Вестник МГИМО-Университета. 2017. 1(52). С.119-139. РО!
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ
«ТАНЦУЮЩИЕ» КУПЦЫ
ВНЕ ИМПЕРИЙ НА ШЁЛКОВОМ
ПУТИ
Н.Т. Нурулла-Ходжаева
Институт Востоковедения РАН. 107031 Москва, ул. Рождественка, д. 12.
Слышны они отовсюду И арабский, и римский, а также персидский, Согдийский, китайский, и пехлеви1.
Фирдоуси (935-1020 гг.)
В представленной статье речь идёт о согдийцах («купцах вне империй»). Это цен-тральноазиатский народ, живший приблизительно с V! в. до н.э. до почти середины средних веков, и затем «развеявшийся» на просторах Хорасана. На протяжении своей истории согдийцы оставались одними из основных торговых посредников на Шёлковом пути, поэтому большинство современных исследователей признают синонимами «наземный Шёлковый путь» и «согдийскую торговую сеть». Такая аналогия объясняется склонностью согдийцев не только к освоению новых товаров, но и к распространению в собственной интерпретации новых, преимущественно привнесённых извне идей. Это особенно заметно в отношениях с китайцами, включая период правления династии Тан (618-907), т.е. «золотого века» в истории Китая.
В настоящей работе впервые в отечественной историографии согдийцы представлены как народ, которому удалось повлиять на евразийскую культурную динамику, введя в отношения с близкими и далекими соседями принцип детеррито-ризации.
Отчасти под влиянием согдийцев суфийские философы (Аль Газали, Ибн Араби) выдвинули нелинейные интерпретации феномена посредничества. Однако современность вносит свои коррективы. Большинство современных историков стран Центральной Азии склонны игнорировать вклад в «свою» историю «чужих», будь то посредников или соседей. По мнению автора статьи, обращение к интеллектуальному наследию согдийцев (и тех, кто был задействован в превращении региона в перекрёсток культур) открыло бы возможность развития интеллектуального плюрализма для каждой из республик и позволило бы ускорить креативную модернизацию региона в целом.
Ключевые слова: согдийцы, Согд, Китай, суфизм, Аль Газали, Ибн Араби, Шёлковый путь, Центральная Азия, династия Тан, Аббасиды, Самарканд, Бухара.
УДК 94
Поступила в редакцию 11.11.2016 г. Принята к публикации 08.02.2017 г.
1 Здесь и ниже стихотворные переводы автора.
Границы «перекрёстка цивилизаций», каким всегда была Центральная Азия
(далее ЦА), оставались отчасти мобильными почти до XVI в. Такой режим
способствовал сохранению циркуляции населения, и интенсивному обмену идеями/товарами. Народы этого перекрёстка часто представлялись как посредники [64; 307] в передаче и умножении идей. Одними из первых, такую платформу для посредничества (коммерческого, интеллектуального, культурного) в регионе спроектировали согдийцы.
В представленной статье предпринята попытка рассмотреть вклад Центральной Азии в мировую историю через согдийское наследие. Работа состоит из трёх частей:
• согдийская культура в Центральной Азии через суфийскую призму;
• согдийский «вклад» в историю региона;
• «Революционизирующиеся» купцы Согда.
Согдийцы смогли выстроить свою историю/культуру на посредничестве, без ущерба для «другого», не теряя своего «универсума» на протяжении почти десяти веков. В этой статье я предлагаю обсудить согдийское наследие в менее привычных рамках. Акцент на согдийцах не означает желание соорудить пьедестал исторического почёта для них.
Сложившаяся в ЦА ситуация всё глубже утверждает зависимость между государствами, народами и индивидами. Возникает необходимость инициировать альтернативный вариант дискурса, основанного на вполне понимаемой идее: в любом человеческом сообществе необходимо уметь сосуществовать. Сосуществование в таком полиэтническом контексте как ЦА делает обязательным уважение к соседям, далеким и близким.
Смею надеяться, что краткий экскурс по согдийской истории, позволит снять налёт субалтернизации с системы исторических знаний, связанный с желанием исследователей подогнать историю народов к определённым дисциплинарным/ национальным стандартам. Это позволит задуматься о совете Дж. Руми, говорившего о гетерогенности другого, когда поиски «себя» идут через «тебя». Возможно так, мы сможем приблизиться к философии всеобщего, заметив «другого» в своей культуре.
Согдийская культура посредничества в ЦА через суфийскую призму
Для ЦА характерным на протяжении истории оставалась межкультурная взаимосвязь (внутри и вне региона). Блокирование диалога внутри региона лежит всецело на перманентной европоцентристской зависимости «между текстом и контекстом» [49, с. 538]. С этой точки зрения высвечиваются два подхода к изучению региона:
1. С подачи Х. Маккиндера [31] ЦА рассматривается как регион кочующих племен. При этом отодвигается в тень тот факт, что здесь на основе синтеза осёд-
лых народов и кочевников издревле возник огромный, ныне отчасти мифологизированный Шёлковый путь.
2. Исследователям сложно предположить, что сама концепция «нацио-строительства» - это всего лишь «идеологическое алиби территориального государства» [45, с. 796].
С подачи большевиков центральноазиатский регион был разделён на национальные республики, и поэтому сегодня в порядке вещей эмоциональные споры о принадлежности давних предков, включая согдийцев, бактрийцев и т.д., не говоря уже о национальности отдельных личностей. Возможно, некоторым «спорщикам» полезно вспомнить совет суфия Хайдара Амули (1320-1380) «развивать зрение, чтобы видеть саму реальность чернил во всех буквах, а затем видеть буквы как многообразную сущность чернил» [44, с. 404]. Иными словами, тем, кто верит в национальный миф, нужно научиться расшифровывать засекреченный реальный образ под пластами условностей, которые современные историки зачастую создают по идеологическому заказу. История согдийцев не принадлежит исключительно таджикам или узбекам. Она принадлежит всем, кто считает себя связанным с этим регионом, вне зависимости от современной национальной принадлежности.
Согдийцы, жившие в Центральной Азии между VI в. до н.э. до середины средних веков, едва ли не первыми использовали во благо географическое положение региона. Это был один из многочисленных ираноязычных этносов Со-гдианы (тадж. Сугд, узб. Sogd); ныне это часть территории Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Киргизии. Этот народ (наряду с другими), удержавшись на границе огромного кочевого мира, сумел повлиять на становление евразийской динамики, сохраняя в отношениях с близкими и далёкими соседями принцип детерриторизации [36].
Парадокс заключается в том, что схожий принцип открытости действовал и при построении евразийских империй (Китая, Персии, Аббасидов, Византии, Монголов). Именно поэтому исследователи выдвигают понятие «универсальной» империи как «иерархической концепции правителей и государственности» [85; 11]. В ней внутренний миропорядок закладывался на основе «братства», причём речь не шла о равенстве (или единообразии) [85; 47] (яркий пример тому - титул персидского императора «царь царей», шахиншах). Император возвышался над этнической и религиозной мозаикой, одновременно поощряя имбрикацию категорий «культура», «религия», «власть».
Согдийские коммерческие сети логично вписывались в такое переплетение.
Согдийские купцы приняли ислам ещё до завоевания ЦА мусульманами в VII в. - сразу после того, как арабы взяли под контроль земли, связывающие Средиземноморье с ЦА. Желая сохранить свои торговые привилегии, они стали первыми в регионе мусульманами. Следует понимать, что ранний ислам формировался как универсальная идентичность: религиозная, социально-политическая, коммерческая (разумеется, с оговоркой об относительности древних «универ-
сализмов») [85, с. 151]. На фундаменте универсализма закладывались и первые суфийские общины. Кроме того, суфии нередко путешествовали в составе торговых караванов, распространяя своё мистическое учение и практики. Вероятно, именно от согдийцев феномен посредничества, в синтезе с особым значением триадного комплекса древних восточных этико-религиозных систем, высветился в суфийской философии.
Великий суфий Ал Газали о своей концепции трёх миров писал, что её «основной особенностью ... представляется противопоставление двух миров и посредническая (выделено нами - Н.Х), связующая роль третьего» [3, 60]. И далее: «идея посредничества призвана разрешить противоречие, возводящее непреодолимую преграду между двумя началами в мире и в человеке» [61].
Такая идея воплощается в понятии дахлез [61] (или мир посредника - джа-барут [3; 61]), т.е. в соединении внутреннего и внешнего миров как места «действий двух вторжений: извне и вовнутрь» [61]. На таджикском, фарси и на арабском языках дахлез - это парадная часть дома, соединяющая внутренние покои с улицей, т.е. с внешним миром. О синтезе двух сфер, абсолютного бытия и абсолютного небытия, соединяемых «перешейком» - барзак (барзах), писал также философ Ибн Араби [54; 87].
