07.00.09.ТАЪРИХНИГ0РЙ, МАЪХАЗШИНОСИ ВА РАВИШ^ОИ
ТАДК|ИК;ОТИ ТАЪРИХИ 07.00.09.ИСТ0РИ0ГРАФИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И МЕТОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 07.00.09.HISTORIOGRAPHY, A SOURCE STUDY AND METHODS OF
HISTORICAL RESEARCH
УДК 39 (517) А.Р. АЮБОВ
ББК 63.5
НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ФЕРГАНЫ: САКИ ИЛИ ПАРИКАНЕ?
Этническая история является важной частью исторической науки. Она изучает процесс расселения этносов в различные районы в разные периоды истории. Этническое расселение как следствие этногенетического процесса в зависимости от природных и исторических условий может протекать в разных регионах. Это означает, что отдельные группы после их сложения, как этноса, могут передвигаться в другие места, более пригодные для проживания. В этом и заключается различие между пришедшими и автохтонным населением.
Материалы палеонтологии и археологии свидетельствуют о том, что расселение людей ещё в древнейшем периоде истории происходило в наиболее благоприятных районах. Именно в этих районах в дальнейшее время возникают первые очаги человеческой цивилизации. Примером могут быть бассейны рек Тигр, Евфрат, Нил, Инд, Хуанхе, Зеравшана, Сырдарья, которые считаются первыми очагами, где наблюдались сплочения различных этнических элементов. В Средней Азии наиболее благоприятным районом для этногенетического процесса и этнического расселения является древняя Фергана. Исторические источники показывают, что Фергана в эпоху древности и в раннем средневековье была центром как политического, так и культурного развития. Наряду с этим, она выступала также как важный этногенетический узел Средней Азии. Однако история этого узла изучена ещё не достаточно. Население Ферганы эпохи железа принадлежало к европеоидному брахикранному типу Среднеазиатского междуречья. Появление этого типа засвидетельствовано находками в Актамском могильнике, в Шурабашате и в могильниках древних скотоводов в Алае. Изменение расового типа населения Ферганы, как уже было сказано, отмечается на грани перехода от бронзового к железному веку. Следующий этап изменения расового и этнического состава населения происходит в конце рассматриваемого периода — в последних веках до н. э. ив первых веках н. э., когда в Фергану проникают отдельные группы населения монголоидного типа (7, 196).
Таким образом, имеющиеся данные дают возможность предполагать, что земледельческое население Ферганы во второй половине I тыс. до н. э. было европеоидным, относилось к типу Среднеазиатского междуречья и составляло, вероятно, уже сложившуюся народность, говорившую на языке или диалекте восточноиранской группы языков. Возникает вопрос о наименовании этой древнеферганской народности. В литературе имеется предположение, что упоминаемая у Геродота народность парикании может быть размещена в Фергане.
Период VП-Ш вв. до н.э. в Фергане по вопросу этногенеза чрезвычайно сложен. Археологических и палеоантропологических материалов достаточно много, но данные письменных источников почти не существуют. В исторических исследованиях середины ХХ века и последующего периода имеются сведения, что жителями древней Ферганы были парикане, о котором упоминает Геродот. Название Фергана иногда возводят к париканиям, о которых Геродот говорит как о кочевниках, обитающих в Персии, однако обозначение Ферганы в китайских источниках - Давань, а также другие наименования этой области заставляют задуматься над тем, всегда ли за названиями стран или областей скрываются названия племен. Изучая топонимику, можно проследить передвижения племен. Так, например, город Амуль на Оксе носит то же имя, что и город в Табаристане, на южном берегу Каспийского моря, причем в обоих случаях оно связано, вероятно, с племенем мардов или амардов, которое источники отмечают и в других районах Ирана. Достаточно указать, что племена двигались в основном с востока на запад, и поэтому не следует удивляться, что названия, засвидетельствованные для Персии, можно обнаружить и в Средней Азии (21, 73). К югу от Арахосии и Сеистана лежала первоначально неарийская земля. В этой сатрапии, именуемой Мака в надписях Дария, обитали, согласно Геродоту, мики ^у^^ древнеперс. Мака), утии (древнеперс. Yautiya) и парикании.
