в современной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
710
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРГАНА / ДАВАНЬ / ЭРШИ / ГУЙШАНЬ / Ю-ЧЕН / ОШ / КИТАЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ ГОРОДОВ / ТОПОНИМИКА / FERGHANA / DAVAN / ERSHI / GUISHAN / YU-CHEN / OSH / CHINESE SOURCES / LOCALIZATION OF CITIES / TOPONYMY / ФАРГОНА / ДАВАН / ГУЙШАН / Ш / МАЪХАЗҳОИ ХИТОӣ / ЦОЙГУЗОРИИ ШАҳРҳО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбов Абдусалом Рауфович

Мақола ба масъалаи цойгузорӣ ва топонимикаи шаҳрҳои марказии қадимаи Фаргона бахшида шудааст. Яке давлатҳои бостонии Осиёи Миёна Даван тавсиф карда, цойгузории он дар водии Фаргона муайян карда шудааст. Даван аввалин маротиба дар ҳуццатҳои хаттии хитоӣ ёдрас шудааст. Дар солномаҳои «Бейши» ва «Таншу» Даван дар шакли Лона ё Полона, Боханна ё Бохан, Нинюан, Тайюан цайд гардидааст. Номи «Фаргона»-ро манбаъҳои сугдӣ дар асрҳои VIII-IX зикр кардаанд. Дар манбаъҳои хитоӣ номи танҳо се шаҳр Эрши, Ю-чэн ва Гуйшан оварда шудаанд. Барои нахуст изҳори ацида шудааст, ки дар давраи цабл аз Кушон пойтахти Даван шаҳри Эрши буд. Дертар, дар давраи Қушониён пойтахт ба шимоли Фаргона ба Косон шаҳри Гуйшан кӯчид. Аз назари муаллифи мацола шаҳри Эрши шаҳри марказии цадимаи Даван дар ҳудуди шаҳри имрӯзаи Ош ва Ю-чен дар маҳалли Узгени муосир цойгир буд. Муаллиф ҳамчунин дар бораи цойгузорӣ ва топонимикаи шаҳрҳои Узген ва Ӯш маълумот додааст. Ин топонимҳо бо гузашти вацт то замони мо дар шакли нав омада расидаанд.Изучена локализация и топонимика древних столичных городов Ферганы. Отмечено раннее государственное объединение Давань, локализуемое в Ферганской долине Средней Азии. В ранних китайских письменных хрониках «Бейши» и «Таншу» Давань первоначально упоминается как Лона или Полона, Боханна или Бохан, Ниньюань, Тайюань. Название «Фергана» согдийские источники упоминают в период VIII-IX вв. В ранних китайских письменных источниках названы три города Эрши и Гуйшань как столицы Давани, а также Ю-чэн. Впервые высказывается мнение, что в докушанский период столицей Давани являлся город Эрши, а позднее, в кушанский период, столицу перенесли на север Ферганы, в Касан город Гуйшань. Высказано мнение, что город Эрши древний столич ный город Давани был расположен на месте современного города Ош, а Ю-чен отождествляется с городом Узгеном. Также приведены сведения о локализации и топонимике городов Узген и Ош. Эти топонимы с течением времени дошли до нас в новой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of localization and toponymy of the ancient capital cities of Ferghana. One of the earliest state associations of Central Asia in the era of antiquity was Davan. Researchers localize this state in the fertile valley of Central Asia, that of Ferghana. Davanis first mentioned in early Chinese written sources. In the chronicles of ”Beishi” and "Tangsh" Davanis mentioned as Lona or Polona, Bohanna or Bohan, Ninyuan, Taiyuan. The name "Ferghana" is mentioned by Sogdian sources in the period of the VlII-th the IX-th centuries.In the early Chinese written originals, the names of only three cities are known Ershi, Yu-cheng and Guishan. The cities of Ershi and Guishanare are referred to as the capital of Davani. The first opinion was expressed that during the pre-Kushan period, the capital of Davan was the city of Ershi, and later, in the Kushan period, the capital was transferred to the north of Ferghana, to Koson the city of Guishan. According to the author of the article, the city of Ershi the ancient capital city of Davan was located on the site of the modern city of Osh, and Yuchenis identified with the city of Uzgen. The author also provides information on the localization and toponymy of the cities of Uzgen and Osh. After the time these toponyms reached us in a new form.