Названные мыслители, жившие в разных частях огромного исламского мира, одинаково стремились через преодоление разного рода барьеров и противоречий проложить курс к конструктивному взаимодействию, основанному на преемственности между людьми, поколениями и культурами. В. Бартольд писал, что в селении Кушании на Зеравшане (к западу от Самарканда) было здание, на одной из стен которого были изображены китайские императоры, на другой — турецкие ханы и индийские брахманы, на третьей — персидские цари и римские императоры [8, 216]. Так согдийцы мастерски проиллюстрировали, как они сохраняли себя, давая одновременно пространство другому.
Согдийский вклад в историю ЦА
До монгольского завоевания XIII в. Центральная Азия была заселена преимущественно ираноязычными народностями [23, 261]. И согдийцы были в их числе. Впервые о них, их торговой сети и государстве Согдиана упоминается в Бехистунской надписи Дария I.
К территории Согда относят всю долину Зеравшана, с Бухарой и Самаркандом, а также долину Кашкадарьи с городами Кеш и Несеф (древнее название) [10, с. 487-488]. Некоторые княжества не входили в Согд, однако их население было согдийским, например, Уструшана (сегодняшний Истравшан, Таджикистан) [32]. Эксперты высказывают также иные мнения относительно географии Согда [2].
Шёлковый путь идентифицировать не менее сложно. Принято выделять два ключевых направления: северное и южное. Северный путь шёл от Аральского моря к устью Дона (земли сарматов), далее через Волгу к Уралу и к Европе. Юж-
ный путь, имевший многочисленные ответвления, вёл из Сианя в Дуньхуан, затем часть караванов шла в Фергану через Турфан; другая часть направлялась в обход пустыни Такла-Макан в согдийские города, а оттуда или на Ближний Восток [84, 18]. В обоих «южных» маршрутах караваны пересекали Среднюю Азию, и вели их в основном согдийцы [23, 64]. На трассе от Семиречья до Внутреннего Китая в У-У1 вв. также главенствовали согдийцы со своими тюркскими союзниками [156].
По данным археологов, торговые связи согдийцев с Китаем ведут отсчёт примерно со II в. до н. э. [7, 343]. Тогда же в связи с оттоком населения из-за вторжения Александра Македонского возникли первые согдийские колонии в приграничных районах Китая.
Известно, что в караване знаменитого первооткрывателя Шёлкового пути Чжан Цяня (ШШ, ум. в 114 г. до н.э.), отправленного в ЦА, было около 200-300 человек, и что император «каждому дал по 2 лошади, быков и баранов счётом 10 000. Нагрузил золотом, деньгами и шёлковыми тканями стоимостью в несколько тысяч, даже больше 10 000» [26]. Это путешествие положило начало конкуренции между «сыновьями из бедных семей» за участие в торговых миссиях на Запад [90]. Но в тот период китайцам не удалось вытеснить с торговых путей согдийцев.
Так же издревле и активно согдийцы торговали с Индией. До нас дошли граффити, которые они оставляли на скалах и в пещерах по пути в Индию, в верхних истоках Инда [72, 149]. Расшифрованная часть этих записей позволяет историкам делать вывод об интенсивной торговой циркуляции между ЦА, Китаем и Индией во 11-У вв. н.э.
Приблизительно к тому же периоду относится уникальная коллекция документов из Дуньхуана (включая знаменитые Согдийские письма) [50, 19]. В одном из домов Афрасиаба обнаружена фреска с изображением подношения согдийскому царю даров и свитка послами китайского императора [4]. К тому же времени относится архив из крепости на горе Муг (в 120 км к востоку от Самарканда) [15].
Такого рода находок было бы в ЦА значительно больше, если бы не высокий уровень кислотности почвы, препятствующий сохранению бумаги и пергамента. Поэтому невероятно важны свидетельства о согдийцах их соседей, китайцев и византийцев [87]. Китайская хроника IX в. описывала согдийцев как успешных купцов, которые устремлялись туда, «где намечалась выгода» [58].
Согдийские общины, колонии и купеческие гильдии возникали на всём протяжении южного Шёлкового пути, от Крыма до Маньчжурии [53; 102]. К IV в. многочисленные согдийские торговые диаспоры возникли в Китае, преимущественно в северных провинциях Ганьсу и Нинся, в городах Дуньхуан и Янчжоу, и в политических центрах империй Чанъань (современный Сиань) и Лоян [87]. Печальное доказательство многочисленности согдийской диаспоры в Китае -это документ, свидетельствующий, что во время восстания солдат в Лояне в
760 г. (восстание Ан Лушаня) было убито несколько тысяч согдийских купцов [78; 18].
Согласно В.В. Бартольду, по роли в торговле согдийцев можно уподобить финикийцам [9, 276]. По словам Франца Грене, именно согдийский приток стал основным фактором культурной истории Китая в У-УШ вв. [62]. Такой вывод основан на растущем объёме археологических находок. Об этом детально пишет Э. Вессьер в недавно опубликованной монографии «История согдийских купцов» [86]. Со-гдийцы были известны не только как торговцы, но и как «переводчики, скотоводы, ремесленники, а также те, кто умножал и транспортировал идеи» [46].
Символом имперского могущества Китая были знаменитые «небесные кони» из Центральной Азии. Около VIII в. именно кони были основной статьёй поставок согдийцев в Китай [74; с. 331]. Согдийцы разводили и продавали их на границе империи, в южном Ордосе (север Шаньси). Масштаб торговли был столь велик, что в 679 г. в этой местности были учреждены «шесть согдийских округов» («шесть округов ху») [74; с. 317]. С.Г. Кляшторный ссылается на сообщение летописи о том, что «главы согдийцев за успешную поставку лошадей по китайскому правительственному заказу в 714 г. были награждены почётными титулами» [25]. В 718 г. согдийцы прислали в дар императорскому двору кольчугу. Она была принята в качестве образца для китайской армии [18].
Известно также, что согдийцы были хорошими дипломатами. Перехватив инициативу у парфян и бактрийцев, в У-У1 вв. при поддержке тюркских племён согдийцы начали участвовать в политических играх империй. Это качество особенно ярко обнаружилось в эпоху первого Тюркского каганата - империи, объединившей евразийские земли. Будучи в 576 г. завоёванными этой империей, согдийцы сумели оставить за собой льготы [39], предлагая быть посредниками в решении политических споров. «К концу 60-х годов VI в. Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени - Византии, сасанидского Ирана, Китая - и ведёт борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья» [23, 61]. Считается, что дипломаты, в 567 г. заключившие военное соглашение Византии и Каганата против персов, были согдийцами [23, 65].
Приблизительно в то же время в источниках появляется термин «тюрк». «Согдийцы передавали его как турк (мн.ч. туркут) — «тюрки». Последнюю форму заимствовали китайцы (туцзюе-тюркют), так как первоначально дипломатические и письменные сношения между тюрками и Китаем осуществлялись при посредстве согдийцев и согдийского письма» [23, 61]. Творческий, военный и коммерческий симбиоз согдийцев и тюрков отражался во многих начинаниях.
Престиж и благосостояние согдийцев особенно выросли в Китае в эпоху династии Тан. Не случайно на обложку монографии «Космополитизм династии Тан» [88] помещена фотография керамической статуэтки согдийского виноторговца. Автор монографии доказывает, что эта статуэтка, как и несколько аналогичных произведений искусства, относится к раннему периоду династии Тан и
изображает этнических согдийцев. Согдийцев изображали с вьющимися волосами, густой бородой, крупным носом и глубоко посаженными глазами [88].
Образ согдийца дополняют восхитительные терракотовые статуэтки танцовщиков и танцовщиц из коллекций лучших музеев мира [65]. Техническая утончённость согдийского танца вписывалась в высокий уровень искусства и танца династии Тан. Согдийских танцовщиков приветствовали и во дворцах императоров, и на городских площадях.
Среди знати популярностью пользовались и войлочные юрты, в которых звучала согдийская музыка, танцы, и было вино (тоже согдийское). В обеих столицах империи, Чанъань и Лоян, поэты посвящали оды согдийской Терпсихоре. Согдийцев в Китае чаще всего называли Ху (^А). В летописях Тан зафиксировано: «Еда аристократов была Ху, их музыка была музыкой Ху, и их женщины предпочитали одеваться в дорогие экзотические одеяния Ху» [83]. Японский путешественник писал, что столица Тан Чанъань «раскрашена красками Ху» [83].
В китайских источниках перед именем иностранца было принято указывать место, откуда он приехал в Поднебесную. Перед именами согдийцев по числу городов-государств Согда ставился один из девяти иерогрифов, но особенно распространены были: Кан (Самарканд), Ань (Бухара), Ши (Чач), Ши (Кеш - иной иероглиф), Ми (Маймург), Цао (Кабудан), Хэ (Кушания) [25].