Первые дали свое имя современному Мекрану («берег Мака»), а название последних сохранилось в средневековом имени города Парихан, Бариз арабских географов (21, 79).
Гипотеза о локализации геродотовых париканиев в Фергане принадлежит английскому исследователю Э.Херцфельду. В дальнейшем эту идею поддержали советские ученые, в частности К.В.Тревер, А.Н.Бернштам и Ю.А.Заднепровский. Они также считали, что парикании являлись древними жителями Ферганы (20, 108; 1, 7; 8, 124). Как пишет А.Н. Бернштам, по Фергане были расселены племена парикании, от имени которых происходит современное название долины Паргона — Фергана; на юге Ферганы были племена аристеи (2, 85). Ю.А. Заднепровский ссылаясь на сведения Помпония Мелы считает, что «...париане помещались на Яксарте, к северу от согдийцев и бактрийцев, и, следовательно, в Ферганской долине» (7, 197). Однако Б.А.Литвинский в рецензии на его книгу высказывает свое отрицательное отношение к этой гипотезе (11, 266). Однако некоторые исследователи, в том числе, И.М. Дьяконов, В.М. Массон и Б.А. Литвинский выступали против такого мнения, т.е. невозможности помещения париканиев в Фергану (5, 338; 14, 144). Ниже приведем мнения ученых по вопросу локализации парикании.
Первая группа исследователей считает, что парикании - жители Ферганы. Одним из первых высказал такое заключение Э.Херцфельд. Он в 1910 г. анализировал список сатрапий Ахеменидского государства, приведенный Геродотом (7, 196). Далее, публикуя Хамаданскую надпись Дария I, он обратил внимание на упоминание в ней народа саки para Sugdam (засогдийские саки). Э.Херцфельд помещает этих саков, сближаемых им с ортокорибантиями Геродота, в Ферганской долине. При этом он исходил из древней традиции, что границей между согдийцами и саками служила Сыр-Дарья. В дальнейшем он подкрепляет отождествление этнонима «парикании» с названием Ферганской долины ссылкой на упоминание в пехлевийском тексте Бундахишн страны Паркан, расположенной на Яксарте, и на название долины Фергана, приведенное в словаре Якута.
Таким образом, Херцфельд устанавливает ряд сопоставлений наименования народности «парикании» у Геродота, страны «Паркан» в Бундахишне, названия долины «Фергана» в арабо-персоязычной литературе. Локализация париканиев в Фергане была поддержана некоторыми исследователями, о которых мы говорили выше. И наоборот, вторая группа ученых полагают, что парикании - жители Гедросии и Мидии. Сторонники этой точки зрения, обращая внимание на то, что сам Геродот не знал или колебался, в какой округ отнести париканпев, обычно предпочитали второй вариант и помещали XVII сатрапию в Гедросию на юге Иранского плато. Париканиев, входивших в состав X округа, некоторые исследователи, в том числе американский ученый А.Олмстед (22, 291) не приводя достаточных обоснований, отождествляют с гирканиями. Вероятно, они ссылаются на записи Страбона о том, что «...апарны находятся ближе всего к Гиркании и к пограничному с ней морю; остальные простираются даже до области, лежащей против Арии» (18, 536). Другие ученые полагают, что парикании - жителями маннейского государства, вошедшими в состав Мидии (5, 338). По мнению И.М. Дьяконова, Мидия или Мидийское царство, состояла из старых царств -Мидийского (центральной и восточной Мидии), Маннейского и Скифского и соответственно этому, источник Геродота, кроме Мидии, включает в Мидийскую сатрапию париканиев и ортокорибантиев. Ортокорибантии - жители Скифского царства; под париканиями, повидимому, имелись в виду те жители Маннейского царства, которые еще не полностью влились в состав мидян. В дальнейшем мы более не встречаем этих обозначений, и все жители Мидии обозначаются просто как мидяне (5, 338). В античных источниках упоминаются о париканиях. Ещё в VI в. до н. э. древнегреческий автор Гекатей Милетский дает сведения о париканиях. Фрагмент из сочинения Гекатея Милетского с упоминанием города Парикана сохранился в труде позднеантичного автора Стефана Византийского (IV в. н. э.) «Этника». Стефан Византийский приводит так: «Парикана, персидский город Азии. В них название города Парикана. Население его парикании называются также и парикане» (5, 205-210). Данный отрывок текста показывает, что Гекатей знал о существовании города Парикана и его жителей в Персии. Однако он точно не указал местоположение города.