Текст научной работы на тему «Вопросы топонимики и локализации столичных городов Ферганы в китайских источниках и в современной историографии»

07 00 00 ИЛМ^ОИ ТАЪРИХ ва АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ и АРХЕОЛОГИЯ 07 00 00 HISTORICAL SCIENCES and ARCHEOLOGY

07 00 02 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 07 00 02 HOME HISTORY

УДК 394.91 ББК 63.5

ВОПРОСЫ ТОПОНИМИКИ И ЛОКАЛИЗАЦИИ СТОЛИЧНЫХ ГОРОДОВ ФЕРГАНЫ В КИТАЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ И В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

МАСЪАЛАХ,ОИ ТОПОНИМИКА ВА ЧОЙГУЗОРИИ ША^Р^ОИ МАРКАЗИИ ФАРРОНА ДАР МАЪХАЗ^ОИ ХИТОИ ВА ТАЪРИХНИГОРИИ МУОСИР

THE ISSUES OF TOPONYMY AND LOCALIZATION OF THE CAPITAL CITIES OF FERGHANA IN CHINESE SOURCES AND MODERN HISTORIOGRAPHY

Аюбов Абдусалом Рауфович,

к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории ГОУ «Худжандский государственный университет им. акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Аюбов Абдусалом Рауфович,

н.и.т., дотсенти кафедраи таърихи умумии МДТ «ДДХ ба номи акад. Б. Гафуров» (Тоцикистон, Хуцанд)

Ayubov Abdusalom Raufovich, candidate of historical sciences, Associate Professor of the universal history department under the State Educational Institute "Khujand State University named after acad. B.G. Gafurov" (Tajikistan, Khujand) E -MAIL: [email protected]

Ключевые слова: Фергана, Давань, Эрши, Гуйшань, Ю-чен, Ош, китайские источники,

локализация городов, топонимика

Изучена локализация и топонимика древних столичных городов Ферганы. Отмечено раннее государственное объединение Давань, локализуемое в Ферганской долине Средней Азии. В ранних китайских письменных хрониках «Бейши» и «Таншу» Давань первоначально упоминается как Лона или Полона, Боханна или Бохан, Ниньюань, Тайюань. Название «Фергана» согдийские источники упоминают в период УШ-1Х вв. В ранних китайских письменных источниках названы три города - Эрши и Гуйшань как столицы Давани, а также Ю-чэн. Впервые высказывается мнение, что в докушанский период столицей Давани являлся город Эрши, а позднее, в кушанский период, столицу перенесли на север Ферганы, в Касан - город Гуйшань. Высказано мнение, что город Эрши - древний столич-

ный город Давани - был расположен на месте современного города Ош, а Ю-чен отождествляется с городом Узгеном. Также приведены сведения о локализации и топонимике городов Узген и Ош. Эти топонимы с течением времени дошли до нас в новой форме.

Калидвожа^о: Фаргона, Даван, Эрши, Гуйшан, Ю-Чен, Уш, маъхазуои хитой, цойгузории шауруо, топонимика

Мацола ба масъалаи цойгузорй ва топонимикаи шауруои марказии цадимаи Фаргона бахшида шудааст. Яке давлатуои бостонии ОсиёиМиёна - Даван тавсиф карда, цойгузории он дар водии Фаргона муайян карда шудааст. Даван аввалин маротиба дар ууццатуои хаттии хитой ёдрас шудааст. Дар солномауои «Бейши» ва «Таншу» Даван дар шакли Лона ё Полона, Боханна ё Бохан, Нинюан, Тайюан цайд гардидааст. Номи «Фаргона»-ро манбаъуои сугдй дар асруои VIII-IX зикр кардаанд.

Дар манбаъуои хитой номи тануо се шаур - Эрши, Ю-чэн ва Гуйшан оварда шудаанд. Барои нахуст изуори ацида шудааст, ки дар давраи цабл аз Кушон пойтахти Даван шаури Эрши буд. Дертар, дар давраи Цушониён пойтахт ба шимоли Фаргона ба Косон - шаури Гуйшан кучид. Аз назари муаллифи мацола шаури Эрши - шаури марказии цадимаи Даван дар уудуди шаури имрузаи Ош ва Ю-чен дар мауалли Узгени муосир цойгир буд. Муаллиф уамчунин дар бораи цойгузорй ва топонимикаи шауруои Узген ва Уш маълумот додааст. Ин топонимуо бо гузашти вацт то замони мо дар шакли нав омада расидаанд.