Из Китая согдийские купцы везли не только ткани, но также ковры, парфюмерию, мускус, рисовое вино, камфару, лекарства и другие товары [64]. Влияние китайской материальной культуры на земледельческие оазисы центральноазиат-ского региона происходило не только путём взаимного товарообмена; оно было многовекторным. «Для земледельческих оазисов Средней Азии прежде всего назовём внедрение шелководства и шелкоткачества (Согд); технологий выплавки железа (Фергана) и изготовления бумаги; культивирование риса, персиков, абрикосов, корицы.... Усвоение лучшего в культуре других стран, в частности достижений китайской цивилизации, стало одним из факторов развития культур народов Средней Азии» [7; с. 342]. В таких связях отчётливо прорисовывался феномен посредничества.
Разумеется, в списке коммерческих интересов согдийцев особое место занимал шёлк. Немецкий географ Ф. Рихтгофен справедливо назвал огромный «транснациональный» торговый путь из Китая Шёлковым (в 1877 г.). Согдийцы отчасти реформировали отношение китайцев к шёлку: они перенесли шёлк из сферы дипломатии в мир коммерции, которая всегда активнее внедряет модификации в технологические процессы. Известно, что со времён легендарного «жёлтого императора» Хуан-Ди (около 2600 г. до н.э.) в Китае хранили секрет производства шёлка, и неукоснительно соблюдался имперский запрет на вывоз шелкопряда. Во второй половине I в. монополия начала рушиться. Технология производства шёлка достигла Хотана (на юго-востоке современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая), а оттуда проникла в ЦА. Ткани, обнаруженные среди прочего на горе Муг, были как импортными (китайскими), так и местного про-
изводства [22, 14]. Позднее согдийцы научились ткать шёлковые гобелены кэш, в которых в качестве челнока использовалась игла [71, 13]). Такой гобелен очень ценили и использовали, главным образом, на книжные обложки [30, 97].
Самым востребованным видом среднеазиатского шёлка считалась согдийская красно-белая и зелёная парча занданечи, которую изготавливали недалеко от Бухары, в местечке Зандан [12]. Такой тканью украшали как европейские храмы, так и буддийские пещеры Могао недалеко от Дуньхуана [89, 83]. Хубилай, основоположник династии Юань, также ценил согдийские шелка. Утвердив своей столицей Даду (сегодняшний Пекин), он приказал привезти бухарских ткачей для производства занданечи [89, 123].
Многие полезные инициативы согдийцев возникали и реализовывались благодаря городской культуре. Этот народ основал многие города, такие как Самарканд, Бухара, Ташкент (Чач Сас), Суяб (руины этого древнего города находятся в 6 км к юго-западу от Токмака, Киргизия), Невакет (развалины города находятся в 30 км от Бишкека, Киргизия) и т.д. Все они возникли на основе согдийской общины наф. О таких общинах писал Б. Гафуров: «Эти агнатические группы имели, по-видимому, коллективную собственность на пахотную землю, пастбища и другое имущество, причём входившие в группу лица были связаны солидарностью и порукой» [18]. Посредничеству согдийцы учились в общинах с детства, с 5 лет. Достигнув 20-летнего возраста, большинство юношей начинали заниматься торговлей.
Согдийцы были восприимчивы к различным религиозным течениям. Среди них были зороастрийцы, буддисты, манихейцы, несториане, иудеи, мусульмане, язычники и т.д. [11]. Всё это, в синтезе с коммерческим духом, стимулировало активное религиозное миссионерство. Есть предположение, что именно благодаря согдийским купцам перечисленные выше религии распространялись вдоль Шёлкового пути [60]. При этом особая роль принадлежала буддийским институтам. Например, самый почитаемый патриарх буддийской школы Хуайян ^ Ж (Гирлянда цветов) Фазанг (643-712) был внуком иммигрантов из Со-гда [38] (или, возможно, из Хорезма) [38]. Правомерно считать, что «буддийская эпоха» длилась в ЦА с IV по VIII вв. Тогда эта религия связала культурным единством весь азиатский континент, за исключением Сибири и Ближнего Востока [76; с. 147]. Особую роль в расширении буддийских учений играл шёлк. Его использовали в буддийских церемониях, что стимулировало торговлю и одновременно облегчало распространение буддизма [60].
В IV-V вв. часть согдийцев перешли к манихейскому и несторианскому течениям христианства; от них переняли это учение жители некоторых частей китайской империи, а также некоторые тюркские племена.
Революционизирующиеся купцы Согда
Определение «революционизирующиеся» мы относим к согдийским купцам в VIII в. Кристофер Беквит описал это столетие следующим образом: «В сере-
дине VIII в. ... мир пережил фундаментальные изменения, обычно связанные с успешными политическими династиями и восстаниями ... Каролингов, Аб-басидов, уйгурских тюрков и антитанское восстание, каждое из этих событий определяется как основное в национальной истории» [47, с. 192]. Эти события повлияли на ход истории центре Евразии и отчасти всего мира, причём в трёх последних согдийцы сыграли заметную роль.
Ниже мы анализируем два из них: восстание 742 г., свергнувшее династию Омейядов, и мятеж 755 г., ознаменовавший закат империи Тан. Наш анализ нацелен на выявление некоторых парадоксальных закономерностей на основе известных исторических фактов.
Прежде всего, поражает скорость, с которой регион восстановился после первого этапа арабского нашествия (710-712 гг.) и готовность народов к участию в военных действиях за пределами собственной земли.
Предполагаю, что такая «внешняя» направленность подводит к «внутреннему» снижению значимости согдийской культуры в регионе, и именно с того времени согдийцы начинают постепенно растворяться на просторах Хорасана. Абу Райхан Бируни (973-1048) упоминал о встречах с людьми, которые умели читать по-согдийски; вероятно, он сам знал согдийскую письменность, так как несколько раз ссылался в своих работах на согдийцев [79]. Махмуд Кашгарский (1028 или 1029 -?) дал ценную информацию об ассимиляции согдийцев, сообщив, что часть народа перенимает «одежду и нравы тюрков» [25], другая часть переходит с согдийского языка на дари.
Однако «заключительным аккордом» согдийцы, вместе со всеми народами региона, представили ещё один парадокс: «расшатыванием» двух империй они словно добились льгот по созданию собственных государств: так возникли Та-хириды (821-873) и Саманиды (819-999).
В 751 г., в период между упомянутыми выше восстаниями, состоялось Таласское сражение (иначе Атлахская битва, на территории нынешнего Манасского района Киргизии) - единственное в истории столкновение арабской и китайской армий. Победа досталась военной коалиции арабов, тюрков и согдийцев под командованием Зияда ибн Салиха [14, с. 133]. Эта битва была знаменательна не столько масштабом, сколько последствиями для региона, новой династии Абба-сидов и всего мира:
• Во-первых, в результате этого столкновения мир получил бумагу. Как известно, бумага - это китайское изобретение. Однако доступной (именно массовой) бумага стала благодаря согдийским мастерам Самарканда, которые усовершенствовали технологии, полученные после Таласского боя у военнопленных китайцев, оказавшихся мастерами по изготовлению бумаги [80, с. 171].
С того времени благодаря самаркандской бумаге идеи начали фиксироваться огромным потоком. Согдийское «ноу-хау» передалось в крупные города Абба-сидов (750-1258 гг.), и на такой «бумажной» основе возник Центр науки исламского мира: Дом мудрости (Баит-ал-Хикма и позднее Дар-ал-Хикма) в Багдаде
[33]. Книжные базары и лавки стали привычной деталью городского пейзажа Востока. В X в. под патронажем элиты была создана сеть библиотек. Я предполагаю, что знаменитая плеяда мудрецов Центральной Азии также воспитывалась на «согдийской» бумаге.
• Таласская битва - это не только начало поражения Омейядов и становления сети огромных космополитических городов Аббасидской империи. Исход этого сражения ускорил процесс интеграции региона в политическую и культурную сферу ислама.
Вероятнее всего, оба восстания планировались в Мерве (на территории нынешней Туркмении) - важном торговом центре Востока, где перекрещивались многочисленные караванные пути. В Мерве было много купеческих ассоциаций, в т.ч. и согдийские. Некоторые согдийцы проживали в престижном городском квартале - «бухарском», находившимся рядом с дворцом правителя [80, с. 282].
• Свержение Омейядов
Восстание, в результате которого к власти пришла династия Аббасидов, началось в 742 г. Большинство исследователей считают его причиной недовольство мусульман-неарабов и «хищнический характер омейядского господства» [23, с. 263]. Я предполагаю, что это верно лишь отчасти. Скорее, люди были вдохновлены перспективами перемен, обещанных потомками Аббаса. Но восстание стало набирать силу только после того, как харизматичный Абу Муслим (718 (или 719)-755) привлёк огромное число сподвижников со всего Хорасана.
