Научная статья на тему 'Межэтнические связи Согда и Ферганы с другими государствами в рамках Великого шелкового пути'

Межэтнические связи Согда и Ферганы с другими государствами в рамках Великого шелкового пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1259
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГД / ФЕРГАНА / КИТАЙ / СОГДИЙЦЫ / ФЕРГАНЦЫ / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭТНОСОВ / ТОРГОВЫЕ МАРШРУТЫ / ТОВАРООБМЕН / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОРИДОР / SOGDIANA / FERGHANA / CHINA / SOGDIANS / FERGANY / THE GREAT SILK ROAD / THE INTERACTION OF ETHNIC GROUPS / TRADE ROUTES / AN ECONOMIC CORRIDOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбов Абдусалом Рауфович

В статье рассматриваются вопросы межэтнических связей согдийцев и ферганцев с другими народами в контексте торгово-экономических отношений. Отношения осуществлялись через Великий Шелковый Путь. Охватив практически весь евразийский континент, включая нынешнюю территорию России, Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШП разносила по свету мировые религии, письменности и культуры. Этот путь сыграл огромную роль в сближении двух континентов, во взаимном культурном обогащении многих европейских и азиатских народов. Важная роль в составе этих связей отводится древнему Согду, где раньше других областей Центральной Азии наметилась тенденция к урбанизации Согдийские купцы в VI начале VIII вв. торговали по Великому шелковому пути от Японии на востоке до Средиземного моря на западе и до Вьетнама и Цейлона на юге. Заметна также роль Ферганы в контакте между Востоком и Западом. В истории цивилизации Ферганы большую роль играли ее южные и юго-западные связи с древнеземледельческими регионами, в первую очередь с Согдом, Тохаристаном, а через них с Индией, Ираном и ближневосточными странами. Особое место занимают постоянные контакты с северными и северо-западными странами. Ферганцы были в тесном контакте с народами Восточного Туркестана через перевалы Ферганского хребта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interethnic relations of Sogd and Fergana with other states in the framework ofthe great silk road

The article discusses the relations between sogdians and ferganians with other peoples in the context of trade and economic relations. Relations were carried out through the Great Silk Road.covering almost the entire Eurasian continent, including the current territory of Russia, the Caucasus and Central Asia broad network of GSR spread of the world religions of the world, literature to culture. This way has played a huge role in bringing the two continents, the mutual cultural enrichment of many European and Asian Nations. An important role in the composition of these relations is given to the ancient Sogdiana, where previously other Central Asia areas the trend has been towards urbanization. Sogdian merchants beginning in the VI VIII centuries, traded along the Silk road, from Japan in the East to the Mediterranean sea in the West to Vietnam and Ceylon in the South. Note also the role of Fergana in the contact between East and West. In the history of civilization, Ferghana played a significant role in its southern and South-Western context ancient agricultural regions, primarily from Sogdiana, Tokharistan, and through them with India, Iran and middle Eastern countries. A special place is occupied in constant contact with the Northern and north-western countries. Pergancy was in close contact with the peoples of Eastern Turkestan through the passes of the Fergana ridge.

Текст научной работы на тему «Межэтнические связи Согда и Ферганы с другими государствами в рамках Великого шелкового пути»

07.00.07.ЭТНОГРАФИЯ,ЭТНОЛОГИЯ ВА АНТРОПОЛОГИЯ 07.00.07. ЭТНОГРАФИЯ,ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 07.00.07. ETNOGRAPHY,ETHNOLOGY AND ANTROPOLOGY

УДК 39 (470) А.Р.АЮБОВ

ББК 63.5

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СОГДИЙЦЕВ И ФЕРГАНЦЕВ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ В КОНТЕКСТЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Межэтническое взаимодействие как феномен, определяющий этнические процессы, имеет тесную связь со всеми сферами жизнедеятельности: политикой, экономикой, социальными отношениями, культурой. В истории человечества множество фактов, подтверждающих тезис о том, что межэтническое взаимодействие ведет к взаимопроникновению культур и, следовательно, созданию новых культурных ценностей, расширению хозяйственных связей путем товарообмена, товарно-денежных отношений. Этот процесс возник ещё на последней стадии первобытного общества, когда началось разделение земледелия от скотоводства, что привело к товарообмену. Однако такой контакт имел ограниченный характер, т.е. он происходил только между мелкими группами.

