Научная статья на тему '«Временение» в структуре феномена в работе М. Хайдеггера «Время и бытие»'

«Временение» в структуре феномена в работе М. Хайдеггера «Время и бытие» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ВРЕМЕНЕНИЕ» / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПРИСУТСТВИЕ / САМОСТЬ / VREMENENIE / PERSONALITY / PRESENCE / SELFHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николина О. И.

Анализируется «временение» как ключевой элемент в структуре феномена. «Временение» в концепции феномена М. Хайдеггера играет ключевую роль, определяя направленность феномена. Специфическое переживание «временения» связано с феноменом как переживанием, обусловленным внутренним миром человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Vremenenie» in the structure of the phenomenon in the work «Time and Being» by M. Heidegger

The article analyzes «vremenenie» as a key element in the structure of the phenomenon. «Vremenenie» in the concept of the phenomenon of M. Heidegger plays an important role in determining the orientation of the phenomenon. The specific experience of vremenenie linked to the phenomenon, as the experi ence resulting from the inner world of man.

Текст научной работы на тему ««Временение» в структуре феномена в работе М. Хайдеггера «Время и бытие»»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 40-42.

УДК 1

О. И. Николина

«ВРЕМЕНЕНИЕ» В СТРУКТУРЕ ФЕНОМЕНА В РАБОТЕ М. ХАЙДЕГГЕРА «ВРЕМЯ И БЫТИЕ»

Анализируется «временение» как ключевой элемент в структуре феномена. «Временение» в концепции феномена М. Хайдеггера играет ключевую роль, определяя направленность феномена. Специфическое переживание «временения» связано с феноменом как переживанием, обусловленным внутренним миром человека.

Ключевые слова: «временение», индивидуальность, присутствие, самость.

Обращение к проблеме феномена в антропологическом контексте в работе Мартина Хайдеггера «Время и бытие» позволяет выявить «временение» как ключевое понятие. В концепции Хайдеггера индивидуальность определена временем своего существования. Рассматривая проблему присутствия, Хайдеггер определяет движение экзистенции внутри присутствия. Основой движения является «временение». Его можно было бы определить как время экзистенции, обозначив тем самым отличие от физического времени. Временение определено будущим, которое на уровне индивидуальности включает в себя ожидание и надежду. Феномен определен его будущим состоянием, экзистенция определяет мир из будущего, а не из прошлого и настоящего. Это может быть собственное будущее, определенное индивидом и несобственным будущим, которое впоследствии становится собственным в результате принятия. «Исходная и собственная временность временит из собственного будущего, а именно так, что оно, настающее бывшее, впервые пробуждает настоящее. Первичный феномен исходной и собственной временности есть будущее» [1, с. 329]. Таким образом, ключевым в схеме Хайдеггера становится временение с акцентуацией на будущее время. В настоящем происходит падение экзистенции. Схема этого падения связана с тем, что в обыденности, идущей от прошлого опыта, преобладает забота, подручность. Более того, наличность как суммарное достижение прошлого опыта не предполагает экзистенции, хотя путем повторения предполагает повторение прошлого успеха и состояния. Забота как составляющая мира, определяемая из прошлого, подавляет временение как другую составляющую мира, определяемую экзистенцией из будущего. Это подавление происходит в силу использования уже имеющихся подручных средств. Смысл падения присутствия и состоит в том, что в экзистенции доминирует будущее, а в мире, обыденности - прошлое и подручность под видом заботы о человеке. Таким образом, будущее по мере включения в мир все более превращается в повторение прошлого. В конечном виде это будущее и сохраняется как бывшая возможность, как пустое, но бывшее желательным ожидание, или в момент самого действия как временение, исходно отличающееся от подручных средств, его исполняющих. А так как средства вносят в реализацию прошлое, то в мире все меньше становится будущего, а значит, и присутствия человека.