В античных источниках не имеются сведения о парикании в качестве жителей Ферганы. Ю.А.Заднепровский по этому вопросу пишет: «У античных авторов рубежа н.э. Плиния и Помпония Мелы вновь упоминаются парикании и париании, очевидно, тождественные париканиям Гекатея - Геродота в перечне народов, обитавших на северо-востоке Средней Азии. По сведениям Помпония Мелы (42 г. н.э.), париане помещались на Яксарте, к северу от согдийцев и бактрийцев, и, следовательно, в Ферганской долине» (7, 197). Но в сведениях Помпония Мелы о местоположении парикан точных сведений не имеются. Вот что он пишет в своей книге «Хорография»: «Внутренние земли (Азии) населяет много различных племен: за скифами и
Скифскими пустынями — гандары, парианы, бактры, сугдианы, фармакотрофы, хомары, хоаманы, пропанисады и даги...» (16, 45). Гай Плиний Секунд Старший - автор книги «Естественная история» также пишет о париканиях: «.реки Мандр, Хиндр, а дальше живут хорасмы, гандары, парианы, заранги, арасмы, маротианы, арсы, гелы, которых греки назвали кадусиями, матианы; далее находится основанный Александром город Гераклея, который позже был разрушен, восстановлен и назван Антиохом Ахаидой...» (16, 195). Как видно и здесь отсутствует точное определение локализации парикан. Геродот пишет: «...Акбатаны, остальная Мидия, парикании и ортокорибантии платили 450 талантов» (3, 116). Это - десятый округ. На этом основании В.В.Струве предлагает вместо «парикании» читать «гиркании» или «баркании». Ортокорибантии - перевод перс. «тиграхауда» - саки с остроконечными шапками (19, 56). Эта сатрапия охватывала северо-западную Персию. Из текста Геродота следует, что парикании -племя, жившее в совр. Могистане, Мекране и Белуджистане. Ю.А. Задепровский ссылается на мнение В. Тарна. В. Тарн пишет о париканиях не Помпония Мелы, а Плиния Старшего, которые не знал где поместить. У Плиния парикании упоминаются, но в его записях отсутствует сведение о Фергане. Помпоний Мела парикан помещает между гандхарами и бактрами (10, 49).
По вопросу парикании В.М. Массон пишет: «более основательным является сближение названия Ферганы с именем париканиев (rapixavoi) в списке податных округов, приведенном у Геродота. Если принять это отождествление, то следует признать, что Фергана входила в десятый податной округ» (14, 144). Но, следует отметить, что в состав стран и народов, входивших в этот округ, названа часть Мидии с Экбатанами, а также ортокорибантии и парикании. Далее, В.М. Массон сам себе противоречит: «.если видеть в париканиях ферганцев, то десятый округ образует совершенно фантастическое географическое объединение. Однако, поскольку подобная крайняя точка зрения не может быть принята, локализацию париканиев десятого округа следует искать недалеко от Мидии, где-либо в пределах Ирана» (14, 144). В ряде случаев отождествление имени париканиев с Парканой и Ферганой кажется правильным. Но не следует забыть, что в середине I тысячелетия до н. э. античные авторы не были знакомы с названием Ферганы.
Этимология слова «парикании» также ничего определенного не проясняет. Обычно его производят от авестийского ратка, причем некоторые лингвисты реконструируют ещё более древнюю форму рагуака. В Авесте слову рапка придавалось следующее значение: гетеры, женщины невиданной красоты, злые феи, в образе которых сохранилось воспоминание о доиранском населении. По мнению лингвиста Р.Шмита, имя париканиев, вероятно, доарийское.
В согдийских документах с горы Муг встречается слово В^'п'к «ферганский» имеется в документе В-6 - фрагментированной хозяйственной записи (17, 85). Написание В^'пОк в мугских текстах показывает, что древней формой названия области была *Far(a)gana- или *Fragana-, ср. Pa-ha-na в китайских источниках. По мнению В.А. Лившица, нередко встречающееся в исторической литературе сопоставление топонима *Fragana- с племенным названием парикании должно быть отвергнуто - др.-ир. *Parikana- не могло отразиться в согдийском как Вгу'п (9, 94).
