Научная статья на тему 'История формирования и развития отечественной системы предупреждения преступлений в дореволюционный период'

История формирования и развития отечественной системы предупреждения преступлений в дореволюционный период Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПОЛИЦИЯ / ПОЛИЦЕЙСКИЙ НАДЗОР / МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРЕСТУПНОСТЬ В РУСИ / ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ИСТОРИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лазарева Лариса Владимировна, Наумов Иван Андреевич

Целью настоящей статьи является определение основных этапов формирования и развития системы предупреждения преступности в России до 1917 г. Для этого автор выполняет следующие задачи анализирует нормативные правовые акты данного периода времени, регулирующие схожую с современным предупреждением преступности деятельность; проводит анализ иных письменных источников, содержащих идеи, направленные на предупреждение преступлений; определяет основные меры предупреждения преступлений тех лет. В начале статьи автор упоминает о зарождении идеи предупреждения преступлений во времена Киевской Руси, а не просто наказания за совершенное преступление или пресечения совершаемого преступного деяния. Далее проводится анализ ряда нормативных правовых актов времен Московской Руси, устанавливающих отдельные меры по предупреждению преступлений (преимущественно данные меры были связаны с охраной общественного порядка). Особое внимание автор уделяет деятельности государей Российской империи, а в первую очередь императора Петра I, поскольку именно в период его правления состоялось учреждение полиции, на которую были возложены основные обязанности по охране общественного порядка и принятию мер по предупреждению преступности. Далее проводится анализ иных нормативных правовых актов следующих государей Российской империи, среди которых особого внимания заслуживают акты императрицы Екатерины II, регулирующие деятельность полиции и вопросы территориального управления, а также содержащие ряд идей по предупреждению преступлений, получивших развитие в более поздних законодательных актах. Далее автор анализирует акты XIX и начала XX вв., касающихся предупреждения преступлений, особое внимание уделяя первому специальному акту в данной области Уставу о предупреждении и пресечении преступлений 1832 г. В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что в результате эволюции российского законодательства система предупреждения преступлений в Российской империи создана на базе полицейских органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лазарева Лариса Владимировна, Наумов Иван Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История формирования и развития отечественной системы предупреждения преступлений в дореволюционный период»

© Лазарева Л.В., Наумов И.А.

УДК 343.85

история формирования и развития отечественной системы предупреждения преступлений в дореволюционный период

Лазарева Лариса Владимировна, доктор юридических наук, профессор, Владимирский юридический институт ФСИН России, Владимирский государственный университет имени А.Г. и

Н.Г. Столетовых, e-mail: larisa_vui@mail.ru;

Наумов Иван Андреевич, юрист Владимирский государственный университет имени А.Г. и

Н.Г. Столетовых, e-mail: ivan naumov96@mail.ru

Аннотация. Целью настоящей статьи является определение основных этапов формирования и развития системы предупреждения преступности в России до 1917 г. Для этого автор выполняет следующие задачи - анализирует нормативные правовые акты данного периода времени, регулирующие схожую с современным предупреждением преступности деятельность; проводит анализ иных письменных источников, содержащих идеи, направленные на предупреждение преступлений; определяет основные меры предупреждения преступлений тех лет. В начале статьи автор упоминает о зарождении идеи предупреждения преступлений во времена Киевской Руси, а не просто наказания за совершенное преступление или пресечения совершаемого преступного деяния. Далее проводится анализ ряда нормативных правовых актов времен Московской Руси, устанавливающих отдельные меры по предупреждению преступлений (преимущественно данные меры были связаны с охраной общественного порядка). Особое внимание автор уделяет деятельности государей Российской империи, а в первую очередь - императора Петра I, поскольку именно в период его правления состоялось учреждение полиции, на которую были возложены основные обязанности по охране общественного порядка и принятию мер по предупреждению преступности. Далее проводится анализ иных нормативных правовых актов следующих государей Российской империи, среди которых особого внимания заслуживают акты императрицы Екатерины II, регулирующие деятельность полиции и вопросы территориального управления, а также содержащие ряд идей по предупреждению преступлений, получивших развитие в более поздних законодательных актах. Далее автор анализирует акты XIX и начала XX вв., касающихся предупреждения преступлений, особое внимание уделяя первому специальному акту в данной области - Уставу о предупреждении и пресечении преступлений 1832 г. В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что в результате эволюции российского законодательства система предупреждения преступлений в Российской империи создана на базе полицейских органов.

