Научная статья на тему 'Некоторые вопросы этногенеза, этнокультурных процессов и сложения топонимов древней и раннесредневековой Ферганы'

Некоторые вопросы этногенеза, этнокультурных процессов и сложения топонимов древней и раннесредневековой Ферганы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕРГАНА / ДРЕВНИЙ ПЕРИОД / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ЭТНОГЕНЕЗ / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ / ТОПОНИМЫ / ФАРГОНА / АҳДИ қАДИМ / АСРИ МИЁНАИ БАРВАқТ / РАВАНДИ ФАРҳАНГИЮ ЭТНИКӣ / МАСКУНШАВИИ ЭТНИКӣ / ТОПОНИМҳО / FERGHANA / ANCIENT PERIOD / EARLY MIDDLE AGES / ETHNOGENESIS / ETHNOS / ETHNOCULTURE / ETHNIC SETTLEMENT / TOPONYMS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбов Абдусалом Рауфович

Мақола ба масъалаҳои этногенез, равандҳои этникию фарҳангӣ ва ташаккули топонимҳои Фаргона дар аҳди цадим ва асри миёнаи барвақт бахшида шудааст. Ин равандҳо бо ҳамдигар алоқаи зич доранд. Раванди этногенетикӣ муносибатҳои этникиро тавлид мекунад, ки чун натиҷаи объекивии этногенез мацмӯи арзишҳои анъанавӣ, муносибатҳо ва вижагиҳои рафторӣ мебошад, ки дар фаъолияти моддӣ, маънавӣ, иҷтимоии этнос дар аҳди гузашта таҷассум ёфтааст. Азбаски этногенез муносибатҳои этникию фарҳангиро ба вуҷуд меорад, онҳо дар навбати худ ҳамчун омили муҳимми ташаккули топонимҳо ва этнотопонимҳо новобаста аз забон, замон ва халқ зоҳир мешаванд. Равандҳои этногенетикӣ ва этникию фарҳангии Фаргонаи цадим ва асримиёнагӣ хусусиятҳои худро доштанд. Агар дар аҳди қадим дар онҳо танҳо аҳолии маҳаллӣ иштирок дошта бошанд, пас дар охири аҳди қадим ва ибтидои асрҳои миёна бо омадан ва маскуншавии халқҳои дигар дар ҳудуди Фарғона доираи иштирокдорони ин равандҳо васеъ гардид. Минбаъд онҳо раванди ташаккули топонимҳо ва этнотопонимҳои минтақаро муайян кардаанд.Изучаются вопросы этногенеза, этнокультурных процессов и сложения топонимов Ферганы в эпоху древности и раннего средневековья, поскольку этногенетический процесс порождает этнокультурные отношения, которые как объективное следствие этногенеза являются совокупностью традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом. Отмечено, что этнокультурные процессы выступают важнейшим фактором сложения топонимов и этнотопонимов независимо от языка, времени и народности. Раскрыты особенности этногенетических и этнокультурных процессов древней и раннесредневековой Ферганы. Сделан вывод, что в древний период в них участвовало только местное население, но в конце древности и начале средневековья, с приходом и расселением на территории Ферганы других народов, круг участников этих процессов расширился. Это в дальнейшем обусловило процесс сложения топонимов и этнотопонимов области.The article is devoted to ethnogenesis, ethnocultural processes and formation of the toponyms of Ferghana in the era of antiquity and the early Middle Ages. These processes are closely related as ethnogenetic process generates ethno-cultural relations, which, as an objective consequence of ethnogenesis, are an integral combination of traditional values, relations and behavioral features embodied in material, spiritual, social life of an ethnos formed in the past. Since ethnogenesis engenders ethno-cultural processes, in their turn they act as the most important factor in the formation of toponyms and ethntoponyms, regardless of language, time and nationality. The ethnogenetic and ethno-cultural processes of ancient and early medieval Ferghana had their own peculiarities. If in the ancient period only local people participated in them, at the end of antiquity and the beginning of the Middle Ages, with the advent and resettlement of other peoples on the territory of Ferghana, the circle of the participants of these processes expanded. Later on they determined the process of formation of toponyms and ethnotoponyms of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы этногенеза, этнокультурных процессов и сложения топонимов древней и раннесредневековой Ферганы»

07 00 07 ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 07 00 07 ETHNOGRAPHY, ETHNOLOGY AND ANTHROPOLOGY

Аюбов Абдусалом Рауфович,

к. и.н., докторант Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (Санкт-Петербург, Россия)

