Научная статья на тему 'Административно-правовые меры по профилактике правонарушений и охране несовершеннолетних в деятельности полиции дореволюционной России'

Административно-правовые меры по профилактике правонарушений и охране несовершеннолетних в деятельности полиции дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
328
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНТИВНАЯ ДОКТРИНА / СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ / МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ / PREVENTIVE DOCTRINE / PREVENTIVE SYSTEM / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / JUVENILE DELINQUENCY / POLICE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирюхин В.В.

В статье рассматривается накопленный полицией опыт по профилактике правонарушений несовершеннолетних, изучается влияние реформ государственного управления на деятельность полиции Российской империи по профилактике правонарушений несовершеннолетних и их охране. Проводится анализ законодательных актов и отдельных административных мер, применявшихся полицией в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кирюхин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and Legal Measures Taken by the Russian Imperial Police to Tackle Juvenile Delinquency, Prevent Juvenile Crime and Protect the Rights of Minors

The author reviews the experience accumulated by the Russian Imperial Police in tackling juvenile delinquency, preventing juvenile crime and protecting the rights of minors. He devotes special attention to how police work in these fields changed as the Russian Empire adopted administrative and judicial reforms. He also scrutinizes some of the pertinent administrative and legal acts and looks into how they were implemented by the Imperial Police.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые меры по профилактике правонарушений и охране несовершеннолетних в деятельности полиции дореволюционной России»

В.В. КИРЮХИН,

*

адъюнкт кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка (Академия управления МВД России)

V.V. KIRYÜKHIN,

Adjunct**, Department of Public order Protection Bodies Management (Management academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 343.85

Административно-правовые меры по профилактике правонарушений и охране несовершеннолетних в деятельности полиции дореволюционной России

Administrative and Legal Measures Taken by the Russian imperial Police to Tackle Juvenile Delinquency, Prevent Juvenile Crime and Protect the Rights of Minors

В статье рассматривается накопленный полицией опыт по профилактике правонарушений несовершеннолетних, изучается влияние реформ государственного управления на деятельность полиции Российской империи по профилактике правонарушений несовершеннолетних и их охране. Проводится анализ законодательных актов и отдельных административных мер, применявшихся полицией в данной сфере.

Превентивная доктрина, система профилактики, Министерство внутренних дел, правонарушения несовершеннолетних, деятельность полиции.

The author reviews the experience accumulated by the Russian Imperial Police in tackling juvenile delinquency, preventing juvenile crime and protecting the rights of minors. He devotes special attention to how police work in these fields changed as the Russian Empire adopted administrative and judicial reforms. He also scrutinizes some of the pertinent administrative and legal acts and looks into how they were implemented by the Imperial Police.

Preventive doctrine, preventive system, Ministry of Internal Affairs, juvenile delinquency, police activity.

В настоящее время, когда государственность России находится в стадии укрепления, с целью определения наиболее приемлемых, а самое главное — результативных средств профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их интересов целесообразно обратиться к урокам истории, учесть заслуги и неудачи наших предков.

Следует согласиться с мнением дореволюционного исследователя Е.Д. Максимова [24] и современных авторов [20, 21] о том, что время петровских реформ можно считать первым пе-

Ранее - начальник отдела взаимодействия с органами исполнительной власти УМВД по Тульской области.

риодом в истории России, когда защита детей становится одним из направлений государственной политики и начинает носить целенаправленный характер.

25 мая 1718 г. учреждена должность Санкт-Петербургского Генерал-Полицеймейстера [1], что положило начало созданию централизованных органов в сфере внутренних дел, воплощением которых стала полиция, принявшая на себя разнообразные административные функции, направленные на поддержание общественного порядка.

' Earlier - Chief of the Department of Interaction with Executive Bodies, Ministry of the Interior of Russia, Tula Region.

CO

о

X

<

i—

a

О

X

X

л

<

ы н s

X

<

a

X О

о

ca

<

a С

S S a О Eu S

Э

s

X

<

a Eu

87

СО

0

1

<

I—

а

0

X

1

J3 <

ы н S

I

<

а

X О

о

са

<

а С

S S а

0 н и S

з

э

S

1

<

а Е-

и

88

Именной указ от 20 июня 1718 г. определял порядок действий полиции при задержании нищих. В первый раз — бить батогами и отправлять домой, во второй и в третий разы — бить на площади кнутом и ссылать на каторжные работы, «а ребят (т. е., в современном понимании, несовершеннолетних — прим. автора), бив батогами, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам» [2].

Надзор за запретом просить милостыню в Петербурге возлагался на Генерал-полицеймейстера, а в Москве — на Обер-полицеймей-стера [4].

В регламенте Главному Магистрату от 1721 г. были определены задачи полиции: содействие правосудию, принуждение каждого к честному труду, наблюдение за порядком на улицах, призрение нищих, больных, защита вдов и сирот, воспитание «юных в целомудренной чистоте и честных науках» [8].