Ключевые слова: законодательные акты, преступление, предупреждение преступности, профилактика правонарушений, полиция, полицейский надзор, меры предупреждения преступности, преступность в Руси, преступность в Российской империи, история предупреждения преступности.

Актуальность данной статьи обусловлена активным развитием системы профилактики (или предупреждения) правонарушений в Российской Федерации, основной частью которой является предупреждение преступлений, поскольку в 2016 г. был принят федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

За дореволюционный период истории России был накоплен достаточный опыт правового регулирования предупреждения преступлений, поэтому учитывание его результатов с поправкой на современные условия при осуществлении превентивной деятельности представляется автору достаточно полезным как для юридической науки, так и для правоприменительной практики.

Из общенаучных методов при проведении данного исследования автор применяет преимущественно анализ (при работе с нормативно-правовыми актами для уяснения их значимости для темы исследования) и системный подход (для определения компонентов системы предупреждения преступлений, характера их взаимодействия и осуществляемых ими функций). Из частнонаучных методов автор применяет преимущественно историко-генетический метод, поскольку в ходе исследования раскрываются свойства, функции и изменения системы предупреждения преступлений в процессе ее исторического движения.

Идеи о предупреждении преступности и принятии законодательных актов, связанных с реализацией данных замыслов, имели место еще во времена правления династии Рюриковичей. В частности, можно упомянуть написанное в XI в. киевским митрополитом Иларионом «Слово о Законе и Благодати» в связи с наличием в нем формулировки «мало казни, много милуй» как требования вершить правосудие по закону и вместе с тем милостиво. Однако вышеуказанная формулировка содержится в строке 110 «Молитвы»1, представляющей собой вознесенную к Богу молитву митрополита Илариона, но не обращение к князю Владимиру I, которое присутствует в тексте «Слова» ранее. Поскольку, речь в труде митрополита идет о наказании и помиловании не за преступления и правонарушения в принципе, а за людские грехи, изложенные Иларионом взгляды не имеют прямой связи с идеями предупреждения преступности.

Более явная связь с развитием будущей системы предупреждения преступлений в России прослеживается в текстах законодательных актов Московской Руси. Одним из первых в их числе стоит упомянуть Грамоту жалованную на непринятие незваных людей на пиры, братчины и праздники 1462-1478 гг. (подписана великой княгиней Марией Ярославной - матерью Ивана III), согласно которой в ряде селений были введены

1 Слово о Законе и Благодати / Предисл. Митрополита Иоанна (Снычева) / Сост., вступ.

ст., пер.В. Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л. П. Жуковской. Коммент. В. Я. Дерягина, А. К. Светозарского / Отв. ред. О. А. Платонов. М., 2011. С.114.

111

ограничения на выезды из сел, особенно в праздники1, с целью недопущения драк и убийств по смыслу акта.

В процессе дальнейшего развития Московского государства меры по предупреждению правонарушений (и преступлений в особенности) закреплялись в законодательных актах (судебниках, наказах, указах) и избирались по усмотрению местных властей. Применяемые меры носили жесткий характер по отношению к правонарушителям,при этом не было различия между мерами наказания и предупреждения правонарушений -наказание часто носило устрашающий характер с целью предупредить будущие деяния. Особо следует указать на роль посадских и городских общин в предупреждении правонарушений, поскольку они заботились об охране жизни, здоровья и имущества лиц, а также о поддержании правопорядка.Князь и его подчиненные, выполнявшие правоохранительные функции, преимущественно помогали бороться с преступниками. В число функций правоохраны входили контроль за изготовлением и продажей без разрешения вина, пресечение нищенства и бродяжничества, содержания притонов и пр.

Одной из мер предупреждения преступности было решение великого князя Ивана III накануне 1494 г. установить решетки на московских улицах2, которые закрывались на ночь для обеспечения безопасности горожан.