Некоторые исследователи сопоставляют название Фергана, в местном произношении «Паргона» с именем этнической группы «парикании». Название «Паргона» этимологизируется из иранских диалектов как «межгорная долина». Такая этимолгия соответствует действительности. По мнению А.Н. Бернштама, парикании, очевидно, и была одним из центрально-ферганских и наиболее многочисленным племенем (1, 7). Среди населения Ферганы распространена идея о том, что Фергана, судя по названию, является долиной ангелов. Согласно авестийским учениям, каждый человек имеет своего ангела (фаришта), который появляется у него в душе ещё до рождения и остается вечно. В Авесте «фарн» упоминается в форме «куагэпа» или «фраваша», в современном таджикском языке называется «фаришта», в арабском «малоика», в осетинском farn. В древних словарях слово «фар» означал «честь», «гордость», «величие» и «свет». «Фар» дается человеку для его защиты от всяких неприятностей. В древнеперсидском языке имеет форму «фарнах», в среднеперсидском «фарр», в согдийском «фарн», в пехлевийском языке «фравахра». Если обратить внимание на первую часть слова Фаргона (Паргона) - «фар», то получается действительно, «земля ангелов». Вторая часть слова «гона» происходит от древнеиранского и означает «земля», «дом» или «долина». Однако такая этимология не имеет научную основу.
Наряду с париканиями некоторые исследователи полагали, что в Фергане также проживали саки (1, 7). В начале I тыс. до н. э. население среднеазиатских степей перешло к кочевому скотоводству. Возникновение и распространение его в степях Средней Азии и Евразии ознаменовали новый этап в этнической истории - на арене стали появляться племена и союзы племен, выступавшие в письменных источниках под общим наименованием саков и массагетов (6, 257). Одним из первых на территории Ферганы проводил археологические раскопки А.Н. Бернштам. Он отмечал некоторое сходство элементов культуры населения Ферганы и саков
Семиречья и предполагал о существовании сакских племен на территории Ферганы. Он предлагал даже локализацию отдельных племен этой группы. Однако А.Ю. Заднепровский опровергает эти положения А. Н. Бернштама и считает, что археологические материалы недостаточно проясняют этот вопрос. И поэтому, Ю.А. Заднепровский пишет, что «вопрос об обитании сакских племён на территории Ферганской долины остаётся открытым» (7, 198). По мнению Н.Г. Горбуновой, населением Ферганы были сакские племена (4, 15). Свою точку зрения по этой проблеме также высказал Б.А. Литвинский. Археологические раскопки на правом берегу Сырдарьи показали, что примерно вдоль верхнего, частично среднего течения реки обитали саки. Этот участок располагался северо-восточнее Ферганской горловины, в районе Кайраккума. Исследователь называет их «саки, которые за Согдом» (12, 92). Б.А. Литвинский считал, что кайраккумские поселения VI - IV вв. до н.э. принадлежали сакам (13, 296).
Во многих исследованиях излагалось мнение, что саки были кочевниками, и они не имели поселений. Но, письменные источники сообщают о наличии городов у саков. К примеру, Ктесий пишет об устройстве городов Зарриной - сакской царицей. Птоломей наоборот считает, что у кочевников, занимающих страну саков, отсутствовали города.
По мнению академика Н.Н. Негматова, в I тыс. до н. э. население Сырдарьинского бассейна формировалось преимущественно на базе местных сакских племен. Позже сюда внедрялись юэчжи, усуни и другие скотоводческие группы. Согдийцы выступали как второй этнокультурный компонент (15, 294). Об этом свидетельствуют как археологические материалы, так и топонимы области, созданные на базе согдийского языка.