Keywords: Ferghana, Davan, Ershi, Guishan, Yu-Chen, Osh, Chinese sources, localization of cities, toponymy

The article is devoted to the issue of localization and toponymy of the ancient capital cities of Ferghana. One of the earliest state associations of Central Asia in the era of antiquity was Davan. Researchers localize this state in the fertile valley of Central Asia, that of Ferghana. Davanis first mentioned in early Chinese written sources. In the chronicles of "Beishi" and "Tangsh" Davanis mentioned as Lona or Polona, Bohanna or Bohan, Ninyuan, Taiyuan. The name "Ferghana" is mentioned by Sogdian sources in the period of the Vlll-th - the IX-th centuries.In the early Chinese written originals, the names of only three cities are known - Ershi, Yu-cheng and Guishan. The cities of Ershi and Guishanare are referred to as the capital of Davani. The first opinion was expressed that during the pre-Kushan period, the capital of Davan was the city of Ershi, and later, in the Kushan period, the capital was transferred to the north of Ferghana, to Koson - the city of Guishan. According to the author of the article, the city of Ershi - the ancient capital city of Davan - was located on the site of the modern city of Osh, and Yu-chenis identified with the city of Uzgen. The author also provides information on the localization and toponymy of the cities of Uzgen and Osh. After the time these toponyms reached us in a new form.

Историческая география и топонимика - науки, имеющие тесную взаимосвязь. В круг задач исторической географии входят: выявление и локализация городов и поселений, изучение изменений ландшафта, направлений торговых путей, динамики развития населенных пунктов, плотности их размещения и, следовательно, интенсивности заселения исследуемого региона. Анализ топонимов позволяет проследить пути миграции народов, особенности контактов между различными этносами, воссоздать географические

условия местности, исторические события, этнолингвистическое прошлое и представить этнокультурный фон в целом.

Во второй половине I тыс. до н.э. на территории Средней Азии существовало раннее государственное объединение Давань. Исследователи локализуют это государство в плодородной Ферганской долине Средней Азии.

Впервые Давань упоминается в ранних китайских письменных источниках. В V в. в летописи «Бейши» встречаются топонимы «Лона» или «Полона». В VI-VII вв. территория Давани известна под названием Боханна или Бохан. В VII - начале VIII вв. в летописи «Таншу» Фергана упоминается как «Ниньюань». Все названные выше источники указывают на соответствие данных названий топонимам «Давань» или «Тайюань». К примеру, в «Таншу» упомянуто, что Ниньюань - это и есть Бохан. Ранее это владение было известно под названием Полона. В «Бейши» отмечается, что «Лона - древнее государство Давань» [8, с. 238; 17, с.122]. В согдийских источниках топоним «Фергана» встречается в период VIII-IX вв.

В 1756-1758 гг. французский китаевед М. де Гинь установил, что название «Давань» связано с Ферганой. Однако некоторые исследователи, в том числе Э. Пуллейблэнк, полагали, что государство Давань располагалось на территории Согда [25, с. 26]. Свои выводы американский ученый обосновывает тем, что в Фергане не имелось древних земледельческих памятников. В этом он был неправ, так как, по археологическим данным, земледельческое освоение Ферганы началось в эпоху поздней бронзы - с последней четверти II тысячелетия до н.э. [11, с.188]. В дальнейшем Фергана превратилась в один из древних земледельческих центров Средней Азии.

По данным китайских источников, Давань был большим государством. Чжан Цянь указывает, что на северо-западе оно граничило с Кангюем, занимавшим территорию по среднему и нижнему течению Сырдарьи, на юге - с племенами юечжей, а на севере - с усунями. О вхождении Западной Ферганы и Алая в состав Давани в данный момент сведений нет. Однако Т.В. Беляева считает, что в 82 г. н.э. Ходжент был частью Давани [4, с. 25].

Первые сведения о государстве Давань появились после поездки Чжан Цяня в Среднюю Азию. Топоним «Давань» передан китайскими иероглифами и состоит из двух частей - «да» и «юань». И по виду, и по чтению его очень сложно идентифицировать с топонимом «Фергана». Следует отметить, что иероглиф «да» имеет ряд значений, одно из которых - «большой», «великий». Поэтому можно полагать, что иероглиф с таким значением, в совокупности с иероглифом «юань», означающим «местность, окруженную горами или возвышенностью», подходит для обозначения Ферганы, так как Ферганская долина окружена горами. О географических особенностях Ферганы писали китайские путешественники. Один из этих путешественников по имени Сюань Цзан посетил Восточный Туркестан. В дневнике «Записки о путешествии на Запад в период Великого Тана» он писал, что территория Ферганы со всех четырех сторон окружена горами.

По данным источников, в состав государства Давань входило около 70 городов. На данный момент известны названия только трех городов - Эрши, Ю-чэн и Гуйшань. Города Эрши и Гуйшань упоминаются как столицы Давани. Эрши был расположен на берегу реки. Вопрос о точной локализации города остается спорным. Зарубежные историки ассоциируют его с районом современного города Истаравшана. А. Н. Бернштам

отождествил Эрши с городищем Мархамат, находящимся в районе современного города Оша [5, с .156]. Эту позицию в дальнейшем поддержали и другие исследователи.

