Научная статья на тему 'Феномен шёлкового пути'

Феномен шёлкового пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3586
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПУТИ И СТРАНЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И КУЛЬТУРА / РЕЦЕНЗИЯ / SILK ROAD / STUDIES / ROUTES AND COUNTRY / WORLD TRADE AND CULTURE / REVIEW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рахимов Н. Т.

Это рецензия на книгу А.Мамадазимова "Великий шёлковый путь" (Душанбе, 2014, 384 с.). В статье отмечено, что тема Великого шёлкового пути является актуальной для современной науки. А.Мамадазимов собрал богатый материал по теме и использовал широкий круг источников. В рецензии представлен анализ содержания книги. Рецензент отмечает достижения и недостатки книги. По мнению рецензента, одним из упущений А.Мамадазимова является игнорирование публикаций по археологии Великого шёлкового пути. В то же время, в книге широко использованы данные письменных источников, что является важным методом для раскрытия проблем Шёлкового пути. Автор рецензии отмечает, что книга является важным вкладом в историческую науку Таджикистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. Phenomenon of the Silk Road

It is review of A.Mamadazimov’s book "Great Silk Road" (Dushanbe, 2014, 384 p.). In article is noted that subject of the Great Silk Road is very actual for modern science. Dr. A.Mamadazimov has collected the rich material on subject and used the broad circle of the sources. Analysis of the contents of the book is presented in this review. The Reviewer notes the achievements and defects of the book In the opinion of reviewer A. Mamadazimov used little publications on archaeology of Great Silk Road. This is one of the omissions of the author of book. In ditto time, in book are broadly used given written sources that is an important method for opening the problems of the Silk Road. The Author of review notes that this book is an important contribution to historical science of the Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Феномен шёлкового пути»

ТАЛХИС. КИТОБИЁТ ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ SURVEYS. REVIEWS

УДК 902.26 Н.Т.РАХИМОВ

ББК 63.5

ФЕНОМЕН ШЁЛКОВОГО ПУТИ

Рецензия на книгу А.Мамадазимова «Великий шёлковый путь. История становления, расцвета и распада». Душанбе: Сино, 2014. - 384 стр.

Понятие «Шелковый путь» появилось во второй половине Х1Х века. Впервые это понятие как название сети торговых путей (Seidenstrassen), связывающих Китай с западными странами применил немецкий востоковед Фон Рихтгофен в своей книге «Китай». С тех пор это название на устах и заняло прочную позицию в научных исследованиях. Явление действительно заслуживает к себе такого внимания, так как сыграло величайшую роль в мировой культуре. Как отмечал академик Н.Н.Негматов, Шёлковый путь был событием мирового порядка, глобализационным процессом раннего средневековья (16, 14-18), когда ценности, товары и достижения в одной части Старого Света становились доступны в других частях Земли.

Актуальность темы и постоянно возрастающий интерес к Шёлковому пути обусловлен возможностью его возрождения и использования вновь для развития общества. В конце XX-начале XXI вв. был осуществлен ряд больших проектов, связанных с изучением трасс Шёлкового пути, проведены научные семинары и конференции (7,120; 25, 86). В марте-октябре 1988 году в древней столице Японии - городе Нара- состоялась грандиозная международная выставка «Шёлковый путь-88»(30, 276) .

Одна из недавних инициатив - китайский проект 2013 г. по созданию гигантского интеграционного пространства "Экономический пояс Шелкового пути" (Silk Road Economic Belt), направленный на возрождение исторического Великого шёлкового пути (сокращённо -ВШП) в современных условиях. Следствием неослабевающего внимания к данной теме стала большая по объёму литература разного жанра - художественные произведения, драматургия, научные исследования (3, 416;4; 5;18; 20; 22), среди которых и работы таджикских учёных (1;12). По проблеме ВШП написаны и защищены кандидатские и докторские диссертации (14; 23), многочисленные научные статьи и монографии, составлены энциклопедии (21). Даже на суперобложке академической 6-томной «Истории таджикского народа» (Душанбе, 1995- 2013 гг.) изображены трассы Шёлкового пути в центре, караваны сухопутной трассы на верхней части и торговый флот, символизирующий морской путь, - в нижней части изображения.

Исследование по такой теме имеет две стороны: с одной стороны обилие литературы позволяет иметь широкую источниковедческую базу и материалы для полноты охвата темы, с другой - сложно не «затеряться» в этом обилии и пройти мимо основного стержня проблемы. Поэтому мы должны приветствовать А.Мамадазимова, который подготовил и опубликовал свое исследование по истории Шёлкового пути (13, 382).

Прежде всего, следует отметить, что А.Мамадазимов пришёл к теме Великого шёлкового пути совсем не случайно. Известно, что он был исполнительным директором Национального Фонда «Шохрохи Абрешим - Шохрохи Вахдат (1999, 2000, 2002, 2006) и редактором журнала «Шохрохи Вахдат» (2001-2004) и, таким образом, неоднократно обращался к проблеме Шёлкового пути и хорошо знает связанную с ней научную литературу.