УДК 394.91 ББК 63.5

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГЕНЕЗА, ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ И СЛОЖЕНИЯ ТОПОНИМОВ ДРЕВНЕЙ И РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ФЕРГАНЫ

БАЪЗЕ МАСЪАЛА^ОИ ЭТНОГЕНЕЗ, РАВАНД^ОИ ЭТНИКИЮ ФАР^АНГИ ВА ТАШАККУЛИ ТОПОНИМ^ОИ ФАРГОНАИ ЦАДИМВА АСРИМИЁНАГИ

SOME ISSUES OF ETHNOGENESIS, ETHNOCULTURAL PROCESSES AND FORMATION OF TOPONYMS OF ANCIENT AND EARLY MEDIEVAL

FERGHANA

Аюбов Абдусалом Рауфович,

н.и.т., докторанти Осорхонаи антропология ва этнографияи ба номи Пётри Бузург (Кунсткамера) Академияи улуми Русия (Санкт-Петербург, Русия)

Ayubov Abdusalom Raufovich,

candidate of historical sciences, doctoral student of the Museum of anthropology and ethnography named after Peter the Great (Cabinet of Curiosities) under the Russian Academy of Sciences (Saint-Petersburg, Russia) E -MAIL: abdusalom-1@mail.ru

Ключевые слова: Фергана, древний период, раннее средневековье, этногенез, этнос,

этнокультура, этническое расселение, топонимы

Изучаются вопросы этногенеза, этнокультурных процессов и сложения топонимов Ферганы в эпоху древности и раннего средневековья, поскольку этногенетический процесс порождает этнокультурные отношения, которые как объективное следствие этногенеза являются совокупностью традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом. Отмечено, что этнокультурные процессы выступают важнейшим фактором сложения топонимов и этнотопонимов независимо от языка, времени и народности. Раскрыты особенности этногенетических и этнокультурных процессов древней и раннесредневековой Ферганы. Сделан вывод, что в древний период в них участвовало только местное население, но в конце древности и начале средневековья, с приходом и расселением на территории Ферганы других народов, круг участников этих процессов расширился. Это в дальнейшем обусловило процесс сложения топонимов и этнотопонимов области.

Калидвожа^о: Фаргона, а^ди цадим, асри миёнаи барвацт, этногенез, этнос, раванди

фар^ангию этники, маскуншавии этники, топонимуо

Мацола ба масъалауои этногенез, раванд^ои этникию фар^ангй ва ташаккули топонимуои Фаргона дар а^ди цадим ва асри миёнаи барвацт бахшида шудааст. Ин раванд^о бо уамдигар алоцаи зич доранд. Раванди этногенетики муносибатуои этникиро тавлид мекунад, ки чун натицаи объекивии этногенез мацмуи арзишуои анъанави, муносибатуо ва вижагиуои рафтори мебошад, ки дар фаъолияти модди, маънави, ицтимоии этнос дар а^ди гузашта тацассум ёфтааст. Азбаски этногенез муносибатуои этникию фар^ангиро ба вуцуд меорад, ощо дар навбати худ уамчун омили мууимми ташаккули топонимуо ва этнотопонимуо новобаста аз забон, замон ва халц зоуир мешаванд. Равандуои этногенетики ва этникию фар^ангии Фаргонаи цадим ва асримиёнаги хусусиятуои худро доштанд. Агар дар а^ди цадим дар ощо тануо ахолии ма^аллй иштирок дошта бошанд, пас дар охири а^ди цадим ва ибтидои асруои миёна бо омадан ва маскуншавии халцуои дигар дар уудуди Фаргона доираи иштирокдорони ин раванд^о васеъ гардид. Минбаъд ощо раванди ташаккули топо-нимуо ва этнотопонимуои минтацаро муайян кардаанд.

Key words: Ferghana, ancient period, early Middle Ages, ethnogenesis, ethnos, ethnoculture,

ethnic settlement, toponyms

The article is devoted to ethnogenesis, ethnocultural processes and formation of the toponyms of Ferghana in the era of antiquity and the early Middle Ages. These processes are closely related as ethnogenetic process generates ethno-cultural relations, which, as an objective consequence of ethnogenesis, are an integral combination of traditional values, relations and behavioral features embodied in material, spiritual, social life of an ethnos formed in the past. Since ethnogenesis engenders ethno-cultural processes, in their turn they act as the most important factor in the formation of toponyms and ethntoponyms, regardless of language, time and nationality.

