Система профилактики правонарушений в Российской империи зарождалась с учетом особенностей местного управления, исторически сложившегося национального быта, уровней социально-экономического и политического развития различных регионов и влияния церкви.
Органы управления, должностные лица - губернаторы, руководители местных полиций и другие по гражданской или военной части - были обязаны всеми зависящими от них средствами предупреждать и пресекать всякие действия, ведущие к нарушению должного уважения к вере или общественного спокойствия, порядка, благочиния, общественной и личной безопасности, угрозе имуществу, руководствуясь наказами, инструкциями, а также правилами, определенными Уставом о предупреждении и пресечении преступлений.
Огромная роль в профилактике правонарушений отводилась полиции. В 1718 г. Петр I издал Указ об учреждении в Петербурге должности генерал-полицмейстера, тем самым положив начало созданию специализированных полицейских органов в Российской империи. Круг задач полиции того времени включал в себя: обеспечение санитарной и пожарной безопасности, исполнение хозяйственно-экономических функций, воспитание детей и контроль за собственными расходами. Главной задачей полиции были борьба с преступностью и охрана общественного порядка.
Среди мер предупреждения преступлений в те времена выделялись: отдача правонарушителей под надзор полиции, воспрещение жительства в столицах и иных местах, высылка административным порядком в определенные местности России, отправка иностранцев за границу. В особых случаях эти меры могли быть определены установленным порядком без формального производства суда.
Как мера предупреждения преступлений высылка административным порядком лиц, вредных для государственного или общественного спокойствия, в определенную местность России с отбыванием назначенного срока осуществлялась при строгом соблюдении установленных правил. Над лицами, высланными административным порядком, осуществлялся полицейский надзор на срок, определенный для высылки с учетом различных обстоятельств, но не превышая 5-ти лет, полицейский надзор мог быть установлен над лицом и по месту его жительства. У таких лиц отбирались документы о звании и виде на жительство, а взамен выдавалось свидетельство на проживание в назначенной местности. Они обязаны были жить в определенных для этого местах и не отлучаться из них без разрешения полиции, а также являться в полицию по первому требованию. Полиции было предоставлено право входа в их квартиры в любое время, в том числе и для проведения обысков.
Поднадзорные имели некоторые ограничения в родах своей деятельности. Вся корреспонденция на имя и от имени лица, находящегося под надзором, просматривалась. Если у лиц, высланных под надзор полиции, не имелось своих средств к существованию, то они получали из казны установленное пособие, а также пособие на одежду, белье и обувь, а в случае болезни направлялись в больницы гражданского ведомства опять же за счет казны. В случае уклонения от работы поднадзорные лишались права на получение таких пособий.
По истечении срока надзора или при получении распоряжения об освобождении лица от установленного над ним надзора полиция возвращала отобранные у него документы. В случае отсутствия собственных средств для отъезда из места высылки освобожденное от надзора лицо имело право на пособие от казны.
Учитывая религиозность населения того времени и неотделимость церкви от государства, существенное значение имели предупреждение и пресечение правонарушений против веры. В обязанность полиции входило соблюдение установленных правил поведения в церквях, а также вне церкви во время совершения церковной службы. «Полиция наблюдает, чтобы близ церквей, особенно во время службы, не было на улицах крику, драки и вообще никакого бесчинства, чтобы в воскресные и торжественные дни или в табельные или храмовые праздники до окончания литургии в церкви не начинались игрища, музыка, пляски, пение песен, театральные представления и другие общенародные забавы и увеселения, а торговые лавки и питейные дома были закрыты» (Сводъ Законовъ, том XIV: Сводъ уставовъ о предупреждении и пресечении преступлений, ст. 13, 14. Издание 1890 г.). Кроме полицейских, за порядком в храме должны были следить и священнослужители.
Вне церкви полиция следила за сохранением порядка во время церковных торжеств: крестных ходов, водосвятия и тому подобных установленных обрядов, обеспечивала беспрепятственное движение шествующих, ограничивала движение гужевого транспорта и т.п., осуществляла оцепление района проведения мероприятий и др.
Учитывая то, что Россия всегда была страной многоконфессиональной, между представителями различных конфессий порой возникали разногласия относительно владения землями или отправления богослужения. Во избежание столкновений между «новокрещенными и иноверцами», которые жили в одних и тех же селениях, губернское начальство предлагало переселиться им «в особые деревни». При этом всякое принуждение к переселению запрещалось.
Особое место в царской России отводилось профилактике многих видов правонарушений.
Предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений против общественного порядка и учреждений правительства. К числу таковых относились следующие:
Распространение вредных слухов и подложных указов.
В случае разглашения подложных указов и слухов, ко вреду государственному клонящихся, правительство предупреждает распространение таких указов объявлениями о «лживости разглашений» через печатные указы и манифесты.