С процессом развития общества, ведущего к появлению государства и классов, сложению народностей, диапазон такого контакта расширяется. Теперь контакты мелких групп уступают свое место более крупным этническим объединениям - народам, как сплочённой группе людей с единой территорий, языком и культурой. Этнические контакты в зависимости от развития определенного государства имеют своеобразный характер. Примером может послужить великая греческая колонизация. Переселение греков на другие территории было необходимостью самого древнегреческого общества. Рост населения требовал освоения новых земель. Но, в отличие от колонизаторской политики капиталистических стран в новое время, переселение греков не имело захватнического характера. Наоборот греки основали новые города, начали обмениваться навыками и опытом с аборигенами, стало наблюдаться культурное взаимоотношение.

Особое место в межэтнических отношениях занимает торгово-экономические связи. Экономические межэтнические отношения наблюдаются ещё в древнейшее время, которые были направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов различных территорий. Они формируются в процессе развития торговых отношений самостоятельных племен и народов, далее отдельных государств и стран.

Взаимодействие этносов характерно и для древних государств Центральной Азии. Согд и Фергана - две историко-культурные области центральноазиатского региона - имеют важное место в истории мировой цивилизации. Основное торгово-экономическое взаимодействие согдийцев и ферганцев с другими народами реализовывалось через Великий шелковый путь, который пересекал весь азиатский континент и соединял Восток с Западом как в древности, так и в средневековый период. В раннем средневековье Великий шёлковый путь достиг наивысшего развития: от просторов Китая и Сибири, Дальнего Востока и Приморья до глубин Индостана, пределов Византийской империи, африканского Магриба и стран Южной и Западной Европы; он стал великой трансконтинентальной трассой народов. Апогей развития Великого шёлкового пути совпадает с вершиной согдийской цивилизации. Это не случайно связано с пиком согдийского международного сотрудничества и цивилизаторской деятельности согдийцев в ряде регионов Центральной Азии, Сибири, Дальнего Востока и Восточной Европы. Одним словом, эта была дорога от Тихого до Атлантического океанов и она считается культурно-экономическим мостом между Востоком и Западом.

По сведениям исторических источников Великий шелковый путь возник примерно во II в. до н.э. В 1877 г. году немецкий путешественник и географ Ф.Ф. Рихтгофен выпустил свою книгу под названием «Китай», где он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам под названием «шелковый путь» (12, 12).

Великий шелковый путь, охватив почти весь евразийский континент, по всему миру снабжал народы континента не только необходимыми товарами, но и распространял мировые религии, письменность, культуру и тем самым в течение полутора тысячи лет играл важную роль во взаимном культурном обогащении народов Европы и Азии.

НОМАИ inimiiimx. УЧЁНЫЕ записки, SCTENTTFTC NOTES, № 3(48) 20!6

Средневековые арабские географы и путешественники в своих дорожниках писали о некоторых торговых трассах Великого шелкового пути Средней Азии. Например, Ибн Хордадбех, описывая Трансконтинентальную дорогу, которая проходила через Фергану, упоминает следующие города: Худжанд, Баб (Пап), Фергана (Ахсикент), Куба (Кува), Уш (Ош), Узканд (Узген), Атбаш (4, 182). По описаниям арабских географов и путешественников, в средние века торговые караваны, идущие из Индии, Ирана и других стран через Самарканд, попадали в Ходжент. Дорога разделялась на два направления: 1) Ходжент - Канибадам - Сох - Риштан -Маргелан - Кува - Ош - Узгенд - Атбаш - перевал Терекдаван - Китай; 2) Худжанд - Ахсикент. Здесь дорога шла по двум направлениям: одна через Миан-Руд шла в Узгенд, другая доходя до Кувы, соединялась с южным путем. Важно отметить, что в столицу Ферганы - город Ахсикент -можно было попасть еще через Коканд.

Как известно, восточный пункт Великого шелкового пути находился в Китае. На грани двух эпох торговые караваны из Китая, начиная свой путь в Чаньяне, доходили до города Дуньхуан на границе у Великой стены, и здесь их маршрут расходился на два направления: северное и южное. Северный маршрут проходил вдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Тарим через Турфан и вела в Кашгар, Алай, а оттуда - в Фергану и Согд, дальше к низовьям Волги и Северному Причерноморью (18, 43). Этот торговый маршрут оканчивался в местных греческих колониях. Не позже II тыс. до н.э. один из торговых путей из Ферганы вел к Уралу и Поволжью через Казахстанские степи. Археологические материалы, найденные в Пазырыкских курганах Алтая и в Минусинской котловине, дают основания предположить, что середина I тыс. до н.э. была временем интенсивных обменов племен Южной Сибири.