The ethnogenetic and ethno-cultural processes of ancient and early medieval Ferghana had their own peculiarities. If in the ancient period only local people participated in them, at the end of antiquity and the beginning of the Middle Ages, with the advent and resettlement of other peoples on the territory of Ferghana, the circle of the participants of these processes expanded. Later on they determined the process offormation of toponyms and ethnotoponyms of the region.

Этногенетическая и этнокультурная история народов в силу особенностей природно-климатических условий мест расселения, географического расположения, традиций и обычаев, языка и культуры отличается одна от другой, и это является закономерным проявлением в жизни и определенного общества и какого-либо периода истории.

В литературе по этнологии и антропологии под этногенезом понимается ход исторического формирования этнических групп ещё в периоды плейстоцена и голоцена. По материалам археологии и палеонтологии выясняется, что в эти периоды были заложены основы труда, языка и религии. Однако из-за множества факторов, оказавших влияние на группу людей, участвовавших в этногенетическом процессе, трудно определить точную дату начала или завершения данного процесса, так как за последние 5 тысяч лет человечество изменило первичную этническую морфологию. Помимо этого, в течение этого времени сложилось множество других этнических образований.

И, действительно, этногенетический процесс - важнейшая проблема исторического процесса в далеком прошлом - является сложным. Без конкретного освещения этого процесса трудно понять и всесторонне охарактеризовать ход истории с самого её начала [20, с. 3]. В этнологической науке также принято считать, что этногенез начался с образованием человека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Но достоверные данные об этногенезе можно получить начиная с эпохи неолита, так как именно в это время оформились племенные отношения.

Гипотеза о едином центре происхождения человечества подразумевает, что в своей ранней истории человечество состояло из единой группы людей, однородной в расовом, этническом и социальном аспектах. С увеличением числа людей они начали расселяться по новым территориям. Этот процесс продолжался тысячи лет, и поэтому людям приходилось приспосабливаться к новым географическим и климатическим условиям. Наряду с этим происходили изменения в антропологическом, этническом и языковом отношениях. Чем дальше уходили люди от исходной точки, тем более разнообразными стали эти признаки.

Этногенетический процесс порождает этнокультурные отношения, которые как объективное следствие этногенеза являются совокупностью традиционных ценностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, а также отношений и поведенческих особенностей, сложившихся в прошлом.

Этнокультурные процессы и вопросы сложения топонимов и этнотопонимов тесно связаны друг с другом. Это объясняется тем, что топонимические и этнические названия помогают выяснить территорию расселения народа, пути его передвижения, важные вехи этнической истории и особенности хозяйственной деятельности в течение нескольких тысячелетий.

Не оставалась в стороне от вышеназванных процессов - этногенеза, этнокультурных процессов и сложения топонимов - и древняя и раннесредневековая Фергана. Этническая история периода 700 г. до н.э. - 250 г. н.э. развивалась на основе карты, сложившейся к концу эпохи бронзы. В этот период происходит некоторая локализация и стабилизация ираноязычного населения долин Аральско-Сырдарьинского пояса северной Средней Азии. Здесь, на базе этого населения, начинается формирование хорезмийской народности на южном побережье Аральского моря и d дельтовой зоне Амударьи, сакской общности в междуречье низовьев Амударьи и Сырдарьи и горной зоне Средней и Верхней Сырдарьи и северной ветви согдийской общности на равнинных районах левобережной Средней Сырдарьи [15, с.197].

Несколько позже на базе сакского и согдийского населения Средней и Верхней Сырдарьи сформировались ферганская и уструшанская народности. Этногенезу этих народностей способствовали синхронные процессы формирования оседлых историко-культурных областей с преимущественно земледельческой экономикой и начала урбанизации общества.

Археологические материалы показывают, что на рубеже 11-1 тыс. до н.э. Фергана выступала как крупный очаг древнеземледельческой культуры с расписной керамикой, несмотря на значительную отдаленность от основной территории распространения этой культуры на юго-западе и юго-востоке. Фергана имела тесную связь с юго-западными областями Средней Азии и с Ираном, установившуюся ещё в дочустское время. Об этих связях свидетельствуют предметные находки из Хакского и Афлатунского кладов.

Одновременно в Фергане обитали племена ферганского варианта тазабагъябско-андро-новской культуры, очень близкие по культуре и, очевидно, родственные племенам Хорезма, Северной Киргизии, Ташкентского оазиса и низовьев Зеравшана. Носители обеих культур входили в разные этнокультурные объединения и имели разное происхождение [8, с. 94].

