Научная статья на тему 'Нормативно-правовое регулирование деятельности уголовно-сыскных органов по розыску преступников в XVIII - первой половине XIX в'

Нормативно-правовое регулирование деятельности уголовно-сыскных органов по розыску преступников в XVIII - первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
304
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / УГОЛОВНО-СЫСКНЫЕ ОРГАНЫ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕФОРМЫ / СЫСКНОЙ ПРИКАЗ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / POLICE / CRIMINAL INVESTIGATION BODIES / REGULATORY AND LEGAL REGULATION / REFORMS / DETECTIVE ORDER / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рассказов Леонид Петрович, Рассказов Вячеслав Леонидович

В данной статье раскрываются организационно-правовые основы функционирования полиции в XVIII первой половине XIX в. в Российской империи. Особое внимание уделено ее деятельности по борьбе с уголовной преступностью. В статье анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование полиции. Так, рост преступности в Санкт-Петербурге подтолкнул руководство полиции начать разработку проекта по созданию специализированного органа розыска преступников. Отмечается, что первый опыт учреждения в Петербурге специальной полицейской части предпринимался еще в 1842 г., когда был Высочайше учрежден Временный Комитет для рассмотрения предположений о мерах к прекращению воровства в Санкт-Петербурге. Авторы статьи приходят к выводу, что в начале XVIII в. уголовно-розыскная деятельность постепенно сосредотачивается в руках полиции, созданной Петром Великим. Однако помимо сыщиков к уголовному сыску активно привлекалась и регулярная армия. Так, по указанию Петра I на территории со сложной криминогенной обстановкой направлялись воинские команды. В работе отмечается, что до ХIХ в. в Российской империи не было специализированных подразделений по розыску преступников, которые появляются лишь после общедемократических преобразований в России в 1860-х гг., когда была осуществлена и судебно-полицейская реформа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE CRIMINAL INVESTIGATION AUTHORITIES TO SEARCH FOR CRIMINALS IN THE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES

This article reveals the organizational and legal basis for the functioning of the police in the XVIII first half of the XIX century. in the Russian Empire. Special attention is paid to its activities to combat criminal crime. The article analyzes the main legal acts regulating the functioning of the police. Thus, the increase in crime in St. Petersburg prompted the police leadership to start developing a project to create a specialized body to search for criminals. It is noted that the first experience of the establishment of a special police unit in St. Petersburg was undertaken in 1842, when a Temporary Committee was established To consider proposals for measures to stop theft in St. Petersburg. The authors of the article come to the conclusion that at the beginning of the XVIII century criminal investigation activity is concentrated in the hands of the police, created by Peter the Great. However, in addition to detectives, the criminal investigation was actively involved and the regular army. Thus, on the instructions of Peter I, military teams were sent to the territory with a complex criminal situation. The paper notes that until the NINETEENTH century. in the Russian Empire there were no specialized units to search for criminals, the emergence of which occurs after the General democratic reforms in Russia in the 1860s. It was at this time that the judicial and police reform was carried out, after which the process of creating the detective police of the Russian Empire began.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое регулирование деятельности уголовно-сыскных органов по розыску преступников в XVIII - первой половине XIX в»

УДК 343.1(9)

Рассказов Леонид Петрович

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Кубанский государственный аграрный университет, 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, e-mail: science@samlawin.ru

Рассказов Вячеслав Леонидович

кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственного и международного права,

Кубанский государственный аграрный университет, 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, e-mail: science@samlawin.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-СЫСКНЫХ

ОРГАНОВ ПО РОЗЫСКУ ПРЕСТУПНИКОВ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Аннотация. В данной статье раскрываются организационно-правовые основы функционирования полиции в XVIII - первой половине XIX в. в Российской империи. Особое внимание уделено ее деятельности по борьбе с уголовной преступностью. В статье анализируются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование полиции. Так, рост преступности в Санкт-Петербурге подтолкнул руководство полиции начать разработку проекта по созданию специализированного органа розыска преступников. Отмечается, что первый опыт учреждения в Петербурге специальной полицейской части предпринимался еще в 1842 г., когда был Высочайше учрежден Временный Комитет для рассмотрения предположений о мерах к прекращению воровства в Санкт-Петербурге.