Для реализации планов по смене династии все «общественные движения» (используя современный жаргон) Мерва «Негзат Ни-зак», «Негзат Согдиян», «Аббасидское движение» по призыву Абу Муслима начали агитацию под лозунгом «Во имя спасения детей Мухаммеда!»» [42, 6]. В городе была объявлена мобилизация, которую впоследствии арабы называли «Хурасания» [64]. Большинство частей возглавляли согдийские купцы, но основной рядовой состав комплектовался тюрками. Революционная армия, вдохновлённая перспективами свободы и смены режима, смела Омейядов и провозгласила новую династию Аббасидов. Как и большинство тех, кто привёл к власти нового халифа, т.е. прибывшие с ним из Хорасана, согдийцы получили многочисленные льготы. «Влияние культуры Центральной Азии на новый халифат можно сравнить с триумфом греческой цивилизации над Римом. Однако есть важное отличие: греки влияли на культурную жизнь Рима, но не контролировали ни его армию, ни экономику. В халифате центральноазиаты были доминирующим интеллектуальным классом, одновременно контролируя как армию, так и экономику» [80, с. 128].
• Восстание второе: против династии Тан
Мультиэтничность была глубоко имплантирована в реалии китайской империи Тан (618-907). В столицах Чанъань (современный Сиань) и Лоян имелись огромные и влиятельные общины иностранцев из Ближнего Востока, Центральной и Южной Азий [51, с. 17]. В городах действовали мечети, иудейские, мани-хейские и зороастрийские храмы, несторианские церкви, буддийские монастыри
самых разных школ. Разнообразие удивляет ещё сильнее, если учесть «разворот», который произошёл в Китае в последующие столетия.
На волне культурного плюрализма был воспитан один из талантливейших представителей согдийской диаспоры Китая - генерал Ань Лушань (703-757). Его имя представляет собой китайскую транскрипцию согдийского имени Рав-шан [51, с. 290] (имя остаётся популярным в ЦА и переводится как «светлый»).
Вдохновлённые начальным успехом восстания, согдийские купцы поддержали Ань Лушана, но восстание было подавлено. По империи Тан пронеслась волна репрессий против всех, кто не был похож на китайцев [51]. Но дефицит многоцветия сделал великую империю шаткой, и династия, которую историки признают блистательной, вскоре утеряла былую роскошь и престиж.
Переждав репрессии, согдийцы продолжили использовать свои сети, пусть и менее масштабно. Потомки согдийцев прослеживаются в документах шести китайских провинций. Для восстановления социального статуса согдийцы использовали уйгурские племена, получившие ряд привилегий в период реставрации порядка после восстания Ань Лушана [59]. Уйгуры в оазисах Аксу и Синьцзян находились под влиянием согдийцев, от которых они переняли манихейство, а позднее ислам [69; 37].
Вместо заключения
Считается, что в современной ЦА неформальных барьеров в три раза больше, чем на Ближнем Востоке, Северной Африке, и в два раза больше, чем в Южной Азии. Это крайне неблагоприятно для развития торговли [55]. Прибавьте сюда фундаменталистскую интерпретацию ислама с ксенофобией, ненавистью к искусству и музыке. Эту печальную картину необходимо менять. Например, взяв за образец согдийскую модель посредничества. В культуре центральноазиатско-го региона традиционно прослеживалось стремление сохранить скорее «онтику и горизонталь, нежели онтологию и вертикаль» [43, с. 124]. Иными словами, если научиться жертвовать «вертикалью» и не увлекаться национальным и государственным разделением, то очень скоро согдийский посреднический потенциал будет восстановлен.
В истории региона часто улавливается переходность (дахлез - барзак). Один из первых российских востоковедов Н.Я. Бичурин ещё в 1823 г. писал: «...замечания о древнем состоянии Азии, разбросанные на обширном пространстве истории китайской, имеют тесную между собою связь .. Ибо с значением пределов одного государства открывается местоположение и других, с которыми оно смежно, с описанием одного народа сообщается понятие на других, с которыми он имел связь» [41, с. 282]. Если видеть такие «связи» в контексте евразийского Шёлкового пути, то мы сможем представить культуру ЦА стремящейся быть «открытой». Так как эта культура:
• обладает органичностью;
• демонстрирует уникальность (особую «пестроту»).
На такой базе синтезировалось общество, где индивидуум, группы и общины использовали несколько языков, культурных стилей и религий. В моём представлении, это также характеризует «согдийское посредничество». Отметим, что до недавнего времени в ЦА билингвизм воспринимался как норма (например, узбекский/таджикский; казахский/узбекский). Теперь общины, которые отличаются языками, изолируются друг от друга. Важно осознать, что «посредничество» - это не ассимиляция, а своего рода готовность общин придерживаться универсальных ценностей, и признавать право индивидуума быть в составе одной или нескольких общин одновременно.
На такой основе народы региона однажды уже стали движущей силой глобальной программы, каким был древний «Шёлковый путь»; и им удалось через дахлез создать общность взаимозависимости. Именно над этим «бьётся» постмодернистское общество в ходе реализации современных вариантов Шёлкового пути, китайского и американского. Предлагаемый нами подход влечёт за собой реальное переосмысление, о чём пишет Миноло: «Недостаточно изменить содержание обсуждений ... важно изменить условия обсуждений» [56]. Лишь таким образом можно сохранить прагматизм в концептуализируемых теориях истории и культуры ЦА, не поддаваясь при этом искушению обобщения, или же, наоборот, не пытаясь усилить границы между нациями и дисциплинами.
Список литературы
1. Абаев В. И. Текст Большой или Бехистунской надписи // Хрестоматия по истории Древнего мира / под ред. В. В. Струве. 2-е изд. Т. 1. М.: УЧПЕДГИЗ, 1956. С. 255 - 263.
2. Абдуллоев С.А. Чугрофияи таърихии Дав-лати Сомониен. Худжанд: Матбааи ДДХ ба номи академик Б.Гафуров, 2000. 374 с. (на тадж.яз.)
3. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы / пер. В.В. Наумкина. М.: Наука, 1980. 376 с.
4. Альбаум Л.И. Новые росписи Афрасиаба // Страны и народы Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1971. С. 83-89.
5. Анашина М.В. Философия эпохи Хань: учеб. пос. Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ-РАН, 2013. 101 с.
6. Ахмад ибн Йахйа ибн Джабир ал-Балазури. Завоевание Хорасана / пер. и ком. Г. Гоибова. Душанбе: Дониш, 1987. 119 с.
7. Баринова Е.Б. Китайский импорт в Парфии, Бактрии, Маргиане, Согдиане и Устушане в домонгольский период // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 3. С. 338 - 347.
8. Бартольд В.В. Сочинения в 9 тт. Т. 6. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. 785 с.
9. Бартольд В.В. К вопросу об языках согдийском и тохарском // Сочинения в 9 тт. Т. 2. Ч. 2. М.: Наука, 1964. С. 461-470.
10. Бартольд В.В. Согд // Сочинения в 9 тт. Т. 3. М.: Наука, 1965. 487 с.
11. Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. М.: Искусство, 1973. 68 с.
12. Беленицкий А.М., Бентович И.Б. Из истории среднеазиатского шелкоткачества (К идентификации ткани «занданечи») // Советская археология. 1961. №2. С. 66-78.
13. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. 471 с.
14. Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.) // Страны народов Востока. Т. ХХП. М.: Наука, 1980. С. 132-135.
15. Васильев А.И. Согдийский замок на горе Муг // Согдийский сборник. Л.: Изд. АН СССР, 1934. С. 18-32.
16. Фрейман А.А. Находка согдийских рукописей и памятников материальной культуры в Таджикистане // Согдийский сборник. Л.: Изд. АН СССР, 1934. С. 7-17.
17. Вяткин В.Л. Афрасиаб - городище былого Самарканда. Археологический очерк. Ташкент: Главнаука, 1927. 64 с.
18. Воробьева-Десятовская М.И. Из истории российского востоковедения. «Великие географические открытия» русских ученых в Центральной Азии. Материалы вторых востоковедных чтений памяти О. О. Розен-берга (РХГА, 11-12 ноября 2008 г.). СПб.: Изд-во русской христианской гуманитарной академии; Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2009. Т. 10. Вып. 3. URL: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/ pdfta_vorobyova-desyatovskaya_2009.pdf (дата обращения: 02.03.2017).
19. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука,1972. 664 с.
20. Государственный историко-культурный парк Древний Мерв. URL: http://whc.unesco.org/ru/ list/886 (дата обращения: 08.11.2016).
21. Дамдамаев М.А. Бехистунская надпись Да-рия I URL: http://rec.gerodot.ru/behistun/ dandamaev01.htm#3 (дата обращения: 12.11.2016).
22. Зарифи Х. Хазинаи тиллоии точикон. Нашри чорум, бо тахриру иловахои нав. Душанбе: Ирфон, 2011. 386 с.
23. Иерусалимская А.А. «Великий Шелковый путь» и Северный Кавказ. Л.: [б. и.], 1972. 14 с.
24. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века / гл. редкол.: Р.Б. Рыбаков и др.; отв. ред. Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян. М.: Вост. лит., 2002. 716 с.
25. Кара-тепе - буддийский пещерный монастырь в старом Термезе. Основные итоги работ 1937, 1961 1962 гг. и индийские надписи на керамике. Вып.1. М.: Институт востоковедения, 1964. 110 с.
26. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Наука, 1964. 214 с.
27. Кюнер И.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М. Издательство восточной литературы, 1961. 587 с.
28. Лившиц В.А., Хромов А.Л. Согдийский язык // Основы иранского языкознания. Среднеи-ранские языки. М.: Наука, 1981. C. 347 - 514.
29. Лившиц В.А. Иранские языки народов Средней Азии // Народы Средней Азии и Казах-
стана. Т. 1. М: Издательство АН СССР, 1962. С. 131-158.
30. Литвинский Б.А., Зеймаль Т.И. Буддийский монастырь Аджина-тепа (Таджикистан). Раскопки. Архитектура. Искусство. Archaeological Varia. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Т.К. Мкрытчева. СПб.: Нестор-История, 2010. 320 с.
31. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на Шёлковом пути (Шёлк и внешние связи древнего и ран-несредневекового Китая). М.: Восточная литература, 1994. 326 с.
32. Маккиндер X. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. №4. C. 162 - 169.
33. Негматов Н.Н., Рахимов H.T. Уструшано-Ходжентский узел Великого шёлкового пути // Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. Ташкент, ТДК, 1990. С. 118 - 121.
34. Нурулла-Ходжаева Н.Т. Один из фрагментов истории передачи знаний: Дом мудрости Аббасидов и о чернилах в реке Тигр. URL: http://www.mgl.ru/www/www/library/177/The_ Abbasids.html (дата обращения: 03.04.2016).
35. Поляков А.С. Китайские рукописи, найденные в 1933 г. в Таджикистане // Согдийский сборник. Л.: Изд. АН СССР, 1934. 103 с.
36. Лившиц В.А. Юридические документы и письма / пер. и коммент. В. А. Лившица // Согдийские документы с горы Муг. Вып. II. Л.: Изд. АН СССР, 1962. 121 с.
37. Чугуевский Л.И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана // Страны и народы Востока. Вып. 10. М.: Наука - Восточная литература, 1971. С. 147 - 156.
38. Соловьева А.Н. Детерриторизация социальных практик в контексте этнокультурных ландшафтов //Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. C. 126 - 129.
39. Согдийские документы с горы Муг. Вып. 1. Описание, публикация и исследование А.А. Фреймана. Л.: Изд. АН СССР, 1962. 90 с.
40. Согдийские документы с горы Муг. Вып. 2. Юридические документы и письма / пер. и коммент. В.А. Лившица. М.: Наука, 1962. 222 с.
41. Согдийские документы с горы Муг. Вып. 3. Хозяйственные документы / пер. и коммент. О.И. Смирновой и М.Н. Боголюбова. М.: Наука, 1963. 132 с.
42. Синология.Ру: история и культура Китая. URL: http://www.synologia.ru/ (дата обращения: 27.12.2016).
43. Пигулевская Н. Византия на путях в Ин- 56. дию. Из истории торговли Византии с Востоком. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/pigul/03.php (дата обращения: 27.11.2016). 57.
44. Рагоза А.Н. Согдийские фрагменты централь-ноазиатского собрания Института востоковедения АН СССР. М.: Наука, 1980. 183 с. 58.
45. Тихонов Д.И. Русский китаевед первой половины XIX века Иакинф Бичурин // Учёные записки Ленинградского государственного 59. университета. 1954. № 179. Серия востоковедческих наук. Вып. 4. С. 282-283.
46. Хакназаров А. Борьба таджикского народа против Арабского Халифата: Автореф. дисс. ... д. ист. наук: 07.00.02. Душанбе, 2010. URL: http://cheloveknauka.com/borba-tadzhikskogo-naroda-protiv-arabskogo-halifata (дата обращения: 27.08.2016). 60.
47. Шукуров Ш.М. Хорасан. Территория искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 400 с.
48. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / 61. пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Рапопорт.
2-е изд., исп. и доп. M.: Садра, 2012. 536 с.
49. Appadurai A. The Heart of Whiteness // Callaloo, On "Post-Colonial Discourse": A Special Issue. 1993. No. 16 (4). Pp. 796 - 807. 62.
50. Asia Society «Monks and merchants: Silk Road treasures from northwest China, Gansu and Ningxia, 4th - 7th century». URL: http://sites. 63. asiasociety.org/arts/monksandmerchants (дата обращения: 01.05.2016).
51. Beckwith C. Empires of the Silk Road. A History
of Central Eurasia from the Bronze Age to the 64. Present. Princeton: Princeton University Press, 2009. 472 p.
52. Laufer B. Sino-Iranica. Chinese contributions to the history of civilization in ancient Iran, with special reference to the history of cultivated plants
and products; 1874-1934. URL: https://archive. 65. org/details/sinoiranicachine00laufrich (дата обращения: 01.09.2016). 66.
53. Carolyn J. Dean Rethinking History // Intellectual History and the Prominence of 'Things That Matter'. 2004. Vol. 8. No. 4. Pp. 537-547.
54. Cave Temples of Dunhuang: Buddhist Art on 67. China's Silk Road / ed. by N.Agnew, M.Reed
and T.Ball. Getty Conservation Institute, 2016. 302 p.
55. Chamney L. The An Shi Rebellion and Rejection 68. of the Other in Tang China: Master of Arts thesis. University of Alberta. Faculty of Graduate Studies
and Research. URL: https://era.library.ualberta. ca/downloads/k930bz21s (дата обращения: 69. 10.04.2016).
Clark B.R. The HE System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley: University of California Press, 1986. 315 p.
Chen S. Multicultural China in the Early Middle Ages (Encounters with Asia). Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2012. 320 p. Chittick WC. The Sufi Path of Knowledge: Ibn al-'Arabi's Metaphysics of Imagination. Albany, NY: State University of New York Press, 1989. 478 p. Cooley Al. One Belt, One Road, Many Headaches: The Economic, Political, and Social Challenges of OBOR in Central Asia. The Central Asia Security Workshop 08.03.2016. URL: http://centralasiaprogram.org/wp-content/ uploads/2016/04/CAP-Papers-159-April-2016-Security-Workshop.pdf (дата обращения: 19.03.2016).
Cowden St., Gurnam S. Acts of Knowing: Critical Pedagogy in, Against and Beyond the University. Bloomsbury Publishing USA, 28.03.2013. 240 p. Dawn M.M. Landmarks of the Persian Renaissance: Monumental Funerary Architecture in Iran and Central Asia in the Tenth and Eleventh Centuries: Ph. D. diss. Massachusetts Institute of Technology, 2007. 414 р.
Dien A.E. The Glories of Sogdiana. URL: http:// www.silk-road.com/artl/sogdian.shtml (дата обращения: 29.09.2016).
Sogdiana iii. History and archeology // Encyclopedia Iranica. URL: http://www. iranicaonline.org/articles/sogdiana-iii-history-and-archeology (дата обращения: 18.03.2016). Foltz R. The Role of the Sogdians in the Spread of World Religions. Papers in Honour of Professor Z. Zarshenas. URL: http://www.cais-soas.com/CAIS/Religions/iranian/role_central_ asian_spread_religion.htm (дата обращения: 19.09.2016).
Moosa E. Ghazali and the Poetics of Imagination. University of North Carolina Press, 2005. 349 p. Grenet F.T. Pre-Islamic civilization of the Sogdians. URL: http://www.silkroadfoundation. org/newsletter/december/pre-islamic.htm (дата обращения: 29.09.2016).
Harmatta J. Royal Power and Immortality. The Myth of the two Eagles in Iranian Royal Ideology // Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae. 1979. No. 27. Pp. 305-319. History of Civilizations of Central Asia: The crossroads of civilizations. Vol. III.: The crossroads of civilizations: a. d. 250 to 750 / ed. by A.H. Dani, B.A.Litvinsky. UNESCO, 1996. 558 p. Housel J. Dance at Dunhuang. Part 3. The Sogdian Whirl. URL: http://www.buddhistdoor.
net/features/dance-at-dunhuang-part-three-the-sogdian-whirl (дата обращения: 19.04.2016).
70. Iqbal A., Khandan-I Nawbakhi. Tehran 1311/1933. 3d. ed. 1978. 154 p.
71. Kotkin S. Mongol Commonwealth. Exchange and Governance across the Post-Mongol Space // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2007. No. 8. Pp. 487-531.
72. Lane J.E., Redrissi H. Riya aydawi Religion and Politics: Islam and Muslim Civilisation. Routledge, 2016. 336 p.
73. Megill A. Intellectual History and History // Rethinking History. 2004. Vol. 8, No. 4. Pp. 549557.
74. Nabhan G.C. Camels, and Caravans: A Spice Odyssey. Univ of California Press, 2014. 332 p.
75. Nolan P. Understanding China: The Silk Road and the Communist Manifesto. London: Routledge, 2016. 174 p.
76. The Oxford Handbook of Late Antiquity / ed. by S. Johnson. Oxford University Press, 2012. 1247 p.
77. Procopius On the Wars, Internet Medieval Sourcebook, Procopius: the Roman Silk Industry. URL: http://www.fordham.edu/halsall/ source/550byzsilk.html (дата обращения: 12.11.2016).