Проблема этногенеза древней Ферганы, несмотря на ряд исследований А.Ю. Якубовского, Ю.А. Заднепровского, А.Н. Бернштама, Н.Н. Негматова, Б.А. Литвинского в этой области, по настоящее время является не решенной в полном объеме. Материалы письменных источников по данному вопросу периода древности очень скудны. С этой точки зрения обратим внимание на материалы археологических раскопок, которые в определенном плане и в общей форме освещают вопросы этногенеза и этнического состава населения древней Ферганы. Некоторое время назад мы уже касались вопроса этнического расселения Ферганы, определив при этом этапы формирования населения области:

1. Эпоха каменного, бронзового и раннего железного века. Он заканчивается в первой трети I в. до н.э.

2. VII до н.э. -VI н.э., который охватывает период правления Ахеменидов, Кушанской династии и эфталитов [2, с. 30].

Для описания первого этапа вновь обратимся к археологическим находкам. Характер обработки камня, виды орудий труда показывают, что население восточных областей Средней Азии имело много общих черт с народами Восточной и Юго-Восточной Азии. В эпоху верхнего палеолита наблюдается близость культуры Средней Азии с культурой Малой Азии, Кавказа и Европы. Это обусловлено культурными традициями, которые сформировались и существовали в той или иной этнокультурной среде. В дальнейшем, по причине миграции населения и заимствования определенных культурно-технических навыков, они распространились в результате связей различных этнических групп.

Общеизвестно, что в эпоху неолита наблюдается больше различий в уровне социально-экономического развития носителей археологических культур. Этот процесс стимулировало возникновение земледелия в южных районах. Особенно ярко это проявилось в эпоху бронзы [18, с. 56].

В период поздней бронзы, и особенно в конце II-начале I тыс. до н.э., в Средней Азии произошли крупные племенные передвижения. В это время арийские племена - носители андроновской культуры - вторглись на юг. С их передвижением связывают разрушение некоторых крупных поселений и упадок керамического ремесла в Южной Туркмении [16, с.72; 17, с.12]. Начали появляться отдельные группы ираноязычных племен-ариев в Иране. К этому времени также относится один из периодов завоевания арийцами Индии [7, с. 139]. Эти события в свою очередь оказали огромное влияние на население Ферганы и определённым образом отразились на его культуре. Свидетельством этому являются некоторые отдаленные аналогии чустской культуры в синхронных комплексах некрополя в археологических памятниках Свалка в Иране и Нади-Али в Афганистане. Но в этой связи наибольший интерес представляет сходство между синхронными культурами Ферганы и Центральной Индии.

С эпохи бронзы Фергану со всех сторон окружали скотоводческие племена, что наложило отпечаток на историю сложения народа и его своеобразную культуру. Однако это не означает, что местное население было изолированным. Скорее всего, оно

развивалось смешиваясь и включая в свой состав отдельные группы населения западного и восточного происхождения.

Второй этап как период расселения и ассимиляции различных этногрупп в Фергане более сложен. Об этом свидетельствуют как письменные источники, так и палеоантропологические материалы. Исследованиями выявлено существование следующих основных и смешанных антропологических типов населения Древней Ферганы: 1) европеоидный «андроновского» типа; 2) европеоидный брахикранный тип Среднеазиатского междуречья (памиро-ферганский); 3) европеоидный долихокранный тип; 4) монголоидный брахикранный, близкий к южносибирскому типу; 5) долихо-мезокранный урало-алтайский тип; и 6) европеоидные, смешанные с другими типами [9, с. 41]. Среди них преобладали представители европеоидной расы.

Этнический состав жителей Древней Ферганы можно выяснить только косвенным путем. В антропологическом отношении основная масса населения в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры была одинакова с населением Средней Азии и имела некоторое сходство с населением Нижнего Поволжья, Казахстана, Киргизии и Восточного Туркестана. На огромной территории от Нижней Волги до Восточного Туркестана и от Восточного Казахстана до Амударьи обитало европеоидное брахикранное население, близкое между собой в антропологическом отношении.