В начале новой эпохи открывается новый маршрут Великого шелкового пути, проходивший через Кашгар, южнее оз. Иссык-Куль, по долине Таласа (8, 112). Несмотря на это, древний путь, проходившей через Фергану, продолжал функционировать (1, 13). До и накануне арабского нашествия в Средней Азии существовали историко-культурные области Согд, Уструшана, Чач и Фергана, экономическая и культурная жизнь которых была организована на основе равенства и сотрудничества народов, говорящих на разных языках и исповедовавших разные религии.

Важная роль в этнокультурных отношениях через Великий шелковый путь отводится древнему Согду, так как в нем раньше других областей Центральной Азии наметилась тенденция к урбанизации, которая наиболее ярко проявилась на примере поселения Саразм. Действительно, Саразм - древнейший из открытых наукой памятников ранней оседлой культуры северо-восточной зоны Центральной Азии, известной как Арянам Вайджах (5, 8).

Согдийцы после завоевательных походов Александра Македонского стали расселяться в восточном направлении. В дальнейшем согдийские торговые фактории возникают вдоль всей восточной части этого пути от Средней Азии до Чаньаня в Китае. В конце VI в. согдийский купец Маниах, обогнув Каспий и переплыв Черное море, прибыл в Константинополь, положив начало новому маршруту в торговле шелком - «Кавказскому шелковому пути». Имеются данные, что согдийцы торговали и на морских трассах Великого шелкового пути, шедших из Аравии в Индию и далее в Китай (14, 196).

Выход Согда к международной торговле осуществлялся через территорию Уструшаны, с которой Согд поддерживал тесные связи. Активное проникновение согдийцев на территорию Чача наблюдалось в У1-1У вв. до н.э. Они внесли заметный вклад в экономической жизни данного региона. С включением Чача в состав Тюркского каганата этот процесс приобрел интенсивный характер. В 1У-111 вв. до н.э. согдийцы начали активно войти в систему трансконтинентальной торговли по Великому шелковому пути, в особенности в отрезке от Амударьи до Гансу. Этим было положено начало «согдийской эпохе», определявший характер экономических, политических и культурных процессов не только в регионе, но и за её пределами.

В эпоху раннего средневековья наблюдалась активизация согдийцев в рамках международных отношений. Данные из архива с горы Муг (док. А-14) свидетельствуют о том, что лидерство в правлении Чачем принадлежало тюркским тегинам и тудунам. В этот период чеканились монеты западно-тюркских каганов с согдийскими легендами. Торговцы Чача и Согда под покровительством тюркских каганов активно занимались коммерческой деятельностью в других странах (7, 93).

Особая роль в развитии Великого шелкового пути среди согдийских городов принадлежит Самарканду и Бухаре. Самарканд стал значительным городом Средней Азии. Он находился на главном перекрестке важнейших караванных путей из Индии, Византии, Китая, Тибета, Ирана, Сибири, Скифии. Рынки были переполнены товарами со всех концов света: Персии, Индии, Китая.

НОМАИ innnilim\. УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ, SCTENTTFTC NOTES* № 3(48) 20!6

Огромным спросом пользовались шелковые и хлопчатобумажные

ткани Зеравшанской долины. Из Самарканда также вывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Согдийские купцы в основном вывозили из страны шёлк, коноплю, серебро, золото, нашатырь, ртуть, лекарственные травы, латунь, стекло изумрудного и красного цвета, некоторые виды хлопчатобумажных тканей и др. (11, 48).

В Самарканде особенно большое значение имело производство бумаги, секрет изготовления которой был ранее известен только в Китае. Секрет изготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами, которые были захвачены в плен в битве при Таласе (751 г.) и затем привезены в Самарканд. Самаркандские мастера освоили искусство выделки писчей бумаги. Они в последующее время передавали своё умение от поколения к поколению. Следовательно, в деле производства бумаги сортность изготовленного ими материала повышается. Уже к концу Х в. самаркандская бумага заменила папирус и пергамент в восточных странах. Несмотря на то, что производство бумаги распространилось на западные страны, самаркандская бумага по своему качеству занимала особое место.