Хайдеггер, рассматривая проблему времени в соотношении с проблемой экзистенции, выводит два вида временения. Временение экзистенциальное часто бывает экстатическим, оно совершается во времени мгновения. Существует также временение актуального, воз© О.И. Николина, 2012

«Временение» в структуре феномена в работе М. Хайдеггера «Время и бытие»

41

никающее в обыденности. Понятие экстатического временения происходит от понятия экстаза. Экстаз - это прыжок, совершаемый экзистенцией, его можно понимать и как «выпрыг» из обыденности, проникновение мечтания и ожидания, идущего из будущего в обыденность. Экстаз совершается в «мгновение-ока», это момент индивидуального времени, тесно связанный с самостью, которая определяет длительность и направленность «мгновения-ока». Это особенное время собственного бытия, оно активно, это решительный прорыв присутствия в мир, когда решительность не зависит от наличного, подручного, а определена сама по себе или собственным экзистенциальным, способным появиться в экстазе. В отличие от времени экстаза - «мгновения-ока», в подручном существует секунда как зафиксированный извне отрезок времени. «Мгновение-ока» представляет собой индивидуальное время, в отличие от секунды оно может иметь различную длительность в индивидуальном переживании в зависимости от психического и эмоционального наполнения мгновения. Секунда же как время актуальное представляет собой строго внешне определенный для индивида отрезок времени. Таким образом, Хайдеггер противопоставляет экстатическое собственное настоящее в «мгновении-ока» несобственному настоящему или актуальности. «В отличие от мгновения-ока как собственного настоящего несобственное мы называем актуализацией. Формально понятое, всякое настоящее актуализирующе, но не всякое “мгновенно-очно”. Когда мы применяем выражение актуализация без добавления, всегда подразумевается несобственная, безмгно-венноочно-нерешительная. Актуализация впервые прояснится лишь из временной интерпретации падения в озаботивший “мир”, имеющего в ней свой экзистенциальный смысл. Поскольку однако несобственное понимание набрасывает способность быть из могущего-озаботить, то значит, оно временит из актуальности. В отличие от этого мгновение-ока временит, наоборот, из собственного будущего» [1, с. 338]. Экстаз у Хайдеггера приобретает характер ответа собственного бытия на несобственное, неподлинное. Он может перевести несобственное бытие другого в подлинное бытие себя, может означать переживание бытия другого как подлинного, как подобного своему ожидаемому будущему. Экстаз становится точкой прорыва собственного бытия из будущего в настоящее. Экстаз также может быть пе-

реходом чужого в собственное. Прорыв носит характер внезапности, он всегда осуществляется вдруг, как некий прыжок. Внешняя форма представляет собой интенсивное эмоционально окрашенное переживание. Интенсификация переживания достигается путем нацеленности на будущее. Так что будущее как временение становится источником специфического переживания, которое может быть слабо связано с окружением человека и обусловлено его экзистенцией.

Таким образом, специфическое переживание временения мы связываем с феноменом как переживанием, обусловленным внутренним миром человека.

Хайдеггер рассматривал экстаз как некое мгновенное состояние, толчок человека к самости. Кроме того, экстатическое переживание связано с большой дистанцией времени или пространства. Если переживание охватывает ближайшее время и пространство, ближайшие цели и действия, то вероятность экстаза мала. Экстаз можно рассматривать только в более длительном временном или пространственном отрезке. Хотя и не масштаб времени или пространства, а выход за пределы наличного мира дает его возможность.

Применимо к феноменам любви и смерти это означает, что экстаз исходит от отдаленного прошлого в форме памяти о пережитом и с необходимостью включает в себя отдаленное будущее. Отдаление же понимается как разрыв с актуальностью. Можно согласиться с Хайдеггером, что именно отдаленное будущее (или временение) определяет механизм экстаза. Ближайшее прошлое и ближайшее будущее соотнесены с актуальностью, и если экстаз определен ближайшим будущим, то возникает забывание и падение экзистенции.