Об этническом сходстве населения Средней Азии сообщают китайские источники, в том числе хроники «Ши цзи» (I в. до н. э.). В них автор Сыма Цянь также указывает на отличия у отдельных народностей. Он пишет: «От Давани (Ферганы) на запад до государства Аньси (Парфия), хотя довольно различна речь, но обычаи очень похожи и друг друга речь понимают. Все эти жители имеют впалые глаза и густые бороды» [5, с. 161]. Бань Гу - автор источника «Цяньханьшу» (I в. н. э.), дает почти ту же самую характеристику, но он не использовал слово «обычаи» [5, с. 246]. Сложным остается вопрос о принадлежности парикан к населению Древней Ферганы. По этому вопросу ведётся много споров, и поэтому он - предмет отдельного исследования.

В период с середины I тысячелетия до н.э. и до начала нашей эры население Ферганы, вероятно, было однородным в расовом отношении. Второй этап этногенетического процесса определяет проникновение групп монголоидного населения. Наряду с распространением групп монголоидного населения и монголизацией части местных обитателей, в том числе и жителей Ферганы, возможно, начинается и процесс тюркизации части ираноязычного населения. Этот процесс исследователи связывают с движением гуннов. Его развитие связано с проникновением в Фергану значительных масс тюрков в середине I тысячелетия н.э. В У1-УШ вв. китайские и арабо-персидские источники сообщают об обитании тюркских племен и о политическом господстве тюрков в Фергане.

Важным вопросом этнокультурных отношений в Древней Фергане является этническая принадлежность населения области. Население Среднеазиатского междуречья в последние века до нашей эры и в первые века нашей эры, вероятно, говорило на близких и родственных языках и диалектах восточноиранской семьи языков. Непосредственно о языке древних ферганцев прямых сведений не имеется. Только в начале средних веков китайские путешественники Сюань Цзан и Хой Чао указывали на существование особого ферганского языка: «Их язык отличается от языков соседних стран», — пишет о населении Ферганы Сюань Цзан (первая треть VII в.). Примерно через 100 лет Хой Чао пишет то же

самое: «Язык жителей Ферганы совершенно отличен и не одинаков с языками других стран» [4, с.193].

Языковая и этническая принадлежность андроновских племен Ферганы была иранской. В свое время С.П. Толстов предполагал, что во взаимоотношениях анауских племен с носителями кельтеминарской культуры и степных культур бронзового века нужно усмотреть «одну из важнейших предпосылок индоевропейского этногенеза вообще, и сложения индоиранской группы индоевропейцев в частности» [19, с. 68]. Дальнейшие исследования других ученых уточнили и развили гипотезу С.П. Толстова. Особо существенное значение приобрело установление преемственности в развитии племен степных культур бронзового века и ираноязычных скифских племен [6, с. 66]. Судя по этому, с учетом антропологических и лингвистических сведений, была выдвинута гипотеза о принадлежности срубных и андроновских племен к древним иранцам, т.е. к числу восточноиранских племен [3, с.19; 12, с.40; 21, с.112]. По Б.А. Литвинскому, опиравшемуся на целый ряд неопровержимых доказательств, значительный пласт населения Ферганы У11-11 вв. до н.э. - это сакское население [13, с. 52].

Таким образом, данные об исторической преемственности древнеземледельческих племен чустской культуры и ираноязычного населения Ферганы последующих периодов позволяют предположить, что земледельческое население позднебронзового века принадлежало к числу восточноиранских племен.

Как было отмечено выше, этнокультурные процессы являются важным фактором формирования топонимов и этнотопонимов. Становление ономастических систем -длительный процесс. Очень сложно определить время возникновения многих топонимов и этнотопонимов. Но на основе сведений отдельных письменных источников можно лишь утверждать, что в каком-то веке конкретное имя, интересующее нас, уже существовало. В разных условиях одно и то же имя могло звучать по-разному, но самое важное то, что письменный источник доносит одну из его возможных форм. Это относится и к древней и раннесредневековой Фергане.

Этапы сложения топонимов и этнотопонимов Ферганы зависели от переселения определенных групп на территорию области. Основная масса топонимов создана на основе иранских, т.е. сако-согдийских, языков. После образования Тюркского каганата создаются топонимы на основе тюркского языка. Завоевание арабов обусловило сложение топонимов на основе арабского языка.

В древних и средневековых письменных источниках территория Ферганы больше всего упоминается в китайских источниках, особенно в главах «Летопись царя У-ди», «Летопись Ферганы», «Летопись хуннов» книги «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня и в главе «Биография царя У-ди» истории династии Хан - «Хан шу». Согласно сведениям этих источников, ещё во II в. до н.э. Фергана носила название Давань, или Даюань (Да-Вань — Большой Вань).