Бухара была центром искусных мастеров и славилась изделиями, изготовленными ими. Бухара отправляла в другие страны ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, кожаные изделия, конские сёдла, масло, коноплю, грецкие орехи, арбузы и дыни, которые пользовались особым спросом. Это означает, что в эпоху древности и средневековья крупным центром международной торговли считался город Бухара. Как в торгово-экономическом, так и в культурном отношениях он был в состоянии соперничать с Ургенчом, Самаркандом, Кашгаром и другими городами. По мнению В.М. Массона, уже в бронзовом веке на территории Бухарского оазиса начали налаживаться отдаленные торговые связи как предыстория Великого Шелкового пути (10, 14). В Бухаре в древние времена около ворот Арка находились крупные ткацкие мастерские бухархудатов, где изготовлялись шелковые покрывала. На многолюдные базары съезжались купцы из отдаленных городов Согда и Ферганы.

Развитие экономики, в том числе рост земледелия, горного дела, ремесел и городов приводили к оживлению как внутренней, так и международной торговли. Жители Бухары отличались большими способностями в ремеслах. Об этом сообщают китайские источники.

Заметна также роль Ферганы в этнокультурных отношениях между Востоком и Западом. В распространении сведений о Средней Азии в Китае огромную роль сыграл китайский посол Чжан Цянь. Китайский император У-ди, обеспокоенный нападениями племен хунну, направил Чжан Цяна к племенам юэчжи для совместной борьбы против хуннов. Чжан Цянь дошел до благодатных оазисов Средней Азии, с древнейшими и чрезвычайно развитыми оседлыми цивилизациями, издавна тесно связанными с Индией, Ближним и Средним Востоком, античным миром. Чжан Цянь, вернувшись домой, рассказал императору о странах к западу от Китая, о том, чем они богаты и чего нет у китайцев, в частности о породистых рослых конях. Он также сообщил, что встреченные им народы не знают культуры тутового шелкопряда и не умеют выделывать шелк. Император пожелал иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в военных действиях против кочевников, и вскоре в Среднюю Азию были отправлены посольства. Среди прочих даров они везли также шелк. Поэтому последнее десятилетие II в. до н. э. считается временим основания Великого шелкового пути. Другими словами, этот путь родился из ранее сложившейся системы дорог и караванных троп в западной части Азии и того отрезка, который к ней протянули китайцы из Восточной Азии (16, 208).

Южные и юго-западные связи с древнеземледельческими регионами, в первую очередь с Согдом, Тохаристаном, Индией, Ираном и ближневосточными странами, играли большую роль в процветании цивилизации древней Ферганы. Также особое место занимают постоянные связи с северными и северо-западными странами. Ферганцы были в тесных связах с народами Восточного Туркестана. Все это способствовало формированию в Фергане культуры, в которой как бы «слились» культуры земледельцев и скотоводов. При этом, Фергана являлась своего рода, ретранслятором этих связей в мир кочевников (2, 34).

Фергана славилась высокопородистыми конями, которыми гордились властители Давани. Как было отмечено выше, в 128 г. до н.э. китайский посол Чжан Цянь побывал в главном городе Давани - Эрши. Он узнал о знаменитых ферганских конях, однако, их от него скрыли. Император ханской династии У-ди направляет в Давань другого посланника с золотыми дарами, чтобы овладеть этими конями, но ферганцы не уступили. Фергана также была знаменита своей металлопродукцией. Наличие рудных разработок, где добывали золото, киноварь, медь и железо, стимулировало развитие ювелирного и кузнечного дела (3, 96).

В эпоху средневековья на караванных путях, проходивших через Фергану, происходят некоторые изменения. В связи с развитием горнорудного производства в районе Сох-Хайдаркан, южная трасса Великого Шелкового пути в Маргилане объединилась с северным путем. Если раньше дорога проходила через Ходжент, Риштан, Маргелан, Куву, Ош, Узгенд, то в XI в. она стала проходить через Сох, Хайдаркан, Охна, Кадамжай, Водил. А другой путь через Миан-Рудан продолжал существовать. По этим путям согдийские и ферганские и китайские купцы в Среднюю Азию и другие страны поставляли китайский шелк, бронзовые изделия, косметические и другие товары. В Китай везли стеклянные изделия, сухофрукты, хлопок, лошадей и различные вещи.

