Научная статья на тему 'Становление системы предупреждения преступности в России начала ХVIII–ХIХ веков'

Становление системы предупреждения преступности в России начала ХVIII–ХIХ веков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
547
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПОДНАДЗОРНЫЕ / ПОЛИЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / БЕСПОРЯДКИ / ЛИЦА / ВЫСЛАННЫЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПОРЯДКОМ / SYSTEM OF CRIME PREVENTION / SUPERVISED / POLICE / CRIME / DISORDER / PERSONS EXPELLED BY ADMINISTRATIVE ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров Игорь Артурович

Статья посвящена исследованию становления системы профилактики правонарушений в России начала XVIII–XIX вв., главная роль в которой отводилась полиции. Среди мер предупреждения преступлений выделялись: отдача правонарушителей под надзор полиции, воспрещение жительства в столицах и иных местах, высылка административным порядком в определенные местности России, выдворение иностранцев за границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CRIME PREVENTION SYSTEM IN RUSSIA IN THE EARLY XVIII–XIX CENTURIES

The article investigates the development of a system of crime prevention in Russia in the early XVIII-XIX centuries., In which the main role was assigned to the police. Among the measures for the prevention of crimes stand out: the return of offenders under the supervision of the police, prohibition of residence in the capital and in other places, the expulsion of administrative procedures in some areas of Russia, the expulsion of foreigners abroad.

Текст научной работы на тему «Становление системы предупреждения преступности в России начала ХVIII–ХIХ веков»

Система профилактики правонарушений в Российской империи зарождалась с учетом особенностей местного управления, исторически сложившегося национального быта, уровней социально-экономического и политического развития различных регионов страны и влияния церкви.

Органы управления, должностные лица: губернаторы, руководители местных полиций и другие по части гражданской или военной, были обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, ведущие к нарушению должного уважения к вере или общественного спокойствия, порядка, благочиния, общественной и личной безопасности, угрозе имуществу, руководствуясь наказами, инструкциями, а также правилами, определенными Уставом о предупреждении и пресечении преступлений.

Огромная роль в профилактике правонарушений отводилась полиции. В 1718 г. Петр I издал Указ об учреждении в Петербурге должности Генерал-полицмейстера, тем самым положив начало созданию специализированных полицейских органов в Российской империи. Задачи полиции того времени состояли в следующем: обеспечение санитарной и пожарной безопасности, исполнение хозяйственно-экономических функций, воспитание детей и контроль за собственными расходами. Главной задачей полиции была борьба с преступностью и охрана общественного порядка.

Среди мер предупреждения преступлений в те времена выделялись: отдача правонарушителей под надзор полиции, воспрещение жительства в столицах и иных местах, высылка административным порядком в определенные местности России, выдворение иностранцев за границу. В некоторых особых случаях эти меры могли быть определены установленным порядком без формального производства суда.

В качестве меры предупреждения преступлений высылка административным порядком лиц, вредных для государственного или общественного спокойствия, в определенную местность России с отбыванием назначенного срока осуществлялась при строгом соблюдении установленных правил. За лицами, высланными административным порядком, был установлен полицейский надзор на срок, определенный для высылки, который определялся с учетом различных обстоятельств, но не превышал 5 лет; полицейский надзор мог быть установлен над лицом и по месту его жительства. У таких лиц отбирались документы о звании и виде на жительство, а взамен выдавалось свидетельство на проживание в назначенной местности. Они были обязаны жить строго в определенных им местах и не отлучаться из них без разрешения полиции, а также являться в полицию по первому требованию. Полиция обладала правом входа в их квартиры в любое время, в том числе и для проведения обысков.

Поднадзорные имели некоторые ограничения в родах своей деятельности. Вся корреспонденция на имя и от имени лица, находящегося под надзором, просматривалась. Если у лиц, высланных под надзор полиции, не имелось своих средств к существованию, то они получали из казны установленное пособие, а также пособие на одежду, белье и обувь, а в случае болезни направлялись в больницы гражданского ведомства опять же за счет казны. В случае уклонения от работы поднадзорные лишались права на получение таких пособий.

По истечении срока надзора или при получении распоряжения об освобождении лица от установленного над ним надзора полиция возвращала отобранные у него документы. В случае неимения собственных средств для отъезда из места высылки, освобожденное от надзора лицо получало право на пособие от казны.

Учитывая религиозность населения того времени и неотделимость церкви от государства, существенное значение имело предупреждение и пресечение правонарушений против веры. В обязанность полиции входило соблюдение установленных правил поведения в церквях, а также вне церкви во время совершения церковной службы. «Полиция наблюдает, чтобы близ церквей, особенно во время службы, не было на улицах крику, драки и вообще никакого бесчинства, чтобы в воскресные и торжественные дни или в табельные или храмовые праздники до окончания литургии в церкви не начинались игрища, музыка, пляски, пение песен, театральные представления и другие общенародные забавы и увеселения, а торговые лавки и питейные дома были закрыты» [1, ст. 13-14]. Кроме полицейских, за порядком в храме должны были следить и священнослужители.

