ФИЛОСОФИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 72-73. УДК 1
В.В. Николин, О.И. Николина
ИСТОРИЯ ФЕНОМЕНА В НАЧАЛЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Рассматривается, как изменение отношения человека и среды по мере формирования феномена его свободного существования позволяет с помощью методов феноменологии понять изменение представления о мире человека внутри его сознания. Феномен оказывается ключом к пониманию формирования сознания и мира настоящего.
Ключевые слова: феномен; смерть как понимание прошлого; труд и будущее, настоящее время; любовь и игра вне настоящего времени; кумуляция инстинкта в феномене.
Феномен отличается от сущности и явления. Это отличие определяют Кант и Хайдеггер. Сущность - это взгляд разума на закономерности вещи, а явление - восприятие вещи чувством, подчиненным разуму. Кант ищет имманентное чувственное познание, которое закрепляется феноменом [1]. Эту идею Хайдеггер раскрывает так, что феномен кажет сущее (явление же скрывает) тайно (сущность - явно). Для раскрытия феномена Хайдеггер создает систему отношения экзистенции и мира. Первая временит из будущего замысел человека, мир преображает экзистенцию с помощью подручных средств, присутствие экзистенции в мире падает [2]. Концепция экзистенциализма применяется в экзистенциальном психоанализе (Р. Мэй и др. [3]). Можно применить аппарата феномена к проблеме превращения человека в разумное существо.
Методологический принцип феномена тут онтологичен и предполагает человека, когда феномен уже есть, а сущность и опирающееся на нее сознание - еще нет. То есть между инстинктом и сознанием в развитии человека существовала стадия феномена. Механизм развития человека на этой стадии определен кумуляцией инстинктивной мотивации в структуру нового, независимого от потребностей поведения. Схему такого типа предлагает Л. Мамфорд [4]. Инстинкт реагирует на накопленное стремление потребности в пище, а феномен - задолго до появления голода. Феномен опирается на легкое чувство голода, когда последний еще не руководит поведением. Он предвосхищает инстинкт, а его деятельность не подчинена инстинкту, она свободна, носит внешний игровой характер. Удачное поведение позволяет удовлетворить голод еще до того, как тот захватит деятельность под свой контроль. Феномен снимает потребности человека и начинает их предвосхищать, а также включает в поведение действия, не определенные голодом.
Человек в состоянии феномена вызывает сходное с инстинктом экстатическое состояние, он как бы моделирует возможную будущую ситуацию, когда потребность усилится, но в его действии ведущим оказывается познавательная, игровая деятельность, а не инстинкт. Таким способом человек, еще не осознавая этого, выходит за рамки инстинкта, или, как говорят антропологи, за рамки среды обитания, в результате чего и возникает мир и существование человека, как основание для выделения сущности вещей, не зависимой от инстинкта и среды его удовлетворения, и для появления существования нового человеческого типа. Феномен, между тем, становится генетическим основанием такого возникновения, а мозг - орган такого поведения, или выделения в идеации [5] мозга нового мира представлений, которые не присоединены к окружающей среде,
© В.В. Николин, О.И. Николина, 2012
История феномена в начале становления человека
73
а порождают представления о мире. Рефлексия же этого состояния и дает пребывание в феномене.
Феномен как способ нового существования в форме свободной от инстинкта деятельности предвосхищает последний, и эта деятельность, благодаря формированию мозга, становится более эффективной, нежели поведение под воздействием инстинкта.
Попытаемся понять внутренний психо-лого-антропный контекст формирования феномена или то, как сам человек воспринимает мир на этой начальной стадии своего развития, как при этом меняется его восприятие мира. Исторический аспект феномена состоит в постепенном формировании в психике человека понимания времени. Феномен в свою очередь подразделяется на частичные комплексы переживания. Со смертью ассоциируется временное представление об утрате, и так формируется понимание прошлого времени [6]. С трудом как комплексом целенаправленного на достижение цели действия формируется представление о будущем, в частности, о том, которое должно быть достигнуто в результате труда. Наконец на базе прошлого и будущего времени формируется представление о настоящем времени, которое создает фон обыденности. В то же время феномен не поглощается существованием о времени полностью, он сохраняет специфические свои вневременные формы: игры и любви, которые оказываются вне настоящего времени, хотя и отражают настоящие переживания человека.
На базе обыденного представления о времени как общего для всех людей возникает сознание, которое одновременно является коммуникативным способом развития людей через общий опыт и способом мышления через понимание сущности. Этот способ осмысления мира вытесняет феномен, оказывается эффективнее последнего, сознание как коллективное и традиционное становление человека через род и предков
заменяет феномен, в котором большую роль играет индивидуальный поиск и пробы.
Парадокс современности состоит в том, что в современной культуре все большую ценность приобретает индивидуальность, которая опирается именно на феномены, т. е. на уникальное осмысление мира вокруг, на уникальное представление и деятельность, изобретенную внутри индивидуальности. Следовательно, обыденность, построенная на настоящем времени, начинает уступать и допускать некоторое восстановление того первичного состояния феномена, которое человек проживал еще до окончательного его вытеснения сознанием и развитием через наследование уже имеющегося опыта. Феномен как способ жизни через изобретение своего уникального мира противопоставляется сознанию как способу проживания универсального мира. Этот новый способ существования становится методологическим принципом преобразования и современной культуры. Можно сказать, что феномен освобождается от сознания и становится вровень с ним, как об этом и мечтал Кант, полагая, что только самостоятельное чувственное в соединении с рассудком дает удовольствие от прекрасного, а в соединении с разумом - от возвышенного. Феномен привносит в жизнь человека особенное экстатическое состояние и новый несознательный принцип деятельности и творчества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. : в 6 т. Т. 3. М. : Мысль, 1964. С. 46.
[2] Хайдеггер М. Бытие и время. М. : Ас1 Магдтет, 1997. С. 28-32.
[3] Мэй Р. Любовь и воля. М. : Рефл-бук, 1997.
С. 123.
[4] Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М. : Логос, 2001. С. 73
[5] Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в современной западной философии. М. : Прогресс, 1988. С. 31-96.
[6] Николин В. В. Время бытия постиндустриального человека. Омск, 2010. С. 99-101.