В целях предупреждения разбоев в XVII веке губным старостам предписывалось задерживать всех приезжих подозрительных людей необычных и неизвестных, которые «станут называться неимянно и

3

непутно» .

С XVII в. в качестве меры недопущения совершения лицом повторного правонарушения практикуется клеймение преступников. Указ от 19 мая 1637 г.учреждал нанесение букв «Т», «Р» на лице татей и разбойников, которые были символами принадлежности к татьбе и разбою4.

В апреле 1649 г. царь Алексей Михайлович утвердил «Наказ о градском благочинии», который утверждал должностные обязанности объезжего головы Москвы и его помощника (Ивана Андреевича Новикова и подъячего Викулы Панова) и подчиненных им лиц (пяти решеточных приказчиков и десятских), а также устанавливал пожарную повинность горожан. Наказ обязывал объезжих голов и их подчиненных «быти в

1 Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т.1. СПб: Типография Императорской академии наук. С. 126.

2 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга первая. Том 1^. СПБ.: Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза». С.1532.

Иванов И.И. Криминалистическая превенция: Комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив: дисс. ... докт. юрид. наук. СПб., 2004. С.24.

4 Гавердовская В.И. К вопросу о становлении института рецидива в отечественном уголовном законодательстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2009. № 1 (5). С.10.

объезде ... для береженья от огня и от всякого воровства»1. Фактически, в Москве была создана служба охраны порядка и противопожарной безопасности.

Царским указом от 26 января 1668 г. «О невыезде и нехождении на сырной неделе ночью после указанных часов, кроме законных нужд» регламентируется передвижение по Москве ночью и ношение оружия горожанами в течение последней недели перед Великим постом. При этом даже законные нужды (священника «для исповеди к больным, и к роженицам с молитвою призвать» после четвертого часа ночи) не давали права носить оружие, кроме палок (в тексте упоминались бердыши,

Л

рогатины, топорки - небольшие боевые топоры, большие ножи) .

Также важно упомянуть указ царя Федора Алексеевича 1682 г. о постройке двух шпитален (богоделен) в Москве (в Знаменском монастыре и на Гранатном дворе), а также выделении им на пропитании вотчин архангельского владыки и вотчин Знаменского монастыря. Данный акт содержал ряд идей, направленных на предупреждение преступлений со стороны нищих. В частности, царь указывал на организацию ухода за бедными, больными и старыми нищими как на благое дело, при этом запрещая появляться на улицах здоровым нищим, вынуждая их добывать себе пропитание честным трудом, а не прошением милостыни или воровством. Федор Алексеевич указывал: «когда таким людям возбранено будет ходить и под окнами милостыни просить, тогда и воровства такого

-5

не будет» .

Кроме того, государь планировал издать еще один указ (или уже указывал на то своему преемнику) о постройке дворов для обучения детей нищих грамоте, ремеслам и наукам, чтобы те могли в будущем самостоятельно добывать себе пропитание, поэтому «воровства от таких опасаться нечего»4. В конце указа царь упоминал о практике создания в заморских городах дворов для «бродячих всяких воров» и «непослушных сынов, которые досаждают отцам, или матерям, или родителям своим», находясь в которых, виновные будут выполнять тяжелую работу, а не воровать, «и тем многое воровство удерживается»5.

К сожалению, в связи с кончиной 27 апреля царя Федора Алексеевича данный указ не был исполнен, а указанные в нем меры были частично реализованы Петром I спустя три десятилетия и в измененном виде.

Также развиваются нормы, регламентирующие ношение оружия служилыми людьми разных чинов. Они содержатся в указе от 25 октября

1 Наказ о градском благочинии от 30 апреля 1668 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание I. (далее - ПСЗ-1). Т. I. № 6.

2 «О невыезде и нехождении на сырной неделе ночью после указанных часов, кроме законных нужд» от 26 января 1668 г. // ПСЗ-1. Т. I. № 423.

Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Ч.1. Киев: Типография В.И. Завадзского. 1890. С.108.

4 Там же. С.108.

5 Там же. С.111.