Узбекский историк А. Ходжаев считает, что в источниках не имеется указаний об Эрши как столичном городе, но сообщает, что существовал город с таким названием, в котором разводили коней. Из этого следует, что он находился недалеко от резиденции правителя [24, с. 61]. Вероятно, даваньские правители были заинтересованы в разведении породистых «быстроногих» коней. А. Ходжаев полагает, что столицей древней Давани был одноименный город Дайюань. Для того чтобы различить их, Чжан Цянь дает столице другое название: государство он называет Дайюань (Давань), а столицу - Юань.

Исследователь истории Китая Л.А. Боровкова, изучая данные китайских источников, связанные с локализацией среднеазиатских городов, пришла к выводу, что город Эрши находился на месте современного Коканда. Она пишет: «Ранее проведенное исследование данных «Ши цзи», «Хань шу» и последующих историй различных династий показало, что г. Эрши находился в районе или даже на месте нынешнего г. Коканд, а г. Гуйшань -восточнее его, в районе или даже на месте нынешнего г. Ош. Он оставался столицей царства и в V в., когда Давань уже называлась Полоной» [10, с.160].

Л.А. Боровкова обосновала своё мнение на основании единственного факта -сведения из источника более позднего времени «Таншу» - о том, что на месте древнего города Эрши находилась столица Восточного Цао - Уструшана (Судуйшана, Сутулисена) [9, с.56]. Свое возражение по этому вопросу высказал Ю.А. Заднепровский. Он писал: «...Основания для этого крайне недостаточны. Утверждение, что место Эрши определено по данным «Ши цзы» и «Хань шу», неверно, поскольку в них нет никаких конкретных сведений. Единственный довод - это сообщение «Синь Тан шу» о том, что на месте древнего Эрши позднее находилась столица Восточного Цао-Судуйшэна. В переводе Н.Я. Бичурина находим совсем иное: «Это место при старшей династии Хань принадлежало городу Эрши». Из всего текста никак не вытекает, что на этом месте находился сам город Эрши» [8, с.149]. Нужно отметить, что столица Уструшаны находилась в районе современного Шахристана.

Второй город, которого упоминают источники, назвался Гуйшань. В «Ши цзы» -исторических записках по истории Китая, составленных Сыма Цянем, - широко использованы отчеты Чжан Цяна о соседних государствах. В этой хронике наименование столицы Давани не указано, но в примечании выдающегося русского китаеведа Н.Я. Бичурина со ссылкой на позднего комментатора приведено название столицы - город Гуйшань [8, с.149].

В более поздней хронике «Цянь Ханьшу» сказано: «Правление даваньского владетеля в городе Гуйшани» [8, с.186]. В этой же хронике, когда речь идет о войне с Даванью, в качестве главного города страны называется Эрши, а командующий ханьским войском получил почетное наименование Эршиский [8, с.193]. Получается, что в Давани в один и тот же период были две столицы - Гуйшань и Эрши. Позднее А.Н. Бернштам объяснил это положение хронологической сменой - переносом столичных центров.

В литературе высказаны разные мнения о местоположении г. Гуйшань. Преобладают сопоставления с современным городом Ура-Тюбе, который расположен в 60 км от Худжанда. Также имеет место соотнесение этого города с Кокандом [9, с. 55]. Наиболее научно обосновано отождествление города Гуйшань с Касаном. По заключению В. В. Бартольда, этот город был столицей во 11-1 вв. до н. э. и в более позднее время и сохранял

столичное положение вплоть до арабского завоевания [2, с.176]. Это заключение основано на сопоставлении независимых китайских и арабских источников. Имеются эпиграфические данные о захвате Касана в начале IX в. полководцем аль-Фадлом ибн Сахлом [21, с. 5]. Сведения о других походах этого полководца на данный момент нам неизвестны. Следовательно, Касан сохранял столичное положение на протяжении почти тысячелетия, до возвышения Ахсикета.

Ещё в 1900 г. академик В.В. Бартольд отождествлял Гесай - город в Фергане эпохи средневековья, который был центром области во времена арабского завоевания, с городом Касаном, и писал, что столицей Давани был город Гуйшан - Касан [3, с. 529].

Отождествление города Гуйшаня с Касаном вслед за В.В. Бартольдом поддержали С.П. Толстов и М.П. Грязнов. В ходе тщательного обследования Ферганы в 1946-1947 гг. и открытия крупнейшего Мархаматского городища А.Н. Бернштам отождествил его с другим столичным городом Ферганы -Эрши. Он впервые высказал мнение, что в докушанский период столицей Давани являлся город Эрши, а позднее, в кушанский период, столицу перенесли на север Ферганы, в Касан - город Гуйшань [7, с.115]. В одной из работ он точно определяет дату переноса, связывая его с возвышением кушанской династии, очевидно, в I в. н. э. В ряде работ А.Н. Бернштам развивает положение о хронологической последовательности смены столичных центров Давани. Иное объяснение сосуществованию двух столиц дал А.Ю. Заднепровский. [14, с.195] Позже А.Н. Бернштам полагал, что город Гуйшань был расположен на месте современного городища Муг-Калъа недалеко от Касана [5, с.155].