Название «Давань» производно от уйгурского слова «давен», что означает «большая речная долина» [1, с. 43]. Возможно также, что оно происходит от тюркского названия высокогорного перевала Терек-Даван, который является единственным удобным сообщением между Ферганой и Восточным Туркестаном. Ш.С. Камолиддин этимологизирует слово «Давань» как «долина большой реки» [11, с.84]. Вероятно, он имеет в виду Сырдарью, так как река образуется при слиянии Нарына и Карадарьи в восточной части Ферганской долины.

В более поздних источниках названия Ферганы в разное время приводятся по-разному: в V в. н.э. — это «Лона» или «Полона», в VI—VII вв. н.э. — «Бохань», а в VII— VIII вв. н.э. — «Ниньюань». В третьем разделе китайской хроники «Бэйши» (начало VII в.) Фергана фигурирует под названием "Бохань". Слово «Фергана», созданное от авестийского термина «фарн», можно этимологизировать как «земля счастливых людей». Но стоит отметить, что слово «Фергана» не встречается в источниках древнего периода. Основу данного топонима нужно искать только в раннем средневековье. Вероятно, это связано с сакско-согдийским синтезом. Если в I тыс. до н.э. население бассейна Сырдарьи составляли саки, отмеченные в письменной традиции как «саки, которые за Согдом», то в дальнейшем вторым этнокультурным компонентом здесь выступает согдийское население. Согдийский элемент широко проявляется в топонимике, археологическом материале и позже - в мощной градостроительной и ремесленно-торговой практике (названной раньше в науке «согдийской колонизацией») в областях Сырдарьинского бассейна, Семиречья и по трансазиатскому торговому пути.

Слово «Фергана» в согдийских документах с горы Муг, в том числе в документах А-14 и В-17, встречается в форме Ргу'пк - «Паргана», что и соответствует авестийскому варианту названия. Раннесредневековые арабо-персидские авторы также сообщают о Фергане и её городах: Ахсикат, Кубо (Кува), Хикат, Узганд, Нисъя, Асбара (Исфара), Некад (Навкат), Миён Руд, Жигил, Урест, Бискент, Салот, Ванкет, Саж (Сух), Хуваканд (Коканд), Риштон, Маргинон, Зандарамин, Беренг, Уштикан, Андукон, Андижон.

По сведениям Аль-Истахри, «Фергана - название области, главный город её - Ахсикет, на берегу реки Шаш; следующий за ним по величине город — Куба, самый приятный из всех городов. Затем идет город Ош. Это оживленный город, окруженный стенами; Узгенд - последний из городов Ферганы (если идти) в сторону области войны (с немусульманами). К Фергане относятся: область Касан, область Джидгиль и область Миан-Рудан. Главный город её (области Миан-Рудан) - Хайлам; в нем родился эмир Абу-л-Хасан Наср ибн Ахмад (Саманид) в доме Хайра ибн Абу-л-Хайра» [10, с.19].

Несмотря на имеющийся обширный историко-географический материал, проблема этимологии названий городов раннесредневековой Ферганы ещё достаточно не решена. Исследователи имеют разные мнения по этому вопросу. Как отмечено выше, главным городом Ферганы был Ахсикет. Топоним «Ахсикет» создан с компонентом «кат», который имеет древние согдийские корни. Он происходит от «ка1а», «kand», «капЪ> и означает «город», «поселение», «дом».

С компонентом «кат» также созданы ферганские топонимы Узгенд, Хикат, Некад (Навкат), Бискент, Ванкет, Хуваканд (Коканд), Васкет, Кашукет. Название города Коканда в исследованиях ученых имеет разные этимологии. Название города в форме «Хуваканд» означает «город на холме». Название города Узканд (Узганд), который Ибн Хордадбех упоминает как «город Хуртакин», существовало и в форме Йузканд, связанной с древнетюркским словом ^ (долина, перевал), или с этнонимом уз (йуз). Вероятно, название города связано с тюркским этнонимом «юз».

Средневековый топоним Мийан Рудан, локализуемый между реками Нарын и Карадарья, этимологизируется как «междуречье». Тюркский вариант названия - Икки сув арасы - означает то же самое.

Ферганский округ Хафт-дех, название которого означает «Семь селений», принадлежал ранее тюркам и в X в. был завоеван Саманидами. Он имел также тюркское

название Йеттикент. Название города Бисканд или Астийаканд, расположенного в этом округе, может быть прочитано как Йетти-канд [11, с.74]. Среди городов Ферганы упоминается город, название которого создано со словом «хан». К такому городу относится Андижан. Он в средневековых источниках имеет форму Андукан.