Обзор опубликованной по данной теме литературы характеризует степень изученности проблемы. К той литературе, что была упомянута выше, можно добавить и другие

исследования, опубликованные как у нас, так и за рубежом (6; 8; 10; 31). К сожалению, А.Мамадазимов не дал даже краткого обзора работ ведущих специалистов. Если свести цитированные им работы, получается очень узкий, для такого рода исследований, круг литературы, в основном включающий Б.Г.Гафурова (4 работы), Это Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье (4 тома), С.Г.Кляшторного (4 работы) Н.В.Пигулевской (3 работы), История Востока (2 тома), Сымя Цзяня (9 томов) и Е.И.Лубо-Лесниченко (почему-то в книге фамилия этого исследователя представлена в форме Любо-Лесниченко).

Как правило, обзор бывает полным, когда представлены разные точки зрения. Если же этого нет, работа становится однобокой, а информация о предмете исследования неполной. А.Мамадазимов почти не использовал работы зарубежных исследователей, хотя существует огромная литература на английском языке, причём не только западных исследователей, но и учёных из стран, расположенных вдоль трасс Великого шёлкового пути (Китай, Индия, Пакистан, Иран и др.). Думается, что их использование только обогатило бы исследование А.Мамадазимова.

Итак, в заглавии книги четко обозначены основные проблемы исследования А.Мамадазимова, а именно- история Шёлкового пути от времени возникновения до распада, с особым вниманием на вопросах периодизации. Результаты исследования А.Мамадазимова изложены в логической и хронологической последовательности в трёх главах книги, с четырьмя параграфами в каждой главе. Такая структура позволила автору книги рассмотреть широкий спектр вопросов, связанных с объектом исследования - от объективных предпосылок возникновения ВШП до причин наличия множества его маршрутов.

В соответствии с заявленными задачами в первой главе своей книги А.Мамадазимов предпринял шаги по выявлению объективных предпосылок возникновения Великого шёлкового пути. Конечно, генезис ВШП следует искать в потребности обмена, зародившейся между людьми в глубокой древности. Необходимость обмена стала следствием разделений труда: сначала скотоводство отделилось от земледелия, затем и ремесло -от земледелия.

А.Мамадазимов совершенно прав в том, что Великий шёлковый путь возник не на пустом месте. В первом параграфе рецензируемой книги рассмотрены Лазуритовый, Нефритовый и другие пути 1 тыс.до н.э., связывавшие разные районы Центральной Азии и соседние регионы. Соединение традиционных торговых путей в единую, но разветвлённую трансконтинентальную торговую сеть привело к возникновению такого исторического феномена, как Великий шёлковый путь.

Второй параграф 1-ой главы, судя по названию («Объединение древнего Китая и формирование государственной идеологии», 13, 26-46), отражает один из аспектов проблемы ВПШ, но по содержанию далёк от главной темы и представляет собой некую главу из «Истории политических и правовых учений» или «Истории государства и права Древнего Китая», к тому же, отягощённую полустраничными цитатами из работ Т.В.Степугиной, Сымя Цзяня, М.Е.Кравцова, Л.С.Васильева, М.В.Крюкова. На наш взгляд, этот материал следовало изложить в несколько ином ключе, показывающем объективные предпосылки возникновения ВШП (кстати, как это удалось сделать автору книги на последних четырёх страницах параграфа, см.: 13, 42-45).

Третий параграф «Миграция и этнополитическая обстановка в Центральной Азии до Шёлкового пути» - в значительной степени обзор выступлений участников круглого стола «Дискуссионные проблемы отечественной скифологии» (1980 г.). Автор книги приводит позиции разных ученых - специалистов по скифологии - относительно самоназвания племён и «скифской триады», по видам локальной скифской культуры, об ареале распространения иранских языков (мнения О.Н.Трубачева, В.А.Ильинской, Э.А.Новгородовой, В.И. Абаева, Э.А.Грантовского и др.). Но остается непонятным источник: то ли это фрагменты обзорной статьи, то ли фрагменты статей и выступлений. В последнем случае необходимы ссылки на названия каждого выступления с указанием автора. К сожалению, этого нет в библиографии.

Действительно, установленным фактом является обитание арийских племён на огромном степном пространстве Евразии в период бронзового века. К этому мнению приходит и А.Мамадазимов (13, 58). В результате миграций и переселений народов постепенно меняется этническая карта степной зоны и граница между ираноязычным миром и миром

тюркоязычных племен постепенно, но неуклонно перемещается на запад и юго-запад большой Центральной Азии. Да и отношения между кочевниками и оседлым населением часто менялись - от военной конфронтации до сотрудничества в разных сферах, что отразилось в их материальной и духовной культуре (11; 26).

Здесь А.Мамадазимов предполагает, что часть бактрийцев и согдийцев, входящих в состав Ахеменидской державы была вынуждена переселиться на восток (в Таримский бассейн) из-за несогласия с религиозной реформой ахеменидского шахиншаха Ксеркса (в V в. до н.э.). Причём, археологические данные, подтверждающие «восточную миграцию земледельцев из Вароруда», не приведены (13,68). Вместо этого А.Мамадазимов в качестве веского аргумента приводит указание российского исследователя Е.А.Антоновой о появлении и распространении одинаковых форм пахотных орудий в Средней Азии и Таримском бассейне. На основе анализа археологических материалов Е.А.Антонова приходит к заключению, что «... в Восточном Туркестане существовало как развитое оседлое земледелие, так и кочевое скотоводческое хозяйство. Они имели древние местные традиции (выделено нами - Н.Р.) и обнаруживают прочные связи с лежащими к западу районами» (2, 105). Но это не обязательное свидетельство переселения населения с одной территории на другую, как считает А.Мамадазимов. Да и сам тезис об «Антидэвовской реформе» как причине вынужденного переселения части населения Средней Азии в отдалённый Таримский бассейн не достаточно обоснован.