78. Pulleyblank E.G. A Sogdian Colony in Inner Mongolia // Toung Pao. 1952. No. 41. Pp. 319-52.
79. Silk Road Project. Program Overview. URL: www. silkroadproject.org/tabid/144/Default.aspx (дата обращения: 15.11.2016).
80. Reischauer E. and Fairbank J.K. East Asia, the Great Tradition. Boston: Houghton, Mufflin Company, 1958. 739 p.
81. Schafer H. The Golden Peaches of Samarkand. Univ. of California Press, 1963. 399 p.
82. Schafer E.H. Iranian Merchants in T'ang Dynasty Tales. Semitic and Oriental Studies. A Volume Presented to William Popper // Semitic Philology. 1951. Vol. XI. Pp. 414-415.
83. Sogdiana.URL:http://www.podgorski.com/main/ sogdiana.html (дата обращения: 15.01.2017).
84. Starr F. Lost Enlightenment: Central Asia's Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane. Princeton: Princeton University Press, 2013. 634 p.
85. Stavisky B. Once more about Pecularities of the Sogdian Civilization of the 4th-10th centuries. URL: http://www.cais-soas.com/CAIS/Culture/ peculiarities_sogdian.htm (дата обращения: 30.10.2016).
86. Sullivan M. Art and Artists of Twentieth Century China. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1996. 392 p.
87. Tang Dynasty Days. URL: http://www. tangdynastytimes.com/tang-dynasty-days/ (дата обращения: 26.11.2016).
88. Tryjarski E. The Geographic and Linguistic Status ofthe Silk Roads // Diogenes. Vol. 43. No. 171. Pp. 15-24.
89. Fibiger Bang P., Kolodziejczyk D. Universal Empire: A Comarative Approach to Imperial Culture. Cambridge University Press, 2012. 399 p.
90. Vaissiere E. Sogdian Traders: A History. Transl. by J. Ward. Leiden: Brill, 2005. 420 p.
91. Vaissiere E. Sogdians in China: A Short History and Some New Discoveries. URL: http://www. silkroadfoundation.org/newsletter/december/ new_discoveries.htm (дата обращения: 09.11.2016).
92. Valenstein S.G. Cosmopolitanism in the Tang Dynasty. A Chinese Ceramic Figure of Sogdian Wine-Merchant. N-Y: Bridge21 Publ., 2014. 104 p.
93. Xinru L. The Silk Road in World History. New York: Oxford University Press, 2010. 169 p.
94. Yu Y. Trade and expansion in Han China. Berkeley, CA: University of California Press, 1967. 251 p.
Об авторе:
Наргис Талатовна Нурулла-Ходжаева - д.филос.н., старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН. E-mail: [email protected].
"DANCING" MERCHANTS BEYOND THE EMPIRES ON THE SILK ROAD
N.T. Nurulla-Khodjaeva
Center for Central Asian Studies, Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. 107031 Moscow, Rojdestvenka-str. 12.
The article is devoted to political and cultural heritage of Sogdians ("merchants outside empires"). This is the Central Asian people, who lived in a period from around the 6th century BC. until the middle of the Middle Ages, and then were dispersed in the vastness of Khorasan region. Throughout its history the Sogdians played the role of the most important trade intermediaries on some segments of the Silk Road, many researchers today consider "Silk Road" and "Sogdian Trade Network" as synonyms notions. Sogdians were unique in their inclination not only to develop new products, but also to proliferate their own reinterpretation of new, mostly imported ideas. This is especially evident in their relations with the Chinese, including the period of the Tang dynasty (618-907), i.e., "Golden age" in the history of China.
The article for the first time in Russian research literature represents Sogdians as a people who managed to influence the Eurasian cultural dynamics by introducing the principle of deterritorialization into relations with close and far neighbors.
Most modern historians in Central Asia tend to ignore the contribution to "their" history from "strangers", neither mediators, nor neighbors. The appeal to the intellectual heritage of Sogdians as a people who promoted the transformation of the region into a crossroads of cultures would open the possibility of developing intellectual pluralism in each of the Central Asian countries today and would allow accelerating the creative modernization of the region as a whole.
Key words: Sogdians, Sogd, China, Al-Gazali, Ibn Arabi, Silk Road, Tang, Abbasids, Samarkand, Bukhara.
References
1. Abaev V.I. Tekst Bol'shoi ili Bekhis-tunskoi nadpisi [Behustan recording]. Khrestomatiia po istorii Drevnego mira [Anthology on the history of the Ancient World]. Ed. by V.V. Struve. 2d ed. Vol. 1. 5. Moscow, UChPEDGIZ Publ., 1956. Pp. 255-263. (In Russian).
2. Abdulloev S.A. Chugrofiiai ta"rikhii Davlati Somonien [Historical Gegraphy 6. of Samani State]. Khijand, B.Gafurov's University publ., 2000. 374 p. (In Tajik).
3. Abu Khamid Al Gazali. Voskreshenie 7. nauk o vere. Izbrannye glavy [Revival
of Science on faith Selected chapters.]. Transl. by Naumkin V.V Moscow, Nauka Publ., 1980. 376 p. (In Russian).
4. Albaum L.I. Novye rospisi Afrasiaba
[New Afrasian paintings]. Strany i nar-ody Vostoka [Countries and people of the East]. Moscow, Nauka Publ., GRVL, 1971. 88 p.
Anashina M.V Filosofiya epohi Tan [Philosophy of Han time] Moscow, Russian Academy of sciences, Institute of philosophy Publ., 2013. 101 p. Ahmad ibn Yiahya. Zavoevanie Khoras-ana [Invasion of Khorasan]. Transl. by Goibov G. Dushanbe, Donish Publ., 1987. 119 p.
Barinova R.B. Kitaiskii import v Parfii, Baktrii, Margiane, Sogdiane i Ustushane v domongol'skii period [Chinese import to Parphia, Bactria, Margiane, Sogdiane and Ustrishane before Mongol]. Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledo-
vaniia, 2013, no. 3, pp.338-347.
8. Bartol'd V. V. K voprosu o yiazykah sogdi-jskom i toharskom [On the question of Sogdian and Toharian languages]. Sochineniia v 9 tomakh. [Collection of works in 9 vol.]. Vol. 2, part 2. Moscow, Nauka Publ., 1964. 467 p.
9. Bartol'd V.V. Sochineniia v 9 tomakh. [Collection of works in 9 vol.]. Vol. 6. Moscow, Nauka, Glavnaia redak-tsiia vostochnoi literatury Publ., 1966. 785 p.
10. Bartol'd V.V. Sogd [Sogd]. Sochineniia v 9 tomakh. [Collection of works in 9 vol.]. Vol. III. Moscow, Nauka, Glavnaia redaktsiia vostochnoi literatury Publ., 1965. P.487.
11. Belenitskii A.M. Monumental'noe iskusst-vo Pendzhikenta. Zhivopis', skul'ptura [Monumental art of Pengikent. Painting, sculpture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973. 68 p.
12. Belenitskii A.M., Bentovich I.B. Iz istorii sredneaziatskogo shelkotkachestva (K identifikatsii tkani «zandanechi») [From the history of Central Asian silk weaving (Towards the identification of the Zandanechi fabric)]. Sovetskaia arkheologiia, 1961, no. 2, pp. 66-78. (In Russian).
13. Bichurin N.Y. Sobranie svedenii o naro-dakh, obitavshikh v Srednei Azii v drevnie vremena [The collection of information on people live in Central Asia]. Moscow, Leningrad, Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1950. 471 p. (In Russian).
14. Bol'shakov O.G. K istorii Talasskoi bitvy, 751 [To the History of Talas battle]. Stra-ny narodov Vostoka [Countries of people of the East], XXII: Moscow, Nauka Publ., 1980. Pp. 132-135. (In Russian).
15. Vasil'ev A.I. Sogdiiskii zamok na gore Mug [Sogdian castle on Mug mountain]. Sogdiiskii sbornik [Sogdian textbook]. Leningrad, Izd. AN SSSR Publ., 1934. Pp.18-32. (In Russian).
16. Freiman A.A. Nakhodka sogdiiskikh rukopisei i pamiatnikov material'noi kul'tury v Tadzhikistane [Discovery of Sogdian letters in Tajikistan]. Sogdiiskii sbornik [Sogdian textbook]. Leningrad, Izd. AN SSSR Publ., 1934. Pp. 7-17. (In Russian).
17. Viatkin VL. Afrasiab - gorodishche bylo-
go Samarkanda. Arkheologicheskii ocherk [Afrasiab, as a place of old Samarkand. Ar-cheological research]. Tashkent, Glavnau-ka Publ., 1927. 64 p. (In Russian).