Авторы статьи приходят к выводу, что в начале XVIII в. уголовно-розыскная деятельность постепенно сосредотачивается в руках полиции, созданной Петром Великим. Однако помимо сыщиков к уголовному сыску активно привлекалась и регулярная армия. Так, по указанию Петра I на территории со сложной криминогенной обстановкой направлялись воинские команды. В работе отмечается, что до XIX в. в Российской империи не было специализированных подразделений по розыску преступников, которые появляются лишь после общедемократических преобразований в России в 1860-х гг., когда была осуществлена и су-дебно-полицейская реформа.

Ключевые слова: полиция, уголовно-сыскные органы, нормативно-правовое регулирование, реформы, Сыскной приказ, Министерство внутренних дел.

REGULATORY AND LEGAL REGULATION OF THE CRIMINAL INVESTIGATION AUTHORITIES TO SEARCH FOR CRIMINALS IN THE XVIII - FIRST HALF OF THE XIX CENTURIES

Summary. This article reveals the organizational and legal basis for the functioning of the police in the XVIII - first half of the XIX century. in the Russian Empire. Special attention is paid to its activities to combat criminal crime. The article analyzes the main legal acts regulating the functioning of the police. Thus, the increase in crime in St. Petersburg prompted the police leadership to start developing a project to create a specialized body to search for criminals. It is noted that the first experience of the establishment of a special police unit in St. Petersburg was undertaken in 1842, when a Temporary Committee was established To consider proposals for measures to stop theft in St. Petersburg.

The authors of the article come to the conclusion that at the beginning of the XVIII century criminal investigation activity is concentrated in the hands of the police, created by Peter the Great. However, in addition to detectives, the criminal investigation was actively involved and the regular army. Thus, on the instructions of Peter I, military teams were sent to the territory with a complex criminal situation. The paper notes that until the NINETEENTH century. in the Russian Empire there were no specialized units to search for criminals, the emergence of which occurs after the General democratic reforms in Russia in the 1860s. It was at this time that the judicial and police reform was carried out, after which the process of creating the detective police of the Russian Empire began.

Keywords: police, criminal investigation bodies, regulatory and legal regulation, reforms, Detective order, Ministry of internal Affairs.

Leonid P. Rasskazov

Doctor of Law, Professor, honored worker of science of the Russian Federation, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation,

Head of the Department of theory and history of state and law, Kuban state agrarian University, Kalinina str., 13, Krasnodar, Russia, 350044, e-mail: science@samlawin.ru

Vyacheslav L. Rasskazov

Candidate of Law,

Assistant Professor of the Department of state and international law, Kuban state agrarian University, Kalinina str., 13, Krasnodar, Russia, 350044, e-mail: science@samlawin.ru

© 2019 Рассказов Л. П., Рассказов В. Л.

При Петре I происходят грандиозные изменения, реформируется весь государственный механизм, в особенности его правоохранительная составляющая. Вместо изживших свой век приказов учреждаются коллегии. Создав регулярную армию, Петр I принялся за устройство полиции. В 1715 г. в Санкт-Петербурге создают Полицейскую канцелярию. Для выполнения полицейских функций в канцелярию были зачислены унтер-офицеры и солдаты [1, т. 5, № 2909]. По мнению ряда исследователей, «она представляла собой орган управления полицией, которую, по существу, еще только предстояло создать» [2, с. 4]. 25 мая 1718 г. в Петербурге Петр I утверждает должность генерал-полицмейстера (с подчинением ему Главной полицмейстерской канцелярии), деятельность которого регламентировалась соответствующей инструкцией - «пунктами, данными С.-Петербургскому генерал-полицмейстеру». Инструкция фактически учреждала должность руководителя столичной полиции и определяла его компетенцию. К главным задачам полиции были отнесены: охрана общественного порядка, обеспечение пожарной безопасности и профилактика пожаров, санитарный и торговый надзор, контроль за приезжими и выезжающими из столицы [1, т. 5, № 3203]. 27 мая 1718 г. Петр I отправляет в Сенат свой указ о назначении на должность генерал-полицмейстера графа А. М. Девиера [3, с. 131], а уже 7 июня Сенат сделал публичное сообщение о том, что в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера. М. И. Сизиков отмечает логику организационно-правовой процедуры учреждения полиции, присущей петровской эпохе: вначале определялся статус руководителя нового учреждения, затем назначалось конкретное лицо, потом комплектовался аппарат и «после этого о новом органе управления делалось публичное сообщение» [4, с. 9].