Четвертый параграф - «Шёлк как самый востребованный товар древнего мира» посвящён истории шёлководства в Древнем Китае. По данным современной науки начало использования шёлка восходит к неолиту - об этом свидетельствует находка шелковичного кокона при раскопках неолитической стоянки, датируемой V-IV тыс. до н.э. А.Мамадазимов приводит факторы, приведшие к быстрой популяризации шёлка, как в самом Китае, так и далеко за его пределами. Следует отметить, что и в этом параграфе основную часть текста составляют пространственные цитаты. Автор несомненно прав в том, что шёлк «выступил именно тем универсальным товаром» на всём протяжении ВШП.

Что касается названия этого, без всякого сомнения, важнейшего коммуникационного инструмента, то оно действительно происходит от шёлка, как главного и важного товара. Причём, шёлк не только везли из Китая на Запад, но и часто использовали как международную валюту - платили солдатам за службу, использовали рулоны шёлка при взаиморасчётах, обменивали золотые и серебряные монеты на рулоны шёлка и т.д. А технология получения шёлка была внедрена и в других странах. Но при всём этом, величайшим товаром ВШП, оказавшим влияние на всё последующее развитие мировой цивилизации, стал не шёлк, а бумага (27). Если шёлк, очень модный и востребованный в определённый исторический период, шёл в основном на одежду, то бумага на два тысячелетия стала основным носителем человеческой мысли и способом передачи информации.

Великий шёлковый путь, как и другие явления и события мировой истории имеет место и время действия. Исходя из этого, А.Мамадазимов посвятил вторую главу своего исследования вопросам периодизации Великого шёлкового пути. Однако, логически ожидаемого обзора существующих в научной литературе периодизаций, отношения к ним автора книги, объяснения позиции автора по рассматриваемой периодизации в начале главы нет. К сожалению, А.Мамадазимов упустил из виду даже работы таджикских учёных по проблемам ВШП (15, 121-128; 17, 118-121; 23, 591). Из того, что каждая из четырёх параграфов главы посвящена одному периоду истории ВШП, вытекает, что вся история ВШП разделена на 4 периода.

Параграф 1 озаглавлен как «Возникновение и распространение Шелкового пути в имперский период (конец 1 века до н.э. - середина 3 в.н.э.)» (13, 79-142). В нём описан процесс формирования торговых путей, как локальных, так и региональных, возникших задолго до формирования ВШП. Одновременно шёл процесс формирования крупнейших империй Старого Света и сопровождавшая его борьба за доминирование на торговых путях. Как было отмечено, торговые пути возникли в глубокой древности, однако история самого ВШП начинается с путешествия Чжан Цяна в 138 г. Путешествие и приключения этого китайского дипломата хорошо представлены А.Мамадазимовым по данным китайского источника «Ши

цзи», автором которого является китайский «Отец истории» Сымя Цзянь. После характеристики двух дипломатических миссий Чжан Цяня отмечается, что «начальной эрой установления дипломатических отношений империи Хань с другими империями древности и рядом второстепенных удельных княжеств можно считать последнюю четверть второго века до н.э.» (13, 95). Китайский дипломат посетил все основные области Средней Азии, их описания даны в книге А.Мамадазимова по работе Сыма Цзяня, а локализация - по работам Л.А.Боровковой «Царства «Западного края» во II-I веках до н.э.».

В последующие годы интерес Китая к соседям - странам «Западного края» только возрастал, расширялся круг связей. А.Мамадазимов на основе данных первоисточников рисует обстоятельства приёма и отправки посольств, отправки диковин и подарков китайскому двору, торговый обмен и жесткую борьбу между империями за доминирование и контроль на торговых маршрутах. Судя по рассмотренным в книге материалам, гунны («народы, натягивающие луки со стрелами») установили свою гегемонию в Таримском бассейне и Семиречье (Хафтруде).

Отражением стремления китайцев захватить контроль над торговлей стали их военные действия, правда, не всегда удачные, как, например, поход ханьских войск на Фергану в 104 г. до н.э. Среди интересных фактов, приведённых А.Мамадазимовым при рассмотрении событий этого периода - предположение об участии римских легионеров в первой Таласской битве.

Для доминирования над международной торговлей Китай использует не только военную силу. С помощью метода заселения буферных зон союзниками из числа кочевников и учреждением своих колоний Китай установил контроль над значительной частью ВШП. Свою инициативу на трассах ВШП проявляют и другие народы, среди которых особенно выделяются согдийцы. Следы их пребывания и торговой деятельности обнаружены в самых отделённых районах Евразии. А.Мамадазимов подчёркивает значительную роль согдийцев (названных академиком В.В.Бартольдом «финикийцами Шёлкового пути») в международной торговле. Согдийцы проникали даже в отдалённые уголки Памира и Гиндукуша. Об этом убедительно говорит «Гостевая книга» ВШП в верховьях р. Инд, в которой преобладают надписи (300), оставленные согдийскими купцами (28, 6-9).