В V-VII торговля, как и раньше, была важным звеном экономической жизни ферганцев. В частности, из Ферганы в Китай доставляли коней, зеленое стекло, семена клевера («му-су») и орехи (17, 578). К эпохе арабского завоевания Средняя Азия распалась на ряд сравнительно небольших областей. Завоевательные походы арабов и освободительные движения местных народов изменили характер торгово-экономических связей в регионе и ослабили международную торговлю. Интенсивные прежде торговые связи были прерваны, после установления господства арабов, в 20-е годы VIII века, большая группа купцов и дехкан Бухары и Самарканда в количестве 400 человек решила покинуть Согд и поселиться на территории Ферганы.

В VIII веке использовались два торговых маршрута. Один вел из Восточного Туркестана через Джунгарию в Хакасию, в некоторых источниках его называют «киргизским путем» (9, 54). Второй - это «уйгурский путь», из Турфана в Северную Монголию. В ходе археологических раскопок были обнаружены памятники и свидетельства об оживленной торговле через трассу, идущую от Кашгара по направлению: Ош - Мингтепа - Кува - Фергана - Ходжент - Самарканд - Бухара.

Рост транзитной торговли наблюдается в IX-X вв., о котором писали арабские географы, путешественники, историки, а также есть сведения в китайски источниках. Они отмечают значительную роль международной торговли в экономическом росте городов: Бухара, Самарканд, Фергана. В это время крупным торгово-перевалочным пунктом стал город Ош. Наряду с этим, источники сообщают также о важном значении культурного влияния Китая на быт городского населения среднеазиатских государств.

Таким образом, города Согд и Фергана, как важная зона Великого шелкового пути, на протяжении целых столетий были перевалочным пунктом, где встречались представители разных языков, религий, художественных культур, где велся постоянный торговый обмен, выступающий как звено межэтнических отношений. Многие исторические данные, также археологические находки свидетельствуют о согдийских и ферганских городах и самих согдийцах и ферганцах, обеспечивавших реализацию экономических функций этой международной трассы. Согдийцы и ферганцы, поддерживая тесные экономические отношения с Западом и Востоком, Севером и Югом, обогащали свою культуру и в то же время оказывали сильное влияние на развитие соседних стран.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Анарбаев, А.А. Средневековая Фергана на перекрестке трансконтинентальной дороги / А.А. Анарбаев// Диалог цивилизаций. Развитие государственности в условиях взаимодействия кочевых обществ и оседлых оазисов в зоне Великого Шелкового пути. Вып. 2. - Бишкек. 2003. -С.12-15.

2. Горбунова, Н.Г.Роль традиционных путей передвижения скотоводческих племен и сезонных перекочевок в сложении торговых путей древности/Н.Г.Горбунова//Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье.Ташкент,1990. С.35-35.

3. Заднепровский, Ю.А. Фергана на Великом шелковом пути/ Ю.А. Заднепровский// Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. - Ташкент: Фан, 1990. - С. 95-97.

4. Ибн, Хордадбех. Книга путей и стран.Перевод с арабского, комментарии, исследование, указатели и карты Наили Велихановой/Хордадбех И. - Баку: Элм, 1986. - 428 с.

5. Кляшторный, С.Г. Согдийцы в Центральной Азии / С.Г. Кляшторный, В.А. Лившиц. Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии. - Ташкент: Фан, 1990. - С.8-13

6. Кузьмина, Е.Е. Предыстория Великого шёлкового пути. Диалог культур Европа - Азия / Е.Е. Кузьмина. - М.: Дом Книга, 2010. - 240 с.

7. Лубо-Лесниченко,Е.И. Китай на Шелковом пути:шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая /Е.И.Лубо-Лесниченко.-М.:Восточная литература,1994.-326 с.

НОМАИ ДОНИТИГОХ. УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ. SCTENTTFTC NOTES. № 3(48) 20! 6

8. Мамлеева, Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии / Л.А. Мамлеева/ZVita Antiqua.- 1999.- №2.- С.53-61.