Вслед за Северной столицей 19 января 1722 г. по Именному указу «О бытии в Москве обер-полицмейстеру» была учреждена соответствующая должность, причем главе московской полиции предписывалось «депенденцию (зависимость - авт.) иметь от генерал-полицмейстера» [1, т. 6, № 3883], иными словами, руководитель московской полиции подчинялся по команде петербургскому полицейскому начальнику. 10 декабря 1722 г. была выработана Инструкция, данная Московской Полицмейстерской канцелярии, в которой регламентировались действия полиции по профилактике пожаров, устройству улиц и мостов, надзору за азартными играми, санитарные и торговые правила и т. д. В инструкции еще раз подтверждалось, что «обер-полицмейстеру быть в диспозиции генерал-полицмейстера». Относительно же осуществления мер уголовного сыска Инструкция в п. 34 наставляла: «Воров, которые пойманы будут в его Полиции слободах, кто б какого звания ни был для скорого сыскания тех воровства и товарищей его, розыскивать ему обер-полицмейстеру и следовать как указы повелевают» [1, т. 6, № 4130].

Однако в провинциальных городах специализированные органы полиции не создавались. Функции по раскрытию преступлений возлагалась на губернаторов, воевод и обер -комендантов [5, с. 33].

Особо следует отметить, что если в той или иной местности крайне осложнялась криминогенная ситуация, туда по распоряжению Петра I направлялись специально уполномоченные лица для задержания преступников - «сыщики». Так, в феврале 1710 г. помещики Клинского, Волоцкого и Можайского уездов «били челом» царю, жалуясь на шайки разбойников, грабителей и убийц, терроризирующих население уездов, и просили оказать содействие, поскольку в их регионе «сыщика нет, и сыскивать и ловить их некому». 30 ноября 1710 г. последовал « наказ сыщику», полковнику Ф. Ю. Козину «О поимке воров и разбойников и об изследовании их преступлений» [1, т. 4, № 2310]. Проведение оперативно-розыскных мероприятий «сыщику» Ф. Ю. Козину надлежало осуществлять совместно с вооруженной, своеобразной «народной дружиной», сформированной из местных жителей. Характерно, что доказательства виновности в совершении преступления добывалось, главным образом, посредством допросов свидетелей («язычная молка») и изъятием вещественных доказательств - предметов преступного посягательства («воровской рухляди»). В настоящее время по действующему уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации допрос свидетелей и обыск относятся к определенным видам следствия, направленным на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.

В тех случаях когда «воры и разбойники» совершали преступления на территории нескольких губерний, перемещаясь из одной в другую, указом «О безпрепятственном розыске и преследовании сыщикам воров, разбойников и их сообщников по всем Губерниям» от 12 октября 1711 г. предусматривалось взаимодействие сыщиков на межгубернском уровне, «дабы во всех местах, такими свободными сыски и розыски всемерно воровство искоренилось» [1, т. 4, № 2439]. В указе, в частности, подчеркивалось, что, в случае когда преступники, будучи задержанными в

одной губернии, давали показания об эпизодах своей преступной деятельности и преступлениях, совершенных в другой губернии, а также о сообщниках, скрывавшихся там, сыщики обязаны были информировать об этом своих коллег из других губерний. В свою очередь, генерал-губернаторам, губернаторам, обер-комендантам и комендантам запрещалось «чинить волокиту», дожидаясь специально царского указа по конкретной территории, и самостоятельно принимать решения по взаимодействию в деле задержания преступников.