В рассматриваемом разделе книги А.Мамадазимова (гл.2) приведены имена купцов, по которым устанавливаются места их происхождения (напр. Ань - выходцы из Бухары, Кан -выходцы из Самарканда, Ши - выходцы из Шаша-Чача) и др. Действительно, китайские имена согдийцев являются очень важным источником наших знаний. Так, ещё в 1965 г. японский учёный Икеда Он определил количество жителей согдийской колонии в Дунхуане в 1400 человек, живущих в 300 хозяйствах. Икеда Он, изучая списки имен населения колонии, доказал, что большинство взрослых носят имена согдийского происхождения (29, 49-52).

А.Мамадазимов даёт развёрнутую политическую историю Центральной Азии последних веков 1 тыс. до н.э.: Парфянского государства с династией Аршакидов, вторжение юэчжей и завоевание Греко-Бактрии, возникновение Кушанского государства, борьба Кушан и Аршакидов за преобладании на трассах ВШП. Отражена такая же борьба, которая происходила на границах Римской империи и Парфии в Месопотамии за контроль над западным участком ВШП.

Большой интерес представляют фрагменты из первоисточников, приведённых в книге А.Мамадазимова. Так, описание торговли и торговых путей по данным двух дошедших до наших дней сочинений «Плавание вокруг Эритрейского моря» Псевдоарриана и «Географическое руководство» Птоломея с акцентом на дискуссию о направлениях торговых путей, пересекавших некогда территорию современного Таджикистана (13, 132-139). Один из древних маршрутов, ведущих в Восточный Туркестан, изучен знатоком античных источников И.В.Пьянковым (19, 261-267).

Как было отмечено выше, вторая глава книги посвящена вопросам периодизации функционирования ВШП. И, соответственно, второй параграф главы отражает второй период - состояние Шелкового пути в период Великого переселения народов. Согласно периодизации А.Мамадазимова второй период функционировании ВШП охватывает время от середины III в. до середины VII века нашей эры. В истории Центральной Азии это очень

бурный период: происходит ломка старых производственных отношений и установление новых, рушатся одни государства, и на смену им приходят новые, меняется этнополитическая ситуация и этнический атлас и т.д. Самое заметное явление - переселение больших масс населения с одной территории на другую. Период известен в науке как период Великого переселения народов, затронувший и ВШП. Хотя, с одной стороны, международная торговля продолжалась, с другой точки зрения, Великий шелковый путь этого периода можно рассматривать как важнейший фактор транзита обычаев и традиций, искусства (архитектуры, дизайнерского искусства, скульптуры, и многое другое) различных народов из одной части земли в другую, из Азии в Европу и в обратном направлении. А с точки зрения политики, Великий шелковый путь не раз становился орудием войн, и воинственные правители, стремившиеся к расширению своих владений и накоплению безмерных богатств, без всякой жалости и сожаления проливали кровь своих подданных. Хроника продолжительных войн Византии и Ирана за преобладание на западном отрезке ВШП, Китая и кочевников на восточном отрезке показывае,что ритм торговли, нарушалься, затруднялась транспортировка шёлка и других товаров,что привело к зарождению шёлководства и за пределами Китая. Так, А.Мамадазимов привёл полный текст Прокопия Кесарийского по истории возникновения шёлководства в Византии в период правления императора Юстиниана (13,170).

А.Мамадазимов уделил большое внимание изучению этнополитической ситуации на всех участках ВШП. Так, рассмотрены борьба Сасанидов с Кушанами, взлёт и падение Эфталитского государства, вопросы согдийской колонизации. Образование Тюркского каганата стало «звёздным часом» для согдийцев, которые, к этому периоду, жили далеко за пределами метропольного Согда. В книге отмечается важная роль согдийцев в процессе зарождения и становлении новой кочевой империи: от появления самого племени Ашина, участия в строительстве государственно-административных органов управления до внедрения тюркской письменности на основе согдийской. Вся торговля в пределах каганата была в основном сосредоточена в руках согдийских купцов. Тюрки сбывали через согдийцев военную добычу и дань. Согдийцы проявили активность и в распространении шёлка, как китайского, так и собственного. Уже в конце IV в. в Согде существовало своё шёлкоткацкое производство на местном сырье. Согдийские ткани найдены даже в Европе. В данном параграфе А.Мамадазимов уделил большое внимание и дипломатии византийско-тюркских отношений, в которых также основную роль играли согдийцы.

По периодизации А.Мамадазимова третий период охватывает исторический отрезок от середины VII в. до начала XI в-. период расцвета шёлкового пути. Рассматриваемый период функционирования ВПШ - период четырёх крупнейших государств тогдашнего Старого Света - Византийской империи, Арабского халифата, Тюркского каганата и Танской империи в Китае. Автор сделал очень подробное изложение политической истории Арабского халифата и Византии, опираясь , в основном, на цитаты и материалы двух работ -О.Г.Большакова «Ранний ислам» и «Распад Аббасидского халифата» (История Востока. Т.2. -М, 1995.- С.102-113, 222-250) и Ф.И. Успенского («История Византийской империи. ГУ-!Х вв. -М.: 1999), а каганат, Китай эпохи Тан и Тибет рассмотрены на основе данных Сюань-цзана, Э.Шефера и Е.И.Кычанова. А.Мамадазимов излагает, в общем-то, широко известные факты -историю возникновения ислама, правление первых халифов, военную организацию и походы арабов, создание халифата и его отношения с соседними государствами, длительную борьбу Византийской империи с Каролингами на суше и Венецией на море и потерю колоний. На наш взгляд, здесь можно было ограничиться кратким справочным обзором, избегая подробностей, не имеющих отношения к главной теме. Что касается истории Тибета, то проблемы этногенеза тибетцев, религиозные верования, борьба Тибета и Китая подкреплены действительно малоизвестными фактами.