По мнению русского историка В.П. Наливкина, топоним «Андигон» возник благодаря названию колена тюркского племени Анди. По его словам, «...до сего времени наманганские жители нередко называют андижанских узбеков именем Анди, причем утверждают, что они, Анди, одного происхождения с теми тюрками, которые и поныне населяют город Туркестан и его окрестности» [14, с. 6]. По этимологии этого топонима имеются и другие народные предания. С научной точки зрения, топоним «Андижан» состоит из слов «анди» и «кан», что вместе означает «город у реки» или «набережная сая».

Таким образом, этнокультурные процессы оказали огромное влияние на сложение топонимов Ферганы в эпоху древности и раннего средневековья. В исторических источниках упоминаются названия десятков городов раннесредневековой Ферганы, которые в свою очередь оставили заметный след в этнокультурных отношениях и в процессе урбанизации Средней Азии.

Список использованной литературы:

1. Абдулхамидов, А.К. К исследованию истории древней Ферганы / А.К. Абдулхамидов // Тезисы докладов XVII научной конференции ФГПИ им. Улугбека. - Фергана, 1968. - С.43-45.

2. Аюбов, А.Р. Первые этапы этнического расселения Ферганы и Ходжента / А.Р. Аюбов //Вестник ТНУ. - 2016. - №3(5). - С. 30-33.

3. Бернштам, А.Н. Спорные вопросы истории кочевых народов Средней Азии в древности /А.Н. Бернштам //КСИЭ. - Вып. 26. - 1956. - С.18-21.

4. Бернштам, А.Н. Тюрки и Средняя Азия в описании Хой Чао (726 г. н. э.) / А.Н. Бернштам //ВДИ. - 1952. - №1. - С.187-195.

5. Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена /Н.Я. Бичурин. Т. II. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1953. - 328 с.

6. Граков, Б.Н., Мелюкова А.И. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Европейской части СССР в скифское время / Б.Н. Граков, А.И. Мелюкова / Вопросы скифо-сарматской археологии. - М. : Изд-во АН СССР, 1954. - С. 3993.

7. Дьяконов, И.М. История Мидии от древнейших времён до конца IV в. до н.э. / И.М. Дьяконов. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 486 с.

8. Заднепровский, Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы /Ю.А. Заднепровский // МИА СССР. - №118. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - 328 с.

9. Заднепровский Ю.А. Об этническом составе населения древней Ферганы / Ю.А. Заднепровский // КСИИМК. - Вып. 61. - М. : Изд-во АН СССР, 1956. - С. 39-44.

10.Истахри. Китаб масалик ал-мамалик / Истахри //Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып.1. - М. : Наука, 1973. - С.15-34.

11.Камолиддин, Ш.С. Древнетюркская топонимия Средней Азии / Ш.С. Камолиддин. -Ташкент: Шарк, 2006. - 192 с.

12.Киселев, С.В. Исследование бронзового века на территории СССР за 40 лет / С.В. Киселев // СА. - 1957. - №4 - С. 28-43.

13.Литвинский, Б.А. Проблемы этнической истории древней и раннесредневековой Ферганы / Б.А. Литвинский // История и культура народов Средней Азии. - М.: Наука, 1976. - С.49-65.

14.Наливкин, В.П. Краткая история Кокандского ханства / В.П. Наливкин. - Казань: Типография Казанского университета, 1886. - 225 с.

15.Негматов, Н.Н., Мукимов Р.С., Хакимов Н.Г., Воднев В.В., Мандельштам А.М. Ариана и Арйанведжа (история и цивилизация). - Худжанд: Ношир, 2006. - 712 с.

16.Марущенко, А.А. Елькен-Депе / А.А. Марущенко // Тр. ИИАЭ АН ТуркмССР. - T.V. -1959. - С. 69-77.

17.Массон, В.М. Древнеземледельческая культура Маргианы /В.М. Массон //МИА СССР. -№73. -М. - Л.: Наука, 1959. - 216 с.

18.Поляков, С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана / С.П. Поляков. -М. : Изд-во МГУ, 1980. - 172 с.

19.Толстов, С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. - М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 328 с.

20. Третьяков, П.Н. Этногенетический процесс и археология / П.Н. Третьяков // СА. -1962. - №4. - С. 3-17.

21. Черников, С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы / С.С. Черников // МИА СССР. -№88. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 272 с.