Вне церкви полиция следила за сохранением порядка во время церковных торжеств: крестных ходов, водосвятия и тому подобных установленных обрядов, обеспечивала беспрепятственное

движение шествующих, ограничивала движение гужевого транспорта и т.п., осуществляла оцепление района проведения мероприятий и др.

Учитывая то, что Россия всегда была страной многонациональной, между представителями различных конфессий порой возникали разногласия относительно владения землями или отправления богослужения. Во избежание столкновений между «новокрещенными и иноверцами», которые жили в одних и тех же селениях, губернское начальство предлагало переселиться им «в особые деревни». При этом всякое принуждение к переселению запрещалось.

Особое место в царской России отводилось профилактике многих видов правонарушений. К числу таковых относились:

1. Распространение вредных слухов и подложных указов.

В случае разглашения подложных указов и слухов, ко вреду государственному клонящихся, правительство предупреждает распространение таких указов объявлениями о «лживости разглашений» через печатные указы и манифесты.

2. Сочинительство пасквилей и подметных писем.

Полиция была обязана разыскивать авторов ругательных или оскорбительных сочинений (пасквилей) или изображений и подметных писем, а также тех, кто занимался распространением подобной продукции. Оказавшиеся в продаже пасквили и подметные письма отбирались и уничтожались.

3. Сочинительство и распространение запрещенных книг и сочинений, соблазнительных эстампов и карикатур.

4. Проведение запрещенных сходбищ и набатских тревог.

В случае большого и беспорядочного скопления народа, полиция должна была заставить толпу разойтись по домам, а в случае нужды и при недостаточности полицейских средств призывались войска. Кроме того, на помощь могли быть призваны городские жандармские дивизионы и команды из пунктов их постоянной дислокации. Непредвиденное скопление большого количества людей допускалось при набатных тревогах, но только в чрезвычайных случаях (пожар, наводнение, нападение агрессора, разбой и т.п.).

5. Создание и функционирование незаконных и тайных обществ.

6. Непослушание, своевольство и сопротивление законным властям.

«Полиция имеет надзор, чтоб никто в противность должного послушания законным властям ничего не предпринимал. Она пресекает в самом начале всякую новизну, законам противную.

В случае покушения, клонящегося к нарушению спокойствия, полиция обязана уведомить в том Губернское Правление и Губернатора, не допускать приведение такого покушения в исполнение и смирить нарушителя покоя в мере данной ей власти.

Полиция наблюдает, чтобы благочиние, добронравие, порядок и все предписанное законом для общей и частной пользы было исполняемо и сохраняемо, а в случае нарушения приводить всякого, несмотря на лицо, к исполнению предписанного законом.

Полиция имеет попечение, чтобы молодые и младшие почитали старших и старых, чтобы дети повиновались родителям, а слуги своим господам и хозяевам.

Всякий, имеющий по службе военной или гражданской начальство, обязан строго наблюдать за сохранением порядка и должного повиновения со стороны своих подчиненных, иначе всякое послабление, могущее дать повод к расстройству подчиненности по службе, вменится ему в действительное упущение по должности» [1, ст. 119-123].

В случае получения сведений о преступлении, в котором усматривался умысел против здравия и чести Императорского Величества или бунт и измена против государства, полиция поступала на основании правил о судопроизводстве по государственным преступлениям.

Предупреждение и пресечение «беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах, а также пресечение явного соблазна и разврата в поведении».

Полицией осуществлялся надзор за соблюдением общественного порядка во время публичных собраний, шествий, празднеств и разъездов в публичных местах. При необходимости она была вправе требовать содействия войск. На публичные собрания не допускались лица, имеющие при себе оружие, за исключением тех, кому ношение оружия было положено по закону.

Домашние забавы и увеселения также подлежали надзору полиции и запрещались ею в случае, когда в них происходило что-либо противное закону. На таких мероприятиях запрещалось использование артиллерийских орудий без разрешения начальства, фейерверков около домов и других деревянных строений. Полиция строго следила за тем, чтобы для пускания фейерверков были призваны мастера, сведущие в этом деле.

Особую обязанность полиции составляло наблюдение, чтобы «узаконения об ограничении роскоши везде охраняемы были». «В целях предупреждения и пресечения роскоши безмерной и разорительной, в обуздание излишества, беспутства и мотовства могут быть учреждены опеки над имениями расточителей» [1, ст. 150].

Лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, полиция могла задержать до вытрезвления.

Строг закон был и в отношении проституции - в этом случае предусматривались принудительное лечение и штрафы. Были учреждены Врачебно-полицейские комитеты для врачебно-полицейского надзора за женщинами легкого поведения.

7. Профилактика нищенства и попрошайничества.