Выше мы отмечали, что в своём изложении А.Мамадазимов стремится опираться на какой-либо один источник: история морской торговли - полностью по Э.Шеферу, история Уйгурского и Кыргызского каганатов - по Сымя Цзяну, Хазарский каганат - по М.И.Артамонову, Древнерусское государство - по Б.Грекову и т.д.

В рецензируемой книге А.Мамадазимова первая половина П-го тысячелетия н.э. (нач. XI в. - конец XV в.) выделена в четвёртый (заключительный) этап функционирования ВШП.

Думается, это вполне оправдано: в это время меняется гегемон, интенсивность торговых связей, а в конце рассматриваемого периода наблюдается закат ВШП. На территории возникает ряд государств, правящую верхушку которых составляют различные династии кочевников - караханиды, сельджукиды, газневиды и др. Эти государства возникают на территории погибшего государства Саманидов, и уже одним этим были связаны друг с другом, хотя каждой из их имело свою историю. Как и в предыдущих разделах, здесь А.Мамадазимов увлекается политической историей, показанной на высоком уровне, с учётом всех тонкостей дипломатических связей между этими государствами. Ещё одним объединяющим вышеназванные государства кочевых династий Средней Азии был ВШП, пролегавший через их территории. Автор особо отмечает государство Сельджуков, в пору расцвета которого вся западная ветка ВШП от берегов Амударьи до побережья Средиземного моря оказалась под контролем туркмено-огузских племён.

Примечательно, что в своей периодизации функционирования ВШП А.Мамадазимов представляет не только хронологию, но и указывает характерные особенности каждого из четырёх этапов. Так, если особенностью третьего этапа было повсеместное распространение мировых религий (буддизм, христианство, ислам), а трассы ВШП и международную торговлю контролировали четыре империи - Византия, Халифат, Каганат и Китай, то для четвертого этапа особенностью является усиление и гегемония степных империй (Караханидов, империи Чингисхана и т.д.). При Чингисхане почти вся протяженность ВШП оказалась в рамках одного государства: в состав империи монголов на некоторое сравнительно короткое время вошли огромная территория Великой степи и почти все страны. Заслуживает внимания развитие дипломатии в период государства Тимура и Тимуридов. Здесь отмечены рост ремесла и торговли в Центральной Азии, стремление Тимура превратить Самарканд в центр мировой торговли, активизация северной ветки ВШП и др.

Заключительная, 3-я глава книги - «Маршруты следования Великого шёлкового пути -важная, но незначительная по объёму. В ней обосновывается, что ВШП - это не одна дорога, а разветвлённая система торговых трасс, которая по мере развития включала всё новые территории. Античный мир понаслышке знал о восточных народах, но только Александр Македонский и его воины прошли путь от Балкан и берегов Средиземноморья до края Ойкумены, берегов Яксарта. Здесь, на берегу Сырдарьи, великий завоеватель древности основал город (а точнее, как показали археологические раскопки, обвёл новой крепостной стеной ранее существовавший небольшой городок). Город был назван Александрией Эсхата, т.е. Крайней, тем самым обозначив границы известных к тому времени европейцам обжитых земель. Через двести лет сюда подошёл и китайский посланник Чжан Цзянь, который из Давани (Ферганы) направлялся в соседний Кангюй. Так сомкнулись торговые пути западной и восточной частей Азии. В данной главе книги А.Мамадазимов в сжатой форме показал, как сложилась и динамически развивалась в зависимости от географических, политических и экономических условий система дорог и как на разных этапах истории ВШП к ней подключались различные новые регионы. А.Мамадазимов указывает на наличие трех магистральных трасс - северной, главной (центральной) и южной.

Система торговых связей этого времени довольно подробно представлена в сообщениях восточных географов IX- X вв. В этих дорожниках названы все пункты и расстояния между ними, отмечены узловые торговые центры и каравансараи. К сожалению, как было отмечено выше, третья глава небольшая и поэтому многие вопросы остались не освещёнными. Хотя значительные археологические работы, проведённые во второй половине ХХ века на территории Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии, северо-западного Китая, позволили решить многие вопросы, связанные с ВШП. Так, например, находка и изучение изделий согдийских мастеров (остатки тканей, керамика, бумага, предметы торевтики и др.) позволили определить ареал расселения согдийцев вдоль трасс Шёлкового пути. Изделия из Согда найдены на территории Европы, Китая и Японии. Раскопаны многие памятники (каравансараи, рабаты, базары, сардоба и др.), так или иначе связанные с международной торговлей, выявлены основные и вспомогательные дороги, определены узловые пункты и торговые фактории. Сочетание данных археологии и письменных источников позволили локализовать многие города, указанные в путеводителях и дорожниках. Были уточнены

известные по источникам маршруты и открыты новые. Почти в каждом раскопе полученные находки четко делились на две группы: местного происхождения и производства и привозные, иностранного производства, вещи. Такие находки свидетельствуют о тесных контактах народов и в целом о развитом товарообмене, находки же показывают основные направления связей. Результаты такого интенсивного изучения археологических памятников вдоль трасс Великого шёлкового пути на всём его протяжении позволили учёным решить ряд важных теоретических проблем ВПШ (6; 9; 25).