1682 г., принятом уже в период регенства Софьи при малолетних государях Иоанне и Петре и объявленном в Троице-Сергиевом монастыре разным чинам «О передаче им поместных и денежных окладов за непоколебимую приверженность к особе государей при сохранении их во время похода из Москвы с повелением принять строжайшие меры в столице для прекращения своевольств и поединков». Основная суть указа сводилась к благодарению верных Софье и царям людей, поддержавших ее в ходе подавления Стрелецкого бунта 1682 г., но для данного исследования большее значение имеют нормы о ношении оружия. Их суть сводилась к разрешению носить (и применять) определенные виды оружия в походах и при несении караульной службы в Москве, а также запрету носить оружие лицам, не несущим караульной службы («а купецким и иных нижних чинов людям и Надворной пехоте, которые будут не на караулах, ни с каким ружьём не ходить»). Ношение остальных видов оружия, кроме описанных в законе (сабель и шпаг), запрещалось всем описанным в указе лицам. Также запрещалось «на Москве и в походах и нигде ни с кем никаких задоров и поединков не чинить, чтоб от того никакого дурна не было»1; зачинщикам грозит «указ по Уложенью без пощады». Фактически, нормы о ношении оружия и суровое наказание их нарушителям были направлены в том числе и на предупреждение преступлений против жизни и здоровья.

Указ государей Петра 1и Иоанна V от 2 апреля 1695 г. «Об учреждении в Москве, для пресечения воровства, караулов, о смотрении за исправностью их объезжим и о недержании никому пришлых людей без поручных записей»2. Как следует из названия акта, в московских слободах формировались вооруженные караулы, следившие за соблюдением порядка и за тем, чтобы не было «гулящихипришлых людей» без поручных записей. Нарушителей пропускного режима, а также вызывающих подозрение по тем или иным причинам (например, пришлые люди с большим объемом денежных средств, проживающие подолгу в кабаках) предписывалось доставлять в Разрядный или Стрелецкий приказы. Данная мера была направлена на предупреждение преступности со стороны приезжих людей.

В мае 1718 г. Петр I создает регулярную полицию Санкт-Петербурга -учреждает должность генерал-полицмейстера, а также образует главную канцелярию полицмейстерских дел. 25 мая 1718 г. были утверждены «Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-Полицмейстеру», в соответствии с которыми генерал-полицмейстером столицы назначался

1 «О передаче им поместных и денежных окладов за непоколебимую приверженность к особе государей при сохранении их во время похода из Москвы с повелением принять строжайшие меры в столице для прекращения своевольств и поединков» от 25 октября 1682 г. // ПСЗ-1. Т. II. № 961.

2 «Об учреждении в Москве, для пресечения воровства, караулов, о смотрении за исправностью их объезжим и о недержании никому пришлых людей без поручных записей» от 2 апреля 1695 г. // ПСЗ-1. Т. III. № 1509.

114

А.М. Девиер, а также утверждались его основные обязанности. Среди них были и непосредственно связанные с предупреждением преступлений:

1) Пункт 7 обязывал задерживать и допрашивать в случае драки возмутителей спокойствия и передавать их дела в определенные суды;

2) Пункт 9 обязывает подавать изветы или явки о подозрительных домах (шинки, игорные дома, притоны) и досматривать их, «дабы все таковые мерзости, от чего всякое зло и лихо происходит, были ниспровергнуты»;

3) Пункт 10 обязывает «хватать и допрашивать» гулящих и слоняющихся людей и определять их на работы, если «кто несходен явится», как и нищих (организация общественно полезных работ для нищих несколько схожа с идеями, ранее рассмотрены в неисполненном указе царя Федора Алексеевича, но реализована как наказание, а не способ зарабатывания на пропитание);

4) Пункт 11 обязывал полицейских следить за приезжими, а также обязывал домохозяев и работодателей под угрозой сурового наказания извещать полицию о своих постояльцах, а также об уезжающих, чтобы беглые солдаты и иные люди не могли укрыться;

5) Пункт 12 обязывал выбирать с каждого двора по караульщика, чтобы тот задерживал устраивающих драки и воров, а также следил за противопожарной безопасностью1.