Таким образом, на основе вышеизложненного можно утверждать, что население древней Ферганы в эпоху древности были саки. С проникновением согдийцев на эту территорию, они составляют вторую часть населения. Древнеферганская народность складывалась в результате сближения и длительного смешения разнородных этнических групп. В сложении ее принимали участие, вероятно, сако-усуньские племена, обитавшие в горной полосе вокруг Ферганы, и, возможно, некоторые другие (8, 44). Антропологические материалы, сведения письменных источников показывают, что оседло-земледельческое население древней Ферганы было европеоидным, говорило на языке, очевидно, близком согдийскому и другим языкам восточноиранской группы. Об этом также свидетельствуют черты общности в материальной культуре. Земледелие, высокий рост ремесленного производства и городская жизнь создали условия для сложения древнеферганской народности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бернштам,А.Н.Древняя Фергана/А.Н.Бернштам.-Ташкент:Издательство АН УзССР,1951-49 с.
2. Бернштам, А.Н. Очерк истории гуннов/А.Н..Бернштам.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. - 262 с.
3. Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г.А.Стратановского. - М.: Ладомир, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 752 с.
4. Горбунова, Н.Г. Культура Ферганы в эпоху раннего железа. Автореф. канд.дис.на соиск. уч. степени к.и.н./Н.Г.Горбунова.- Л., 1961. - 16 с.
5. Дьяконов, И.М. История Мидии от древнейших времен до конца IV века до н.э./И.М.Дьяконов.- М. - Л.: Издательство АН СССР, 1956 - 489 с.
6. Заднепровский, Ю.А. Взаимодействие кочевников и древних цивилизаций и этническая история Средней Азии /Ю.А.Заднепровский// Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата: Наука, 1989. - С.257-265
7. Заднепровский, Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы /Ю.А.Заднепровский// МИА СССР. - №118 - М. - Л.: Издательство АН СССР, 1962. - 330 с.
8. Заднепровский, Ю.А. Об этническом составе населения древней Ферганы /Ю.А. Заднепровский, // КСИИМК. - М., 1956. - Вып. 61. - С.39-44
9. Лившиц, В.А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. - 414 с.
10.Литвинский, Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы/ Б.А.Литвинский // История и культура народов Средней Азии. - М.: Наука, 1976. - С.49-65
11.Литвинский, Б.А. Рец.на книгу: Заднепровский Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы /Б.А.Литвинский// СА. - 1965. - № 4. - С.260-267
12. Литвинский, Б.А. Саки которые за Согдом // Памяти М.С.Андреева. Труды АН Тадж. ССР. ИИАЭ. 120/ Б.А.Литвинский.- Сталинабад, 1960. - С.91-96
13. Литвинский, Б.А.Древности Кайракумов (Древнейшая история Северного Таджикистана)/Б.А.Литвинский, А.П.Окладников,В.А.Ранов.-Душанбе: Издательство АН Тадж. ССР, 1962. - 405 с.
14.Массон, В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы / В.М.Массон//МИА СССР. - №73. -М. - Л.: Издательство АН СССР, 1959. - 220 с.
15.Негматов, Н.Н. Сако-согдийский синтез на средней Сырдарье //Н.Н.Негматов/ Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций.- Алма-Ата: Наука, 1989. - С.292-301
16.Подосинов, А.В. Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий/А.В. Подосинов,М.В.Скржинская.-М.: «Индрик», 2011. - 504 с.
17. Согдийские документы с горы Муг. Юридические документы и письма / Чтение, перевод и комментарии В.А.Лившица. Вып.2. - М.: Издательство восточной литературы, 1962. - 224 с.
18.Страбон. География / Перевод, вводная статья и комментарии Георгия Андреевича Стратановского; Под общей редакцией С. Л. Утченко. - М.: Наука, 1964. - 944 с.
19.Струве, В.В. Этюды по истории Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии/ В.В.Струве. - Л.: Наука, 1968. - 356 с.
20.Тревер, К.В. Согд, Хорезм, Бактрия, Чач и Паркан (Фергана) в архаический период (VI-IV вв.до н.э.)/ К.В.Тревер// История народов Узбекистана. Т.1. - Ташкент: Издательство АН УзССР, 1950. - С.41-62
21.Фрай, Ричард. Наследие Ирана / Ричард Фрай. Под ред. и с предисл. М.А. Дандамаева; Пер. с англ. В.А. Лившица и Е.В. Зеймаля. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вост. лит., 2002. - 463 с.