Л.А. Боровкова локализовала Гуйшань на территории города Ош. В качестве доказательства своего мнения она приводит факт, что термин «Гуйшанчэн» переводится как «Город у священной горы» [9, с. 56]. Действительно, вблизи города Ош расположена гора Сулаймон-Тог, которая считается священной и которой люди поклонялись ещё в эпоху бронзы. В результате археологических раскопок здесь были найдены остатки древнейшего религиозного центра Восточной Ферганы [13, с.67].

В последние годы вопрос о локализации городов древней Ферганы вновь обрел актуальность. Опираясь на археологические материалы, археолог Б. Матбабаев локализует город Гуйшань на городище Мунчоктеппа, расположенном неподалеку от современного селения Ахсикет [20, с.54]. Относительно локализации городов Эрши и Ю-чен он поддерживает мнения А.Н. Бернштама и Ю.А. Заднепровского.

Другой исследователь, А. Анарбаев, опровергает мнения А.Н. Бернштама, Ю.А. Заднепровского, Н.Г. Горбуновой и Б. Матбабаева о локализации древних городов Ферганы. Не имея никаких доказательств о расположении города Эрши на месте городища Мархамат, он считает, что расположение города нужно искать в местности Эски-Ахси. По его мнению, название Эрши со временем превратилось в Гуйшань [1, с.74-75]. А. Анарбаев неправ в том, что с III в до н.э и по XII в. н.э. центральный город Ферганы располагался на одном и том же месте и несколько раз переименовывался. Фергана была важнейшей частью Великого Шелкового пути, и невозможно, что она оставалась вне поля зрения китайских и арабоязычных авторов. Так, китайские источники сообщают о существовании городов Эрши и Гуйшань по отдельности в одно и то же время.

Одним из древних городов Ферганы был Ю-чен. А.Н. Бернштам в свое время локализовал его на месте городища Узген. По мнению Ю.А. Заднепровского, Ю-чен располагался на месте городища Шурабашат недалеко от Узгена [14, с.110]. Б. Матбабаев

поддерживает точку зрения Ю.А. Заднепровского, так как, в отличие от Узгена, в Шурабашате были найдены археологические слои ГУ-1 вв. до н.э. [20, с.132].

На местоположение Ю-чена также обратил внимание А. Анарбаев. Он считает, что Ю-чен располагался на месте городища Эйлатан и был третьим центральным городом Ферганы [1, с.76]. Однако китайские источники не сообщают о статусе Эйлатана как столичного города.

Ю-чен был первым пунктом, в который через горные перевалы попали китайские войска. Наряду с этим, можно было идти в Эрши прямо, так как Ю-чен находился к востоку от Эрши. Однако усталость от долгого пути и нехватка продовольствия вынудили китайцев отказаться от похода в Эрши и возвратиться назад. Городища Узген и Шурабашат находились в предгорьях, а Эйлатан - в самой долине, между реками Карадарьёй и Нарыном. С этой точки зрения, отождествление Ю-чена с Эйлатаном является неприемлемым. После захвата Эрши часть китайских войск была послана в Ючен. Ю-чен находился примерно в 50 км от Эрши. И, таким образом, можно предположить, что Ю-чен был расположен в районе современного города Оша [16].

Ю.А.Заднепровский писал, что китайские источники не сообщают о городе Оше. Наряду с этим он также отмечает, что местоположение города притягивало в него торговцев и превратило Ош в важную торговую часть Великого Шелкового пути [12; с. 68]. Нужно отметить, что освоение региона началось ещё в эпоху бронзы. В то время здесь находился культовый центр Сулаймон-Тог. И в эпоху существования древнего государства Давань этот город был известен не только как культовый центр, но и имел статус столичного города. Вероятно, существование культовой местности и близость к горным пастбищам, имевшим огромное значение для развития коневодства, способствовали выбору места для будущего центра государства Давань.

Об отождествлении города Ош с Эрши свидетельствует тот факт, что в горах Сулаймон-Тог, в местности Айримач-Тог в 8 км от Оша обнаружено изображение даваньской лошади. По стилю и технике исполнения эти изображения похожи на известные изображения коней на Араванской скале. Здесь зафиксировано около 30 изображений крупных, тонконогих породистых и красивых лошадей.