После смерти Петра I в течение ХУШ в. неоднократно принимались и иные законодательные акты, направленные в том числе и на предупреждение преступности. Явное сходство в отношении закрепляемых обязанностей с вышеуказанными Пунктами 1718 г. имеет «Наказ Губернаторам и Воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать» от 12 сентября 1728 г., изданный уже в период правления Петра II . Относительно предупреждения преступлений значимы следующие статьи Наказа:

1) статьи 40 «О караулах и рогатках» и 41 «Когда при рогатках учинится шум и крик» об установлении отворчатых рогаток в конце больших улиц (шлагбаумов), организации при рогатках караулов из жителей близлежащих домов, а также укомплектовании караульных трещетками- средствами оповещения для поднятия тревоги в случае пожара, драки и воровства. Данная статья развивает положения пункта 12 1718 г. о повинности населения в области охраны порядка и противопожарной безопасности;

2) статья 46 «О подозрительных домах», обязывающая население подавать воеводам и в ратуши изветы или явки о различных злачных местах, а также проводить выемки в указанных местах. Данная статья во

1 «Пункты, данные Санкт-Петербургскому Генерал-Полицмейстеру» от 25 мая 1718 г. // ПСЗ-Г Т. V. № 3203.

2 «Наказ Губернаторам и Воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать» от 12 сентября 1728 г. // ПСЗ-Г Т. VIII. № 5333.

115

многом созвучна с пунктом 9 генерал-полицмейстеру 1718 г. как по указанным заведениям, так и по основной цели статьи - их искоренению;

3) статья 47 «О шатающихся по улицам» содержит требования не пускать за рогатки различных подозрительных лиц, а также задерживать их для допроса и установления личности, чтобы выявлять возможных дезертиров и беглых преступников. Также всем жителям городов и слобод запрещалось принимать в дом и на работу лиц «без явного свидетельства и без поручных записей и паспорта». Данная статья развивает положения пунктов 10 и 11, данных генерал-полицмейстеру в 1718 г.

Еще одним актом по предупреждению преступности был именной указ императрицы Анны Иоанновны, данный полицмейстерской канцелярии от 17 октября 1740 г. «О наблюдении, чтобы в домах шуму и драк не было, и о продаже питий в кабаках и трактирах с девятого часа утра и до седьмого часа по полудни». Данный указ устанавливал требования к полиции Санкт-Петербурга следить за соблюдением общественного порядка в домах со стороны обывателей (при патрулировании улиц задерживать жителей домов, откуда исходит шум или происходят драки), ограничивать продажу спиртного в питейных заведениях в определенное время суток, а также следить за освещением улиц и передвижением обывателей по улицам в ночное время с фонарями.Данные меры вводились с целью борьбы с пьянством, в котором законодатель видел причины воровства и пожаров, а также с целью усиления: «а оное воровство и пожары чинятся не от чего иного, как от пьянства и что патрули по ночам ездящих и ходящих людей не досматривают и допускают ездить и ходить без фонарей, чего ради между добрыми и честными людьми и воры свободные пути имеют»1.

В связи с борьбой с пьянством также стоит упомянуть указ императрицы Елизаветы Петровны от 11 апреля 1746 г. «О переводе кабаков в Санкт-Петербурге с больших улиц в малые улицы»2. К сожалению, текст указа сводится к требованию запретить нахождение кабаков на больших улицах (кроме переулков), а находящиеся там на момент издания указа питейные заведения перенести на малые улицы. В связи с этим направленность на борьбу с пьянством и предупреждение преступности можно лишь предполагать.

Также государство боролось и с проституцией - в частности, 1 августа 1750 г. был принят императорский указ «О поимке и о приводе в Главную Полицию непотребных жен и девок»3.

1 «О наблюдении, чтобы в домах шуму и драк не было, и о продаже питий в кабаках и трактирах с девятого часа утра и до седьмого часа по полудни» от 17 октября 1740 г. // ПСЗ-1 Т. XI. № 8260.