18. Vorob'eva-Desiatovskaia M.I. Iz istorii rossiiskogo vostokovedeniia. «Velikie geograficheskie otkrytiia» russkikh uche-nykh v Tsentral'noi Azii [From the history of Russian Oriental Studies. Russian scientists "Age of Discovery" in Central Asia]. Materialy vtorykh vostokovednykh chtenii pamiati O. O. Rozenberga (RKh-GA, 11-12 noiabria 2008 g.). [Materials of the Second Oriental studies devoted to the memory of O. Rosenberg]. St. Petersburg, Izd-vo russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. Vestnik russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii, 2009, vol. 10, iss. 3. Available at: http:// www.orientalstudies.ru/rus/images/ pdf/a_voro byova-desyatovskaya_2009. pdf (Accessed 02.03.2017). (In Russian).
19. Gafurov B.G. Tadzhiki Drevneishaia, drevniaia i srednevekovaia istoriia. [Tajiks. Ancient, Old and medieval Hisory]. Moscow, Scheince Publ., 1972. 664 p. (In Russian).
20. Gosudarstvennyi istoriko-kul'turnyi park Drevnii Merv [State's historical-cultural park of old Merv]. Available at: http:// whc.unesco.org/ru/list/886 (Accessed: 10.03.2016). (In Russian).
21. Damdamaev M.A. Bekhistunskaia nad-pis' Dariia I [Darius Bekhustun inscription]. Available at: http://rec.gerodot. ru/behistun/dandamaev01.htm#3 (Accessed: 15.05.2016). (In Russian).
22. Zarifi H. Hazinai tilloii tojikon [the golden Heritage of Tajiks]. Addit., new ed. Dushanbe, Irfon Publ., 2011. 386 p. (In Tajik).
23. Ierusalimskaia A.A. «Velikii Shelkovyi put'» i Severnyi Kavkaz [Great Silk Road and Northern Caucasus]. Leningrad, 1972. 14 p. (In Russian).
24. Istoriia Vostoka [History of the East] in 6 vol. Vol. 2. Vostok v srednie veka [East in the Middle ages]. Ed. by R.B. Rybakov. Moscow, Vost. lit. Publ., 2002. 716 p. (In Russian).
25. Kara-tepe - buddiiskii peshchernyi mo-nastyr v starom Termeze. Osnovnye itogi rabot 1937, 1961 1962 gg. i indiiskie na-
dpisi na keramike [Kara-tepe -The Buddhist cave monastery in the old Termez]. Moscow, Institut vostokovedeniia Publ., 1964. 110 p. (In Russian).
26. Kliashtornyi S.G. Drevnetiurkskie ru-nicheskie pamiatniki kak istochnik po istorii Srednei Azii [Ancient runic monuments as a source on the history of Central Asia]. Moscow, Nauka Publ., 1964. 214 p. (In Russian).
27. Kiuner I.V. Kitaiskie izvestiia o narodakh Iuzhnoi Sibiri, Tsentral'noi Azii i Dal'nego Vostoka [Chinese news about peoples of Southern Siberia, Central Asia and the Far East]. Moscow, Izdatel'stvo vostoch-noi literatury Publ., 1961. 587 p. (In Russian).
28. Livshits VA., Khromov A.L. Sogdiiskii iazyk [Sogdian language]. Osnovy iran-skogo iazykoznaniia. Sredneiranskie iaz-yki [Fundamentals of Iranian linguistics. Middle Iranian Languages]. Moscow, 1981. Pp. 347 - 514. (In Russian).
29. Livshits V.A . Iranskie iazyki narodov Srednei Azii [Iranian languages of the peoples of Central Asia]. Narody Srednei Azii i Kazakhstana [Peoples of Central Asia and Kazakhstan]. Vol. 1. Moscow, Izdatel'stvo AN SSSR, 1962. Pp. 131-158. (In Russian).
30. Litvinskii B.A., Zeimal' T.I. Buddiiskii monastyr Adzhina-tepa (Tadzhikistan). Rackopki. Arkhitektura. Iskusstvo. Archaeological Varia [Buddhist monastery of Ajina-tepe (Tajikistan). Excavations. Architecture. Art. Archaeological Varya]. St. Peterburg, Nestor-Istoriia Publ., 2010. 320 p. (In Russian).
31. Lubo-Lesnichenko E.I. Kitai na Shelko-vom puti (Shelk i vneshnie sviazi drevne-go i rannesrednevekovogo Kitaia) [China Silk Road (Silk and external links ancient and early medieval China)]. Moscow, Vostochnaia literatura Publ., 1994. 326 p. (In Russian).
32. Makkinder H.J. Geograficheskaia os' istorii [The geographical pivot of history]. Polis, 1995, no. 4, pp. 162 - 169. (In Russian).
33. Negmatov N.N, Rakhimov H.T. Us-trushano-Khodzhentskii uzel Velikogo shelkovogo puti [Ustrushana-Khojent knot of the Silk Road]. Formirovanie i
razvitie trass Velikogo shelkovogo puti v Tsentral'noi Azii v drevnosti i srednevekov'e [Formation and development of the routes of the Great Silk Road in Central Asia in ancient times]. Tashkent, TDK Publ., 1990. Pp.118-121. (In Russian).
34. Nurulla-Khodzhaeva N.T. Odin iz frag-mentov istorii peredachi znanii: Dom mudrosti Abbasidov i o chernilakh v reke Tigr [One of the fragments in history of Knowledge transformation: The House of Wisdom and ink in Tigris River]. Available at: http://www.mgl.ru/www/ www/library/ 177/The_Abbasids.html (Accessed: 19.03.2016). (In Russian).
35. Poliakov S. Kitaiskie rukopisi, naiden-nye v 1933 g. v Tadzhikistane [Chinese manuscripts, found in 1933 in Tajikistan]. Sogdiiskii sbornik. Leningrad, Izd. AN SSSR, 1934. P. 103. (In Russian).
36. Livshits V.A. Iuridicheskie dokumenty i pis'ma [Legal documents and letters]. Transl. by V.A. Livshits. Sogdiiskie doku-menty s gory Mug [Sogdian Documents from Mount Mug]. Vol. II. Moscow, Izd. AN SSSR, 1962. P. 121. (In Russian).
37. Chuguevskii L.I. Novye materialy k is-torii sogdijskoj kolonii v rajone Duxu-aia [New materials on sogdian colony in Dunhuan]. Strany i narody Vostoka. Iss. 10. Moscow, Nauka, Vostochnaia literatura Publ., 1971. Pp.147-156. (In Russian).
38. Solov'eva A.N. Deterritorizatsiya social-nyh praktik v kontekste etnokulturnyx landshaftov [Detteritorization of social practics at the ethno cultural landscape]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) feder-alnogo universiteta, 2009, no. 5, pp. 126129. (In Russian).
39. Sogdiiskie dokumenty s gory Mug [Sogdian Documents from Mount Mug]. Iss.
1. Opisanie, publikatsiia i issledovanie A.A. Freimana [Description, publication and research by A.A. Freymann]. Leningrad, Izd. AN SSSR Publ., 1962. 90 p. (In Russian).
40. Sogdiiskie dokumenty s gory Mug [Sogdian Documents from Mount Mug]. Iss.
2. Iuridicheskie dokumenty i pis'ma [Legal documents and letters]. Ed. by V.A. Livshits. Moscow, Nauka Publ., 1962. 222 p. (In Russian).
41. Sogdiiskie dokumenty s gory Mug [Sogdian Documents from Mount Mug]. Iss. 3. Khoziaistvennye dokumenty [Household papers]. Transl. by O.I. Smirnova i M.Ya. Bogolubov. Moscow, Nauka Publ., 1963. 132 p. (In Russian).
42. Sinologiia.Ru: istoriia i kul'tura Kitaia [Sinologiya.Ru: history and culture of China]. Available at: http://www.synolo-gia.ru/ (In Russian).
43. Pigulevskaia N. Vizantiia na putiakh v In-diiu. Iz istorii torgovli Vizantii s Vostokom [Byzantium on the roads to India. From the history of Byzantine trade with the East]. Available at: http://www.gumer. info/bibliotek_Buks/History/pigul/03. php. (Accessed: 27.11.2016). (In Russian).
44. Razgoza A.N. Sogdiiskie fragmenty tsentral'noaziatskogo sobraniia Instituta vostokovedeniia AN SSSR [Sogdian fragments of Central Asian collection of AS USSR Institute of Asian Studies]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 183 p. (In Russian).
45. Tikhonov D.I. Russkii kitaeved pervoi poloviny XIX veka Iakinf Bichurin [The Russian sinologist of the first half of XIX century Bichurin I.]. Uchenue zapiski Leningradskogo gosudarstvennogo uni-versiteta, 1954. No. 179. Iss. 4. Pp. 282283. (In Russian).
46. Khaknazarov A. Bor'ba tadzhikskogo naroda protiv Arabskogo Khalifata [The struggle of Tajik people against of Arabic Khaliphate]. Abstract Phd. Diss. Available at: http://cheloveknauka.com/ borba-tadzhikskogo-naroda-protiv-ar-abskogo-halifata (Accessed: 27.03.2016). (In Russian).