Говоря о сыщиках, Р. С. Мулукаев писал, что в XVII и XVIII вв. был создан специальный институт сыщиков, который занимался вопросами бегства крестьян от помещиков, сопровождаемых нападением и грабежом помещичьих владений [6, с. 19]. Е. П. Сичинский отмечал, что «в 1743 г. специальным указом институт сыщиков был распространен и на «низовые губернии». В нормативных актах регламентировалась их деятельность [5, с. 37].

Принятый 19 ноября 1756 г. указ «Об определении главных сыщиков для сыску и искоренения воров и разбойников и беглых людей» определялся правовой статус чиновников, которых назначали главными сыщиками [1, т. 15, № 10650]. Этим же указом объявлялась Инструкция определенному для сыска и искоренения воров и разбойников главному сыщику, состоящая из 20 пунктов и регламентирующая права и обязанности главного сыщика. Можно утверждать, что появление института «главных сыщиков» было вызвано необходимостью взаимодействия и координации деятельности достаточного числа вновь учрежденных сыскных команд, действия которых нужно было координировать. В связи с этим «для лучшаго и скорейшаго сыска» территория Российской империи, где была самая неблагоприятная оперативная обстановка, была разделена на четыре района под началом «особливых главных сыщиков». Главные сыщики напрямую подчинялись Правительствующему сенату и имели при себе канцелярию, военную команду, а также все сыскные команды, которые осуществляли свою деятельность на территории соответствующих губерний. В их компетенцию входили: розыск, дознание и следствие по делам о разбоях, грабежах и убийствах. Однако дела о менее значительных преступлениях оставались в ведении воевод и губернаторов. Инструкцией предусматривалась и особая форма отчетности главных сыщиков: раз в четыре месяца они обязаны были направлять в Сенат «ведомость», которая содержала отчет о проделанной работе, то есть статистику выполнения мер по «искоренению воров и разбойников» по нескольким главным позициям, например, количество дел, «вступивших в Главную Сыскную Канцелярию»; разрешенные дела; число колодников за 4 месяца; решения, принятые по ним («освобождены с наказанием», освобождены без наказаний», «для отсылки в Рогервик (каторжная тюрьма - авт.)», «отдано в Губернскую или Провинциальную канцелярии» и проч.) [1, т. 15, № 10650]. Однако сравнительно скоро институт сыщиков был упразднен. Вступившая на престол Екатерина II 7 августа 1762 г. Именным указом повелела: «...вместо бывших сыщиков, сделать в Губерниях и Провинциях благопристойнейшее учреждение, как бы воров и разбойников искоренить» [1, т. 16, № 11634].

Помимо сыщиков к уголовному сыску активно привлекалась и регулярная армия. Так, по указанию Петра Великого в места, где действия преступников были особенно вызывающими («во-ровския многолюдныя и вооруженныя станицы»), направлялись воинские команды. Их деятельность регламентировала инструкция, в которой указывалось на привлечение к оперативно-розыскным мероприятиям и конфиденциальному сотрудничеству местных жителей, «чрез которых мочно было их [преступников] изымать, и посылать для проведывания о их воровских пристанищах». За получение оперативной информации, в результате реализации которой задерживались преступники, такие лица получали вознаграждение из расчета 5 р. за одного преступника. В инструкции содержится подробный алгоритм действий военных команд, охватывающих не только оперативно-розыскные мероприятия, но и процедуру проведения дознания. Особо отметим чрезвычайные полномочия офицеров команд: невзирая на чины и звания, они имели право подвергнуть смертной казни изобличенных в совершении преступления лиц [1, т. 5, № 3477]. Позднее, 26 июня 1724 г., полномочия командиров военных подразделений в сфере уголовного сыска были подтверждены Именным указом «О должности полковника по наблюдению земской полиции в уезде, определенном для квартирования и продовольствия его полка» [1, т. 7, № 4535].