2 «О переводе кабаков в Санкт-Петербурге с больших улиц в малые улицы» от 11 апреля 1746 г. // ПСЗ-1 Т. XII. № 9278.

3 «О поимке и о приводе в Главную Полицию непотребных жен и девок» от 1 августа 1750 г. // ПСЗ-1 Т. XIII. № 9789.

Особого внимания заслуживает «Наказ Ее Императорского Величества Екатерины Второй Самодержицы Всероссийской, данный Комиссии о составлении проекта нового Уложения», опубликованный 30 июля 1767 г. На момент публикации Наказ включал в себя 20 глав и 526 статей, в начале 1768 г. в его текст были добавлены 21 -ая и 22-ая главы. Данный документ обозначал основные задачи для Комиссии, собранной в целях составления нового акта на смену Соборному уложению 1649 г. Хотя Комиссия так и не выполнила свою миссию, Наказ Екатерины II имеет большое значение в русской истории, в том числе идеологическое -как письменное выражение концепции просвещенного абсолютизма. Наказ содержал многие идеи, заимствованные у французских философов Ш. Монтескье и Ф. Кене (в частности, 294 статьи Наказа были составлены на основании знаменитого труда Ш.Монтескье «О духе законов), итальянского мыслителя Ч. Беккариа, немецких мыслителей баронов Бильфельда и Й. Х. Готтлоба фон Юсти, русского правоведа С.Е. Десницкого1. Значение Наказа применительно к теме данного исследования огромное, посколькув данном акте впервые в русской истории законодатель не просто устанавливает требование предупреждать преступления, но и предлагает определенные превентивные меры. Им посвящены статьи 239-249 Наказа, в которых перечисляются пути предупреждения преступности. Ст.240 содержит тезис Екатерины II (заимствованный у Монтескье) о том, что лучше предупреждать преступления, чем наказывать. Далее перечисляются основные меры по предупреждению преступлений2.

1) «сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину» (ст.243) -по сути ограничений привилегий, недопущение чрезмерного различия в правах подданных - созвучно идее равенства перед законом;

2) «сделайте, чтоб люди боялися законов, и никого кроме них не боялися» (ст.244) - созвучно идее верховенства права;

3) «сделайте, чтоб просвещение распространилося между людьми» (ст.245) - очень емкое требование, которое может подразумевать влияние общей и правовой культуры, а также нравственности человека на его отношение к преступлению и возможности его совершить;

4) «еще можно предупредить преступление вознаграждением добродетели» (ст.247) - также емкое требование, подразумевающее положительное влияние поощрительного метода как в правовом регулировании в целом, так и в предупреждении преступности в частности;

5) «наконец самое надежнейшее, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания»

1 Императрица Екатерина Вторая. Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения / под редакцией и с предисловием В. А. Томсинова. М., 2008. С.6.

2Там же. С.65-66.

(ст.248) - данное требование тесно связано с указанным в ст.245 распространением просвещения, поскольку просвещение является частью воспитания. При этом воспитание является процессом более долгим и сложным и зависит преимущественно от семьи, традиций и обычаев общества, поэтому приведение в совершенство воспитания для государства заслуженно указывается Екатериной II как труднейшее средство сделать людей лучше.

Кроме того, непосредственное отношение к вопросу предупреждения преступлений имеют положения главы VIII «О наказаниях». В ст.81 указано, что «любовь к Отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений» (то есть предупредить преступления). В ст.83 указано, что следует стараться не столько наказывать за преступления, как их предупреждать, а также следует «вселить узаконениями добрые нравы во граждан, нежели привести дух их в уныние казнями»1.

Также важно упомянуть еще один законодательный акт императрицы Екатерины II - принятые 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи», имеющие значение не только в области территориального устройства государства, но и устанавливающие отдельные положения в области предупреждения преступлений. В частности, ст.252 Учреждений обязывала земских капитанов-исправников задерживать и высылать из уезда праздношатающихся людей из иных уездов, а работоспособных задержанных до высылки «заставлять чинить дороги и мосты за обывателей, ком им дадут дневную нужную пищу»2. Аналогичное требование содержится в ст.275 Учреждений в адрес городничего.