Места с изображениями лошадей имели культовый характер. Их почитали, и здесь проводились религиозные обряды. Найденные изображения имели государственную важность. Коневодство было доходной отраслью экономики Давани. Китайцы считали даваньских лошадей «небесными» и всегда хотели заполучить их. Следует отметить, что даваньцы также занимались разведением крупного рогатого скота, овец и коз. Археологические материалы также сообщают о наличии свиней.

Таким образом, поскольку город Эрши являлся столицей Даваньского государства и центром коневодства, то имеющиеся археологические и письменные данные, и особенно многочисленные наскальные рисунки с изображением лошадей, дают возможность локализовать его в районе г. Ош. Древний Эрши мог располагаться на городище Акбуура или даже на территории современного Оша.

Название Давань, как было отмечено выше, встречается в письменных источниках до ГГГ в., и только после V в. упоминается в форме Лона или Полона. Вероятно, в IV в. государство называлось Давань и его столичным городом был Эрши. Но и после переименования государства существовал город и топоним Эрши независимо от того, был ли он центром государства или рядовым городом. Источники об этом не сообщают.

В исторических источниках IX в. встречается топоним «Ош». Этимология топонима сложна, но имеется ряд предположений [23, с. 98]. Вероятно, корень топонима восходит к древнему термину «Эрши». Название города Эрши есть не что иное, как китайское произношение племенного названия арист. Город Арист-Эрши как раз славился своими лошадьми. Аристеи, как и другие племена Ферганы, были скифского происхождения, и эта связь с кочевничеством не была утрачена ферганцами во II-! вв. до н. э. Еще Чжан Цянь упоминал, что они «искусны в конной стрельбе» [6, с.12].

Период с конца I тыс. до н.э. и до конца I тыс. н.э. известен в Средней Азии важными историческими событиями. В это время образовались несколько государственных объединений кочевников. Власть переходила из рук в руки. В результате этого с конца V в. государство Давань больше не упоминается в исторических источниках. В Фергане образовались другие государства. Приход чужеземцев мог повлиять на язык местного населения. В таком случае, возможно, топоним Эрши приобрел другую форму: Эрши-Эши-Оши-Ош. Необходимо также учесть тюркизацию сако-согдийского населения, происходившую с VI в.

Следует вспомнить, что со временем изменилось и название государства. В согдийских документах с горы Муг VIII в. встречается топоним Раг[а^апа или Fragana [22, с. 54]. Данные нумизматики указывают, что это название появилось ещё раньше и полностью заменило термин «Давань» [19, с.134]. Позже это название распространилось на всю долину в форме Паркана, Фаргана или Фаргона.

А.Н. Бернштам считает, что в долинах Алая, которые назывались долинами Юйту, жили племена уш, название которых сохранил современный город Ош [6, с.14]. Однако в источниках не имеется сведений о переселении племен уш в город Ош. Древним топоним «Эрши», существовавший в эпоху государства Давань, приобретает форму «Ош». Об этом свидетельствуют арабоязычные источники [15].

Топоним Узген (Узгенд) восходит к древнему топониму Ю-чен. Древние даваньцы могли произносить название города в упрощённой форме Ю-чен. По произношению оба топонима близки друг к другу. К тому же китайские источники сообщают, что город Ючен располагался на востоке Ферганы, место которого соответствует средневековому Уз-гену. Термин «Ю-чен» в период ГУ-ГХ вв. изменяет форму и в арабских источниках упоминается в форме Узгенд. Позже буква «д» отпадает, и топоним сохраняется в форме Узген.

Название города Узканд (Узганд) существовало и в форме Йузканд, связанной с древнетюркским словом ^ (долина, перевал) или с этнонимом «уз» (йуз) [18, с.103]. Юзы - одно из крупных узбекских племен, обитавших в Фергане. Родиной предков большинства ферганских юзов были сопредельные с Ферганой территории Заамина и Ура-Тюбе. Часть юзов прибыла в Фергану из Гиссара. Основной причиной перекочевок были поиски пастбищ. Значительная часть юзов кочевала в западной части Ходжентского уезда, у подножия Кураминского хребта, а также в окрестностях Коканда, Бешарыка, Кувы, Шахрихана, Ассаки и в других местах [11, с. 57].

Таким образом, из сказанного следует, что Эрши - древний столичный город Давани -был расположен на месте современного города Ош, а Ю-чен отождествляется с городом Узгеном. Вдобавок древние топонимы Эрши и Ю-чен, упомянутые в китайских источниках, независимо от политических изменений в течение столетий дошли до нас в новой форме.