В продолжение полицейских реформ 16 января 1721 г. был обнародован Регламент или Устав Главного Магистрата, в котором подчеркивалось, что «полиция особоливое свое состояние имеет; а именно:. всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет.» [1, т. 6, № 3708]. Между тем функции полиции оставались многополярными, охватывающими практически все стороны повсе-

дневной жизни: охрана общественного порядка, профилактика пожаров, искоренение нищенства, задержание воров, разбойников и убийц, надзор за строительством зданий, контроль за правилами торговли, охрана здоровья населения, профилактика распространения повальных болезней скота и многие другие. По-прежнему уголовный сыск не являлся прерогативным, специализированным направлением в деятельности полиции.

18 января 1721 г. Высочайшей резолюцией на докладе Сената «Об отсылке разбойников и татей по исковым прошениям в Юстиц-коллегию, а пойманных воров в городах и селениях к полицмейстеру для розыска и наказания» Петр I дал разъяснение: «...а которые пойманы будут в городе и слободах в каком воровстве, тем розыск и экзекуцию отправлять Полицмейстеру и рапортовать Юстиц-коллегии» [1, т. 6, № 3714]. Таким образом, полиция была наделена правами производства дознания по уголовным делам.

При императрице Анне Иоанновне, в соответствии с законом «Об учреждении Полиции в городах» от 23 апреля 1733 г. в 23 губернских и провинциальных городах России была образована полиция с соответствующими штатами [1, т. 9, № 6378], что придало новый импульс формированию и развитию полицейских органов в государстве. По свидетельству А. Руженцова, в этот период в Петербурге «полиция боролась с разбойными людьми и ворами, отчасти своими силами, отчасти при помощи прикомандированной к ней драгунской полуроты». При этом немногочисленный штат полиции «был не всегда в полном составе», а «обязанности полиции были многочисленны и разнообразны» [7, с. 274-275].

22 июля 1730 г. «в следствие Высочайше утвержденного доклада 1730 г. Марта 20», по Именному указу Анны Иоанновны в Москве был учрежден Сыскной приказ, в задачи которого входило «ведать татиные и разбойные и убийственные дела, и которые воры и разбойники пойманы будут в Москве и приведены в Полицмейстерскую Канцелярию, тех записав, тогож времени отсылать в Сыскной же Приказ» [1, т. 8, № 5597]. Но функции данного приказа распространялись только на территорию Московской губернии.

Вступившая на российский престол в 1741 г. дочь Петра I Елизавета Петровна поставила своей целью продолжить реформы отца, в том числе и связанные с деятельностью полиции. 1 мая 1746 г. последовал Именной указ «Об учреждении в Санкт-Петербурге при Полиции особой Экспедиции для розысков по делам воров и разбойников», при этом она сослалась на отцовский Указ от 18 января 1721 г., наделявший полицию розыскными функциями. В этой связи в столице и слободах (уездах) розыск «воров и разбойников» вверялся особой Экспедиции, а «прочие розыски, кроме воров и разбойников» были отнесены к компетенции губернской канцелярии [1, т. 12, № 9284]. 10 февраля 1763 г. Именным указом «О порядке производства уголовных дел по воровству, разбою и пристанодержательству», в целях оптимизации розыскной деятельности, была установлена процедура дознания, в частности, предусматривающая ряд мер, направленных против волокиты и канцелярщины в ходе раскрытия преступления и скорого установления всех виновных в его совершении. Так, в срок до одного месяца дознание должно быть окончено и дело направлено в «судебное место». Лицу, предоставившему информацию о «становщике» и «пристанодержателе», в качестве поощрения выдавалось 50 р., с последующим возвращением денег в казну «из проданного становщикова имения», за «разбойничьего атамана» - 30 р., а за «разбойника» - 10 р. В случае если лица, совершившие преступления до опубликования настоящего указа, раскаявшись, «принесут во всем повинную», явившись в «судебные места», таковые подлежали прощению, если только они не совершили «смертоубийства» [1, т. 16, № 11750].