8 апреля 1782 г. императрицей был принят «Устав благочиния или полицейский», устанавливающий организационные основы полиции в городах. В ст.61 данного акта закреплялась обязанность полиции в «воскресение и праздник» (то есть воскресные и праздничные дни) нести службу, к которой относились наряду с прочими обязанностями «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных»3.

8 сентября 1802 г. император Александр I издает манифест «Об учреждении министерств», тем самым создавая министерства, одним из которых было министерство внутренних дел. Одной из функций данного органа власти была охрана общественного порядка и профилактика правонарушений4.

Так, В.М. Емельянов на основе законодательства начала XIX в. указывает следующие меры предупреждения правонарушений: 1 )

1Там же. С.40.

2 «Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи» от 7 ноября 1775 г. // ПСЗ-1 Т. XX. № 14392.

«Устав благочиния или полицейский» от 8 апреля 1782 г. // ПСЗ-1 Т. XXI. № 15379.

4 «Об учреждении министерств» от 8 сентября 1802 г. // ПСЗ4. Т. XXVII. № 20406.

118

полицейский арест; 2) полицейский надзор; 3)полицейская высылка в связи с воспрещением жить в определенных местах; 4) полицейское ограничение права владения и пользования опасными предметами и вредными веществами. При этом он отмечает, что полицейский арест практиковался как предупредительный арест, имеющий целью обеспечение безопасности общества и применяемый при совершении определенного преступления или проступка, и для устранения последующей опасности или возможности совершить преступление или проступок1.

В 1832 г. был принят первый акт, полностью посвященный предупреждению преступлений - это Устав о предупреждении и пресечении преступлений, вошедший в Свод законов Российской империи. Данный акт регламентировал все организационно-правовые и специальные аспекты профилактики правонарушений, устанавливал права и обязанности специальных субъектов профилактики. Устав содержал требования к широкому кругу лиц (начальникам губерний, местной городской и земской полиции и «вообще всем местам и лицам, имеющим начальство по части гражданской или военной») предупреждать и пресекать всякие действия, посягающие на указанные в Уставе объекты. Данный акт имеет несколько редакций - 1842, 1857, 1876 и 1900, 1906 и 1908 гг. . Примечательно, что первая редакция Устава именовалась «Свод Устава о предупреждении и пресечении преступлений», поскольку целиком основывалась на нормативных правовых актах из иных отраслей права3.

Устав включал в себя пять разделов, 39 глав и 455 статей. Каждый раздел был посвящен предупреждению и пресечению правонарушений против определенного охраняемого государством объекта (веры, общественного порядка и учреждений правительства, нравственности, личной безопасности, имущества).

Меры о предупреждении преступлений также закреплялись в Сельском Полицейском Уставе для государственных крестьян от 23 марта 1839 г. Многие положения главы IV «Об охранении личной безопасности» данного акта посвящены непосредственно предупреждению преступлений. В первую очередь к ним относятся статьи отделения I данной главы «О мерах предупреждения убийств и телесных повреждений»:

1) Ст.38 запрещала ношение оружия за исключением ловли диких зверей и охоты;

1 Емельянов В. М. История профилактики правонарушений в России в дореволюционный период // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С.2378.

2 Иванов И. И. Криминалистическая превенция: Комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив: дисс. ... докт. юрид. наук.СПб., 2004. С.34.

3

3Ушанов А.В. Правовые основы предупреждения правонарушений в Российской империи // Научный портал МВД России. №4 (16). 2011. С.79.

2) Ст.39 запрещала стрелять в селениях, домах, дворах, на улицах и площадях;

3) Ст.40 запрещала продажу ядовитых веществ;

4) Ст.41 запрещала держать диких зверей (например, медведей, волков) без разрешения полицейского начальства, а также предписывала держать взаперти или на привязи животных, могущих причинить вред людям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также большое значение для предупреждения преступлений имеют положения отделения III «Об обязанностей в случаях обид и распрей» вышеупомянутой главы IV данного устава, предписывающие обращаться для разрешения конфликтов обращаться в органы власти (с.44), запрещающие браться за оружие в случае ссоры (ст.44), запрещающие призывать народ в драку в случае ссоры (ст.46), предписывающие разнимать дерущихся или в случае неудачи докладывать сельскому начальству о факте драки (ст.47 и 48)1.