В заключении следует отметить некоторые моменты, связанные с содержанием, структурой и корректурой текста книги А.Мамадазимова. Как было указано во вводной части рецензии, Великий шёлковый путь - это очень сложно-структурированная культурно-историческая система отношений, взаимодействия разных обществ. Обеспеченная в своей определённой структурной схеме совокупностью трасс, узлов связей, включающая общества разного уровня и культурных традиций, это особое системное образование характеризуется не только общесистемными, но и специфическими особенностями и свойствами систем отношений взаимодействия в социальной сфере. И если А.Мамадазимову удалось рассмотреть внешние отношения «нанизанных» на ось ВШП цивилизаций Старого Света (возникновение и гибель государств, кратковременные набеги и завоевания, собирание земель и распады империй, борьба за контроль над торговыми трассами и т.п.), то сама структура, характер и принципы действия этой особой, исторически устойчиво функционировавшей системы остались вне внимания исследователя. В рецензируемой книге, безусловно, интересной, Великий шёлковый путь рассмотрен по большому счёту как объект борьбы разных государств с целью контроля за международной торговлей, приносящей большие прибыли. Конечно, в оправдание можно сказать о трудности охватить весь спектр отмеченных нами вопросов даже в такой объёмной книге. Но такую сферу внутренних отношений, как культурная интеграция и этническая дифференциация племён и народов, втянутых в систему ВШП, следовало обязательно раскрыть.

Что касается структуры, то изложение материала в трёх главах вполне оправдано. Но дело в диспропорции: первая глава - 63 стр. (13, 15-78), вторая глава - 274 стр. (13, 79-353), третья -всего 13 стр. (13, 354-367). Хотя последняя глава наиболее точно показывает возникновение ВПШ, формирование трасс и их значение в разные периоды истории ВПШ и вовлечение отдельных обществ, регионов в общую систему. Тем более, что в последнее столетие накоплен огромный фактический материал по ВШП и миграционным процессам в древности и средневековье. И странным видится мнение А.Мамадазимов,а том, что великое переселение народов началось на западе Евразии (13,10)

В тексте много грамматических ошибок (склонения, спряжения, предлоги и др.): например, вместо «весь» написано «вес» (13, 46), что совершенно меняет смысл всего предложения, или «на только» вместо «не только» (13, 46), а фамилия известного ученого, на работы которого очень часто ссылается автор, написана как Любо-Лесниченко, хотя правильный вариант - Лубо-Лесниченко и др.

В целом, работа А.Мамадазимова является серьезным исследованием, результатом длительной и кропотливой работы. Во всяком случае, приведённые в тексте большие фрагменты из исследований многих видных учёных дают читателю калейдоскоп мнений и ценную информацию, причём, не всем, не всегда доступную. А.Мамадазимов сделал большую работу, собрав эти данные в рамках своего исследования. Указанные в рецензии замечания ни в коей мере не умаляют значимости работы, тем более, что автор указывает, что «данное исследование является начальным этапом комплексного изучения этого всемирно-исторического явления» (13,5). Настоящая книга А.Мамадазимова является очень полезным для всех интересующихся историей таджикского народа и историей мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Акрамов, З. Сугдиёни бостон ва Шох,рохи абрешим /З. Акрамов, Р.Ч,умъаев. - Душанбе,

2011. - 44 с.

2. Антонова, Е.В Сельское хозяйство/Е.В.Антонова //Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. - М., 1995.- С.98-112.

3. Ахметшин, Н.Х. Тайны Шелкового пути/Н.Х.Ахметшин. - М., 2002. - 416 с.

4. Буряков, Ю.Ф. Города и маршруты Великого Шелкового пути (по материалам Центральной Азии)/Ю.Ф.Буряков, К.М.Байпаков, К.Ташбаева, Ю.Якубов. - Ташкент, 1999. - 128 с.

5. Буряков, Ю. Мавераннахр на Великом Шелковом пути/Ю.Буряков, А.Грицина. -Самарканд-Бишкек: МИЦАИ-АН РУ, 2006. - 208 с.

6. Великий шелковый путь и Ферганская долина. - Ташкент, 2014.-268 с.

7. Взаимодействие кочевых и осёдлых культур на Великом шёлковом пути. Международный семинар ЮНЕСКО, Алма-Ата, 15-16 июня 1991 г. - Алма-Ата, 1991. - 120 с.

8. Гети, Озарпи. Иран и Шелковый путь/ Г. Озарпи. - Тегеран, 1996. - 245с.

9. Города и каравансараи на трассах Великого шёлкового пути. Международный семинар ЮНЕСКО. -Ургенч, 2-3 мая 1991 г. - Ургенч, 1991. - 100 с.

10. Дехконнажод, М. Роль Шелкового Пути в развитии городов его ареала/М.Дехконнажод. -Тегеран, 1996. (на фарси). - 254 с.

11. Древние номады Центральной Азии. - СПб, 1997. - 115 с.

12. Каримов, Усмон. Рохи бузурги абрешим/У. Каримов. - Душанбе, 2003. - 236 с.

13. Мамадазимов, А. Великий Шелковый путь (История становления, расцвета и распада)/А.Мамадазимов. - Душанбе: Сино, 2014. - 382 с.

14. Мирбабаева, М. Вклад Согда и согдийцев в Великом шёлковом пути: автореф. дисс.канд.ист.наук: 07.00.06/ М.Мирбабаева. - Худжанд, 2005. - 24 с.

