Научная статья на тему 'История феномена в начале становления человека'

История феномена в начале становления человека Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / СМЕРТЬ КАК ПОНИМАНИЕ ПРОШЛОГО / ТРУД И БУДУЩЕЕ / НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ / ЛЮБОВЬ И ИГРА ВНЕ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ / КУМУЛЯЦИЯ ИНСТИНКТА В ФЕНОМЕНЕ / PHENOMENON / DEATH AS AN UNDERSTANDING OF THE PAST / WORK AND THE FUTURE IS NOW / LOVE AND GAME OUT NOW / CUMULATION OF INSTINCT IN THE PHENOMENON

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Николин В. В., Николина О. И.

Рассматривается, как изменение отношения человека и среды по мере формирования феномена его свободного существования позволяет с помощью методов феноменологии понять изменение представления о мире человека внутри его сознания. Феномен оказывается ключом к пониманию формирования сознания и мира настоящего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the phenomenon in the early development of human

Phenomenology creates a new methodology for the analysis of the past. Change in attitude of man and environment, as the phenomenon of its free existence, allows using the methods of Phenomenology to understand the changing view of the world of the human consciousness. The phenomenon is a key to understanding the formation of consciousness and the world of the present.

Текст научной работы на тему «История феномена в начале становления человека»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 72-73. УДК 1

В.В. Николин, О.И. Николина

ИСТОРИЯ ФЕНОМЕНА В НАЧАЛЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Рассматривается, как изменение отношения человека и среды по мере формирования феномена его свободного существования позволяет с помощью методов феноменологии понять изменение представления о мире человека внутри его сознания. Феномен оказывается ключом к пониманию формирования сознания и мира настоящего.

Ключевые слова: феномен; смерть как понимание прошлого; труд и будущее, настоящее время; любовь и игра вне настоящего времени; кумуляция инстинкта в феномене.

Феномен отличается от сущности и явления. Это отличие определяют Кант и Хайдеггер. Сущность - это взгляд разума на закономерности вещи, а явление - восприятие вещи чувством, подчиненным разуму. Кант ищет имманентное чувственное познание, которое закрепляется феноменом [1]. Эту идею Хайдеггер раскрывает так, что феномен кажет сущее (явление же скрывает) тайно (сущность - явно). Для раскрытия феномена Хайдеггер создает систему отношения экзистенции и мира. Первая временит из будущего замысел человека, мир преображает экзистенцию с помощью подручных средств, присутствие экзистенции в мире падает [2]. Концепция экзистенциализма применяется в экзистенциальном психоанализе (Р. Мэй и др. [3]). Можно применить аппарата феномена к проблеме превращения человека в разумное существо.

Методологический принцип феномена тут онтологичен и предполагает человека, когда феномен уже есть, а сущность и опирающееся на нее сознание - еще нет. То есть между инстинктом и сознанием в развитии человека существовала стадия феномена. Механизм развития человека на этой стадии определен кумуляцией инстинктивной мотивации в структуру нового, независимого от потребностей поведения. Схему такого типа предлагает Л. Мамфорд [4]. Инстинкт реагирует на накопленное стремление потребности в пище, а феномен - задолго до появления голода. Феномен опирается на легкое чувство голода, когда последний еще не руководит поведением. Он предвосхищает инстинкт, а его деятельность не подчинена инстинкту, она свободна, носит внешний игровой характер. Удачное поведение позволяет удовлетворить голод еще до того, как тот захватит деятельность под свой контроль. Феномен снимает потребности человека и начинает их предвосхищать, а также включает в поведение действия, не определенные голодом.

Человек в состоянии феномена вызывает сходное с инстинктом экстатическое состояние, он как бы моделирует возможную будущую ситуацию, когда потребность усилится, но в его действии ведущим оказывается познавательная, игровая деятельность, а не инстинкт. Таким способом человек, еще не осознавая этого, выходит за рамки инстинкта, или, как говорят антропологи, за рамки среды обитания, в результате чего и возникает мир и существование человека, как основание для выделения сущности вещей, не зависимой от инстинкта и среды его удовлетворения, и для появления существования нового человеческого типа. Феномен, между тем, становится генетическим основанием такого возникновения, а мозг - орган такого поведения, или выделения в идеации [5] мозга нового мира представлений, которые не присоединены к окружающей среде,

© В.В. Николин, О.И. Николина, 2012

История феномена в начале становления человека

73

а порождают представления о мире. Рефлексия же этого состояния и дает пребывание в феномене.

Феномен как способ нового существования в форме свободной от инстинкта деятельности предвосхищает последний, и эта деятельность, благодаря формированию мозга, становится более эффективной, нежели поведение под воздействием инстинкта.

Попытаемся понять внутренний психо-лого-антропный контекст формирования феномена или то, как сам человек воспринимает мир на этой начальной стадии своего развития, как при этом меняется его восприятие мира. Исторический аспект феномена состоит в постепенном формировании в психике человека понимания времени. Феномен в свою очередь подразделяется на частичные комплексы переживания. Со смертью ассоциируется временное представление об утрате, и так формируется понимание прошлого времени [6]. С трудом как комплексом целенаправленного на достижение цели действия формируется представление о будущем, в частности, о том, которое должно быть достигнуто в результате труда. Наконец на базе прошлого и будущего времени формируется представление о настоящем времени, которое создает фон обыденности. В то же время феномен не поглощается существованием о времени полностью, он сохраняет специфические свои вневременные формы: игры и любви, которые оказываются вне настоящего времени, хотя и отражают настоящие переживания человека.

На базе обыденного представления о времени как общего для всех людей возникает сознание, которое одновременно является коммуникативным способом развития людей через общий опыт и способом мышления через понимание сущности. Этот способ осмысления мира вытесняет феномен, оказывается эффективнее последнего, сознание как коллективное и традиционное становление человека через род и предков

заменяет феномен, в котором большую роль играет индивидуальный поиск и пробы.

Парадокс современности состоит в том, что в современной культуре все большую ценность приобретает индивидуальность, которая опирается именно на феномены, т. е. на уникальное осмысление мира вокруг, на уникальное представление и деятельность, изобретенную внутри индивидуальности. Следовательно, обыденность, построенная на настоящем времени, начинает уступать и допускать некоторое восстановление того первичного состояния феномена, которое человек проживал еще до окончательного его вытеснения сознанием и развитием через наследование уже имеющегося опыта. Феномен как способ жизни через изобретение своего уникального мира противопоставляется сознанию как способу проживания универсального мира. Этот новый способ существования становится методологическим принципом преобразования и современной культуры. Можно сказать, что феномен освобождается от сознания и становится вровень с ним, как об этом и мечтал Кант, полагая, что только самостоятельное чувственное в соединении с рассудком дает удовольствие от прекрасного, а в соединении с разумом - от возвышенного. Феномен привносит в жизнь человека особенное экстатическое состояние и новый несознательный принцип деятельности и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. : в 6 т. Т. 3. М. : Мысль, 1964. С. 46.

[2] Хайдеггер М. Бытие и время. М. : Ас1 Магдтет, 1997. С. 28-32.

[3] Мэй Р. Любовь и воля. М. : Рефл-бук, 1997.

С. 123.

[4] Мамфорд Л. Миф машины. Техника и развитие человечества. М. : Логос, 2001. С. 73

[5] Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в современной западной философии. М. : Прогресс, 1988. С. 31-96.

[6] Николин В. В. Время бытия постиндустриального человека. Омск, 2010. С. 99-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.