Сочинительство пасквилей и подметных писем.
Полиция была обязана разыскивать авторов ругательных или оскорбительных сочинений (пасквилей) или изображений и подметных писем, а также тех, кто занимался распространением подобной продукции. Оказавшиеся в продаже пасквили и подметные письма отбирались и уничтожались.
Сочинительство и распространение запрещенных книг и сочинений, соблазнительных эстампов и карикатур.
Проведение запрещенных сходбищ и набатских тревог.
В случае большого и беспорядочного скопления народа полиция должна была заставить толпу разойтись по домам, а в случае нужды и при недостаточности полицейских средств призывались войска. Кроме того, на помощь могли быть призваны городские жандармские дивизионы и команды из пунктов их постоянной дислокации. Непредвиденное скопление большого количества людей допускалось при набатных тревогах, но только в чрезвычайных случаях (пожар, наводнение, нападение агрессора, разбой и т.п.).
Создание и функционирование незаконных и тайных обществ.
Непослушание, своевольство и сопротивление законным властям.
«Полиция имеет надзор, чтоб никто в противность должного послушания законным властям ничего не предпринимал. Она пресекает в самом начале всякую новизну, законам противную.
В случае покушения, клонящегося к нарушению спокойствия, полиция обязана уведомить в том Губернское Правление и Губернатора, не допускать приведение такого покушения в исполнение и смирить нарушителя покоя в мере данной ей власти.
Полиция наблюдает, чтобы благочиние, добронравие, порядок и все предписанное законом для общей и частной пользы было исполняемо и сохраняемо, а в случае нарушения приводить всякого, несмотря на лицо, к исполнению предписанного законом.
Полиция имеет попечение, чтобы молодые и младшие почитали старших и старых, чтобы дети повиновались родителям, а слуги своим господам и хозяевам.
Всякий, имеющий по службе военной или гражданской начальство, обязан строго наблюдать за сохранением порядка и должного повиновения со стороны своих подчиненных, иначе всякое послабление, могущее дать повод к расстройству подчиненности по службе, вменится ему в действительное упущение по должности» (Сводъ Законовъ, том XIV: Сводъ уставовъ о предупреждении и пресечении преступлений, ст. 119-123. Издание 1890 г.).
О скопах, заговорах, изменах, бунтах и возмущениях.
В случае получения сведений о преступлении, в котором усматривался умысел против здравия и чести Императорского Величества или бунт и измена против государства, полиция поступала на основании правил о судопроизводстве по государственным преступлениям.
Предупреждение и пресечение «беспорядков при публичных собраниях, увеселениях и забавах, а также пресечение явного соблазна и разврата в поведении».
Полицией осуществлялся надзор за соблюдением общественного порядка во время публичных собраний, шествий, празднеств и разъездов в публичных местах. В случае необходимости она была вправе требовать содействия войск. На публичные собрания не допускались лица, имеющие при себе оружие, за исключением тех, кому ношение оружия было положено по закону.
Домашние забавы и увеселения также подлежали надзору полиции и запрещались ею в случае, когда в них происходило что-либо противное закону. На таких мероприятиях запрещалось использование артиллерийских орудий без разрешения начальства, фейерверков около домов и других деревянных строений. Полиция строго следила за тем, чтобы для пускания фейерверков были призваны мастера, сведущие в этом деле.
Особую обязанность полиции составляло наблюдение, чтобы «узаконения об ограничении роскоши везде охраняемы были». «В целях предупреждения и пресечения роскоши безмерной и разорительной, в обуздание излишества, беспутства и мотовства могут быть учреждены опеки над имениями расточителей» (Сводъ Законовъ, том XIV: Сводъ уставовъ о предупреждении и пресечении преступлений, ст. 150. Издание 1890 г.).
Лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, полиция могла задержать до вытрезвления.
Строг закон был и в отношении проституции - принудительное лечение, штрафы. Были учреждены врачебно-полицейские комитеты для врачебно-полицейского надзора за женщинами, промышляющими развратом.
Профилактика нищенства и попрошайничества.
Полиция следила за тем, чтобы бедные и неимущие были под наблюдением, и чтобы неимущие калеки не отлучались самовольно из мест их жительства. Городские общества и сельские начальства также обязаны были смотреть, чтобы бедные и неимущие люди их ведомств не бродяжничали и не попрошайничали. Для здоровых людей, которые были в состоянии работать, находили разные работы, а старых и больных отдавали на содержание родственников. Не имеющих родственников нищих и попрошаек отсылали в богадельни, больницы и другие богоугодные заведения, содержащиеся за счет тех сословий и обществ.
Предупреждение и пресечение преступлений против личной безопасности.