22.Оlmstoad, A.T. History of the Persian Empire (Achaemenid period)/ A.T.Оlmstoad. - Chicago, 1948
REFERENCES:
1.Bernshtam, A.N. Ancient Ferghana/A.N. Bernshtam.-Tashkent: Publishing House of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR, 1951. - 49 p.
2.Bernshtam, A.N. Essay on the History of Huns. - Leningrad: Leningrad State University publishing-house, 1951. - 262 p.
3.Herodotus. History in nine Books / Translation and notes by G.A. Stratanovsky.- Moscow: Ladomir, Assoc.Ltd. "Firm" Publishing House AST ", 1999. - 752 p.
4.Gorbunova, N.G.Culture of Ferghana in the Epoch of Early Iron. Synopsis of candidate dissertation in history - L., 1961. - 16 p.
5.Dyakonov, I.M.History of Media from Ancient Times to the End of the IV-th Century up toB C.-M. -L.:Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1956 - 489 p.
6.Zadneprovsky, Yu.A. Interaction of Nomads and Ancient Civilizations and Ethnic History of Central Asia // Yu.A. Zadnerprovsky. Interaction of Nomadic Cultures and Ancient Civilizations. - Alma-Ata: Science, 1989. - Р.257-265.
7.Zadneprovsky,Yu.A. Ancient-Agricultural Culture of Ferghana /Yu.A.Zadneprovsky//MIA USSR. -No. 118 - M.-L.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1962. - 330 p.
8.Zadneprovsky, Yu.A. On the Ethnic Composition of the Population of Ancient Ferghana/Yu.A. Zadneprovsky//KSIIMK.-M., 1956. - Issue.61.-R39-44
9.Livshits, V.A. Sogdian Epigraphy of Central Asia and the Seven Rivers Land. - St. Petersburg: Philological Faculty of St. Petersburg State University, 2008. - 414 p.
10.Litvinsky, B.A.Problems of Ethnic History of the Ancient and Early Mediaeval Ferghana/ B.A.Litvinsky //History and Culture of the Peoples of Central Asia.-Moscow: Science,1976.-Р.49-65.
11.Litvinsky, B.A. Review on the book: Zadneprovsky Yu.A. Ancient-Agricultural Culture of Ferghana /B.A.Litvinsky// SA.-1965.- №.4.-Р.260-267.
12.Litvinsky, B.A. Saki who are behind Sogd // In memory of M.S. Andreev. Proceedings of AN Taj. SSR. IIAE. 120/B.A.Litvinsky.-Stalinabad, 1960. - Р. 91-96
13.Litvinsky,B.A.Antiquities of the Kayrakums (Ancient History of Northern Tajikistan)//B.A. Litvinsky,A.P.Okladnikov,V.A.Ranov.-Dushanbe:Publishing House of the Taj. SSR AS,1962.-405 p.
14.Masson, V.M.Ancient-Agricultural Culture of Marghiana /V.M Masson// MIA USSR.- No.73.-M.-L :Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1959. - 220 p.
15.Negmatov, N.N.Sako-Sogdian Synthesis in the Middle Syr-Darya /N.N. Negmatov// Interaction of Nomadic Cultures and Ancient Civilizations.-Alma-Ata: Science, 1989. - Р.292-301.
16.Podosinov, A.V.Roman Geographical Sources: Pomponius Mela and Pliny the Elder. Texts, translation, commentary A.V. Podosinov. Under the editorship of M.V. Skrzhinskaya. /A.V.Podosinov,M.V.Skrzhinskaya. M.: Indrik, 2011.-504 p.
17. Sughd Documents from the Mug-Mountain. Legal Documents and Letters / Reading, translation and commentaries by V.A. Livshits. Issue 2.-M.:Oriental Literature Publishing House, 1962.-224 p.
18. Strabo.Geography/Translation, introductory article and comments by Georgy Andreyevich Stratanovsky; Under the general editorship of S.L. Utchenko. - Moscow: Science, 1964. - 944 p.
19.Struve,V.V.Etudes on the History of the Northern Black Sea Coast, the Caucasus and Central Asia. -L.: Science, 1968. - 356 p.