9. Массон, В.М. Великий Шелковый путь как инструмент экономической и интеллектуальной интеграции / В.М. Массон.- Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. - Ташкент: Фан, 1990. - С. 13-15

10.Орифов,А. Истоки приоритетных направлений торгово-экономических отношений Согда в I-VIII вв. н.э. / А.Орифов, Н. Мирбабаева. - Вестник ТГУПБП, №4(48), 2011. - С.47-56

11.Радкевич, В.А. Великий шелковый путь /В.А. Радкевич. - М.: Агропромиздат 1990. -239 с.

12.Ртвеладзе, Э.В. Великий шелковый путь. Энциклопедический справочник. Древность и раннее средневековье / Э.В. Ртвеладзе. - Ташкент, 1999. - 280 с.

13.Ртвеладзе,Э.Цивилизации,государства,культуры Центральной Азии/Э.Ртвеладзе.-Ташкент,2005.-288с.

14.Савинов, Д.Г. Взаимодействие кочевых обществ и оседлых цивилизаций в эпоху раннего средневековья / Д.Г. Савинов//Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата: Наука, 1989. - С. 305-313

15.Франкфор, А.П.Существовал ли Великий шелковый путь во II-I до н.э./А.П.Франкфор// Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций.-Алма-Ата:Наука,1989.-С.203-216

16.Шефер, Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан / Э.Шефер.-М.:Наука, 1981. - 608 с.

17.Ширинов, Т.Ш. Древнейшие торговые пути Средней Азии (III-II тыс.до н.э.) / Т.Ш. Ширинов// Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. - Ташкент:Фан, 1990. - С.42-44

REFERENCES:

1. Anarbaev,A.A.Medieval Fergana at the intersection of transcontinental road/A.A.Anarbaev// Dialogue of Civilizations. Development of the state in terms of interaction between nomadic and sedentary communities of the oases in the area of the Great Silk Road. Collection of scientific articles. Vol.2.-Bishkek.2003-Р.12-15

2. Gorbunova,N.G.The role of the traditional paths of movement of pastoral tribes and seasonal migrations in addition antiquity / N.G. Gorbunova// Formation and development routes of the Silk Road in Central Asia in ancient times and the Middle Ages. Tashkent, 1990.-Р.33-35

3. Zadneprovsky, Y.A. Fergana in Silk Road / Y.A. Zadneprovsky// Formation and development of the routes of the Great Silk Road in Central Asia in ancient times and the Middle Ages. - Tashkent: Fan, 1990.-Р.95-97

4. Ibn, Khordadbeh. Book of roads and countries / Translated from Arabic, comments, research, indicators and maps By Velihanovoj. - Baku: Elm, 1986. - 428 p.

5. Klyashtorny, S.G.Sogdians in Central Asia / S.G.Klyashtorny, V.A.Livshits//Formation and development of the routes of the Great Silk Road in Central Asia.-Tashkent: Fan, 1990. - Р 8-13.

6. Kuzmina, E.E. Background of the Great Silk Road. Dialogue of Cultures of Europe - Asia / E.E. Kuzmina. - M.: KomKniga, 2010. - 240 p.

7. Livshits, V.A. Sughd ambassador in Chach (Doc. A-14 from Mount Mug) / V.A. Livshits . -SE. - M., 1960. - № 2. - Р. 92.-109.

8. Lubo-lesnichenko, E. I. China on the Silk road: the silk and foreign relations of ancient and early medieval China / E. I. Lubo-lesnichenko. - M.: Eastern literature, 1994. - 326 p.

9. Mamleeva, L.A. Formation of the Silk Road in the system of interaction between the peoples of Eurasia transtsivilizatsionnogo / L.A. Mamleeva// Vita Antiqua, №2, 1999. - Р 53-61.

10.Masson, V.M. The Great Silk Road as an instrument of economic and intellectual integration / V.M. Masson // Formation and development of the routes of the Great Silk Road in Central Asia in ancient times and the Middle Ages. - Tashkent: Fan, 1990. - Р 13- 15.

11.Orifov, A. Origins of the priority areas of Sogd trade and economic relations in the I-VIII centuries / A.Orifov, N. Mirbabaeva// Herald TGUPBP, №4 (48), 2011. - Р.47-56

12.Radkevich, V.A. The Great Silk Road / V.A. Radkevich. - M.: Agropromizdat, 1990. - 239 p.