Указом от 4 июля 1763 г. «Экспедиция для розысков по делам воров и разбойников» была переименована в «Розыскную Экспедицию» и из ведения полиции перешла в ведение Санкт-Петербургской губернской канцелярии, дабы последней «над тою Розыскною Экспедициею наиприлежнейшее смотрение иметь». Ее функции остались прежними - осуществление уголовного сыска в столице и уездах, с предоставлением права «экзекуции всей, кроме смертных вин». Для выполнения стоящих перед ней задач, Розыскная Экспедиция могла привлекать «к сыску и поимке злодеев» воинские и полицейские команды, «дабы все такие злодеи, через строгое оных изыскание с лучшим успехом истребляться могли». В указе особо подчеркивалось, что ее деятельность должна была основываться на положениях, предписанных указом от 10 февраля того же года [1, т. 16, № 11871], рассмотренных выше. Аналогичные изменения произошли и в Москве: в соответствии с Манифестом от 15 декабря 1763 г. там была учреждена Экспедиция, в ведение которой перешли дела Розыскного приказа [1, т. 16, № 11989].

Важной вехой в регламентации уголовно-правовых отношений стал так называемый «Большой наказ Екатерины II» от 14 декабря 1766 г. В нем перед полицией ставилась задача охранения благочиния, под которым понималась в том числе и профилактика преступлений [1, т. 17, № 12801]. 28 февраля 1768 г. «Большой Наказ» был дополнен Главой XXI «О благочинии, называемом инако Полициею», где ст. 566 прямо прописывала: «.Полиция открывает преступления, оставляя в прочем судить дела другим Правительствам, и отсылает им оные» [1, т. 18, № 13075].

В конце XVIII в. был предпринят ряд действенных мер, направленных на реорганизацию полиции. «Устав благочиния или Полицейский» от 8 апреля 1782 г. внес изменения в организационно-управленческую систему полиции и учредил специальные органы охраны правопорядка -«Управы благочиния или Полицейские»: в Петербурге и Москве они возглавлялись обер-полицмейстерами, в губернских городах - полицмейстерами, а в остальных городах - городничими. Данные Управы должны были решать многообразные задачи, связанные с охраной правопорядка. Одной из их функций было «открытие преступлений и проступков, предупреждение оных»: так розыск и проведение дознаний напрямую возлагались на городские территориальные полицейские части во главе с частным приставом [1, т. 21, № 15379].

В отличие от городов, в уездах розыск преступников, помимо прочих обязанностей, предписывался земскому исправнику [1, т. 20, № 14392].

В 1802 г. создается центральный орган управления полицией - Министерство внутренних дел [1, т. 27, № 20406]. Структура полицейского аппарата на местах не претерпела каких-либо существенных изменений.

Следует отметить, что во второй половине XIX в. общая полиция еще не имела специализированных подразделений уголовного сыска, что негативно сказывалось на борьбе с усиливающейся преступностью. Кроме того, в это время начинается подъем общественно-политического и революционного движения в России. Это заставляет правительство усилить деятельность политической полиции. Рост преступности в Санкт-Петербурге подтолкнул руководство полиции начать разработку проекта по созданию специализированного органа розыска преступников [5, с. 49-50].

Первый опыт учреждения в Петербурге специальной полицейской части предпринимался еще в 1842 г., когда был Высочайше учрежден «Временный Комитет для рассмотрения предположений о мерах к прекращению воровства в Санкт-Петербурге».