Список использованной литературы:

1. Анарбаев А. Столичные города Ферганы и их локализация (античность, раннее средневековье) // Цивилизации скотоводов и земледельцев Центральной Азии. - Самарканд-Бишкек, 2005. - С. 46-56.

2. Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. Т.1. - М. : Изд-во вост. лит., 1963 - 763 с

3. Бартольд В.В. Фергана. Соч. Т. 3. -М.: Изд-во вост. лит., 1965. - С.527-538.

4. Беляева Т. В. Керамика Ходжента как исторический источник // ТД «Средняя Азия и мировая цивилизация». - Ташкент, 1992. - С.25-26.

5. Бернштам А.Н. Араванские наскальные изображения и даваньская (ферганская) столица Эрши // Советская этнография. - 1948. - Вып. 4. - С.155-161.

6. Бернштам А.Н. Древняя Фергана. - Ташкент: Издательство АН УзССР, 1951. - 49 с.

7. Бернштам А.Н. Из истории Восточной Ферганы и Алая: краткий отчет археологической экспедиции 1946 г. // КиргИФ АН СССР. - 1947. - №6. - С.115-122.

8. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. - М.-Л., 1950. - 354 с.

9. Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во II в. до н.э. - VII в. н.э. (Историко-географический обзор по древнекитайским источникам). - М., 1989. - 181 с.

10.Боровкова Л.А. Царства «западного края» во II—I веках до н. в. (Восточный Туркестан и Средняя Азия по сведениям из «Ши цзи» и «Хань шу»). - М. : Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001. - 368 с.

11.Губаева С. С. Расселение узбекского племени юз в Ферганской долине в конце XIX-начале XX в. // Ономастика Средней Азии. - Фрунзе: Илим, 1980. - С.54-59.

12.Заднепровский Ю.А. Динамика развития оседло-земледельческой культуры Ферганы // Аральский кризис: Историко-географическаяретроспектива. - М.,1991. - С.186-190.

13.Заднепровский Ю.А. Рецензия: Л.А. Боровкова. Запад Центральной Азии во II в. до н.э. -VII в. н.э. (Историко-географический обзор по древнекитайским источникам). - М., 1989/Древние номады Центральной Азии. - СПб., 1997. - С.66-73.

14.Заднепровский Ю.А. О столичных центрах Давани (Древней Ферганы) // Взаимодействие культур и цивилизаций (в честь юбилея В.М. Массона). - СПб., 2000. - С.194-198.

15.Ибн Хордадбех. Книга путей и стран / Перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Наили Велихановой. - Баку: Элм, 1986. - 428 с.

16.Кюннер Н.В. Китайские известия о народах южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М., 1961. - 392с.

17.Литвинский Б. А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы /История и культура народов Средней Азии. -М., 1976. - С.122-132

18.Лурье П.Б. Историко-лингвистический анализ согдийской топонимии: дисс. канд. фи-лол. наук. - СПб.: Институт востоковедения РАН, СПб филиал, 2004. - 305 с.

19.Мамытов С. К проблеме этимологии слова «Ош» // Новое о древнем и средневековом Кыргызстане. Вып.2. - Бишкек, 1999. - С.76-82.

20.Матбабаев Б. Древнеферганское государство Давань // Очерки по истории государственности Узбекистана. - Ташкент, 2001. - С.128-135.

21.Михайлова А.И. Новые эпиграфические данные для истории Средней Азии IX в. // ЭВ. -1951. - №5. - С.5-12.

22. Согдийские документы с горы Муг. Вып. II. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. - M. : Изд-во восточной литературы, 1962.

- 224 с.

23. Ташбаева К. К проблеме локализации городов государства Давань // Цивилизации скотоводов и земледельцев Центральной Азии. - Самарканд-Бишкек, 2005. - С.98-112.

24.Ходжаев А. Сведения древних китайских источников о городах-государствах Ферганы (Дайюань) //Материалы республиканской научно-практической конференции «Великий шелковый путь и Ферганская долина». - Ташкент, 2004. - С.50-62

25.Pulleyblank Е.О. Chinese and Indoeuropean // Journal of Royal Asiatic Societe of Great Brit-tan and Ireland. - London, 1966. - P. 25-30.

Reference Literature:

1. Anarbaev A. Capital Cities of Ferghana and their Localization (Antiquity, Early Middle Ages) // Civilization of Herders and farmers in Central Asia. - Samarkand-Bishkek, 2005. - pp. 46-56.

2. Bartold, V. V., Turkestan in the Epoch of Mongolian Invasion. Compositions. V. I. - M. : Oriental Literature Publishing-House, 1963 - 763 pp.