Итак, разрыв с актуальностью происходит при включении в состояние человека отдаленнего будущего и пространства, которое в актуальную ситуацию не входит. Отдаление от актуальности приводит к осмыслению ситуации в терминах подлинности и неподлинности, которые связаны с переоценкой ситуации в терминах смысла своего существования. Таким образом, экзистенция порождает переоценку актуальности, разрывает ее. Таким способом возникает новая ситуация присутствия, связанная с интенсивными переживаниями не окружающего мира, а экзистенции.

Хайдеггер выделяет два сценария развития послеэкстатического присутствия. Первый сценарий - это падение экзистенции, что означает возвращение к

42

О. И. Николина

неподлинному существованию, т. е. к замещению переживания экзистенции переживаниями текущего момента. Когда экстаз исходит из несобственного прошлого, то в переживании подлинности он переживается как собственное или подобное собственному, он становится своим, что в итоге может означать как утрату самости, так и новый вектор ее развития. Причем этот процесс может носить циклический характер, когда увлечение чем-то новым и наступление нового экстаза, опять-таки носящего несобственный характер, приводит к новому забыванию себя, что возобновляет падение, хотя порождает переживания, родственные переживанию самости.

Второй сценарий - когда экстаз исходит из собственного. В этом случае происходит возобновление и продолжение себя, это есть переход к подлинному существованию. Временение из будущего задает ситуацию напряжения внутри индивидуальности. Это состояние, возможно, менее яркое по переживанию и характеру ситуации вне человека, но более напряженное внутри самого человека.

Два типа экстаза показывают сходство переживаний развития самости и ее подмены. Здесь уже следует разделять не временение из будущего или прошлого, которое использует Хайдеггер, но време-нение собственного от временения чужого. Собственное временение, помимо временных схем, задействует еще собственную уникальную схему повторения себя самого в присутствии, т. е. связано с идентификацией себя через разведение подлинной и неподлинной составляющей временения.

Экстаз как временение из будущего может иметь длящийся характер, возникающий в результате переживания феномена. Причем разные феномены могут задавать разные типы дистанции относительно времени. А дистанция во времени опирается на самость, что и является отличительным качеством протекания переживания феномена, т. е. феномен должен опираться на элементы самости, в

нем задействованные. Например, экстаз в любви задан отдалением объекта любви, в то время как переживание в феномене смерти задано его приближением.

Ключевым в переживании феномена становится ожидание и надежда, которые связаны с самостью. Собственно феномен возникает с того момента, когда искусственно вводится момент ожидания, притом что само ожидание опирается на самость. Это ожидание как пред-прожива-ние события как собственного определяет возможные варианты развития присутствия. Феномен оказывается возможностью присутствия не падать, а существовать. Таким образом, длительность протекания экстаза связана с опорой на самость, это схема универсальная для переживания феномена.

Итак, сделаем выводы.

1. В концепции М. Хайдеггера време-нение и самость являются элементами структуры феномена, определяющими его масштаб и направленность.

2. В присутствии Хайдеггера экзистенция, проявляющаяся в форме временения, направленного из будущего, вытесняется заботой и наличностью, которые актуализируются из прошлого и настоящего.

3. Экстаз может перевести чужое в собственное, прошлое в будущее, чем может создавать собственное и подлинное в присутствии. Экстаз может также провоцировать бегство за новым и отказ от собственного, а это циклическое повторение открытия может подавить собственное и подлинное, которое ведет себя «спокойнее».

4. Экстаз предполагает большую дистанцию временения, которая «выпрыгивает» за пределы актуальной ситуации. И здесь экстаз подлинного имеет менее яркую ситуацию, чем экстаз нового. Цикличность нового и длительность собственного имеют разное основание. Во втором случае речь идет о самости.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Хайдеггер М. Бытие и время. М. : Ad Mar-

ginem, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.