Также задача предупреждения преступлений ставилась в Положении о губернаторах, Наказе чинам и служителям земской полиции 1837 г., Инструкции околоточным надзирателям 1867 г., инструкции полицейским урядникам 1878 г., в Наказе чинам и служителям уездной полиции. В 1907 г. перед Департаментом полиции поставили задачу по предупреждению и пресечению правонарушений и по охранению общественной безопасности и порядка, которую Департамент исполнял вплоть до своего роспуска в феврале 1917 г.

Таким образом, в первой половинеХГХ в. на базе полицейских органов и в соответствии с Уставом о предупреждении и пресечении преступлений 1832 г. в Российской империи была создана система предупреждения преступлений, функционировавшая до 1917 г. Основными субъектами предупредительной деятельности являлись служащие полиции и органов исполнительной власти территориальных образований, подданные в указанных в законе случаях могли осуществлять содействие и помощь в ходе осуществления предупреждения преступлений. Нормативной базой предупредительной деятельности являлись вышеуказанный Устав, а также ряд иных нормативно-правовых актов, являющихся результатом эволюции российского законодательства в сфере предупреждения преступности за прошедшие столетия.

Библиографический список

1. Акты, относящиеся до юридического быта Древней России. Т.1. СПб: Типография Императорской академии наук. - 776 с.

2. Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Ч.1. Киев: Типография В.И. Завадзского. 1890. - 410 с.

1 Сельский Полицейский Устав для государственных крестьян от 23 марта 1839 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание II. Т. XIV. № 12165.

120

3. Гавердовская В.И. К вопросу о становлении института рецидива в отечественном уголовном законодательстве // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2009. № 1 (5). С.9-13.

4. Емельянов В.М. История профилактики правонарушений в России в дореволюционный период // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2376-2380.

5. Иванов И.И. Криминалистическая превенция: Комплексное исследование генезиса, состояния, перспектив: дисс. ... докт.юрид.наук.СПб., 2004. - 418 с.

6. Императрица Екатерина Вторая. Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта нового Уложения / под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало. 2008. - 544 с.

7. Слово о Законе и Благодати / Предисл. митрополита Иоанна (Снычева) / сост., вступ. ст., пер. В. Я. Дерягина.Реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А. К. Светозарского / отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации. 2011. -176 с.

8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга первая. Том I-V. СПБ.: Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза». 1851. - 1726 с.

9. Ушанов А.В. Правовые основы предупреждения правонарушений в Российской империи // Научный портал МВД России. №4 (16). 2011. С.78-82.

© Рагунштейн А.Г.

УДК 342.951 (091)

правовой статус добровольных народных дружин по

охране общественного порядка (1959-1991 годы)

Рагунштейн Арсений Григорьевич, кандидат исторических наук Курский государственный университет e-mail: ra2unshtevn@2mail.com

Аннотация. Статья посвящена истории участия граждан в охране правопорядка в советский период времени. В ней рассмотрен институт добровольных народных дружин, которые оказывали помощь милиции в охране правопорядка. Даётся анализ причин создания института добровольных народных дружин и особенности их правового статуса.

Ключевые слова: правопорядок, добровольная народная дружина, ДНД.

В послевоенное время советское государство столкнулось проблемой роста преступности. В 1953 г. после смерти Сталина на свободу вышли 1,2 млн. заключённых. Многие из них были преступниками-рецидивистами. В результате, число преступлений выросло в два раза. Милиция явно не справлялась с преступностью. Ей явно не хватало сил для улучшения криминогенной обстановки. В таких условиях пришлось прибегать к испытанному за период 1930-1940-х гг. опыту привлечения добровольных помощников для охраны общественного порядка.

В довоенный опыт периода 30-х гг. ХХ в. уже был опыт создания Обществ содействия милиции (Осодмил) и Бригад содействия милиции (Бригадмил). Но в середине 1950-х гг. в их деятельность были внесены

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.