20.Trever, K.V.Sogd, Khorezm, Bactria, Chach and Parkan (Ferghana) in the Archaic Period (VI-IV centuries BC) /K.V.Trever//History of the peoples of Uzbekistan. -V.I. - Tashkent: Publishing House of the Academy of Sciences of the Uzbek SSR, 1950. -Р.41-62.
21.Fry Richard. The Legacy of Iran / Richard Fry. Under the editorship of M.A. Dandamayev; Translation from English by V.A.Livshits and E.V.Zeymal.- The 2-nd Edition, revised and enlarged -M.: Oriental Literature, 2002. - 463 p.
22.0lmstoad, A.T. History of the Persian Empire (Achaemenid period)/A.T.Olmstoad.-Chicago, 1948
Ахолии Фаргонаи цадим: сакои^о ё парикан^о
Вожа^ои калиди: сакощо, парикануо, сугдиён, Фаргона, Осиёи Миёна, таъсири фаруангуо, ауди цадим, асри миёнаи барвацт
Мацола ба масъалаи ахолии цадими Фаргона бахшида шудааст. Дар тадцицотуои илми доир ба ин масъала ацидауои мухталиф мавцуданд. Як гурууи олимон чунин меуисобанд, ки асоси ахолии Фаргонаи цадимро парикануо ташкил медоданд. Мувофици ацидаи гурууи дигар ахолии асоси сакощо буданд. %амчунин ацидае пайдо шуд, ки номи вилояти Фаргона бо париканиуо вобастаги дорад. Масъалаи мураккаб он аст, ки оё уамавацт номи мардуми ба ин ё он вилояту шаур маскуншуда минбаъд чун номи ин минтацауо баромад мекунад ё не. Дар маъхазуои хатти маълумот дар бораи париканиуо ва уам сакощо мавцуданд. Аммо ягон манбаъ дар бораи он ки парикануо ауолии Фаргона буданд, маълумот намедиуад. Маълумоти бостоншиноси ва цисман хатти, ки дар бораи ауолии Фаргонаи цадим будани сакощо хабар медиуанд, боварибахш мебошанд.
Население древней Ферганы: саки или парикане
Ключевые слова: саки, парикане, согдийцы, Фергана, Средняя Азия, взаимодействие культур,
древность, раннее средневековье Статья посвящена вопросу населения древней Ферганы. В научных исследованиях имеются разные мнения по этому вопросу. Одна группа считает, что основу населения древней Ферганы составляли парикании, другие полагали, что это были саками. Также появились мнения, что название области Фергана связано с париканами. Сложным остается вопрос о том, что всегда ли название этноса выступает в дальнейшем как название области, города, населявшие эти область или город. В письменных источниках имеются сведения как о париканах, так и о саках. Однако ни один источник не сообщает, что парикании были населением Ферганы. Более убедительными остаются археологические материалы и часть письменных источников о том, что древним населением Ферганы были саки.
Population of Ancient Ferghana: Saks or Parikans
Keywords: Saks, Parikans, Sughdians, Ferghana, Central Asia, interaction of cultures, antiquity, early Middle Ages
The article is devoted to the population of ancient Ferghana. In scientific researches there are different opinions on this issue. One group believes that the basis of the population of ancient Ferghana was made up of Parikans, others believed that they were Saks. There were also opinions that the name of Ferghana region is connected with Parikans. The question remains whether the name of the ethnos always appears as the name of the region, the cities the population that inhabited these areas. The written sources contain information about both Parikans and Saks. However, no source says that parikans composed the population of Ferghana. More convincing are archaeological materials and a part of written sources running to the effect that the ancient population of Ferghana were Saks.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Аюбов Абдусалом Рауфович, номзади илмуои таърих, докторанти Осорхонаи антропология ва мардумшиносии ба номи Петри Кабири Академияи Улуми Россия, E-mail: [email protected] Сведения об авторе:
Аюбов Абдусалом Рауфович, кандидат исторических наук, докторант Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук, E-mail: [email protected]
Information about the author:
Ayubov Abdusalom Raufovich, candidate of historical sciences, claimant for Dr.^s degree of anthropology and ethnography Museum named after Peter the Great (Cabinet of Curiosities) under Russian Academy of Sciences, E-mail: [email protected]