15. Мирбабаев, А.К. Этапы формирования трасс Великого шёлкового пути и развитие шёлководства в Средней Азии/А.К.Мирбабаев, М.Файзуллаев //Учёные записки ХГУ имениакадемика Б.Г.Гафурова. - 2007. -№2.(15). - С.121-128.

16. Негматов, Н.Н. От древнейшей арийской глобализации Евразии к современной интеграции Мирового сообщества/Н.Негматов//Национальные интересы и политика безопасности государств Центральной Азии в условиях глобализации. - Душанбе, 2006. -С.14-18

17. Негматов, Н.Н. Уструшанско-Ходжентский узел Великого шёлкового пути/Н.Н.Негматов, Н.Т.Рахимов //Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. - Ташкент, 1990. - С. 118-121.

18. Петров, А.М. Великий Шелковый путь/А.М.Петров. - М., 1995. - 170 с.

19. Пьянков, И.В. Древнейшее античное известие о пути в Восточный Туркестан/И.В.Пьянков // Прошлое Средней Азии. - Душанбе: Дониш, 1987. - 270 с.

20. Радкевич, В.А. Великий шелковый путь/В.А.Радкевич. - М., 1990. - 204 с.

21. Ртвеладзе, Э.В. Великий шелковый путь/Э.В.Ртвеладзе. - Ташкент, 2004. - 280 с.

22. Ставиский, Б. Я. Великий Шелковый путь /Б.Я.Ставиский // Культурные ценности. - 1995.

№ 1.- С.56-67.

23. Тиллоев, С.С. Формирование городов Таджикистана на Великом Шелковом пути/С.С.Тиллоев. - Душанбе: Изд. ООО Контраст, 2010. - 591 с.

24. Тиллоев, С.С. Роль Великого шёлкового пути в формировании и развитии городов на территории современного Таджикистана во II в. до н.э. - XVI в.н.э:Автореф. дисс. док. ист. наук: 07.00.02. /С.С.Тиллоев. - Душанбе, 2013.- 46 с.

25. Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности,и средневековье. Международный семинар ЮНЕСКО, Самарканд, 1-6 октября 1990 г. - Ташкент, 1990. - 86 с.

26. Цивилизации скотоводов и земледельцев Центральной Азии.- Самарканд-Бишкек, 2005. -388 с.

27. Bloom, Jonathan M. Silk Road or Paper Road? // Silk Road 3, no.2, December 2005. -http: // www. Silk - road. com /newsletter / vol. 3 num 2 / 5_bloom. php.

28. Jettmar, K. The Visitor's Book of a Silk Road. Rockcarvings and Inscriptions in Northern Pakistan. In: German Research (reports of the Deutsche Forschungsgemeinschaft), 2-3, 1980, Р.6-9.

29. Ikeda, On. A Sogdian Colony at the Tunghuang in the Mid-eighth Century// Yurashia Bunkakenkyu, no.1, 1965. - P.49-52 (in Japanese)

30. The Grand Exhibition of Silk Road Civilizations. The Oasis and steppe Routes. Published by Nara Prefectural Museum of Art, the Association for Silk Road Exposition. - Nara, 1988 - 276 p.

31. Silk Road Art and Archaeology, IV. - Kamakura, 1994/95. -126 p.

REFERENCES:

1. Akramov, Z. Ancient Sogdians and Great Silk Road/ Z. Akramov, R. Jum'aev. - Dushanbe, 2011.

- 44 p. (in Tajik).

2. Antonova, E.V Agriculture/ E.V Antonova //East Turkestan in antiquities and early Middle Ages.

- M., 1995.- P.98-112.

3. Ahmetshin, N.H. Secrets Silk Roads/ N.H. Ahmetshin. - M., 2002. - 416 p.

4. Buryakov, YU. A City and routes of the Great Silk Roads (on material of the Central Asia)/YU.F. Buryakov, K.M.Baypakov, K.Tashbaeva, YU.Yakubov. - Tashkent, 1999. - 128 p.

5. Buryakov YU. Maverannahr on Great Silk Road/ YU.Buryakov, A.Gricina. - Samarkand-Bishkek: MICAI-AN RU, 2006. - 208 p.

6. Great Silk Road and Fergana Valley. - Tashkent, 2014.-268 p.

7. The Interaction of nomadic and settle cultures on Great Silk Road. UNESCO International seminar, Alma-Ata, June 15-16 1991 - Alma-Ata, 1991. - 120 p.

8. Geti Ozarpi. Iran and Silk Road/ G. Ozarpi. -Tehran, 1996 (in Persian).

9. The City and Karavansarays on the Great Silk Road. The UNESCO International seminar. Urgench, 2-3 May 1991 - Urgench, 1991. - 100 p.

10. Dehkonnazhod, M. Role of the Silk Road in development of the cities of its area/ M. Dehkonnazhod. -Tehran, 1996 (in Persian).

11. Ancient nomads of the Central Asia. - St.- Peterburg, 1997. - 115 p.

12. Karimov, Usmon. The Great Silk Road/ U. Karimov. - Dushanbe, 2003. - 236 p. (in Tajik).

13. Mamadazimov, A. Great Silk Road. History of the its formation, bloom and disintegration/ A. Mamadazimov. - Dushanbe: Sino, 2014. - 382 p.