В целях профилактики правонарушений против личной безопасности граждан вводился запрет на ношение огнестрельного и холодного оружия, кроме тех лиц, кому дозволено или предписано законом; стрельбу в домах, дворах, на улицах и площадях.
Полицией осуществлялся надзор за соблюдением Врачебного устава во избежание несчастных случаев, которые могли произойти от продажи ядовитых и сильнодействующих веществ.
Полиции запрещалось вмешиваться в частную жизнь, кроме случаев уголовных преступлений.
Характерной особенностью отличалось требование к гражданам в обеспечении общественного порядка, которые не должны были оставаться в стороне при его нарушении. Например, развести ссорящихся и стараться их примирить, помогать обиженным, способствовать полиции в поимке преступников. Если это не в их силах, то они должны были немедленно сообщить о происходящем в полицию.
Предупреждение и пресечение преступлений против имущества.
Насильное завладение имуществом запрещалось, даже если отнимающий имел по документам или другим доказательствам повод на присвоение.
В обязанность полиции входил строгий надзор за «вредными ростовщиками и лихоимцами». Содержателям ссудных касс необходимо было вести книгу закладов и книгу продаж, формы которых были установлены соглашением министра внутренних дел и министра финансов. Не реже одного раза
в год эти книги проверялись специальными комиссиями, состоящими из 3-х человек, избираемых местной Городской Думой, и одного лица, которого назначало полицейское начальство. Кроме того, полиции и прокурорскому надзору было предоставлено право требовать от комиссии внеплановой ревизии указанных книг.
Предупреждение правонарушений в сфере организации и проведения азартных игр.
Полиция осуществляла надзор за тем, чтобы «Запрещенные игры отнюдь нигде не производимы были и сборища для запрещенных игр неукоснительно были открываемы». В случае выявления правонарушения полиция выясняла, в какую игру играли, «на что», время, место, сведения об участниках игры и их намерения. При этом требовалось строгое соблюдение законности «дабы не причинить напрасных поклепов, обид и беспокойств» (Сводъ Законовъ, том XIV: Сводъ уставовъ о предупреждении и пресечении преступлений, ст. 263. Издание 1890 г.).
В обязанность полиции входил надзор за соблюдением правил продажи лотерейных билетов и разыгрывания дозволенных лотерей. Порядок такого надзора был определен Инструкцией министра внутренних дел. Воспрещалось разыгрывание лотерей на сумму свыше полутора тысяч рублей, а также разыгрывание денежных премий и процентных бумаг.
Предупреждение и пресечение обмана, подлога и клеветы.
«Полиция имеет надзор, чтобы обман и подлог не происходил ни в качестве, ни в количестве, ни в цене, ни в мере, ни в весе» (Сводъ Законовъ, том XIV: Сводъ уставовъ о предупреждении и пресечении преступлений, ст. 286. Издание 1890 г.).
Предупреждение и пресечение воровства, разбоя, грабежа и пристанодержательства.
Прекращение разбоя, грабежа и пристанодержательства возлагалось на особенное попечение губернаторов и чиновников полиции.
Полиция обязана была употреблять все возможные способы, чтобы преступления и правонарушения были пресечены в самом начале. Каждому гражданину вменялось в обязанность по мере сил и возможностей помогать полиции в поимке воров и разбойников.
Предупреждение пожаров.
Во избежание пожаров всем предписывалось обращаться с огнем с крайней осторожностью. Ответственность за соблюдение правил обращения с огнем возлагалась на хозяев домов. Особые обязанности возлагались на лиц, заведующих казенными зданиями (наблюдение за чисткой дымовых труб, осмотром печей, установка на чердаках емкостей с водой, регулярная проверка огнегасительных снарядов).
В обязанность же полиции входило расследование причин пожара, а в случае умышленного поджога - розыск виновных.
Отдельно следует отметить роль дворников, на которых были возложены вспомогательные полицейские функции. Так, дворник был обязан оказывать соответствующую помощь полиции в случае, когда один полицейский не мог установить порядок при скоплении пьяных. Дворнику следовало узнавать и сообщать своему околоточному надзирателю сведения о притонах подозрительных людей, а также о людях, не имеющих паспорта. В целях предупреждения случаев воровства, в особенности летом, когда хозяева квартир могли отсутствовать в течение длительного времени, дворнику вменялось в обязанность обращать внимание на всех входящих и выходящих из дома.
В заключение можно отметить, что система предупреждения преступлений в России имела ряд существенных недостатков, что свойственно для любой системы, особенно на начальном этапе своего формирования. Тем не менее уже в то время основные направления деятельности полицейских органов имели ярко выраженный социальный аспект.
Литература
1. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. М., 1996.
2. Полиция и милиция России: Страницы истории. М., 1995.
3. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е., История полиции России. М.,1992.