Так как деятельность полиции территориально ограничивалась крупнейшими городами, в иных местностях реализация предупредительных функций в отношении несовершеннолетних возлагалась на Обер-Коммендантов и Коммендантов, а с 1719 г. — на воевод, в компетенцию которых входило пресечение прошения милостыни, организация и содержание сиротских дворов [3].

В указе 1724 г. Петр I обязал губернаторов и воевод переписывать нищих с целью их последующего закрепления за монастырями [19].

В 1775 г. в рамках административно-территориальной реформы Екатерины II было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи», по которому в каждой губернии учреждался приказ общественного призрения под председательством губернатора.

Приказы занимались устройством школ, сиротских домов, смирительных и работных домов. Смирительные дома принимали по приговору суда подростков, совершивших преступления, а также (по решению губернского правления или прошению в приказ общественного призрения) родителей или трех родственников либо помещика «детей, кои родителям своим непослушны» [5].

В царствование Екатерины II устанавливается нижний возрастной порог «полной невменяемости» для детей всех сословий до десяти лет, запрет применения пыток к несовершеннолетним [9], создаются Совестные суды, которые разбирают преступления, в том числе совершенные малолетними [5].

8 сентября 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство внутренних дел, структурными подразделениями которого стали 4 экспедиции. Созданные ранее приказы общественного

призрения переходили под юрисдикцию МВД и подчинялись четвертой экспедиции (Общественного призрения).

С учреждением в 1810 г. Министерства полиции приказы переходят в ведение второго отделения Департамента хозяйственной полиции [18]. После упразднения Министерства полиции в 1819 г. функции общественного призрения вновь переходят к МВД.

В 1828 г. Хозяйственным департаментом МВД перед Министром был поставлен вопрос о целесообразности сохранения воспитательных домов — из-за высокой смертности детей, недостаточного материально-технического обеспечения, помещения в них без достаточного основания различных категорий детей (солдатских, крестьянских, законнорожденных). Комитетом Министров было принято решение впредь не открывать новых заведений в губерниях и принимать в них только детей, «поднятых Полицией и не имеющих родственников» [6].

«Правила для содержательниц борделей», состоявшие из 32-х пунктов, запрещали содержательницам борделей проживать в указанных заведениях совместно с детьми (§ 3), принимать на работу женщин моложе 16 лет (§ 8), допускать в заведения несовершеннолетних и воспитанников учебных заведений (§ 23). Надзор за соблюдением указанных правил осуществлял специально созданный Врачебно-по-лицейский комитет. [13].

Министром внутренних дел в 1848 г. на места было направлено циркулярное предписание о том, чтобы полиция «бродячих-нищих с калеками и увечными детьми задерживала, выясняя при этом все обстоятельства: откуда дети и почему изувечены» [17].

«Великие реформы» 60-х гг. XIX века создают предпосылки для отказа от исключительно государственно-принудительных средств в пользу введения в правоохранительный арсенал полиции значительного объема предупредительных мер.

К началу 1862 г. в Российской империи насчитывалось около 100 благотворительных обществ и обществ взаимопомощи, право учреждения которых принадлежало Императору. 12 января 1862 г. право учреждения (утверждения уставов) подобных обществ было передано МВД [7]. Это привело к тому, что за первый месяц существования «упрощенной» процедуры регистрации было открыто девять новых обществ, и к 1901 г. их насчитывалось уже более шести тысяч.

В рамках судебной реформы «Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» от 20 ноября 1864 г. определено, что «в местах, где будут учреждены исправительные приюты, несовершеннолетние в возрасте от 10 до 17 лет, взамен

заключения в тюрьме, могут быть обращаемы в эти приюты на срок, определяемый мировым судьей, но с тем, чтобы не оставлять их там по достижении восемнадцатилетнего возраста» [10].

Правила «Об исправительных приютах» от 5 декабря 1866 г. указывали, что государственные приюты состоят в ведении МВД (п. 2), а частные (открытые земствами, обществами, духовными установлениями, частными лицами) - учреждаются с разрешения Министра внутренних дел (п. 5), предоставляют ему ежегодные отчеты (п. 12) и могут быть закрыты только по представлению МВД с разрешения Первого (правового) департамента Правительствующего Сената [11].

К 1876 г. было открыто 7 заведений [23], а в 1914 г. в России насчитывалось уже 59 испра-вительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних [22].

В 1876 г. был принят новый Устав «О предупреждении и пресечении преступлений», в котором обязанности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в основном возлагались на полицию [12].

В соответствии с «Уставом о питейном сборе» 1878 г. запрещалось открывать питейные заведения на расстоянии «ближе 40 сажень от учебных заведений» (п. 315), продавать вино и другие спиртные напитки малолетним (п. 332). Контроль за соблюдением запрета продажи малолетним спиртного был возложен на полицейских урядников [25, 15].