13. Rtveladze, E.V. The Great Silk Road. Encyclopedic Reference. Antiquity and the early Middle Ages / E.V. Rtveladze. - Tashkent, 1999. - 280 p.

14.Rtveladze, E. Civilizations, nations, cultures of Central Asia/E.Rtveladze.-Tashkent,2005.-288 p.

15.Savinov,D.G.The interaction of nomadic societies and ancient civilizations in the early Middle Ages/ D.G.Savinov//The interaction nomadic cultures and ancient civilizations.-Alma-Ata:Nauka,1989.-Р.305-313.

16.Frankfor, A. P. Was there the Great silk road in the II-I BC / A. P. Frankfor// Interaction of nomadic

cultures and ancient civilizations. - Alma -Ata: Nauka, 1989. - Р. 203-216. 17.Schaefer, Е. Golden Peaches of Samarkand. Book about strange alien in the Tan Empire / E.Shefer// M.: Nauka, 1981 - 608 p.

18.Shirinov,T.S.Central Asia,the ancient trade route(III-II century AD tys.do)/T.S.Shirinov//Formation and development routes of the Silk Road in Central Asia in ancient times and the Middle Ages.-Tashkent:Fan,1990.-Р. 42- 44.

Межэтнические связи согдийцев и ферганцев с другими народами в контексте торгово-экономических отношений

Ключевые слова: Согд, Фергана, Китай, согдийцы, ферганцы, Великий шелковый путь, взаимодействие этносов, торговые маршруты, товарообмен, экономический коридор.

В статье рассматриваются вопросы межэтнических связей согдийцев и ферганцев с другими народами в контексте торгово-экономических отношений Отношения осуществлялись через Великий Шелковый Путь. Охватив практически весь евразийский континент, включая нынешнюю территорию России, Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сеть ВШП разносила по свету мировые религии, письменности и культуры. Этот путь сыграл огромную роль в сближении двух континентов, во взаимном культурном обогащении многих европейских и азиатских народов. Важная роль в составе этих связей отводится древнему Согду, где раньше других областей Центральной Азии наметилась тенденция к урбанизации

Согдийские купцы в VI - начале VIII вв. торговали по Великому шелковому пути - от Японии на востоке до Средиземного моря - на западе и до Вьетнама и Цейлона - на юге. Заметна также роль Ферганы в контакте между Востоком и Западом. В истории цивилизации Ферганы большую роль играли ее южные и юго-западные связи с древнеземледельческими регионами, в первую очередь с Согдом, Тохаристаном, а через них - с Индией, Ираном и ближневосточными странами. Особое место занимают постоянные контакты с северными и северо-западными странами. Ферганцы были в тесном контакте с народами Восточного Туркестана через перевалы Ферганского хребта.

^ntext of trade and economic relations interethnic relations of sogdians and ferganian with other peoples in the

Key words: Sogdiana, Ferghana, China, Sogdians, fergany, the Great Silk road, the interaction of ethnic groups, trade routes, an economic corridor.

The article discusses the relations between sogdians and ferganians with other peoples in the context of trade and economic relations. Relations were carried out through the Great Silk Road.covering almost the entire Eurasian continent, including the current territory of Russia, the Caucasus and Central Asia broad network of GSR spread of the world religions of the world, literature to culture. This way has played a huge role in bringing the two continents, the mutual cultural enrichment of many European and Asian Nations. An important role in the composition of these relations is given to the ancient Sogdiana, where previously other Central Asia areas the trend has been towards urbanization.

Sogdian merchants beginning in the VI - VIII centuries, traded along the Silk road, from Japan in the East to the Mediterranean sea in the West to Vietnam and Ceylon in the South. Note also the role of Fergana in the contact between East and West. In the history of civilization, Ferghana played a significant role in its southern and South-Western context ancient agricultural regions, primarily from Sogdiana, Tokharistan, and through them with India, Iran and middle Eastern countries. A special place is occupied in constant contact with the Northern and north-western countries. Pergancy was in close contact with the peoples of Eastern Turkestan through the passes of the Fergana ridge.

Сведения об авторе:

Аюбов Абдусалом Рауфович, кандидат исторических наук, докторант Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук. E-mail: [email protected] Information about the author:

Ayubov Abdusalom Raufovich, саndidаte of Science in History, the competitor Anthropology and ethnography museum named after Peter Velikiy Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.