Reference Literature:

1. Abdulhamidov, A.K. To the Study of the History of Ancient Ferghana / A.K. Abdulhamidov // Abstracts of the reports of the XVII-th scientific conference of Ferghana State Pedagogical Institute named after Ulugbek. - Ferghana, 1968. - pp. 43 - 45.

2. Ayubov, A.R. The first Stages of Ethnic Settlement in Ferghana and Khodzent / A.R. Ayubov // Bulletin of TNU. - 2016. - №3(5). - pp.30-33.

3. Bernshtam, A.N. Controversial Issues Concerned with the History of Nomadic Peoples of Central Asia in Antiquity / A.N. Bernshtam // CSIE. - Issue 26. - 1956. - pp. 18-21.

4. Bernshtam, A.N. Turks and Central Asia in the Description of Hoi Chao (726 AD) / A.N. Bernshtam // VDI. - 1952, №1. - pp. 187-195.

5. Bichurin, N. Ya. Collection of Information about the Peoples who Inhabited Central Asia in Ancient Times / N.Ya. Bichurin. V. II. - M.-L.: USSR Academy of Sciences, 1953. - 328 pp.

6. Grakov, B.N, Melyukova A.I. On Ethnic and Cultural Differences in Steppe and Forest-Steppe Regions of the European Part of the USSR during the Scythian Period / B.N. Grakov, A.I. Melyukova // Questions of Scythian-Sarmatian Archeology. - M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1954. - pp. 39 - 93.

7. Dyakonov, 1.М. History of Media from Ancient times up to the End of the IV-th Century BC. / I.M. Dyakonov. - M.; L.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1956. - 486pp.

8. Zadneprovsky, Yu.A. Ancient-Agrarian Culture of Ferghana /Yu.A. Zadneprovsky // MIA of the USSR. - № 118. - M.; L .: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1962. - 328 pp.

9. Zadneprovsky, Yu.A. On Ethnic Composition of the Population of Ancient Ferghana / Yu.A. Zadneprovsky // World Culture Institute. - Issue 61. - Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1956. - pp. 39 - 44.

10. Istakhri. Kitab Masalik al-Mamalik / Istakhri // Materials on the History the Kirghizes and Kirghizia. Issue 1. - Moscow: Science, 1973. - pp. 15 - 34.

11. Kamoliddin, Sh.S. Ancient Turkic Toponymy of Central Asia / S.S. Kamoliddin. - Tashkent: Orient, 2006. - 192 pp.

12. Kiselyov, S.V. Investigation of Bronze Age on the Territory of the USSR for 40 Years / S.V. Kiselyov //Middle Asia(MA). - 1957. - № 4 - pp. 28 - 43.

13. Litvinsky, B.A. Problems of Ethnic History of Ancient and Early Medieval Ferghana / B.A. Litvinsky // History and Culture of the Peoples of Central Asia. - Moscow: Science, 1976. - pp. 49 - 65.

14. Nalivkin, V.P. Brief History of Kokand Khanate / V.P. Nalivkin. - Kazan: Printing house of Kazan University, 1886. - 225 pp.

15. Negmatov, N.N., Mukimov R.S., Khakimov N.G., Vodnev V.V., Mandelstam A.M. Ariana and Arjanweja (History and Civilization). - Khujand: Editor, 2006. - 712 pp.

16. Marushchenko, A.A. Yelken-Depe / A.A. Marushchenko // Works of the Institute of History, Ethnography and Archeology under the Academy of Sciences of the Turkmenian. SSR. - T.V. -1959. - pp. 69 - 77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Masson, V.M. Ancient-Agrarian Culture of Marghiana / V.M. Masson // MIA of the USSR. -№73. -M.-L.: Science, 1959. - 216pp.

18. Polyakov, S.P. Historical Ethnography of Central Asia and Kazakhstan / S.P. Polyakov. -Moscow: Publishing-house of Moscow State University, 1980. - 172pp.

19. Tolstov, S.P. After the Footsteps of Ancient Khorezmian Civilization. - M.-L. : Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1948 - 328 pp.

20. Tretyakov, P.N. Ethnogenetic Process and Archeology / P.N. Tretyakov //Middle Asia(MA). -1962, № 4. - pp. 3-17.

21. Chernikov, S.S. Eastern Kazakhstan in the Bronze Age /S.Chernikov //MIA of USSR. - № 88. - M.-L. : Publishing-house of USSR Academy of Sciences, 1960. - 272pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.