В обязанности московских городовых входили надзор за запретом допуска малолетних к извозу и выявление детей, оставленных без присмотра взрослых у водоемов, а также самостоятельно катающихся на лодках. Заблудившихся детей, которые не могли указать место жительства своих родителей, предписывалось направлять с дворником из ближайшего дома в полицейское управление [14].

Циркулярами Департамента Полиции от 29 сентября 1881 г. № 1615, от 12 декабря 1882 г. № 3840 был определен порядок уведомления начальников (высших, средних и низших) учебных заведений о привлечении воспитанника в качестве обвиняемого, аресте и освобождении его из-под стражи. Циркуляр от 5 сентября 1884 г. № 1200 регламентировал вопрос возбуждения дознания в отношении воспитанников

Список литературы:

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. I. Т. V. № 3203.

2. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. V. № 3213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. V. № 3294.

4. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. VI. № 4130.

учебных заведений, вступающих в «сношения с политическими агитаторами» [16].

Целым рядом циркуляров (от 27 сентября 1881 г. № 1615, от 2 декабря 1882 г. № 3840, от 11 ноября 1900 г. № 4850) полицейским чинам указывалось на недопустимость нарушения законности в отношении гимназистов (задержание без достаточных оснований, вызов на допрос в учебное время, вызов на допрос свидетеля в сопровождении полицейского надзирателя) [16].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что до 1917 г. в России были созданы специализированная законодательная база и основные звенья системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которая включала такие субъекты, как государственные органы, общественные учреждения, церковь, частных лиц.

Характерной чертой этого периода также явилось общественное участие в устройстве и организации деятельности специальных учреждений для несовершеннолетних.

Во второй половине XIX века в связи с новыми вызовами общественного развития возникает объективная необходимость во внесении в должностные обязанности чинов полиции профилактических мер, а также в разработке дополнительных способов и приемов воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

В обязанности полиции, исходя из превентивной доктрины, вменяются обширные контрольно-надзорные полномочия по отношению как к несовершеннолетним, так и их родителям; ее деятельность регламентируется многочисленными законами и ведомственными актами (инструкциями, циркулярами). Системное изучение этих нормативных правовых актов показывает, что в качестве субъектов профилактики, содействующих полиции, выступали директора учебных заведений, педагоги, дворники.

Исходя из структурного построения полицейских органов, их должностным лицам вменяется в обязанности осуществление многочисленных функций, направленных на предотвращение правонарушений несовершеннолетних, однако специализированных структур по профилактике правонарушений в полицейском ведомстве не создавалось.

5. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. ХХ. № 14392.

6. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. III. № 2.125.

7. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXVII. Отд. 1. № 37852.

8. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. VI. № 3708.

9. ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVII. № 12.424.

са О

X

<

и-

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о

са

<

а С

S S а О н и S

з

э

S

X

<

а Е-

и

89

СО

о

X

<

и-

а

О

X

X

л

<

ы н S

X

<

а

X О

о

са

<

а С

S S а О н и S

3

э

S

X

<

а н

и

90

10. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. XXXIX. Отд. 2. № 41478.

11. ПСЗ РИ. Собр. II. Т. ХП. Отд. 2. № 43949.

12. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. СПб., 1876.

13. Правила содержательницам борделей, утверждены г. Министром внутренних дел 29 мая 1844 года // Кузнецов М.Г. Проституция и сифилис в России: историко-стати-стические исследования. СПб., 1871.

14. Инструкция городовым московской полиции. М., 1883.

15. Инструкции полицейским урядникам. СПб., 1880.

16. Систематический сборник циркуляров Департамента Полиции и Штаба отдельного корпуса жандармов. СПб., 1908.

17. Сборник циркуляров и инструкций МВД. Т. XVI. Ч. XIII, Ч. XIV. СПб., 1858.

18. Варадинов Н.Н. История Министерства внутренних дел. Ч. 2. Кн. 1. СПб., 1859.

19. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М., 1897.

20. Додонова А.Д. Российская государственно-правовая политика в сфере обеспечения прав, свобод и законных интересов детей в дореволюционной России // Закон и право. 2011. № 7.

21. Жиляева С.К. История призрения сирот в России как государственная проблема в XVIII веке // История государства и права. 2010. № 2.

22. Коротнев А.Д. Малолетние и несовершеннолетние преступники (краткий историко-юридический очерк). СПб., 1903.

23. Краткий очерк деятельности Главного Тюремного управления за 35 лет существования // Тюремный вестник. 1914. № 2.

24. Максимов Е.Д. Происхождение нищенства и меры борьбы с ним. СПб., 1901.

25. Новый устав о питейном сборе / под ред. М. Попова. М., 1878.

E-mail: vlad19730706@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.