Во второй половине XIX в. в связи с усиливавшейся преступностью на повестку дня встает вопрос о создании в столице специального органа для борьбы с общеуголовной преступностью. По утверждению Е. П. Сичинского, «в 1863 г. был подготовлен проект В. Е. Фиша о преобразовании городской полиции С. -Петербурга, в которой предлагалось организовать уголовную полицию с возложением на нее оперативно-розыскных функций» [5, с. 51]. Между тем столичная сыскная полиция была учреждена только в 1866-1867 гг. в период общей реформы полиции и административных структур Петербурга: 31 декабря 1866 г. приказом по полиции № 266 была образована Петербургская сыскная полиция [8, с. 406] - орган уголовного сыска, заложивший своей деятельностью основы для всех оперативно-розыскных подразделений в системе Министерства внутренних дел Российской империи.

Таким образом, после создания Петром Великим полиции в начале XVIII в. уголовно-розыскная деятельность постепенно сосредотачивается в ее руках, однако до второй половины XIX в. в Российской империи не было специализированных подразделений по розыску преступников. Появление уголовного сыска как специализированного подразделения происходит после общедемократических преобразований в России в 1860-х гг. Именно в это время осуществляется су-дебно-полицейская реформа, вслед за которой и начинается процесс создания сыскной полиции Российской империи.

Библиографический список

1. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. СПб., 1830.

2. Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995. 318 с.

3. Граф К. А. М. Дивьер и его полицейская деятельность // Русская полиция. М.; СПб., 2007. 321 с.

4. Сизиков М. И. История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII в. М., 1992. 66 с.

5. Сичинский Е. П. Уголовный сыск России в X - начале XX в.: учебное пособие. Челябинск, 2002. 146 с.

6. Мулукаев Р. С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.). Н. Новгород, 1993. 102 с.

7. Руженцов А. Санкт-Петербургская столичная полиция в царствование Анны Иоанновны (по бумагам Кабинета министров) // Вестник полиции. 1914. № 14/15.

8. Приказ № 266 от 31 декабря 1866 г. // Алфавитный указатель к приказам по С. Петербургской полиции / сост. К. Бахмутов. СПб., 1870. 664 с.

References

1. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi Imperii. Sobr. 1 [Complete collection of laws of the Russian Empire. Coll. 1]. Saint-Petersburg, 1830 [in Russian].

2. Politsiya i militsiya Rossii: stranitsy istorii [Police and militia of Russia: pages of history]. Moscow, 1995, 318 p. [in Russian].

3. Graf K. A. M. Div'er i ego politseiskaya deyatel'nost' [A. M. Divier and policing]. Russkaya politsiya [Russianpolice]. Moscow; Saint-Petersburg, 2007, 321 p. [in Russian].

4. Sizikov M. I. Istoriya politsii Rossii (1718-1917 gg.): Stanovlenie i razvitie obshchei regulyarnoi politsii v Rossii XVIII v. [History of the Russian police (1718-1917): Formation and development of the General regular police in Russia of the XVIII century]. Moscow, 1992, 66 p. [in Russian].

5. Sichinskii E. P. Ugolovnyi sysk Rossii v X - nachale XX v.: uchebnoe posobie. [Criminal investigation of Russia in the X-early XX century]. Chelyabinsk, 2002, 146 p. [in Russian].

6. Mulukaev R. S. Politsiya v Rossii (IX v. - nach. XX v.). [Police in Russia (IX century - beginning of XX century)]. N. Novgorod, 1993, 102 p. [in Russian].

7. Ruzhentsov A. Sankt-Peterburgskaya stolichnaya politsiya v tsarstvovanie Anny Ioannovny (po bumagam Kabineta ministrov) [Petersburg Metropolitan police in the reign of Anna Ioannovna (according to the papers of the Cabinet of Ministers)]. Vestnik politsii [Bulletin of the police], 1914, no. 14/15 [in Russian].

8. Prikaz no. 266 ot 31 dekabrya 1866 g. [Order no. 266 of December 31, 1866]. Alfavitnyi ukazatel' k prikazam po S. Peterburgskoi politsii [Alphabetical index to the orders of the St. Petersburg police], Saint-Petersburg, 1870, 664 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.