14. Mirbabaeva, M. The Contribution og Sogd and Sogdians in Great Silk Road:Abstact of dissertation of Candidate of History: 07.00.02 / M.Mirbabaeva - Khujand, 2005. - 24 p.

15. Mirbabaev, A.K., Fayzullaev, M. Stages of the shaping the routes of the Great silk Road and development sericulture in Central Asia/ A.K.Mirbabaev, M. Fayzullaev //Scientific Notes of the HGU after name of academician B.G.Gafurov.- 2007.-№ 2(15).P.121-128.

16. Negmatov, N.N. From ancient aryan globalization of Eurasia to modern integration of World community/ N.N. Negmatov //National interests and policy to safety state of Central Asia in globalization conditions. - Dushanbe, 2006. P.14-18.

17. Negmatov, N.N. Ustrushana-Khujand's node of the Great Silk Road/ N.N. Negmatov, N.T. Rahimov. //Shaping and development of the routes of the Great silk Road in Central Asia in antiquities and Middle Ages. - Tashkent, 1990. - P. 118-121;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Petrov, A.M. Great Silk Road/ A.M.Petrov. - Moscow, 1995. - 170 p.

19. Piyankov, I.V. Oldest antique message about route to East Turkestan/ I.V.Piyankov // Past of the Central Asia. - Dushanbe: Donish, 1987. - 270 p.

20. Radkevich, V.A. Great Silk Road/ V.A Radkevich. - Moscow, 1990. - 204 p.

21. Rtveladze, E.V. Great Silk Road/ E.V. Rtveladze. - Tashkent, 2004. - 280 p.

22. Staviskiy, B. YA. Great Silk way/ B. YA. Staviskiy // Cultural values. № 1, Ashgabad, 1995. -P.56-67.

23. Tilloev, S.S. Shaping city of the Tajikistan on Great Silk Road/ S.S.Tilloev. - Dushanbe: "Contrast", 2010. - 591 s., 141 p.

24. Tilloev, S.S. Role of the Great Silk Road in shaping and development of cities on the territory modern Tajikistan in II cent. BC. - XVI cent. AD./ S.S. Tilloev //Abstract of dissertation of Doctor of History: 07.00.02. - Dushanbe, 2013.- 46 p.

25. Shaping and development of the routes of the Great Silk Road in Central Asia in antiquities and Middle Ages. UNESCO International seminar. Samarkand, Oct.1-6, 1990 - Tashkent, 1990.-86p.

26.Civilizations of Cattle breeder and tillers of Central Asia. - Samarkand-Bishkek, 2005. - 388 p.

27. Bloom, Jonathan M. Silk Road or Paper Road? // Silk Road 3, no.2, December 2005. -http: // www. Silk - road com /newsletter / vol. 3 num 2 / 5_bloom php.

28. Jettmar, K. The Visitor's Book of a Silk Road. Rockcarvings and Inscriptions in Northern Pakistan. In: German Research (reports of the Deutsche Forschungsgemeinschaft), 2-3, 1980, r.6-9.

29. Ikeda, On. A Sogdian Colony at the Tunghuang in the Mid-eighth Century// Yurashia Bunkakenkyu, no.1, 1965. - pp.49-52 (in Japanese).

30. The Grand Exhibition of Silk Road Civilizations. The Oasis and steppe Routes. Published by Nara Prefectural Museum of Art, the Association for Silk Road Exposition - Nara, 1988 - 276 p.

31. Silk Road Art and Archaeology, IV - Kamakura, 1994/95. -126 p.

Феномен шёлкового пути

Ключевые слова: Шёлковый путь, исследования, пути и страны, международная торговля и культура, рецензия

Это рецензия на книгу А.Мамадазимова "Великий шёлковый путь" (Душанбе, 2014, 384 с.). В статье отмечено, что тема Великого шёлкового пути является актуальной для современной науки. А.Мамадазимов собрал богатый материал по теме и использовал широкий круг источников. В рецензии представлен анализ содержания книги. Рецензент отмечает достижения и недостатки книги.

По мнению рецензента, одним из упущений А.Мамадазимова является игнорирование публикаций по археологии Великого шёлкового пути. В то же время, в книге широко использованы данные письменных источников, что является важным методом для раскрытия проблем Шёлкового пути.

Автор рецензии отмечает, что книга является важным вкладом в историческую науку Таджикистана.

A Phenomenon of the Silk Road

Keywords: Silk Road, studies, routes and country, world trade and culture, review.

It is review of A.Mamadazimov's book "Great Silk Road" (Dushanbe, 2014, 384 p.). In article is noted that subject of the Great Silk Road is very actual for modern science. Dr. A.Mamadazimov has collected the rich material on subject and used the broad circle of the sources. Analysis of the contents of the book is presented in this review. The Reviewer notes the achievements and defects of the book

In the opinion of reviewer A. Mamadazimov used little publications on archaeology of Great Silk Road. This is one of the omissions of the author of book. In ditto time, in book are broadly used given written sources that is an important method for opening the problems of the Silk Road.

The Author of review notes that this book is an important contribution to historical science of the Tajikistan.

Сведения об авторе:

Рахимов Набиджон Турдиалиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и этнографии таджикского народа Худжандского государственного университета имени академика Б.Г.Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the author:

Rahimov Nabijon Turdialievich, Doctor of History, Professor, the Head of the Department of Archaeology and Ethnography of Tajik people, Khujand State University named after academician B.G.Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand) E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.