47. Shukurov Sh. M. Khorasan: territota iskusstva [Horasan: The territory of Art]. Moscow, Progress-Tradition, 2016. 400 p. (In Russian).
48. Schimmel A. Mystical dimension of Islam. The University of North Carolina Press, 2011. 544 p. (Russ. ed.: Shimmel' A. Mir islamskogo mistitsizma. Transl. by N.I. Prigarina. Moscow, OOO Sadra Publ, 2012. 536 p.
49. Appadurai A. The Heart of Whiteness. Callaloo, On "Post-Colonial Discourse": A Special Issue, 1993, no. 16 (4), pp. 796807.
50. Asia Society «Monks and merchants: Silk Road treasures from northwest China, Gansu and Ningxia, 4th - 7th century. Available at: http://sites.asiasociety.org/ arts/monksandmerchants/ (Accessed: 01.05.2016).
51. Beckwith C. Empires of the Silk Road. A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present. Princeton: Princeton University Press, 2009. 472 p.
52. Laufer B. Sino-Iranica. Chinese contributions to the history of civilization in ancient Iran, with special reference to the history of cultivated plants and products. 1874-1934. Available at: https://archive. org/details/sinoiranicachine00laufrich
53. Carolyn J. Dean Rethinking History, Intellectual History and the Prominence of 'Things That Matter, 2004, vol. 8, no. 4, pp. 537-547.
54. Cave Temples of Dunhuang: Buddhist Art on China's Silk Road. Ed. by Agnew N., Reed M. and Ball T. Getty Conservation Institute Publ., 2016. 302 p.
55. Chamney L. The An Shi Rebellion and Rejection of the Other in Tang China. Master of Arts thesis. University of Alberta. Faculty of Graduate Studies and Research. Available at: https://era.library.ualberta. ca/ downloads/k930bz21 s (Accessed: 10.04.2016).
56. Clark B.R. The HE System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley: University of California Press Publ., 1986. 315 p.
57. Chen S. Multicultural China in the Early Middle Ages (Encounters with Asia). Philadelphia: University of Pennsylvania Press Publ., 2012. 320 p.
58. Chittick W.C. The Sufi Path ofKnowledge: Ibn al-'Arabi's Metaphysics of Imagination. Albany, New York, State University of New York Press Publ., 1989. 478 p.
59. Cooley Al. One Belt, One Road, Many Headaches: The Economic, Political, and Social Challenges of OBOR in Central Asia. The Central Asia Security Workshop 08.03.2016. Available at: http:// centralasiaprogram.org/wp-content/ uploads/2016/04/CAP-Papers-159-April-2016-Security-Workshop.pdf (Accessed: 19.03.2016).
60. Cowden St., Gurnam S. Acts of Knowing:
Critical Pedagogy in, Against and Beyond the University. Bloomsbury Publishing 72. USA Publ., 28.03.2013. 240 p.
61. Dawn M.M. Landmarks of the Persian Renaissance: Monumental Funerary Ar- 73. chitecture in Iran and Central Asia in the Tenth and Eleventh Centuries: Ph. D. diss. Massachusetts Institute of Technology, 74. 2007. 414 p.
62. Dien A.E. The Glories of Sogdiana. Avail -
able at: http://www.silk-road.com/artl/ 75. sogdian.shtml (Accessed: 29.09.2016).
63. Sogdiana iii. History and archeology. Encyclopedia Iranica. Available at: http:// 76. www.iranicaonline.org/articles/sogdi-ana-iii-history-and-archeology (Accessed: 18.03.2016). 77.
64. Foltz R. The Role of the Sogdians in the Spread of World Religions. Papers in Honour of Professor Z. Zarshenas. Available at: http://www.cais-soas.com/ CAIS/Religions/iranian/role_central_ 78. asian_spread_religion.htm (Accessed: 19.09.2016).
65. Moosa E. Ghazali and the Poetics of 79. Imagination. University of North Carolina Press Publ., 2005. 349 p.
66. Grenet F.T. Pre-Islamic civilization of
the Sogdians. Available at: http://www. 80. silkroadfoundation.org/newsletter/ december/pre-islamic.htm (Accessed: 29.09.2016). 81.
67. Harmatta J. Royal Power and Immortality. The Myth of the two Eagles in Iranian 82. Royal Ideology. Acta Antiqua Academiae Scientiarum Hungaricae, 1979, no. 27,
pp. 305-319.
68. History of Civilizations of Central Asia:
The crossroads of civilizations. Vol. III.: 83. The crossroads of civilizations: a. d. 250 to 750 / ed. by A.H. Dani, B.A.Litvinsky. UNESCO Publ., 1996. 558 p. 84.
69. Housel J. Dance at Dunhuang. Part 3. The Sogdian Whirl. Available at: http://www. buddhistdoor.net/features/dance-at-dunhuang-part-three-the-sogdian-whirl 85. (Available at: 19.04.2016).
70. Iqbal A., Khandan-I Nawbakhi. Tehran 1311/1933. 3d. ed. 1978. 154 p.
71. Kotkin S. Mongol Commonwealth. Exchange and Governance across the Post- 86. Mongol Space. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 2007, no.
8, pp. 487-531.
Lane J.E., Redrissi H. Riyad Saydawi Religion and Politics: Islam and Muslim Civilisation. Routledge, 2016. 336 p. Megill A. Intellectual History and History. Rethinking History, 2004, vol. 8, no. 4, pp. 549-557.
Nabhan G.C. Camels, and Caravans: A Spice Odyssey. Univ of California Press Publ., 2014. 332 p.
Nolan P. Understanding China: The Silk Road and the Communist Manifesto. London, Routledge Publ., 2016. 174 p. The Oxford Handbook of Late Antiquity. Ed. by S. Johnson. Oxford University Press Publ., 2012. 1247 p. Procopius, On the Wars, Internet Medieval Sourcebook, Procopius: the Roman Silk Industry. Available at: http://www. fordham.edu/halsall/source/550byzsilk. html (Accessed: 12.11.2016). Pulleyblank E.G. A Sogdian Colony in Inner Mongolia. Toung Pao, 1952, no. 41, pp. 319-52.
Silk Road Project. Program Overview. Available at: www.silkroadproject. org/tabid/ 144/Default. aspx (Accessed: 15.11.2016).
Reischauer E. and Fairbank J.K. East Asia, the Great Tradition. Boston, Houghton, Mufflin Company, 1958. 739 p. Schafer H. The Golden Peaches of Samarkand. Univ. of California Press, 1963. 399 p. Schafer E.H. Iranian Merchants in T'ang Dynasty Tales. Semitic and Oriental Studies. A Volume Presented to William Popper. Semitic Philology, 1951, vol. XI, pp. 414-415.
Sogdiana. Available at: http://www. podgorski.com/main/sogdiana.html (Accessed: 15.01.2017). Starr F. Lost Enlightenment: Central Asia's Golden Age from the Arab Conquest to Tamerlane. Princeton: Princeton University Press Publ., 2013. 634 p. Stavisky B. Once more about Pecularities of the Sogdian Civilization of the 4th-10th centuries. Available at: http://www.cais-soas.com/CAIS/Culture/peculiarities_ sogdian.htm (Available at: 30.10.2016). Sullivan M. Art and Artists of Twentieth Century China. Berkeley and Los Angeles, University of California Press Publ.,
87.
88.
89.
90.
91.
1996. 392 p.
Tang Dynasty Days. Available at: http:// www.tangdynastytimes.com/tang-dy-nasty-days/ (Accessed: 26.11.2016). Tryjarski E. The Geographic and Linguistic Status of the Silk Roads. Diogenes, vol. 43, no. 171, pp. 15-24. Fibiger Bang P., Kolodziejczyk D. Universal Empire: A Comarative Approach to Imperial Culture. Cambridge University Press Publ., 2012. 399 p. Vaissiere E. Sogdian Traders: A History. Transl. by J. Ward. Leiden, Brill Publ., 2005. 420 p.
Vaissiere E. Sogdians in China: A Short
92.
93.
94.
History and Some New Discoveries. Available at: http://www.silkroadfoundation. org/newsletter/december/new_discover-ies.htm (Accessed: 09.11.2016). Valenstein S.G. Cosmopolitanism in the Tang Dynasty. A Chinese Ceramic Figure of Sogdian Wine-Merchant. New York, Bridge21 Publ., 2014. 104 p. Xinru L. The Silk Road in World History. New York, Oxford University Press Publ., 2010. 169 p.
Yu Y. Trade and expansion in Han China. Berkeley, California, University of California Press Publ., 1967. 251 p.
About the author:
Nargis Talatovna Nurulla-Khodjaeva - Doctor of philosophy, senior research fellow, Centre for the study of Central Asia, Caucasus, Ural-Volga region and the Institute of Oriental studies. E-mail: [email protected].