3. Bartold V. V. Ferghana. Compositions. - Vol. 3. - M. : Oriental Literature Publishing-House, 1965. - pp. 527-538.

4. Belyaeva T. V. Khujand Ceramics as a Historical Source // TD "Central Asia and World Civilization". - Tashkent, 1992. - pp. 25-26.

5. Bernshtam A. N. Aravan Rock Paintings and Davan (Ferghana) Capital Ershi // Soviet Ethnography. - 1948. - Issue. 4. - pp. 155-161.

6. Bernshtam A. N. Ancient Ferghana. - Tashkent: Publishing House of Academy of Sciences of the Uzbek SSR, 1951. - 49 pp.

7. Bernshtam A. N. From the History of Eastern Ferghana and Alai: the Concise. Report of the Archaeological Expedition of1946 // Kyrgyz Filial of the USSR Academy of Sciences. - 1947.

- No. 6. - pp. 115-122.

8. Bichurin N. I. Collection of Information about the Peoples who Inhabited Central Asia in Ancient Times. V. II. - M.-L., 1950. - 354 рp.

9. Borovkova L. A. The West of Central Asia in the II-nd Century BC - the VII-th Century AD (Historico-Geographical Review of Ancient Chinese Sources). -M., 1989. - 181 pp.

10.Borovkova L. A. Kingdoms of the "Western Territory" in the II-nd - the I-st Centuries B. V. (Eastern Turkestan and Central Asia according to the Information from "Shi Tsi" and "Han Shu"). - M.: Institute of Oriental Studies under RAS, Kraft+, 2001. - 368 pp.

11.Gubaeva S. S. Resettlement of Uzbek Tribe skid in the Ferghana Valley in the Late XIX-th -the Early XX-th Century // Onomastics of Central Asia. - Frunze: Science, 1980. - pp. 54 - 59.

12.Zadneprovsky Yu. A. Dynamics of Development of Settled Agricultural Culture of Ferghana // the Aral Sea Crisis: Historical-Geographical Retrospective. - M., 1991. - pp. 186-190.

13.Zadneprovsky Yu. A. Review: L. A. Borovkova. The West of Central Asia in the II-nd Century BC - the VII-th Century AD (Historical and geographical overview of the ancient Chinese sources). Moscow, 1989 // the Ancient nomads of Central Asia. - SPb., 1997. - P. 66-73

14.Zadneprovsky Yu. A. About Metropolitan Centers Davan (the Ancient Ferghana) // Interaction of Cultures and Civilizations (in Honor of the Anniversary of V. M. Masson). - SPb., 2000. -pp. 194-198.

15.Ibn Khordadbeh. The Book of Ways and Countries / Translation from Arabic, commentaries, research, signs and maps by Nailya Velikanova. - Baku: Science, 1986. - 428 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Cyunner N. V. Chinese News about Peoples of Southern Siberia, Central Asia and the Far East. - M., 1961. - 392р.

17. Litvinsky B. A. The Problems of Ethnic the History ofAncient and Early Mediaeval Ferghana // History and Culture of the Peoples of Central Asia. - M., 1976. - pp. 122 - 132.

18.Lurie P. B. Historical and Linguistic Analysis of Sogdian Toponymy. Candidate dissertation in philology - SPb.: Institute of Oriental studies under RAS, SPb branch, 2004. - 305 pp.

19.Mamitov S. To the Problem of the Etymology of the Word "Osh" // The New in Ancient and Medieval Kyrgyzstan. Vol.2. - Bishkek, 1999. - pp. 76 - 82.

20.Matbabaev B. The Davan Stateo of Ancient Ferghana // essays on the history of statehood of Uzbekistan. - Tashkent, 2001. - pp. 128 - 135.

21.Mikhailov A. I. New Epigraphic Data for the History of Central Asia of the IX-th Century. // Ethnography of the Orient. - 1951. - No. 5. - pp. 5-12.

22. Sogdian Documents from the Mug Mountain. Vol. II. Legal Documents and Letters. Reading, translation and comments by V. A. Livshits. - M. : Publishing house of Oriental literature, 1962. - 224 pp.

23. Tashbaev K. To the Problem of Localization of the Cities of the Davan State // Civilizations of Nomadic Cattle-Breeders and Farmers in Central Asia. - Samarkand-Bishkek, 2005. - pp. 98-112.

24.Khodzhaev A. Information from Ancient Chinese Sources on the Cities-States of Ferghana (Xishuangbanna Dai) // Materials of the Republican scientific-practical conference "The Great Silk Road and the Ferghana Valley". - Tashkent, 2004. - pp. 50 - 62.

25.PulleyblankЕ.G. Chinese and Indoeuropean // Journal of Royal Asiatic Society of Great Brit-tan and Ireland. - London, 1966. - pp. 25 - 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.