Полиция следила за тем, чтобы бедные и неимущие были под наблюдением, и чтобы неимущие калеки не отлучались самовольно из мест их жительства. Городские общества и сельские начальства также обязаны были смотреть, чтобы бедные и неимущие люди их ведомств не бродяжничали и не попрошайничали. Для здоровых людей, которые были в состоянии трудиться, находили разные работы, а старых и больных отдавали на содержание родственникам. Нищих и попрошаек, не имеющих родственников, отсылали в богадельни, больницы и другие богоугодные заведения, содержащиеся за счет тех сословий и обществ.

8. Предупреждение и пресечение преступлений против личной безопасности.

В целях профилактики правонарушений против личной безопасности граждан вводился запрет на ношение огнестрельного и холодного оружия, кроме тех лиц, кому дозволено или предписано законом, а также на стрельбу в домах, дворах, на улицах и площадях.

Полицией осуществлялся надзор за соблюдением Врачебного Устава во избежание несчастных случаев, которые могли произойти от продажи ядовитых и сильнодействующих веществ.

Полиции запрещалось вмешиваться в частную жизнь, кроме случаев уголовных преступлений.

Также существовало требование к гражданам по обеспечению общественного порядка, они не должны были оставаться в стороне при его нарушении. Например, развести ссорящихся и стараться их примирить, помогать обиженным, способствовать полиции в поимке преступников. Если граждане не могли этого сделать, то они должны были немедленно сообщить о происходящем в полицию.

9. Предупреждение и пресечение преступлений против имущества.

Насильное завладение имуществом запрещалось, даже если отнимающий имел по документам или другим доказательствам повод на присвоение.

В обязанность полиции входил строгий надзор за «вредными ростовщиками и лихоимцами». Содержателям ссудных касс необходимо было вести книгу закладов и книгу продаж, формы которых были установлены соглашением министра внутренних дел и министра финансов. Не реже одного раза в год эти книги проверялись специальными комиссиями, состоящими из 3-х человек, избираемых местной Городской Думой, и одного лица, которое назначало полицейское начальство. Кроме того, полиции и прокурорскому надзору было предоставлено право требовать от комиссии внеплановой ревизии указанных книг.

10. Предупреждение правонарушений в сфере организации и проведения азартных игр.

Полиция осуществляла надзор за тем, чтобы «Запрещенные игры отнюдь нигде не производимы

были и сборища для запрещенных игр неукоснительно были открываемы». В случае выявления правонарушения полиция выясняла, в какую игру играли, «на что», время, место, сведения об участниках игры и их намерения. При этом требовалось строгое соблюдение законности, «дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств» [1, с. 263].

В обязанность полиции входил надзор за соблюдением правил продажи лотерейных билетов и разыгрывания дозволенных лотерей. Порядок такого надзора был определен Инструкцией Министра

внутренних дел. Воспрещалось разыгрывание лотерей на сумму свыше полутора тысяч рублей, а также разыгрывание денежных премий и процентных бумаг.

11. Предупреждение и пресечение обмана, подлога и клеветы.

«Полиция имеет надзор, чтобы обман и подлог не происходил ни в качестве, ни в количестве, ни в цене, ни в мере, ни в весе» [1, ст. 286].

Прекращение разбоя, грабежа и пристанодержательства возлагалось на особенное попечение губернаторов и чиновников полиции.

Полиция обязана была употреблять все возможные способы, чтобы преступления и правонарушения были пресечены в самом начале. Каждому гражданину вменялось в обязанность по мере сил и возможностей помогать полиции в поимке воров и разбойников.

Во избежание пожаров всем предписывалось обращаться с огнем крайне осторожно. Ответственность за соблюдение правил обращения с огнем возлагалась на хозяев домов. Особые обязанности вменялись лицам, заведующим казенными зданиями (наблюдение за чисткой дымовых труб, осмотр печей, установка на чердаках емкостей с водой, регулярная проверка огнегасительных снарядов).

В обязанность же полиции входило расследование причин пожара, а в случае умышленного поджога - розыск виновных.

Отдельно следует отметить роль дворников, на которых были возложены вспомогательные полицейские функции. Так, дворник был обязан оказывать соответствующую помощь полиции в случае, когда один полицейский не мог установить порядок при скоплении пьяных. Дворнику следовало узнавать и сообщать своему околоточному надзирателю сведения о притонах подозрительных людей, а также о людях, не имеющих паспорта. В целях предупреждения случаев воровства, в особенности летом, когда хозяева квартир могли отсутствовать в течение длительного времени, дворнику вменялось в обязанность обращать внимание на всех входящих и выходящих из дома людей.

В заключение можно отметить, что система предупреждения преступлений в России имела ряд существенных недостатков, что свойственно любой системе, особенно на начальном этапе формирования. Тем не менее уже в то время основные направления деятельности полицейских органов характеризовались ярко выраженной социальной составляющей.

Литература

1. Сводъ уставовъ о предупреждении и пресечении преступлений. Издание 1890 г.

2. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.

3. Полиция и милиция России: Страницы истории. М., 1995.

4. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.